Статья о ухудшении зрения у школьников. Профилактика нарушений зрения у школьников

  • Дата: 01.07.2020

Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника




















1 из 19

Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Зрение … - одно из важнейших чувств человека и животного, органом которого является глаз; способность видеть (С.И.Ожегов«Толковый словарь русского языка»); - главное связующее звено между человеком и окружающим миром;- глагол «зреть» - видеть, распознавать, постигать, понимать (О.И.Даль «Толковый словарь русского языка»)

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Проблема Проблема ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста стоит на одном из первых мест в связи с внедрением в жизнь новых обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды, зрительные нагрузки, оказывают на нее негативное воздействие и приводят к ухудшению зрения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Глаз – это оптическая система, которая пребывает в подвижности для наведения фокуса на объект. Вспомните бинокль, у которого есть колесико для настройки резкости. У глаз тоже есть такое «колесико», это цилиарная мышца, которая двигает назад и вперед хрусталик, для лучшей фокусировки изображения на сетчатке глаза. Лучи света проходят через зрачоки хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы поступают в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Как и любая мышца нашего организма, цилиарная мышца может испытывать усталость при длительном перенапряжении и тогда глаз теряет способность реагировать на смену фокусного расстояния. Строго говоря, спазм аккомодации – это результат тяжелого зрительного переутомления. Если аккомодационные мышцы не расслабляются, то ребенок начинает плохо видеть вдаль.

№ слайда 7

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения Врожденные или приобретенные заболевания;Неправильный режим дня;Бедное полезными веществами питание;Дефицит движения;Чрезмерные учебные нагрузки;Неограниченный просмотр телепередач, компьютер;Неправильная осанка;Недостатки в освещенности рабочего места.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Анкета «Гигиена зрения». Хорошо ли Вы видите? Да 13 человекНет 6 человекНе знаю 3 человекаПри какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы Читаете 8 человекПишите 8 человекРаботаете с мелкими деталями 4 человекаИграете на ПК 7 человекРисуете 2 человекаКак быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? Быстро 2 человекаНе очень 11 человекСовсем не устают9 человекЧто Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? Гимнастику для глаз 6 человекОтдыхаете 16 человекЗанимаетесь ли вы спортом? - Да9 человек - Нет 13 человекЧасто ли Вы гуляете? - Один раз в день обязательно.7 человек - Гуляю от случая к случаю, как получится.8 человек - Гуляю только по выходным.7 человекЗнаете ли Вы, как сохранить зрение? - Да11 человек - Нет11 человек

№ слайда 10

Описание слайда:

Результаты исследования На момент поступления в школу, согласно данным ежегодных медицинских осмотров, нарушение зрения имели лишь 8,3 % учеников 1 «Б» класса. К третьему классу прослеживается увеличение количества детей с нарушением зрения – 40 %.Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил выделить следующие факторы риска:Неправильный режим дня (дети мало гуляют, занимаются спортом – 9 человек);Среди способов сохранения зрения дети выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов;Для снятия напряжения с глаз дети отдыхают – 16 человек, 6 человек используют гимнастику для глаз.

№ слайда 11

Описание слайда:

Гигиена зрения 1. Телевизор.Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5 – 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 2. Компьютер.Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.3. Чтение.При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева.

№ слайда 12

Описание слайда:

Гигиена зрения 4. Неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о перекосе сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Обратите внимание на то, что ребенок должен достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), должен хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (лучше плаванием, а не шахматами).5. Бедное полезными веществами питание.Фаворит всех офтальмологов –морковь. Надо только помнить, что без жиров каротин не усваивается, а значит, нужно морковочку тушить, или делать салатики с маслом или сметаной. Кроме морковки рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

№ слайда 16

Описание слайда:

Гимнастика для глаз. Упражнения для мышц глаз:а) и. п. - сидя. Зажмуриваться. б - 8 раз; б) и. п. - то же. Часто моргать 30 - 40 с; в) и. п. - то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 - 40 с. Упражнения для тренировки наружных мышц глаз1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 - 12 раз (голова неподвижна) . 2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 - 10 раз. 3. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 8 – 10 раз4. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 - 6 раз.5. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 6.. Частые моргания в течение 15- 30 с. Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза (Э. С. Аветисов). Упражнения «Метка на стекле»Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3- 5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 - 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 - 15 дней. Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня- 5 мин, а в остальные дни - 7 мин.

№ слайда 17

Описание слайда:

Массаж для глаз Растираем ладони до ощущения тепла в них!Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо - влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз).Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте.Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты.Помассируйте виски круговыми движениями.Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд.Поморгать широко открытыми глазами.Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей.Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Тема: Выявление причин нарушения зрения у школьников.

Выполнили: Титова Диана,

Кандакова Анастасия

ученицы 6 б класса

Руководитель: Пахомова С.А.

учитель биологии

Кетово 2011

1 Введение 3

2 Основное содержание

2.1 Глаза и зрение 4

2.2 Заболевания глаз 6

2.3 Причины нарушения зрения у школьников 8

2.4 Анализ данных о состоянии зрения учеников Кетовской СОШ

По результатам медицинских осмотров за 2005 – 2011 год 10

3 Заключение 14

4 Литература 15

5 Приложения 16

1 Введение

Что такое глаза и зрение? Казалось бы, для многих - это самая обычная вещь - открыл глаза и видишь... Всё вроде бы очень просто и привычно. Но так ли это на самом деле?

Самая большая часть, где-то 80% информации об окружающем мире мы получаем только благодаря глазам. При помощи глаз мы определяет расстояние, глубину, величину, цвет, движение объекта. Глаза способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимальный обзор.

Что же такое зрение? Как устроен глаз? Это первое, что нас заинтересовало.

От чего зависит качество зрения, что может сделать каждый ученик для сохранения зрения?

На эти вопросы мы попытались ответить в своей работе и донести эту информацию до учеников и учителей нашей школы.

Объект исследования – нарушения зрения у учащихся МОУ «Кетовская СОШ».
Предмет исследования – профилактика нарушений зрения у школьников.


Цель исследования – выявить причины нарушения зрения у школьников и разработать меры по профилактике наиболее распространенных заболеваний органов зрения.

Задачи:

  1. Выявить наиболее распространенные заболевания органов зрения у учащихся.
  2. Определить причины заболеваний органов зрения у учащихся.
  3. Исследовать современные методы профилактики заболеваний органов зрения.
  4. Составить практические рекомендации по улучшению зрения и донести их до сведения учащихся.

Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы:

  1. теоретический – анализ литературы по данной проблеме;
  2. анкетирование;
  3. статистическая обработка данных медицинских осмотров учащихся за 2005-2011 год.

2 Основная часть

2.1 Глаза и зрение

Как работает глаз?

На самом деле глаз устроен гораздо сложнее, чем принято о нём думать. Если сравнивать его с фотоаппаратом - то фотоаппараты просто запечатлевают изображение на пленке, но люди тем не менее и животные способны распознать попавшую на сетчатку информацию и действовать на основании увиденного. Что в корне отличает бездушную технику от глаза человека. Глаз соединен с головным мозгом при помощи зрительного нерва.

Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаз. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые распознаются в определённых участка мозга и обрабатываются.

Каждый глаз видит предметы под несколько иным углом, направляя в мозговой сигнал. Наш мозг ещё в самом раннем детстве "учится" сводить вместе оба изображения так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объём предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трёхмерность изображения, или "3D картинки" - стереокартинки.

Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг "считывает" его и тотчас переворачивает "с головы на ноги". Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.

Почему зрачок меняется в диаметре?

Зрачок - это отверстие в центре пигментированной радужной оболочки. Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом.

Как устроены глаза?

Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами.

Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов.

Как работает хрусталик?

За радужной оболочкой находится второй объектив, или хрусталик . Он гораздо более подвижен и гибок, нежели роговица. На месте его удерживает целая сеть волокон, которые называются подвешивающими связками. Со всех сторон хрусталик окружен цилиарными мышцами, которые придают ему различные формы. Скажем, когда вы смотрите на какой-нибудь отдаленный предмет, эти мышцы расслабляются, хрусталик увеличивается в диаметре и становится более плоским. При взгляде на более близкий предмет кривизна хрусталика увеличивается. Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза, заполненная студенистым веществом, которое называют стекловидным телом. Свет должен сначала пройти через это вещество и только после этого попадает на сетчатку - слой, покрывающий заднюю и боковые стенки внутренней камеры глаза.

Строение глаз изнутри

Шарообразную форму, твердость и упругость глазному яблоку придает заполняющая его студенистая жидкость, называемая стекловидным телом. На своем месте в глазнице глаз удерживается особым отростком. Внутри него находится зрительный нерв, передающий в мозг зрительные сигналы.

Палочки и колбочки на сетчатке глаза

Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называют палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих или серозеленых тонах. Французы называют это время суток "часом синевы". При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но это происходит не сразу: когда заходишь в темную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет вы на мгновение как бы слепнете.
Некоторые формы слепоты вызваны болезнями сетчатки, которые повреждают палочки и колбочки. Ученые разрабатывают методы их стимуляции путем вживления электродов. Еще один способ восстановления сетчатки - это пересадка настоящих палочек и колбочек, полученных из тканей человеческого плода.
Колбочки сосредоточены в ямке на задней стенке сетчатки, а большинство палочек расположено вокруг нее.
Ямка находится рядом с местом выхода зрительного нерва, где в сетчатке имеется небольшой разрыв. Световые лучи не воздействуют на этот участок, а это значит, что в задней стенке каждого глаза есть крохотное "слепое пятно".

Почему глаза двигаются?

Диапазон нормального зрения человека обеспечивают двенадцать мышц, одновременно вращающих зрачки, а также глазной хрусталик (линза глаза), способный изменять свою форму: если смотреть на ближний предмет, он становится выпуклым, а если вдаль, то хрусталик будет плоским. Способность хрусталика менять свою форму называется аккомодацией.
Обычно лучше всего мы видим центральным участком сетчатки, поэтому, чтобы хорошенько разглядеть предмет, поворачиваем глазные яблоки, а то и всю голову. Глазное яблоко удерживается в глазнице шестью мышцами, обеспечивающими ему значительную свободу движения.
От повреждений наши глаза ограждены целым набором защитных средств. Они надежно упрятаны в костяные глазницы, выложенные мягкой жировой тканью. При падении или ударе будет скорее повреждена глазница, нежели сам глаз. Спереди, в том числе под веками, глаз покрыт сплошной прозрачной оболочкой, или конъюнктивой, которая защищает и омывает слезной жидкостью его поверхность. Слезы вырабатываются особыми железами, расположенными в наружных уголках глаз, а их избыток отводится через внутренние уголки.
Внутренняя оболочка век помогает очищать глаз при моргании. Мы смыкаем веки, когда хотим защитить глаза от яркого света или пылинок, царапающих роговицу. Ресницы тоже в какой-то мере помогают защитить глаза от витающей в воздухе пыли. Даже у бровей есть свое назначение. Они отводят от глаз стекающие со лба капли пота.

2.2 Заболевания глаз.

Близорукость и дальнозоркость.

К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость. Почему эти болезни развиваются и прогрессируют?
Вдаль оба глаза смотрят практически параллельно, а при ближнем зрении мышцы сводят глаза так, что они сходятся в одну точку, которую мы хотим увидеть. Подобное сведение зрачков называется конвергенцией. Чем ближе рассматриваемая точка, тем больше напряжение в глазных мышцах. И чем чаще мы смотрим на близкие предметы, тем тренированнее становятся эти мышцы. Они постоянно стремятся приблизить точку зрения, "приучают" нас смотреть только на близкие предметы. Мозговые центры под влиянием конвергирующих мышц приучили нас к стереотипу близкого чтения. Мы стараемся подвинуться ближе к экрану. Близоруким людям мешают смотреть вдаль чрезмерно развитые конвергирующие мышцы. Хрусталик глаза так долго имеет выпуклую форму, что теряет способность становиться плоским. Поэтому у всех близоруких глазное яблоко вытянуто назад, а изображение ложится не на сетчатку, а перед ней. Все удаленные предметы имеют размытые очертания.

Миопия (Близорукость) – это частая патология рефракции глаза при которой изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. У людей с близорукостью либо увеличена длина глаза - осевая близорукость, либо роговица имеет большую преломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние - рефракционная близорукость. Как правило, бывает сочетание этих двух моментов. Близорукие люди хорошо видят вблизи и с трудом вдали. При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими. Острота зрения становится ниже 1,0.
Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие - то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Однако у близоруких людей переднезадний диаметр глазных яблок удлинен. А у дальнозорких - укорочен. Близорукость и дальнозоркость в наше время обычно корректируются с помощью очков или контактных линз - они фокусируют изображение точно на сетчатку, предметы видны теперь отчетливо. Однако с глазного хрусталика и мышц напряжение не снимается. Они опять работают на пределе. Близорукость прогрессирует. Приходится покупать более сильные очки, которые, в свою очередь, дают новую нагрузку на глаза. И этот процесс кажется бесконечным.
Форма глазного яблока может также и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм.

Астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть везде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза не могут правильно сфокусировать световые лучи.

Спазм аккомодации - это длительное устойчивое спастическое сокращение цилиарной мышцы, продолжающееся после того, как глаз перестал фиксировать близкий предмет в условиях зрительного утомления. Обычно возникает в результате зрительного утомления при работе на близком расстоянии. Сила спазма может достигать от 1 до 3 диоптрий. Спазм аккомодации занимает значительное место в нарушении зрения у детей школьного возраста. По некоторым общероссийским данным, каждый шестой школьник страдает спазмом. У некоторых детей развивается стойкая школьная близорукость, после сформирования которой глаз оказывается полностью приспособленным к работе на близком расстоянии. В зрелом возрасте воздействие спазма аккомодации на зрение относительное. На призыв в армию он не влияет, так как является функциональным расстройством. Спазм аккомодации обычно возникает в результате следующих причин: напряженное всматривание вдаль; зрительное утомление при работе на близком расстоянии; действие на глаз очень яркого света. Симптомы: понижение остроты зрения при взгляде вдаль; быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии; боли в глазах, в области лба и висков.

2.3 Причины нарушения зрения у школьников.

По мнению учеников 6 класса одной из главных причин, влияющих на проблемы со зрением, является работа за компьютером. Так считают 33% опрошенных.

(См. Приложение №1)

При этом 68% опрошенных проводят за компьютером более 2 часов. Для подростков 12 – 13 лет это очень много.

Каждые четверо из пяти длительно работающих на компьютере людей жалуются на снижение работоспособности глаз, периодически возникающие головные боли, чувство тяжести в затылке, скованность и напряженность мышц в воротниковой зоне и в области плечевого пояса, рассеянность, чувство разбитости и апатии.
Из-за длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии у многих пользователей компьютерами глаза краснеют, слезятся, возникают резь и ощущение инородного тела в глазах, размытое изображение, двоится в глазах, появляются давящие боли в висках и в области надбровных дуг. Глаза воспаленные, сухие, наблюдается светобоязнь, люди плохо видят в темноте.
Требования, предъявляемые к зрению во время работы на компьютере, чрезвычайно высоки. Даже при оптимальном освещении, использовании монитора, который предусматривает максимальную защиту глаз, и при идеально с эргонометрической точки зрения оборудованном рабочем месте, нагрузка на орган зрения очень велика.
Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может на 90% снизить способность думать и концентрировать внимание.

33 % ребят отметили, что на нарушение зрения влияет просмотр телевизора. 46% опрошенных просматривают телевизор на расстоянии от 1 до 3 метров, у всех остальных (54%) телевизор находится на расстоянии более 3 метров. Всем нам известно, что долго смотреть телевизор вредно для глаз. Чтобы снизить нагрузку на глаза экран телевизора должен находиться на высоте один метр от пола. Расстояние от телевизора до глаз должно быть 2,5-3 метра. Однако, здесь важно ваше личное восприятие информации. Например, если вы ясно не видите субтитры, то большое расстояние наоборот будет способствовать усталости глаз. Глаза так же испытывают напряжение при просмотре телевизора в темной комнате. Лучше уменьшить время нахождения у телевизора.

15% опрошенных считают чтение причиной нарушения зрения, 12% - наследственность и 7% - плохое освещение.

Согласно литературным данным близорукость может быть диагностирована в любом возрасте, но чаще, впервые обнаруживается у детей в возрасте 7 – 12 лет. Как правило, близорукость усиливается в подростковом периоде, а в возрасте от 18 до 40 лет острота зрения стабилизируется. Причины возникновения близорукости до конца не изучены. Установленными являются некоторые факторы риска, а именно:

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – оказывается, что когда оба родителя близоруки, у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей.

ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗ - длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.

НЕПРАВИЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются не верно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы - это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовать увеличению близорукости.

Это важно: при первых признаках близорукости необходимо срочно обратится к офтальмологу . Отсутствие коррекции миопии или коррекция неправильно подобранными очками или линзами может привести к быстрому ухудшению зрения и развитию прогрессирующей близорукости.

Несмотря на огромную нагрузку глаз (а вместе с ним и головного мозга) и вызываемое этим ухудшение самочувствия и зрения, нашим глазам, как правило, почти или совсем не уделяют внимания, не дают отдыха и не заботятся о них!

2.4 Анализ данных о состоянии зрения учеников Кетовской СОШ по результатам медицинских осмотров за 2005 – 2011 год.

Проанализировав данные медицинских осмотров за 2005-2011 год, мы пришли к выводу, что количество детей, имеющих нарушения в зрении растет.

(Сводная таблица см. в приложении №2)

Так в 2005 - 2006 учебном году учеников с нарушением зрения было 10% от общего числа, а в 2010 - 2011 году - 15%.

(см. приложение №3)

Особенно увеличивается количество детей со спазмом аккомодации - более чем в три раза с 0.7% в 2005 - 2006 году до 3% в 2010 - 2011 учебном году.

(см. приложение №4)

Одной из причин спазма аккомодации является зрительное утомление при работе на близком расстоянии, которое может возникать при длительной работе за компьютером, как отмечают наши школьники, за компьютером они проводят более 2 часов.

Стабильно высокое количество учеников имеющих группу риска по миопии и имеющих это заболевание от 7% до 12%.

Увеличилось количество первоклассников с нарушением зрения, если в 2005 году поступило 6 учеников с нарушением зрения это 10%. В 2010 году таких учеников уже 12 это составляет 20% от общего числа первоклассников.

Нас заинтересовало, как изменяется зрение у учеников с возрастом. Среди нынешних 11-классников 25% имеют нарушения в зрении., тогда как в 6 классе среди них было лишь 7 % со зрительными проблемами.

(см. приложение №5)

Все факты говорят о том, что проблема нарушения зрения у школьников достаточно актуальна и требует решения.

Гимнастика для глаз

Упражнения, помогающие улучшить зрение и снять усталость глаз:

Упражнение №1 – закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Продолжительность упражнения – 5 минут. Повторяйте 2-3 раза в день. Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться.

Упражнение №2 – в утреннее время закройте глаза и брызгайте в лицо теплой водой, а затем холодной. Повторите 20 раз. Вечером выполните это же упражнение, но сначала используйте холодную воду, а затем – теплую. Это упражнение улучшает кровоток в глазах.

Упражнение №3 - Фокусировка. Возьмите в каждую руку по карандашу. Один карандаш держите вертикально в 15 см от глаз, а другой – на расстоянии вытянутой руки. Сфокусируйте взгляд на одном карандаше, моргните и сфокусируйтесь на другом. Выполняйте упражнение два раза в день в течение нескольких минут

Упражнение №4 – встаньте, поставьте ноги на ширину плеч и раскачивайтесь всем телом из стороны в сторону. Глаза при этом должны быть сфокусированы на любом удаленном предмете. Периодические смаргивайте. Повторите 50 раз.

Упражнение №5 - закройте, а затем медленно до отказа откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь медленно закройте глаза, веки плотно сомкните. Повторите 2–3 раза.

Упражнение №6 - отведите глаза до отказа влево так, как будто хотите рассмотреть то, что происходит у вас за спиной. Медленно, как бы с напряжением поверните глаза к потолку, затем до отказа вправо. То есть поворачивайте глаза по часовой стрелке. Потом вниз и снова в исходное положение. После секунды отдыха повторите то же самое, но в обратном порядке.

Упражнение №7 - закройте глаза, а затем широко откройте. Смотрите вдаль. Указательными пальцами сделайте глубокие, давящие движения в области наружных уголков глаз. Медленно закройте правый глаз. Плотному смыканию века мешает сила пальцев, лежащих у наружного угла правого глаза. В момент открытия века правого глаза закройте левый глаз, затем правый и т. д. Повторите 6–8 раз.

Упражнение №8 - безымянный и указательный пальцы каждой руки положите на сомкнутые веки обоих глаз таким образом, чтобы указательный слегка надавливал на наружный угол глаза, безымянный - на внутренний, а средний пусть ляжет на середину брови. Сделайте попытку прищурить закрытые глаза, преодолевая давление пальцев. Повторите упражнение 3–4 раза.

Упражнение №9 - расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Закрыв глаза, сделайте попытку нахмуриться, то есть свести брови к середине лба, в то время как нажим пальцев им противодействует. Достаточно повторить это 3 раза.

Упражнение №10 - откройте глаза двумя пальцами обеих рук (указательным и средним), положенными параллельно друг другу так, чтобы средний фиксировал наружный уголок нижнего века, а второй - верхнего. Сделайте попытку подмигнуть. Глазные яблоки в этот момент поверните вправо. Затем влево и опять подмигните. Упражнение надо сделать 6–8 раз.

  1. Правила чтения:

1.При чтении не держите книгу на груди или на коленях.

2.Варьируйте расстояние от глаз до книги. Передвигайте стул, откидывайтесь на спинку, выпрямляйтесь. Словом, меняйте положение тела.

3.Не читайте лежа в постели до погружения в сон.

4.Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

5.Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

6.Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.

7.Не читайте на ходу и при движении транспорта.

8.Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

9.Держите книгу ниже подбородка, чтобы не поднимать веки. Верхнее веко всегда опущено и расслаблено.

10.Почаще моргайте при чтении. Делайте по 1 - 2 моргания на каждой строке текста. Моргайте на знаках препинания и в конце строки

11.Не читайте на солнце.

12.Во время чтения лежа держите голову приподнятой. При этом часто моргайте.

13.Книгу держите на таком расстоянии, с которого шрифт виден лучше всего.

14.Не наклоняйте голову и тело сильно вперед.

15.Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.

16.Не читайте, если больны, взволнованны, устали. Приступайте к чтению, только хорошенько расслабившись.

Подготовка к безопасной работе за компьютером:

- Монитор устанавливается таким образом, чтобы он стоял не перед окном или на его фоне. Освещение при работе должно быть рассеянным, чтобы не слепило глаза и не отражалось от экрана. Расстояние от лица до монитора должно быть 60-70 см, а верхний край экрана - ниже уровня глаз.

Следите, чтобы воздух в комнате не был сухим. Установите увлажнитель или широкую ёмкость с водой. Почаще проветривайте помещение.

В комнате, где вы работаете, поставьте много горшочков с растениями. Они будут нейтрализовать вредное воздействие излучения. Также это прекрасный способ расслабиться, тем более зеленый цвет успокаивает.

Если вы носите очки, убедитесь, что стекло монитора с антибликовым покрытием. Это увеличивает визуальный комфорт для глаз.

Обязательный отдых. Помните, что каждый час вы должны сделать 5-минутный перерыв в работе. Если вы проводите время за компьютером дома, перерыв желательно увеличить до 15 минут. Используйте перерыв, чтобы расслабляющую зарядку для глаз. Эксперты говорят, что этого достаточно для обеспечения защиты для глаз. Если следовать этим простым советам, рабочее время, проведенное за компьютером, можно увеличить почти в два раза! Чтобы определить, на сколько устали ваши глаза, выполните следующее упражнение:

Положите локти на стол. Закройте глаза руками так, чтобы свет не просвечивался сквозь них. Для этого пальцы положите на лоб, а запястья - на нижнюю часть скулы. Не нажимайте на глазные яблоки. Расслабьте мышцы шеи, плеч, шеи. Веки должны свободно подниматься и опускаться.

Откройте глаза, прикрытые ладошками, и начинайте отсчет вдохов (до 10).

Подождите, пока перед глазами появится равномерный черный фон. Люди с уставшими глазами увидят в темноте светящиеся зигзаги, серые облака, полоски, блики света и цвета.

Попробуйте выполнить простую зарядку для глаз при работе за компьютером, которая быстро расслабит глаза.

Протяните руку с поднятым большим пальцем. Сфокусируйте на нем взгляд в течение нескольких секунд. Затем переместите свой взгляд на задний план. Например, на дальнюю стену или дерево за окном. При этом поворачивать голову или глаза нельзя. Взгляд должен скользить параллельно пальцу. То есть, при фокусировке на дальнем предмете изображение большого пальца должно раздваиваться. Попеременно переводите прямой взгляд на большой палец, а затем на дальний предмет в течение полуминуты. Это очень эффективное упражнение. Оно тонизирует глазные мышцы, которые атрофируются, «ленятся» работать при длительной концентрации на близком предмете. Таком, как экран монитора, книга, документы.

Обрисуйте глазом контуры нескольких объектов из окружающей среды (например, цветы, мебель и т.д.).

- Поднимите указательные пальцы, разместив их на расстоянии примерно 60 см от лица. Расстояние между пальцами - около 40 см. Посмотрите сначала на палец правой руки, затем на левый. Медленно начните сводить пальцы друг к другу. Непрерывно следите за ними взглядом до того момента, пока они не соприкоснутся. Повторите упражнение 10 раз.

3 Заключение

В ходе работы мы выяснили строение глаз и механизм получения информации при помощи органов зрения. По данным медицинских осмотров определили общую картину нарушения зрения у учеников нашей школы. Определили причины нарушения зрения. В школьный период возрастает нагрузка на глаза, несоблюдение гигиенических требований к организации рабочего места, а так же правил работы за компьютером являются причиной нарушения зрения у школьников. Для того, чтобы сохранить зрение, мы подобрали комплекс упражнений и рекомендаций.

Подводя итог, напомним основные правила, соблюдение которых поможет сохранить зрение.

1 Рабочее место должно быть равномерно освещено, а лучи света не должны попадать прямо в глаза.

2 Сокращение времени нахождения у телевизора и компьютера поможет уменьшить нагрузку на глаза и риск развития заболеваний органов зрения.

2 Гимнастика для глаз особенно эффективна в качестве профилактики нарушения зрения и на первых стадиях его ослабления.

Приложение №1

Факторы, влияющие на зрение, по мнению учащихся 6 класса.

Приложение №2

Нарушения зрения у учеников Кетовской СОШ, выявленные в результате ежегодных медицинских осмотров.

класс

миопия

астигматизм

спазм аккомодации

атрофия зрительного нерва

2005-2006 учебный год – 697 учеников

2006-2007 учебный год – 660 учеников

2007-2008 учебный год – 636 учеников

2008-2009 учебный год – 603 ученика

2009-2010 учебный год – 623 ученика

2010-2011 учебный год – 627 учеников

Приложение №3

Количество учеников с нарушением зрения

Середина учебного года. Первое, с чем столкнутся родители школьника - это существенная нагрузка на глаза ребенка. Постоянное напряжение глазных мышц учащегося приводит к нарушению кровообращения в органах зрения и преждевременной утомляемости.

Столько вопросов возникает у родителей! Как влияет компьютер на зрение ребенка? Как правильно выбрать настольную лампу? А правда ли утверждение о негативном влиянии на здоровье школьника энергосберегающих ламп? Как часто надо обследоваться у офтальмолога? Существует ли детская оздоровительная гимнастика для глаз? Попробуем ответить на самые важные из них.

Наиболее частой формой нарушений зрения в детском возрасте является близорукость.

По статистике в начальных классах близорукостью страдают около 10% детей, к окончанию школы показатель достигает 30%.

Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования. Ни для кого не секрет, что наши дети подолгу сидят у телевизора и компьютера, фокусируя свой взгляд на одном расстоянии, что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения у школьника.

Если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит зрение школьнику и предотвратит его дальнейшее ухудшение.

Для профилактики глазных заболеваний у детей рекомендуется запомнить несколько простых правил:

длительный просмотр телепередач или занятия на компьютере более получаса отрицательно влияют на зрение детей. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2 до 5 метров. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном

исключить чтение в положении лежа. Книгу (тетрадь) следует располагать от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев). Ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света располагается слева и сверху от него. Специалисты в области гигиены и безопасности труда отметили, что энергосберегающая лампа дает освещение ярко-белого цвета, что представляет собой не только дополнительную нагрузку для глаз, но и способствует быстрой усталости глазных мышц. Особенно отчетливо это влияние проявляется при воздействии на органы зрения младших школьников. Кроме того, энергосберегающая лампа при работе постоянно мерцает. Такое мерцание хотя и незаметно для человеческого глаза, но оказывает на зрение негативное влияние, оцениваемое современными офтальмологами как фактор, постепенно ухудшающий зрение. Рекомендуется использовать наряду с общим комнатным освещением настольное освещение рабочего места ребенка светом желтого оттенка со средней степенью яркости, который обеспечивает стандартная лампа накаливания мощностью в 60-100 ватт. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением

гуляйте побольше на свежем воздухе. Ещё один весомый аргумент в пользу регулярных прогулок представили учёные из Кембриджского университета. В результате их исследований выяснился факт, что у тех детей, которые мало гуляют, повышается риск приобретения миопии (близорукости). Они проанализировали образ жизни и качество зрения 10 тысяч детей и подростков и выяснили, что дети, страдающие близорукостью, гуляли в неделю в среднем на 3-7 часов меньше детей с нормальным зрением и доказали, что каждый дополнительный час прогулок в неделю снижает риск возникновения близорукости на два процента. И это неудивительно: как признаются сами ученые, во время прогулок появляются естественные факторы, положительно влияющие на детское зрение, такие, как солнечный свет и возможность разглядывать удалённые предметы

для того чтобы зрение ребенка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. Рацион вашей семьи должен быть сбалансированным. В пище должно быть мало жиров, но достаточно разнообразных злаков, плодов и овощей, содержащих витамины, полезные минеральные вещества и клетчатку. Врачи рекомендуют для сохранения здоровья и укрепления зрения питаться часто, но малыми порциями

Витамины, укрепляющие зрение:

ВИТАМИН С - киви, апельсины, лимоны, свекла, лук, зеленый горошек, белокочанная капуста, печень, картофель, помидоры, яблоки, грейпфрут. Улучшают кровообращение глаз. Овощи желательно употреблять в сыром виде.

ВИТАМИН А – печень, морковь, шпинат, тыква, папайя, зеленая листовая капуста, брокколи, дыня, помидоры, авокадо, абрикос, спаржа, зеленый горошек, фасоль, персик. Данные продукты в рационе предупреждают куриную слепоту и улучшают сумеречное зрение. В день достаточно выпить один стакан свежевыжатого морковного сока со сливками или несколькими каплями масла.

ВИТАМИН Е – подсолнечное и соевое масло, миндаль, маргарин, грецкие орехи, арахис, сливочное масло, яйца, молоко. Улучшает кровообращение в области глаз.

ВИТАМИН В1 – орехи, полированный рис, мед.

ВИТАМИН В2 – полированный рис и пшеничные зерна, молоко. Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность – 1 стакан молока.

ВИТАМИН В6 - капуста, пшеничные зерна, яичные желтки, рыба всех сортов.

ВИТАМИН В12 - виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, черника, финики, чернослив, абрикосы. Улучшает светочувствительность сетчатки.

Для профилактики нарушения зрения у школьника необходимо регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).

Основной комплекс упражнений для укрепления зрения:

Упражнение 1. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх-вниз.

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких.

Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова. И это ещё больше снижает тягу к знаниям.

За какой партой должен сидеть «очкарик», какие есть ограничения при занятии спортом и можно ли избавиться от очков, рассказывает детский офтальмолог, доктор медицинских наук Игорь Азнаурян .

— Когда ребёнок плохо видит, — текст в книге на столе или задание учителя на доске — он делает много ошибок, отвечает невпопад, получает плохие оценки и, в конце концов, может потерять интерес к процессу обучения вовсе.

Необходимость надеть очки в начальной или средней школе становится для многих детей настоящим стрессом. У кого-то необходимость носить очки возникает в сложном переходном возрасте, когда подростки бывают крайне жестоки по отношению к «очкарикам».

Отчаиваться не стоит. От очков ребёнка можно избавить, если правильно и своевременно начать лечение. Когда ребёнок начинает видеть лучше или вовсе снимает очки, он проявляет больше интереса к учёбе, у него появляются новые увлечения, например, ранее недоступные из-за плохого зрения хобби, он чувствует себя более уверенно в обществе сверстников.

Наденьте их немедленно!

Что происходит при снижении зрения? При нормальной рефракции лучи света, преломляясь, должны фокусироваться на сетчатке. При дальнозоркости фокус находится за сетчаткой, и ребёнок нечётко видит предметы, расположенные как вблизи, так и вдали, и ему постоянно приходится напрягать глаза. При астигматизме в глазу одновременно существует два фокуса, поэтому изображение размытое, расплывчатое, что не даёт возможности чётко видеть предметы. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, близорукий ребёнок плохо видит предметы, расположенные вдали.

Если детский офтальмолог назначил вашему ребёнку очки, их нужно надеть без промедления! Очков бояться не нужно. Утверждение, что ношение очков ухудшит зрение, что как только ребёнок наденет очки, то уже никогда их не снимет, ошибочно и в корне неверно. При близорукости слабой и средней степени очки назначаются только для дали, при близорукости высокой степени — для постоянного ношения. Это средство коррекции зрения, в очках ребёнок хорошо видит и чувствует себя комфортно. А при дальнозоркости и астигматизме это ещё и важное лечебное мероприятие, которое не позволит развиться косоглазию и амблиопии.

Контактные линзы — с 7 лет

Ребёнок стесняется очков? Им есть альтернатива: мягкие или жёсткие контактные линзы, которые при определённых показаниях можно надеть с 7 лет или даже раньше. Но определить возможность ношения и подобрать их правильно для ребёнка сможет только специалист по контактной коррекции (и только после правильно проведённого офтальмологического обследования).

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

Выбор парты должен осуществляться согласно рекомендациям детского офтальмолога, который наблюдает ребёнка. В целом подход такой:

— если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребёнок может сидеть за любой партой, справка офтальмолога, для того чтобы пересадили поближе, ему не нужна;

— при зрении ниже 0,4 — только за первой партой.

Какие ограничения для занятий спортом?

Ребёнок не может заниматься спортом профессионально и участвовать в соревнованиях, если острота зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу и нет возможности долго находиться без очков или линз.

При близорукости средней и высокой степени, при наличии изменений на сетчатке, противопоказаны серьёзные физические нагрузки, которые могут стать причиной ее отслойки. Поэтому раз в год детей старше 7 лет (независимо от остроты зрения) нужно обследовать с трёхзеркальной линзой Гольдмана на предмет наличия/отсутствия дистрофических изменений на сетчатке.

90% детей с косоглазием и амблиопией имеют расстройства бинокулярного зрения: не воспринимают объём, не могут оценить расстояние до объекта и видят мир плоским. Таким детям противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (прыжки, барьеры и т. д.)

Как избавиться от очков?

На самом деле современные технологии позволяют нам не только восстанавливать зрение, но и при определённых глазных патологиях вовсе избавить ребёнка от очков. Сделать это можно лишь при соблюдении нескольких условий. Первое — своевременность. Чем раньше родители начинают лечение, тем быстрее им удаётся добиться положительного результата. А вот «нелечение», в свою очередь, может спровоцировать осложнения: амблиопию и косоглазие.

При дальнозоркости и астигматизме при проведении своевременного и регулярного лечения с помощью современных технологий мы можем избавить от очковой коррекции навсегда. Важно правильно разработать для ребёнка индивидуальную программу комплексного лечения. Проводить курсы терапевтического лечения нужно регулярно и под контролем детского офтальмолога, который ведёт ребёнка.

Что касается столь распространённой сейчас у школьников близорукости, то лечение в данном случае мы направляем на остановку её прогрессирования и профилактику развития осложнений, которые часто сопровождают быстро прогрессирующую близорукость: истончения, дистрофические изменения и разрывы сетчатки глаза. А если успеть поймать близорукость в самом начале и правильно и комплексно лечить, то ребёнку, возможно, даже не придётся надевать очки. У нас такой опыт есть.

Волшебных капель нет

И ещё один важный момент: сейчас существует много так называемых аппаратов, которые лечат и от близорукости, и от дальнозоркости, и от астигматизма. Важно понимать, что нет одного универсального аппарата, который сможет восстановить зрение ребёнку. Как нет таких волшебных капель или тем более витаминов для глаз. Положительного результата в лечении глазной патологии у ребёнка можно добиться только при проведении комплексного лечения, которое включает в себя различные методики для повышения остроты зрения, улучшения микроциркуляции внутриглазных структур и питания тканей. И лечение должно проводиться не в домашних условиях, а только в специализированной детской глазной клинике под контролем детского офтальмолога.

  • Дозируйте зрительные нагрузки ребёнка. Обязательно делайте пятнадцатиминутные перерывы во время занятий, чередуйте занятия с играми на свежем воздухе.
  • Расстояние между глазами и объектами зрительной работы (книги, экран компьютера) должно быть не меньше 40 см и строго фиксированным. Если это расстояние всё время меняется, глаза ребёнка находятся в постоянном напряжении, что может спровоцировать развитие спазма мышцы, которая отвечает за фокусировку (цилиарной мышцы), и, как следствие, развитие близорукости. Именно по этой причине крайне вредно читать лёжа или в транспорте.
  • Кстати, ухудшение зрения может спровоцировать и искривление в шейном отделе позвоночника. Обязательно следите за правильной осанкой ребёнка.
  • Больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе. Обеспечьте ему правильное питание с большим количеством свежих овощей, фруктов и ягод. Это полезно для всего организма в целом!
  • Регулярно показывайте ребёнка детскому офтальмологу, даже если он не предъявляет жалоб. Некоторые патологии могут развиваться без симптомов.
  • Если глазная патология будет выявлена, не отчаивайтесь и начинайте лечение как можно раньше. Сегодня современная медицина позволяет нам лечить такие заболевания, которые недавно считались (а где-то и поныне считаются) неизлечимыми. И во многих случаях ваш ребёнок сможет смотреть на мир ясным взором без очков и линз!

Что делать, если ребёнка дразнят «очкариком»?

Советует доцент факультета психологии МГУ им. Ломоносова и Первого МГМУ им. Сеченова, член ассоциации детского психоанализа, кандидат психологических наук Антон Сорин :

— Прежде всего родителям ребёнка, которому прописали очки, важно самим отнестись к этому спокойно и позитивно. Выберите красивые очки. Расскажите, что довольно часто взрослые и дети носят очки, в этом нет ничего страшного, что на самом деле очки на сегодняшний день — модный аксессуар и т. д. Кроме того, очень важно самим взрослым не придумывать ребёнку прозвища, связанные с очками, даже в шутку. Потому что, только если в семье уверены, что ребёнок любим, талантлив и хорош, независимо от того, носит он очки или нет, он не будет их стесняться. А следовательно, — провоцировать негативную реакцию окружающих детей. И не будет обижаться на шутки сверстников.

Если всё же ребёнка задевают обидные шутки и оскорбления сверстников, поговорите с ним о том, что люди или дети, которые хотят обидеть кого-либо, всегда найдут повод и придумают обзывательство. Будь то очки, смешная фамилия, чудаковатая внешность, необычное поведение и т. д. Единственное, что имеет смысл делать в таком случае, — это игнорировать того, кто обзывается. Ведь если обидчик не получает обратную реакцию, его интерес к такой забаве быстро проходит.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Глаза - удивительный дар природы. Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время большое очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Нарушение зрения у детей - большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации - чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

2. Близорукость - это приобретенное заболевание, которое может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере). В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость - это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ухудшается острота зрения вблизи, хочется отодвинуть текст от себя.

4. Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильной кривизной роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие - это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

По данным анализа медицинских карт учащихся 1 - 2 - х классов МОУ > г. Якутска было выявлено, что в каждом классе (1 а, 1 б, 2 а, 2 б) есть дети с нарушением зрения. Из 135 учащихся 36 имеют нарушение зрения, что составляет 26,7 % от общего количества обследованных.

Степень участия зрения в процессе школьных занятий очень велика. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

К основным факторам, которые влияют на нарушение зрения у школьников, считается:

:: Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

:: Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

:: Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.

Для обеспечения сохранения и нормализации зрения, а также для предупреждения прогрессирования зрения мы рекомендуем:

Использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

Чередование занятий учащихся с отдыхом;

Контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

Организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

Активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

Организацию рационального питания и витаминизации;

Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Проведение гимнастики для глаз в школе и дома.

Гимнастика для глаз:

Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь.

Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и поселите так 1 минуту.

Зрительная гимнастика в стихах

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.