Нужно ли ставить прививку. Календарь профилактических прививок для детей в России

  • Дата: 30.03.2019

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

После рождения ребенка в семье возникает не мало спорных вопросов. Важное место занимает вопрос вакцинации крохи в первый год его жизни, нужны ли прививки детям до года. Одни родители уверены в пользе прививок и ставят их согласно прививочному календарю. Другие же наотрез отказываются прививать своего ребенка, считая, что неокрепшему организму слишком опасно давать такую нагрузку и ставить прививки не нужно. И те и другие руководствуются в первую очередь желанием уберечь своего дитя от болезней, но кто из них прав?

Необходимы ли прививки детям до года

Мнения врачей в этом вопросе более конкретны. Ставить прививки обязательно нужно. Ведь существует ряд опаснейших болезней, от которых может спасти только вакцинация. Это такие болезни, как:

  • полиомиелит,
  • дифтерия,
  • коклюш,
  • столбняк,
  • паратит,
  • гепатит,
  • туберкулез и многие другие.

Главные аргументы противников прививок – это случаи болезней, а иногда даже смертности из-за пресловутой вакцины. Но стоить понимать, что здесь, скорее несоблюдение допрививочного периода, чем действие вводимой вакцины в организм ребенка. Так или иначе всех интересует ставить или нет прививки детям до года.

Ставить или нет прививки детям до года мнение врачей

Почти все врачи солидарны в мнении, что ребенку необходимо и нужно ставить прививки до года и после, да и в течение всей жизни, согласно календарю вакцинации. Конечно реакция организма у всех деток разная и порой непредсказуемая. Очень важно понимать, что ни в коем случае нельзя ставить прививку ребенку, который болеет или недавно болел. Перед прививками нужно обязательно сдавать анализы, с целью контроля состояния здоровья малыша. И вообще вести правильный образ жизни, закаляться, соблюдать режим дня и питания.

Не стоить игнорировать и сроки вакцинации, иначе профилактическая эффективность может быть ниже ожидаемой. Если вы собрались в отпуск, то лучше проконсультироваться с врачом-педиатром, когда лучше поставить ту или иную прививку вашему ребенку.

Сторонники отказа от прививок полагают, что у них низкое качество и поэтому они больше вредят детям. Это заблуждение, так как все вакцины прошли контроль и рекомендованы Министерством Здравоохранения. У всех вакцин есть разные производители и схемы разработки, но они не являются менее или более эффективными. Все аналоги взаимозаменяемы. Подробную консультацию родителям смогут дать педиатры на приеме перед прививкой.

Ставить нужно ли прививки детям до года

Есть вакцины, от которых не стоит отказываться. Первая прививка в жизни крохи – это БЦЖ (вакцина от туберкулеза), затем ставят полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк. Через год обязательная ревакцинация. В год ставят прививку от кори, а в 1,5 от паротита (свинки).

Все данные по срокам и количеству вакцин есть в прививочном сертификате ребенка.

Конец прошлого века ознаменовался в России вспышками таких вроде бы основательно подзабытых заболеваний, как корь, полиомиелит и дифтерия. Эстафету от 90-х приняли 2000-е годы. В 2003‒2004 годы в нашей стране была вспышка дифтерии, с 2011-го по 2013-й во всех регионах увеличивалось число случаев заболевания корью. В 2013 году только в Москве их было зарегистрировано аж 505! Большинство заразившихся – не привитые соответствующей вакциной дети в возрасте до 5 лет. Как отмечают врачи, основная причина – отказ от профилактических прививок. Причем часто страшна не столько болезнь сама по себе, сколько ее осложнения: отит, пневмония, энцефалит, менингоэнцефалит. Так что, уважаемые родители, решая, стоит ли делать ребенку прививку, примите эту информацию к сведению и помните, что любой недуг, вакцинация от которого входит в национальный календарь прививок, может привести к самым трагическим последствиям.

Сейчас появилась вакцина против очень опасного ротавируса – возбудителя очень тяжелых форм диарей, при которых у детей развивается сильное обезвоживание. Чаще всего подобное происходит с детьми до 2 лет. Малышам делают прививку с 6-й недели жизни.

Своевременная защита

Бытует мнение, что ребенок, находящийся на грудном вскармливании, надежно защищен от самых опасных недугов иммуноглобулинами, которые содержатся в мамином молоке. Более того, в грудном молоке присутствуют антитела к тем инфекциям, которыми переболела мама. Это так, но подобная защита эффективна лишь в первые месяцы жизни. Со временем мамины иммуноглобулины перерабатываются и выводятся из организма. На смену им должны прийти антитела, которые вырабатывает организм ребенка. Происходит это только в том случае, если кроха переболеет опасной инфекцией. Вакцинация как раз и дает возможность в сильно ослабленной форме перенести недуг и сформировать собственную защиту от него.

Многих родителей беспокоит, что вакцинация начинается чуть ли не на следующий день после появления малыша на свет. Дело в том, что иммунная система младенца не может еще самостоятельно бороться с вирусами и любая инфекция может иметь для маленького человечка очень серьезные последствия. Так, например, сразу после родов велика опасность заражения малыша гепатитом В и туберкулезом. Вот почему эти прививки делаются в первую очередь. Для детей младше 2 лет очень опасны коклюш, корь, дифтерия и столбняк. У 25% грудничков младше 6 месяцев коклюш переходит в пневмонию, а у 20% ‒ оборачивается ложным крупом. Кроме того, стойкость ко многим заболеваниям вырабатывается не сразу, и для профилактики нужно вводить вакцину с определенными интервалами несколько раз.

Состав и сроки

Вакцины бывают живыми и инактивированными. В первом случае в состав вакцины входит живой, но ослабленный вирус, а во втором – уже убитый. Причем некоторые вакцины могут содержать не целые клетки убитого возбудителя, а лишь отдельные частицы опасного микроорганизма. Такие бесклеточные вакцины реже вызывают осложнения. Иммунная система реагирует на любые вирусы, и, если родители опасаются осложнений или на первую вакцинацию организм малыша отреагировал слишком бурно, второй раз лучше «уколоть» кроху бесклеточным аналогом первой вакцины. Эффективность иммунной защиты от замены препарата вряд ли пострадает.

Кроме вируса в состав вакцины входят дополнительные ингредиенты. Добавки ослабляют вирусы (формальдегид), усиливают иммунный ответ (гидроксид алюминия) или действуют как консерванты, продлевая срок годности препарата (фенол). И хотя в современных препаратах дополнительных компонентов в сотни раз меньше, чем в вакцинах предыдущего поколения, именно второстепенные компоненты чаще всего провоцируют побочные реакции.

Аллергические реакции на вакцину возникают редко. Причина – индивидуальная чувствительность к белковым компонентам вакцины. Симптомы реакции – отек и покраснение кожи в месте введения вакцины, скачок температуры тела, сыпь.

Нежелательные реакции

Если же говорить об осложнениях, которые случаются после вакцинации, то в подавляющем большинстве случаев ничего страшного в побочных реакциях на прививку нет. Они обычно сигнализируют о том, что организм вызов принял и активно борется с непрошеным гостем, то есть вирусом.

Доктора делят побочные реакции на местные и общие. Первые возникают в месте укола, вторые затрагивают весь организм. И те и другие чаще всего неопасны, организм самостоятельно справляется с ними за 2‒3 дня.

Местная реакция на прививку проявляется покраснением, небольшой болезненностью или припухлостью в месте, куда вошла игла. Такова защитная реакция на проникновение в организм малыша чужеродных веществ. Иногда производители специально провоцируют местную реакцию, вводя в состав препарата специальные вещества – адъюванты. Чем активнее протекает воспаление, тем больше клеток познакомится с проникшим внутрь «агрессором», а значит, и иммунитет будет формироваться активнее. Обычно адъюванты содержатся в «мертвых» вакцинах, на «живые» организм и без них откликается довольно бурно.

К общим реакциям на прививку относятся повышение температуры тела, нарушение сна, потеря аппетита, сонливость, вялость. Повышение температуры означает, что иммунная система «пришельца» заметила и активно с ним борется. Чтобы ей не мешать, жаропонижающее дают малышу только в том случае, если градусник показывает больше 38,5 °С.

Если местная и общая реакции сохраняются дольше 2‒3 дней, следует обязательно проконсультироваться с врачом. Когда невозможно сбить температуру и состояние ребенка ухудшается, вызывайте «скорую». Обычно такие осложнения развиваются при вакцинации на фоне ослабленного иммунитета. Так как повышение температуры у совсем маленьких детей может протекать бессимптомно, педиатры рекомендуют измерять ее в течение 2‒3 дней после прививки и следить за поведением ребенка, его сном и аппетитом.

срок годности

У каждой вакцины – свой срок действия. Скажем, прививка от гепатита В эффективна в течение 5 лет, вакцина БЦЖ – 7‒8 лет, АКДС – 10 лет. «Живая» вакцина против полиомиелита защищает организм 5 лет, инактивированная – 10. Вакцина против кори и эпидемического паротита действует 12 лет. А чтобы избежать заражения гепатитом А и вирусом папилломы человека, достаточно одной-единственной прививки. Порой само заболевание дает не такой долгосрочный иммунитет. Например, повторно заразиться корью или паротитом непривитый человек может уже через 5 лет после перенесенного недуга.

Только по желанию

Список прививок в национальном календаре довольно внушительный, но это далеко не все опасные болезни, от которых желательно защитить ребенка. Есть еще ветряная оспа, менингит, гепатит А, клещевой энцефалит. Такие прививки доктора лишь рекомендуют, но ни в коем случае не настаивают на своем предложении. Тем не менее родителям есть над чем подумать.

Ветряная оспа обычно переносится легко, но вирус очень заразен. Не перенесший ветрянку человек подхватит ее после общения с больным с вероятностью почти 100%. Стоит заболеть хоть одному ребенку в детском саду, как ветрянка охватывает не только детский сад, но и непривитых близких тех детей, что заразились ветрянкой. К тому же у этого недуга есть такое осложнение, как сахарный диабет, которое довольно часто случается у переболевших ветрянкой взрослых, а еще вирус очень опасен для тех малышей, что пока еще только развиваются в мамином животике.

Менингококки – причина тяжелых форм менингита. Болезнь развивается мгновенно и часто имеет необратимые последствия. Сейчас от этой инфекции можно прививать детей с 2 месяцев.

Гепатит А передается как кишечная инфекция – через немытые руки, воду, продукты. Недуг поражает печень – орган кроветворения. Прививать детей против этой болезни можно после 1 года.

Клещевой энцефалит переносят иксодовые клещи. Шанс повстречаться с ними летом велик даже в Подмосковье. Вирус приводит к тяжелому поражению нервной системы. Так что привиться стоит всем любителям природы.

Национальный календарь прививок детям первого года жизни на 2017 год

  • Новорожденные в первые 24 часа после появления на свет – вакцинация против вирусного гепатита В.
  • Новорожденные (3‒7-й день появления на свет) – вакцинация против туберкулеза (БЦЖ-М).
  • 1 месяц – вторая вакцинация против вирусного гепатита В.
  • 2 месяца – первая вакцинация против пневмококковой инфекции.
  • 3 месяца – в один день: первая вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), первая вакцинация против полиомиелита и первая вакцинация против гемофильной инфекции.
  • 4 месяца – вторая вакцинация против пневмококковой инфекции (ревакцинация в 12‒15 месяцев).
  • 4,5 месяца – в один день: вторая вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), вторая вакцинация против полиомиелита, вторая вакцинация против гемофильной инфекции.
  • 6 месяцев – в один день: третья вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка (ревакцинации – в 18 месяцев, в 6 и 14 лет – против дифтерии и столбняка), третья вакцинация против полиомиелита (ревакцинации – в 18, 20 месяцев и 14 лет), третья вакцинация против гемофильной инфекции, третья вакцинация против вирусного гепатита В.
  • 12 месяцев – вакцинация против кори, эпидемического паротита, краснухи (ревакцинация в 6 лет).

Родители часто задаются вопросом, надо ли прививать ребенка, или лучше отказаться от вакцинации. Прививки действуют против опасных болезней, которые в ряде случаев заканчиваются инвалидностью. Вакцинация проводится для выработки иммунитета к конкретному заболеванию. Важно правильно оценить, насколько велик риск отказа от инъекции, и понимать, что побочные реакции от вакцинации могут принести меньше вреда, чем последствия самой болезни.

К тому же, отдать малыша в детское дошкольное учреждение без сертификата о сделанных прививках весьма проблематично. К моменту поступления в детский сад желательно сделать все положенные прививки.

Для чего проводится вакцинация, является ли она обязательной?

Иммунитет защищает организм от патологических микробов и вирусов, поступающих извне. Различают врожденный и приобретенный (адаптивный) иммунитет:

  • Врожденный формируется еще в зародышевом состоянии и носит наследственный характер. Он отвечает за невосприимчивость детского организма к конкретному виду вирусов.
  • Адаптивный иммунитет формируется по мере развития ребенка в течение жизни. Иммунная система перестраивается, адаптируется к новым вирусам и защищает от них человека.

Иммунная система распознает попавший в организм вирус, и вырабатываются антитела, которые интенсивно размножаются и поглощают вирусную клетку, убивают ее. После такой борьбы несколько антител сохраняются в организме. Это «клетки памяти», которые мгновенно размножаются и активизируются в случае повторного попадания вируса в кровь. Благодаря «клеткам памяти» ребенок не заболевает второй раз, у него уже выработан адаптивный иммунитет. Вакцинация направлена на формирование у человека приобретенного иммунитета.

Различают живую (вводится ослабленный вирус) и инактивированную (вводится мертвый вирус) вакцины. После обеих процедур запускается механизм развития «клеток памяти», которые в будущем защищают малыша от болезни. При использовании инактивированных вакцин осложнения исключены, т.к. ребенку вводится мертвый вирус. После живых вакцин у малыша возможно развитие легкой формы заболевания, которая позволит в будущем избежать тяжелого протекания болезни.

В советское время детская вакцинация была обязательной, и вопрос выбора не стоял так остро. Сейчас прививки малышам делаются с письменного согласия родителей, и у них есть право отказаться от процедуры. При этом родители берут на ответственность за риски, связанные с вероятностью инфицирования малыша - адаптивный иммунитет к вирусу у ребенка будет отсутствовать.

Перечень прививок для детей разного возраста

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Существует календарь прививок, по которому проводят вакцинацию детей (подробнее в статье: ). Однако строгое соблюдение всех сроков не всегда возможно. После перенесенной ребенком простуды должно пройти определенное время, прежде чем педиатр позволит сделать прививку. В связи с этим сроки, обозначенные в календаре, могут варьироваться. Однако если по плану стоит ревакцинация (повторная прививка для закрепления приобретенного иммунитета), то со сроками затягивать не стоит.

При ревакцинации важно четко соблюсти время между прививками, иначе эти процедуры могут оказаться бесполезными.

Возраст Наименование прививки Порядковый номер вакцинации
1 сутки Гепатит В 1
3-7 день БЦЖ (против туберкулеза) 1
1 месяц Гепатит В 2
3 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция 1/ 1/ 1
4 месяца АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ пневмококковая инфекция/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: ) 2/ 2/ 2/ 1
6 месяцев АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк)/ полиомиелит/ гепатит В/ гемофилия (детям из группы риска) (рекомендуем прочитать: ) 3/ 3/ 3/ 2
12 месяцев Корь, краснуха, паротит 1
6 лет Корь, краснуха, паротит (подробнее в статье: ) 2
7 лет Манту (см. также: ) 2

Особое место занимает ежегодная вакцинация от гриппа, которую можно проводить детям старше 6 месяцев. В разгар эпидемии риск подхватить вирус очень высок, особенно у детей, посещающих садик и школу. Грипп может давать осложнения на внутренние органы и опорно-двигательную систему. Вообще сезонная вакцинация против гриппа является добровольной, но крайне желательной. Сделать эту прививку надо заранее. В разгар эпидемии прививаться уже нет смысла. Когда же врачи рекомендуют делать противогриппозную вакцинацию? Оптимально ввести вакцину за 3-4 недели до начала эпидемии.


Детям, посещающим детские сады и школы, рекомендуется проводить ежегодную вакцинацию против гриппа

Еще один актуальный вопрос - можно ли делать прививку ребенку с незначительными симптомами простуды? Нет, важно прививать только полностью окрепшего малыша после тщательного осмотра педиатром.

Типичные реакции на прививку

После прививки могут возникнуть определенные реакции, которые являются допустимыми: покраснение и опухание места укола, повышение температуры, головная боль, общее недомогание, капризность. Эти симптомы проходят в течение 2-х суток. Наиболее тяжелые побочные проявления отмечаются после вакцинации АКДС: температура может подниматься до 39ºС и держаться до 3 дней. Малышу надо давать жаропонижающие средства (Нурофен, Калпол, свечи Цефекон) и обеспечить ему покой.

Какие препараты можно дать при покраснении и зуде? Лучше всего помогут антигистаминные капли Зиртек, Фенистил, Супрастин.

Аргументы «за» вакцинацию

Прививки защищают детей от многих болезней, от которых нет профилактических препаратов. Вакцинация – единственный возможный способ предотвратить заражение малыша коклюшем, столбняком, полиомиелитом, туберкулезом.

По мнению специалистов, прививка не дает стопроцентной защиты от заболевания, однако значительно снижает риск заражения. Привитый ребенок, если заболеет, перенесет заболевание гораздо легче, без опасных осложнений.

Некоторые прививки дают активную защиту в первые годы после введения вакцины, а потом их действие снижается. Например, адаптивный иммунитет против коклюша исчезает по мере роста ребенка. Однако коклюшем опасно переболеть именно до 4 лет. В этом возрасте болезнь грозит малышу разрывом кровеносных сосудов и тяжелой пневмонией. Только сделанная по плану прививка (в 3, 4 и 6 месяцев) защитит ребенка от страшной инфекции.

Аргументы в пользу вакцинации:

  • формирование адаптивного (приобретенного) иммунитета против возбудителей опасных и смертельных заболеваний;
  • массовые вакцинации позволяют подавлять вспышки вирусных инфекций и не допускать развития эпидемий кори, краснухи, паротита, полиомиелита, туберкулеза, гепатита В и многих других болезней, результатом которых может стать инвалидность ребенка;
  • непривитому ребенку ставятся негласные «преграды» при поступлении в детский сад, поездке в загородный летний лагерь - оформление малыша в любое учреждение, в том числе и в школу, требует наличия сертификата о прививках и карты иммунизации;
  • прививки детям до года и старше делают под контролем медицинского персонала, который несет за это ответственность.

Также важно ставить прививки абсолютно здоровому человеку. После перенесенных ОРВИ следует выдержать интервал в 2 недели и правильно подготовить малыша к введению вакцины. Проводить ревакцинацию (повторную иммунизацию) необходимо в строго установленные сроки. Эти простые правила позволят достигнуть максимального эффекта при минимуме побочных эффектов.


Перед проведением вакцинации необходимо убедиться, что ребенок полностью здоров

Аргументы «против»

Многие родители считают, что новорожденных малышей прививать не нужно, потому что у них уже есть врожденный иммунитет, а химические вакцинные препараты его разрушат. Однако действие профилактических прививок направлено на развитие и укрепление именно адаптивного иммунитета, и они никак не влияют на врожденный. Поэтому понимая принцип работы иммунной системы, можно смело опровергнуть этот аргумент.

Противники вакцинации ссылаются на побочные эффекты и возможные осложнения. В ряде случаев у новорожденных появляется покраснение и нагноение в месте укола, аллергические реакции, лихорадка – это ответная реакция организма на введенные штаммы вирусов, которая является допустимой нормой. Серьезные осложнения возникают крайне редко и обусловлены нарушением техники выполнения вакцинации, плохим качеством лекарства, нарушением условий его хранения.

Наибольшую опасность представляют осложнения из-за индивидуальной непереносимости лекарства. Спрогнозировать такие осложнения практически невозможно.

Почему нельзя делать профилактические уколы от серьезных заболеваний? Родители приводят массу аргументов в пользу отказа:

  • эффективность вакцин полностью не доказана;
  • у новорожденных не проводится полное медицинское обследование;
  • ответная иммунная реакция у новорожденного очень слаба (особенно в первую неделю, когда делаются 2 основные прививки - БЦЖ и гепатит), поэтому вакцинация не дает нужного эффекта и принесет только вред;
  • заболевания легко переносятся в детском раннем возрасте и не имеют тяжелых последствий (краснуха, корь) – это мнение родителей ошибочно;
  • высок процент возникновения осложнений после вакцинации, нет индивидуального подхода к каждому малышу;
  • ненадлежащее качество вакцин, неизвестные производители, безответственный подход медицинского персонала к хранению препаратов.

Мнение доктора Комаровского

Нужно ли обязательно делать прививки своим детям? На этот вопрос известный доктор Комаровский отвечает очень подробно. По его мнению, после любой вакцинации остается небольшая вероятность заболеть. Однако исход заболевания не будет таким плачевным, и малыш перенесет болезнь в легкой форме. Главное - следовать определенному графику, который можно составить индивидуально с учетом особенностей организма ребенка.


Известный педиатр Е. О. Комаровский придерживается мнения, что вакцинация - высокоэффективный способ уберечь детей от опасных инфекционных болезней

Чтобы иммунная система правильно отреагировала на прививку и смогла выработать нужное количество антител, малыш должен быть полностью здоров. Какие моменты нужно учесть родителям? Комаровский дает несколько полезных советов:

  • не экспериментировать с новой едой, не вводить прикорм за несколько дней до прививки;
  • сутки перед вакцинацией ребенка выдержать на диете, чтобы не перегрузить пищеварительный тракт;
  • не употреблять пищу за час до и через час после вакцинации;
  • обеспечить правильный питьевой режим в количестве 1-1,5 л воды в сутки, чтобы вымыть из организма токсины от вакцины;
  • после прививки нельзя посещать места скопления людей, не находиться на палящем солнце и остерегаться сквозняков.

Возможные последствия отказа от прививок

Отказ от прививок грозит возможными тяжелыми заболеваниями на протяжении всей жизни. Ребенок будет контактировать с другими детьми, посещать детские заведения и массовые мероприятия, и в случае присутствия рядом носителя болезни непременно заразится сам. Последствия болезней, уберечься от которых можно только с помощью профпрививок, бывают крайне тяжелыми, вплоть до летального исхода. Невакцинированный малыш в случае болезни будет являться распространителем заболевания и заразит других членов своей семьи. Однако родители имеют право отказаться от прививок, заранее подписав соответствующие документы.