Знаменитые люди болеющие аутизмом. Известные аутисты

  • Дата: 30.10.2019

Некоторые из этих известных людей с аутизмом могут удивить вас. Среди аутистов есть очень известные люди, многого добившиеся в разных сферах жизни и искусства.

Энтони Хопкинс был поставлен диагноз: синдром Аспергера (также известный как расстройство Аспергера – это психическое состояние, которое связано с нарушениями социального развития, аспергерный аутизм), эта болезнь сопровождалась очень сильным беспокойством и одновременно необычайным трудолюбием.


Певице Кортни Лав диагноз аутизм был поставлен в детстве, хотя она была достаточно умной и развитой, ее тяжело приходилось в школьном коллективе.


Скульптор-аутист Алонсо Клемонс , IQ которого находится где-то между 40 и 50, создает невероятные реалистичные 3D-скульптуры животных.


Композитор и пианист Мэтт Сэвидж научился играть, когда ему было всего шесть лет. К тому времени, когда ему было 11, его музыкальная карьера была настолько успешной, что он выступал по всему миру.


Ким Пик известен тем, что способен запомнить любую прочитанную книгу, при этом он не может даже застегнуть пуговицу на своей рубашке - моторные навыки не развиты. Всего Ким Пик знает наизусть 12 000 книг.


Известный режиссер Стэнли Кубрик страдал аутизмом. Его считают кинематографическим гением, с необыкновенной одержимостью при съемках фильмов.


Создателю Покемона Сатоши Таджири был поставлен диагноз синдрома Аспергера. Его коллеги назвали его «затворником» и «эксцентричным», но его необычный мозг является вдохновителем одной из самых известных франшиз всех времен.

Это, возможно, самое противоречивое и загадочное неврологическое расстройство, полумистическое заболевание, поражающее нервные пути организма человека. Страдающие от него пациенты не обладают полноценной возможностью налаживать нормальные связи в обществе, но другие (с синдромом Аспергера) блестяще проявляли себя и творчестве, искусствах, науках и иных видах человеческой деятельности.

Аутизм (от греч. Autos – сам) – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Медицина ещё не нашла полноценных механиков борьбы с этим недугом. Более того, аутизм может передаваться через поколения и даже генетически мутировать. Интересной особенностью аутизма является сверхспособность человека концентрироваться на одной определённой идее, теме, цели. Ярким примером аутизма может служить герой фильма «Человек дождя», которого блестяще представил Дастин Хоффман. В истории человечества много знаменитых людей страдали аутизмом.

ХОЗЯЕВА ДЕТСКИХ ГРЁЗ

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), датский писатель. Мировую славу ему принесли сказки, где сочетались романтика и реализм, фантазия и юмор, сатира и ирония. «Гадкий утёнок» и «Русалочка» заставляют чаще биться сердца даже взрослых читателей и сопереживать их героям.

В детстве Ганс был неуклюжим и женоподобным мальчиком, на которого накатывались неконтролируемые приступы гнева. Когда талантливый мальчик подрос, он вынужден был вести уединённую жизнь затворника целибата. Его литературные труды пронизаны глубочайшей тоской.

К плеяде людей со странностями принадлежал и английский детский писатель Льюис Кэрролл (1832-1898), автор «Алисы в стране чудес» и «В Зазеркалье». Научные работы Кэрролла предвосхитили некоторые идеи математической логики. В его поведении и повадках ясно читаются признаки аутизма. Льюис был заикой, что в ещё большей степени обостряло его неумение сходиться с людьми. Как и многие другие аутисты, он проявлял выдающиеся способности в математике.

Среди его друзей было несколько взрослых людей, но он предпочитал иметь дело с детьми. Некоторые английские историки обвиняют Кэрролла в нездоровом пристрастии к детям, полагая, что писатель являлся в некоторой степени педофилом, но другие утверждают, что Льюису было интереснее и проще находить общий язык и темы для бесед с детьми, чем со взрослыми.

МУЗЫКА, РЕНЕССАНС И КИНО

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант уникального дарования, проявившегося в раннем возрасте. Если где-то и уместно употребление слова «гений», то это в его случае. К 15 годам он уже считался признанным авторитетом на поприще музыки. Все его интересы находились только к этой области искусства. Современники описывали его как маленького, странного и импульсивного человека. Его юмор называли казарменным. Он же отличился в написании скабрёзных текстов к своим коротким песенкам, которые напевали в кабаках простолюдины.

Кое-кто считает его типичным примером человека, страдающего аутизмом. Но Моцарт прекрасно чувствовал себя в высшем обществе, как и в любом другом. Тем не менее, есть свидетельства, что эта напасть (аутизм) не прошла мимо гения. Страдающие от аутизма пациенты, неравнодушные к музыке, весьма чувствительны к музыке Моцарта, а поэтому медики используют его музыку в качестве лечебной терапии для больных.

Если Моцарт – гений, то Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – Творец с большой буквы Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Достойнейший сын Ренессанса. Даже дилетантам известна скульптура Давида, весь мир восторгается росписями Сикстинской капеллы. Но вот поведение и манеры художника нельзя было назвать утончёнными, а гигиену он вообще чаще всего игнорировал, предпочитая посвящать всё своё драгоценное время работе и искусству. Несмотря на своё богатство, он мало интересовался материальными ценностями. Современники называли Микеланджело и чрезвычайно странным, и ужасным. Его эксцентричное поведение можно объяснить только аутизмом. Во всяком случае, медики так думают.

Американский кинорежиссёр Стэнли Кубрик всегда считался хладнокровным перфекционистом. Вспомните его картины «Заводной апельсин» и «2001: Космическая Одиссея». Некоторые сцены он переснимал по 12-30 раз. Работая над фильмом «Сияние», он замучил Джека Николсона и актрису Шелли Дюваль. У Шелли от постоянных придирок Кубрика стали выпадать волосы.

Аутизм у режиссёра выявили медики. Он любил животных, которых у него было великое множество, но при этом слыл мизантропом. Стэнли отлично играл в шахматы. Видимо, аутизм не мешал ему в работе.

ГЕРОИ НАУК

Без всякого сомнения, от аутизма страдал великий сербский учёный Никола Тесла. Величайший изобретатель буквально искрил своими оригинальными идеями, которые у него бессовестно воровал сам Эдисон. Это, пожалуй, самый эксцентричный феномен среди наших героев. У Теслы было множество самых разнообразных фобий. Он придерживался добровольного целибата и был очень чувствителен к свету и звукам. А к цифре три (3) он относился как к священной корове. Тесла выходил из себя, если ему предлагали поселиться в комнате отеля, номер которой не был кратным трём.

Тесла считался мягким и вежливым человеком, но, когда отстаивал свою точку зрения в споре, становился отвратительным и грубым. Замкнутый и нелюдимый, он вёл прекрасную дружбу с Марком Твеном. Многие его поступки и действия можно объяснить аутизмом. С возрастом его странности приобрели ещё более яркие очертания. Тесла открыто и резко высмеивал учёный мир, а умер он в полном одиночестве в дешёвой гостинице, без цента в кармане.

Коллега Теслы и не менее значимая в науке фигура – Альберт Эйнштейн. Его заслуги в области физики и гуманизма недооценить невозможно. В современных источниках встречаются весьма противоречивые утверждения, касающиеся его молодых лет. К примеру, некоторые утверждают, что Эйнштейн отвратительно учился, а математику всегда заваливал на экзаменах и контрольных, – абсолютная и неприкрытая ложь. Напротив, его всегда выделяли ясность мышления и целеустремлённость. Правда, он в молодости слыл замкнутым и скромным мальчиком. Его дотошность в самых мелких деталях и аккуратность в разработке теории относительности наталкивает на мысль, что учёному был присущ синдром Аспергера, характерный для аутизма.

После смерти второй супруги Эйнштейн стал совершенно равнодушен к своей внешности. В век обязательных формальностей это выглядело вызовом всему цивилизованному обществу. Особый шок у публики вызывала его необузданная шевелюра, вернее – полное отсутствие причёски. С другой стороны, те, кто считает учёного страдавшим от аутизма, сбиты с толку тем обстоятельством, что Эйнштейн прекрасно находил общий язык с любыми людьми, что не характерно для людей с этим недугом. Да, он равнодушно относился к своей славе и тем плюсам, которые она обещала всякому человеку. Однако, несмотря на свою эксцентричность, его особенно ценили женщины.

Аутичный человек о том, стоит ли верить спискам «великих людей с аутизмом»

«Вы достигли больших успехов», – сказал мне однажды психолог, в исследовании которого я принимал участие. Моя мама часто говорит мне то же самое. Другие люди тоже мне это говорили. Мой аутизм, несомненно, привел к массе проблем и осложнил мне жизнь, и я часто чувствую, что никаких успехов у меня нет. Конечно, успех – понятие относительное. Я знаю человека с аутизмом, который любит повторять цитату из рассказа Герберта Уэллса про то, что в стране слепых одноглазый – король.

Я мог бы перечислить несколько своих успехов в жизни. В возрасте 14 лет меня перевели в обычный класс общеобразовательной школы. Я смог получить диплом о высшем образовании, половину учебы я провел в крупном университете. После окончания школы у меня больше лет трудового стажа, чем безработицы. Я смог получить навыки и опыт работы по расшифровке аудиозаписей врачей и других медработников в больнице, я смог овладеть профессией. В течение жизни у меня были друзья, пусть их было и немного. Я могу водить машину. Я не нуждаюсь в том, чтобы меня кто-то сопровождал в течение дня. Я написал 11 статей, 22 коротких рассказа и один роман.

Но добился ли я огромных успехов? Хотя я частично преодолел свой аутизм, это произошло не на 100%. Ивар Ловаас утверждал, что после АВА-терапии в течение 40 часов в неделю, половина аутистов достигали нормального функционирования. Но стоит ли считать успехом лишь «нормальное» функционирование? В конце концов, я не стал президентом США, не получил Нобелевскую премию по физике, не стал миллиардером. И я подозреваю, что вряд ли кто-то из детей, которые достигли «нормального функционирования» у Ловааса добились чего-то подобного. Однако то и дело встречаются заявления о том, что многие люди с подобными достижениями имели аутизм или хотя бы аутичные черты.

Нужно ли обнадеживать родителей информацией о том, чего смогли достичь эти, предположительно, аутичные знаменитости? Ведь если они смогли, то почему бы и их ребенку не суметь? Некоторые утверждают, что другие люди в спектре аутизма испытывают надежду, когда слышат о достижениях якобы аутичных великих людей. Некоторые люди в спектре аутизма, которые считают аутизм (по крайней мере, какие-то его аспекты) неким даром, утверждают, что эти великие люди – доказательство того, что не нужно стремиться к лечению аутизма, или что детям с аутизмом не нужно никакое раннее вмешательство. Конечно, некоторые придерживаются более уравновешенных взглядов – они считают, что такие люди скорее исключение из правила, и другие люди с аутизмом не обязательно могут добиться того же.

Но был ли кто-то из этих людей аутичным на самом деле? Некоторые утверждают, что да, по крайней мере, у них могли быть аутичные черты. И даже если это точно не известно, важно обнадежить родителей насчет будущего их детей и помочь аутичным людям гордиться собой. Однако у этого есть и обратная сторона – аутист, который считает себя менее успешным, чем многие нейротипики, будет лишь испытывать злость и горечь от таких примеров. Я сам отношусь именно к этой категории, поэтому я считаю, что очень важно разобрать эти заочные диагнозы, что я и пытаюсь сделать.

Альберт Эйнштейн, вероятно, был самым известным физиком-теоретиком за всю историю. Во время службы в патентном бюро он разработал исследование, которое произвело революцию в современной физике. Его знаменитая теория относительности сделала его лауреатом Нобелевской премии.

Возможно ли, что Эйнштейн был аутистом или хотя бы обладал аутичными чертами? Темпл Грандин пишет в своей книге «Думая картинками», что Эйнштейн не говорил до 3 лет. Кроме того, он ходил в зеленых тапочках на работу в патентное бюро. Предположительно, он был замкнутым ребенком. Она также говорит о навыках гигиены у Эйнштейна. Он редко стриг волосы и часто не расчесывал их. Он носил старую одежду и не обращал внимания на ее стиль. Грандин утверждает, что гений – это аномалия, подразумевая, что гений Эйнштейна был результатом аутичных черт.

Если Грандин пишет об Эйнштейне довольно осторожно, то Норм Леджин гораздо прямолинейнее пытается обнадежить людей в спектре. Собственно, название его книги – «Аспергер и самооценка: откровения и надежда благодаря знаменитым ролевым моделям». В ней он прямо утверждает, что Эйнштейн был в спектре аутизма или, как минимум, имел аутичные черты. Он пишет о том, что Эйнштейн избегал близости. Он пишет, что у Эйнштейна не было друзей в детстве. Леджин также говорит, что после смерти Эйнштейна у него в мозгу были обнаружены аномалии, которые, якобы, отвечали за его интеллект. Он сравнивает это с неврологическими отличиями человека с синдромом Аспергера. Этой темы Леджин касается только вскользь и не упоминает, какие именно неврологические особенности были обнаружены у Эйнштейна, и как именно они могут быть связаны с аутизмом и/или синдромом Аспергера.

Психолог Саймон Барон-Коэн также утверждал, что у Эйнштейна были аутичные черты. Он повторил аргументы Грандин и Леджина, но еще он добавил к этому списку утверждение о том, что Эйнштейн навязчиво повторял одни и те же предложения до возраста 7 лет, и что Эйнштейн был очень странным лектором, которого не понимали слушатели.
Насколько правомочны эти утверждения? Самый частый аргумент – задержка речи у Эйнштейна. Но можно ли считать позднее появление речи симптомом аутизма?

Люди с аутизмом часто нормально развиваются первые 18-30 месяцев, а потом испытывают регресс. Иногда у них появляется речь в возрасте до двух лет, а потом они теряют ту речь, которая у них была. Непохоже, чтобы с Эйнштейном происходило что-либо подобное. Есть только отдельные сообщения о том, что он то ли начал говорить позже обычного, то ли позже начал говорить целыми предложениями. Никаких указаний на то, что у Эйнштейна мог быть регресс. Это скорее похоже на задержку речи в детстве, которая нередко встречается, чем на аутизм или аутичные черты.

Более того, само утверждение о том, что Эйнштейн начал говорить поздно, весьма спорное. Денис Брайан, биограф Эйнштейна, утверждает в своей книге «Эйнштейн – жизнь», что по словам самого физика он не пытался говорить, пока ему не исполнилось три года, и что его родители обращались за медицинской помощью, потому что боялись, что он может быть умственно отсталым. Еще Эйнштейн утверждал, что он специально пропустил фазу «детского лепета» и ждал, пока не сможет говорить целыми предложениями.

Бабушка Эйнштейна рассказывала совершенно иную историю. По ее словам, уже в возрасте двух лет у Альберта были интересные идеи, и они часто их обсуждали. Брайан задается вопросом, как именно можно выражать интересные идеи, если ты не говоришь. Его родная сестра, ссылаясь на рассказы их родителей, сообщает, что до ее рождения Альберту пообещали нового малыша, с которым можно будет играть. Эйнштейн, которому на тот момент было 2 года, решил, что речь идет о какой-то игрушке, и, когда ему показали новорожденную сестру, спросил: «А где колесики?»
Есть другое объяснение воспоминаний о поздней речи Эйнштейна – он просто был выраженным интровертом. У него была способность говорить, соответствующая возрасту, он просто говорил очень редко, как взрослый человек, который не переносит пустые разговоры.

В книге Томаса Соуэлла «Синдром Эйнштейна» приводятся многочисленные примеры людей, у которых была задержка речи в детстве, но которые, при этом, стали очень образованными и успешными. Он сравнивает их особенности с людьми с аутизмом. Но хотя он проводит параллель между поздним появлением речи и выраженным аутизмом, Соуэлл считает, что эти два явления совершенно различны. Дети с задержкой речи тоже могли иметь социальные трудности и быть замкнутыми в раннем детстве, но эти проблемы не сохранялись у них по мере взросления. Во взрослом возрасте такие люди часто становились очень общительными, вступали в брак, у них было много друзей. Соуэлл сравнивает эти случаи с Тэмпл Грандин, которую однозначно можно считать крайне успешным аутичным человеком – она получила степень доктора наук и сделала успешную карьеру в животноводстве, но несмотря на это она до сих пор испытывает серьезные социальные трудности. Похоже, именно проблемы социального взаимодействия позволяют отличить аутизм от задержки речи у детей. То, что известно об Эйнштейне, позволяет отнести его именно к группе людей, у которых была задержка речи.

Если кто-то и сообщал, что в детстве он был замкнутым и не очень общительным, во взрослой жизни у Эйнштейна не было подобных особенностей. У взрослого Эйнштейна было множество друзей. Когда он жил в Швейцарии среди его друзей были Марсель Гроссман и Микеланджело Бессо, дружба с которыми продолжалась всю его жизнь, наконец, его подругами были Милева Марик и Эльза Лоуэнталь, его первая и вторая жена.

Известны случаи, когда мужчины с диагностированным аутизмом вступали в брак, но это явно исключения из правила. Так что хотя супружеская жизнь Эйнштейна еще не доказывает, что у него не было аутичных черт, но все же вероятность этого крайне мала.

Его личная жизнь не сводилась к отношениям с Милевой Марик и Эльзой Лоуэнталь. Они не были единственными девушками, которым он понравился, в то время как остальные его отвергали. В подростковом возрасте Эйнштейн учился в школе в Швейцарии. Он жил в семье Джоста Уитлера, одного из учителей своей школы, у которого была дочь по имени Мари. Они полюбили друг друга, и она стала первой девушкой Эйнштейна. Предположительно, он писал ей многочисленные любовные письма, что не похоже на социальную апатию, которая характерна для многих аутистов.

Брак Эйнштейна с Эльзой продолжался до ее смерти в 1936 году. Однако во время этого брака он не хранил ей верность. Среди его многочисленных любовниц была его секретарша, Бетти Ньюманн. Другой роман был у него с Маргарет Ленбах, еще один – с Тони Мендель, которая присылала шофера, чтобы он привез Эйнштейна к ней на ночь.

Эйнштейн так и не женился после смерти Эльзы, но его интрижки с женщинами продолжились. Одной из его любовниц была русская женщина Маргарита Коненкова. Он поддерживал переписку с разными женщинами, с которыми у него были отношения до и после смерти Эльзы, впоследствии эти письма были проданы на аукционе в Лас-Вегасе.

Кроме того, не только те, кто интересуется аутизмом, попытались записать Эйнштейна в «свои». Ровно то же самое делали авторы, которые писали о шизофрении и дислексии. Конечно, вполне возможно, что у Эйнштейна были все три расстройства, но в таком случае величайший ученый и мыслитель двадцатого века одновременно был одним самых инвалидизированных людей на планете.

Эйнштейн не мог вспомнить многие события прошлого и своего детства, но при этом он отличался безупречной памятью на научные данные, связанные с его исследованиями. Психолог Энтони Сторр сделал на основе этого вывод, что у Эйнштейна были шизофренические тенденции. Он отмечал, что желание отстраниться от личных связей – это типичная черта при шизофрении. К этим же чертам он относил его бунтарство в школьные годы и его отказ от немецкого гражданства.

Сторр также заявлял, что если бы у Эйнштейна не было шизофренических черт, то он бы не смог развить теорию относительности, потому что такая работа требует огромной отстраненности, способности посмотреть на мир со стороны.
Как и Тэмпл Грандин и другие, которые находили у Эйнштейна аутичные черты из-за потрепанной одежды и непричесанных волос, Сторр утверждал, что это симптомы шизофрении. Проблема здесь в том, что при аутизме и шизофрении могут быть схожие симптомы, и если речь идет об уже умершем историческом персонаже, то различить эти расстройства будет сложно.

Грандин не говорит о том, почему зеленые тапочки, непричесанные волосы и небрежность в одежде должны указывать на аутизм. Я встречал хорошо одетых аутистов, у которых не было проблем с гигиеной, но у них были поведенческие проблемы, и они не могли устроиться на работу или сохранить рабочее место.

Люди, интересующиеся дислексией, также утверждали, что в детстве у Эйнштейна было нарушение обучения. В этом случае задержку речи представляли доказательством дислексии, точно так же, как это делали с аутизмом. Они также указывали на сложности Эйнштейна в школе и на то, что он провалил первые экзамены в университет.

Истории про низкую успеваемость Эйнштейна в школе – это такие же сомнительные факты, как и рассказы про его задержку речи. Согласно биографу Эйнштейна, Абрахаму Паису, то, что Эйнштейн плохо учился в школе – не более чем миф. В возрасте семи лет Эйнштейн был лучшим учеником в своем классе, и его мать постоянно восторгалась его табелем с оценками. Эйнштейн начал читать научные книги по физике в возрасте 12 лет. В возрасте 13 лет он читал книги таких философов как Кант и продолжал самостоятельно изучать физику.

После смерти Эйнштейна, патологоанатом Томас Харви сохранил его мозг. Были проведены несколько посмертных исследований мозга Эйнштейна. Также проводились исследования на основе аутопсий мозга умерших людей с аутизмом. Для изучения аутичного мозга также используется сканирование МРТ.

Похож ли мозг Эйнштейна на мозг аутичного человека, если судить по существующим сейчас данным? Нейробиолог Сандра Уителстон изучала теменные доли Эйнштейна и обнаружила, что они были на 15% больше, чем в контрольной группе. Также у Эйнштейна более-менее отсутствовала структура, которая называется сильвианская трещина. Она выдвинула гипотезу о том, что это позволило мозгу Эйнштейна формировать новые связи с большей легкостью, чем обычно, и это улучшило его зрительное мышление.

В исследовании теменных долей аутичных людей нейробиолог Эрик Куршесне и его коллеги обнаружили, что теменные доли аутичных людей были на 43% меньше, чем в контрольной группе. Так что похоже, что мозг Эйнштейна был противоположностью мозга аутичных людей, по крайней мере, некоторых.

Уителстон и ее коллеги обнаружили, что вес мозга Эйнштейна не отличался от нормы. Это не согласуется с данными о том, что мозг аутичных людей часто весит больше нормы в детстве, но во взрослом возрасте чаще весит значительно меньше нормы.

Опроверг ли я раз и на всегда идею о том, что у Эйнштейна, а, возможно, и у других знаменитостей и исторических личностей был аутизм? Нет, разумеется. Диагностировать аутизм, у которого нет известных биологических маркеров, сложно даже при жизни. Посмертные диагнозы вряд ли вообще можно считать возможными. Но мне кажется, я сумел объяснить, насколько ненадежны так называемые доказательства, что у тех или иных известных людей могли быть аутичные черты. Что об этом думать, читатели пусть решают сами.

В отличие от Барона-Коэна, Норма Леджина и Тэмпл Грандин я не верю, что подобные спекуляции про знаменитостей могут быть полезны. Они лишь снизят самооценку тех, чьи нарушения мешают им добиться желаемого, не говоря уже о достижениях знаменитостей. Такие заявления лишь навязывают людям с аутизмом завышенные ожидания, которым они, якобы, должны соответствовать.

В международный день распространения информации об аутизме доктор специальной педагогики Стивен Шор отвечает на самые популярные вопросы об аутизме

Когда Стивену было полтора года, он неожиданно перестал разговаривать. Врачи поставили ему диагноз «аутизм» и рекомендовали родителям отдать ребенка в специальное учреждение. Однако родители Стивена не отказались от сына. Благодаря тому, что они много работали с ним при помощи специальной терапии, к четырем годам он снова заговорил. В шесть разбирал наручные часы до шестеренок и собирал их обратно. Сегодня Стивен Шор - международный эксперт в области аутизма, преподаватель университета Адельфи (США), человек, умеющий играть на пятнадцати музыкальных инструментах.

- Многие люди уверены в том, что все люди с аутизмом страдают. Так ли это?

Такое утверждение - результат недостаточного понимания аутизма и того, как взаимодействовать с аутичными людьми. Действительно, есть некоторые особенности в поведении, вызванные аутизмом, которые могут привести к страданиям. В первую очередь, это касается тех, у кого проблемы с общением - эти люди совсем невербальные, то есть или совсем не могут говорить, или почти не разговаривают. Еще одна характеристика аутизма - это нарушение сенсорного восприятия. На пальцах это можно объяснить так: человеку как будто трудно находиться внутри себя самого, все вокруг слишком яркое, слишком громкое - такие ощущения могут вызвать страдания. Но мы должны понимать, что можем изменить окружающую среду, чтобы уменьшить их страдания. Например, многие люди с РАС (расстройством аутистического спектра. - ТД ), включая меня, очень чувствительны к яркому свету. Поэтому, кстати, я всегда ношу кепку - это не дань моде, а просто мой способ защиты. Иногда источников света бывает так много, что от этого становится плохо. Если мы изменим тип освещения, это поможет не только людям с РАС, но и всем людям вообще, потому что никому не нравится, когда свет слишком яркий. Улучшая окружающую среду для аутичных людей, мы помогаем всем остальным.

- Некоторые люди с аутизмом выглядят так, как будто они вообще не хотят говорить. Как родителям найти «ключ» к своему ребенку, если у него диагностировано РАС?

Лучший путь - найти то, что заинтересует ребенка. Мои родители внимательно за мной наблюдали, и, когда мне было шесть, заметили, что я могу часами сидеть, разбирая наручные часы до шестеренок, а потом собирать их обратно. И они поняли, что в будущем такая скрупулезность может пойти мне на пользу.

- А есть ли какое-то общее правило? Можно сказать, что все люди с аутизмом хотят социализироваться или все просто хотят быть наедине со своим миром, чтобы их не трогали?

Основываясь на поведении людей с аутизмом, которых я знаю, и на своем собственном, я убежден в том, что мы все хотим социализации. Проблемы тут две: некоторым людям с РАС действительно сложно научиться социализироваться, и во-вторых, у аутичных людей много отрицательного опыта, они пытаются общаться и работать над этим, но из-за большого количества переживаний и разочарований могут потерять интерес к общению.

- Какие правила внутреннего самоконтроля выстраивают для себя люди с РАС при общении?

Я всегда соблюдаю очень своеобразные правила этикета. Большинство людей даже не задумываются о таких вещах, делают их на автомате, обучаясь им еще в детстве, просто наблюдая. Для тех из нас, кто живет с РАС, необходимы специальные протоколы социального взаимодействия, и это может быть что угодно. Скажем, допустимая продолжительность взгляда или имитация зрительного контакта, чтобы ваш собеседник чувствовал себя комфортно. Проблема в том, что многим людям с РАС зрительный контакт дается с трудом.

- Как вы научились выходить из своей зоны комфорта и общаться с другими людьми?

Когда мне было полтора года, и я перестал разговаривать. По рассказам родителей, им было со мной тяжело - особенно, когда у меня случались неконтролируемые вспышки гнева. Но тогда родители начали то, что сейчас называют интенсивной домашней программой раннего вмешательства. Эта программа включает в себя музыкальную и двигательную терапии, движение и подражание. В сегодняшних терминах это, вероятно, подход, наиболее близкий ABA-терапии (совокупность методов изменения поведения человека, в том числе с особенностями развития, основывающаяся на знании законов поведения - ТД) . То, что делали мои родители, нельзя назвать полноценной ABA, это была больше игровая терапия. Но важно понимать, что разные типы терапии помогают разным людям. Нельзя сказать, что один метод, скажем, ABA, подходит для всех.

Вообще, нужно всегда помнить, что человек с аутизмом - это личность, как и все остальные люди. И если перед вами один человек с расстройством аутистического спектра, то все остальные люди с аутизмом будут от него отличаться, потому что слово «спектр» используется при постановке диагноза не просто так. Например, у меня синдром Аспергера (одна из форм аутизма - ТД ), но я, к примеру, не обладаю теми уникальными навыками, которыми обладают люди с этим видом РАС.

- Вы помните, как вы перестали говорить? Как вы ощущали себя внутри себя? Вам вообще хотелось общаться с другими людьми, когда вы были ребенком?

Когда я был совсем маленьким и не знал вообще, как разговаривать, это было очень трудно. Я не мог общаться, но очень хотел этого и поэтому страдал. Мне было очень нужно общение, так что это было одно большое разочарование.

- Как родителям помочь детям в социализации? Когда ребенок с РАС не говорит, им трудно понять, чего он хочет.

Родители должны просто очень внимательно наблюдать за ребенком - что ему интересно, в чем его сила. Надо использовать модель, основанную на умениях (что это человек может делать), а не модель, основанную на дефиците (это когда родители спрашивают, что с ребенком не так).

- Не так давно я писала текст про мальчика с синдромом Аспергера, как и у вас. Он попросил прислать ему опубликованный материал. И, конечно, в тексте сказано, что у него РАС. В ответ на ссылку, которую я ему прислала, он написал мне: «Огpомное спасибо, что выложена статья. Очень интересно:) А что значит РАС?» Не все даже высокофункциональные люди с РАС знают о том, что у них аутизм. Может ли это понимание как-то навредить им? Может быть, лучше не знать об этом?

Я думаю, что человек с РАС вправе знать об этом, это важно для того, чтобы человек мог осознать свои собственные слабые и сильные стороны и работать с ними. Иногда, к сожалению, человек с РАС может почувствовать себя плохо, но это только из-за того, что аутизм так стигматизирован в обществе.

- Многие люди вообще ничего не знают про аутизм, и для них каждое столкновение с аутичным человеком в общественном месте – стресс. В последние годы ситуация меняется, но говорить о победе над стигмой пока рано. Можете сформулировать самые простые правила для тех, кто не понимает, как общаться с людьми, у которых РАС?

  1. Главное - это смотреть на аутичного человека как на личность.
  2. Ищите их силу и интересы, потому что именно они приведут к успеху в общении, образовании и, в конечном счете, к успеху аутичного человека. И я обнаружил, что каждый аутичный человек, который стал успешным, нашел способ использовать свой особый интерес как свою сильную сторону.
  3. Аутичные люди склонны к взаимодействию. Реальная проблема заключается в умении взаимодействовать.
  4. Потенциал аутичных людей не ограничен. И нам надо найти пути максимального использования этого потенциала.
  5. Всем нужно пройти через процесс первого осознания аутизма, чтобы распознать, когда мы это увидим, а затем перейти к тому, что я называю принятием. Аутизм является частью личности, это не то, что можно просто удалить как атавизм.
  6. - Врачи предлагали вашим родителям отказаться от вас и убеждали их, что из вас ничего не выйдет. Они бы здорово удивились, узнав, чего вам удалось добиться. В России такое поведение врачей - довольно распространенная практика.

Я точно знаю одну вещь: люди, как правило, ошибаются в своих прогнозах. Сколько раз я видел людей с аутизмом, про которых их родителям говорили, что они не смогут ничего добиться, что придется всю жизнь с ними страдать, а в итоге эти люди живут насыщенной жизнью, плодотворно работают. Люди с аутизмом имеют право на достойное образование и социализацию.

Евгения Шаталова – мама. У нее две любимых дочки, каждая со своим призванием. Одна – физик-ядерщик, вторая – талантливый поэт. Правда, та, что поэт – Соня – вслух свои стихи не читает. Только пишет. Она – аутист.

Мне надо сказать так много!
Кто думает, что золото – в молчанье?
Камнем загорожена дорога
словам из сердца – ну, не печально?

Эти две силы – тяжелая болезнь и удивительная душевная полнота – борются в Соне с детства. Женя рассказывает – дар обнаружили случайно:

– Нам удалось, хоть и с очень большим трудом, записать Соню в нашу обычную, местную школу. Разные ее способности проявились – к математике, например. Я ее в шутку спросила: «Может, ты еще и стихи пишешь?» Дочка кивнула. Взяли ручку, и слова из нее полились…

Звучит легко: взяла ручку и стала писать. Но за этим «писать», как и за всем в Сониной жизни, стоит колоссальный труд. И изматывающая борьба.

Чтобы сесть за парту, Соне пришлось ходить на занятия по реабилитации. Она справилась, но свое право учиться и развиваться ей пришлось не раз доказывать. Сущесвуют комиссии – ребенка проверяют, и после одной из таких проверок Соня впала в жестокую депрессию. Она тогда уже писала, но ей не поверили, отказали в авторстве. В лицо сказали: кто-то из близких пишет за нее.

Соня тогда окаменела. Обвинили в страшном – в душевной немоте!

Закрылась, перестала играть, идти на контакт – но все-таки нашелся психолог, который сумел эту ранку залечить и тут же получил в подарок стихотворение:

Я – не немая! Я – говорю!
Без звука, но тоже словами.
На пашне взойдут и увидят зарю
Стихи, будто поле с цветами.

– У Сони очень сильный характер, – говорит Женя. – Ей с большим трудом даются какие-то простые, привычные для нас действия – да вот даже туда-сюда пройти по просьбе, выполнить инструкцию. Но если ей нужно провести внутреннюю работу, чтобы продвинуться вперед – она это сделает.

Смотришь на эту спокойную, с достоинством себя держащую женщину и думаешь, что характер у них один на двоих. Сильный.

– Ну во-первых, Бог помогает, – улыбается Женя. – Во-вторых, силы нахожу в самой Соне. Ну и мое упорство.

Это упорство помогает преодолевать нередкое недоумение окружающих: как, немую девочку-аутиста учить? Лечить? Развивать? Принимать? Чтобы как все?

А это «как все» когда-то было Сониной мечтой. Не главной, но значимой, пока не поняла, что это невозможно, да и не нужно.

А главное желание – помогать людям. Соня написала об этом в 8 лет: «Я буду работать…консультантом по мечтам. Но чтобы такое будущее состоялось, надо, чтобы как можно больше людей приняли Бога, пришли к Нему. Так что я сначала буду помогать людям в этом. Как? Скорее всего словом: поэтическим и молитвенным».

И помогает. Правда, сейчас труднее: у 21-летней Сони обнаружили вирусы, которыми поражена ее нервная система.

– Когда Соня была ребенком, врачи были убеждены, что аутизм – это просто другое название шизофрении, – рассказывает мама Сони. – У взрослых – шизофрения, а у детей вот – аутизм. Когда Соне два года назад стало очень плохо, она попала в государственную психиатрическую больницу. Заведующая отделением там сказала: «Мне неинтересно, что с ней». Только в платной клинике нам сразу сделали все анализы и выявили проблему. Конечно, нынешнее лечение – в Сонины бы 8-9 лет…

Соня пишет сейчас в основном для себя, свое личное, пока к публикации не готовое. Но делиться своими стихами и текстами – очень важно для нее. Возможность рассказать о своих мыслях множеству людей Соне дал фильм «В АУТЕ», снятый в 2012 году.

– Соня восприняла этот фильм как возможность разговора с большим количеством людей. Для нее это была реальная возможность сказать о том, что важно, и не только для нее – для всех. Если диск с фильмом выйдет, люди его получат, это, конечно, будет для нее радостью. Для нее очень важно – кто будет смотреть фильм о ней, услышит ее стихи…

Таково нелегкое Сонино призвание – делиться с окружающими тем светом, который ей дан, своим талантом и своей верой, несмотря на тяжесть своего недуга. Отгороженная, оторванная от мира физически, Соня прочно связана с ним духовно. Как говорит Женя, «Бог для нее – здесь, Бог с ней рядом».

И мы можем оказаться на связи с ней – став ее зрителями и читателями.

Сейчас создатели фильма «В АУТЕ» запустили некоммерческую кампанию по сбору средств на издание DVD-диска с фильмом. Этот документальный проект стал для Сони своеобразным окном в мир, возможностью ощутить свою включенность в него. Выпуск диска – это шанс продлить эту радость для Сони.

Проект, который планируется осуществить уже ко 2 апреля, нуждается в вашей поддержке! Все средства, собранные сверх заявленной суммы, будут переданы Сониной семье. Участники акции получают диск с фильмом, приглашение на показ 2 апреля и просто возможность сказать Соне спасибо.

Редакция «Воздуха» совместно с фондом «Выход» вспомнила удивительные истории жизни актрисы Дэрил Ханны, автора «Охотников за привидениями», создателя покемонов и других известных людей, которым симптомы аутизма не помешали (а, возможно, даже и помогли) добиться успеха в жизни.

Дон Принц-Хьюз


Фотография: пресс-материалы

Дон Принц-Хьюз - антрополог, приматолог, этолог, автор книг и ведущий в мире специалист по поведению горилл. У нее диагностирован синдром Аспергера. Дон Принц-Хьюз получила степени магистра и доктора наук по междисциплинарной антропологии и написала несколько популярных книг об аутизме и приматах, самая известная из которых называется «Песни народа горилл: мое путешествие через аутизм». Правильный диагноз Принц-Хьюз поставили уже во взрослом возрасте, но трудности ее были очевидны окружающим с детства - малейшие перемены в окружающей обстановке вызывали у нее приступы паники и агрессии, а для того чтобы успокоиться, она часами разглядывала чашку, которую носила с собой. Ее сенсорные проблемы не давали ей сосредоточиться и общаться со сверстниками - в школе она подвергалась издевательствам и побоям. Ее жизнь радикально изменилась, когда она посетила зоопарк в Сиэтле. Решиться на подобное уже было подвигом: в отличие от обычных людей людям с особенностями развития крайне трудно самостоятельно приехать в новое место, сесть в нужный автобус и т.д., не говоря уже о «шуме и ярких красках» в зоопарке, которые до сих пор вызывают у знаменитой ученой головокружение. Увидев горилл, Принц-Хьюз пережила откровение: «В тот момент все слишком громкое и яркое затихло, и впервые в жизни я смогла отдохнуть». Ее поразили медленные, но осознанные движения горилл, которые контрастировали со «слишком быстрой» коммуникацией людей.

Она начала наблюдать за гориллами часами каждый день, на что обратили внимание сотрудники зоопарка. Они предложили ей записывать свои наблюдения, и в результате Принц-Хьюз первой заметила изменения в поведении одной из самок горилл, что позволило вовремя диагностировать у нее инфекцию почки. Узнав о ее проблемах в школе, директор зоопарка помог девочке с явным талантом к изучению животных попасть на дополнительные курсы, получить школьный аттестат и поступить в колледж, где она защитила диплом по своим наблюдениям за гориллами. Принц-Хьюз считает, что работа в зоопарке помогла ей в дальнейшем справиться с симптомами синдрома Аспергера, работая с гориллами, она научилась выключать «аутичные фильтры». Наблюдая за ними в зоопарке, антрополог обнаружила множество параллелей между группой приматов и человеческим обществом.

Клей Марзо


Фотография: specialneedsparenting.net

В школе австралийца Клея Марзо считали «странным» - он не мог усидеть на месте, плохо понимал, что ему говорят, с трудом читал. «Если мне что-то нравилось, то я мог связать одно с другим, - говорит Марзо. - Но если это меня не интересовало, то я вообще не мог сосредоточиться». Когда он волновался или радовался, то начинал трясти кистями рук или быстро потирал руки - специалисты называют это самостимулирующим поведением. Он мог часами сидеть в полном одиночестве, разглядывая бейсбольные карточки. Он был слишком чувствительным к прикосновениям и звукам, а на рождественском ужине мог вскочить из стола и спрятаться в своей комнате.

Долгие годы родители не могли понять, что происходит с их сыном, а единственным смыслом в его жизни был серфинг, в котором Марзо добился больших успехов. Впервые он выиграл соревнование по плаванию в десять лет, а в 14 уже получил первый профессиональный серферский контракт. В 15 лет он победил на чемпионате по серфингу и стал мировой знаменитостью. Однако у него возникали проблемы с людьми; его считали избалованным и немотивированным подростком. Примерно тогда ему наконец был поставлен правильный диагноз - синдром Аспергера. Люди с этим синдромом часто буквально одержимы чем-то одним, в случае с Марзо им стал серфинг. Диагноз принес облегчение как самому Клею, так и его родителям - теперь было понятно, почему простые социальные ситуации представляли для него такую трудность, в то время как в серфинге ему не было равных. Сейчас он продолжает активно заниматься спортом, встречается с девушкой и регулярно посещает психотерапевта, который учит его распознавать социальные подсказки и сохранять спокойствие в присутствии других людей.

Дэрил Ханна


Фотография: пресс-материалы

В недавнем интервью журналу People актриса Дэрил Ханна («Бегущий по лезвию бритвы», «Уолл-стрит») рассказала, что еще в детстве у нее был диагностирован аутизм, в результате чего она всю жизнь страдала от «патологической застенчивости». «Я всегда чувствовала дискомфорт, когда оказывалась в центре внимания. Это сводило меня с ума», - говорит актриса, ушедшая из профессии. Начав сниматься в кино еще в подростковом возрасте, она скрывала свой диагноз от продюсеров и публики, а также отказывалась давать промоинтервью и появляться в ток-шоу, но «не потому, что считала себя выше этого, а потому, что слишком боялась».

Последние три года она живет со своим бойфрендом и Молли, домашней свиньей, на ферме рядом с Лос-Анджелесом, активно участвует в экологическом движении и, по ее словам, абсолютно счастлива.

Сатоси Тадзири


Фотография: pokemon-blazing.blogspot.com

«Покемоны», большинству известные как японский анимационный сериал, изначально были видеоигрой, ставшей сверхпопулярной франшизой. В 1990-е годы дети всего мира были одержимы играми, наклейками и игрушками с покемонами и Пикачу. Тогда же родители аутичных детей рассказывали, что покемоны стали главным «особым интересом» их ребенка, и даже повзрослевшие аутисты часто сохраняли любовь к ним.

Возможная причина тому - высокофункциональный аутизм создателя «Покемонов», японского разработчика видеоигр Сатоси Тадзири. Сам Тадзири никогда не рассказывал об этом подробно, но заболевание свое подтверждал. Идея покемонов пришла к Сатоси благодаря увлечению детства - он был одержим ловлей живых насекомых настолько, что другие дети звали его Доктор Жук. Он собирал и изучал различных жуков, пока не осознал, что некоторые насекомые убивают друг друга в неволе. В подростковом возрасте его интересы переключились на аниме и видеоигры. Несмотря на серьезные проблемы в школе и брошенную учебу, Тадзири поступил в технологический колледж. Свою первую видеоигру он создал полностью самостоятельно: для этого он разобрал свою приставку Nintendo, чтобы понять, как она работает. В 16 лет он принял участие в конкурсе идей видеоигр, следующие два года изучал компьютерное программирование, после чего выпустил свою первую видеоигру, а в 25 создал покемонов.

Сейчас Сатоси Тадзири за сорок, его считают эксцентричным и замкнутым. Руководитель собственной компьютерной фирмы имеет привычку чередовать 24 часа работы и 12 часов сна. Игры, в которых много убийств и насилия, оне не любит - по мнению Тадзири, дети должны уважительно относиться к смерти. А самих монстров он считает метафорой неуправляемых эмоций ребенка - страха и злости.

Дэн Эйкройд


Фотография: Getty Images/Fotobank

В 2015 году начнутся съемки третьего фильма из франшизы «Охотники за привидениями». Над ним будет работать человек, придумавший трио нью-йоркских парапсихологов, - актер Дэн Эйкройд, сыгравший одну из главных ролей в первых двух картинах. В своем недавнем интервью изданию Daily Mail актер сделал неожиданное признание: идея «Охотников за привидениями» была связана с его одержимостью паранормальными явлениями и поиском призраков, так называемым «специальным интересом», характерным симптомом синдрома Аспергера. Актер, которому сейчас 61 год, рассказал, что у него диагностировали высокофункциональный аутизм еще в 1980-х годах, когда его жена настояла на том, чтобы он обратился за помощью к психиатру. Кроме того, еще в 12 лет у него диагностировали синдром Туретта - расстройство, вызывающее навязчивые тики, которые человек не в состоянии контролировать.

«У меня были физические тики, нервозность, и я издавал странные звуки, что мешало мне часто выходить из дома. Мне очень помогла терапия, которая уменьшила эти симптомы к 14 годам», - рассказывает Эйкройд. «Один из моих симптомов - это одержимость привидениями и органами правопорядка. Например, я всегда ношу с собой полицейский значок. Я был одержим Хансом Хольцером, самым великим охотником за привидениями. Так и родились «Охотники за привидениями». Эйкройд говорит, что успешный контроль за симптомами обоих расстройств заставляет его почувствовать, что у него «еще остались лишь две или три кошачьи жизни» и что ему бы хотелось провести остаток дней рядом со своей семьей. «Я мечтаю состариться на семейной ферме рядом с внуками (у меня три дочери). Я спиритуалист, так что не боюсь смерти. Я знаю, что дух всегда жив и на той стороне мы все равны».

Джон Элдер Робисон


Фотография: пресс-материалы

Детство американца Джона Элдера Робисона пришлось на 1960-е годы, когда такого понятия, как синдром Аспергера, еще не существовало, поэтому родственники и окружающие считали его сумасшедшим. Джон увлекался техникой, но его способности и любовь к технике никто специально не поощрял. В десятом классе он бросил школу, какое-то время играл в рок-группе и вскоре смог найти себя в музыкальном бизнесе. Джон стал известным мастером по звуковым эффектам и создателем удивительных электрогитар для группы Kiss, которые умели пускать ракеты и полыхать пламенем. Затем Джон Элдер Робисон увлекся ремонтом автомобилей и открыл собственный «Автосервис Робисона» по ремонту редких автомобилей, а также мастерскую, в которой подростки с аутизмом могли обучаться автомеханике и приобретать другие профессиональные навыки. Джон узнал о том, что родился с Аспергером, только в 40 лет и решил помогать подросткам с аутизмом пережить взросление без испытаний, которые пережил сам. Все детство его сопровождал крик «Смотри мне в глаза!» - а ему было трудно и страшно это делать, как и всем аспергерианцам. Аспергерианцы - так Робисон называет всех людей с синдромом Аспергера. Он написал книгу «Посмотри мне в глаза», в которой описывает свою жизнь, а также еще две книги - «Как я воспитывал Медведика» о том, как растил своего сына, тоже рожденного с аутизмом, и «Будь иным: мои приключения с синдромом Аспергера, мои советы собратьям-аспергерианцам, отщепенцам, их семьям и учителям».

Сьюзан Бойл


Фотография: пресс-материалы

Немолодая безработная шотландка стала звездой youtube и победительницей телешоу Britania’s got talent в 2009-м году. При рождении Сьюзан поставили диагноз «повреждение мозга»; она с трудом училась в школе, дети травили ее и обзывали «слабоумная Сьюзи». Всю жизнь она получала пенсию по инвалидности, никогда полноценно не работала и страдала от вспышек ярости, эмоциональных срывов и депрессий. После успеха на шоу Сьюзан стала богатой женщиной и успешной певицей, она уже выпустила четыре альбома, сыграла небольшую роль в фильме, а по ее собственной биографии собираются снимать кино - возможно, с Мерил Стрип в главной роли.

О том, что у нее синдром Аспергера, Сьюзан узнала всего год назад. «Он ничего не изменит в моей жизни. Это просто состояние, с которым мне приходится жить и справляться, - считает певица и добавляет: - Я думаю, что люди будут лучше ко мне относиться, если поймут, кто я такая и почему делаю то, что делаю».

Сьюзан Бойл приобрела всемирную популярность в 2009 году после выступления в британском телешоу. До этого бывшая безработная жительница шотландского городка пела в караоке и выполняла добровольную работу в церкви.

Певица испытывала трудности с обучением в юном возрасте, которые тогда связывали с нарушением работы головного мозга вследствие родовой травмы. Кстати, когда Сьюзан родилась, ее матери было 47 лет. В школе девочке было трудно общаться со сверстниками. В интервью изданию Сьюзан Бойл сообщила, что испытала облегчение, поняв, что является причиной ее проблем в межличностном общении.

Сегодня, несмотря на скромный внешний вид, Бойл имеет большое число поклонников по всему миру. Благодаря выдающимся голосовым данным певица продала уже 14 миллионов пластинок. Недавно выпущен ее четвертый диск, вскоре выйдет полнометражный фильм The Christmas Candle с ее участием. Готовится и биографический фильм о певице, в котором ее может сыграть Мэрил Стрип.

Разумеется, речь идёт не о «тяжёлых» аутистах, вообще оторванных от жизни, а об аспергерах. Эти люди, которых, по некоторым данным, в последнее время стало гораздо больше, чем было раньше, способны на многое и незаменимы в современном мире.

Аспергеры

В первую очередь аспергеры могут быть с головой погружены в своё дело и не замечать ничего вокруг себя. Своё дело они знают досконально и способны заниматься им буквально сутками, делая перерывы разве что на еду и сон (и то не всегда).

Они не склонны отвлекаться, у них нет особой потребности в общении, тем более они не желают находиться в центре внимания. Это хорошие и послушные офисные работники.

Кроме того, обращённую к ним речь они обычно воспринимают прямо и буквально, поэтому пунктуальны в выполнении распоряжений.

«Болезненная» прямота аспергеров приводит к тому, что они с трудом ориентируются в ситуациях со сложной, запутанной и противоречивой логикой; однако там, где требуется логика стандартная (в том числе математическая), аспергеры не знают себе равных.

Их мозг подобен мощному компьютеру: он способен совершать огромное количество логических операций в секунду, но не может справиться с «нестандартной» логикой. Именно поэтому из аспергеров получаются самые лучшие программисты.

Известные аутисты

Многие из них стали мировыми знаменитостями: таков Крис Касперски (настоящее имя Николай Лихачёв) – скромный парень-аутист из глухого села под Армавиром (Краснодарский край), который считается одним из самых продвинутых в мире хакеров.

Крис издал даже несколько книг по компьютерной теме; к слову, своим искусством он овладел сам, будучи не в силах обучаться в вузе. Не следует путать его с Евгением Касперским – создателем знаменитого антивируса; он тоже из Краснодарского края, но аутистом не является.

По некоторым данным, аутистом является и Билл Гейтс – ещё более известный «компьютерщик». В школе его презрительно называли «con» — «ботаник», за то что он носил очки и был полностью погружён в учёбу и программирование. По этой причине в Windows невозможно создать папку с таким названием – Билл Гейтс это слово не любит.

В мире программирования, компьютерных систем управления, социальных сетей и высоких технологий вообще аспергеры чувствуют себя как рыба в воде.

При этом они способны работать из любви к самому процессу работы и нередко не требуют высокой зарплаты – их отличает минимализм требований; впрочем, часть из них добивается материального благополучия, как тот же Билл Гейтс.

Ещё пятьдесят лет назад аспергерам было очень трудно проявить себя; сегодня же в подобной ситуации нередко оказываются «обычные» люди, лишённые «компьютерных мозгов».

14 апреля 1952 года родился Ричард Воуро. Полуслепой аутист, он стал всемирно известным художником. Воуро был савантом. Несмотря на отставание в развитии, он имел свой "островок гениальности", поражая людей своими шедевральными картинами.

Ричард Воуро

Суперсила: художественные способности.

Когда Ричарду было три года, ему был поставлен диагноз "аутизм". Он не мог научиться говорить до 11-летнего возраста. У Ричарда рано проявились способности к рисованию. При этом он изображал не то, что видел перед собой, а то, что хотя бы однажды увидел в книге или телевизоре. У Воуро была катаракта и после операции он и вовсе был признан слепым, что никак не сказалось на его уникальном даре. Первая выставка Ричарда прошла, когда саванту было 17 лет.

В 1970 году выставку Воуро открывала сама Маргарет Тэтчер. В то время она была министром образования. Она не только отметила невероятный талант Ричарда, но и купила несколько его картин. Также картины Ричарда приобрел для своей коллекции Иоанн Павел II. Жизнь Ричарда Воуро и его работы стали сюжетом для нашумевшего документального фильма «С широко открытыми глазами», который вышел на экраны в 1983 году.

Суперсила: память.

Друзья называли Кима "кимпьютер". Родился он уже уникальным. У младенца не было в мозгу мозолистого тело и комиссуры, соединяющих полушария, был деформирован мозжечок. Казалось бы, ему была уготована полурастительная жизнь, но поражать своими способностями Ким начал ещё в раннем детстве. Научился читать он в 16 месяцев, а до этого запоминал все, что ему читали. К начальной школе Ким уже знал наизусть 9000 книг.
Ким Пик был настоящей энциклопедией. Помнил карты всех городов, атласы которых видел хотя бы раз, мог воспроизводить по памяти любые музыкальные произведения. После выхода на экраны фильма "Человек дождя", главный герой которого был "списан" с Кима, савант получил "Оскара". Со своей любимой статуэткой он после этого не расставался, постоянно носил её с собой.
При всех своих способностях, у Кима Пика абсолютно отсутствовало абстрактное мышление (он не был способен понимать простейшие поговорки), а также была не развита координация движений. Так, ходить Ким научился гораздо позднее, чем читать - в четыре года.

Дэниел Таммет

Суперсила: математические и языковые способности.

Даниэль Таммет не всегда был савантом. Он рос обычным ребенком, но потом у него начали случаться эппилептические припадки, после которых он и обнаружил в себе сверхспособности.

Таммет способен совершать в голове сложнейшие вычисления, в марте 2004 года он побил мировой рекорд, за пять часов и девять минут воспроизведя число П до 22 514 знаков после запятой. При этом Даниэль не считает числа, а чувствует их. Он признавался: "Я представляю цифры в виде визуальных образов. У них есть цвет, структура, форма. Числовые последовательности предстают в моём сознании как пейзажи. Как картины. В моей голове как будто возникает вселенная с её четвёртым измерением ".
Кроме этого, Даниэль знает 11 языков, новый язык он способен выучить всего за неделю. Также Таммет придумал и свой язык, который назвал mänti.

Стивен Уилтшир

Суперсила: рисование.

Маленький Стивен долгое время не разговаривал. Его "языком" был карандаш. Когда он хотел есть - рисовал тарелку, хотел спать - кровать. К десяти годам он все же обрел речевые способности. Неудивительно, что первыми его словами были "карандаш" и "бумага". Коэффициент его интеллекта не превышал 30 баллов.

Подростком Стивен "засветился" в телешоу The Foolish Wise Ones. На нём он рассказал о своей удивительной способности зарисовывать любое здание по памяти. Стивен мог лишь мельком взглянуть на постройку, а затем досконально воспроизвести её на бумаге. Зрители канала BBC усомнились и специально для них журналисты провели эксперимент. Стивена "прокатили" над Лондоном на вертолете, после чего он нарисовал более 200 построек так идеально, что на него сразу посыпались заказы. Стивен стал очень известен. Он зарисовал крупнейшие города мира. Книга с его иллюстрациями стала бестселлером. Королева Елизавета II наградила саванта орденом Британской империи.

Лесли Лемке

Суперсила: способность к подражанию и музыке.

Родители отказались о Лесли Лемке сразу после его рождения. Ребенок был болен церебральных параличом, с рождения имел повреждения мозга и глаукому на обоих глазах. Глаза Лесли удалили ещё в младенчестве.
Воспитала Лемке добросердечная медсестра. В её доме он и проявил свои уникальные способности. Всё началось с того, что он в совершенстве копировал разговоры других, передавая голос и тембр, и интонацию чужой речи. Дальше - больше. Услышав 1-й концерт Чайковского, Лесли Лемке подошел к фортепиано и в точности повторил. Так у него обнаружилась уникальная способность подражать не только голосам, но и безошибочно воспроизводить любую услышанную когда-либо мелодию.

Эллен Будро

Суперсила: эхолокация.

Эллен Будро - слепая женщина с отставанием в умственном развитии, обладает даром игры на музыкальных инструментах, подбирая сложные произведения на слух. Это не удивительно - слух у неё не просто хороший, он у неё уникальный. Будро - единственная из всех савантов обладает редчайшей способностью к эхолокации. Слепая с детства, она передвигается, напевая себе под нос песенку. По распространению звука Эллен ориентируется в пространстве. Кроме того, она всегда знает, который час. Однажды в детстве услышав тиканье часов, она запомнила время с точностью до секунды.

Готфрид Майнд

Суперсила: "Кошачья живопись".

Готфрида Майнда, больного, слабого и умственно-осталого ребенка, родившегося в 1768 году, подростком отдали на обучение искусству акварели швейцарскому художнику Зигмунду Хенденбергеру. Мальчик, которого называли не иначе как "тупым кретином" рано стал проявлять способности к рисованию.
У Хенденбрегера его способности не только укрепились, но и приобрели свою неповторимую специфику. Как-то он наблюдал за маэстро, который рисовал пасторальную картину, на которой в числе других персонажей была изображена кошка. Мальчик подошел к художнику и заявил: "Это не кошка". Зигмунд Хенденбрегер вызов принял и сказал: "Нарисуй лучше".
Готфрид не только нарисовал лучше, но и сделал рисование кошек своей профессией. Кошки у него выходили как живые. Он прославился, его называли "кошачий Рафаэль". Один из его рисунков даже приобрел король Георг IV.
С кошками у Майнда было абсолютное взаимопонимание: когда он рисовал, они гуляли рядом с ним, сидели на его плечах и коленях. Для них они был "свой".