Ровно в 4.10 труд статья. «Признать факт ошибочным и вредным»

  • Дата: 30.10.2019


В 1985 году в газете "Труд" в номере от 30 января была опубликована статья "Ровно в 4.10", которая в последствии вызвала большой резонанс в мире. В ней говорилось о наблюдении неопознанного светящегося объекта экипажами двух самолетов Ту-134.
Далее вы можете прочитать саму статью.

Рейс №8352 Тбилиси-Ростов-Таллин на самолете "ТУ-134А" выполнял экипаж Эстонского управления Министерства гражданской авиации СССР.

Командир воздушного судна – Игорь Алексеевич Черкашин.

Второй пилот – Геннадий Иванович Лазурин.

Бортмеханик – Геннадий Михайлович Козлов.

Штурман – Егор Михайлович Огнев.

7 сентября 1984 года. В 4:10 утра до Минска оставалось 120 км. Второй пилот Геннадий Лазурин, окидывая взглядом небо, заметил справа сверху немигающую крупную звезду. Скорее даже не звезду, а желтое пятнышко немного вытянутое по краям. «Мало ли... – тихо сказал он про себя, – рефракция света в атмосфере или еще что...» Но когда из небольшого пятнышка возник тонкий луч света, а потом отвесно упал вниз (до самой земли), пилот толкнул механика:

– Смотри, Михалыч, что...

Едва глянув за борт, механик произнес:

– Командир, надо доложить на землю.

Луч света вдруг начал раскрываться, превращаясь в световой конус. Происходящее справа по борту видели все. Внезапно возник второй конус, шире, но значительно бледнее первого. Затем появился еще более светлый третий конус, превосходящий по размерам первые два.

– Подожди, что докладывать-то? Надо посмотреть, что дальше будет. И вообще – что бы это могло быть? – ответил командир.

Неизвестный объект завис где-то в 40-ка км над поверхностью земли. Второй пилот начал набрасывать рисунок этого аномального явления. Невероятно, на освещенной лучом земле можно было легко разглядеть дороги и здания. Какой же мощности должен быть этот источник света?!

Вдруг неожиданно луч этого «прожектора» поднялся с земли и уставился прямо в самолет.

Теперь они видели ослепительную белую точку, окруженную цветными кругами. Командир растерялся и никак не мог решить, что же ему делать: докладывать диспетчеру о происходящем или нет? Но внезапно произошло нечто еще более необычное, что положило конец всем сомнениям. Белая точка вспыхнула, а на ее месте возникло белое облако.

– Включил двигатель и удирает, – сказал второй пилот.

При этом командиру показалось, что объект с огромной скоростью стал наоборот приближаться, под острым углом пересекая курс самолета.

Черкашин закричал:

– Передавай на землю!

Странно, но не успел Огнев договорить, как объект остановился – перестал приближаться и удаляться.

Минский диспетчер принял сообщение экипажа, но вежливо ответил, что сам он, ни на экране обзорного локатора, ни в небе, не видит ничего необычного.

– Ну вот, скажут, что мы ненормальные, – обиженно сказал Лазурин.

При этом зеленое облако вдруг упало вниз, проскочив высоту, на которой шел самолет. Затем так же само оно поднялось вверх. Сдвинулось вправо-влево и снова вниз-вверх. Наконец, оно зависло как раз напротив самолета и последовало за ним как привязанное - на высоте 10 тыс. метров со скоростью 800 км в час. Внутри облака сначала заиграли огоньки, а затем поползли огненные зигзаги.

– Наблюдаю сполохи на горизонте. Где вы видите ваше облако? – прервал тишину голос воздушного диспетчера.

Штурман ответил ему.

– Совпадает, – сказал диспетчер, проверив координаты.

Облако продолжало метаться из стороны в сторону. Из него вырос своего рода "хвост", напоминающий смерч – широкий вверху и достаточно тонкий у земли. Оно обрело форму "запятой". Потом хвост начал подниматься, а облако из эллиптического превратилось в четырехугольное.

– Посмотрите, – сказал второй пилот, – он нас передразнивает.

Перевоплощение необычного облака продолжалось: теперь оно имело форму самолета со скошенным хвостом, но без крыльев, и светилось желтым и зеленым светом. В этот момент в кабину вошла бортпроводница и спросила у пилотов, что ей сказать пассажирам по поводу происходящего за бортом.

– Скажи, облако такое. Желтое – городские огни пробиваются снизу. Зеленое... скажи, полярное сияние.

В это время в зону управления минского диспетчера вошел еще один "ТУ-134", который летел из Ленинграда. Самолет двигался навстречу таллиннскому экипажу. Расстояние между лайнерами составляло около 100 км. С такого расстояния тяжело не заметить огромный облачный самолет, при этом на вопрос Черкашина командир самолета летящего из Ленинграда ответил, что ничего не видит. Диспетчер Минска, который теперь уже сам видел облачный самолет, передал экипажу из Ленинграда координаты, по которым они должны были обнаружить аномальное явление. Но те заявили, что ничего подобного не наблюдают, и лишь километров за пятнадцать они все-таки увидели облачный самолет.

Вместе с неопознанным объектом они прошли Ригу, Вильнюс – воздушные диспетчеры этих городов последовательно фиксировали облачный объект, движущийся рядом с самолетом. Пролетая над Псковским и Чудским озерами, экипажу удалось примерно оценить размеры движущегося за ними объекта. Два продолговатых озера разделены небольшой перемычкой суши. "ТУ-134А" двигался в 100 км слева от них, а облачный объект – справа. Из того места, где, казалось, угадывается плотное ядро возник луч. Световое пятно вновь опустилось на землю. Объект можно сказать сам дал свои координаты. Теперь можно было прикинуть, что по длине он равнялся Псковскому озеру.

Необычный объект долетел до самого Таллинна. После посадки диспетчер рассказал пилотам о том, что на экране РЛС наблюдались три метки. Диспетчер видел, что вслед за меткой ТУ-134 по экрану двигались еще две, при этом он точно знал, что в это время в воздухе не было других самолетов.

Зимой 1985 года газета «Труд» преподнесла настоящую мировую сенсацию. В номере от 30 января на третьей полосе была опубликована небольшая заметка «Ровно в 4.10…», которая буквально взорвала информационное пространство

Газета тогда выходила 20-миллионным тиражом, но к обеду в киосках ее уже не было. На следующий день материал перепечатали крупнейшие информационные агентства и ведущие СМИ по всему миру. А те советские читатели, кому тогда посчастливилось держать в руках заветный номер «Труда», по сей день хранят пожелтевшую газету как реликвию.

«Признать факт ошибочным и вредным»



В заметке шла речь ни много ни мало о визите инопланетян. Глубокой ночью самолет Ту-134А эстонского управления гражданской авиации, пилотируемый экипажем командира Игоря Черкашина, в небе над Белоруссией встретился с НЛО.

Неопознанный летающий объект причудливым образом менял очертания, превращаясь то в разноцветное облако, то в подобие неведомого летательного аппарата, ослепительно яркий луч попеременно освещал ночное небо, землю, кабину лайнера. Как потом выяснилось, похожую картину видел грузинский экипаж встречного самолета, следовавшего по маршруту Ленинград - Тбилиси, наблюдали объект на своих радарах и наземные службы. Информация о встрече с НЛО была немедленно засекречена, все имевшие отношение к загадочной истории дали подписку о неразглашении.

Сегодня бульварная пресса то и дело преподносит подобные истории, которые уже давно никто не воспринимает всерьез. Но в советское время печатному слову, да еще в самой многотиражной газете страны, читатель верил. Вышестоящие органы строго следили, чтобы в газетах печатались только достоверные сведения - проверенные и разрешенные к публикации. Именно поэтому факт появления в «Труде» материала, основанного на рассказе пилотов эстонского самолета, произвел эффект разорвавшейся бомбы.

А первыми взрывная волна накрыла всех, кто имел отношение к подготовке материала. Строгие взыскания получили автор Вострухин, редактор отдела науки Белицкий, дежурный редактор Емельянов, главный редактор Кравченко. «Труд» был тогда профсоюзной газетой, и секретариат ВЦСПС, собравшийся на экстренное заседание, вынес постановление: «Признать факт публикации статьи «Ровно в 4.10» в газете «Труд» специального корреспондента В. Вострухина ошибочным и вредным».

И все-таки не будем спешить с выводами. Даже спустя десятилетия в той загадочной истории рано ставить точку. Мы в этом убедились, когда попытались отыскать героев давней публикации и тех, кто был с ними связан.

Народное средство от стресса

Следы экипажа Ту-134 мы отыскали в бывшей советской, а теперь независимой Эстонии. Помог отец Борис, настоятель местной православной церкви. Среди благотворителей храма значился бизнесмен Геннадий Лазурин, бывший второй пилот лайнера. В ту ночь он оказался самым хладнокровным на борту и даже оставил документальные свидетельства - успел набросать контуры НЛО на нескольких листах блокнота.

Мы поинтересовались, как сложилась судьба экипажа после того удивительного полета.

Мы вместе летали еще семь лет, - ответил Геннадий Иванович, - пока в 1991-м, после объявления Эстонией независимости, не закрыли наше управление гражданской авиации. Командир Игорь Черкашин помотался по разным компаниям, сейчас он шеф-пилот на джете в таллинской «Панавиатик». Юра Огнев ушел на пенсию, так как штурманам работы в воздухе просто не стало. Он занялся торговлей недвижимостью, причем достаточно успешно.

Я был одним из организаторов профсоюза пилотов. Мы даже успели вступить в международную ассоциацию, но тогда в отрасли профсоюзы были инородным телом - нас, активистов, первыми и попросили на выход. Я сначала организовал транспортное предприятие аэротакси «Авиэс», которое живо до сих пор. А в 1994-м создал авиакомпанию Enimex Ltd. Мы до 2007-го летали на Ил-76 и Ан-72, пока Европа не закрыла небо для этих самолетов из-за шума и экологии. Теперь занимаюсь всем, что под руку подвернется, автомашинами «Комбат» в том числе.

А та публикация в «Труде» едва не поставила крест на карьере. У нас в отряде был закрытый разбор полета, мы все подробно рассказывали про встречу с НЛО. А когда информация просочилась в прессу, экипаж стали таскать в КГБ на допросы. За разглашение грозили выговорами и оргвыводами. Спасибо, в министерстве и в первом отделе КГБ, где разбирался наш случай, не пошли на крайности: экипаж расформировали, но всем нам дали спокойно работать.

Я знаю, что для грузинских летчиков встреча с НЛО имела трагические последствия. Члены экипажа получили тяжелые заболевания, командир через год умер. Почему так случилось? Могу высказать свою версию. Наш самолет не менял маршрут, мы просто докладывали на землю все, что видели. А грузинский борт по команде минского авиадиспетчера пошел в сторону объекта. Может, пришельцы это истолковали как сигнал опасности?

Хотя могла быть и другая, куда более прозаическая причина. У нас впереди было два выходных. Ну и по прилете в Таллин весь экипаж, дабы снять стресс, отправился в депутатский зал. Мы сразу приняли на грудь солидную дозу коньяка, а потом, когда открылись магазины, еще добавили. Может, это и спасло? А грузины расслабиться точно не могли, потому что сразу отправились в другой рейс.

Отдел внеземных цивилизаций

Экипаж грузинского самолета нам отыскать не удалось. Хотелось бы надеяться на лучшее. Достоверно известно, что по меньшей мере три члена экипажа после встречи с НЛО тяжело заболели. Командиру

В. Гоциридзе был поставлен диагноз «поражение костного мозга», он был списан на землю и через год скончался. Бортпроводница в результате облучения получила тяжелое кожное заболевание. Второй пилот Юрий Кабачников также вскоре был отстранен от полетов. Но вынужден был долго обивать пороги медицинских учреждений, чтобы доказать, что он потерял здоровье при исполнении профессиональных обязанностей.

Кандидат медицинских наук Владимир С. в феврале 1985-го лично обследовал второго пилота грузинского Ту-134. Вот что он нам рассказал:

Я тогда проходил ординатуру в поликлинике гражданской авиации. В нашем отделении экспертизы летного состава Кабачников провел две недели. Он рассказал, что экипаж получил команду диспетчера лететь в сторону НЛО, и сразу после разворота самолета объект направил на них ослепительный луч.

Пилот считал, что все они пострадали именно от этого облучения.

В заключении тбилисских медиков мы прочитали, что Кабачников подвергся очень мощному электромагнитному воздействию. Совершенно невероятной оказалась форма кардиограммы: обычно она зубчатая, а у него она была синусоидальной, то есть приняла форму электромагнитных колебаний. Примерно так же выглядела и энцефалограмма. Мы направили пилота в Курчатовский институт, где обнаружилось, что он к тому же является источником ионизирующего излучения.

Благодаря знакомствам в Академии наук Кабачников пробился в высшие инстанции. Мне он рассказал, что в одном важном органе есть специальный отдел по изучению внеземных цивилизаций, и там его поставили на учет. И в конце концов ему дали инвалидность как пострадавшему при исполнении служебных обязанностей.

У доктора осталась копия объяснительной записки Юрия Кабачникова:

«Полет выполнялся на заданном эшелоне 10.100 м, облачность отсутствовала. После входа в зону УВД Минского РЦ при прослушивании радиопереговоров встречного Ту-134 с диспетчером я понял, что справа от себя он наблюдает светящийся объект, находящийся выше. Диспетчер обратился к нам, но я ответил, что ничего не наблюдаю. Однако через 1-2 минуты полета в указанном диспетчером направлении обнаружили светящийся объект ярко-зеленого цвета. Он имел в этот момент сигарообразную форму, от него отходили три ярких луча света.

Одновременно вверх от объекта отходили еще два расширяющихся световых луча меньшей интенсивности. По указанию диспетчера самолет пошел на сближение с объектом, который через 2-3 минуты резко развернулся влево и остановился. Передний луч сфокусировался, а затем кратковременно осветил наш самолет очень ярким светом.

После этого луч резко опустился опять в вертикальное положение, расширился до 10-15°, снова сфокусировался, быстро вычертил на земле контур прямоугольника, после чего резкими зигзагообразными движениями осветил последовательно всю площадь этого прямоугольника. Самолет находился несколько севернее населенного пункта Плещаницы, в 70 километрах от Минска. Участок, освещенный объектом, был на удалении 25-35 километров - около города Борисова.

При расхождении со встречным Ту-134 объект находился на той же высоте, и, пока нам удавалось наблюдать его, следовал параллельно со встречным бортом и находился несколько правее. Объект наблюдался до 5.10».

Это не байки, а повод для размышлений

Пожалуй, главное открытие, которое мы сделали при подготовке материала: есть множество авторитетных специалистов, которые убеждены в существовании иных цивилизаций и визитах НЛО на нашу Землю. Вот некоторые свидетельства людей, которых нельзя отнести к болтунам.

Марина Попович, военный летчик-испытатель:

Я полностью убеждена в правдивости того, о чем пишу… Только за послевоенный период сотни тысяч людей в разных странах наблюдали НЛО. Однотипные галлюцинации? Массовые психические расстройства? Судя по статистике психиатрии, такого просто не может быть! Объем информации по НЛО, собранный научными организациями и группами энтузиастов, огромен. И государству его пора серьезно изучать.

Валерий Хайрюзов, бывший пилот гражданской авиации, писатель:

В нашем Иркутском авиаотряде вспоминали, как в 50-е годы разбился грузовик Ан-12. Перед катастрофой командир сообщил диспетчеру, что прямо по курсу идет встречный борт, хотя на локаторах ничего не наблюдалось. Экипаж попытался увернуться от столкновения с неизвестным объектом, потерял ориентацию и врезался в землю.

Светлана Омельченко, космонавт-исследователь:

В 1989 году я встречалась с Мурманом Гвенетадзе, единственным не пострадавшим после встречи с НЛО членом тбилисского экипажа Ту-134. Он объяснял свое чудесное спасение тем, что сидел в стороне, когда ослепительный луч прошел через голову командира, руки бортпроводницы и грудь второго пилота. Они тогда не думали об опасности, просто искренне восхищались невероятным маневром незнакомого летательного аппарата.

Александр Акименков, летчик-испытатель :

Зимой 85-го мы на Су-27 отрабатывали пуски ракет. В передней кабине я, сзади - Виктор Афанасьев, будущий космонавт. Вывели мишень в заданный район, но она вдруг потеряла управление и рухнула на землю. И в этот момент руководитель полета сообщает по рации: «Над вами объект диаметром метров 600. Действуйте аккуратно и набирайте высоту».

Мы круто поднимаемся вверх на 10, 15, 20 тысяч - и все время чувствуем, что объект рядом. Потом развернулись и ушли на базу - от греха подальше…

Константин Хазанович

30 января 1985 года в газете "Труд" опубликована статья В. Вострухина "Ровно в 4-10", в которой сообщалось о наблюдений двумя экипажами самолетов Ту-134А иеобычного светового объекта, сопровождавшего один из кораблей от Минска до Таллина. Эта статья вызвала большой резонанс в нашей стране и за рубежом. В Комиссию по аномальным явлениям (ДЯ), адрес которой был опубликован в конце статьи, поступило около 12000 писем от очевидцев. Около 100 писем содержало описание необычного светового явления "ровно в 4-10" 7 сентября 1384 года. Эти письма были переданы руководством комиссии на расследование автору публикуемой статьи. В процессе изучения материалов я встречался с очевидцами странного явления, в частности - с членами экипажей обоих самолетов. Всем очевидцам были разосланы письма с просьбой уточнить характеристики явления и поточнее определить направление, в котором оно наблюдалось. В. Вострухин любезно передал мне магнитофонные записи его бесед с членами тбилисского экипажа Ту-134А, летевшего навстречу таллинскому самолету тем же коридором из Ленинграда в Тбилиси. Обработка собранных материалов заняла у меня около двух лет. Но уже первое знакомство со свидетельствами очевидцев, странным образом разбросанных по всему северо-западу СССР, привело меня к убеждению, что никакой объект не сопровождал ни таллинский, ни тбилисский самолеты, а "нечто", наблюдавшееся их экипажами, находилось на огромном расстоянии от самолетов и никакого отношения к НЛО не имело. Читатель может в этом убедиться, внимательно ознакомившись со схемой, где отражены показания очевидцев о направлении на АЯ. Как видно, ни один свидетель не подтверждает версию таллинских летчиков, согласно которой световой объект сопровождал их самолет: все очевидцы наблюдали АЯ в северных румбах, но никто не видел его там, где он должен был находиться по версии пилотов. Не подтвердил эту версию и экипаж тбилисского самолета. На вопрос минского диспетчера, видит ли он неопознанный объект, сопровождающий эстонский самолет, тбилисцы отвечали отрицательно. Из схемы понятно, что причина этого заключается не в поляризованном свете, который, якобы, излучал объект, а в нахождении его далеко сзади по курсу движения тбилисского самолета, то есть за пределами видимости из пилотской кабины. И только изменив направление полета с меридионального на восток-юго-восточное после прохождения г. Свирь, летчики смогли наконец увидеть на траверсе корабля, то есть в северном направлении, искомый объект. Об этом убедительно свидетельствуют показания первого пилота, бортмеханика и штурмана корабля. Область, над которой развивалось необычное световое явление, по имеющимся данным находилось к северу от Мурманска, вероятно, близ острова Кильдин или полуострова Рыбачий. В результате обобщения данных всех свидетельств истинная картина развития АЯ представляется такой, В 4 часа 6 минут ночи 7 сентября 1984 года из указанного района начался подъем светового объекта. По данным многих наблюдателей из Ленинграда, он имел форму треугольника, а из более отдаленных районов - выглядел крупной звездой. Подъем проходил вертикально 3-4 минуты. Вниз от объекта исходил световой конус, форму которого многие очевидцы оценивают как грушевидную. Конус увеличивался в размерах по мере подъема светового объекта. Дальние наблюдатели (более 1000 км) отметили внутри его еще один или два конуса более интенсивного света. Когда объект достиг апогея (по моим расчетам - на высоте около 1000 км) и наблюдался из Ленинграда под углом в 45°, он внезапно погас, а световой конус еще какое-то время оставался видимым. Одновременно с погасанием объекта или незадолго до этого вокруг него стали расходиться концентрические сферы (гало). Вся описанная картина вполне соответствует световым эффектам, которые сопровождают запуск ракет и, по всей видимости, не вызвала бы особого удивления у таких опытных наблюдателей, как летчики, если бы не дальнейшее развитие событий: незадолго до погасания объекта (ракета вышла на заданную орбиту) ниже вершины конуса (инверсионного следа ракеты, который уже находился в зоне солнечного освещения) вдруг произошла яркая вспышка, после которой появился зелено-синий (бирюзовый, цвета морской волны - очевидцы по-разному описывают его) шар. Затем конус погас, а шар стал увеличиваться в размерах, приобретая форму запятой, а затем - облака, выглядевшего с дальних позиций как бескрылый самолет со слегка поднятым кверху носом или как курительная трубка. Растекание этого облака на небосводе продолжалось в течение 2,5 часа. Поскольку ночь 7 сентября была безлунной, это световое явление ("звезда", конус, шар) стало источником освещения местности в радиусе более 1000 км. Основная же причина освещения - солнечный свет, отраженный от "экрана" инверсионного следа ракеты. Интенсивность освещения в Калининской области была соизмерима с лунной, в Ленинградской - даже превосходила ее. Многим наблюдателям при световой вспышке казалось, что именно на них направлен сильный прожектор. Что же это был за шар, превратившийся затем в огромное, протяженностью около 300 км зеленое облако? Ответ на этот вопрос должны дать специалисты, принимавшие участие в создании грандиозного светового представления в атмосфере Земли. Ясно пока одно: зеленое светящееся облако - это результат выброса с борта ракеты какого-то компонента, возможно, паров одного из щелочных металлов - лития, натрия, бария или цезия. Известно, что в том же. сентябре 1984 года в нашей стране начались эксперименты по международной программе "Активные эксперименты по трассированию магнитных процессов". Не 7 ли сентября был проведен первый эксперимент по этой программе? Испытание могло быть связано и с созданием этиленового облака. Подобные эксперименты, но на меньшей высоте (до 143 км), проводились в нашей стране еще с конца семидесятых годов. Верхняя часть такого облака светится в голубой части спектра, нижняя - в красной, что, в частности, и отмечалось очевидцами описываемого явления. При этом облако расширяется со скоростью 350 метров в секунду в результате самовоспламенения этилена (которое продолжается и по мере расширения облака). Как здесь не вспомнить разноцветные огоньки и огненные зигзаги внутри зеленой "запятой", которые описываются таллинскими летчиками! По их же данным, внутри "облачного самолета" просматривалось более темное округлое пятно. Существует версия специалиста в области физики атмосферы кандидата физико-математических наук В. С. Псаломщикова, согласно которой именно это ядро и есть создание неземного разума, то есть представляет собой истинный НЛО, "потрясший всю страну" (опубликовано в газете "Труд" от 22 июля 1990 г. и журнале "НЛО" № 2, 1997 г.). С подобной интерпретацией явления трудно согласиться. "Темное ядро" в зеленом облаке наблюдали, кроме таллинских летчиков, десятки других очевидцев по всему северо-западу СССР. Следовательно, оно было не накладкой "объекта неземной технологии" на облако, как считает Псаломщиков, а представляло собой составную часть этого облака. Природа такого ядра, скорее всего, связана с тем, что при выбросе вещества, встущидщего в реакцию с кислородом, внутри облака образуется так называемая кислородная дыра, то есть зона истощения кислорода. Отсюда - уменьшение видимой яркости облака к центру. Есть много и других публикаций. Тот же Псаломщиков в 1992 году высказал идею о том, что зеленое облако представляет собой объект неземной технологии или физическое явление - "дырку" в параллельный антимир. Основные аргументы сторонников неземной природы АЯ основаны на показаниях второго пилота тбилисского самолета Ю. И. Кабачникова, который в своей докладной записке после публикации статьи "Ровно в 4-10" описал дирижаблеподобный объект с несколькими лучами, который сопровождал их самолет и, в частности, осветил его кабину направленным пучком света. Однако, как показало изучение магнитофонных пленок В. Вострухина, ни один из членов тбилисского экипажа не подтвердил версию Кабачникова, что дает основание считать ее вымыслом. Во всей этой псевдоуфологической истории можно было бы поставить точку, если бы не еще одно важное и пока не объясненное обстоятельство, связанное с трагическими последствиями описанных событий. Передо мной - копия медицинского заключения, выданного Ю. И. Кабачникову в НИИ экспериментальной и клинической терапии г. Тбилиси. В заключении говорится, что он и командир корабля В. В. Гоциридзе в результате сильного электромагнитного облучения со стороны НЛО ночью 7 сентября 1984 года получили серьезные повреждения: первый - в области головы и сердца, второй - в области селезенки. В ноябре 1985 года В. В. Гоциридзе скончался от множественной миеломы и гангрены. Ю. И. Кабачников в том же году был признан негодным к летной работе с диагнозом миокардиодистрофии, прямого поражения мышцы сердца в результате лучевого электромагнитного воздействия неизвестной природы. По сообщению члена тбилисской Комиссии по АЯ Л. И. Акопова, бортпроводница тбилисского экипажа, наблюдавшая за "облачным самолетом" из иллюминатора, через некоторое время почувствовала, что у нее что-то произошло со зрением: при освещении лампами дневного света она стала плохо видеть, а смотоеть на них ей было больно. Через 2 года, на пятом месяце беременности, у стюардессы начался сильнейший дерматит по всему телу, от которого после родов она чуть не умерла. Врачи предположили, что эта болезнь - "дерматит Дьюринга", очень редкое заболевание, которое появляется после сильного электромагнитного облучения. Итак, три заболевания у членов экипажа одного самолета, связанные с электромагнитным облучением, уже дают основания предполагать одну общую их причину и связывать с событием "4-10". А что же с экипажем таллинского самолета? У самого старшего бортмеханика - почти два месяца спустя после события, то есть в начале ноября 1984 года, были плохие анализы крови, обнаружена сердечная недостаточность, в результате чего он, как и его тбилисские коллеги, был списан из летного состава. Случайное совпадение? Невольно напрашивается вопрос: ограничивался ли грандиозный световой эксперимент над Кольским полуостровом экологически безопасным процессом образования искусственного облака на больших высотах или он сопровождался инициированием еще каких-то не известных нам засекреченных процессов? Из сборника "Искусственные пучки частиц в космосе" ("Мир", 1985 г.) я выяснил, что многочисленные исследовательские группы в разных странах используют искусственные пучки частиц, испускаемых с космических ракет и спутников для изучения атмосферных, ионосферных и магнитосферных процессов. Отмечается, что искусственные пучки приводят к разнообразным явлениям, которые порой удивляют даже авторов эксперимента. Не связаны ли заболевания летчиков с воздействием на них искусственных электронных пучков или каких-то электромагнитных полей? Ведь экипажи самолетов на высоте 10 км не были защищены от их воздействия плотным нижним слоем атмосферы. А что же пассажиры этих кораблей? Не было ли и у них сходных трагических последствий полета в ту памятную ночь? Пассажиры, откликнитесь! Ваши показания помогут поставить окончательную точку в расследовании дела "Ровно в 4-10". А в случае если будет установлена неопровержимая связь между заболеваниями и гибелью людей с проводившимся экспериментом, расследование обстоятельств должно быть продолжено.

Глубокой ночью самолет Ту-134А эстонского управления гражданской авиации, пилотируемый экипажем командира Игоря Черкашина, в небе над Белоруссией встретился с НЛО.

Та публикация 28-летней давности в «Труде» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Чем же обернулась встреча с НЛО для экипажей Ту-134 и для всех причастных к тем событиям?

Зимой 1985 года «Труд» преподнес настоящую мировую сенсацию. В номере от 30 января на третьей полосе была опубликована небольшая заметка «Ровно в 4.10…», которая буквально взорвала информационное пространство.

Газета тогда выходила 20-миллионным тиражом, но к обеду в киосках ее уже не было. На следующий день материал перепечатали крупнейшие информационные агентства и ведущие СМИ по всему миру. А те советские читатели, кому тогда посчастливилось держать в руках заветный номер «Труда», по сей день хранят пожелтевшую газету как реликвию.

«Признать факт ошибочным и вредным»

В заметке шла речь ни много ни мало о визите инопланетян. Глубокой ночью самолет Ту-134А эстонского управления гражданской авиации, пилотируемый экипажем командира Игоря Черкашина, в небе над Белоруссией встретился с НЛО.

Неопознанный летающий объект причудливым образом менял очертания, превращаясь то в разноцветное облако, то в подобие неведомого летательного аппарата, ослепительно яркий луч попеременно освещал ночное небо, землю, кабину лайнера. Как потом выяснилось, похожую картину видел грузинский экипаж встречного самолета, следовавшего по маршруту Ленинград – Тбилиси, наблюдали объект на своих радарах и наземные службы. Информация о встрече с НЛО была немедленно засекречена, все имевшие отношение к загадочной истории дали подписку о неразглашении.

Сегодня бульварная пресса то и дело преподносит подобные истории, которые уже давно никто не воспринимает всерьез. Но в советское время печатному слову, да еще в самой многотиражной газете страны, читатель верил. Вышестоящие органы строго следили, чтобы в газетах печатались только достоверные сведения – проверенные и разрешенные к публикации. Именно поэтому факт появления в «Труде» материала, основанного на рассказе пилотов эстонского самолета, произвел эффект разорвавшейся бомбы.

А первыми взрывная волна накрыла всех, кто имел отношение к подготовке материала. Строгие взыскания получили автор Вострухин, редактор отдела науки Белицкий, дежурный редактор Емельянов, главный редактор Кравченко. «Труд» был тогда профсоюзной газетой, и секретариат ВЦСПС, собравшийся на экстренное заседание, вынес постановление: «Признать факт публикации статьи «Ровно в 4.10» в газете «Труд» специального корреспондента В. Вострухина ошибочным и вредным».

И все-таки не будем спешить с выводами. Даже спустя десятилетия в той загадочной истории рано ставить точку. Мы в этом убедились, когда попытались отыскать героев давней публикации и тех, кто был с ними связан.

Народное средство от стресса

Следы экипажа Ту-134 мы отыскали в бывшей советской, а теперь независимой Эстонии. Помог отец Борис, настоятель местной православной церкви. Среди благотворителей храма значился бизнесмен Геннадий Лазурин, бывший второй пилот лайнера. В ту ночь он оказался самым хладнокровным на борту и даже оставил документальные свидетельства – успел набросать контуры НЛО на нескольких листах блокнота.

Мы поинтересовались, как сложилась судьба экипажа после того удивительного полета.

– Мы вместе летали еще семь лет, – ответил Геннадий Иванович, – пока в 1991-м, после объявления Эстонией независимости, не закрыли наше управление гражданской авиации. Командир Игорь Черкашин помотался по разным компаниям, сейчас он шеф-пилот на джете в таллинской «Панавиатик». Юра Огнев ушел на пенсию, так как штурманам работы в воздухе просто не стало. Он занялся торговлей недвижимостью, причем достаточно успешно. Я был одним из организаторов профсоюза пилотов. Мы даже успели вступить в международную ассоциацию, но тогда в отрасли профсоюзы были инородным телом – нас, активистов, первыми и попросили на выход. Я сначала организовал транспортное предприятие аэротакси «Авиэс», которое живо до сих пор. А в 1994-м создал авиакомпанию Enimex Ltd. Мы до 2007-го летали на Ил-76 и Ан-72, пока Европа не закрыла небо для этих самолетов из-за шума и экологии. Теперь занимаюсь всем, что под руку подвернется, автомашинами «Комбат» в том числе.

А та публикация в «Труде» едва не поставила крест на карьере. У нас в отряде был закрытый разбор полета, мы все подробно рассказывали про встречу с НЛО. А когда информация просочилась в прессу, экипаж стали таскать в КГБ на допросы. За разглашение грозили выговорами и оргвыводами. Спасибо, в министерстве и в первом отделе КГБ, где разбирался наш случай, не пошли на крайности: экипаж расформировали, но всем нам дали спокойно работать.

Я знаю, что для грузинских летчиков встреча с НЛО имела трагические последствия. Члены экипажа получили тяжелые заболевания, командир через год умер. Почему так случилось? Могу высказать свою версию. Наш самолет не менял маршрут, мы просто докладывали на землю все, что видели. А грузинский борт по команде минского авиадиспетчера пошел в сторону объекта. Может, пришельцы это истолковали как сигнал опасности?

Хотя могла быть и другая, куда более прозаическая причина. У нас впереди было два выходных. Ну и по прилете в Таллин весь экипаж, дабы снять стресс, отправился в депутатский зал. Мы сразу приняли на грудь солидную дозу коньяка, а потом, когда открылись магазины, еще добавили. Может, это и спасло? А грузины расслабиться точно не могли, потому что сразу отправились в другой рейс.

Отдел внеземных цивилизаций

Экипаж грузинского самолета нам отыскать не удалось. Хотелось бы надеяться на лучшее. Достоверно известно, что по меньшей мере три члена экипажа после встречи с НЛО тяжело заболели. Командиру
В. Гоциридзе был поставлен диагноз «поражение костного мозга», он был списан на землю и через год скончался. Бортпроводница в результате облучения получила тяжелое кожное заболевание. Второй пилот Юрий Кабачников также вскоре был отстранен от полетов. Но вынужден был долго обивать пороги медицинских учреждений, чтобы доказать, что он потерял здоровье при исполнении профессиональных обязанностей.

Кандидат медицинских наук Владимир С. в феврале 1985-го лично обследовал второго пилота грузинского Ту-134. Вот что он нам рассказал:

– Я тогда проходил ординатуру в поликлинике гражданской авиации. В нашем отделении экспертизы летного состава Кабачников провел две недели. Он рассказал, что экипаж получил команду диспетчера лететь в сторону НЛО, и сразу после разворота самолета объект направил на них ослепительный луч.

Пилот считал, что все они пострадали именно от этого облучения.

В заключении тбилисских медиков мы прочитали, что Кабачников подвергся очень мощному электромагнитному воздействию. Совершенно невероятной оказалась форма кардиограммы: обычно она зубчатая, а у него она была синусоидальной, то есть приняла форму электромагнитных колебаний. Примерно так же выглядела и энцефалограмма. Мы направили пилота в Курчатовский институт, где обнаружилось, что он к тому же является источником ионизирующего излучения.

Благодаря знакомствам в Академии наук Кабачников пробился в высшие инстанции. Мне он рассказал, что в одном важном органе есть специальный отдел по изучению внеземных цивилизаций, и там его поставили на учет. И в конце концов ему дали инвалидность как пострадавшему при исполнении служебных обязанностей.

У доктора осталась копия объяснительной записки Юрия Кабачникова:

«Полет выполнялся на заданном эшелоне 10.100 м, облачность отсутствовала. После входа в зону УВД Минского РЦ при прослушивании радиопереговоров встречного Ту-134 с диспетчером я понял, что справа от себя он наблюдает светящийся объект, находящийся выше. Диспетчер обратился к нам, но я ответил, что ничего не наблюдаю. Однако через 1–2 минуты полета в указанном диспетчером направлении обнаружили светящийся объект ярко-зеленого цвета. Он имел в этот момент сигарообразную форму, от него отходили три ярких луча света. Одновременно вверх от объекта отходили еще два расширяющихся световых луча меньшей интенсивности. По указанию диспетчера самолет пошел на сближение с объектом, который через 2–3 минуты резко развернулся влево и остановился. Передний луч сфокусировался, а затем кратковременно осветил наш самолет очень ярким светом. После этого луч резко опустился опять в вертикальное положение, расширился до 10–15°, снова сфокусировался, быстро вычертил на земле контур прямоугольника, после чего резкими зигзагообразными движениями осветил последовательно всю площадь этого прямоугольника. Самолет находился несколько севернее населенного пункта Плещаницы, в 70 километрах от Минска. Участок, освещенный объектом, был на удалении 25–35 километров – около города Борисова.

При расхождении со встречным Ту-134 объект находился на той же высоте, и, пока нам удавалось наблюдать его, следовал параллельно со встречным бортом и находился несколько правее. Объект наблюдался до 5.10».

Голос

Это не байки, а повод для размышлений

Пожалуй, главное открытие, которое мы сделали при подготовке материала: есть множество авторитетных специалистов, которые убеждены в существовании иных цивилизаций и визитах НЛО на нашу Землю. Вот некоторые свидетельства людей, которых нельзя отнести к болтунам.

Марина Попович, военный летчик-испытатель:

– Я полностью убеждена в правдивости того, о чем пишу… Только за послевоенный период сотни тысяч людей в разных странах наблюдали НЛО. Однотипные галлюцинации? Массовые психические расстройства? Судя по статистике психиатрии, такого просто не может быть! Объем информации по НЛО, собранный научными организациями и группами энтузиастов, огромен. И государству его пора серьезно изучать.

Валерий Хайрюзов, бывший пилот гражданской авиации, писатель:

– В нашем Иркутском авиаотряде вспоминали, как в 50-е годы разбился грузовик Ан-12. Перед катастрофой командир сообщил диспетчеру, что прямо по курсу идет встречный борт, хотя на локаторах ничего не наблюдалось. Экипаж попытался увернуться от столкновения с неизвестным объектом, потерял ориентацию и врезался в землю.

Светлана Омельченко, космонавт-исследователь:

– В 1989 году я встречалась с Мурманом Гвенетадзе, единственным не пострадавшим после встречи с НЛО членом тбилисского экипажа Ту-134. Он объяснял свое чудесное спасение тем, что сидел в стороне, когда ослепительный луч прошел через голову командира, руки бортпроводницы и грудь второго пилота. Они тогда не думали об опасности, просто искренне восхищались невероятным маневром незнакомого летательного аппарата.

Александр Акименков, летчик-испытатель:

– Зимой 85-го мы на Су-27 отрабатывали пуски ракет. В передней кабине я, сзади – Виктор Афанасьев, будущий космонавт. Вывели мишень в заданный район, но она вдруг потеряла управление и рухнула на землю. И в этот момент руководитель полета сообщает по рации: «Над вами объект диаметром метров 600. Действуйте аккуратно и набирайте высоту».

Мы круто поднимаемся вверх на 10, 15, 20 тысяч – и все время чувствуем, что объект рядом. Потом развернулись и ушли на базу – от греха подальше...

В 4.10 и позже

В январе 1985 года в газете «Труд» появилась статья «Ровно в 4.10…» В ней рассказывалось о том, как экипажи двух рейсовых пассажирских авиалайнеров наблюдали за странным светящимся объектом, очертаниями напоминавшим самолёт. Объект перемещался в воздухе на той же, как показалось наблюдателям, высоте, что и их машины, одна из которых внезапно была освещена лучом, исходившим от объекта. В 1984–1986 годах на страницах массовой печати неоднократно сообщалось о создании при Всесоюзном совете научно-технических обществ Комиссии по аномальным явлениям в окружающей среде под руководством члена-корреспондента АН СССР B.C.Троицкого. Комиссия обращалась к читателям с просьбой сообщать о любых необычных явлениях, очевидцами которых они могли оказаться, и, в свою очередь, обещала рассказать о результатах работы.

Однако прежде позволим себе коротко напомнить читателям историю возникновения проблемы НЛО-АЯ.

Одним из первых «официальных» АЯ (аномальных явлений) стало наблюдение 24 июня 1947 года американского бизнесмена Кеннета Арнольда. Тогда сообщение о «летающих блюдцах» облетело весь мир.

Но оказалось, что наблюдение Кеннета не было чем-то уникальным. Описания «летающих тарелок» посыпались, как из рога изобилия. Некоторые очевидцы утверждали, что НЛО («неопознанные летающие объекты» - так стали со временем называть «летающие блюдца») - это пилотируемые корабли внеземных цивилизаций. Люди с потрясающими подробностями повествовали о своих встречах с пилотами таинственных кораблей. Со временем интерес к загадочным НЛО только возрастал. Во многих странах мира создавались государственные и общественные организации, поставившие своей целью изучение феномена. В 1981 году, например, только в США официально их действовало 25. Сегодня аналогичные организации существуют во Франции, Дании, Финляндии, Германии, Бельгии, Великобритании, Италии, Норвегии, Испании, Канаде, Австралии. В основном эти любительские объединения занимаются сбором сообщений о НЛО, статистической обработкой информации, формированием банков данных, разработкой гипотез. Многие из них имеют свои печатные органы.

Появились аналогичные объединения и в СНГ. Сегодня их насчитывается более трёх десятков; наиболее крупные находятся в Нижнем Новгороде, Киеве, Ленинграде, Новосибирске, Томске. Создание комиссии по АЯ позволило привлечь широкие круги общественности, учёных и специалистов к изучению явлений и эффектов в окружающей среде, не получивших пока чёткого научного объяснения, и попытаться координировать исследования этих явлений силами общественных комиссий, секций, групп, входящих в её состав.

Наверное, у многих читателей возникнет вопрос: «Говорили “НЛО” и вдруг - “АЯ”». Почему? Ответ прост.

Во-первых, на протяжении многих лет термину «НЛО» как ненаучному был наглухо закрыт путь на страницы советской печати; если он и употреблялся, то лишь с оттенком иронии. Во-вторых, при анализе сообщений было отмечено, что во многих случаях описываются атмосферные и литосферные явления, полтергейста, отношения к НЛО, как представляется, не имеющие, но не менее интересные. Механизмы ряда таких явлений пока не изучены, сами они редки, поэтому их смело можно назвать аномальными. Другими словами, «аномальные явления» - это широкий класс явлений в окружающей среде, не поддающихся объяснению с позиции современных научных знаний.

Немалую ценность представляет собой созданный комиссией по АЯ архив сообщений, насчитывающий более 13 тысяч писем.

Вот выдержки из описаний многочисленных очевидцев феерического небесного явления, поразившего воображение киевлян и жителей многих областей Украины.

«Падающее тело напоминало выброшенное громадным совком большое количество раскалённого шлака, который не рассыпается, а почему-то падает вместе».

«Впереди - ослепительно яркий клубок величиной с небольшой мячик, а за ним - огненный светящийся хвост, за которым следовали с десяток ярких “мячиков” размером поменьше, но также с искрящимися хвостами».

«В небе я увидел нитку движущихся отдельных светлых предметов и решил, что это летят дикие гуси. Тело имело такую же форму, как и стая гусей, летящих в одну нитку ночью низко над освещённым городом».

Среди сообщений встречаются и наблюдения, связанные с выводом на орбиту космических аппаратов, научно-техническими экспериментами в высоких слоях атмосферы, редкими оптическими атмосферными эффектами, распадом искусственных спутников земли (ИСЗ) в плотных слоях атмосферы при сходе с орбиты и т. д. Именно распад спутника в плотных слоях атмосферы на высоте около 100 километров, представляющий собой многокрасочное явление, и видели сотни очевидцев в Украине 30 октября 1963 года и 2 декабря 1983 года. В первой фазе спутник похож на огонь обычной сигнальной ракеты, летящей горизонтально или чуть вверх. По мере приближения его к наблюдателю появляются новые светящиеся «шарики» (мелкие обломки ИСЗ), которые, сгорая, светятся различными цветами из-за многообразия их химического состава. В заключительной фазе количество цветных огоньков, летящих плотной «кучей», оценивалось наблюдателями в несколько десятков. Если учитывать большую скорость обломков (несколько километров в секунду), это явление, как правило, наблюдается на огромной территории в течение 2–4 минут при абсолютном отсутствии звуков.

Не менее грандиозным зрелищем является запуск ракеты- носителя с одного из наших космодромов. Сначала очевидец замечает низко над горизонтом (5-15°) яркую светящуюся точку, за которой тянется дымка, похожая на инверсионный след самолёта. Потом след удлиняется и расширяется, приобретая «рыбообразные» очертания. В головной части этого образования постоянно находится та же яркая точка, представляющая собой факел ракетных двигателей. Иногда наблюдаются изменение цвета факела и появление струй; это говорит о том, что в работу включилась вторая ступень ракеты-носителя. На следующей фазе происходит превращение «рыбы» в полусферу (если наблюдать сбоку) или в «цветок», «крест» при других ракурсах наблюдения относительно траектории полёта. Часто можно видеть вспышки, световые конусы, «усы» из светящихся струй. Это означает, что ракета-носитель вышла из плотных слоёв атмосферы. В заключительной фазе этот небесный фейерверк начинает расплываться и в конце концов пропадает… В ночном небе такое явление при определённых атмосферных условиях может наблюдаться 20–40 минут на расстоянии многих сотен километров от места запуска.

Множество корреспондентов Комиссии по АЯ принимает такие явления техногенного характера за аномальные, и нет в том их вины: до сих пор эффекты, сопутствующие техническим экспериментам в околоземном пространстве, почти нигде не описаны. Тем, кто хотел бы узнать о них подробнее, советуем обратиться к книге А.Ф. Пугача и К.И. Чурюмова «Небо без чудес», изданной в Киеве в 1987 году.

Впечатляющее и даже вызывающее страх световое явление в ночном небе наблюдали многие сотни очевидцев в конце декабря 1984 года. При анализе сообщений и после изучения справочных данных выяснилось, что удивительные световые эффекты возникли в результате совместного эксперимента Ampte, проведённого США, Великобританией и ФРГ. В ходе эксперимента с ИСЗ IRM (ФРГ) на высоте 100 километров над Землёй было выпущено ярко светящееся бариевое облако с целью изучения его взаимодействия с солнечным ветром и магнитосферой Земли. Феномен в виде многоцветного сложного динамического процесса, зафиксированный лётчиками Эстонского управления Министерства гражданской авиации СССР, выполнявшими рейс № 8352 по машруту Тбилиси - Ростов - Таллинн и описанный в статье «Ровно в 4.10…», был всесторонне изучен членами Ленинградской комиссии по АЯ. Исследование показало, что это явление было научно-техническим экспериментом по изучению атмосферы путём распыления в ней специальных реагентов. К НЛО конечно же этот эксперимент никакого отношения не имел, хотя многие, прочитав статью, пришли к заключению, что это некая внеземная цивилизация пыталась установить контакт с нашей. В Комиссию по АЯ посылались даже «научные» трактаты по дешифровке изменения цветовой гаммы в буквы русского алфавита.

Итак, ряд явлений удалось объяснить, хотя это не всегда просто. Для проведения надёжного отождествления порой приходится анализировать сотни сообщений, отразить географию наблюдения на карте, обработать данные методами статистического анализа. Увы, многие описания очевидцев содержат слишком мало информации о явлении. В этом случае его не удаётся отнести к природным или техногенным процессам. В письмах многих очевидцев отсутствуют такие детали, как точная дата и время события (начало и конец наблюдения), направление движения, угловые высота и размеры, форма, цвет, динамика перемещения АЯ в пространстве, вид траектории, погодные условия при наблюдении. А ведь именно эти подробности имеют важное значение для изучения феномена.

Однако даже при наличии очень подробных описаний около 10 % явлений не удаётся отождествить. Это и есть те самые аномальные явления, упорно не поддающиеся разгадке и представляющие особый интерес для исследователей. Вот пример такого АЯ. В феврале 1983 года к западу от Петрозаводска бригада локомотива наблюдала некий шарообразный объект, который на протяжении часа сопровождал поезд. Объект маневрировал вокруг поезда и, воздействуя на него каким-то неизвестным образом, временами тормозил или разгонял состав вопреки управляющим командам машиниста, хотя все системы локомотива работали исправно. Петрозаводская комиссия по изучению АЯ, собрала все возможные свидетельства и показания очевидцев и тщательно исследовала их, но так и не смогла однозначно установить природу феномена. Воздействие шара оказалось весьма ощутимым: локомотив на этом участке сэкономил около 300 килограммов топлива, бригада поезда получила психологический шок, на скоростемерной ленте остались следы странного воздействия на динамику движения состава… Возникло множество вопросов, которые ждут своего объяснения.

Ещё один странный случай, с которым пришлось столкнуться исследователям АЯ, произошёл 29 января 1986 года в районе поселка Дальнегорск Приморского края. Около 8 часов вечера местные жители заметили шар красного цвета, летевший в северо-западном направлении. Полёт проходил беззвучно и параллельно поверхности земли. Над высотой 611 объект сделал неожиданный «клевок» и врезался в уступ скальной породы. Когда по местным ориентирам удалось определить скорость объекта (около 15 метров в секунду), эта величина стала для исследователей первой неожиданностью. Дело в том, что столь малая скорость не характерна ни для метеоритов, ни для болидов, ни для обломков ИСЗ.

На месте столкновения шара со скалой возникло свечение, сравнимое по яркости разве что со вспышкой при коротком замыкании на высоковольтной ЛЭП или при электросварке. Прибывшие вскоре на высоту 611 представители исследовательской группы обнаружили следы высокотемпературного воздействия на почву, поражённую неизвестным типом излучения растительность и образцы, принадлежавшие, очевидно, разрушившемуся телу: шарики свинцового, железного сплавов и «сеточку». Результаты исследований, проведённых в трёх академических центрах и одиннадцати научно-исследовательских институтах страны, к сожалению, породили больше вопросов, чем дали ответов. Так, например, на поверхности железного шарика после специальной обработки появились выпуклые стеклоподобные структуры, объяснить образование которых металловеды не смогли. Рентгеноструктурные анализы выявили стеклоподобное состояние углерода!

Было также установлено, что тело горело не на поверхности земли, а на расстоянии 0,5–1 метра от неё, то есть находясь как бы в подвешенном состоянии. При этом очевидцы отметили, что тело при горении несколько раз поднималось и опускалось… На месте катастрофы было найдено шесть пятен намагниченности кремниевых пород! Для исследователей этот факт явился полнейшей неожиданностью, так как кремний - немагнитный материал и намагнитить его, по современным научным понятиям, так же невозможно, как, скажем, палку или кирпич…

Особый интерес вызвала и «сеточка» - сложный углеродистый материал неизвестной природы. В этом образце были обнаружены кварцевые ниточки толщиной 17 микрон. Внутри такой нити - золотая проволока… Доктор химических наук из Владивостока В.Высоцкий, принимавший участие в её исследовании, сказал: «Вне сомнения, это признак высокой технологии, а не природного или земного происхождения».

Странные воздействия этого явления на окружающую среду не кончились и после катастрофы. У исследователей, работавших на месте события, наблюдалось изменение состава крови (уменьшение количества лейкоцитов и тромбоцитов, изменение строения эритроцитов), появились сенсорные нарушения. Когда закончился первый этап исследований, члены экспедиции сфотографировались на месте проведения работ - и опять загадка: все кадры, отснятые на высоте 611, оказались засвеченными…

В связи с этими достаточно странными случаями следует, вероятно, сказать и об одной гипотезе, очень широко распространённой среди исследователей АЯ в СССР и за рубежом, - «искусственной», предполагающей, что НЛО-АЯ - это космические корабли некой внеземной цивилизации или иные проявления её деятельности в окружающем нашу планету пространстве. Гипотеза, скажем прямо, достаточно фантастическая. Ну и что же? Это не повод отметать её, что называется, с порога. Эта гипотеза, пока она не опровергнута фактами, имеет такое же право на существование, как и любая другая, тем более что возникла она отнюдь не на пустом месте.

Дело в том, что на основании свидетельств очевидцев в ряде случаев «поведение» НЛО можно трактовать как «носящее черты разумности», или «системное», то есть подчиняющееся очевидной, хотя и не всегда понятной логике: НЛО-АЯ зависают над земными объектами; преследуют и сопровождают самолёты, автомобили; движутся по геометрически правильным траекториям; порой на них наблюдаются упорядоченные световые вспышки…. Иначе говоря, с точки зрения человека, такие АЯ ведут себя как управляемые кем-то или подчинённые некой программе летательные аппараты, причём порой демонстрируют свойства и способности, которыми земные летательные аппараты пока не обладают. «Разумные» и превышающие современные возможности земных технологий - вот она, основа гипотезы об НЛО - «пришельцы»! Конечно, с помощью этой гипотезы можно объяснить практически все загадки и странности, связанные с наблюдением феноменов: дескать, «их» наука и техника ушли далеко вперёд по сравнению с нашими земными. Что ж, может быть, и так… Однако статистика говорит, что НЛО так называемого «аппаратного» типа, то есть похожие, по нашим современным представлениям, на летательные аппараты будущего, составляют лишь небольшую часть от общего количества наблюдений. В большинстве описаний фигурируют светящиеся шары, эллипсы, точки, «сигары»…

Было бы неправильно считать, что загадочные явления, с которыми приходится сталкиваться комиссии по аномальным явлениям, только «летающие». Есть и «наземные» АЯ, но не менее загадочные. Одно из них изучено Томской группой по исследованию АЯ под руководством кандидата геолого-минералогических наук В.Сальникова. Житель Томска обратился в редакцию областной газеты «Красное Знамя» с просьбой помочь выяснить причину странных взрывов, которые происходят в спальне его квартиры. Взрывы время от времени происходили между 22 и 4 часами ночи на уровне пола и сопровождались появлением красного шарообразного сгустка пламени высотой до 80 сантиметров. После взрывов линолеум на полу сохранял комнатную температуру, цвет и запах его не менялись. Взрывы начались в начале марта 1984 года и участились к концу месяца. Тщательно проведённое комплексное исследование с фото- и киносъёмкой, магнитофонной записью хода работ показало, что источником взрывных и световых эффектов оказался оставленный строителями под линолеумом оголённый двужильный электрический провод, находившийся под напряжением.

Провод был заизолирован. Взрывы прекратились. Этот случай интересен тем, что сочетание плазменных, магнитных, биолокационных аномалий, физико-химических факторов с определёнными локальными геологическими условиями и геофизическими процессами неожиданно стало причиной явления, безусловно аномального.

Продолжая разговор о фактологической стороне феномена АЯ, отметим некоторые особенности, присущие наблюдению этих явлений. В рамках Комиссии по АЯ на основе писем, полученных от очевидцев Московской и близлежащих областей (всего 13 регионов), был проведён статистический анализ пространственно-временного распределения АЯ. Результаты этого исследования показали, что количество наблюдений АЯ над данной территорией существенно зависит от плотности населения. Число наблюдений, сделанных зимой и весной, сравнительно невелико. Больше всего сообщений о наблюдении АЯ приходится на летний период с максимумом в июле. Такое распределение можно объяснить сочетанием благоприятных условий наблюдений в летнее время с периодом максимального количества отпусков. Распределение наблюдений АЯ в течение суток имеет сложный характер. Минимальное количество наблюдений приходится на утренне-дневное время (9-16 часов), а максимум - на вечерние и ночные (17–24) часы с абсолютным максимумом в 20–21 час. Аналогичное распределение было получено независимо друг от друга отечественными и зарубежными исследователями феномена АЯ. Отсюда следует, что такое распределение возможно из-за наложения двух факторов: истинного распределения АЯ и распределения суточной занятости населения. О деятельности исследователей, занимающихся проблемой АЯ, можно было бы рассказывать и дальше, тем более что задачи, стоящие перед ними, не стали с течением времени менее актуальными. Ведь нередко причиной возникновения АЯ является всё более сложная и разнообразная деятельность человеческой цивилизации. И такие вот АЯ вместе с неразгаданными ещё явлениями природы и окружающего нас мира, одно из которых мы называем НЛО, ждут своих исследователей. Разгадать их тайну - значит получить новые знания о физическом мире, законах его развития и существования, - знания, которые в дальнейшем смогут быть с успехом использованы в интересах человечества.