Вещества которые употребляются только во множественном числе. Только множественное число имен существительных

  • Дата: 08.09.2019

Cлайд 1

Только множественное число имен существительных Подготовила учитель МБОУ СОШ № 11 с. Белая Глина Крамаренко Н.В.

Cлайд 2

Только множественное число имен существительных ЦЕЛЬ: Формировать умение находить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; развивать умения правильно употреблять их в речи, сопоставлять, анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы

Cлайд 3

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (тетрадь, книга, мама, друг, папа). Имена существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о нескольких предметах (тетради, книги, мамы, папы, друзья). Задание: образовать множественное число имен существительных. Объяснить, при помощи чего образовались данные существительные. Земля, город, страна, чудо, котёнок, человек, друг. Земли, города, страны, чудеса, котята, люди, друзья.

Cлайд 4

Существительные только множественного числа В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных: обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели); обозначающие орудия труда (грабли, кусачки); обозначающие названия игр (жмурки, прятки); некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи); некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины); собственные (Карпаты, Альпы).

Cлайд 5

ФИЗМИНУТКА Руки кверху поднимаем, Ножками потопаем, А потом их опускаем, Ручками похлопаем. А потом их разведем Вправо-влево повернемся, И к себе скорей прижмем. Медленно назад прогнемся. А потом быстрей, быстрей А теперь прыжки на месте. Хлопай, хлопай веселей! Дружно прыгаем все вместе!

Cлайд 6

ЗАГАДКИ 1. Эту ткань изг..тавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч..ной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п..стухов и зол..тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр..стов. Это... (джинсы). 2. Кто и когда их изобрел – неизвес..но. В Древней Грец..и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец..я - царица зеркал и стекля..ой посуды. На Руси их стали н..сить с XV века. Это... (очки). 3. На н..чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о..дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе..ий отдых, и зимний, и весе..ий. Это... (каникулы). Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1- я группа (девочки) выпишет слова, которые мы можем найти на кухне; 2- я группа (мальчики) выпишет слова, которые мы можем найти в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны. Группы дополните своими примерами. Все вместе выпишите, что может находиться в шкафу.

Cлайд 9

. Фижмы (нем.) - юбка на каркасе, появилась в Англии в 1711 г.; прямо в платье вшивались пластины китового уса или ивовые прутья. В 40-х гг. в Англии появились овальные фижмы, их стали надевать под нижнюю юбку... Ста нсы (фр. stance от итал. Stanza - помещение, комната, остановка) - стихотворная жанровая форма, генетически восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. Слова для справок. Бигуди Дрожжи Обои Каникулы Сухофрукты Будни Джинсы Объедки Каперсы Сливки Бриджи Джунгли Опилки Консервы Спагетти Брюки Дрова Прятки Колготы Сани Белила Дровни Помои Качели Сумерки Бусы Духи Пельмени Клещи Стансы Брызги Дебаты Панталоны Лосины Тропики Вершки Деньги Ползунки Макароны Торги Весы Жалюзи Плавки Мемуары Тефтели Выжимки Жмурки Плоскогубцы Ножницы Узы Ворота Заморозки Плечики Носилки Фижмы Вилы Заносы Похороны Оковы Фисташки Граффити Именины Рожки Отруби Хлопоты Грабли Кальсоны Сласти Очки Хлопья . СПАСИБО ЗА УРОК!































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Cлайд 1)

Цель: формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. (Слайд 2)

Задачи:

  • Научить образовывать трудные формы множественного числа и употреблять эти существительные в речи;
  • Способствовать расширению словарного запаса учащихся;
  • Развивать речь учащихся;
  • Воспитывать у учащихся чувство толерантности. (Слайд 3)

Обеспечение урока: тетради, ручки, компьютер, мультимедийный проектор, диски

Информационно-коммуникационная поддержка урока:

1. Видеозапись мультфильма «Каникулы в «Простоквашино» (фрагмент);
2. Аудиозапись песен:
а) Ах, вы сени, мои сени» (отрывок);
б) «Песенка Винни-пуха» (отрывок);
в) «До чего дошел прогресс» (отрывок);
г) «Рябиновые бусы» (отрывок).
3. Медиаурок «Введение в тему урока» (звуковая презентация»;
4. Авторское электронное пособие «Русский язык. 5 класс»;
5. Презентация к уроку, выполненная в программе «Microsoft Office PowerPoint 2007»

Межпредметные связи: информатика, литература

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Психологический настрой на работу.

(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)

– Ребята, скажите, как называется мультфильм, который вы сейчас посмотрели?
– Правильно « Каникулы в Простоквашино». Назовите, пожалуйста, нарицательные имена существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)

(Слайд 4)

– В каком числе стоит это имя существительное? (Во множественном)
– Поставьте это имя существительное в форму единственного числа (Учащиеся отвечают, что это невозможно)
Да, существительное «каникулы» имеет только форму множественного числа. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о существительных, имеющих только форму множественного числа.

2. Объяснение нового материала

Работа с записью на диске – медиаурок. (Для открытия программы необходимо подключиться к Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)

– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.

(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)

Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. (Слайд 5)

В итоге получается следующая таблица:

– Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. (Слайд 6)

3. Физкультминутка

4. Закрепление нового материала

1) На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. (Слайд 7)

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты

3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) (Слайд 8)

А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) (Слайд 9)
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) (Слайд 10)
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) (Слайд 10)
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) (Слайд 11)
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) (Слайд 12)

(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)

5) Работа на компьютерах с электронным пособием. Выполнение заданий по тем «Существительные, имеющие только форму множественного числа» (Приложение 1 ) Каждый из учеников сразу же видит результаты своего труда.

– Ребята, скажите, какой период времени во время учебного года вам нравится? (каникулы)
Давайте составим со словом «Каникулы» синквейн:

Каникулы
Веселые Долгожданные
Наступают Веселят Помогают
Скоро наступят долгожданные каникулы
Праздник

5. Итог урока

На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них. (Слайд 13)

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) (Слайд 14)

6. Домашнее задание (Слайды 15-16)

Упражнение № 515 по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных:нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко ;

    большинство отвлечённых (абстрактных ) существительных: радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина ;

    большинство собирательных существительных:учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора ;

    большинство имён собственных : Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал .

Примечание. В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:

    видов, сортов вещества: вино - десертные вина, масло - технические масла ;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

    различных проявлений качеств, свойств, состояний:возможность - новые возможности, радость - наши радости ;

    длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия: мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики .

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные: чернила, опилки, очистки ;

    некоторые отвлечённые существительные: именины, выборы, нападки, козни, побои ;

    некоторые собирательные существительные: деньги, финансы, дебри ;

    некоторые имена собственные: Каракумы, Карпаты, роман «Бесы» ;

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей: очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи ;

    некоторые названия отрезков времени: сумерки, сутки, будни, каникулы .

Примечание. У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.

Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных.

    Слова человек и ребёнок во множественном числе образуют формы люди и дети .

    Слова сын и кум во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья .

    Слова мать и дочь во всех формах единственного (кроме именительного и винительного падежей) и множественного числа имеют суффикс -ер: матери, дочери .

    Слова чудо , небо и древо во множественном числе приобретают суффикс -ес:чудеса, небеса, древеса . Слова тело и слово имеют устаревшие формы множественного числа с этим суффиксом: телеса , словеса наряду с регулярными телá , словá .

    Слово око во множественном числе имеет основу оч-: очи, очей, очам .

    Слово ухо во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам .

    Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам .

    Слово церковь при склонении во множественном числе имеет вариант с твёрдой основой: церквями и церквами, о церквях и о церквах .

В русском языке, наряду с единственным и множественным числом, имеются следующие явления числового характера:

    собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья , сыновья , колья , коленья , листья , коренья против мн.ч. зубы , сыны , колы , колени , листы , корни );

    собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё , зверьё против мн.ч. дураки , звери );

множественного числа"

Мотивация : знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке.

Цели:

знать: имена существительные, имеющие форму только м ножественного числа;

уметь : правильно образовывать трудные формы множественного числа точно, уместно употреблять эти существительные в речи.

воспитывать: любовь и интерес к русскому языку.

Задачи:

1. расширить словарный запас;

2. развивать речь учащихся.

Обеспечение урока: тетради, ручки, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), предметы (для «магазина»), компьютер.

Ход урока.

1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

Ребята! Уже несколько дней на уроках вы ведете разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (Об имени существительном).

Вопрос классу:

Что же такое имя существительное?

2. Проверка домашнего задания. (Разгадывание кроссворда).

Цели:

- проверка усвоения предыдущей темы "Имена существительные, имеющие формы только единственного числа»;

- подготовка к усвоению новой темы.
(Ключевое слово: ПРОГУЛКА)
1) самый распространенный злак (просо)

2) место, где ты родился или живешь (Родина)

3) красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)

4) проявление мужества, отваги (героизм)

5) … от семи недуг (лук)

6) белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел)

7) её собирают на болоте (клюква)
Вопрос классу:

Чем объединены слова в домашнем кроссворде? (все они имеют форму единственного числа)

3. Объяснение нового материала
Цель:

Знакомство с группой существительных, имеющих только форму множественного числа


Итак, если есть существительные, имеющие форму только единственного числа, следовательно… (ученики делают предположение) должны быть слова, имеющие форму только множественного числа.
- Что же мы должны узнать, уметь и чему научиться?
В русском языке имеются слова, которые:

1) употребляются как в единственном числе, так и во множественном: (колодец – колодцы)

2) употребляются только в единственном числе: (листва, зелень, дрожь)

3) но есть немногочисленная группа слов, которая пополняется крайне редко. Это закрытый список слов, которые в основном заканчиваются на и – (ы)

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (с применением компьютера)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, имеющие только множественное число, обозначают:
1. названия составных и парных предметов:

(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы)


2. названия материалов или их отходов; вещества:

(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)


3. названия промежутков времени:

(сутки, будни)


4. названия игр:

(горелки, жмурки, прятки)


5. названия действий и состояния природы:

(выборы, хлопья, всходы, сумерки, заморозки)


6. некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки)


- Ребята, попробуйте определить у этих существительных род и склонение.

Какие морфологические признаки отсутствуют у этих существительных? (не определяются род и склонение)


4. Закрепление изученного материала
Цель:

Уметь находить слова изучаемой группы и употреблять их в речи


1* Синтаксическая пятиминутка (1 ученик у доски)
Из радужных ворот к нам выходит хоровод.

Разобрать по членам;

Найдите в этом предложении слово, имеющее форму только множественного числа (ворот);
2* «Прогулка в магазин». Работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
- Ребята, вспомните, какое ключевое слово было в вашем домашнем кроссворде?

Сейчас мы с вами совершим прогулку в магазин, где вы сможете приобрести понравившийся вам предмет. Но чтобы его получить, вам нужно будет выполнить задания по карточкам.


Задание №1

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, жмурки.
Задание №2

Выпишите имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе.

Клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.
Задание №3

Выпишите имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе.

Качели, горцы, горелки, концы, консервы, счетчики, счеты, щипцы, вопросы.
Задание №4

Составьте предложения со словами : ВОРОТА, ПЕРЕГОВОРЫ.
Задание№5

Занятия –

Праздник –

Рассвет
Задание№6

Произвести разбор слова по составу : заморозки
Задание №7

Составить предложения со словами: ЧЕРНИЛА, ВЫБОРЫ.
Задание №8

Составьте предложения со словами: ОЧКИ, ЩИ.

Задание №9

Придумайте продолжение стихотворения: ТЕПЕРЬ Я УЧЕНИЦА,

ЧЕРНИЛАМИ ПИШУ…
Задание№10

Перечислите народные игры, названия которых имеют форму множественного числа. Опишите (устно) правила одной из игр.
Задание №11

Перечислите продукты питания, которые имеют форму только множественного числа. Что можно приготовить из этих продуктов?

Задание №12

Расставьте ударения в словах.

Библиотека, инструмент, километр, ворота, макароны, инженеры,
Задание №13

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе:

Встреча –

Оттепель –

Составьте с этими словами словосочетания.
Задание №14

Разберите предложение:

Щи да каша – пища наша.

Дать характеристику предложения

Подчеркнуть основу

Объяснить постановку тире


Задание №15

Выпишите из предложения существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Через двор, где стоят сани, проходим в сени, а затем в избу.

Задание №16

Просклонять по падежам существительное БУСЫ
Задание №17

Отгадайте загадки. Отгадки запишите.

- Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

- Всегда ходят, а с места не сходят.
Задание №18

Составьте словосочетания со словами: БРЮКИ, ЧАСЫ, ДРОЖЖИ

(Работа с теми учащимися, кто выполнил карточки. Учитель дает лексическое значение слов. Ученики отгадывают.

консервы .
ворота .
деньги .
очки .
брюки .
сутки .
чернила (словарное слово)
часы .
3* Творческая работа «Каникулы»
- Ребята, какое время в учебном году наиболее интересное и веселое для вас? (Каникулы)
- Самые внимательные, я думаю, уже поняли, что слово каникулы – это тоже существительное, имеющее форму только множественного числа.
Если перевести его с латыни на русский язык, то получится «собачка, щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.

Какие картины, кинофильмы, художественные произведения в названии имеют это слово? (Ф. Решетников «Прибыл на каникулы»; м/ф «Каникулы в Простоквашино»; А.Барто стихотворение «Каникулы»)


- Вы любите каникулы? А какие именно: осенние, весенние, зимние или летние?
- Почему вы их ждете?
Вот сейчас вам и предстоит выполнить небольшую творческую работу

« Каникулы». Вы должны будете на карточке, на месте пропущенных слов написать свои слова, рассказывающие нам о том, как вы проводите каникулы. После того, как вы запишите свои слова и словосочетания, вы увидите, что у вас получился связный рассказ о каникулах. Постарайтесь использовать и существительные, имеющие форму только множественного числа, например, коньки, санки, шашки и др. Желаю вам успеха. Тех, кто захочет прочитать свои работы, мы обязательно послушаем.


5. Подведение итогов (с компьютером)
- Что нового вы узнали на этом уроке?

Что вам больше всего понравилось на этом уроке?


6. Домашнее задание. Параграф 94, стр. 194 – 196; упр. 511.

2. Кроссворд (ключевое слово каникулы ).

Учитель дает лексическое значение слов. Ученики отгадывают.

– Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке, – консервы .
– Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие, – ворота .
– Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь, – деньги .
– Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо, – очки .
– Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии, – брюки .
– Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – сутки .
– Специальная жидкость, которой пишут, – чернила .
(Запишите слово чернила в словарик.)
– Прибор для определения времени – часы .