Роль сна в организации художественного произведения. Мотив сна в произведениях Н.С

  • Дата: 05.03.2020

Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. “А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху”.
В этих снах – мечтательность, поэтичность Катерины. Рассказав Варваре о снах своей юности, она жалуется: “Думать стану – мыслей никак не соберу,

Молиться – не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой какой-нибудь это”. Таково, так сказать, дневное состояние Катерины. Дальше она продолжает и говорит о снах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.” Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, “на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись.”. “Только не с мужем”,- мгновенно откликается Варвара.
Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с “грехом”. Сон ее и предчувствие: “Точно я стою над пропастью, и меня кто – то туда толкает, и удержаться мне не за что”, точнее, “не за кого”. Другая героиня, тоже из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но. выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова, оправдывается: По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда. Позвольте. видите ль. сначала Цветистый луг; и я искала траву, Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим – будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок. Знаете, кто в бедности рожден. Фамусов отвечает только на последние слова: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. Софья продолжает: Потом пропало все: и луг, и небеса.- Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол – и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с грохотом распахнулися двери, Какие-то не люди и не звери, Нас врозь – и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему – вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ, Он вслед кричит. Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов.
В этом сне – реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон – луг, цветы, да и сам герой – из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же “сон” оказался вещим. Можно заметить, что сон Татьяны из “Евгения Онегина” близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: “.рев, хохот, свист чудовищ.” 1. Сон снится Татьяне на святки. Она хотела ворожить в бане, но стало страшно, за нее страшится автор “при мысли о Светлане”. Здесь и дух народных поверий, и “присутствие” главного романтика России – Жуковского, автора баллады о Светлане.
Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует “ее связь с народной жизнью, фольклором. Сон Татьяны – органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов”. Подробно об этом сказано в комментарии Ю. М. Лотмана к “Евгению Онегину”. Особенно интересно толкование всех “магических” явлений, образов и предметов (зеркальце под подушкой, снятие пояска, медведь – предвестник замужества и т. д.).

  1. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза....
  2. Сцена 7: Дикой и Кабаниха глазами Кулигина. Центральное место сцены – монолог Кулигина “Вот какой, сударь, у нас городишко!”, как бы подытоживающий диалог Кабанихи с Диким, где в самохарактеристике Дикого...
  3. В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе...
  4. Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной...
  5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего...
  6. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одна категория – угнетатели, представители “темного царства”, другая – униженные и забитые ими люди. Представители первой группы –...
  7. Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство...
  8. С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, “для всего народа”. Одними из лучших и значительных его достижений являются пьесы...
  9. А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства....
  10. А. Н. Островский в своем творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонвизина и Грибоедова. Он писал: “История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать...
  11. О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского...
  12. “Бесприданница” одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода- “Бесприданница” (1878) – и некоторых отношениях напоминает “Грозу”. Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все...
  13. Есть в русской литературе женские образы, ставшие воплощением страстных и неординарных натур. Таковы Татьяна Ларина и Катерина Кабанова. Есть некрасовские монументальные образы: “коня на скаку остановит, в горящую избу Войдет.”....
  14. “Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой – сельский вид”, – такой ремаркой Островский открывает “Грозу”, Действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу...
  15. В 1856 году Александру Николаевичу Островскому пришлось ближе познакомиться с Волгой и волгарями. Морское министерство снарядило в тот год экспедицию для описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам...
  16. Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а...
  17. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки автора в 1856 году по Волге. Драматург замыслил написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи...
  18. Если Катерина чувствует по-новому, уже не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, лишена рационалистического понимания исчерпанности и обреченности традиционных отношений и форм быта, то Кабаниха, напротив, чувствует еще...

И спать могу я пробуждённый,
Коли уснувшим видел я.
Кальдерон де ла Барка.
« Сон есть небывалая комбинация бывалых случаев»,-это высказывание Фрейда о сне стало афоризмом.
Сны о прошлом. Сны о будущем…Сны Ванги, Нострадамуса, Сенеки, Карнеги, Фрейда, Кастанеды и сны литературных героев. Сны великих писателей и обычных смертных.
…Архетипы Юнга К.Г. и символы православного Прова…
Многие психологи путём экспериментов доказали, что содержание сна зависит от многих внешних факторов: звуков, ощущений, атмосферного давления, положения тела,- субъективных внешних и внутренних причин.
Многие герои, как в жизни, так и литературе, в переломные моменты своей судьбы видят пророческие сны,- наше подсознание предчувствует грядущие потери, смерть, любовь…
Нет ни одного большого мастера слова, который не обращался бы к сновидению как к божьему Провидению, которым в большей или меньшей степени наделён любой смертный.
И спит богач, и в сне тревожном
Богатство грезится ему.
И спит бедняк, и шлёт укоры
Во сне уделу своему.
И спит обласканный успехом.
И обделённый видит сон.
И грезит тот, кто оскорбляет,
И грезит тот, кто оскорблён.
И каждый видит сон о жизни
И о своём текущем дне,
Хотя никто не понимает,
Что существует он во сне.
Лукреций.
Можно сказать: каков человек, таков и его сон. Эту мысль великолепно подтверждает рассказ Михаила Коцюбинского «Сон».
Герой рассказа, учитель Антон, по утрам, ещё лёжа в постели, выслушивал женины сны, прозаические, скучные, как действительность, её действительность- сытый покой.
В отличие от Марты, Антону что-то хотелось пережить, сильное и прекрасное, как морская буря, как дыхание весны- новую сказку жизни, пропеть недопетую песню, которая, сложив крылья, покоилась в груди. Он нашёл бы новые слова, не те, что осенними листьями шуршали под ногами, а полновесные, богатые и звонкие.
Жажда красоты. Иногда только во сне оживали чудеса. Антон любил сны и относился к ним, словно к плаванию по морю ночи.
Для него не было различия между сном и действительностью. Какое может быть различие, если во сне так же видишь, смеёшься, страдаешь, переживаешь? Разве действительность не исчезает так же бесследно, как сон?
Однажды утомлённый скучной,пресной, обыденной жизнью, Антон рассказывает своей Марте сон, удивительный, талантливый, поэтичный, с богоподобными красками: с островом среди моря, с нежно мерцающей, озарённой лунным светом полынью цвета серебряной седины, с древними иероглифами на море,- письменами счастья, с живой кровью в каменных жилах.
Он уже говорил не только о том, что ему привиделось во сне, он чувствовал потребность творить.
Она, оглушённая, покорённая красотой слова, шла за ним ненужная, третья, как тень, удивляясь силе поэзии.
Так сон творил в его душе, свободной от будничных дел.
И Марта испугалась: она владела телом мужа, а не его прекрасной душой.

"Назавтра жена встретила Антона в новом синем костюме, преображённая, лёгкая, молодая. В столовой парадно белел свежей скатертью стол, а на нём в высокой хрустальной вазе краснели свежие розы. Это был сюрприз.
…Они часто теперь ссорились, но как после дождя слёз, угроз грома и молний взглядов, земля становится лёгкой, свежей, молодой, так и сердце Марты, цвело и молодело. Ей удавалось иногда найти общий язык с мужем.
Теперь всё чаще на их столе алели розы " .
Как мы видим, в этом сне воплотились нереализованные силы творчества, жажда красоты, а смутные обрывки неосуществлённых, неутолённых желаний преобразовались в многокрасочную, поэтическую мозаику: муж, как Моисей, переделывал прозу жизни, уничтожал сытый покой.
Сон помог нам понять лучше характер героя, показал глубинные силы главного героя.
Иногда заряд сна бывает столь высок, что на весь день наделяет пробудившегося замечательной энергетикой добра.
В отдельных случаях сон помогает уяснить ситуацию и даже принять решение: сделать выбор между личным и общественным, между долгом и страстью, хотя стадия принятия решения зачастую мучительна для любого человека.
К примеру, рассмотрим сон Анны Карениной в момент её раздвоения между мужем и Вронским.
Почти каждую ночь ей снился один и тот же сон: и Вронский, и Каренин- её мужья; в сновидении все были довольны, всё, что казалось невыносимым в реальной жизни, становилось возможным и лёгким.
Зигмунд Фрейд утверждает, что во сне часто исполняются наши самые потаенные желания.
Людям часто снится то, что они делают и чем они интересуются.(Врач не увидит во сне, что он учит детей, а преподаватель,- что он оперирует).
Наш интеллект выливает в сон впечатления, получаемые извне, в формы времени,пространства и причинности.
Источником сна является материал из реальной жизни.
В поэме Лукреция «О природе вещей» есть строки, подтверждающие эту мысль:
Если кто-нибудь занят каким-нибудь делом прилежно,
Иль отдавались мы чему-нибудь долгое время,
И увлекало наш ум постоянно занятие это,
То и во сне представляется нам, что мы делаем то же:
Стряпчий тяжбы ведёт, военачальник идёт на войну…
Показателен в этом плане один из самых интересных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского-Свидригайлов.
Возьмём три небольших сна Свидригайлова в момент его суицидных настроений.
Свидригайлов последнюю ночь своей жизни провёл в дрянной гостинице. В его комнате было полно мышей.
И вот Свидригайлову снится сон, что по его одеялу ползают мыши, потом они забегают за ворот рубашки.
По многим сонникам, мыши символизируют коварные замыслы, с одной точки зрения, а с другой,- перед тем как заснуть, Свидригайлов видел мышей и слышал их писк. По архетипам Юнга, мыши обозначают сватовство.Но герой и сватался накануне.
О Свидригайлове ходили слухи, как о насильнике утопившейся с горя и обиды 14-летней глухонемой девочки.
Изнасилование этой девочки, а тем паче её смерть, оставили в развращённой и очень впечатлительной душе Свидригайлова самый глубокий след. Просто на протяжении нескольких лет это впечатление было вытеснено другими реалиями, например, любовью к Дуне, сестре Раскольникова.
Подсознание как бы говорит Свидригайлову: « Ты погубил невинное создание, умри же сам».
В третьем сне накануне гибели герой видит пятилетнюю девочку, сбежавшую от расправы за разбитую тарелку от матери-пьянчужки.
Свидригайлов видит во сне, что он, как отец, бережно укрыл ребёнка и подошёл посмотреть: спит ли девочка?
Во сне душа Свидригайлова была уязвлена тем, что у девочки был взгляд продажной камелии: « Как … и пятилетняя уже развращена?»
По народной этимологии сна, девочка-символ удивления, а взгляд продажной камелии обозначает развращённость души и её опустошение.
Древние, до Аристотеля, считали сновидение, как известно, не продуктом грезящей души, а внушением со стороны божества. Они отличали истинные и ценные сновидения, ниспосланные спящему для предостережения или для предсказания будущего, от тщеславных, обманчивых и ничтожных, целью которых было смутить спящего или ввергнуть его в гибель.
Для подтверждения этой мысли возьмём повесть С.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
В этом произведении речь идёт о молодой купчихе Катерине Львовне Измайловой, замужней 24-летней женщине, бездетной, живущей сонной, растительной жизнью. Пока она никого не любит душой, пока страсть её не коснулась, её тело преданно принадлежит мужу, 53-летнему купцу Зиновию Борисовичу Измайлову, годящемуся ей в отцы.
Но вот могучая страсть заполонила сердце Катерины, страсть к приказчику Серёже, шалопутному,разбитному, непостоянному и корыстному мужчине. Ради этой страсти Катерина идёт на три убийства: свёкра, мужа и племянника Феди.
Перед каждым убийством ей снится один и тот же сон: вокруг её рук вьётся кошка и играет, играет с ней, с Катей.
Почему магов и колдунов раньше изображали вместе с котами? Потому что коты являлись символом вражьей, бесовской силы. Сон помогает нам лучше понять, что коварные и тёмные страсти играют душой К.Л.Измайловой, что она и не думает им сопротивляться.
У разных народов есть разные представления о происхождении снов.
Например, Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» объясняет сон словами:
-Все королева Маб.
Имя этой королевы кельтского происхождения (Англия до завоевания её англосаксами в 5-6 вв.была населена кельтами).
Маб, согласно народному поверью, подменивала новорождённых младенцев оборотнями, способствовала рождению снов.
Вот как образно фею снов описывает Шекспир:
Всё королева Маб. Её проказы.
Она родоприёмница у фей.
А по размерам- с камушек агата
В кольце у мэра. По ночам она
На шестерне пылинок цугом ездит
Вдоль по носам у нас, пока мы спим.
В колёсах - спицы из паучьих лапок.
Каретный верх- из крыльев саранчи,
Ремни гужей - из ниток паутины,
И хомуты- из капелек росы.
Сам Шекспир источником сна считает »…плоды безделицы- мечты и спящего досужие мечтанья».
В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир описывает сон Ромео после того, как монах Лоренцо обвенчал Монтекки с Джульеттой Капулетти. Ромео был исполнен самых миротворческих желаний -мечтал своей любовью примирить враждующих два рода, но его благим намерениям помешал двоюродный брат Джульетты- Тибальт, задирака и буян наподобие пушкинского Буянова.
Тибальт убил друга Ромео Меркуцио и обозвал Ромео трусом. Юный муж в состоянии запальчивости и оскорблённого самолюбия сражается с Тибальтом и убивает его.
Вся семья Капулетти ненавидит Ромео и жаждет ему отомстить.
Хорошо, что мэр города – человек рассудительный: разобравшись в ситуации, он смертельную казнь Ромео меняет на изгнание из Вероны в Мантую.
Но изгнание для юных любящих подобно гибели.
Джульетта неутешно плачет, а её отец решает выдать дочь за достойного Париса, чтобы прекратить поток слёз, как он думает, из-за Тибальта.
Но Джульетта настолько верна Ромео, что готова на любые муки:
я лучше сброшусь с башни,
присосежусь к разбойникам
и к змеям заберусь,
и дам себя сковать с медведем,
я лучше вместо свадьбы соглашусь заночевать
в мертвецкой или лягу в разрытую могилу,-
всё , о чём я прежде слышать не могла без дрожи,
теперь я, не колеблясь, совершу,
чтоб не нарушить верности Ромео…
Настоящая любовь делает женщину очень смелой.
Видя решимость Джульетты, монах ей даёт снотворное.
Девушка принимает зелье и впадает в летаргический сон.
В могильный склеп, где очнётся девушка, Лоренцо обещает привести Ромео, чтобы юные муж и жена могли бежать в Мантую.
Джованни, брат Лоренцо, из-за карантина не смог проникнуть в Мантую и передать Ромео письмо Лоренцо.
Балтазар находит Ромео и сообщает страшную весть,что Джульетта умерла.
Перед тем, как Ромео услышал трагическую весть, он увидел сон:
…Ко мне жена явилась.
А я был мёртв и, мёртвый, наблюдал.
И вдруг от жарких губ ожил
И был провозглашён царём земли.
Ромео так расшифровывает свой сон:
Когда я вправе доверяться сну,
Он обещает мне большую радость.
Я возбуждён и весел целый день.
Какие-то живительные силы
Меня как будто носят над землёй.
Но мы знаем, что не радость, а страшное горе ждёт Ромео: он узнАет о смерти Джульетты, купит яд, убьёт в поединке Париса, выпьет отраву и умрёт именно в тот момент, когда Джульетта оживёт, а потом уйдёт из жизни вслед за своим любимым…
Почему же Ромео приснился сон-перевёртыш, когда всё происходит наоборот?
Мы думаем, что у людей, совершивших преступление, подсознание становится перевёрнутым. А ведь Ромео- невольный убийца.
Если же посмотреть символы болгарской целительницы Ванги, то получается:видеть во сне собственную смерть – знак того, что героя и героиню ожидала долгая и счастливая жизнь с любимым человеком.
Но Ромео не поверил предсказанию, и вот …повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете.
Сны хорошо характеризуют, как подсознание, так и коллективное бессознательное. Есть сны, свойственные менталитету целого народа, даже всей Вселенной.
Автор книги «Традиционная символика снотолкования», поэт, художник и оккультист В. Пров считает, что видеть умерших родственников, друзей или близких обозначает исполнение тайных желаний; надежду получить поддержку, тоску по теплоте отношений; перемену погоды. Но если умерший целует, зовёт, ведёт, такой сон символизирует серьёзные болезни, опасность, смерть.
Итальянский учёный Антонио Менегетти думает, что увиденные во сне покойники сигнализируют нам о переходе в иное состояние.
А вот как этот символ живёт в подсознании Н.Т. Гарина-Михайловского, автора рассказа «Бабушка» о «хозяйке жизни», владелице крупного, на пять губерний,кожевенного дела. Эта умная, величавая, сильная, шестидесятилетняя женщина взяла большую власть над громадной волжской округой.Не только «власть денег»-власть духовная за ней. Мужественной рукой повела она дело, безоговорочно, деспотично подчинила себе сына,доброго юношу, талантливого музыканта. Сама отыскала ему невесту, красавицу и богачку, убрала с дороги любимую им Пашу, женила на той, которая принесла в приданое миллионы.
А когда окажется, что её планам грозит крах, она демонстрирует невестке неженский цинизм: всё подчинено золотому тельцу, и тусклый блеск всесильного металла мутит людские души.
И вот бабушка умирает.
Перед смертью ей снится сон:
-Сижу я вот здесь, на этом месте, и жду чего-то:вот сейчас растворится дверь, и узнаю я всё .И тихо, так тихо двери сами отворяются, и тьма за ними непроглядная, и, гляжу я,из тьмы выходит муж мой покойный, и знаю я, что умер он, и знаю уже, зачем он пришёл. И говорю ему:"За мной, что ли?"А он этак головой кивает.
И бабушка стала собираться в дальнюю дорогу. И в скором времени она действительно умерла.
Когда бабушка искала невесту внуку, она побывала в Елабуге, исколесила Вятку, Белую, Каму, собралась в Пермь, как недалеко от Кунгура ей снится сон:
-Снится мне сон, что в лесу я. Ели высокие, до неба, мохнатые, иду я, оглядываюсь, без дороги …Вдруг прямо на меня медведь,- громадный, на задних лапах.Хочу я крикнуть, нет голоса, а он навалился на меня да мордой тычет в лицо, тычет, а морда мохнатая да мягкая…и человечьим голом, да как из ружья: Федю!
И бабушка поехала в Кунгур, и нашла Феде невесту.
У многих русских писателей медведь во сне символизирует сватовство и скорую женитьбу.
Например, А.С.Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» изображает во сне Татьяны погоню медведя за ней…"Татьяна – лес, медведь – за ней", и вскоре автор любимую героиню выдаёт замуж…за генерала: недаром медведя русский народ называет и генералом Топтыгиным.
К.Г.Юнг считает:»Сновидения есть потайная дверь во внутренний мир души. Они идут из объединяющих глубин при всей их детскости, гротескности и аморальности…Сновидения –явления природы и ничем не отличаются от того, что они есть. Они не обманывают и не маскируют, они наивно объясняют то, что они есть, и то, что они означают. Сновидения, поскольку они обозначают бессознательное, могут дать нам компенсаторную перспективу осознанной жизни личности».
Возьмём, к примеру, повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Действие этого произведения начинаются с того, что уже 84 дня старик ходил в море и не поймал ни одной рыбы.Первые сорок дней ему помогал мальчик.
Но день за днём не приносил улова, и Манолину-мальчику родители запретили ловить рыбу с Сантьяго-стариком, называя его Salao, т.е. «самый что ни на есть невезучий».
Мальчику жалко было старика, и он его кормил, носил ему кофе и не терял в него веру.
Грустно, как нечаянно задетая струна гитары, отозвался во мне разговор Сантьяго перед сном:
-А мой будильник-старость. Отчего старики так рано просыпаются? Неужели для того, чтобы продлить себе хотя бы этот день?
Когда старик, улёгшись на газеты, засыпал, ему снилась Африка его юности, длинные золотистые берега и высокие отмели, -такие белые, что глазам больно,- высокие утёсы и громадные бурые горы, каждую ночь он вновь приставал к этим высоким берегам, слышал во сне, как ревёт прибой, и видел, как несёт на сушу лодки туземцев, во сне он снова вдыхал запах смолы и пакли, который шёл от палубы, вдыхал запах Африки, принесённый с берега утренним ветром.
Ему теперь больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена.
Ему снились только далёкие страны и львята, которые выходили на берег. Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как мальчика. Но мальчик ему никогда не снился.
Это пример компенсаторного сна. В старости больше волнуют проблемы духовности и связанное с нею состояние покоя. Вся жизнь Сантьяго прошла под девизом:
-Человека можно убить, но его нельзя победить.
Поверив в удачу, старик далеко-далеко отъезжает от Гаваны и три дня в океане сражается с марлином, огромной пятиметровой меч-рыбой серебряно-сиреневого цвета.
Мало того, что Сантьяго пришлось изрезать себе руки, смертельно утомить спину и плечи, потом поднять полутонную красавицу на поверхность воды и убить её, -старику пришлось отбиваться от множества акул багром, ножом, дубиной.
В разгар сражения с рыбой- мечом, старику, уснувшему на полчаса, приснилась огромная стая морских свиней,растянувшихся на 8-10 миль, а так как у них была брачная пора, они высоко подпрыгивали в воздухе и ныряли обратно в ту же водяную яму.
Потом ему снилось, что он лежит на своей кровати и хижину задувает северный ветер.И уже только потом ему приснилась длинная жёлтая отмель, и он увидел, как в сумерках из неё вышел первый лев, а за ним – другие.
По народной символике, свинья обозначает неприятность.
Ветер и хижина-желание вернуться домой и по-человечески отдохнуть.
Лев-счастье, уверенность в себе.
Когда Сантьяго проснулся, у него началась самая опасная борьба с пятисоткилограммовой рыбой.
Победив рыбу, пришлось бороться с голодными акулами. Сломались багор и нож.Осталась одна дубина.
…Когда Сантьяго приплыл в Гавану, от его рыбы остался хвост, пятиметровая белая обнажённая линия позвоночника и тёмная тень головы с выдающимся вперёд мечом.
Несломленным осталось мужество старика.
Недаром Сантьяго каждую ночь снятся львы, символизирующие феномены, связанные с человеческим сердцем и, прежде всего, благородную верную дружбу.
…Мы заметили, что в идеологизированных книгах место снов занимает политика.
Возьмём, к примеру, хорошего немецкого писателя Германа Канта и его роман «Выходные данные».На протяжении 418 страниц не встречается ни одного художественного изображения сна. Роман написан довольно хорошо, в нём повествуется о том, как редактору лучшего в мире иллюстрированного журнала предложили министерский портфель, который нашему герою Давиду Гроту кажется чересчур тяжёлым и ответственным. В романе много положительнейших рассуждений о любимой работе как о смысле жизни, запоминающихся страниц- о нежности,проникновенных- о любви, сотни предложений тонкого юмора и блестящей иронии, но за это постоянно мелькают слова о партии, Ленине, Сталине, Марксе и Энгельсе.
В таких конъюнктурных книгах, несмотря на талант автора,полностью отсутствуют сны.
Нет описания снов и в произведениях,рассказывающих о всемирном братстве и всемирной любви, о социальной несправедливости и классовой борьбе.
Хочется взять в качестве иллюстрации пьесу выдающегося австрийского драматурга Теодора Франца Чокора.
Логически построенная «железная»композиция, яркие выпуклые характеры, конфликтнейшая ситуация, очень напряжённая интрига.
Пьеса начинается с показа первого заседания «Общества прав человека», основателем которого был гениальный, рано умерший Георг Бюхнер, своего рода мессия, хотя и не верящий Бога.
Как он хочет всколыхнуть Германию от спячки, пробудить в крестьянах протест против социального неравенства. Как он любит французскую буржуазную революцию! Как за ним, любя его, идут студенты и кладут свои юные головы на алтарь будущего.
Но его лучший друг Конрад Куль предаёт товарищей из-за азарта шпиона и невыносимого цинизма почти так же, как Иуда- Христа.
Бюхнер умирает. Шульц, истинный друг,сравнивает Георга со спасителем: они ведь все умирают на кресте,даже если не верят в Бога.
В связи со словом «крест»хочется вспомнить другого литературного героя и его сон- сон Николая Ставрогина из «Бесов» Достоевского.
Свой крест Ставрогин бы вынес, если бы стал творцом. Суть креста Ставрогина заключается в богатейшей натуре, которую герой профанирует, предаёт,"исходит мерзостью", как говорит старец Тихон.
Не вынес свой крест Николай, потому что не стал творцом.Гениальность героя выливалась не в шедевры, а в бесовщину.
Ставрогин- человек, власть имущий: все в него влюблены: и Шатов, и Кириллов, и Варвара Петровна,и Хромоножка, и Даша, и Лиза, и жена Шатова…Все ему подчиняются. Но при кажущемся всесилии он бессилен возродиться.
Всех предаёт Ставрогин, кто его обожал, боготворил, а сам вешается.
Преданная им его собственная душа, духовное провокаторство -символы Николая Всеволодовича Ставрогина. Кстати, имя «Николай»обозначает «победитель», Всеволодович -всем владеющий, а Ставрогин-«крест», т. е. , может, сам Господь поставил на нём крест, и ему суждено было свершить свои преступления,- вот одно из них и связанный с ним сон: однажды из любопытства Ставрогин изнасиловал девочку, которая не выдержала позора и удавилась.
Перед тем, как пойти в чуланчик и покончить с собой, девочка покивала головой Ставрогину, выражая этим жестом высший укор соблазнителю, и погрозила соблазнителю кулачком. Этот жест потряс насильника.
И хотя герой хвастается, что не знает ни добра, ни зла, что его могучая натура всё может выдержать, тем не менее, находясь во Франкфурте и проходя мимо бумажной лавки,он заметил карточку девочки, похожей на повесившуюся Матрёшу.
Герой купил фотографию, но ни разу не взглянул на неё.
Следуя через Германию, Николай Всеволодович проехал свою станцию и вынужден был остановиться в дрянной гостинице.Герой вкусно поел и в четыре часа уснул. Ему приснился сон, который описывает сам Ставрогин в своей исповеди:»В Дрездене, в галерее, существует картина Клода Лоррена, кажется, по каталогу,"Асис и Галатея",я же называл её всегда «Золотым веком», сам не знаю почему.
Я уже и прежде её видел, а теперь, три дня назад, ещё раз, мимоездом заметил. Эта-то картина мне и приснилась. но не как картина, а как будто какая-то быль.
Это- уголок греческого архипелага, голубые ласковые волны, острова и скалы, цветущее прибрежье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце - словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество, здесь первые сцены из мифологии, его земной рай. Тут жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали счастливые и невинные; рощи наполнялись их весёлыми песнями, великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную силу радости. Солнце обливало лучами эти острова и море, радуясь на своих прекрасных детей. Чудный сон, высокое заблуждение! Мечта, самая невероятная из всех, какие были, которой всё человечество всю свою жизнь отдавало все свои силы, для которой всем жертвовало, для которой умирали на кресте и убивались пророки,без которой народы не хотят даже жить и не могут даже умереть.Всё это ощущение я как будто прожил во сне; я знаю, что мне именно снилось, но скалы, и море, и косые лучи заходящего солнца – всё это я как будто еще видел, когда проснулся и раскрыл глаза, в первый раз в жизни, омоченные слезами. Ощущение счастья, ещё мне неизвестное, прошло сквозь сердце моё даже до боли. Был уже полный вечер. В окно моей маленькой комнаты сквозь зелень стоящих на окне цветов прорывался целый пук ярких косых лучей заходящего солнца и обливал меня светом. Я поскорее опять закрыл глаза, как бы жаждая возвратить миновавший сон, но вдруг как бы среди яркого-яркого света я увидел какую-то крошечную точку. Она принимала какой-то образ, и вдруг мне явственно представился крошечный красный паук.(Когда Ставрогин насиловал Матрёшу, он заметил, что по герани ползёт крошечный красный паучок. И эта деталь очень символична: преступление связано с кровавыми тенётами, которые герой сплёл вокруг девочки).Мне сразу он припомнился на листке герани. Что-то как будто вонзилось в меня, я приподнялся и сел на постель…
Я увидел перед собою (о, не наяву! Если бы это было настояшее видение!), я увидел Матрёшу, исхудавшую и с лихорадочными глазами, точь-в-точь как тогда, когда она стояла на пороге и, кивая мне головой, подняла на меня свой крошечный кулачонок. И никогда ничего не являлось столь мучительным! Жалкое отчаяние беспомощного 10-летнего существа с несложившимся рассудком, мне грозившего(чем?)(что оно могло мне сделать?), но обвинявшего, конечно, одну себя! Никогда ещё ничего подобного со мной не было. Я просидел до ночи, не двигаясь и забыв время. Это ли называется угрызением совести и раскаянием? Мне невыносим один только этот образ, и именно на пороге, со своим поднятым и грозящим кулачком. Вот чего я не могу выносить, т.е. с тех пор представляется мне каждый день. Не сам представляется, а я его сам вызываю и не могу не вызывать, хотя и не могу с этим жить..Я знаю, что я мог устранить девочку, когда захочу. Но в том и дело, что никогда не хотел сделать, сам не хочу и не буду хотеть: я уж про это знаю. Так и продолжится вплоть до моего сумасшествия.
Итак, мы приходим к выводу, что сон в художественном произведении помогает читателю проникнуть в глубинные, природные, пласты подсознания литературных героев. Сон играет либо компенсаторную роль нереализованного желания, либо имеет значение предощущения поворотного момента в жизни человека, вмешательства судьбы в планы героя; либо незначительные впечатления дня, получаемые извне, сон превращает в гиперболические формы времени, пространства и причинности, объясняющие религиозные и эстетические воззрения художественных персонажей.

Рецензии

Это ж надо же! Написали так написали!!!

Вы откуда сны пришли?
К радости иль горю!
.......
Один журналист уснул на работе. Прямо за столом. Ему приснилось...Он проснулся и записал сон. Оставил листки на столе.
Пришел редактор. Подумал, что репортаж с места событий. И опубликовал материл.
Напечатали. (взрыв Кракатау)
Это было во времена,когда связи в нашем понимании не было и в помине!!!
Журналист признался,что это сон. Его уволили. Стали готовить опровержение,потому что материал перепечатали другие газеты...
Но тут стали приходить сообщения....

Что это? Сон, который вообще не нужно толковать.

Что такое сон, который прямо указывает, косвенно через толкования-или радует, или пугает, или вводит в заблуждение? Что такое сон? Что Вы думаете сами? И удивительное дело! В этой жизни нам предоставлено столько ориентиров, а мы просто блуждаем в них, отмахиваемся от них, сомневаемся и не знаем- чему верить, а что считать просто глупостью. Не правда ли интересно прогуляться в тайное человеческого существа, в тайну самого человека, который наивно полагает, что силой разума способен что либо понять, не слыша голос своей души, которая имеет свои способы делать анализ всего сущего на земле,да голос её не имеет конкретные формулировки. Но так ли это?
Написано просто замечательно. Ваши знания действительно достойны уважения и признательности за исследовательское отношение к делу. Но даже в простой, не литературной жизни, если её никто не воплотил в художественное произведение- сны абсолютная реальность видения этого мира, которое не привычно разуму.По своей природе ум достаточно скучен, без удивительной силы духа, души, которая всегда хочет достучаться до человека, проникнуть в его ограниченный мозг и восхитить знаниями необыкновенными! Именно необыкновенными. И в тоже время простыми- видеть и слышать. Вы пишите стихи. Что Вы видите, что слышите? Откуда желание? Такой уродились? И на этом всё?
А может быть иначе? Почему именно Ваша душа имеет выход в стихах и в том, что Вы пишите, а у другого нет? И так здорово пишите, скажу я Вам! Но почему? Простой вопрос, почти детский! По своей наивности. Но иногда полезно рассуждать просто- у Вас более открытая душа к восприятию этого мира, более свободная, не терпящая над собой власти, не желающая прогибаться, но желающая соглашаться, т.е. вы отличны от других своим духом, душой, тем, что дает только господь, чтобы человечество не кануло в бездну идиотизма и варварства.Разве бывают лодыри и бездельники среди великих? Нет конечно. Они горят! Словно не успеют сказать то, что должны!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

В этом сне – реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон – луг, цветы, да и сам герой – из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим. Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «…рев, хохот, свист чудовищ…» 1. Сон снится Татьяне на святки. Она хотела ворожить в бане, но стало страшно, за нее страшится автор «при мысли о Светлане». Здесь и дух народных поверий, и «присутствие» главного романтика России – Жуковского, автора баллады о Светлане.

Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто- то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого». Другая героиня, тоже из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но… выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова, оправдывается: По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда… Позвольте… видите ль… сначала Цветистый луг; и я искала траву, Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим – будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… Знаете, кто в бедности рожден… Фамусов отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает: Потом пропало все: и луг, и небеса.- Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол – и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с грохотом распахнулися двери, Какие-то не люди и не звери, Нас врозь – и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему – вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ, Он вслед кричит. Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов.

На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина - главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города - всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц. Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.

Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не способен ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству».

Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, - продолжает Катерина, - какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.

Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит. Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.

Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина - Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.

Тест по произведению