Возраст как причина снижения репродуктивного потенциала. Пути преодоления бесплодия у женщин старшей возрастной группы

  • Дата: 28.03.2019

Я не могла родить своего первого ребенка 6 лет. Как и любая женщина в такой ситуации, я обследовалась и проходила медицинское лечение. Это было как попытки догнать свой хвост: гормоны прыгали, цикл то есть, то нет, постоянно появлялись какие-то осложнения — мой организм никак не хотел приходить в баланс. Бесконечный процесс. На пятый год хождения по клиникам наступила апатия и нежелание вообще что-либо делать. Я просто валялась на диване, спала и не хотела просыпаться.

Как-то так сложилось, что я оказалась на одном бизнес-тренинге, где узнала о психосоматике - влиянии мыслей, чувств и образа жизни на здоровье.

Мы сами, того не осознавая, создаем то, что с нами случается в жизни. Меня очень окрылила эта идея: ведь если я сама создала свое бесплодие, то я сама могу и убрать его.

Это было поворотным моментом в моих поисках, и впервые за долгие годы я увидела, что есть свет в конце тоннеля . На разных тренингах личностного роста я стала искать причину не в своем здоровье, а в своих мыслях и убеждениях. Я обнаружила, что мое текущее состояние — это следствие моего образа мыслить. Я поняла, что если я хочу родить детей, то мне нужно поменяться.

Через тренинги личностного роста и книги я поняла, что внутренне слишком боюсь рождения детей : боюсь, что не смогу стать хорошей мамой , боюсь, что муж не справится сам без меня в бизнесе, пока я декрете. До смерти боюсь родов . Постепенно я смогла вывести на уровень осознания весь этот набор внутренних установок и около и года с ними работала. Шаг за шагом я менялась. Об этом легко писать, но это нелегко проходить. Поменялось мое отношение к мужу: я перестала контролировать, училась доверять. Наши отношения обрели новую глубину и близость. Я стала довольной , мне стало нравится жить, и я восполняла многолетний дефицит радости.

В какой-то момент пришло ощущение, что внутренняя пружина контроля разжалась и появилась истинная готовность к рождению детей. Я прямо физически почувствовала — вот оно! Можно готовиться к зачатию! Я дала себе срок полгода подготовить свое тело.

Однако, у тела были свои планы и через месяц я узнала, что беременна. .. ()

После рождения ребенка я пошла учится на репродуктивного психолога. Сейчас у меня двое детей и огромная благодарность своему бесплодию. Бесплодие - это лучшая возможность подготовиться к материнству. И участницы моих курсов подтверждают это своими примерами.

Роды — процесс трансформации

Помню, что я с детства боялась рожать . Я даже договорилась с подружкой, что мы вместе не будем рожать , а просто возьмем ребенка из детдома. Откуда этот страх у девочки? Оказывается, на нас действуют родовые программы, знаем мы о том, или нет. И моя родовая программа была - долгие, тяжелые и травматичные роды. Потому что именно так рожала меня моя мама, а её — её мама. И у ребенка, прошедшего тяжелые роды, остается перинатальный стресс на всю жизнь. У девочек это может перейти в бесплодие из-за страха родовых мук. Но к счастью, есть способы как переделать родовые программы и создать свою собственную программу, которую унаследуют наши дети.

К родам я готовилась всю беременность . Не просто так, я не могла по-другому. Меня разъедал изнутри животный страх, что я не смогу родить, что это выше моих сил. Я работала с шаблонами инфантильности, незрелости, желании перекладывать важные и сложные вещи на кого-нибудь еще. Я боялась боли, а еще больше, я боялась своей слабости, что запаникую и сдамся в родах. Я училась доверять своему телу , училась жить телом, а не головой, делала много практик на расслабление, погружение в себя, контакт с малышом.

Я познала роды как восхитительный, прекрасный, глубокий, сильный, мудрый и бережный процесс . Одни осознанные роды заменяют годы тренингов. Такие роды расширяют сознание, меняют самооценку, позволяют прикоснуться рукой к Божественному, и буквально вместе с Богом создавать новую жизнь.

Воспитание детей

По своим детям я вижу, что моя внутренняя работа продолжает давать щедрые плоды — нам с мужем удается растить детей счастливыми. Это видно по ним: они открыты миру и новому, они выращены в любви и принятии, они верят своим родителям — и это основа доверия на всю жизнь. Опыт бесплодия навсегда изменил мою жизнь и развернул её в совершенно новую область — осознанное материнство , в котором я совершенствуюсь каждый день вот уже более 8 лет.

Из бесплодной женщины в перинатального психолога

Мой первый ребенок как-будто принес с собой непроявленное знание о том, что дети ждут, когда их родители, наконец, проделают свою внутреннюю работу и пригласят детей свою жизнь.

Рождение моего первого малыша вдохновило меня на мое дело — передавать знание и вдохновение всем женщинам, которые имеют сложности с рождением детей.

По первому образованию я физик. Это образование сформировало мой аналитический склад ума, который потом пригодился в структурировании и подготовке программы преодоления бесплодия. После рождения своего старшего сына я пошла учиться на перинатального психолога в Институт Перинатальной Психологии в Москве, и к моменту рождения младшего уже была психологом, специализирующимся на подготовке к рождению детей.

Я сама прошла как клиент огромное количество тренингов и более 500 часов индивидуальной и личной терапии. Полученные знания и мой личный опыт позволили мне создать пошаговую онлайн-программу подготовки к материнству и преодолению бесплодия, которая показала свою эффективность. Эта программа длится 1 год и позволяет женщинам сократить свой путь к детям на годы, а иногда десятилетия.

Что мешает женщинам стать мамами

За 3 года работы с женщинами я увидела, что основная проблема лежит в том:

  • Что женщина не знает , что бесплодие — это психологический конфликт, выраженный на физиологии. Женщины не знают, что все женские болячки и диагнозы — тоже имеют психологические корни и поддаются коррекции.
  • Женщина все это знает, но не знает куда идти , что делать.
  • Женщина боится перемен, и поэтому занимает выжидательную позицию и ничего не делает.

Дети ждут своих мам

Я чувствую, что много детей ждут своих мам. Вы готовы идти навстречу и сделать для себя и ваших детей бесконечно ценный подарок?

Начните с курса-диагностики . — это возможность обнаружить свои причины бесплодия.

Статистика называет ужасающие цифры: в России каждая шестая супружеская пара бесплодна. И для большинства супругов отсутствие детей настоящее горе. Священник и врач отец Сергий Филимонов делится с читателями сайта своим опытом и знаниями: в чем причины бесплодия, как их преодолеть, и как относиться к бесплодию, как к проклятию или как к возможности реализовать себя в другом качестве?

прот. Сергий Филимонов

Глава 1. Медицинские причины бесплодия в браке

(врач гинеколог-эндокринолог Ю. Ю. Торопкова)

Бесплодие в браке – одна из наиболее важных и сложных медико-социальных проблем. Доля бесплодных браков на территории России колеблется от 8 до 17,5% и в настоящее время не имеет тенденции к снижению. Есть регионы (в основном мегаполисы), в которых эта цифра достигает 24–29%, при этом уровень в 15% представляет серьезную угрозу для демографии.

Другими словами каждая 6–7 пара россиян (т.е. около 7 млн.) за свой репродуктивный период (15–49 лет) встречаются с проблемой бесплодия.

Итак, бесплодным считается брак, в котором по тем или иным причинам, происходящим в организме женщины или мужчины, либо обоих супругов, беременность не наступает при регулярной половой жизни без применения каких-либо противозачаточных средств в течение 12 мес. при условии детородного возраста супругов.

Принято различать: первичное и вторичное бесплодие, женское и мужское. Первичным у женщин называют бесплодие, при котором беременность, не наступала ни разу от начала половой жизни без предохранения; вторичным – беременность в прошлом наступала, но после этого отсутствует в течение 1 года регулярной половой жизни без использования контрацептивных средств.

Частота женского бесплодия колеблется от 40 до 50 %, при этом различают 3 основные группы причин:

Эндокринные (35–40%). Эндокринные формы бесплодия всегда связаны с нарушением процесса овуляции (созревания и выхода из яичника яйцеклетки) и часто сопровождаются нарушением менструальной функции;
Трубно–перинатальные (30–74%). С амая частая, самая изученная и наиболее трудная для коррекции форма бесплодия. В данной группе больных являются анатомо-функциональные нарушения маточных труб, когда затруднено (или невозможно) продвижение яйцеклетки до места ее прикрепления (имплантации) в полость матки. Такие состояния нередки после перенесенных воспалительных заболеваний органов малого таза, абортов и др. внутриматочных вмешательств, операций, в т.ч. и гинекологических, после которых увеличивается риск образования спаечного процесса в малом тазу.
Гинекологические заболевания (1,5–28%). Чаще всего основной причиной в этой группе является генитальный эндометриоз – серьезное заболевание, требующее длительного и настойчивого лечения.
Выделяют также: абсолютное женское бесплодие, когда возможность беременности полностью исключена (отсутствие матки, яичников, аномалии развития половых органов), и так называемое необъяснимое бесплодие (4,8–7,6%), причину которого применяемыми в настоящее время методами исследования установить не удается.

Термин «относительное бесплодие» применяют, когда женщи на и мужчина способны иметь детей каждый по отдельности вне брака, но при длительной совместной жизни их брак бесплоден. В последние годы все большее внимание уделяется проблеме мужского бесплодия, частота которого в бесплодных браках также достигает 40–50%, а в сочетании с бесплодием у жены – 1520%.

Мужское бесплодие – это неспособность половых клеток зрелого мужского организма к оплодотворению. Различают секреторное (связанное с нарушением процесса сперматогенеза) и экскреторное (возникающее при нарушении выделения спермы) бесплодие.

В связи с тем, что частота женских и мужских факторов бесплодия одинаково, а каждая четвертая супружеская пара имеет сочетание нескольких факторов, обследование начинают почти всегда с совместной беседы с супружеской парой для исключения психо-сексуальных и ятрогенных причин и оценки состояния соматического здоровья обоих супругов. Работа с супружеской парой позволяет наметить общий план обследования и последовательность диагностических процедур. В дальнейшем обследование проводят гинеколог и андролог параллельно.

В клинической практике обследование бесплодных пар всегда начинается с мужчин. Если по результатам исследования спермы (спермограммы) патологии не выявлено, то других исследований у мужчин не проводят; если выявлены проблемы, то показано полное обследование и лечение с участием, нередко, многих специалистов: уролога, эндокринолога, хирурга, андролога, иногда – сексопатолога. Бесплодие у мужчин возникает в результате разнообразных патологических процессов в организме, оказывающих отрицательное воздействие на внутренние органы, эндокринные железы, центральную нервную систему. Нельзя не учитывать и увеличение распространенности аномалий развития половых органов и частоты инфекционно-воспалительных заболеваний, влияние вредных факторов окружающей среды, урбанизацию, широкое и бесконтрольное применение лекарственных средств, аллергизацию населения.

Поэтому наиболее оправданным в лечении мужского беспло дия является обследование в крупных специализированных центрах с участием нескольких специалистов и проведение комплексной, этапной, индивидуально подобранной терапии, где каждый этап последователен, четко ограничен во времени и направлен на выполнение конкретной задачи.

Для женщин наиболее важными и диагностически значимыми методами обследования являются оценка овуляции и проходимости маточных труб. Для этого врачом центра может проводиться ряд исследований, например:

оценка крови на гормональный профиль. Определяют уровень 6–7 гормонов в плазме крови, взятых в определенный день менструального цикла; иногда проводят гормональные пробы;
ультразвуковой мониторинг овуляции. Этот метод позволяет непосредственно наблюдать рост фоллик ула в яйцеклетке яичника женщины и степень готовности внутренней слизистой оболочки матки принять оплодотворенную яйцеклетку;
проверка проходимости и характеристика внутреннего просвета маточных труб с помощью рентгенологического или ультразвукового метода.
В ряде случаев для выявления причин бесплодия может потребоваться УЗИ щитовидной и молочных желез, рентгенографическое или компьютерное обследование черепа, консультации врачей смежных специальностей и даже медико–генетическое консультирование.

В настоящее время на зак лючительном этапе обследования при женском бесплодии проводят эндоскопические методы диагностики: лапароскопию и (или) гистероскопию. Без применения этих методов причину бесплодия в браке считают неустановленной. Кроме того, лапароскопия является не только заключительным этапом диагностики, но и первым этапом лечения женского бесплодия.

Эндоскопические технологии позволяют проводить малотравматичную микрохирургическую коррекцию выявленных изменений органов малого таза – разделения спаек, восстановление проходимости маточных труб, коагуляцию очагов эндометриоза, удаления новообраз ований яичников, хирургическое лечение некоторых заболеваний матки – без последующего выраженного спаечного процесса.

В заключение необходимо отметить, что последовательная оценка всех звеньев сложной репродуктивной системы мужчины и женщины – необходимое условие для постановки правильного диагноза, при этом набор диагностических приемов зависит от клинической картины конкретного заболевания и строго индивидуален для каждой супружеской пары. При невозможности своевременно и быстро провести полное клиническое и лабораторное обследование необходимо вовремя направить супружеск ую пару в специализированное лечебное учреждение для окончательной постановки диагноза, помня, что затягивание обследования снижает надежды на успех в восстановлении репродуктивной функции.

В нашем регионе вопросами бесплодия занимаются 5 крупных центров:

российско-финская клиника «Ava–Peter» (Невский пр., д. 22–24, т. 325–92–72, 312–30–65),
клиника репродуктивной медицины при институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта;
клиника «Авиценна» в г. Пушкин;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии в Сестрорецком р-не гор. С-Петербург.
Кроме того, во многих женских консультациях работают кабинеты гинеколога-эндокринолога.

Глава 2. Бесплодие – медицинские и духовные причины

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о причинах бесплодия.

Существуют медицинские и духовные причины бесплодия. Если говорить о медицинских причинах, то насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие. Различные медицинские центры и институты консультируют людей по повод у проблемы бездетности. Супруги сдают соответствующие медицинские анализы, по результатам которых определяют, какая из сторон супружеской пары является причиной того, что в семье не может родиться ребенок. Когда выяснено, какая сторона является слабой в отношении рождения детей, тогда обслед уют супруга с «низкими возможностями» для деторождения на предмет различных заболеваний, прежде всего хронических заболеваний половой сферы, которые могут являться препятствием для нормального деторождения. Специалистами, которые занимаются лечением бесплодия у мужчин, являются андрологи, урологи, у женщин – гинекологи.

После соответствующего обследования проводится лечение – консервативное или хирургическое, если это необходимо. Например, при спаечных процессах в области маточных труб или при плохой их проходимости возможно ул учшение последней как консервативными методами, так и с помощью хирургических методов – удаления спаек в области маточных труб в определенное время, когда деторождение максимально возможно. То есть требуется кропотливая работа врача с каждой семейной парой.

В средствах массовой информации много рассказывается о методах искусственного оплодотворения. Можно ли к ним прибегать, если лечение оказывается неэффективным?

Существуют различные методики искусственного оплодотворения. По нашим церковным канонам, по материалам Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, они не являются допустимыми. Единственной допустимой методикой является так называемый «метод естественного оплодотворения», при котором семя мужа, пол ученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачом в область устья матки. Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений межу мужем и женой, кроме того, при таком методе не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки обоих супругов. В случае, когда в процесс деторождения вмешивается третья сторона, например, если для искусственного оплодотворения используется семя донора, вносится элемент греховности… Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако, в семью вносится чужеродный элемент. Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребенка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной. Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетк у женщины вносится генетический материал чужого человека, т. е. получается блудное соитие при помощи медицинской технологии. Существует целый ряд методик такого вида иск усственного оплодотворения, когда вмешивается третья сторона. При некоторых из них используется донорская яйцеклетка чужой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку. Такие методики также недопустимы, так как при этом в семью вторгается чужеродный элемент. Есть даже такой психологический феномен, когда женщина, которой подсажена такая яйцеклетка, ощущает что-то чужое в своем теле, несвойственное ей.

Расскажите, пожалуйста, о методе экстракорпорального оплодотворения. Как следует относиться к нему православному человеку?

Методы экстракорпорального оплодотворения не благословляются церковью, так как при этом также используется генетически чужеродный материал, то есть происходит нарушение целостности семейно-супружеского союза. Кроме того, донорское семя, используемое в этих методиках, получают иск усственным путем, а не в результате естественных супружеских отношений. Важно также то, что при применении экстракорпорального оплодотворения отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, поэтому тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела. Не происходит акта дарения супругов друг другу, необходимого для рождения новой жизни. Жизнь рождается в пробирке. Что происходит в этот момент с эмбрионом, находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен, как воздействуют на него падшие духи – это большой вопрос. Одна из серьезных проблем экстракорпорального оплодотворения заключается в том, что в ряде центров при осуществлении этой методики производятся так называемые лишние оплодотворенные клетки, уже являющиеся новой жизнью. Эти клетки редуцируют, т. е. убивают. Это значит, что если были оплодотворены четыре яйцеклетки, а женщина хочет только одного ребенка, ей будет подсажена только одна яйцек летка. Что делать с остальными тремя эмбрионами? Их возможно заморозить или ред уцировать. Таким образом, ребенок появляется на свет за счет одновременного убийства двух или трех неродившихся братьев и сестер. Жизнь одного за счет смерти другого считается церковью неприемлемой. Поэтому все виды экстракорпорального оплодотворения Церковью не благословляются. Это утверждено в материалах Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, в главе 12 «Проблемы биоэтики». Там достаточно подробно рассматриваются вопросы различного рода преодоления бесплодия, рассказывается как нужно поступать супругам в случае, если у них нет детей.

Какие причины духовного характера могут привести к бесплодию?

Причин может быть много. Постараюсь перечислить основные. Я буду опираться на труды старца Паисия Святогорца, который в 4 томе, называемом «С емейная жизнь», отвечает на вопросы по поводу рождения детей, трудностей деторождения и проблемы бесплодия. На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие старец Паисий отвечает след ующим образом: «Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действую духовные з аконы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы посчитать благословением то, что она обманула его еще, по крайней мере, до того, как они поженились, а не после. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых – в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов».

По поводу девушек, которые ведут беспорядочную половую жизнь можно заметить, что в таких случаях есть две составляющие, которые могут привести к бесплодию – медицинская и духовная. У женщин при подобном образе жизни очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут приводить к различным хроническим заболеваниям половой сферы, что влечет за собой неспособность к деторождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить такой девушке за ее желание «нагуляться» (т. е. максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойс тва и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?…

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет воля Твоя» ()». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Следующей причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, но проявляемый противоположным образом, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рассуждая, что дети – это забота, и что сначала надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину и вот тогда можно будет завести ребенка (не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как кошку или собаку). Когда Господь видит такое отношение к благословению Божию на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все – и квартира, и машина, и работа, Он не подает детей. И кроме кошек и собак такая семья завести уже ничего не может. Хотя с медицинской стороны препятствий для этого никаких нет.

Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бесплодия. «Многим людям Бог не дает детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению». Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он помогал им духовно. Суды Божии – это бездна».

«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы при строить какую-нибудь сиротку». Старец Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине – адвокате, человеке духовной жизни. Однажды старец остановился у него на денек погостить и познакомился и с его супругой, также ведущей благочестивую жизнь, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старец Паисий ей ответил с укором: «У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твое благое произволение. И он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая д уховному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».

Бывает так, что Господь не подает семье детей не как нака зание, а как особый промысел, чтобы через этих людей пол учил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими родителями.

Существуют и другие причины бесплодия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия – когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать» как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе. Старец Паисий также приводит подобный пример. Когда такая мать затем покаялась в своих проклятиях, жизнь дочерей устроилась и Господь подал им детей.

Существуют также «родовые» грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием з а грехи, совершенные против Него. Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над Церковью, Господь может через поколение послать бесплодие в семью до тех пор, пока у людей не произойдет осознание и замаливание этого греха. Мне известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и з атем так и умер без покаяния. В следующих поколениях в этой семье никогда не было мальчиков, а если они и рождались, то потом умирали, не дожив до взрослого возраста. Известны случаи, когда в 30-х годах детей заставляли отрекаться т своих родителей принародно, в рабочем коллективе, в институте. Такого рода грехи против Бога, осквернение Церкви, богохульство, отречение от родителей нередко сказываются на следующем поколении или через поколение – на ком-то из внуков. Иногда люди совершают грехи против ближнего – выкапывают могильные плиты и строят из них свой дом или совершают другие кощунственные поступки.

Возможно ли отсутствие детей из-за такого явления, которое некоторые люди называют «порчей» или «сглазом»?

Конечно, «порча», «сглаз» – это не церковные понятия. Но некоторые используют такую терминологию. Под этим следует понимать зависть, которую иногда имеют некоторые злые люди. Например, такое может случиться если одна женщина завидует другой – красивой, материально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке. По зависти может получиться так, что у этой женщины будет все, но деток рождать она не будет. Бывают такие случаи, когда по гордости Господь может лишить женщину ребенка, если она насмехается над другой, боле несчастной, лишенной счастья материнства. Господь может лишить насмешницу ее ребенка и затворить чрево так, что она сама больше не сможет иметь детей по своей гордости и превозношении над ближним.

Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека. В материалах Юбилейного Архиерейского собора и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару. Крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию. Яркими примером являются Авраам и Сара, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотец Иоаким и Анна. Их дети были благословенны, когда они рождались после стольких молитв, терпения, упования на Бога. Испытание веры может быть важным моментом для такой супружеской пары, когда пара проявляет свою верность Богу, когда она не ропщет на Бога, благодарит Бога за посылаемую скорбь. Это испытание веры может в какой-то момент закончиться у супругов, и бездетная в течение 20 лет женщина может родить еще много детей.

Бесплодие может также быть связано с тем, что Господь задер живает рождение детей по Своему особенному промыслу об этой семье, желая устроить судьбу какого-либо брошенного ребенка. Я знаю некоторые семьи, в которых происходило так, что женщина зачинала ребенка, как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома. Были такие пары, которые доводили до конца это намерение и как только приводили в свой дом сироту, вскоре уже ожидали своего собственно младенца, и в этой семье таким образом появлялось сразу двое детей – один усыновленный и второй, которого послал Господь, разрешив чрево прежде бесплодной женщины. Причем, когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологий, препятствующих деторождению. Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребенка, но и приемного.

Очень важным для решения проблемы бесплодия является освящение церковного брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна. Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда у женщин, которым был поставлен диагноз бесплодие, проживших много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, уже через несколько дней после венчания происходило зачатие детей.

Можно рассмотреть еще несколько причин бесплодия. Когда Господь видит, что возможный в семье ребенок будет очень болен или будет глубоким инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родиться злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поругателями семьи.

Хорошо известен случай с декабристом Пестелем, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы. Поэтому очень важна молитва «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Господь может не подавать детей по неготовности мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей?

Известны также такие семейные пары, в которых жены не могли родить детей, ходили по многим врачам, обивая пороги. При этом мужья их унижали, оскорбляли, укоряя невозможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало. В последствие эти мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи. А бывшие бесплодными женщины выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым. Господь провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, что возможен развал семьи, иногда попускает, что в этой семье не рождается ребенок, потому что он уже с малого возраста останется сиротой.

В следующий раз мы поговорим о той последовательности необходимых духовных действий, к которой может прибегать верующая супружеская пара для того, чтобы в ее семье родился ребенок.

Глава 3. Бесплодие – пути преодоления

Какова последовательность духовных действий для верующей супружеской пары, чтобы в семье родился ребенок?

Мы не будем сейчас касаться вопросов бесплодия в семье неверующей, далекой от Церкви. Не будем говорить о людях, которые ведут греховный образ жизни. Поговорим о тех супругах, которые вступили в законный брак и ходят в Церковь, но уже несколько лет не могу т родить ребенка.

Первый вопрос, который должны задать себе супруги – венчанный их брак или невенчанный. В молитвах на освящение церковного брака особо призывается благодать Божия на то, чтобы он был доброчадным: «Да явиши, яко твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение. Помяни Господи Боже наш раба Твоего и рабу Твою и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес1». Поэтому верующим супругам, брак которых не венчан, прежде всего, требуется церковное освящение брака.

Если спустя некоторое количество времени в этой семье детки все же не рождаются, необходимо прибегну ть к помощи как методов медицинской диагностики, так и к церковным таинствам.

Медицинскую диагностику осуществляют различные медицинские центры, называемые центрами репродукции, центрами репродуктивного здоровья женщин или центрами семьи и брака. В разных городах они носят различные названия, но найти их можно по любому справочнику.

Данные современной медицины свидетельствуют, что существует более 30 медицинских причин бесплодия. Поэтому иногда, чтобы обнаружить причину нужно время. Вначале выясняют, чье здоровье – мужа или жены – препятствует появлению детей. После тщательной диагностики проводится тот или иной вид консервативного (медикаментозного) или хирургического (если это требуется) лечения. Повторюсь – вопрос о выборе метода лечения решается в зависимости от причины бесплодия.

Супругам следует иметь непоколебимо твердую позицию в отношении того, какие методы являются церковно благословленными, уз аконенными, а какие – непозволительными с точки зрения христианской православной этики. О том, какие методы не благословляются Церковью, подробно рассказывается в материалах Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года2. Об этом можно прочитать в православной периодической печати, поговорить со своим духовником или с православными специалистами по биомедицинской этике. Во многих городах сейчас существуют Общества православных врачей, где специалисты могут ответить, какие новые медицинские методики преодоления бесплодия являются позволительными, а какие – нет.

Если медицинское лечение оказывается безрезультатным, или имеет достаточно сложный характер, супруги могу т и должны прибегать к церковным таинствам, испрашивая помощи Божией для преодоления своего недуга.

Каким же арсеналом средств располагает Русская Православная Церковь, чтобы помочь супругам в их проблеме?

Прежде всего, супругам следует обратить внимание, не препятс твуе т ли их неправильная церковная жизнь рождению де тей – насколько они воцерковлены, правильно ли исповедаются, как часто причащаются Святых Христовых Тайн, что им говорит духовник.

То есть первое, с чего следует начать, – с тщательного исследования самими супругами качества их христианской жизни, их взаимоотношений с духовником. Духовник по воле Божией может открыть, каким путем им следует идти, какие молитвы читать, к каким таинствам прибегать. Если в результате тщательного исследования своей жизни и покаяния Господь откроет какие-то родовые грехи (об этом мы говорили в предыдущей беседе), они должны быть исповедованы духовнику, и определенным образом замолены. Необходимо понимать, что ошибки бабушек, дед ушек, прадедушек отражаются на вашей жизни.

Чтобы загладить их грех, можно испросить у своего духовника какую-либоепитимью или церковное благословение (например, совершение покаянного канона или чтение определенных покаянных молитв). Или совершить такое духовное восполнение, которое может умилостивить Бога.

К духовному восполнению относятся такие ситуации, когда, например, чтобы загладить грех матери, совершившей аборт, ее бесплодная дочь берет на себя подвиг по благословению священника ухаживать за детьми в детском доме, навещать сирот, посещать родильные дома (если в приходе есть родильный дом), крестить умирающих младенцев страха ради смертного, помогать женщинам, которые не хотят рожать, которых подговаривают прервать беременность, чтобы они не пошли на этот шаг. Так вы совершите обратное прародительскому греху.

Еще пример: если прадедушка выгнал из дома сироту, значит его внучка или правнучка, ставшая бесплодной, должна позаботиться о сиротах: оказать им какое-либо попечение или стать сироте крестной матерью. Я уже говорил, что нередко бесплодные супруги берут детей из детского дома, и через некоторое время Господь разрешает им плод чрева и подает собственных деток. Так же бывает и в случаях, когда бесплодная пара или один из супругов совершает некое д уховное восполнение тех грехов, которые совершили их прародители.

Кроме Таинств Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, в Церкви существует также Таинство Соборования. Бесплодные супруги могут обратиться к священнику с просьбой, чтобы оно было над ними совершено. Обычно Соборование совершается во время Великого поста, в некоторых епархиях – во время Рождественского поста. Иногда Таинство С оборования совершается по прибытии мощей святых угодников Божиих, которые обладают особым даром помогать болящим. Так, например, соборования в Петербургской епархии совершались при перенесении святых мощей св. целителя Пантелеимона.

Можно также по благословению духовника совершать паломничества к мощам святых угодников Божиих и испрашивать у них благодатную помощь.

Некоторые святые (например, св. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский), особо ходатайствуют о рождении детей. Так, например, многие бесплодные женщины молятся преп. Давиду Гареджийскому или св. пророку Божиему Илии. На моей памяти есть пример, когда одна христианка, около десяти лет пребывающая в бесплодии, по совету священника решила совершить паломничество в Святую Землю, на гору Кармил, в пещеру, где подвизался пророк Божий Илия, и куда со всего мира приезжают женщины для разрешения своего бесплодия. Она дала обещание, что если у нее родится мальчик, назвать его в честь пророка Илии. Она забеременела сразу, еще во время подготовки к этой поездке (надо сказать, что в пещеру св. Илии она так и не попала), и в паломничество по святым местам поехала уже с зачатым ребенком, который спустя положенное время стал мальчиком Илией. Таких примеров можно привести много.

На Руси давно известно понятие «обетные дети». Когда в семье долго не могли дождаться сына или же вовсе не было детей, супруги давали обет Богу воспитать для Него будущего сына – отдать его в монахи или на иное служение Богу. И по такому обету Господь посылал им деток.

Существуют особые места, особые чудотворные иконы, подающие благодатную помощь бездетным супругам. Например, икона Божией Матери Троодитисса, которая находится в горах Троодоса, на Кипре.

Однажды перед этой иконой будущие родители вымаливали у Божией Матери ребенка. Они пообещали, что посвятят его в монахи. У них родился мальчик. Когда он начал подрастать (ему исполнилось уже восемь или десять лет), отец с матерью заколебались в своем намерении. И вскоре случилось так, что большой камень сорвался с горы и пролетел в считанных сантиметрах от головы ребенка. Это было предупреждение родителям, знак Божий. Они покаялись и в результате исполнили свое обещание. На фресках этого монастыря изображена Божия Матерь, Ее пояс и рядом большой камень в напоминание о том, что обеты, которые даются Богу, должны исполняться.

Рождение обетных детей нередко происходило раньше и достаточно часто происходит сейчас. Тот, кто будет в монастыре Троодитиссы на Кипре, увидит огромную фотокартотеку бесплодных женщин всех национальностей, из всех стран мира, которые, побывав в этом монастыре, разрешались от бесчадия и рожали по двое, по трое детей после молитвы, которую совершали монахи, надевая на бесплодных специальный пояс. Это огромная картотека. Я сам видел ее, когда посещал этот монастырь и молился перед этой иконой.

Надо сказать, что у одного моего знакомого священника, посетившего остров Кипр, буквально через неделю после молитвы перед этой иконой (даже без надевания на матушку чудотворного пояса) произошло з ачатие ребенка, который имел всего лишь один или два процента вероятности появления на свет. Хотя батюшка даже не просил ребенка, а просто помолился перед иконой, Господь подарил ему ребеночка.

Такие особые места, такие святые угодники, которые прославлены благодатной помощью бездетным родителям, есть и на Святой з емле, и в каждой епархии. К ним можно молитвенно обращаться, совершать паломничества, заказывать специальные молебны, а потом именем того святого, который поможет в рождении младенца, можно назвать его в прославление Божия чуда.

Кроме того православные супруги, конечно, должны прибегать к помощисвятынь. Во время паломничества супруги могут погружаться в святые источники, брать воду домой, окропляться ею, а также помазываться святым елеем из лампад, от чудотворных икон с места паломничества. Все это, совершенное с молитвой и верой, будет способствовать тому, чтобы разрешить проблему.

Если же после многократных обращений к Богу, правильного воцерковления, прибегания ко всем таинствам, паломничеств к святым местам и т. д., детки не появляются на свет, значит надо проявить терпение. Следует положиться на волю Божию.

В наш храм нередко приходят женщины и молодые супружеские пары с подобными проблемами. Обычно мы советуем супругам, если они хотят иметь детей, назначить какой-то контрольный срок, год или два, чтобы наладить свою семейную жизнь, научиться не проявлять эгоизма и не жить только для себя. Все это время (в течение года или двух) они будут ходить в храм на специальные молитвы. В каждой епархии есть храмы, где священники совершают водосвятные молебны, молятся святым, оказывающим благодатную помощь бесчадным супругам.

Если по истечении назначенного времени детей по-прежнему нет, муж с женой должны решить, готовы ли они нести свой жизненный крест и дальше, быть может, в течение многих лет, и терпеливо полагаясь на волю Божию, ждать рождения собственного ребенка, либо возьмут приемного ребенка. Господь дает такую возможность.

Этот период является также временем взысканием воли Божией, того, какой именно путь определяет Господь этой семье. Ведь воля Божия открывается человеку не сразу. Иногда требуется долгое время, чтобы стало понятно, какой жизни хочет для супругов Господь, какое предназначение им готовит. Сейчас необходимо познать волю Божию для сообразования с ней своей родительской воли.

И, наконец, логичным окончанием всей череды духовных поступков, которые совершают молодые родители, является, в случае невозможности забеременеть, воспитание приемного ребенка, усыновленного или в любых формах принятого в свою семью. А дальше, как Господь даст.

Еще раз уточним, с чего же все-таки следует начинать – с похода к врачу или с духовного осмысления недуга?

Я считаю, что надо начинать свой путь с Церкви, с осмысления происходящего вместе со своим духовным наставником, духовником или д уховным отцом. Потому что даже на медицинское обследование и лече ние церковно во спитанные молодые супруги должны взять благословение у своего духовника. Получив Божие благословение и советы своего духовного наставника, они могут проходить те или иные медицинские мероприятия и при этом просить помощи Божией и прибегать к благодатным средствам Церкви.

Требник. Последование чина Венчания Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Издательство «Правило веры». 1995. С. 117–118.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Издательский совет Московского Пат риархат а. Благотворительный фонд «Рождество-2000». 2001

– последовательное выполнение процедур, необходимых для наступления беременности при диагностированном бесплодии. И первым этапом на пути к поставленной цели является стимуляция суперовуляции, которая может быть проведена по сценарию одного из многочисленных протоколов.

Их многообразие позволяет минимизировать рискиф отсутствия зрелых яйцеклеток в преддверии овуляции и максимизирует шансы на удачное проведение пункции фолликулов.

Репродуктолог с ювелирным мастерством ведет цикл стимулирования овуляции, подбирает индивидуальную программу и следит за ростом фолликулов. В момент их созревания, до наступления овуляции, проводится пункция яичников, после которой программа ЭКО переходит в русло стандартизированных процедур.

Индивидуальный подход при выборе протокола ЭКО

Протокол стимуляции суперовуляции (ССО) – последовательное введение медикаментов с целью провоцирования роста фолликулов. Тип протокола, дозировки и периодичность введения лекарств назначает репродуктолог, ориентируясь на гормональный профиль пациентки и ее фолликулярный запас.

Для составления оптимальной схемы стимуляции необходимо располагать результатами анализов, обследований, наблюдений. От выбранной тактики может зависеть исход всего мероприятия ЭКО.

Как среагируют яичники на стимуляцию? Ответ на этот вопрос должен «предугадать» репродуктолог, но отвечать за качество клеток (генетический материал) он не может. В отсутствии созревших яйцеклеток или при их плохом качестве попытка считается неудачной.

Сегодня в программе ЭКО используются следующие протоколы: короткий, длинный, в естественном цикле (без использования лекарственных препаратов), японский («терамото»). Познакомимся с их особенностями, преимуществами и недостатками, убеждаясь еще раз: ЭКО – сложная и непредсказуемая процедура.

Короткий протокол ЭКО

Короткий протокол ЭКО включает проведение стандартных мероприятий: стимуляцию суперовуляции, пункцию фолликулов, процедуру подсадки эмбрионов. Его длительность составляет порядка 4-5 недель, а «стартом» является 2-5 день менструального цикла.

Короткий протокол может проводиться с агонистами – схема проведения легко переноситься женщинами, но высоки риски преждевременной овуляции или развития ооцитов ненадлежащего качества. Длительность протокола составляет 28-35 дней, пункция фолликулов проводится в период с 14 по 20 день цикла.

Протокол с антагонистами (ультракороткий) значительно снижает или даже сводит к нулю риски спонтанной овуляции, минимизирует вероятность развития СГЯ, отличается меньшей медикаментозной нагрузкой и легко переносится.

Среди недостатков – несоответствие роста фолликулов росту эндометрия. Его длительность составляет всего 25-31 дней, а пункция фолликулов проводится на 10-14 день цикла.

Короткий протокол назначается чаще всего здоровым женщинам, пациенткам старшего возраста или при наличии отрицательного результата ранее проведенного длинного протокола.

Длинный протокол ЭКО

Длинный протокол используется при ЭКО гораздо чаще. Считается, что вероятность наступления беременности при его использовании – выше. Длительность протокола составляет порядка 40-50 дней, а его принципиальное отличие – во времени «старта», который происходит на 21 день менструального цикла.

За счет такой ранней блокады гипофиза процесс синтеза естественных гормонов прекращается, а функцию яичников начинают выполнять синтетические гормональные препараты.

Таким образом, к трем основным этапам (ССО, изъятие и отбор яйцеклеток, подсадка эмбрионов) добавляется предварительный этап блокады гипофиза агонистами, который начинается за неделю до менструации. Лишь после наступления полной блокады переходят к этапу ССО (на 3-5 день цикла).

Недостатки протокола:

  • увеличение рисков развития СГЯ;
  • нарушение гормонального фона – задержки и сбои цикла;
  • может проявиться климактерическая симптоматика – жар, приливы;
  • высокий уровень психологического напряжения ввиду большой длительности протокола.

Преимущества протокола:

Среди преимуществ специалисты выделяют возможность полного контроля цикла стимуляции суперовуляции и высокие шансы на беременность у пациенток с серьезными патологиями – гормональными нарушениями, нерегулярным менструальным циклом, ожирением, эндометриозом, миомой матки, поликистозом. Длинный протокол может быть назначен врачом после отсутствия результата на короткой схеме.

Протокол ЭКО в естественном цикле

При сохранной овуляторной функции женщины врач может назначить проведение ЭКО в естественном цикле, первый этап которого проходит без гормональной стимуляции.

Из медицинских техник в период созревания яйцеклетки (в абсолютном большинстве ситуаций – одной) используется лишь ультразвуковое исследование, которое позволяет следить за ростом фолликулы и изъять яйцеклетку до наступления овуляции.

Бесспорным преимуществом протокола является его максимальная натуральность и отсутствие медикаментозной нагрузки в период ССО. Это не только положительно сказывается на здоровье женщины, но и значительно удешевляет процесс – не используются дорогостоящие гормональные препараты для стимуляции.

Другие «плюсы» протокола:

  • риск развития многоплодной беременности невысок;
  • вероятность возникновения СГЯ отсутствует;
  • повышенная гормональная нагрузка всегда создает предпосылки для появления осложнений ЭКО, в естественном цикле они отсутствуют;
  • процедуру можно проводить месяц за месяцем до достижения результата.

Среди недостатков естественного протокола:

  • высокий риск спонтанной овуляции, ведь процесс не управляется медикаментозно, а протекает в естественном непредсказуемом русле;
  • одна изъятая в результате пункции яйцеклетка – это довольно низкие шансы на наступление беременности;
  • велики риски забора яйцеклетки, не достигшей зрелости;
  • в фолликуле и вовсе может отсутствовать яйцеклетка.

Для снижения рисков в естественном цикле часто применяются препараты, способствующие дозреванию ооцитов и предупреждающие преждевременную овуляцию.

Ведутся разработки по внедрению технологий, позволяющих провести дозревание яйцеклеток, полученных в результате естественных циклов. Успешность протокола ЕЦ постоянно растет, благодаря чему все большее число женщин отдает предпочтение этому щадящему способу.

Базовые условия для проведения протокола ЕЦ – установленный менструальный цикл продолжительностью 28-35 дней и наличие подтвержденной овуляции.

Японский протокол («терамото», «минипротокол»)

Минимизирование стимуляции и гормональной нагрузки и получение яйцеклеток лучшего качества, а не большего количества – задача, решению которой современная репродуктология посвящает много времени.

Японский протокол, разработанный специалистами токийской клиники Kato Ladies – это щадящая техника стимуляции яичников с применением ограниченного количества гормонов. Это не только удешевляет стоимость проведения протокола ЭКО, но и бережет здоровье женщины.


Преодоление бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий

в МЦ «Врачебная практика»


Как долго стоит пытаться забеременеть самостоятельно.

Многие женщины беременеют в первую брачную ночь. Другие - как только захотят иметь ребенка. Третьи год за годом ЖДУТ первенца - и порой обречены так и не испытать радость материнства. Слово «бесплодие» — не диагноз, а лишь указание на то, что в супружеской паре нет детей в течение года регулярной интимной жизни. Причины бесплодия могут быть связаны со здоровьем одного из супругов, или обоих. Поэтому обследование необходимо пройти обоим супругам. Бесплодные женщины старше 30 лет должны как можно скорее обратиться за помощью к гинекологу-репродуктологу, так как вероятность зачатияс возрастом резко сокращается.

Для объективной оценки возможности зачатия необходимо пройти комплекс обследований. В современных условиях обследование занимает 2—3 месяца, поскольку большинство анализов выполняют в определенные дни цикла. Затягивание обследования приводит к снижению шансов на беременность. После того, как супруги пройдут всестороннее обследование, выставляется диагноз, в котором отражают все найденные факторы бесплодия. После этого врач вместе с супругами вырабатывает план лечения, который позволит в короткие сроки повысить шансы на самостоятельное зачатие. В случаях, когда самостоятельное зачатие невозможно, врач может предложить один из методов искусственного оплодотворения — внутриматочную искусственную инсеминацию или экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).

Что такое ЭКО.

Метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) был впервые применен в Англии в 1978 году. ЭКО - это метод, при котором мужские сперматозоиды и женские яйцеклетки соединяются вне организма, in vitro (дословно «в стекле», или в лабораторной пробирке). Суть процедуры сводится к получению из яичников женщины большого числа созревших яйцеклеток, затем оплодотворению их сперматозоидами мужа (донора) и выращиванию получившихся эмбрионов в специальной среде вне организма женщины в инкубаторе («пробирке»). Полученных таким образом эмбрионов переносятв полостьматки для дальнейшего развития и вынашивания ребенка обычным способом.

Метод ЭКО относится к методам вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), которые используются в случае, когда лечение бесплодия средствами "первой линии" (индукция овуляции, внутриматочная инсеминация, оперативное лечение) не приносит результатов. ЭКО зачастую рассматривается как единственный способ завести ребенка для семей, в которых болен мужчина.

Строго говоря, ЭКО не ликвидирует причины, приведшие к бесплодию у конкретной супружеской пары, однако позволяет преодолеть многие препятствия для достижения беременности. Первоначально ЭКО применялось для лечения женщин с непроходимыми, поврежденными или отсутствующими фаллопиевыми трубами, то есть струбным фактором бесплодия. В настоящее время ЭКО используется для преодоления практически любых причин бесплодия, включая эндометриоз, мужской фактор и бесплодие неясного генеза.

Обследования при подготовке к программе ЭКО.

В процессе подготовки к программе ЭКО обследование проводят согласно перечню, утвержденному Минздравом РФ. Эти исследования необходимы для того, чтобы обезопасить пациентку от осложнений во время стимуляции суперовуляции и во время беременности. Существует список обязательных анализов, которые необходимо пройти каждой женщине, претендующей на проведение ЭКО. Эти анализы, в основном, касаются общего здоровья пациентки (анализы крови, мочи, свертывающей системы, венерических, особо опасных инфекций и ЗППП, состояние матки, труб, яичников и всей репродуктивной системы в целом). Этот список многократно выверен и обоснован.

Лечебный цикл ЭКО.

Лечебный цикл ЭКО длится 15-30 дней (в зависимости от вида протокола) и состоит из 4-х последовательных этапов:

Стимуляция овуляции - на этом этапе стимулируется рост и созревание яйцеклеток женщины при помощи различных лекарственных препаратов. При обычной овуляции у женщины каждый месяц созревает только одна-две яйцеклетки. В программе ЭКО врачи стремятся получить порядка 10-20 яйцеклеток, потому что некоторые яйцеклетки могут не оплодотвориться, а полученные эмбрионы - остановиться в развитии. Кроме того, процент беременностей в программе ЭКО выше, если в матку переносят более одного эмбриона. Поэтому после обследования женщине назначают специальные гормональные препараты. Чаще всего стимулирующие препараты применяют от восьми до двенадцати дней.

Проблема плохого ответа яичников на стимуляцию чаще встречается у женщин старше 35 лет и у женщин с оперированными яичниками, т.е. у тех пациенток, у которых запас фолликулов в яичниках снижен. Плохой ответ яичников на стимуляцию в цикле ЭКО обычно очень расстраивает пациенток, потому что они, как правило, совершенно к этому не готовы. Большинство женщин ожидает, что у них созреет много яйцеклеток, и они бывают крайне огорчены тем, что это не происходит. Однако это еще не означает, что лечение вам не поможет, - это лишь означает, что схему стимуляции в следующем лечебном цикле необходимо изменить.

Пункция фолликулов - процедура забора созревших яйцеклеток из фолликулов. Получение яйцеклеток обычно проводится под контролем ультразвука и является малой хирургической операцией, проводимой в малой операционной или манипуляционной и не требует госпитализации. Обычно пункция проводится под местным или кратковременным (10-20 минут) общим наркозом. Пункция фолликулов обычно занимает не более 30 мин. После пункции желательно отдохнуть в палате 2-3 часа, после чего пациентку отпускают домой. Некоторые женщины испытывают болезненные спазмы в день пункции, но на следующий день эти ощущения пропадают. Ощущение распирания или давления в брюшной полости может сохраняться в течение нескольких дней после процедуры.

Во время проведения пункции фолликулов у женщины, ее муж собирает сперму путём мастурбации в специальный нетоксичный стерильный контейнер. Некоторые мужчины испытывают большие трудности при сборе спермы в строго определенное время из-за огромного стресса и «обязательности исполнения». Об этом они должны предупредить врача заранее. Такие мужчины могут прибегнуть к предварительной криоконсервации (заморозке) спермы, которая затем может быть разморожена в день пункции фолликулов жены и использована в цикле ЭКО. Сперма также может быть собрана во время полового акта, но только в специальные стерильные нетоксичные для спермы презервативы, которые вы можете получить в клинике.

Культивирование эмбрионов - на этом этапе проводится собственно оплодотворение оплодотворения яйцеклеток и ведется наблюдение за процессом развития эмбрионов. Непосредственно ЭКО проводится врачами-эмбриологами в условиях эмбриологической лаборатории. Собственно оплодотворение проводят одним из двух способов: 1) инсеминация in vitro; 2) интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов (ICSI, ИКСИ). При первом, более простом способе к яйцеклеткам, которые находятся в питательной среде, добавляют суспензию сперматозоидовиз расчета 100—200 тыс. на одну яйцеклетку. В течение 2-3 часов один из сперматозоидов проникает в яйцеклетку, тем самым оплодотворяет ее.

При втором способе (ИКСИ) сперматозоид вводят в яйцеклетку «вручную» с помощью микрохирургических инструментов. ИКСИ используют при очень плохом качестве спермы, когда оплодотворение не может быть получено даже в чашке. После проникновения сперматозоида яйцеклетка считается эмбрионом. Вероятность успешного оплодотворения 60-70 %. Эмбрионы содержат в искусственных условиях от 2 до 5 дней.

Перед переносом эмбрионов проводится предимплантационная диагностика. С помощью современных генетических технологий можно обследовать эмбрион, состоящий всего из 4-8 клеток. С помощью этого метода диагностики выявляются грубые пороки развития эмбриона и наследственные хромосомные болезни, такие как болезнь Дауна, гемофилия и др. Кроме того, с помощью предимплатационной диагностики можно определить пол будущего ребёнка. По мнению врачей дети, зачатые в пробирке, ни чем не отличаются от остальных. Однако, есть мнение, что такие дети лучше учатся, но чаще болеют. Врачи считают, что это может быть связано с чрезмерной опекой родителями желанного ребёнка.

Перенос эмбрионов.

Перенос эмбрионов в матку — самая простая процедура метода. С помощью специального эластичного катетера 2-3 оплодотворенные яйцеклетки переносят в полость матки. Для этого даже не требуется обезболивания. После переноса женщина может идти домой, на работу, так как никакого специального режима не требуется, хотя в некоторых центрах ЭКО выдаются больничные листы. Естественно, после процедуры женщинам не рекомендуются большие физические и эмоциональное нагрузки.

Обычно в матку переносят 1-3 эмбриона хорошего качества на 2-5 день после пункции. Вопрос о том, сколько эмбрионов переносить в матку, является одним из самых сложных вопросов, с которым сталкивается врач и пациент ЭКО. Чем больше перенесено эмбрионов, тем выше вероятность наступления беременности. Поскольку целью ЭКО является наступление беременности, почему, казалось бы, не перенести все имеющиеся эмбрионы? Однако ценой, которую приходится платить за перенос большого количества эмбрионов, является высокий риск многоплодной беременности, чреватой тяжелейшими осложнениями как для матери, так и для плода. Проблема осложняется также тем, что каждый эмбрион может разделиться на два эмбриона, что приведет к рождению так называемых однояйцовых близнецов.

В некоторых скандинавских странах закон запрещает переносить в матку женщины моложе 35 лет более одного эмбриона, чтобы снизить вероятность многоплодной беременности. Беременность при ЭКО наступает в 20-25 % случаев. Поэтому сама процедура называется попыткой. Из 20 наступивших беременностей родами заканчиваются в среднем 18. После введения эмбрионов один раз в 3 дня нужно контролировать уровень гормонов в крови. Через 12 дней выполняется тест на беременность. В случае многоплодной беременности по желанию женщины выполняют редукцию — удаление ненужных эмбрионов. Роды при беременности после ЭКО ничем не отличаются от обычных. В тех случаях, когда причина бесплодия — болезнь женщины, роды проводятся с учётом конкретной болезни и к способу оплодотворения это уже не имеет никакого отношения.

После ЭКО.

Перенос эмбрионов является последним этапом в цикле ЭКО, и после него врач назначает препараты для «поддержки лютеиновой фазы», которые повышают вероятность имплантации и могут включать препараты эстрогенов, прогестерона или ХГЧ. Период после переноса эмбрионов является для пациентов, пожалуй, самой сложной частью программы ЭКО, из-за неизвестности и огромного напряжения в ожидании ответа на вопрос, наступила беременность или нет. Беременность определяется с помощью специального анализа, измеряющего содержание гормона ХГЧ в сыворотке крови спустя 10-14 дней после переноса.

После переноса эмбрионов не рекомендуется принимать горячие ванны, следует избегать тяжелой физической нагрузки и воздержаться от половых актов. Однако женщина может вести привычный образ жизни и при необходимости вернуться к работе на следующий день после переноса. Некоторые пациентки решают провести в постели две недели до теста на беременность, вставая только для приема пищи и похода в туалет. Вы можете это сделать, чтобы впоследствии знать, что вы предприняли все, что было в ваших силах, даже если беременность не наступила. Однако имейте в виду, что ваша нормальная физическая активность никак не повлияет на ваш шанс забеременеть.

Так как ваша цель - не просто забеременеть, а выносить и родить здорового ребенка, часто вам желательно оставаться под наблюдением специалистов в течение первых 3-4 недель беременности. Успешное оплодотворение - важные, но все-таки полдела. У вас впереди девять ответственных месяцев.

Что мы можем сделать, чтобы повысить вероятность успеха в цикле ЭКО.

Безусловно, есть несколько важных моментов, которые могут влиять на эффективность лечения, и основные из них перечислены ниже. Бросьте курить. Химические вещества, содержащиеся в сигаретном дыму, оказывают вредное воздействие как на сперму, так и на яйцеклетки. Курильщикам требуется на 30% больше времени, чтобы зачать естественным путем, а некоторые исследования показали, что курение снижает вероятность наступления беременности после ЭКО на 50-70% в каждом лечебном цикле из-за сниженного ответа на стимуляцию и более низкого процента оплодотворения.

Прекратите прием не назначенных врачом лекарственных препаратов. По возможности следует сократить прием лекарственных препаратов, в том числе пищевых добавок, поскольку некоторые из них могут оказывать негативное влияние на исход ЭКО. Прекратите прием любых видов наркотиков. Существуют многочисленные доказательства того, что наркотики оказывают серьезное влияние как на мужскую, так и на женскую фертильность. Кроме того, в период беременности они могут нанести непоправимый вред здоровью будущего ребенка.

Проверьте свой вес. Избыточный вес или дефицит веса могут снизить ваш ответ на медикаментозную терапию до такой степени, что ваш организм может вообще не ответить на стимуляцию. Ваш врач-репродуктолог измерит ваш вес в килограммах, деленный на ваш рост в метрах в квадрате; это соотношение называется индексом массы тела. Если ваш индекс массы тела ниже 19 кг/м2 или выше 30 кг/м2, вам порекомендуют отложить лечение методом ЭКО до тех пор, пока ваш вес не окажется в этих пределах. Если вам требуется совет по поводу снижения веса, спросите об этом у врача на приеме в клинике. Придерживайтесь принципов здорового питания. Воздержитесь от чрезмерного употребления кофе.

Сократите количество потребляемого алкоголя. Хотя влияние алкоголя на зачатие менее выражено, чем влияние курения, злоупотребление алкоголем однозначно сказывается на количестве вырабатываемых сперматозоидов и их подвижности. У женщины злоупотребление алкоголем в ранний период имплантации и беременности подвергает плод воздействию вредных токсинов, которые могут привести к развитию патологии плода, именуемой алкогольным синдромом плода. В период лечения методом ЭКО мы призываем обоих супругов отказаться от употребления алкоголя, поскольку некоторые исследования показали, что даже небольшие его количества могут снижать вероятность наступления беременности.

Хотя женщине следует избегать интенсивных занятий спортом в период лечения методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), легкие упражнения по 20-30 минут 3-4 раза в неделю рекомендованы обоим супругам, чтобы улучшить общее состояние здоровья и помочь справиться со стрессом в ходе обследования и лечения. Если у вас имеются серьезные хронические заболевания, не забудьте сообщить наблюдающему вас в связи с этим заболеванием специалисту о том, что вы планируете беременность, чтобы он мог оптимизировать или изменить назначаемое вам лечение с учетом данного обстоятельства.