Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. (ред.) Дошкольная педагогика - файл n1.doc

  • Дата: 28.02.2019

В наше время множество детских садов закрывается на капитальный ремонт. И после его завершения происходит открытие вновь отремонтированного здания. Данный материал актуален и интересен. Действие происходит на улице, далее гости проходят в помещение, дети встречают гостей в группах и в зале. В сценарии подробно указаны все должности выступающих, соблюден порядок выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий торжественного открытия детского сада "Родничок"

Место проведения: п. Лотошино, Микрорайон, д.5, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Родничок»

Время проведения: 11.00-12.00

Состав участников: министр образования Правительства Московской области Л.Н.Антонова, первый заместитель председателя Московской областной Думы С.В.Юдаков, Глава Лотошинского муниципального района А.А.Лютенко, генеральный директор ОАО «Мособлсельстрой» А.Ш.Загробян, депутаты районного Совета депутатов, главы поселений, родительская общественность, руководители образовательных учреждений района, Благочинный Лотошинского церковного округа священник Герман Григорьев, руководители предприятий и организаций района, СМИ.

(Гости собрались у центрального входа детского сада. Площадка у дверей празднично украшена. Звучат детские песни).

Дети (мальчик и девочка) встречают гостей у крыльца хлебом-солью.

Дети : Здравствуйте, гости дорогие и желанные! По традициям лотошинским шлем гостям поклон всем низкий! С добрым словом и любовью вас встречаем хлебом-солью! (Угощают гостей хлебом-солью).

Дети (четверо) читают по очереди стихи:

1 ребенок: Мальчишки и девчонки! А также их родители!

Няни, воспитатели, завхоз и повара!

Наш садик открывается, и все мы улыбаемся!

А значит, наступает веселая пора!

2 ребенок: Сегодня праздник главный самый,

Не надо больше нашим мамам

Бежать куда-то по утрам.

Сюда ходить могу я сам.

3 ребенок: «Спасибо»! – скажем дружно.

Нам садик очень нужен

Для игр, занятий, песен и всяческих затей.

4 ребенок: Мы на правах хозяев

Пройти вас приглашаем

Как самых долгожданных и дорогих гостей!

Ведущий : Вот и наступил день, который мы все так долго ждали, а особенно дети и родители. Сегодня радостное событие – вновь открывается после реконструкции детский сад № 1 под звучным названием "Родничок", который гостеприимно примет 110 малышей. У нас была заветная мечта – чтобы поскорее открылся детский сад. И, наконец, это свершилось! И как хорошо, что есть люди, которые помогают превратить мечту в реальность. Сегодня к нам пришли, чтобы разделить нашу с вами радость, те, кто помог нашей мечте сбыться. Мы благодарны за заботу Главе Лотошинского района А.А.Лютенко, министру образования Правительства Московской области Л.Н.Антоновой, первому заместителю председателя Московской областной Думы С.В.Юдакову, генеральному директору ОАО «Мособлсельстроя» А.Ш.Загробян. Церемонию открытия детского сада №1 «Родничок» объявляю открытой!

Звучит «Гимн России»

Слово для поздравлений предоставляется:

Главе Лотошинского муниципального района А.А.Лютенко.

Слово предоставляется первому заместителю председателя Московской областной Думы С.В.Юдакову.

Ведущий : Чтобы садик открывать –
Нужно ключик подобрать.
Ключик этот непростой,
Ключик этот золотой.
Право вручить ключ заведующей детским садом №1 «Родничок» Купцовой Е.В. предоставляется генеральному директору ОАО «Мособлсельстрой» Загробян А.Ш.

Генеральный директор ОАО «Мособлсельстрой» Загробян А.Ш. вручает ключ и произносит слова поздравлений.

Ведущий : Теперь каждое утро наши малыши с нетерпением и радостью будут спешить в детский сад. Благословить нас на добрые дела я попрошу Благочинного Лотошинского церковного округа священника Германа Григорьева.

Слово предоставляется отцу Герману.

Ведущий : Наступил торжественный момент. Все гости с нетерпением ожидают минуты, когда будет перерезана празднична лента. Это право предоставляется Главе Лотошинского района А.А.Лютенко, министру образования Правительства Московской области Л.Н.Антоновой, первому заместителю председателя Московской областной Думы С.В.Юдакову, генеральному директору ОАО «Мособлсельстроя» А.Ш.Загробян.

(Дети держат ленточку. Ведущий подносит ножницы. Звучат фанфары. Перерезают ленту.)

Заведующая : Добро пожаловать!

Все заходят в детский сад. Проходят по группам. В каждой группе гостей встречают воспитатели, младшие воспитатели, дети.

1 этаж. 1 группа:

1 ребенок: Эта группа – малышам! За помощь благодарны вам!

«Спасибо» скажем дружно! Купили всё, что нужно!

2 группа:

2 ребенок: Здесь тоже группа для ребят, для веселых дошколят.

И про них не позабыли – много нового купили!

З группа:

3 ребенок: В группе нашей так просторно, и уютно, и светло!

В сказку мы попали словно – как ребятам повезло!

2 этаж. 4 группа:

4 ребенок: Места много для игрушек! Позову друзей, подружек,

Чтоб «спасибо» мы сказали, и о Вас не забывали!

5 группа

5 ребенок: Как красив теперь наш сад, будет каждый очень рад!

Посмотрите, как у нас стало здорово сейчас!

6 группа:

6 ребенок: «Родничок» - наш детский сад, светлый и веселый!

Только очень жаль, что мы скоро пойдем в школу!

Зал.

7 ребенок: Вот наш зал – красивый светлый! Будем мы плясать и петь!

Пригласим мы на таланты дядю Толю посмотреть!

Заведующая : Вот и подходит к завершению наш праздник, посвященный открытию детского сада № 1 "Родничок". Я хочу от лица сотрудников пожелать ему долгих лет процветания, чтобы в его стенах были слышны только радостные детские голоса.


Негосударственные дошкольные образовательные учреждения в последние годы составляют вполне реальную конкуренцию государственным. Объясняется это тем, что очереди в муниципальные детские сады продолжают оставаться вполне обыденным явлением.

О хорошем качественном образовании и всестороннем развитии ребёнка сегодня принято заботиться буквально с пелёнок.

Именно такое стечение обстоятельств и вывело идею создания частного детского сада из области теневого бизнеса на вполне легальное положение.

С чего начать?

Рассматривать создание негосударственного дошкольного учреждения как идею для бизнеса важно понимать: хотя в этой сфере не слишком высокий уровень конкуренции, завоевать доверие целевой аудитории в данной сфере будет непросто. Впрочем, всё зависит от того какими объёмами инвестиций вы обладаете и сколько средств готовы вложить в своё дело.

Почему финансовые вопросы ставятся во главу угла? На самом деле всё просто: от этого будет зависеть уровень образовательного учреждения, квалификация персонала и масса других деталей, которые и превращают ничем не примечательный детский сад в образовательное заведение высокого класса.

Хотите, чтобы бизнес был прибыльным? Будьте готовы вносить в него достаточное количество средств.

Разумеется, при открытии любого дела с самого начала имеет важное значение вопрос рентабельности. И, в случае с частным детским садом, с самого начала не нужно рассчитывать на высокие прибыли. В среднем, при открытии 20 мест в группах, ежемесячный оборот средств может составлять от 4 до 30 тысяч долларов.

Но не стоит забывать о расходах, которые будут достаточно высоки. Ведь помимо основных расходов - на оплату работы персонала, питание и содержание объекта на должном санитарном уровне, ежемесячно будут возникать и другие траты, "съедающие" львиную долю поступающих средств.

Пошаговая инструкция

С чего начинается открытие любого бизнеса? С принятия бизнес-плана, в котором будут подробно указаны не только предполагаемые затраты на реализацию проекта, но и перспективы и ориентировочные сроки его окупаемости.

Так, на начальном этапе следует учесть наличие таких статей расходов как:

  • оформление документов на право ведения деятельности в сфере дошкольного образования (в статусе юр.лица или НКО);
  • открытие лицензии на ведение деятельности в сфере дошкольного образования;
  • поиск подходящего помещения, его покупка/аренда;
  • приведение выбранного помещения в порядок, согласно рекомендациям контролирующих органов (включая возможную замену/прокладку коммуникаций, установку систем пожаротушения и сигнализации о возгорании и пр.);
  • приобретение необходимого оборудования, мебели, предметов интерьера, учебных материалов, игрушек.

Если речь идет о действительно полномасштабном проекте с хорошими перспективами, следует сразу отказаться от мысли устроить частный детский сад "на дому".

Во первых, использовать жилое помещение в коммерческих целях вам просто не позволят. А во вторых, легализовать такое "образовательное учреждение" будет практически нереально - ни одна СЭС не даст разрешения на ведение деятельности в столь стесненных условиях.

Помимо основных расходов, которые неизбежны на начальном этапе, следует учитывать и наличие ежемесячных расходов, которые будет необходимо нести всегда.

Сначала это касается оплаты услуг сотрудников и уплаты налогов. Не стоит забывать и о внесении коммунальных платежей, арендной платы (если помещение арендуется), расходы на питание и обновление необходимых расходных и дидактических материалов.

Документы и согласования

Чтобы открыть негосударственное дошкольное учреждение, нужно:

  1. Статус юридического лица в качестве НКО. ИП имеют прав осуществлять свою деятельность в сфере дошкольного образования ограниченном объёме - например, оказывать услуги репетитора, но для организации негосударственного дошкольного учреждения этой правовой формы будет явно недостаточно.
  2. НКО регистрируют органы Министерства Юстиции. В среднем, на рассмотрение заявки уходит до 30 дней.
  3. Лицензия на право ведения деятельности в сфере дошкольного образования. Получить её можно в муниципальных органах, регулирующих деятельность образования и имеющих право на выдачу подобных разрешительных документов.

Получение лицензии требует наличия:

  • подтверждения факта аренды/приобретения в собственность помещения, в котором будет осуществляться образовательная деятельность;
  • разрешительных документов из пожарной инспекции и санитарных служб, подтверждающих соответствие помещения всем нормативам, распространяющимся на образовательные учреждения для дошкольников;
  • документального подтверждения прав на организацию подобного вида деятельности (статуса юр.лица) и факта постановки на налоговый учет;
  • уставной документации;
  • программы ведения образовательной деятельности, соответствующей требованиям законодательства;
  • документальных подтверждений наличия необходимых дидактических и методических материалов, оборудования в распоряжении образовательного учреждения;
  • информации о коллективе организации, предполагаемом количестве мест в образовательном учреждении и т.д. - требования могут меняться и дополняться на региональном уровне.

Важно учесть, что деятельность организаций, не оказывающих образовательные услуги на постоянной основе (досуговых центров) не подлежит лицензированию и, в целом, не так строго регулируется законодательством. Однако, организовывая частный детский сад, работающий полный день, следует соблюдать требования закона, требующие лицензирования подобной деятельности.

Регистрация образовательного учреждения во внебюджетных фондах и учреждениях Госстата.

Советы специалистов о том, как открыть частный детский сад

Практические моменты

Что необходимо учитывать, планируя открыть частное образовательное учреждение?

Требования контролирующих организаций вполне конкретны:

Помещение

  • размеры помещения не должна быть меньше установленных требованиями СанПИН норм, но лучше предусмотреть некоторый запас квадратных метров - в среднем, по 4 м2 на одного ребёнка;
  • наличие раздельных помещений для приёма пищи, проведения досуга и отдыха;
  • наличие спортивно-игрового помещения и медкабинета;
  • наличие достаточного количества сантехнического оборудования.

Персонал

  • воспитатели с педагогическим образованием;
  • помощники воспитателей;
  • медицинский работник;
  • специалисты по музыкальному, физическому воспитанию;
  • кухонные работники - повар и вспомогательный персонал;
  • уборщики помещений и территории.

Интерьер

Важно учесть, что к мебели, посуде, предметам интерьера и игровому оборудованию для детских садов санитарно-эпидемиологические службы предъявляют особенно высокие требования.

И, выбирая поставщиков важно учитывать этот момент, поскольку любая ошибка в данном случае грозит не только дополнительными расходами, но и проблемами с получением лицензии.

Как искать клиентов?

Пройдя все согласования и процедуры получения нужных разрешительных документов можно приступать непосредственно к ведению деятельности. И здесь важнейшее значение имеют вопросы грамотного продвижения бизнеса. Начинайте рекламировать свою деятельность ещё на стадии подготовки к открытию. Откройте предварительную запись в сад. Задействуйте возможности социальных сетей и "сарафанного радио". Разместите рекламу в СМИ - на радио и телевидении.

Создайте привлекательный рекламный образ. Предлагайте различные форматы услуг - от групп краткосрочного пребывания и отдельных занятий до регулярного присутствия детей в группе на протяжении всего дня. Помните: чем больше вариантов вы предложите своей целевой аудитории - тем выше будут шансы на успех.

Франшиза: стоит ли?


Схема работы на базе франчайзинга - открытия нового предприятия под эгидой известного бренда, активно применяется и в образовательной сфере. И, в частности, в России найдется достаточно много предложений по сотрудничеству на условиях франшизы, ориентированном на открытие частного детского сада.

Чем выгодна франшиза для приобретателя? Вы получаете возможность оптимизировать рекламный бюджет, получать консультативную и практическую поддержку, быстро окупить вложенные затраты.

Но, в случае с франшизой, размер первоначальных инвестиций составит от 500 000 до 3 000 000 рублей. Это, пожалуй, самое большое препятствие на пути к подобного рода сотрудничеству.

Цена вопроса

В какую сумму, в среднем, обходится открытие частного детского сада? На самом деле всё зависит от региона и масштабов проекта. Так, сумма первоначальных вложений во многом зависит от того заложены ли в бюджет затраты на аренду/покупку помещения.

Если говорить о вариантах аренды, следует помнить о том, что сдаваемые площади, находящиеся в муниципальной собственности, в среднем обходятся на 30-50% дешевле, чем оплата коммерческой аренды (в среднем от 400 р/м2).

Открывая частный детский сад "с ноля" закладывайте в бюджет сумму от 500-700 тысяч рублей, и учитывайте запас средств, необходимый для ведения деятельности на первоначальном этапе. Ведь до того момента, как бизнес станет доходным, вам придётся оплачивать все необходимые накладные расходы. Объёмы которых вполне могут оказаться сопоставимы с размерами первоначальных вложений.

Для того чтобы открыть частное образовательное учреждение вам потребуется:

  • получить статус юр.лица/зарегистрировать НКО;
  • найти инвестора или средства, необходимые для организации бизнеса;
  • найти помещение и персонал;
  • составить бизнес-план, образовательную программу и план занятий;
  • получить лицензию на право ведения образовательной деятельности;
  • подать рекламу и подготовить образовательное учреждение к открытию.

Сегодня стать владельцем собственного образовательного учреждения может каждый - достаточно приложить некоторые усилия и определить размеры необходимых инвестиционных вложений.

Анастасия Михайлюк

Ведущая :

Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения . МКДОУ №34.


Ведущая : Сегодня 1 февраля. И солнышко светит не зря. Детский смех наполнит эти стены с наступленьем февраля!

Открытие нового детского сада ждут родители, детишки и девчонки и мальчишки.

И конечно же весь город ждет.

(Звучит Гимн России)

Ведущая : Слово предоставляется Главе Администрации города Элисты Рарову Сергею Васильевичу. Добрый день уважаемы граждане г. Элисты. Сегодня детский сад №34 «Аленушка» был возвращен в систему дошкольного образования в целях решения вопросов ликвидации очередности в муниципальные дошкольные образовательные организации.

В бюджете города Элисты на реконструкцию помещений этого детского сада были заложены денежные средства в сумме 6,175 миллионов рублей. Софинансирование из федерального бюджета составило 14,408 миллионов рублей.

Хочу поздравить всех с этим удивительным событием. Ура!

Слово для поздравления предоставляется Министру образования и науки Манцаеву Николаю Горяевичу.



Добрый день уважаемые граждане. Сегодня удивительное событие. Здание светлое. Инфраструктуру детского сада составляют : 2 группы, музыкально-спортивный зал, пищеблок, медицинский блок, автономная котельная. Для каждой группы обустроен изолированный вход. Построены 2 теневых навеса на 2 прогулочных участках, спортивная площадка.

Ключ от новостройки принимает заведующая детского сада Людмила Гордеевна.

Звучит музыка, передача Ключа

Слово предоставляется Людмиле Гордеевне.

Ведущая : На радость людям открывайся , садик!

Пусть в дань традициям, которые мы чтим,

Разрезана сегодня будет лента

Перед прекрасным будущим твоим.

Публикации по теме:

Деловая игра «Открытие дошкольного учреждения» Краткое описание игры: Ведущий загадывает загадки об участниках игры. Предлагается объединиться всем в группы по 2-3 ребёнка и по 1 родителю:.

Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного.

Конспект НОД «Экскурсия по территории дошкольного учреждения» Конспект НОД «Экскурсия по территории дошкольного учреждения» Подготовила: воспитатель МДОУ Детский сад № 4 «Радуга» п. Уразово Сереженко.

Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.

Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.

Переход дошкольного образовательного учреждения на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования В современной системе дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности.

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………
1.1 Порядок открытия детских дошкольных учреждений……………..
1.2 Организация приема детей в дошкольные учреждения……………
1.3 Финансирование детских дошкольных учреждений……………….
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………
2.1 Актуальные проблемы и стратегия развития дефицита мест в детских дошкольных учреждениях г. Новороссийска……………..
2.2 Проблемы современных детских садов в Краснодарском крае……
2.3 Пути решения проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что нехватка мест в детских дошкольных учреждениях – проблема, возникшая не сегодня не только в городе Новороссийске, но и во всей России. Такая ситуация в городе наблюдается на протяжении последних лет. Причина дефицита в первую очередь – в увеличении рождаемости. Во-вторых, в силу разных жизненных обстоятельств молодые мамы начали раньше выходить на работу. И сейчас о повышении рождаемости российские власти говорят с воодушевлением.

Впрочем, при рождении детей государство не слишком задумывается над тем, с какими проблемами молодые родители столкнутся уже через несколько лет. Нехватка детских садов столь велика, что грустная шутка о том, что сразу после рождения ребенка записывать его в детсад уже поздно, является реальностью.

По официальным данным Минздравсоцразвития, более одного миллиона семей не могут устроить своих детей в детские дошкольные учреждения из-за нехватки мест. Один из вариантов решения проблемы - частные детские сады.



Между тем, в п. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплено право на получение бесплатного дошкольного образования. Причем, согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 677 Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, государство «реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (пункт 3)», а не с трех и старше, как происходит на сегодняшний день.

Таким образом, ситуация с дефицитом мест нарушает конституционные права детей на бесплатное дошкольное образование. А ведь сейчас количество детей растет быстрее, чем количество мест в детских садах, то есть эта проблема из года в год увеличивается как снежный ком.

Предмет исследования – деятельность детских дошкольных учреждений на территории Российской Федерации.

Объект исследования – детские дошкольные учреждения в Российской Федерации на примере г. Новороссийска.

Цель исследования – выявить проблемы современных детских дошкольных учреждений в Российской Федерации.

Задачи исследования:

Раскрыть порядок открытия детских дошкольных учреждений;

Рассмотреть организацию приема детей в дошкольные учреждения;

Исследовать финансирование детских дошкольных учреждений;

Провести анализ проблем и стратегий развития дефицита мест в детских дошкольных учреждениях г. Новороссийска;

Выявить насущные проблемы современных детских садов в московской области;

Разработать мероприятия по решению проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях.

Структура курсовой работы состоит из плана, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок открытия детских дошкольных учреждений

Порядок открытия различных типов дошкольных учреждений, требования к их организации и руководству определены инструктивными документами министерств образования и здравоохранения РФ: «Уставом детского сада», «Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саде», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» и другими документами. Строительство осуществляется по типовым проектам, разработанным для определенного контингента детей и количества возрастных групп с учетом особенностей их режима, климатических зон, на основе санитарных, строительных норм и правил.

Подготовка к открытию дошкольного учреждения начинается за 2-3 месяца до того, как оно будет принято в эксплуатацию. Заведующий проверяет качество выполнения отделочных работ, продумывает план размещения групп, особенно малышей.

По окончании строительных работ здание принимает государственная комиссия. Новому учреждению приказом областного (краевого), городского и т. п. отдела народного образования присваивается порядковый номер или наименование, предоставляются юридические права государственной организации.

Сметой на строительство дошкольного учреждения предусматриваются бюджетные ассигнования на его оборудование. Исходя из этих ассигнований и руководствуясь соответствующими инструктивными документами, заведующий составляет перечень необходимого оборудования и инвентаря. Оборудование и мебель должны соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и способствовать нормальному развитию детей.
Для каждого дошкольного учреждения отводится земельный участок, чтобы обеспечить систематическое и длительное пребывание детей на воздухе во все времена года.

Помещение, участок и оборудование являются необходимыми материальными условиями правильной организации жизни и учебно-воспитательного процесса с детьми. Здание, сооружения, имущество дошкольного учреждения составляют государственную или колхозно-кооперативную собственность.

  • Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства (Документ)
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) (Документ)
  • Дипломная работа - Формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна (Дипломная работа)
  • Пичугина Н.О., Ассаулова С.В, Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика (Документ)
  • (Документ)
  • Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста (Документ)
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Документ)
  • n1.doc

    Порядок открытия детских дошкольных учреждений

    В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (ст. 15) указывается: «Детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями».
    Порядок открытия различных типов дошкольных учреждений, требования к их организации и руководству определены инструктивными документами министерств просвещения (народного образования) и здравоохранения СССР и союзных республик: «Уставом детского сада», «Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саде», «Положением о колхозном детском саде», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» и другими документами. Так указаны задачи и структура каждого из типов дошкольных учреждений, наполняемость групп, особенности их комплектования, длительность пребывания детей в них.
    «Уставом детского сада» предусматривается организация дошкольных учреждений в специально выстроенных для этой цели зданиях. Строительство осуществляется по типовым проектам, разработанным для определенного контингента детей и количества возрастных групп с учетом особенностей их режима, климатических зон, на основе санитарных, строительных норм и правил.
    Подготовка к открытию дошкольного учреждения начинается за 2-3 месяца до того, как оно будет принято в эксплуатацию. Заведующий проверяет качество выполнения отделочных работ, продумывает план размещения групп, особенно малышей.
    По окончании строительных работ здание принимает государственная комиссия. Новому учреждению приказом областного (краевого), городского и т. п. отдела народного образования присваивается порядковый номер или наименование, предоставляются юридические права государственной организации.
    Сметой на строительство дошкольного учреждения предусматриваются бюджетные ассигнования на его оборудование. Исходя из этих ассигнований и руководствуясь соответствующими инструктивными документами, заведующий составляет перечень необходимого оборудования и инвентаря. Оборудование и мебель должны соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и способствовать нормальному развитию детей.
    Для каждого дошкольного учреждения отводится земельный участок, чтобы обеспечить систематическое и длительное пребывание детей на воздухе во все времена года.
    Помещение, участок и оборудование являются необходимыми материальными условиями правильной организации жизни и учебно-воспитательного процесса с детьми. Здание, сооружения, имущество дошкольного учреждения составляют государственную или колхозно-кооперативную собственность.

    Финансирование дошкольных учреждений

    Детские дошкольные учреждения финансируются за счет средств государственного бюджета, из фондов общественного потребления. На содержание существующей сети дошкольных учреждений и ее расширение государство ежегодно выделяет огромные денежные средства. Это является убедительным свидетельством заботы Коммунистической партии и Советского правительства о женщине-матери и воспитании детей.
    В расходах на содержание детей в дошкольных учреждениях принимают долевое участие родители. Размер их платы определяется исходя из общей суммы заработка отца и матери (или лиц, их заменяющих). Многодетные родители, матери-одиночки, инвалиды Великой Отечественной войны пользуются льготами, установленными государством. Плата родителей составляет в среднем 15-20% общих расходов на содержание ребенка.
    Потребность дошкольных учреждений в денежных средствах определяется на основе финансового плана, называемого сметой. Смета - государственный планово-финансовый документ, в котором определены размеры денежных ассигнований на содержание учреждения в течение календарного года. Расходы на содержание вновь открываемого учреждения исчисляются с момента его сдачи в эксплуатацию.
    Смета составляется по форме, установленной Министерством финансов СССР, и утверждается вышестоящей организацией, которой подчинено данное дошкольное учреждение (отделом народного образования или ведомством). В ней учитываются все затраты и источники их покрытия (средства госбюджета и родителей). В основную смету не включаются расходы на проведение летне-оздоровительных мероприятий. Для этого составляется дополнительная смета.
    Планирование расходов в смете осуществляется по статьям бюджетной классификации на основании государственных норм расхода по каждой статье, из расчета на одного ребенка в год. Определяющими являются производственные показатели, которые характеризуют объем деятельности дошкольного учреждения: контингент детей (ясельного и дошкольного возраста); количество групп, их наполняемость; длительность работы учреждения; плановое число дней пребывания в нем одного ребенка в течение года. Кроме того, указываются размеры и объем занимаемого помещения, расчеты на отопление, освещение, водоснабжение и др.
    Смета включает все статьи расходов, предусмотренные на содержание дошкольного учреждения, в том числе на заработную плату, социальное страхование, канцелярские, учебные и хозяйственные расходы, питание детей, командировки и служебные разъезды, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий и сооружений. Заведующий дошкольным учреждением обязан обеспечить строгое соблюдение штатно-финансовой дисциплины при расходовании денежных средств в соответствии со сметой.
    Финансовая деятельность дошкольных учреждений систематически контролируется контрольно-ревизионным управлением министерства финансов данной союзной республики и его органами на местах, а также вышестоящими организациями, в ведении которых они находятся.
    Порядок комплектования дошкольного учреждения педагогическими, медицинскими кадрами и обслуживающим персоналом осуществляется на основе «Устава детского сада» и «Временного положения о дошкольном детском учреждении - яслях-саде» в соответствии с типовыми штатами.
    Организатором и руководителем дошкольного учреждения является заведующий, который назначается приказом городского (районного) отдела народного образования или ведомства (по согласованию с органами народного образования).
    В числе первых сотрудников нового дошкольного учреждения за один-два месяца до его открытия заведующий оформляет на работу завхоза и бухгалтера (в случае отсутствия централизованной бухгалтерии), составляет вместе с ними проект сметы на содержание учреждения и приступает к его оборудованию. За месяц до открытия учреждения заведующий через отдел народного образования подбирает кадры воспитателей.
    В этот же период проводится оформление обслуживающего персонала: уборщиц-нянь, работников кухни, прачки и др. При приеме на работу каждый сотрудник знакомится с «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов», «Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках».
    До открытия учреждения все работники, независимо от должности, занимаются его оборудованием и оформлением, готовясь к приему детей. В организационный период заведующий внимательно изучает деловые и личные качества каждого сотрудника, расставляет кадры, сочетая опытных воспитателей с начинающими. Знакомит работников с режимом работы детского сада.

    Организация приема детей в дошкольные учреждения

    В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» указывается: «Определение детей в детские дошкольные учреждения производится по желанию родителей или лиц, их заменяющих».
    Порядок приема детей в детские дошкольные учреждения определены «Уставом детского сада», «Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саде», «Положением о о колхозном детском саде» и типовыми положениями о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи и слуха.
    В первую очередь принимаются дети работающих, учащихся и многодетных матерей. Зачисление детей в дошкольное учреждение производится заведующим детским садом (яслями-садом) до направлению районного (городского) отдела народного образования или администрации предприятия, учреждения, правления колхоза по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза. Направление выдается на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих.
    Если дошкольное учреждение расположено далеко от районного центра, районный отдел народного образования с целью улучшения обслуживания населения разрешает заведующему производить прием детей по заявлению родителей с последующим оформлением путевки.
    Для приближения дошкольного учреждения к месту жительства семьи и сокращения дальних переездов родителей с детьми отделам народного образования предоставлено право заполнять 10-15% мест в дошкольных учреждениях предприятий и ведомств (кроме колхозов) детьми, родители которых не работают на данном предприятии (в учреждении), но проживают в районе местонахождения дошкольного учреждения, принадлежащего ведомству.
    Еще до открытия дошкольного учреждения заведующий выясняет в отделе народного образования или соответствующем ведомстве количество детей, их возраст и с учетом этих данных организует возрастные группы. Комплектование дошкольного учреждения строго по возрастному принципу обеспечивает всем детям всестороннее развитие в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
    Прием новых детей производится постепенно в течение двух недель сентября. Это требование особенно важно соблюдать в младших группах, чтобй уделить больше внимания каждому ребенку и помочь ему освоиться с новыми условиями жизни, познакомиться с воспитателями и сверстниками.

    Документация дошкольного учреждения

    В соответствии с «Уставом детского сада» в дошкольном учреждении должна вестись определенная документация.
    Книга приказов оформляется после того, как детсаду присвоен порядковый номер. Все страницы ее нумеруются, в конце указывается количество листов.
    Книга учета детей (форма ДП-2) включает сведения о детях и родителях, домашний адрес, дату поступления и выбытия ребенка. В каждой группе ведется учет ежедневной посещаемости детей (форма ДП-3).
    Ведутся также личные дела работников, детей, медицинские карты; график работы сотрудников, табель учета их рабочего времени; книга для записи замечаний и предложений лиц, которые инструктируют, инспектируют и ревизуют дошкольные учреждения; санитарный журнал; протоколы педагогических, производственных совещаний и родительских собраний; книги по учету инвентаря и продуктов питания; годовой план работы учреждения и др.

    Педагогический коллектив и его состав

    Во главе педагогического коллектива стоит заведующий дошкольным учреждением. Под его руководством осуществляется коммунистическое воспитание детей. Воспитатели, сестры-воспитательницы являются центральными фигурами организации и проведения педагогического процесса с детьми в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
    В дошкольных учреждениях с большим количеством групп в помощь заведующему назначается воспитатель-методист, имеющий, как правило, высшее дошкольное образование и стаж работы не менее двух лет. Воспитатель-методист направляет педагогическую работу воспитателей и способствует ее совершенствованию.
    Музыкально-эстетическое воспитание детей осуществляется музыкальным руководителем, а также воспитателями.
    Медицинское обслуживание обеспечивают врач и старшая медицинская сестра.
    Главная задача руководителя дошкольного учреждения - возглавить педагогический коллектив, мобилизовать его на творческое претворение в жизнь решений Коммунистической партии и Советского правительства в области общественного дошкольного воспитания. Заведующий должен всю свою деятельность подчинить задаче создания слаженного, целеустремленного, творческого коллектива, способного успешно решать стоящие перед ним задачи. Такому коллективу присуще сознание своей причастности к общему делу строительства коммунизма, стремление совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышать эффективность методов воспитания и обучения детей.
    В яслях-саду при 6-7 группах выделяется 0,5 ставки воспитателя-методиста; при 8 группах - одна ставка; в детском саду при 8-9 группах 0,5 ставки воспитателя-методиста, при 10 - 12 группах - одна ставка.

    Воспитатель дошкольного учреждения

    Воспитатель дошкольного учреждения осуществляет воспитание детей и подготовку их к успешному обучению в школе. Характерными чертами высококвалифицированного воспитателя являются глубокое знание теории марксизма-ленинизма, педагогическое мастерство, активное участие в общественно-политической жизни страны.
    Идейно-политическое воспитание работников дошкольных учреждений осуществляется в духе ленинских требований к педагогическим кадрам. «Теперь мы должны,- указывал В. И. Ленин,- воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом...».
    Н. К. Крупская всегда подчеркивала общественное значение труда воспитателя, призывала дошкольных работников жить интересами социалистического государства, вносить свой трудовой вклад в дело построения социализма в нашей стране.
    Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознавать свою ответственность перед Родиной и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к решению педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать росту товарищей по работе.
    Знание марксистско-ленинской теории, понимание закономерностей развития природы и общества, общественно-политическая активность, владение общей и дошкольной педагогикой, детской психологией и физиологией позволяют воспитателю с подлинно научных позиций подходить к анализу педагогических явлений и успешно осуществлять всестороннее развитие ребенка.
    Лучшие воспитатели обобщают свой опыт и делятся им на научно-практических кенференциях, Педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим творческим трудом они способствуют развитию теории и практики дошкольного воспитания.
    Поддерживая постоянную связь с семьей, дошкольный педагог помогает родителям в воспитании детей.
    Воспитатель - это член трудового коллектива, где наглядно проявляются его деловые и личные качества. Слаженный коллектив дошкольного учреждения, объединенный единством целей и задач, способствует развитию творческой инициативы и повышению эффективности воспитательного процесса, оказывает влияние на совершенствование морального облика и педагогического мастерства каждого сотрудника. Для советского педагога характерны чувство профессионального долга, понимание своего высокого назначения и ответственности, коммунистическое отношение к труду, творчество, целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою деятельность. Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными качествами: гражданственностью, принципиальностью, товарищеской взыскательностью, честностью и правдивостью.
    Широк круг общественных дел воспитателя - от поручений в дошкольном учреждении до активного участия в государственном управлении в качестве народного депутата.
    Педагогическое мастерство воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических знаний, опыта работы, любви к детям. Н. К. Крупская рассматривала мастерство педагога в тесной связи с его мировоззрением, идейной направленностью, общей и специальной подготовкой.
    Искусством воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет и обладающий педагогическим тактом. Для работы с детьми дошкольного возраста важно также уметь петь и танцещать, красиво двигаться, правильно говорить, владеть навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками.
    А. С. Макаренко писал: «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».
    Мастерство воспитателя формируется постепенно. Еще в педагогическом училище будущие воспитатели учатся применять полученные теоретические знания на практике. Молодой специалист, с интересом вникающий в работу, получает от нее большое удовлетворение. Это стимулирует его к совершенствованию профессионального мастерства.
    В целях повышения идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников в дошкольном учреждении организуются и систематически проводятся общественно-политические и методические мероприятия (политические занятия, семинары, заседания педагогического совета и т. п.), которые являются важным условием роста профессионального мастерства.
    Глубокое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма вооружает воспитателей диалектическим подходом к педагогическому процессу, помогает проникнуть в его сущность.
    Активно участвуя в методических мероприятиях, воспитатели узнают об опыте работы лучших дошкольных учреждений, знакомятся с новыми исследованиями в области психологии, дошкольной педагогики и специальных методик.
    Важнейшее значение в становлении педагога-мастера имеет его систематическая работа по повышению своей квалификации. В «Положении о системе повышения квалификации воспитателей и заведующих детскими садами» говорится о таких путях для этого, как самостоятельная работа, занятия на курсах, а также участие в методических мероприятиях района, города.
    Все это помогает дошкольным педагогам овладевать теорией и практикой коммунистического воспитания, творчески подходить к реализации «Программы воспитания в детском саду», применять разнообразные методы и приемы воспитания и обучения детей. Важным качеством педагога-мастера является умение анализировать результаты своего труда и объективно оценивать его. Если дети приобрели устойчивые знания, умения и навыки по всем разделам «Программы воспитания в детском саду», то, следовательно, воспитатель эффективно владеет педагогически обоснованными методами и приемами воздействия.
    Советский педагог, формирующий нового человека, сам должен быть передовым гражданином нашего общества. Коммунистическая убежденность, профессиональное мастерство, любовь к детям проявляются в делах, поступках, взаимоотношениях с людьми и служат средством воспитания детей. Н. К. Крупская, подчеркивая большое влияние, оказываемое на детей личностью педагога, писала: «Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как начальство... Для ребят идея не отделена от личности». «Воспитательница должна быть детям близким другом».
    Особенно велико влияние взрослого на ребенка в дошкольном возрасте,- когда закладываются первые основы человеческой личности. «...Дитя воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности,- указывал К. Д. Ушинский,- и никакими формами, никакой дисциплиной, никакими уставами и расписаниями времени занятий невозможно искусственно заменить влияние человеческой личности. Это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно».
    В дошкольном учреждении ребенок находится в течение первых семи лет своей жизни, и для него воспитатель является непререкаемым примером и авторитетом. Поэтому столь высоки требования к личности педагога.
    Влияние воспитателя на ребенка осуществляется в повседневной жизни, в играх, на занятиях, в совместной трудовой деятельности и общении. Он должен внимательно изучать каждого ребенка, знать его индивидуальные особенности, относиться ко всем детям объективно, проявлять педагогический такт, справедливо оценивать их поведение и результаты деятельности, уметь вовремя прийти на помощь, интересоваться их жизнью в семье. Только тогда педагог сможет оказывать целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.
    Непременным условием успешной деятельности воспитателя является любовь к детям в сочетании с разумной требовательностью к ним. Его искренность, сердечность, ласковость, доброта вызывают у детей ответное чувство привязанности.

    Государственная система подготовки кадров дошкольных работников

    В нашей стране подготовка кадров дошкольных работников осуществляется в педагогических училищах и на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов.
    К подготовке специалистов дошкольного профиля предъявляются высокие требования. «Советский специалист сегодня - это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью».
    В «Уставе детского сада» сказано, что воспитатель дошкольного учреждения должен иметь специальное образование. Подготовка воспитателей со средним специальным образованием осуществляется в педагогических училищах на дневных, вечерних и заочных отделениях на базе неполной и полной средней школы.
    Учебный план педагогических училищ утверждается Министерством высшего и среднего специального образования СССР дифференцированно для каждого отделения (дневное, вечернее, заочное) с учетом общеобразовательной подготовки учащихся. Он предусматривает достаточную идейно-теоретическую и общеобразовательную подготовку учащихся путем изучения обществоведения, истории, основ научного атеизма, экономической географии, литературы, русского языка, математики, физики, химии, общей биологии, иностранного языка. Профессиональная подготовка будущих воспитателей осуществляется в процессе изучения анатомо-физиологических, психологических, педагогических дисциплин, необходимых для лучшего уяснения возрастных особенностей детей, содержания и методики воспитательно-образовательной работы с ними.
    Существенное место в формировании высококвалифицированных специалистов дошкольного профиля принадлежит педагогической практике.
    В результате теоретического и практического обучения воспитатель дошкольного учреждения должен глубоко овладеть основами марксистско-ленинского учения, методикой воспитания и обучения детей, приобрести профессиональную эрудицию и успешно применять полученные знания, умения, навыки в практической работе с детьми. По окончании педагогических училищ выпускники направляются на работу в дошкольные учреждения, где они призваны стать мастерами педагогического труда.
    Лучшие учащиеся педагогических училищ и воспитатели дошкольных учреждений имеют возможность продолжать свое образование на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов. По окончании института выпускникам присваивается квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию.
    Наиболее талантливые воспитатели, руководители дошкольных учреждений, получившие высшее педагогическое образование и имеющие опыт практической работы, могут продолжать обучение в аспирантуре, затем заниматься научной работой.

    Заведующий - организатор и руководитель дошкольного учреждения

    Заведующий является организатором и руководителем дошкольного учреждения, квалифицированным педагогом. Права и обязанности его определены «Уставом детского сада».
    Заведующий дошкольным учреждением назначается из лиц, имеющих среднее или высшее педагогическое образование и стаж практической работы в нем не менее двух-трех лет. Вся его деятельность направлена на успешное решение задач коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Он обеспечивает необходимые условия для успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса в детском саду в полном соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями; создает в его коллективе обстановку деловитости, целенаправленности и слаженности, осуществляет общее руководство им. Заведующий в своей работе должен руководствоваться решениями Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам народного образования и дошкольного воспитания и уметь творчески претворять их в жизнь.
    Высокая сознателвность и политическая зрелость, принципиальность, требовательность к себе и подчиненным сочетаются с уважением к ним - вот обязательные требования к заведующему дошкольным учреждением. Правильные взаимоотношения в коллективе способствуют соблюдению каждым работником трудовой и производственной дисциплины.
    Положение руководителя обязывает заведующего постоянно повышать свой идейно-теоретический уровень и профессиональное мастерство, прочно владеть педагогическими знаниями, теорией и практикой воспитания и обучения детей, знать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием на современном этапе, и использовать свои знания в практической деятельности.
    Руководство дошкольным учреждением необходимо осуществлять так, чтобы в центре внимания сотрудников всегда находились дети, постоянная забота об их всестороннем воспитании и развитии.
    Заведующий должен хорошо знать программно-методические, инструктивные, нормативные документы и руководствоваться ими в своей работе. Он должен глубоко вникать в сущность педагогического процесса, ясно видеть достижения и промахи и принимать немедленные меры к устранению недостатков.
    Руководитель дошкольного учреждения обязан осуществлять систематический контроль за работой сотрудников и оказывать им практическую помощь, объективно оценивать труд каждого из них, воспитывать нетерпимое отношение к недостаткам, создавать все условия для развертывания деловой критики и самокритики и использовать этот испытанный метод руководства в целях повышения качества общей работы. Современный руководитель должен поддерживать все новое, передовое, видеть перспективы деятельности учреждения.
    Стиль руководства заведующего определяется государственным подходом к делу, созданием в учреждении обстановки деловитости, творчества, взаимопомощи, взаимоуважения.
    Содержание работы заведующего вытекает из задач, стоящих перед детским учреждением, и включает следующие разделы: руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической деятельностью; руководство методической и воспитательной работой, а также работой с родителями. Все разделы работы учреждения взаимосвязаны и важны для его нормального функционирования.
    Руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической работой направлено на создание и совершенствование материальных условий, необходимых для жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения (достаточное и разнообразное питание, правильный режим дня и т. д.). Заведующий обеспечивает оборудование и благоустройство всех помещений, участка, проведение ремонтных работ, приобретение педагогических пособий и игрушек. Он руководит всей планово-финансовой деятельностью дошкольного учреждения, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует летне-оздоровительные мероприятия, подготовку к новому учебному году, проведение детских праздников, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения и др.
    Важное место в руководстве занимают вопросы организации работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Уставом детского сада» и «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов».
    При расстановке воспитателей необходимо учитывать уровень их образования, опыт практической работы с детьми, личные качества. Воспитатель, как правило, должен вести группу детей до передачи их в школу.
    К обслуживающему персоналу дошкольного учреждения относятся: заведующий хозяйством, бухгалтер, повар, помощник повара, няни-уборщицы, кладовщик, прачка, столяр и др. На заведующего хозяйством возлагается руководство работой обслуживающего персонала и материальная ответственность за сохранность имущества дошкольного учреждения.
    Обслуживающий персонал создает условия, без которых нельзя осуществить процесс воспитания детей: его заботливыми руками поддерживается в детском саду чистота и порядок, обеспечивается полноценное питание, уход за детьми.
    Воспитатели и обслуживающий персонал должны составлять единый, слаженный коллектив, способный решать задачи коммунистического воспитания дошкольников.
    Важнейшим разделом деятельности заведующего дошкольным учреждением является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Он организует разнообразные ее формы, направленные на повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методические мероприятия вооружают педагогический коллектив новыми знаниями, умениями, рациональными методами и приемами воспитания и обучения детей и содействуют улучшению качества работы.
    Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации.
    Педагогический совет дошкольного учреждения - это коллегиальный, постоянно действующий организационно-методический орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей. В его задачи входит: обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей в свете решений партии и правительства, определение конкретных мероприятий по их выполнению; внедрение в практику работы «Программы воспитания в детском саду»; изучение, обобщение и распространение передового опыта и др.
    Содержание работы педагогического совета определяется годовым планом. На совете обсуждаются вопросы, имеющие важное значение для улучшения качества воспитания детей и определяющие перспективы деятельности дошкольного учреждения.
    Эффективность работы педагогического совета зависит от тщательности подготовки каждого его заседания, от активности воспитателей, принимающих участие в обсуждении выдвигаемых вопросов, от конкретности решений и проверки их исполнения. В состав педагогического совета входят: заведующий, воспитатель-методист, воспитатели, сестры-воспитательницы, музыкальный руководитель, врач (или старшая медицинская сестра), председатель родительского комитета. Все члены совета имеют права решающего голоса. Председателем совета является заведующий; избирается постоянный секретарь на учебный год. Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в 2 месяца.
    Просмотры занятий, прогулок, игр, режимных процессов осуществляются с целью обмена опытом работы. Просмотр проводится под руководством заведующего или воспитателя-методиста и обязательно завершается обсуждением, в ходе которого отмечаются положительные стороны в работе воспитателя, даются рекомендации для устранения замеченных недостатков. Лучший опыт рекомендуется для заимствования с учетом условий работы в конкретной возрастной группе и возможностей детей.
    Педагогический кабинет дошкольного учреждения организуется для оказания методической помощи воспитателям в реализации «Программы воспитания в детском саду», а также с целью обобщения и распространения лучшего опыта их работы. В кабинете должна быть необходимая политическая, методическая и детская литература, наглядные пособия, образцы педагогической документации (годовой, календарный план работы, отчеты), материалы из опыта работы воспитателя, музыкального руководителя (доклады, конспекты занятий, образцы планов и отчетов о воспитательной работе, записи детских игр, протоколы родительских собраний, обсуждения открытых занятий, лучшие детские работы, фотостенды и др.).
    Целевое посещение возрастных групп заведующим осущест] ляется систематически в соответствии с годовым планом работы учреждения для изучения постановки в них учебно-воспитательной работы, выявления лучшего опыта, предупреждения и устранения недостатков.
    Наблюдая и анализируя работу с детьми, заведующий имеет возможность проверить выполнение «Программы воспитания в детском саду», эффективность используемых воспитателем приемов и методов, уровень знаний, умений и навыков детей. Он оценивает результаты повышения квалификации воспитателя, его умения применять полученные знания в практической работе. Наряду с этим заведующий, посещая различные возрастные группы, выявляет действенность своего руководства работой отдельных воспитателей и всего педагогического коллектива.
    Большое внимание уделяет заведующий детским садом планированию учебно-воспитательной работы по возрастным группам, осуществляет просмотр и анализ планов. План обеспечивает систематическое и последовательное выполнение «Программы воспитания в детском саду», единство требований работающих в каждой группе воспитателей, преемственность в их деятельности. При проверке и анализе планов обращается внимание на соответствие намечаемой образовательно-воспитательной работы программным требованиям, идейность, доступность и системность подачи материала, целесообразность отобранных методических приемов, осуществление индивидуальной работы с детьми, связь запланированного с предыдущими результатами. Планы проверяются не реже двух раз в месяц и утверждаются заведующим.
    Коллективные и индивидуальные консультации организуются заведующим по результатам изучения состояния учебно-воспитательной работы в возрастных группах, проверки педагогической документации и детских работ, а также по просьбе одного или нескольких воспитателей.
    Большую помощь должен оказывать заведующий молодым воспитателям. Он помогает им овладеть педагогическим мастерством, установить контакт с родителями, вселяет уверенность в своих силах. С этой целью используются разнообразные методы: наглядный показ организации детского коллектива, проведения занятий, игр, помощь в составлении педагогической документации, рекомендация методической литературы и др. Очень эффективным является наставничество, которое может принимать разные формы. Направляя и контролируя работу воспитателей, заведующий поощряет творческую инициативу, ценные начинания, отмечает наиболее удачные методы и приемы, способствующие осуществлению разностороннего воспитания детей, организует обмен опытом работы, с тем чтобы успехи лучших воспитателей стали достоянием всего коллектива.
    Воспитатели в семинарах и кружках при роно изучают основы марксистско-ленинского учения, документы и материалы, раскрывающие деятельность Коммунистической партии и Советского правительства, жизнь нашей страны, слушают лекции о международном положении и т. д. Повышение их профессиональной квалификации осуществляется на педагогических советах, открытых занятиях, в процессе обсуждения педагогических новинок, журналов, пособий. Кроме того, с этой целью каждый воспитатель обязан принимать активное участие в общественно-политических и методических мероприятиях, которые организуются методическим кабинетом района. Заведующий контролирует эту работу воспитателей, знакомится с ее содержанием, принимает меры к тому, чтобы все ценное в воспитании и обучении детей стало достоянием педагогического коллектива.
    По существующему положению каждый воспитатель должен повышать свою квалификацию на курсах, организуемых отделом народного образования, один раз в 5 лет.
    Дошкольные учреждения осуществляют коммунистическое воспитание детей в тесном содружестве с семьей.
    Работу с родителями направляет заведующий. Он знает их социальный состав, профессии, место работы, образование и культурный уровень, состав семьи и условия быта, интерес к вопросам воспитания. Укрепление связи и контактов с семьей зависит от умения заведующего и педагогов организовать эту работу содержательно, убедительно, доходчиво, используя все известные формы и находя новые.
    Заведующий проводит общие родительские собрания, руководит подготовкой групповых собраний, организацией выставок, консультаций, лекций и других мероприятий для родителей.
    Под непосредственным руководством заведующего работает родительский комитет.
    Работа дошкольного учреждения требует четкой организации и умелого руководства: умения правильно расставить кадры и добиваться высокой ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Это обеспечивается четким планированием и осуществлением контроля за выполнением намеченного. Годовой план работы детского сада составляется в соответствии с решениями партии и правительства в области народного образования и дошкольного воспитания и программно-методическими документами Министерства просвещения СССР и союзных республик. Он включает следующие разделы: 1. Вводная часть. 2. Основные задачи. 3. Организационно-педагогическая работа. 4. Мероприятия по повышению идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. 5. Работа с родителями. 6. Административно-хозяйственная работа. 7. Повышение квалификации обслуживающего персонала. 8. Медицинские мероприятия. 9. Производственно-массовые мероприятия.
    Приступая к планированию работы на учебный год, заведующий совместно с общественными организациями дошкольного учреждения анализирует и оценивает состояние работы за истекший год, учитывает наличные условия, состав педагогических кадров и их деловые качества. Исходя из этого намечаются основные задачи, над решением которых будет работать коллектив. Будучи четко сформулированы, они создают ясную перспективу его деятельности и сосредоточивают внимание на еще нерешенном. Каждая задача плана должна быть раскрыта в конкретных мероприятиях. Обязательно указываются сроки выполнения каждого из них и ответственные исполнители. План составляется на учебный год (с первого сентября текущего года). Он обсуждается и утверждается на производственном совещании или расширенном педагогическом совете и является обязательным для каждого члена коллектива.
    На основании годового плана составляются планы работы на месяц. Содержание годового и месячных планов должно охватывать все стороны жизни и деятельности учреждения.
    Для осуществления последовательного и четкого руководства всеми разделами работы заведующий устанавливает постоянные дни для проверки планов, посещения групп, приема родителей, решения хозяйственных вопросов. Такая система организации его работы дисциплинирует коллектив и обеспечивает целенаправленное руководство.
    В конце учебного года подводятся итоги проделанного. Для этого используются отчеты воспитателей, записи личных наблюдений заведующего и протоколы проведения методических и производственных мероприятий. Выводы отчета должны стать исходными при определении задач на следующий год. Заведующий дошкольным учреждением должен умело сочетать ленинский принцип единоначалия с коллективностью руководства. Деловой контакт с партийной, комсомольской, профсоюзной организациями, принятие совместных решений по производственным и кадровым вопросам являются залогом успешной работы детского сада. В Программе КПСС записано: «В период развернутого строительства коммунизма повышается роль общественных организаций. Особенно возрастает значение профессиональных союзов как школы управления, школы хозяйствования, школы коммунизма».
    Общественные организации дошкольного учреждения должны выполнять свою авангардную роль в воспитании коллектива и активно влиять на повышение идейно-теоретического уровня и деловой квалификации работников, воспитывать у них коммунистическое отношение к труду. Так, задача профсоюзной организации как наиболее массовой - поддерживать все новое, передовое, содействовать пропаганде лучшего опыта, помогать заведующему регулировать взаимоотношения в коллективе. Профсоюзная организация содействует лучшей организации труда, требует от каждого сотрудника ответственного отношения к порученному делу, выражая это в форме товарищеской взыскательности. Большую работу она должна проводить по повышению общественной активности членов профсоюза, по мобилизации коллектива на решение задач, стоящих перед учреждением.
    Комсомольцы и члены КПСС показывают пример творческого решения стоящих перед детским садом задач, повседневно помогают заведующей в повышении идейно-теоретического уровня всей воспитательно-образовательной работы.