Ангкор фото путешествия. Древние храмы Камбоджи: описание, история и интересные факты

  • Дата: 30.09.2019

В юго-восточной части Азии расположилась необычайно красивая страна с великой историей – Камбоджа. Долгое время это королевство было закрыто от туристов, но сегодня стало очень популярным туристическим направлением. Эта экзотическая страна привлекает путешественников мягким климатом, теплыми водами Сиамского залива, белоснежными пляжами, и, конечно же, величественными храмовыми сооружениями.

Люди съезжаются со всего мира, чтобы своими глазами увидеть таинственные святыни – древние храмы Камбоджи, возведенные более тысячи лет назад.

Как и когда строили храмы

Возведением святилищ занимались предки нынешних камбоджийцев – кхмеры, которые с незапамятных времен населяли территорию королевства. Произошел этот народ, если верить легенде, от связи дочери короля змееподобных существ – нагов, и индийского отшельника.

Грандиозное строительство началось еще в IX столетии, когда многочисленные кхмерские княжества под руководством императора Джайявармана II объединились в великое государство – Кхмерскую империю со столицей в городе Ангкор. В ней основатель династии возвел первый храмовый комплекс, а его преемники впоследствии продолжили это дело. Сегодня все уцелевшие храмы древней столицы образуют главную достопримечательность страны – храмовый комплекс Ангкор. Его размеры поражают – храмы Ангкора в Камбодже расположилась на площади более 200 тысяч кв. км.

Строительство религиозных сооружений в столице продолжалось вплоть до XII века – именно в этот период и были построены самые известные храмы Камбоджи. Вокруг них к тому времени уже был отстроен огромный город, который населяли более миллиона жителей. В X-XIII вв. великая Кхмерская империя стала самым развитым государством во всей Юго-Восточной Азии в военном и экономическом отношении.

Однако уже во второй половине XV века после длительной осады сиамцев ее столица пала и была разрушена.

Жители вынуждены были бежать и бросить город. С годами Ангкор был поглощен джунглями, влажный климат не пощадил многие жилые помещения и вскоре от них ничего не осталось, а вот храмовым сооружениям удалось уцелеть. На 400 лет люди забыли о древней Ангкоре, пока в 1860 году французский путешественник и естествоиспытатель Анри Муо не набрел на нее в непроходимых зарослях.

Ангкор-Ват

Самым большим храмом на всем земном шаре считается камбоджийский Ангкор-Ват, возвышающийся в нескольких километрах от города Сиемреал. Эта святыня была возведена в первой половине XII столетия в честь верховного бога в индуизме – Вишну. Правил империей в те времена король Сурьяварман II.

По мнению ученых, на строительство этого сооружения потребовалось 5 млн. тонн камней – столько же, сколько было затрачено на возведение второй по величине египетской пирамиды Хафры (Хефрена).

Древние строители вложили немало усилий, чтобы создать поражающее воображение архитектурное творение – все каменные глыбы, из которых выстроено это сакральное сооружение, художественно обработаны – на всех поверхностях вырезаны сюжеты из истории кхмеров, индуистской мифологии и древнеиндийских эпосов.

Но самое удивительное то, что для закрепления глыб между собой кхмеры не использовали никакие растворы – камни обтесаны и подогнаны друг к другу так, что порой стыки между ними найти просто невозможно.

Главный культовый комплекс Камбоджи храм Ангкор-Ват состоит из 3 строений, внутри — 5 башен в форме лотоса, высота центральной достигает 65 метров. Окружает комплекс ров шириной 190 метров, который из-за обильных дождей всегда заполнен водой. По замыслу строителей, этот грандиозный проект символизирует обитель Брахмы – священную гору Меру: центральная башня это вершина, стены – скалы, а огромный ров – мировой океан, омывающий со всех сторон Вселенную.

Несомненно, этот храм в Камбодже – 8 чудо света, ведь именно так его называют историки всего мира.

Байон

Неподалеку от Ангкор-Вата расположилось второе по величине древнее культовое сооружение. Это храм Байон, отстроенный в XII столетии при правителе Джаявармане VII.

Храм Байон в Камбодже имеет 54 башни, и не случайно – каждая из них являлась символом провинции, находившейся под властью правителя. На каждой башне высечено 4 лика – по одному с каждой стороны света.

Древним строителям удалось сделать невозможное – выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток.

Они могут быть добрыми, улыбаться, грустить, а иногда своим взглядом и вовсе наводят леденящий душу ужас. Примечательно, что в какой бы части храма ни находился человек, он всегда будет под пристальным взглядом каменных глаз. Считается, что высеченные лики — это лицо божества сострадания Авалокитешвары. Прообразом его внешности стал король Джаяварман VII.

Изначально центральная башня храма имела золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Стены храма покрыты красивейшими барельефами, где запечатлены сцены из жизни камбоджийцев – военные походы, кровавые сражения, поклонение богам, цирковые представления, пиршества и многое другое.

Та Пром

Храм Та Пром (Та Прохм, Та Прум) – еще одно буддийское культовое сооружение, входящее в структуру города Ангкора. Этот храм-монастырь был построен в конце XII века в честь матери короля Джаявармана VII. Именно поэтому, считают ученые, в его оформлении в барельефах и скульптурах преобладают апсары – полубогини индуистской мифологии, духи воды и облаков.

Большую популярность Храм Та Пром в Камбодже приобрел в 2001 году после выхода на экраны фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» – именно по этому заброшенному сооружению бродила голливудская актриса Анджелина Джоли.

В настоящее время комплекс представляет собой удивительное зрелище в лучших традициях сюрреализма – все сооружения от основания и до кровли опутаны причудливой густой растительностью. Здесь корни и стволы деревьев веками взбирались по стенам, обрамляли двери и окна, ломали каменные крыши, пробивая себе путь на свободу.

Создается впечатление, что на этой территории когда-то была беспощадная битва между богами и природой, и последняя победила, сделав уникальное сооружение частью земли. Теперь Та Пром и джунгли – неделимое целое.

Бапуон

В самом центре священного города Ангкор-Том находится еще один удивительный храм высотой 49 метров – Бапуон. Он появился в XI веке во времена царствования Удаядитьявармана II. Это сооружение по форме представляет собой пятиступенчатую пирамиду, состоящую из трех ярусов.

От других святилищ Бапуон отличают особые барельефы – они выполнены в форме маленьких квадратиков, в которых высечены сцены из повседневной жизни кхмеров. В свои молодые годы храм поражал великолепием.

Еще в XIII столетии им восхищался китайский дипломат Чжоу Дагуань, называя его «поистине удивительным зрелищем». До наших дней Бапуон добрался в очень плачевном состоянии, и виной тому песчаное основание, на котором он был построен. Оно оказалось неустойчивым, и грандиозная постройка начала стремительно разрушаться.

Менее знаменитые храмы Камбоджи

В Камбодже существует несколько сотен древних культовых сооружений, которые завораживают своей красотой и оригинальной архитектурой. Весьма интересным считается храмовый комплекс Кох Кер, расположившийся в 90 км от Ангкора. Туристы посещают это место редко, поскольку добраться туда непросто. Больше всего привлекает внимание в этом комплексе храм-гора Прасат Пранг высотой 32 метра.

Этот храм в Камбодже еще именуют «пирамидой смерти» из-за того, что на его вершине имеется глубокий колодец. Согласно легенде, после жертвоприношений демонам в него сбрасывали бездыханные тела. Считалось, что этот колодец ведет в преисподнюю.

Еще один изумительный по красоте храм – Преа Вихеа, или, как его еще называют, «Храм на небесах». Возведен он на горе, на высоте 600 метров над уровнем моря. Считается очень значимой постройкой для древних кхмеров, поскольку возводился он очень долго – строительство растянулось на время правления семи королей.

Оригинальностью отличается буддийский храм Неакпеан, созданный в XII веке. Находится он в Ангкоре, недалеко от города Дананг, на маленьком искусственно созданном острове посреди водоема. Если верить древней легенде, вода в этих местах наделена целебными свойствами. Собственно, это и подвигло короля Джаваярман VII построить здесь храм.

Еще одно чудо кхмерской архитектуры – храм Бантеайсрей, расположенный на территории провинции Сиемреал. Был построен в честь бога Шивы в X веке. Храм прославился своим украшением – все его стены покрывает ювелирная резьба, которую практически не тронуло время. Еще одна особенность этого сооружения – в нем находятся древние розовые статуи обезьян-хранителей.

  1. Английские исследователи Г. Хэнкок и Д. Грисби провели масштабные компьютерные исследования, и пришли к весьма любопытному выводу: главные религиозные сооружения Камбоджи связаны с картой звездного неба 10500 года до н. э. По их мнению, ангкорские храмы Камбоджи на карте, если их соединить одной линией, воссоздают очертания созвездия Дракона.
  2. Храмы Камбоджи не предназначались для посещения их верующими людьми. Эти культовые сооружения считались обителью богов, входить в них могли только жрецы и монахи. В некоторых храмах возводили усыпальницы для правителей, которых они считали воплощением бога на земле.
  3. Каждый кхмерский король следовал традиции – вступив на престол, он начинал строительство двух храмов – для себя и своих предков. Если он умирал, а сооружения еще не были достроены, их оставляли в незаконченном виде, и сразу же приступали к новой стройке.
  4. На стене храма Та Пром вырезано изображение, которое по сей день не дает покоя ученым всего мира. А запечатлен там травоядный динозавр, а если точнее – стегозавр, живший на планете более 150 млн. лет назад. Откуда древние кхмеры узнали об этом животном, до сих пор остается загадкой.
  5. На территории Камбоджи есть несколько храмов в форме пирамиды. Как известно, такие грандиозные сооружения найдены только в Перу, Египте и Камбодже. Старинная легенда объясняет этот факт – все они были возведены одними людьми, которые кочевали по этим странам.
  6. Многие камбоджийские храмы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Ангкор-Ват считается самым большим храмом в мире посвящённым богу Вишну (верховному богу в вайшанавской традиции индуизма). Храмовый комплекс Ангкор-Ват (Angkor Wat) является самым большим храмом индуистов не только в Камбодже, но и в Мире, крупнейшим культовым сооружением человечества, оставленный нам в наследство кхмерским королем Сурьяварманом II около тысячи лет назад. (1113-1150 гг. н.э .)

Строительство храма Ангкор-Ват длилось 30 лет, он стал самым крупным храмом в древней столице империи кхмеров – Ангкор. Площадь Ангкор-Вата – 2,5 кв.км. (Это почти в 3 раза больше чем площадь Ватикана), а размеры всей древней Кхмерской столицы Ангкор с населением более 1 миллиона жителей превышали 200 кв.км. Для сравнения, к примеру, вторым по величине известным городом той же древней эпохи был город Тикаль – самый крупный город цивилизации Майя, расположенный на территории современной Гватемалы. Его размер был около 100 кв.км., то есть в 10 раз меньше, а население всего от 100 до 200 тысяч человек.

Ангкор-Ват самый крупный храм древней столицы, но далеко не единственный. Город Ангкор — будучи столицей Кхмерской империи с IX по XIV века включал в себя множество индуистских и буддистских храмов, многие из которых достаточно хорошо сохранились до наших дней. Каждый из них прекрасен по своему и характеризует разные периоды расцвета могущества Империи Кхмеров. Позже историки назовут этот период кхмерской истории – Ангкорианским.

Строительство Ангкора продолжалось около 400 лет. Его начал основатель ангкорской династии, индусский принц Джайяварман II в 802 г. объявивший себя «всеобщим правителем» и «королем-Солнце» в Камбодже. Последние храмовые комплексы были возведены в XII веке королем Джайяварманом VII. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Причиной тому, по одной версии, стало то, что в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника, по другой – империя оказалась в условиях жестокой войны и продолжать строительство было невозможно. Ангкорианский период кхмерской истории закончился в 1431 году, когда тайские захватчики окончательно захватили и разграбили столицу Кхмеров и вынудили население уйти на юг в район Пном-Пень, который и стал новой кхмерской столицей. Впрочем, доказательства истинных причин падения кхмерской империи историки ищут и по сей день.

В Ангкоре особо выделяются наиболее крупные храмовые комплексы — Ангкор-Ват, Ангкор-Том (включающий в себя сразу несколько храмов, самый крупный из которых — храм Байон), Та-Пром, Бантей-Срей и Преа-Кан. Наиболее примечательный храм был и остается Ангкор-Ват, который до сих пор является самым крупным религиозным сооружением в мире. Его высота 65 метров. Храм окружен гигантским рвом шириной 190 метров, размером 1300 метров на 1500 метров. Построенный во время правления Сурьявармана II (1113–1150) за 30 лет, Ангкор-Ват стал самым большим сакральным зданием в мире. После смерти короля Сурьявармана II храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.

Ангкор-Ват — История открытия затерянного города Ангкор

Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).

Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

«Храм непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом , а также храма Ангкор-Ват.

Все в этом мире подвластно природе — даже стены великого Ангкора

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват — самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV-XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод — «храм Ангкор».

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства — Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор. Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.

Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано — «страна Камбу аналогична небу».

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма — символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской () корреляция неба и земли?

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная. Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор - не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель — Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона… Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Апсары — Небесные танцовщицы

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами. Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра — травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад. То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Сакральная нумерология Ангкора — совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) - срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года - земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени — Все возвращается на круги своя…

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) — Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей - созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион - наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор - это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

  • На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;
  • По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры — 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;
  • Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц - (216:3=72), (216:2=108). 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 — это 216 разделенное на два;
  • Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);
  • Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;
  • Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину — 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;
  • Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.
  • Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) - Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно - 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и… улыбаются)))

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

  • Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.
  • В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.
  • В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).
  • Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них — это земной мир Гетиг, второй — промежуточный мир Ритаг, а третий — высший мир Меног. Вот три формы рун.
  • В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
  • Наиболее значимая книга Авесты — Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;
  • Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.
  • В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.
  • Непроизносимое имя Бога — основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном — треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается — 72.
  • В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.
  • Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;
  • Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками «золотого сечения»

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Храмовый комплекс Ангкор-Ват имеет три уровня. Он состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. По сути Ангкор-Ват — представляет собой огромную трехступенчатая пирамиду.

Поднявшись по лестнице и пройдя через две первые из трех последовательно поднимающихся галерей, попадаешь в третью галерею, известную своими барельефами, большинство из которых великолепны в своем исполнении.

Один из барельефов на стене Ангкор-Вата — Сцена из жизни кхмерского короля

Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров, будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II — основателя храма Ангкор-Ват.

Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя остров квадратной формы, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны храма. Главный вход в Ангкор-Ват с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход к западной гопуре с остатками трех башен.

Сейчас вход в гопуру осуществляется справа, через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкор-Вата.

Большая статуя десятирукого бога Вишну — Храм Ангкор-Ват

Пройдя через гопуру, открывается великолепный вид на главные башни храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, а на закате пылают оранжевым. Продолжая свой путь внутрь Ангкор-Ват, наблюдаем с обеих сторон от главной дороги — две больших, так называемых «библиотеки» с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно представить из названия.

Ближе к храму, с обеих сторон от дороги располагаются ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. Внутри храма Вас встретят 1800 апсар (небесных танцовщиц).

Поднявшись на второй уровень храма можно увидеть захватывающее зрелище — пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. От входа, ко всем центральным башням, а также двум внутренним библиотекам второго уровня, можно пройти по пешеходным мостам на коротких круглых столбиках.

Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому, третьему уровню храма Ангкор-Ват — сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, символизирующих пять небесных пиков священной Горы Меру — центра мироздания.

Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид незабываемым. Центральная башня или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор-Ват был изначально вишнуитским храмом, и только позднее превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре. У кхмеров существовал древний обычай, делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. К сожалению, за прошедшие столетия эти подношения были разграблены.

Сегодня только некоторая часть из статуй бога Вишну или Будды представлена в южной части галерей. Большой лежачий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.

«Будда спит» — Эта статуя будды, место особого почитания для буддистов в Ангкор-Вате

Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор-Ват в особенности — душа и сердце кхмерского народа, народа свободной Кампучии, символ процветания кхмерской цивилизации, оказавший огромное влияние на культуры всех государств Юго-Восточной Азии. Изображение храма Ангкор-Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является её символом.

Эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. До сих пор не смолкают баталии историков по поводу официально озвученных дат строительства храмов в Ангкоре и Ангкор-Вата. Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры, но в датах многие источники противоречат друг другу, причём достаточно существенно.

Великая история Ангкора продолжается, чтобы спасти наши души…

Однако все цифры достаточно точно отражают пик расцвета и величия кхмерской ангкорианской эпохи, в которую были достигнуты высшие культурные достижения. История этого периода, не оставившая нам бумажных рукописей, восстанавливается при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах Ангкор-Вата и других храмовых комплексов Ангкора. Активные археологические и исторические исследования в Ангкоре продолжаются по сей день, продолжая удивлять мир все новыми открытиями тайн и загадок великого храма Ангкор-Ват.

3D Видеопанорама храмового комплекса Ангкор-Ват (снято с вертолета)

Документальный фильм «Ангкор-Ват — Дом достойный богов»

«Ангкор-Ват — Дом достойный богов» — Это научно-популярный, документальный фильм от National Geographic из серии «Суперсооружения древности «, посвященный всемирно известному храму Ангкор-Ват (Angkor-Wat) в Камбодже (Кампучии). Авторы фильма сделали попытку показать всю грандиозность города богов Ангкор и раскрыть тайну строительства самого крупного храма в мире «Ангкор-Ват». Заброшенный людьми при невыясненных обстоятельствах более 500 лет назад, Камбоджийский город Ангкор, впечатляет своими масштабами — это гигантская каменная карта мироздания и одно из самых замечательных творений человечества.

Подробный исторический экскурс, который расскажет про Ангкор Ват — легендарный храмовый комплекс в Камбодже. Приготовьтесь, будет интересно!

Религиозное сооружение Ангкор Ват — крупнейший в мире индуистский храм. Считается одной из великолепнейших «жемчужин» Ангкора — древней столицы могущественной кхмерской империи. Находясь на отдыхе в Камбодже, самостоятельному путешественнику непременно стоит посетить это таинственное и прекрасное место.

Ангкор Ват: история

Более десяти столетий назад на территории Камбоджи, Вьетнама, Лаоса, Таиланда существовала Кхмерская империя (Камбуджадеша). Ее основателем был царь Джайяварман II (802-850 гг.), объединивший эти земли путем кровопролитных войн.

Своего расцвета империя достигает чуть позже, во времена правления Сурьявармана II (1113-1150 гг.). Царь поклонялся индуистскому богу Вишну, в честь и был воздвигнут Ангкор Ват. Строительство религиозного сооружения продолжалось более 30 лет. Над его созданием трудились не только местные умельцы. По приказу правителя мастеров искали по всей Азии.

В качестве основного материала использовался песчаник, который привозили с карьера, расположенного в 40 км. от места строительства. Камни полировались и укладывались друг на друга. При укладке никакого раствора не применялось.

В те далекие времена правители считались посланниками богов. После смерти Сурьявармана II храм стал его усыпальницей. С тех пор история Ангкора и его главного религиозного памятника неразрывно связаны между собой.


Строительство храмового комплекса подорвало экономику страны. К тому же столица была перенаселена, на тот момент в ней проживало более 1 млн. человек. Воды катастрофически не хватало, а плодородные земли были истощены. Во времена правления Джаявармана VII (1181-1218 гг.) произошло несколько восстаний, в результате которых Ангкор был частично разрушен.

Позднее столица неоднократно подвергалась нашествию сиамских войск. После последнего вторжения в 1431 году, Ангкор окончательно пришел в упадок. Люди навсегда покинули город. В храмах остались жить лишь монахи. Столицу империи перенесли в Пномпень. Территорию Ангкора поглотили тропические леса, а сооружения стали домом для тысяч животных. Но город не исчез навсегда.

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.


В начале XVII века португальские и испанские путешественники случайно наткнулись на таинственные каменные сооружения в джунглях. Но по каким-то причинам европейцы не придали значения необычной находке и об этом вскоре забыли. Своим вторым рождением (конец XIX века) древний Ангкор обязан французскому путешественнику Анри Муо. Он подробно и с восхищением описал в своих рукописях древний город. Толпы исследователей, ученых, историков, паломников и торговцев ринулись в Ангкор.


Фото через 45 лет после открытия: 1906 год

К сожалению, от былого великолепия столицы не осталось и следа. Песчаник, из которого были построены здания, с течением времени разрушился под воздействием ветра, солнца и воды. Большинство деревянных построек было сожжено вандалами в периоды военных действий. Сквозь стены зданий во многих местах проросли корни и ветки деревьев.

Благодаря стараниям тысяч людей, к середине XX века многие здания города, в том числе и Ангкор Ват, были восстановлены. После окончания гражданской войны, реставрацией храмового комплекса занимались, в основном, индийские специалисты. С 1992 года уникальное творение кхмерских мастеров находится под охраной ЮНЕСКО.


Фото через 45 лет после открытия: 1906 год

Устройство и архитектура Ангкор Ват

Находится храм в самом центре древнего города. Ангкор Ват имеет протяженность с севера на юг — 1,3 км, а с запада на восток — 1,5 км. Религиозное сооружение прямоугольной формы. Состоит из трех уровней (ярусов), которые увеличиваются по высоте к центру. По внешнему виду чем-то напоминает пирамиду. Уровни олицетворяют собой три стихии: воздух, землю и воду. Территория комплекса окружена пышной зеленью и надежно защищена со всех сторон рвом с водой. Ширина рва составляет более 100 м. Через него проложен каменный мост, соединяющий прямоугольный «остров» с сушей. Далее дорога ведет к главному входу. Центральные ворота и лицевая сторона сооружения ориентированы на запад. К восточной стороне Ангкор Вата также есть дорога, но она менее заметна, и найти ее можно, воспользовавшись услугами проводника.

Всю территорию храма приходится обходить пешком, транспорт здесь запрещен.

Ангкор Ват расположен таким образом, что при взгляде на него с любой стороны всегда видны только три башни из пяти. Это доказывает мастерство архитекторов того времени. Башни и ярусы соединены между собой лестницами, перекрещивающимися между собой галереями, крытыми переходами. Образующееся таким образом внутреннее пространство поделено на многочисленные, квадратной формы, внутренние дворики.


Стены галерей и коридоров, колонны и лестницы покрыты барельефами, резьбой и росписью. Потолочные перекрытия украшены изображениями лотоса и затейливыми узорами. На территории комплекса сохранилось множество статуй диковинных животных, мифических героев и реальных исторических персонажей.

Первый ярус самый большой, состоит из нескольких галерей и переходов. Стены украшены многочисленными изображениями. Здесь находятся 8 панно, общая протяженность которых более 800 м. Основные «сюжеты» — битвы богов, период правления великого Сурьявармана II и многочисленные сражения за могущество империи. Несколько панно посвящены сценам из эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Внешняя стена выполнена в виде двойного ряда колонн.


В конце каждой галереи есть угловые павильоны. Два павильона соединены с главными галереями. Еще два оканчиваются неглубокими нишами в стене. Когда-то эти углубления также были украшены барельефами, но со временем они стерлись и едва заметны.

Надвратные башни главного входа соединены с башнями второго яруса с помощью переходов. Между ними расположены четыре внутренних дворика, которые в сезон дождей наполняются водой и служат бассейнами. Внутренние стены галерей выполнены в виде колонн, сквозь которые видны дворики-бассейны. На противоположных стенах, между окон с фигурно выточенными столбиками, вырезаны фигурки тысяч небесных танцовщиц (апсар). В длинных коридорах установлено множество статуй.

В месте пересечения галерей (с севера на юг) установлены угловые колонны с надписями на неизвестном языке. С обеих сторон на втором ярусе расположены библиотеки, каждая из которых имеет по четыре входа.

Ангкор — не совсем город, а скорее город-храм , размеры которого поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг! Он расположен в долине реки Меконг приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи Пномпеня. Много столетий город хранил свои загадки.

В непосредственной близости от Ангкор Вата находится комплекс Ангкор Том(перев. Великая Столица), куда входят храмы: Байон , Слоновая терраса , Прасат Суор Прат, Терраса Прокажённого короля , Кхабанг, царский дворец. Комплекс являлся столицей Кхмерской Империи в XII- XV вв. Построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры .

На этом плане хорошо видно расположение храмов. Ангкор Ват - снизу, комплекс Ангкор Том - выше с Байоном по центру. Весь комплекс занимает 9км², обнесен стеной со входами с четырех сторон и рвом наполненным водой.

С точки зрения кхмерской мифологии, комплекс представляет собой макрокосмос вселенной с храмом Байон в центре. Сейчас большую часть комплекса Ангкор Том занимает лес, как видно на карте сверху, но в 13 веке это был огромный город, здесь жили люди.

Ангкор Ват (перев. Город-Храм) гигантский храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, - жемчужина комплекса, он сохранился лучше всего и представляет собой замечательный образец кхмерской архитектуры и искусства! Он занимает площадь в 2 км², являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152).
Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие кхмерские сооружения, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. В конце 13 века Кхмерская империя распалась и храм был заброшен. В течение 600 лет до 1858 года храм оставался затерянным в джунглях северной Камбоджи.

О существовании заброшенного города знали и сами кхмеры и европейцы. Португальские путешественники побывали в нем еще в XVI веке. Однако по-настоящему открыл древний город для Запада фрацуз Анри Муо. 22 января 1861 года французский натуралист Анри Муо, заплутав в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины Анкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался записками европейских путешественников, которые бывали в Анкоре задолго до него. Но именно работа Муо, опубликованная уже после его смерти, сделала Камбоджу весьма популярной у европейцев. В Анкор устремились сотни, если не тысячи туристов. То, что предстало глазам Муо, ничего общего не имеет с тем, что видим мы. Все здесь было покрыто буйной растительностью. Бороться с ней приходится постоянно. Если Анкор не расчищать года три, всю эту красоту снова поглотят джунгли.

Был город (многие говорят, что это более похоже на сеть городов, связанных между собой). Он строился 400 лет. Там были храмы, больницы (не менее сотни больниц!), библиотеки, мосты, дороги, уникальная ирригационная система, позволяющая собирать 4 урожая риса в год. Была огромная империя. И были, конечно, войны. С тямами и таями. Чего не поделили все эти народы - никто уже точно не может сказать. Но сиамские войска полностью захватили город. И великая цивилизация погибла. Ушли строители, ушли жители, ушли служители храмов и даже завоеватели. Почему? Существуют разнообразные мнения: традиционные послевоенные эпидемии, а может, жители посчитали город обесчещенным, кто знает? Давались и мистические объяснения: дескать, некий проект был уже просто выполнен.

Байон изначально строился как буддийский храм. Именно с его стен смотрят на туристов знаменитые каменные лица Ангкора. Ученые до сих пор спорят, кто же изображен на башнях Байона. Одни считают что это лики Бодхисатвы Авалокитешвары, другие, что король Джаяварман увековечил в них свое лицо!

Башни Байона
Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.

Анкор-Ват можно назвать «погребальным» храмом. Сурьяварман затеял его строительство, чтобы после смерти туда был помещен его прах. Так что назначение у Анкор-Вата то же, что и у египетских пирамид. К храму ведет выложенная камнем дорога. Анкор-Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены его покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречающаяся фигура здесь - это фигура апсары - богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую.У них разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. Один пояс не похож, например, на другой. Отличаются браслеты на плечах. Если внимательно посмотреть на головные уборы, то они тоже отличаются друг от друга.

Террасы имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект - по мере приближения храм увеличивается в размере. Храм растет прямо-таки на глазах у зрителя. Эффект потрясающий. Идешь, и над тобой вся эта громадина нависает. Чтобы попасть на верхнюю террасу, нужно преодолеть довольно крутую лестницу. Ступени здесь такие же узкие и высокие, как у пирамид майя.

В стране сохранилась древняя легенда о любимце богов принце Пра Кет Меалеа, взятом великим Индрой в свой небесный дворец, находившийся в центре Вселенной. Однако принц не поладил с небесными танцовщицами, и те упросили Индру отправить юношу обратно на землю. Чтобы утешить молодого человека, Индра приказал архитектору богов Прах Пуснуку построить на земле невиданной красоты дворец по образу и подобию небесной обители богов

У центральной башни ощущаешь себя каким-то пигмеем. Тут понимаешь, что легенда о божественном происхождении Анкор-Вата возникла не случайно.По этой легенде, Анкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник Индры - он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Анкор-Ват - это точная копия коровника Индры.

Барельефы в галереях Ангкора

Бантей Срей был построен ранее Ангкора, во второй половине 10 века при правлении короля Раджендравармана. Храм посвящен индуистскому богу Шиве. Построен он из красного песчаника и богато украшен резьбой и скульптурами, многие из которых сохранились до наших дней.

Бантей Срей часто называют драгоценной жемчужиной в ожерелье Ангкора.

Изначально храм носил название Tribhuvanamahesvara в честь господа Шивы, что буквально переводится как владыка трех измерений. Современное название Бантей Срей переводится как цитадель женщины или цитадель красоты.

Храм был заново обнаружен в 1914 году, спустя 15 лет провелась реставрация. Бантей Срей несколько раз подвергался грабежам, самый известный случай произошел в 1923 г., когда француз Андре Мальру похитил 4 фигуры. Позже он был арестован, а фигуры возвращены!

Фигурки стражников заменены на копии.

АрхитектурноБантей Срей состоит из 3х башен окруженных 3 рядами стен и рвом с водой. 2 строения напротив центрального храма выполняли функцию библиотек. Храм ориентирован на восток и имеет 2 входа.

Резьба уникальна и имеет в основном религиозный характер

Вид из космоса на Ангкор сверху дает удивительную картину карты звездного неба, но того звездного неба, которое существовало 10500 лет назад до нашей эры! И это никак не объяснимо. Жорж Кодэ - французский археолог - назвал некоторые храмовые ансамбли
мистическим центром исчезнувшей империи...

18.07.11 . Суд ООН обязал Таиланд и Камбоджу вывести войска с территории древнего храма кхмеров

Две страны - Таиланд и Камбоджа десятилетиями спорили, кому должен принадлежать храм кхмерской цивилизации. В начале этого года пограничные столкновения привели к гибели 18 человек и переселению десятков крестьян. Впервые ситуация на границе между Таиландом и Камбоджей осложнилась в 2008 году, когда ЮНЕСКО включила в реестр наследия человечества индуистский храм XI века Преа Вихеар империи Ангкор, который эта ооновская организация отнесла к Камбодже. Таиланд выразил несогласие с такой позицией.