Стресс (в психологии). Наиболее эффективные способы – это

  • Дата: 24.09.2019

Наибольшая трудность при изучении стресса состоит в том, что понятие стресса очень расплывчато. Исследователи используют разное определение стресса в зависимости от области их деятельности и основных исходных положений, используемых в определении научных направлений. Некоторые ученые, например С.В. Касл, вообще утверждают – понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

С другой стороны, можно согласиться с тем, что правомерно существование различных определений стресса, так как он рассматривается как многоплановая и комплексная проблема, каждое из направлений которой имеет право на свой собственный понятийный аппарат. В то же время разные области знаний и направления сходятся в подходах к определению стресса как к многогранному и детерминированному феномену, являющемуся предметом изучения в психологии (труда, личности, социальной, клинической и др.), антропологии, медицине, физиологии, социологии.

Термин «стресс» (от англ. stress – нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. И по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Следует отметить также, что стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности. Как отмечает В.Ф. Василюк, она может быть определена как «ситуация “невозможности ”, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних “необходимостей ” своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.» . Критические жизненные ситуации описываются понятиями стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Каждое из этих понятий имеет свое категориальное поле, которое определяется прежде всего тем, какая «жизненная необходимость» оказывается не реализована в результате неспособности имеющихся у субъекта «типов активности» справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными дифференцирующими признаками, по которым можно характеризовать основные типы критических ситуаций по особенностям их переживания как особой формы деятельности, а не только как особой формы отражения в сознании субъективной картины события. Однако эти состояния, рассмотренные автором, не только различаются между собой по причинам и проявлениям своего развития, но могут в известной степени трансформироваться из одного в другое. В частности, наиболее характерным случаем таких преобразований является развитие состояния стресса в результате интенсивных или хронических переживаний внутри– или межличностного конфликта или кризиса.

Несмотря на то, что по проблеме стресса проведено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной, а это понятие часто используется без точного определения.

По утверждению N.H. Rizvi, основное значение стресса приписывается известным, специфичным, узким операциональным понятиям, либо оно используется в слишком широком смысле. Автор, обобщая работы многих зарубежных исследователей, считает, что концепция стресса находится в довольно аморфном состоянии. Есть несколько объяснений тому – S. Levine и N. Scotch еще в 1970 году коротко суммировали их.
1. Концепция стресса использовалась широким кругом специалистов в интересах различных дисциплин, таких, как социология, психология, медицина, инженерия, что нашло отражение, естественно, в различиях взглядов на проблему.
2. В области общественных наук стрессу первоначально большее внимание уделяли клинически ориентированные исследователи, чем ученые, более ориентированные на методологически и количественно четкие представления и склонные определять эту проблему в ясных рабочих терминах.
3. Само слово «стресс» указывает на его возможно различное применение. Оно может быть отнесено к действию каких-то стимулов (стрессоров) или к переживанию индивидом эмоционального состояния.

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N.H. Rizvi отметил следующие:
«1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.
2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределенны».

Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся терминологии. Даже определения стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многих других.

Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, – физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с этой угрозой, с психологической структурой личности, взаимодействующей с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с … психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать».

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположительное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и других. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

Однако, по мнению Н.И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно прийти к заключению о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».

Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н.И. Наенко раскрывается роль эмоций в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

В психологической структуре психической напряженности особую роль играют мотивационные и эмоциональные компоненты. В теоретико-экспериментальных исследованиях автором обоснована целесообразность разделения понятия «психическая напряженность» на два вида – операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности.

Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить ее как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней.

Следует обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность, в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенную, но адекватную условиям функционирования активность организма и личности.

Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив – цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления психологического стресса, и в этой связи данное понятие является возможно более емким, чем понятие эмоционального стресса.

Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.

Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

Г.Н. Кассиль , М.Н. Русалова , Л.А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

Ю.А. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. Учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, стресс определяют как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани.

При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.

Как считает А.В. Вальдман, М.М. Козловская и О.С. Медведев , в явлении эмоционального стресса следует различать:
а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угроза», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
б) процесс психологической адаптации к эмоциональнонегативному субъективному состоянию;
в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.

Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

С введением нового термина не исчезла терминологическая путаница. Р. Лазарус отмечает, что отдельные исследователи используют термин «стресс» там, где другие применяют такие психофизиологические понятия, как «конфликт», «тревога», «фрустрация», «защитная реакция».

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие, как «напряжение» и т. п.

По утверждению Ч.Д. Спилбергера , состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважения, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.

При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий «стресс» и «состояние тревоги», но и акцентирование на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч.Д. Спилбергер предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По его мнению, понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы – причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины – например, довольно часто любое эмоциональное напряжение называют стрессом. Неоднозначность понимания стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

В данной работе психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

В литературе помимо понятия «психологический стресс» часто используются родственные ему, но более частные понятия стресса профессионального, рабочего, организационного, информационного, семейного и т. д. Анализ содержания этиопатогенетических процессов развития этих видов стресса, особенностей проявления и последствий позволяет считать их разновидностью психологического стресса. Их связывает то, что все эти виды стресса характеризуются наличием таких признаков, как индивидуально-психологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особенностей по их преодолению, которые выражаются в системе оценочных суждений о характере внешних требований и возможностей по их удовлетворению.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В данной статье мы рассмотрим с Вами такие важные вопросы на тему стресса, как: понятие стресса, причины, симптомы и развитие стресса, стрессовые ситуации, а также как снять стресс и не допустить его проявления . Итак…

Понятие стресса

Стресс (англ. stress) – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Среди наиболее популярных стрессоров выделяют – страхи, конфликты, недостаток денежных средств.

Среди симптомов стресса выделяют – раздражительность, гнев, бессонница, пассивность, вялость, недовольство окружающим миром и другие признаки.

Интересным фактом является то, что небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу, которая возможно длиться в жизни человека не один год.

Один из примеров, который ярко отображает данную картину: В 90х годах один человек прогорел на бизнесе, причем таким образом, что остался еще и в больших долгах, примерно в 1 млн. долларов. Эта стрессовая ситуация заставила человека мобилизировать все свои умственные и другие способности для решения данного вопроса. Через некоторое время он решил сделать несколько видов салатов и предложить их на реализацию в один из столичных магазинов. Его салаты быстро раскупили, и уже буквально через год он поставлял салаты во многие столичные супермаркеты, что позволило ему отдавать долг.

Другой пример, который часто называют «инстинктом самосохранения» — когда человек находиться в смертельной опасности, он может решить этот вопрос таким образом, что в нормальном состоянии это просто невозможно.

Конечно, ситуации различные, и пути решения также, но думаю, в целом, картину Вы понимаете.

Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням.

Ярким примером является ситуация, когда под стрессом человек заболевает , нарушается речевой аппарат () и др.

Кроме всего, сильный стресс или внезапная стрессовая ситуация иногда приводит человека к .

Также при сильном, длительном и частом стрессе, развивается ряд патологических изменений, выражающихся в различных заболеваниях психической, нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других системах. Организм истощается, слабеет, теряет способность решать или выходить из стрессовой ситуации.

Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс) . О видах поговорим позже, а сейчас перейдем к рассмотрению симптомов (реакций) организма на стрессовые ситуации.

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

— беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

— недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

— частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

— отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы ( , ), кожный зуд, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое , онемение или покалывание в конечностях;

— повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Осложнения стресса

Среди осложнений выделяют:

— постоянная бессонница и головные боли;
— употребление наркотиков, алкоголя;
— расстройства пищеварительной системы – , ;
— сердечно-сосудистые заболевания ( , );
— депрессия, ненависть, суицидальные желания.

Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Поэтому, рассмотрим наиболее популярные причины и/или факторы стресса:

— конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;

— недовольство – своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;

— маленький прожиточный минимум, нехватка денег, долги;

— длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;

— рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;

— длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;

— избыточный вес;

— смерть родственника или просто близкого или знакомого человека;

— недостаток в организме и микроэлементов;

— просмотр душевных фильмов, или наоборот, фильмов ужасов;

— проблемы в сексуальной жизни;

— частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями (), мнением окружающих людей, старостью, маленькой пенсией;

— одиночество;

— чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);

— резкая мена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы;

— тяжелая музыка;

— другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.

Виды стресса

  • По типу раздражителя:

Физический стресс. Возникает в последствии воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды – солнца, холода, жары, дождя, облучения и т.д.

Биологический стресс. Возникает в последствии сбоя в работе различных систем организма, болезней, травм, чрезмерной физической нагрузки на организм.

Психологический или психический (эмоциональный, нервный) стресс. Возникает в последствии воздействия на человека различных положительных или отрицательных эмоций/переживаний. Чаще всего обусловлен социальными проблемами – деньги, ссоры, условия жизни.

  • По типу реакции организма на стрессовую ситуацию:

Эустресс. Спровоцирован положительными эмоциями, переживаниями.

Дистресс. Негативная форма стресса, при которой организму сложно справиться в проблемой. Является частой причиной различных заболеваний, иногда даже смертельных, таких как – рак.

  • По времени:

Кратковременный стресс. Возникает и развивается стремительно. Исчезает также очень быстро, после удаления стрессора (патогенного фактора).

Хронический стресс. Данный вид стресса атакует человека из дня в день, приучая организм к нахождению под ним таким образом, что пациент практически начинает полагать, что это его реальность, не видя выхода. Хроническая форма стресса часто приводит человека к различным сложным болезням, фобиям, суициду.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Лечение стресса

Как снять стресс? Лечение стресса включает в себя следующие пункты:

— удаление стрессора (фактора стресса);
— физиологические процедуры;
— принятие успокаивающих (седативных) препаратов;
— психологическую коррекцию.

1. Первое, что необходимо сделать для снятия стресса – убрать раздражающий фактор, если это возможно. Например, сменить работу, перестать общаться с конфликтным человеком и т.д. Иногда раздражающим фактором может быть даже красные стены Вашей спальни или офисного помещения.

2. Физиологические процедуры снятия стресса включают в себя:

здоровый сон;
— полноценный отдых, желательно на природе;
— употребление пищи, обогащенной витаминами и ;
активный образ жизни – зарядка, катание на велосипеде , плавание;
— расслабляющие ванны;
— расслабляющая музыка;
— прогулка на свежем воздухе перед сном;
— глубокое, спокойное дыхание – вдох носом, выдох ртом;
— расслабляющий массаж.

3. Лекарственные средства против стресса делятся на две группы — седативные средства и транквилизаторы (анксиолитики).

Седативные средства или препараты направлены на успокоение психической системы. Среди них можно отметить:

— седативные препараты: «Барбовал», «Валериана», «Мелисон».
— седативные средства: чай с мелиссой, настойки ( , пиона), отвары ( , душица), расслабляющие ванны (с хвоей).

Транквилизаторы (анксиолитики): «Адаптол», «Ноофен», «Тенотен».

Важно! Перед употреблением лекарственных и других средств против стресс обязательно проконсультируйтесь с врачом!

4. Очень благотворно на организм влияет прием витаминов, особенно это актуально при употреблении однообразной и малополезной пищи, или же при постоянных физических и умственных нагрузках. Особенный акцент необходимо сделать на прием витаминов группы В, которых большое количество находится в орехах, крупах (пшеница, рис, ячмень), черных семечках, кураге.

5. Психологическая коррекция. Консультация психолога может помочь переосмыслить свою жизнь, сменить ежедневные приоритеты, сменить отношение к себе и другим людям. Иногда профессионал, выслушав пациента, может помочь принять правильное решение в той или иной ситуации, или же научить человека самому решать стрессовые ситуации. Во всех случаях все индивидуально, как мы с Вами и говорили в начале статьи.

Не могу также не упомянуть о молитве , т.к. обращение к Богу и Его решения тех или иных вопросов, в том числе стрессовых ситуаций, часто выходят за рамки понимания, а результат обычно превосходит все ожидания человека, который к Нему обращается. Кто как не Творец способен решить вопросы Своего творения и понять всю его горечь, отчаяние, тоску и другие проблемы человека.

Чтобы минимизировать развитие стресса, обратите внимание на следующие рекомендации:

— ведите активный образ жизни;
— употребляйте пищу, обогащенную ;
— старайтесь найти работу, которая Вам нравиться;
— высыпайтесь;
— откажитесь от алкогольных напитков, не употребляйте наркотические средства;
— больше проводите время на свежем воздухе, отдыхайте на природе, не за компьютером;
— ограничьте себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);
— не смотрите и не слушайте то, что Вам неприятно (фильмы, музыка, новости);
— следите за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничьте его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;
— делитесь своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;
— если Вы чувствуете, что не можете или не умеете преодолевать стрессовые ситуации, обратитесь к психологу за консультацией;
— обратитесь к Господу, и просите Его помочь преодолевать стрессовые ситуации.

К какому врачу обратиться при стрессе?

  • Психолог;
  • Психотерапевт.

Видео о стрессе

Стресс – это такая реакция, когда после обработки сознанием какого-либо внутреннего или внешнего обстоятельства возникает особое состояние нервной системы, которое приводит к изменению работы внутренних органов. Подобный фактор может быть индивидуальным у каждого: внутренний – личная болезнь, которая снижает качество жизни, внешний – смерть близкого человека, смена работы или переезд. Стресс возникает только при условиях, когда воздействие данного обстоятельства превышает личный порог стрессоустойчивости.

Стресс может являться острым и развиваться в виде единичного воздействия, последствия которого могут проходить самопроизвольно в некоторых случаях. Это явление запрограммировано природой, для того чтобы бороться с опасностями и избегать их. Чаще всего в современном мире встречается хроническая форма стресса, при которой психотравмирующие обстоятельства начинают как бы наслаиваться друг на друга. Именно данный процесс и становится причиной многих хронических заболеваний.

Чем опасен стресс

Ученые твердят, что более 150 тысяч человек в 142 странах мире сегодня имеют проблемы с собственным здоровьем, которые возникли в результате стресса. Наиболее частой является болезнь сердца (инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, стенокардия). Согласно данным РАН, после распада Советского Союза за 13 лет количество больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями возросло с 617 до 900 человек на каждые 100 000 населения. При этом количество курильщиков и людей, которые регулярно принимают алкоголь, людей с наличием выраженного ожирения или повышенным уровнем холестерина – те причины, которые и являются ключевыми при развитии сердечных и сосудистых патологий, остались в пределах прежних показателей. В результате, ученые задумались о влиянии на здоровье психоэмоционального состояния.

На втором месте находятся последствия жизни в постоянном состоянии психического заболевания, на третьем – ожирение. Хронический стресс не обходит стороной также и органы мочеполовой и пищеварительной системы, однако изменения, которые в них происходят, не настолько фатальны. Помимо прочего, человек, который постоянно находится в состоянии психоэмоционального напряжения, сильно снижает работоспособность и силу собственной иммунной системы, становясь легкой мишенью для множества патологий.

Как развивается стресс

Впервые процессы, которые происходят после столкновения человека с психотравмирующими событиями, были описаны психологом Кэннон в 1932 году. Широкая огласка данного вопроса и термин «стресс» начали применяться только с 1936 года, после выхода в свет статьи известного физиолога Ганса Селье, который именовал стресс «синдромом, который развивается вследствие воздействия различных повреждающих агентов».

Селье установил, что при воздействии на психику агентов, которые превышают адаптационные ресурсы организма (порог стрессоустойчивости), могут развиваться следующие реакции:

    Увеличивается кора надпочечников. Именно этот участок организма отвечает за выработку «гормона стресса», основным глюкокортикоидным гормоном является кортизол.

    Снижение количества липидных гранул в надпочечниках (в мозговом слое), основной задачей данных структур является выделение норадреналина и адреналина в кровь.

    Снижение объема лимфатической ткани, отвечающей за иммунитет, провоцирует обратное развитие лимфатических узлов, селезенки, тимуса (центрального органа иммунной системы).

    Повреждение слизистых оболочек двенадцатиперстной кишки и желудка, включая развитие язв (их называют еще стресс-язвы).

Под влиянием гормонов норадреналина, адреналина и кортизола возникает не только стресс-язва на слизистых кишечника и желудка, но и:

    повышение уровня глюкозы в крови, что приводит к снижению чувствительности тканей к инсулину (так, в результате стресса, можно получить сахарный диабет второго типа);

    задерживается натрий, а вместе с ним и вода в тканях, в то время как калий, который необходим для нормальной работоспособности нервов и сердца, выводится быстрее обычного;

    распад тканевых белков, которые образуют глюкозу;

    повышенное отложение липидной ткани в подкожной клетчатке;

    сердцебиение становится частым, и нарушается его ритм;

    повышается артериальное давление.

В результате снижения объема лимфатической ткани, происходит снижение и общего иммунитета. Это может привести к снижению устойчивости к инфекциям, и любой вирус может стать причиной развития тяжелой патологии или ее осложнения бактериальными патогенами.

Порог стрессоустойчивости индивидуален для каждого человека и зависит от:

    устойчивости психики человека к воздействию неблагоприятных факторов;

    жизненного опыта человека;

    типа нервной системы (является одной из двух сильных или наоборот двух слабых), это определяет скорость реакции при принятии решений и выраженности и характере эмоций.

Таким образом, меланхолики и холерики более подвержены стрессу, тогда как уравновешенный сангвиник меньше, а флегматик и того меньше (для них требуется большая сила стрессогенных факторов).

Классификация

Стресс – это общее название для всех вышеописанных реакций организма, когда влияние психики активизирует работу надпочечников. Он может являться:

    Отрицательным, который приводит к дистрессу. О нем будет подробно сказано далее, поскольку именно он может разрушать здоровье.

    Положительным – эустресс. Спровоцирован внезапной радостью, к примеру, при встрече со старинным другом или при получении неожиданного подарка, также его может вызвать жажда соревнования или вдохновение. Этот вид стресса не оказывает негативного влияния на человеческое здоровье.

По характеру воздействия дистресс может быть:

    Психологическим или нервно-психическим. Особый вид, который принято подразделять на два вида:

    1. психоэмоциональный стресс, который развивается на фоне сильной ненависти, обиды или гнева;

      информационный стресс, возникающий при переизбытке информации. Чаще всего развивается у людей, которые по роду деятельности должны заниматься обработкой большого количества информации.

    Физическим, который подразделяют на:

    1. световой (когда человек вынуждено долгое время находится в освещенном пространстве, при попадании в условия полярного дня, лежа в больнице, на работе);

      болевым (в результате травмы и боли);

      пищевым (при голоде или наоборот – вынужденном питании теми продуктами, которые отвратительны для человека);

      температурным (к примеру, при воздействии холода или жары).

Дистресс может возникать вследствие экстремальных условий (оползней, наводнений, ураганов, военных действий) или крайне сильными психологическим событиями (сдача экзамена, разрыв отношений, смерть родственника).

Существует даже классификация стрессоров (стрессирующих факторов). В их качестве могут выступать:

    Жизненное событие – продолжительное по времени событие: смерть близкого человека, развод, командировка, переезд.

    Хроническое эмоциональное перенапряжение. Оно развивается в результате неразрешенных конфликтов с коллегами или членами семьи.

    Небольшие жизненные трудности, которые накапливаются в течение долгого времени по аналогии со снежным комом и могут разрушить нормальное взаимоотношение в семье.

Данные стрессоры – это истинная причина развития дистресса.

Течение стресса

Ганс Селье выделял в свое время три стадии при ответе организма на любой стресс. Скорость возникновения зависит от силы стрессора и состояния ЦНС конкретного человека:

    Стадия тревоги. Человек перестает контролировать собственные действия и мысли, что создает предпосылки для ослабления организма. Поведение больного меняется и становится противоположным тому, которое обычно свойственно для человека.

    Стадия резистентности. Сопротивляемость организма повышается таким образом, чтобы человек смог принять конкретное решение и справиться с появившейся ситуацией.

    Стадия истощения. Развивается при длительном стрессе, когда организм больше не в силах поддерживать должную резистентность. Именно на данной стадии начинают развиваться повреждения внутренних органов.

Есть также и более расширенное описание стадий, которое было сделано после работ Селье. Таким образом, выделяют 4 стадии:

    Мобилизация: повышение активности и внимания человека, силы пока еще расходуются экономно. Если процесс на данной стадии затухает, то это только закаляет организм, а не разрушает его.

    Активная (стеническая) отрицательная эмоция. Возникает ярость, агрессия, гнев. Для достижения цели силы организма начинают расходоваться неэкономно, что приводит к истощению организма.

    Астеническая (пассивная) отрицательная эмоция. Возникает в результате чрезмерного расходования сил организма на предыдущей стадии. Человек становится тоскливым и не верит в собственные силы, а также в возможность разрешения возникшей ситуации. Высокая вероятность возникновения депрессии.

    Полная деморализация. Происходит тогда, когда стрессор действует на организм человека все время. Человек начинает смиряться с тем, что он проиграл и становится безучастным, не хочет решать ни задачу-стрессор, ни какую-либо другую. О таких людях часто говорят «сломлен».

Что может стать причиной стресса

Чем провоцируется стресс у здорового человека, было сказано выше. Это и переезд, и травмы, и развод, и гибель близкого человека, и даже денежные проблемы, постоянная нехватка времени для сдачи работы в срок, болезни – близкого или личные. Женщины подвергаются стрессу при рождении ребенка, даже в случае, когда женщина уверена, что в течение 9 месяцев она успеет подготовиться к этому (особенно уязвимы к стрессам роженицы, которые имели осложнения при вынашивании, перенесли в это время разрыв с любимым человеком или страдали от постоянных конфликтов).

Факторы, повышающие шанс возникновения стресса – недосыпание, хронические болезни, недоброжелательный настрой друзей и окружения. Более уязвимыми к стрессу считаются люди, которые верны убеждениям и данному слову.

Причины стресса у детей могут быть не настолько очевидны:

    отсутствие человека, который мог бы выслушать проблемы;

    навязывание хобби родителями;

    проблемы общения;

    повышение нагрузок в школьной программе или после перехода из детского сада в первый класс;

    перемена места жительства;

    проблемы в общении со сверстниками;

    проблемы с обращением в детском саду;

    переохлаждение;

    резкая смена погодных условий;

    случайное лицезрение интимного обращения чужих людей или родителей;

    смена часового пояса;

    резкие изменения в распорядке дня;

    потеря домашнего любимца;

    начальный сексуальный опыт;

    частое пребывание в больнице без родителей;

    неблагополучная обстановка в семье;

    отправка в пионерлагерь или санаторий без родителей.

Как определить, что у человека стресс

Принято различать стресс острый и хронический. Они проявляются по-разному.

Также существует диагноз – острая реакция на стресс. Так называют расстройство, возникающее у психически здорового человека в ответ на сильный физический или психологический стрессор, при котором существовала серьезная угроза жизни близкому человеку или самому пострадавшему. Она отмечается после:

    участия в боевых действиях, который были особо кровопролитны;

    того, как человек попал в заложники при террористическом акте;

    автокатастрофы;

    изнасилования, особенно при жестоких случаях;

    гибели детей;

    пожара в доме;

    стихийного бедствия (наводнения, цунами, ураганы).

Подобный сильный стресс является кратковременным расстройством, он может длиться от нескольких часов до 1-2 дней. После него требуется срочная медицинская помощь со стороны грамотного психотерапевта или психиатра, в противном случае стресс может стать причиной суицидальных попыток или перейдет в хроническую форму со всеми вытекающими последствиями.

Риск развития реакции на сильный стресс выше у людей:

    которые истощены после тяжелого труда или после болезни;

    при наличии заболевания мозга;

    которые не видят помощи со стороны;

    старше 50 лет;

    когда вокруг погибают люди;

    когда произошедшее является полной неожиданностью.

О наличии острой реакции на стресс говорят симптомы, которые начинаются спустя несколько минут после произошедших событий:

    Подобное помутнение сознания, при котором человек дезориентирован в происходящих событиях, но может обращать внимание на мелкие детали. В результате, человек способен совершать бессмысленные и странные поступки, которые для окружающих могут стать признаком неадекватности конкретной личности.

    Человек способен высказывать бредовые идеи и рассказывать о несуществующих событиях, говорить при отсутствии собеседника. Подобное поведение продолжается короткое время и может резко оборваться.

    Человек с наличием острой реакции не понимает или не совсем понимает речь, обращенную к нему, не может выполнить просьбу или делает это неправильно.

    Крайняя заторможенность движений и речи. Может быть выражена до такой степени, что человек просто застывает в одной позе и отвечает на вопросы невнятным звуком. Реже возможна обратная реакция: словесный поток, который невозможно остановить и выраженное двигательное беспокойство. Также может присутствовать паническое желание нанести себе вред или паническое бегство.

    Реакция со стороны вегетативной системы: понос, рвота, покраснение или побледнение кожи, расширение зрачков. Может возникать настолько резкое падение артериального давления, что человек просто погибает.

    Довольно часто присутствуют такие симптомы стресса: отчаяние, агрессивность, неспособность ответить при полном понимании речи, растерянность.

При попадании в подобную ситуацию человека с нездоровой психикой острый ответ организма на стресс может быть не таким, какой описан выше.

Данные симптомы присутствуют больше 2-3 дней и не являются острой реакцией на стресс. Необходимо срочно обратиться к невропатологу, наркологу, психиатру или инфекционисту для поиска истинной причины такого состояния.

После перенесенной острой реакции довольно часто полностью или частично пропадает память о подобном поведении. При этом человек некоторое время остается сверх напряженным, страдает от нарушений поведения и сна. 2-3 недели возможно истощение, от чего пропадает желание заниматься, чем-либо, и даже нет воли к жизни. Человек может ходить на работу и выполнять ее на «автомате».

Острый стресс

О наличии в жизни человека стресса, говорят такие симптомы, которые возникают срезу или спустя некоторое время после столкновения со стрессором:

    потливость;

    учащенное сердцебиение;

    ощущение дискомфорта и стеснения в грудной клетке;

    тошнота с однократной рвотой;

    эмоциональный взрыв, который сочетается с ощущением неконтролируемого страха или тревоги, или же с возбуждением, близком к агрессии;

    онемение и ощущение ватных конечностей;

    стрессовое недержание мочи;

    боль в животе;

    чувство жара или озноб;

    учащенное дыхание, которое сопровождается ощущением нехватки воздуха.

При сильном стрессе, который все же не достиг критической отметки (когда существует угроза жизни, которая обычно и является причиной острой реакции на стресс), у личности, помимо перечисленных выше признаков, может наблюдаться:

    головная боль;

    кожная сыпь по аналогу крапивницы, которая возникает в ответ на поступление в организм аллергена;

    судороги без потери сознания;

    выраженное чувство отчаяния, безнадежности;

    болезненные позывы к опорожнению кишечника, после чего присутствует жидкий стул.

Хронический стресс

Состояние, которое характерно для современных людей со стремительным темпом жизни. Клиническая картина хронического стресса выражена не настолько ярко, как при острой реакции на стресс, поэтому довольно часто ее проявления списывают на усталость и не придают ситуации должного значения, пока не возникают серьезные заболевания. При возникновении последних человек спешит к врачу и начинает курс лечения, которое не приносит должного результата, поскольку основная причина, жизнь в постоянном стрессе, остается неустраненным фактором.

О том, что у человека хронический стресс, говорят признаки, которые условно подразделяют на несколько групп:

Связанные с изменениями физиологии пациента

При стрессе человек может испытывать физические страдания, которые заставляют его искать причину для посещения врачей различных направлений и вынуждают принимать множество медикаментов. Однако наличие перечисленных ниже симптомов, когда они возникают у человека, постоянно испытывающего стрессы, не означает, что он не страдает от стенокардии или язвенной болезни. Поэтому они будут перечислены, а уже относительно их наличия и трактовки нужно говорить в каждом конкретном случае со специалистами и принимать решения относительно лечения.

Среди физиологических симптомов хронического стресса выделяют:

    рези в желудке;

  • затруднение глотания;

    похолодание рук;

    сухость во рту;

    звон в ушах;

    заикание;

    частое мочеиспускание;

    боль за грудиной;

    бруксизм;

    боль в спине;

    головная боль;

    снижение аппетита;

    частые инфекционные заболевания дыхательных путей, которые сопровождаются насморком и кашлем;

    покраснение лица, приливы жара;

    выкручивание суставов;

    периодические мышечные спазмы: перемещающиеся и непонятные мышечные боли, спазмы мышц рук;

    снижение либидо, эректильная дисфункция;

    сыпь в виде красных пятен или пузырьков, которая возникает на пустом месте;

    навязчивые движения и тики;

    сильная дрожь верхних конечностей;

    повышенное потоотделение;

    скачки артериального давления;

    во время очередного эпизода может повышаться температура тела.

Симптомы, которые связаны с эмоциями

О наличии у человека стресса хронического характера свидетельствуют изменения в его характере, когда у до этого уравновешенного человека начинают проявляться:

    враждебность к другим;

    импульсивные поступки;

    взрывы гнева;

    плаксивость;

    тревожность;

    раздражительность;

    капризность;

    занижение самооценки;

    ухудшение памяти;

    изменение длины сна и существенное ухудшение его качества (частые кошмары);

    появление суицидальных наклонностей и мыслей о совершении самоубийства;

    повышение чувствительности к мигающему, яркому свету, громким звукам;

    чувство невыразимой тоски, безысходности, одиночества;

    склонность к командным крикам;

    снижение порога беспокойства;

    концентрация только на неприятных событиях;

    обидчивость;

    чувство нереальности происходящего вокруг;

    пессимизм;

    постоянная критика близких;

    чувство вины;

    исчезновение стимулов, целей, жизненных интересов;

    лживость;

    подозрительность.

Социально-поведенческие симптомы

О том, что у человека присутствует хронический стресс, подскажут также и изменения в его общении и поведении:

    человек становится конфликтным;

    трудоголизм и постоянные нагрузки на работе и даже дома являются самостоятельной попыткой уйти от ситуации;

    постоянная нехватка времени;

    старание находится изолированно;

    склонность к употреблению медицинских препаратов, наркотиков, алкоголя;

    нервный хохот;

    потеря прежних интересов: к хобби, работе;

    утрата интереса к собственному внешнему виду;

    невнимательность;

    за рулем человек довольно часто ведет себя неадекватно, высказывается грубо в отношении других участников движения;

    в привычной работе допускается много незначительных ошибок.

Интеллектуальные признаки

К ним относят:

    трудности в принятии решений;

    вязкость речи;

    навязчивые мысли, часто – негативные;

    повторение сказанного ранее;

    затруднение при анализе новой информации;

    ухудшение памяти: быстро забывает и плохо запоминает, могут наблюдаться провалы в памяти.

Особенности протекания стресса у женщин

Женщины являются более уязвимыми к стрессам. Кроме того, в попытках стать идеальной матерью и женой женщины стараются скрывать собственные переживания и начинают их копить в себе. Это может стать причиной проявления определенных симптомов, большинство из которых были представлены выше и которые ничем не отличаются от «мужской» клиники. В результате, из этого могут вырасти эндокринные, сердечные или гинекологические заболевания, а также ожирение.

Признаки стресса у женщин, которые позволят догадаться о его наличии:

    ухудшение координации;

    боли в желудке;

    приступы паники;

    спазмы, которые сопровождаются болью сначала в одном, а затем в другом отделе живота;

    возникновение непонятных гнойников или красных элементов;

    боли в спине;

    подергивание века на одном из глаз, которое продолжается несколько минут;

    внезапные перепады настроения, которые ранее были не свойственны для женщины;

    сбои в менструальном цикле;

    боли в суставах;

    головная боль (обычно в одной половине головы);

    изменение отношения к близким и к себе (эмоциональная холодность, чувство вины);

    раздражительность;

    мысли о суициде;

    снижение инстинкта самосохранения;

    снижение уровня работоспособности;

    щелканье, свист, шум в ушах;

    выпадение волос (возможно сразу или спустя 3-6 месяцев после стресса);

    согласно данным American Journal of Obstetrics and Gynecology, симптомом стресса, который возникает под воздействием кортизола, может являться вагинальная молочница с частыми рецидивами;

    пристрастие к некоторым видам пищи (обычно это молочные продукты и сладости) или алкоголю.

Особенно стоит обращать внимание на подобные симптомы нужно после родов. Они будут свидетельствовать о том, что вполне вероятно начало послеродовой депрессии или даже более опасного послеродового психоза.

Особенности течения стресса у детей

Признаки стресса у ребенка также слабо заметны, особенно если малыш еще не достиг сознательного возраста.

Если ребенок в возрасте до 2 лет, о том, что он перенес стресс, могут свидетельствовать отказ от пищи, раздражительность и плаксивость. Подобные симптомы развиваются при любой не воспалительной или воспалительной патологии, поэтому последние нужно исключить в первую очередь.

Дети в возрасте от 2 до 5 лет заявляют о перенесении стресса путем возвращения старых привычек: недержание кала или мочи, отказ от самостоятельного кормления, сосание пустышки, пальца. Ребенок может начать плакать при изменении обстоятельств (к примеру, от того, что его будят ночью в туалет), а также при появлении в доме новых людей. Также вполне возможно развитие заикания.

О стрессе у детей 2-5 лет свидетельствует снижение активности, или наоборот гиперактивность, беспричинное кратковременное повышение температуры тела, частая смена настроения, рвота, возникновение множества страхов (собак, одиночества, темноты, людей определенной профессии). Малыш в стрессовом состоянии плохо засыпает.

У детей 5-9 лет стрессы проявляются следующими симптомами:

    беспричинные тревоги и страхи;

    агрессия;

    поведение как у детей раннего возраста (появление сюсюканья, уподобления малышу, ребенок начинает ластиться);

    ночные кошмары;

    снижение успеваемости;

    утомляемость;

    если малыш начинает лгать, вполне возможно, что это тоже проявление стресса;

    вызывающее поведение на протяжении нескольких дней;

    нервные тики или вредные привычки расчесывать кожу, ковыряться в носу, вырывать волосы, грызть ногтевые пластины или предметы (ручки, резинки, линейки);

    ребенок может частично забыть о стрессировавших его событиях;

    расслоение ногтей;

    заеды в уголках рта;

    боли в области грудной клетки;

    головные боли;

    тошнота и иногда рвота;

    снижение или повышение аппетита;

    попытки убежать из дома, или желание постоянно находиться в пределах дома, избегание других детей, отказ от посещения школы.

Какие проявления свидетельствуют о перенесенном стрессе

Основными симптомами после стресса являются проявления истощения организма. А именно:

    негативные мысли;

    затруднения при сосредоточении;

    нерешительность;

    ухудшение памяти и внимания;

    безразличие к собственному внешнему виду;

    снижение либидо;

    снижение аппетита;

    сонливость днем и бессонница ночью, однако возможна и постоянная сонливость;

    усталость, которая возникает быстрее, чем ранее, и может не пройти даже после продолжительного отдыха;

    беспричинная тошнота;

    появление непереносимости жары;

    потливость, головные боли, скачки артериального давления, учащение пульса;

    человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Однако если сила раздражителя была довольно высокой, то при отсутствии острой реакции на стресс спустя несколько недель или месяцев вполне возможно развитие синдрома посттравматического расстройства стрессового генеза. Он проявляется:

    неадекватной (обычно – это полное отсутствие или очень слабая) реакция на происходящие события;

    тревожностью;

    агрессивностью;

    недоверчивостью к окружающим;

    отчуждением от окружающих;

    человек начинает жить в собственной проблеме – днем он постоянно о ней думает, а ночью испытывает кошмары в ее отношении;

    если человек ассоциирует травмирующую ситуацию с какими-либо конкретными событиями, то при их повторном появлении он становится крайне агрессивным и испытывает приступы паники;

    приступы паники возможны и сами по себе и снижаются при общении с другими людьми, соответственно в такие моменты больной весьма охотно идет на контакт даже с незнакомыми людьми;

    у человека могут возникать боли в голове, сердце, животе. Поэтому довольно часто в таких ситуациях в ходе обследования по причине таких болей врачи ничего не находят. Это заставляет человека постоянно искать подходящего врача и консультироваться у множества специалистов. Если же ни один из врачей не сможет принести облегчение пациенту, он довольно часто теряет веру в медицину и начинает заниматься самолечением, а для лучшего результата начинает увлекаться наркотическими средствами и алкоголем.

Таким образом, заподозрить клинику, спровоцированную стрессом, очень часто можно при наличии патологий внутренних органов. Говорить в сторону стресса можно по тому фактору, что чаще всего его признаки затрагивают сразу несколько систем организма (к примеру, изжога и боли в суставах). Уточнить диагноз возможно только при помощи обследования: в таких случаях при помощи лабораторных (анализы) и инструментальных (рентген ЖКТ, УЗИ сердца, кардиограмма, фиброгастроскопия) исследований будут обнаружены минимальные изменения или полное отсутствие изменений в органах. Наличие стресса может подтвердить психиатр или психотерапевт в ходе беседы с человеком и проведении некоторых специальных тестов (обычно, устных). Также о наличии стрессовой реакции организма будет свидетельствовать изменение уровня гормона АКТГ и кортизола в крови.

Не бывает «хорошего» или «плохого» стресса – этим заблуждением мы обязаны автору понятия «стресс», канадскому врачу Гансу Селье (Hans Selye). Описывая напряжение, благодаря которому организм справляется с опасной ситуацией, он слишком жестко противопоставил стресс, который провоцирует перенапряжение (дистресс), и стресс, дающий ощущение силы и уверенности в себе (эустресс). Сегодня психологи и физиологи проводят границу между острым стрессом, который мобилизует ресурсы организма, и хроническим, который истощает их.

Острый стресс испытывает тот, кто должен быстро отреагировать на изменение привычной ситуации. От скорости и точности этой реакции иногда зависит наша жизнь. Когда же ситуация затягивается, стресс, став хроническим, истощает наши ресурсы, вызывая физические и психические нарушения. Чаще всего возникают головные боли, язва желудка, артериальная гипертензия, артрит, астма, колиты и даже некоторые формы стенокардии.

Г. Селье «Стресс без дистресса» (Книга по требованию, 2012).

С ним надо бороться

Была бы жизнь лучше без стресса? Нет, она оказалась бы пресной: никакого преодоления трудностей, никакого постижения нового, никакой причины «оттачивать» ум или развивать способности. Перед автомобилем выскакивает велосипедист, начальник приближает срок сдачи работы, вас просят согласиться стать старостой курса: без этого физического и психического напряжения мы не смогли бы реагировать на проблемную ситуацию – скажем, прийти на прием к врачу, когда у нас что-то болит. Пытаться устранить жизненную энергию стресса бесполезно. Смысла в этом не больше, чем в отказе от дыхания на том основании, что в воздухе есть свободные радикалы! Гораздо эффективнее выйти из состояния постоянного реагирования и действовать продуманно.

Р. Герриг, Ф. Зимбардо «Психология жизни» (Питер, 2004).

Мы можем его опередить

Идея соблазнительная – всем хочется «подстелить соломку» туда, куда предстоит упасть. Ожидать худшего – в нашей природе. И эта способность предвидеть стресс позволила человечеству выжить в отличие от животных, которые вымирали целыми эволюционными ветками в экстремально меняющихся условиях Земли. Именно эту способность мы сегодня называем интуицией или «шестым чувством», которое у кого-то выражено сильнее, у кого-то слабее, но которое присуще нам от природы.

Однако пытаться предугадать возможные события, которые станут источником стресса, – занятие, с одной стороны, само порождающее стресс, с другой – дающее иллюзию, что мы можем контролировать буквально все. «Давайте перестанем держаться за всемогущество, – советует психолог Патрик Лежерон (Patrick Légeron), – и будем философски смотреть на вещи». Потому что, когда непредвиденное все же случается, мы испытываем чувство беспомощности, усиливающее стресс. Так что очень важно не порывать с реальностью. Это единственное средство оставаться объективным, реалистично оценивать действительность и принимать тот факт, что от чего-то надо отказаться.

Все это записано в генах

Гены влияют на нашу стрессоустойчивость. Генетическая склонность к стрессу не обязательно означает, что мы будем больше от него страдать. Исследования в области эпигенетики показали, что условия окружающей среды и наша личная история влияют на то, будут ли «работать» наши гены. Люди с низким уровнем серотонина, то есть генетически предрасположенные к стрессу, могут адаптировать образ жизни к своей эмоциональной уязвимости и избегать обстоятельств, которые их угнетают. Напротив, те, у кого серотонина много и кто мало подвержен стрессу, бывают склонны идти на необдуманный риск и попадать во всевозможные тревожащие и пугающие ситуации, что, в конце концов, доводит их до преждевременного износа. Важно знать: обстоятельства нашей жизни оказывают серьезное влияние на наши отношения со стрессом, хотя они и предопределены генетически.

Koenen et al. «Modification of the association between serotonin transporter genotype and risk of posttraumatic stress disorder in adults by county-level, social environment». American Journal of Epidemiology, 2009, vol. 169, № 6; П. Сидоров, А. Парняков «Клиническая психология» (Гэотар-мед, 2010).

Его причина всегда психологическая

«Разграничивать физический и психологический стресс – один из многочисленных предрассудков», – поясняет психотерапевт Тьерри Янсен (Thierry Janssen). Стресс всегда действует одинаково, различается только природа события, которое его запускает. Она может быть психологической (конфликт на работе) или физической (раздражающий шум). Когда мы испытываем психологический стресс, он сопровождается телесным напряжением. У того, кто столкнулся с неприятностями, «крутит» живот, сжимается сердце, напрягаются плечи. Шум сначала вызывает физическую реакцию, а потом, если ситуация сохраняется, – нервное напряжение, истощение, а то и депрессию. «Чем больше чувство беспомощности, тем больше мы склонны «психологизировать» стресс, – продолжает Тьерри Янсен, – словно мы можем дать ему отпор, найдя для него объяснение». Это способ сказать себе: если я понимаю психологический механизм, который здесь действует, то я найду решение.

Что такое стресс на самом деле

Слово «стресс» означает «напряжение» и происходит от латинского stringere (натягивать, напрягать, сжимать). Это не эмоция, а «каскадный» ответ организма на опасность – реальную или предполагаемую. Реакция эта врожденная, и ей обычно невозможно управлять сознательно. Мгновенно возникает телесное и психическое напряжение, которое провоцирует негативные эмоции, прежде всего страх и тревогу. В такие моменты наша симпатическая нервная система запускает цепные реакции: увеличивается секреция адреналина, под его действием ускоряется сердечный ритм и поток крови направляется к мышцам, усиливается выработка кортизола, и мы мгновенно чувствуем дополнительную энергию. Все наши физические и интеллектуальные ресурсы мобилизованы для того, чтобы решить, что делать в данной ситуации – бежать или дать отпор. Спустя несколько минут, если опасность отступила, наш организм забирает энергию из своих резервов и высвобождает другие гормоны (эндорфин, дофамин и серотонин), что помогает нам успокоиться.

stress) В наиболее общем смысле термин "С." употребляется для ссылки на ситуацию, в к-рой чел. испытывает перенапряжение. Однако внутри этой общей концепции выделилось неск. более конкретных определений, подчеркивающих разные аспекты этой ситуации перенапряжения, но в целом согласующихся между собой. Каждое из этих определений тж содержит эксплицитную или имплицитную ссылку на деформацию - отрицательное или патологическое последствие С. Первый тип определения формулируется исходя из реакции организма на к.-л. ситуацию. В формулировке Ганса Селье акцентируется роль стрессоров как стимулов, к-рые, в силу их чрезвычайной важности для организма, приводят к реакции, названной им общим адаптационным синдромом. Первой фазой этого синдрома является реакция тревоги, т. е. индивид реагирует на сигнал вхождением в состояние тревоги. Следующая фаза - реакция сопротивления, посредством к-рой организм пытается ограничить воздействие данного стрессора. Эта фаза подготавливает организм либо к нападению, либо к бегству от стрессора. Если какая-либо из этих реакций не приводит к успеху, индивид переходит в фазу истощения, к-рое может повлечь за собой полный упадок сил организма или даже вызвать смерть. Др. словами, продолжающийся С. может приводить к физ. повреждениям организма. Реакция организма на С. проявляется в повышении кровяного давления, увеличении уровня адреналина, учащении сердцебиения, увеличении количества эритроцитов, замедлении пищеварения и т. д. Однако Селье утверждал, что нек-рый С. может быть положительным опытом; слишком мало С. - тоже плохо. Второй тип определения С. фокусируется на ситуации, или на стимулах, определяемых независимо от реакции человека на них, и даже независимо от того, как они им воспринимаются. Как правило, эти ситуации оказываются настолько серьезными, что представляют собой испытание для большинства людей, поэтому не будет большой ошибкой пренебречь вариациями в их восприятии различными людьми. Разнообразие таких ситуаций влечет за собой значительные трудности при их описании и измерении. Тем не менее было установлено, что эти С. приводят к таким видам деформации, как болезни (напр., язвы и инфаркты), биохимические изменения в организме (напр., уровня мочевой кислоты) и изменение кровяного давления, депрессия, тревога, алкоголизм и даже смерть. Третье определение фокусируется на восприятии людьми требований различных ситуаций. Томас Холмс и Р. Г. Раэ измеряли индивидуальное восприятие различных типов событий, предлагая респондентам оценить степень своего приспособления к каждому из них. Респондентов просили тж указать частоту возникновения этих событий в их собственной жизни. После этого частота встречаемости каждого события (для каждого респондента в отдельности) умножалась на соотв. оценку адапт. и полученные произведения суммировались. Оказалось, что эти суммарные показатели, названные показателями соц. приспособления (Social Readjustment Scores, SRS), коррелировали с такими видами деформации, как хронические болезни (включая сердечно-сосудистые заболевания, диабеты и язвы; алкоголизм); несчастные случаи и травмы; трудности в обучении; неудачи в профессиональной деятельности и ситуациях соревнования (конкурса). Более того, в нек-рых случаях показатели SRS позволяли предсказать такие деформации. Четвертый - интерактивный - подход представлен концепциями Джозефа Мак-Грэта, Ричарда Лазаруса и Джона Френча, к-рые еще в большей степени сконцентрировались на анализе реакций индивидуума на ситуацию перегрузки. Этот подход был сформулирован в своем наиболее общем виде Френчем как неудовлетворительное соответствие между ресурсами индивидуума и требованиями окружения. Такое понятие С. сходно с представлением Селье о том, что слишком низкий уровень стимуляции тж может приводить к С. Френч и его коллеги обнаружили, что работники, чьи способности не до конца использовались, испытывали неудовлетворенность. С др. стороны, ситуация может предъявлять требования, выходящие за пределы возможности индивидуума справиться с ними, даже при наличии необходимых для этого ресурсов. Очевидно, степень С. является функцией от способности данного индивидуума справляться с этими требованиями ситуации. Неудовлетворительное соответствие может выражаться либо в восприятии чел. собственной неспособности справиться с требованиями данной ситуации и удовлетворить личные мотивы, либо в действительной неспособности данного чел. решить проблему. Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в С., ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Нек-рые исследователи классифицируют людей на А-тип и В-тип, при этом для людей А-типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B-типа. Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог. изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах, таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными формами деформации тж остаются не вполне понятными. Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни, хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор - физ. упражнения или, в более широком смысле, физ. нагрузка. См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия стресса Э. Стотленд

СТРЕСС

понятие, введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СТРЕСС

понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) . Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды С. - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. С. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress - несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, С. без дистресса.

См. Селье синдром адаптации.

СТРЕСС

состояние человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей стресс, несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, стресс может возникнуть при получении радостного известия. Стресс может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. Стресс с отрицательным воздействием обозначается как дистресс.

СТРЕСС

в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.

СТРЕСС

внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, уменьшает напряжение и стресс.

Стресс

Существует несколько различных определений стресса: 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.). 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованиях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных способностях. Вполне может существовать настоящий разрыв между требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последствия, включая следующие: а) Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценки. б) Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость. в) Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание. г) Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. д) Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли. е) Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

СТРЕСС

stress) - любой фактор, который может нанести вред здоровью человека или негативно сказывается на функции его организма (к таким факторам относятся, например, травма, болезнь или сильное волнение). Существование какого-либо одного вида стресса приводит к ослаблению сопротивляемости человеческого организма к другим видам стресса. Длительный стресс вызывает различные гормональные изменения в организме человека.

Стресс

Словообразование. Происходит от англ. stress - напряжение.

Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

СТРЕСС

1. Вообще – любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта. 2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.

Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.

Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.

Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.

Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса.

Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

СТРЕСС

от англ, stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Используется для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс).

Стресс

МКБ 308) - термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.

Психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.