Психологические характеристики ребенка 3 лет. I. Окружение ребенка

  • Дата: 30.08.2019

Алина, возраст 3 г.3 мес. Живет с мамой и папой, в семье двуязычие. Ходит в садик с 2 г.7мес.

II. Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», Если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.

Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.

Двигательные навыки:

С трех лет у ребенка совершенствуется координация движения, основные двигательные навыки развиты очень хорошо. Он уже не только ходит, но и бегает, прыгает на двух ногах, неуклюже прыгает на одной, может перекатываться с пятки на носок и ходить на цыпочках. Может одновременно двигать и руками, и ногами – например, хлопать в ладоши и топать ножками. К четырем годам марширует в такт музыке, сам бросает и ловит брошенный ему мяч, хорошо катается на велосипеде. Это очень хороший период, чтобы начинать приобщать ребенка к спорту. Начать можно с художественной гимнастики, которая подходит как для мальчиков, так и для девочек. Конечно я говорю не о профессиональном спорте, а о кружках или студиях, где детки получают хорошее физическое развитие, а не огромные нагрузки (например студия художественной гимнастике Ижевска). Благодаря таким занятиям у вашего малыша будет развиваться гибкость, координация, сила, он будет расти крепким и здоровым.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет:

Его эмоции очень бурные и яркие, могут часто и быстро меняться. Когда ребенок в гневе об этом знают все соседи, порою, он может быть безутешен в своем горе. Проявление радости тоже очень эмоциональное – прыгает, громко кричит. Впервые возможно наблюдать проявление чувства страха чего-то определенного – темноты, сказочных персонажей, причем боится он каждой клеточкой души. В этот период малышу очень тяжело ложиться в одиночестве в постель, находиться в закрытой комнате, для него это действительно очень страшные вещи. С возрастом большинство страхов пройдут сами по себе, главное, чтобы вы относились к ним с пониманием, не пугали ребенка еще больше, а помогали преодолевать страх (Объясняйте, например, что такое темнота, она ведь тоже может быть волшебной, покажите смешные тени на стене с помощью фонаря, отвлекая такие образом от чувства страха и раскрывая другие впечатления от темноты).

Психологическое развитие:

Ребенок 3 лет личность довольно колоритная, у него уже начинается своя осознанная внутренняя жизнь. Он понимает многие нюансы окружающего мира – насмешку над собой, или восхищение им, он уже может обижаться, и не простить обиду. В этом возрасте происходит уточнение норм поведения – дети могут ябедничать друг на друга, жаловаться на кого-то, только для того, чтобы увидеть вашу реакцию и понять как себя «правильно» вести, причем, понимая, что вы одобряете его действия, он будет повторять их, демонстрируя тем самым, какой он хороший. Ребенок 3 лет очень хвастлив, ему, очень хочется показать всем, что он может, знает и умеет, и часто он и к месту и не к месту рассказывает о своих успехах, демонстрирует свои возможности, или просто рассказывает, что у него что-то есть. Малыш уже четко понимает, какая роль в вашей семье отводится каждому ее члену, (кто главный, кто нет), и подстраивает свое поведение, под каждого члена семьи – кого-то беспрекословно слушается, кого игнорирует, а кого-то третирует. Ребенок стремится подражать во всем самому сильному в его понимании этого слова, и пока не понимает, что не всегда самый сильный является самым достойным примером. К этому возрасту происходит четкое разграничение людей по половому признаку и осознание своего пола. Мальчики начинаю вести себя как «мужчины», а девочки – как «дамы».

Социальное развитие ребенка 3 лет:

Ребенку все труднее без общения со сверстниками, его уже не удовлетворяет присутствие только близких людей. Он стремится играть с детьми, понимает, что с ними весело, можно пошалить, немного побаловаться. Но коллективные игры еще не складываются, дети не прислушиваются к мнению или желанию других, они играю рядом, но в то же время сами по себе. Ребенок уже может придумать себе воображаемого партнера и играть с таким другом-неведимкой. Изменяется отношение к матери, малыш, безусловно, очень привязан к ней, но уже ограничивает проявления своих чувств при посторонних. Он учится воспринимать себя как отдельную от мамы личность. Пространственное мышление ребенка развито довольно хорошо, поэтому он ощущает присутствие родителей в своей жизни, даже тогда, когда их нет рядом.

Развитие речи:

К трем года происходит практически полное усвоение родного языка. Пассивный словарный запас очень большой, ребенок понимает все, о чем вы ему говорите (в меру своего возраста). Активный словарный запас из-за любознательности малыша пополняется не по дням, а по часам (до ста новых слов за месяц). Если в начале периода 3-4 лет словарный запас ребенка составляет несколько сот слов, то к четырем годам – уже около 1500 слов (для сравнения взрослый человек в повседневной жизни использует 3000-5000 слов). Помогайте развитию речи вашего чада, разговаривая с ним о знакомых ему предметах и вещах, раскрывайте их новые качества и детали. Обычно в этом возрасте ребенок разговаривает предложениями в настоящем времени, его понятие о прошлом и будущем пока ограничены.

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет:

В этом возрасте начинает развиваться образное мышление, что оказывает огромное влияние на интеллект ребенка. Малыш запечатлевает в памяти не только названия слов, но и их образы и символы. Он уже может пересказывать услышанное или увиденное, особенно, если задавать ему наводящие вопросы, способен по картинке составлять не большие рассказы. К четырем годам ребенок научится обобщать предметы по определенным признакам (чашки, кружки и вилки - это все посуда, кресло, кровать и диван - мебель). С трех лет дети уже начинают мыслить вслух – задавать самим себе вопросы, и сами же на них отвечают. Вопросы: что? где? когда? – сменяются на один вопрос - почему? Терпеливо отвечайте на его вопросы, постепенно увеличивая глубину ответа, помогайте своему ребенку познавать мир. В этом возрасте ребенок уже в состоянии угадывать элементарные загадки (большая коллекция загадок для детей, имеется на нашем сайте). Обычно уже знает некоторые буквы, и если его учить, то может их писать.

Особенности поведения:

К четырем годам ребенок уже может заниматься одним делом 40-50 минут, хотя часто отвлекается, но, если ему не надоело, то вновь продолжает начатое. Он уже может одеваться и обуваться самостоятельно, но не умеет зашнуровывать шнурки. Малыш научился аккуратно кушать, помогает поддерживать порядок (если его этому учили), убирает свои книги и игрушки. Ребенок может ухаживать за домашним животным, кормить их, может поливать цветы.

Творческие способности:

В возрасте трех лет ребенок с удовольствием начинает резать ножницами, и пытается что-то вырезать, круглые поверхности пока получаются хуже. Малыш может рисовать самостоятельно круг, пытается рисовать квадрат, но края его еще не ровные, рисует человечков в виде символа «голова + ноги». Картинку он воспринимает в виде символа, и не понимает, что на ней видно только то, что нарисовано (можно провести тест – покажите ребенку картинку с человеком, стоящим спиной, лица которого не будет видно, и спросите, как он думает, какие у него глаза или еще что-то о деталях лица. В большинстве случаев ребенок перевернет картинку, ожидая увидеть лицо).

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», Если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.

Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.

Двигательные навыки:

С трех лет у ребенка совершенствуется координация движения, основные двигательные навыки развиты очень хорошо. Он уже не только ходит, но и бегает, прыгает на двух ногах, неуклюже прыгает на одной, может перекатываться с пятки на носок и ходить на цыпочках. Может одновременно двигать и руками, и ногами – например, хлопать в ладоши и топать ножками. К четырем годам марширует в такт музыке, сам бросает и ловит брошенный ему мяч, хорошо катается на велосипеде. Это очень хороший период, чтобы начинать приобщать ребенка к спорту. Начать можно с художественной гимнастики, которая подходит как для мальчиков, так и для девочек. Конечно я говорю не о профессиональном спорте, а о кружках или студиях, где детки получают хорошее физическое развитие, а не огромные нагрузки (например студия художественной гимнастике Ижевска). Благодаря таким занятиям у вашего малыша будет развиваться гибкость, координация, сила, он будет расти крепким и здоровым.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет:

Его эмоции очень бурные и яркие, могут часто и быстро меняться. Когда ребенок в гневе об этом знают все соседи, порою, он может быть безутешен в своем горе. Проявление радости тоже очень эмоциональное – прыгает, громко кричит. Впервые возможно наблюдать проявление чувства страха чего-то определенного – темноты, сказочных персонажей, причем боится он каждой клеточкой души. В этот период малышу очень тяжело ложиться в одиночестве в постель, находиться в закрытой комнате, для него это действительно очень страшные вещи. С возрастом большинство страхов пройдут сами по себе, главное, чтобы вы относились к ним с пониманием, не пугали ребенка еще больше, а помогали преодолевать страх (Объясняйте, например, что такое темнота, она ведь тоже может быть волшебной, покажите смешные тени на стене с помощью фонаря, отвлекая такие образом от чувства страха и раскрывая другие впечатления от темноты).

Психологическое развитие:

Ребенок 3 лет личность довольно колоритная, у него уже начинается своя осознанная внутренняя жизнь. Он понимает многие нюансы окружающего мира – насмешку над собой, или восхищение им, он уже может обижаться, и не простить обиду. В этом возрасте происходит уточнение норм поведения – дети могут ябедничать друг на друга, жаловаться на кого-то, только для того, чтобы увидеть вашу реакцию и понять как себя «правильно» вести, причем, понимая, что вы одобряете его действия, он будет повторять их, демонстрируя тем самым, какой он хороший. Ребенок 3 лет очень хвастлив, ему, очень хочется показать всем, что он может, знает и умеет, и часто он и к месту и не к месту рассказывает о своих успехах, демонстрирует свои возможности, или просто рассказывает, что у него что-то есть. Малыш уже четко понимает, какая роль в вашей семье отводится каждому ее члену, (кто главный, кто нет), и подстраивает свое поведение, под каждого члена семьи – кого-то беспрекословно слушается, кого игнорирует, а кого-то третирует. Ребенок стремится подражать во всем самому сильному в его понимании этого слова, и пока не понимает, что не всегда самый сильный является самым достойным примером. К этому возрасту происходит четкое разграничение людей по половому признаку и осознание своего пола. Мальчики начинаю вести себя как «мужчины», а девочки – как «дамы».

Социальное развитие ребенка 3 лет:

Ребенку все труднее без общения со сверстниками, его уже не удовлетворяет присутствие только близких людей. Он стремится играть с детьми, понимает, что с ними весело, можно пошалить, немного побаловаться. Но коллективные игры еще не складываются, дети не прислушиваются к мнению или желанию других, они играю рядом, но в то же время сами по себе. Ребенок уже может придумать себе воображаемого партнера и играть с таким другом-неведимкой. Изменяется отношение к матери, малыш, безусловно, очень привязан к ней, но уже ограничивает проявления своих чувств при посторонних. Он учится воспринимать себя как отдельную от мамы личность. Пространственное мышление ребенка развито довольно хорошо, поэтому он ощущает присутствие родителей в своей жизни, даже тогда, когда их нет рядом.

Развитие речи:

К трем года происходит практически полное усвоение родного языка. Пассивный словарный запас очень большой, ребенок понимает все, о чем вы ему говорите (в меру своего возраста). Активный словарный запас из-за любознательности малыша пополняется не по дням, а по часам (до ста новых слов за месяц). Если в начале периода 3-4 лет словарный запас ребенка составляет несколько сот слов, то к четырем годам – уже около 1500 слов (для сравнения взрослый человек в повседневной жизни использует 3000-5000 слов). Помогайте развитию речи вашего чада, разговаривая с ним о знакомых ему предметах и вещах, раскрывайте их новые качества и детали. Обычно в этом возрасте ребенок разговаривает предложениями в настоящем времени, его понятие о прошлом и будущем пока ограничены.

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет:

В этом возрасте начинает развиваться образное мышление, что оказывает огромное влияние на интеллект ребенка. Малыш запечатлевает в памяти не только названия слов, но и их образы и символы. Он уже может пересказывать услышанное или увиденное, особенно, если задавать ему наводящие вопросы, способен по картинке составлять не большие рассказы. К четырем годам ребенок научится обобщать предметы по определенным признакам (чашки, кружки и вилки - это все посуда, кресло, кровать и диван - мебель). С трех лет дети уже начинают мыслить вслух – задавать самим себе вопросы, и сами же на них отвечают. Вопросы: что? где? когда? – сменяются на один вопрос - почему? Терпеливо отвечайте на его вопросы, постепенно увеличивая глубину ответа, помогайте своему ребенку познавать мир. В этом возрасте ребенок уже в состоянии угадывать элементарные загадки (большая коллекция загадок для детей, имеется на нашем сайте). Обычно уже знает некоторые буквы, и если его учить, то может их писать.

Особенности поведения:

К четырем годам ребенок уже может заниматься одним делом 40-50 минут, хотя часто отвлекается, но, если ему не надоело, то вновь продолжает начатое. Он уже может одеваться и обуваться самостоятельно, но не умеет зашнуровывать шнурки. Малыш научился аккуратно кушать, помогает поддерживать порядок (если его этому учили), убирает свои книги и игрушки. Ребенок может ухаживать за домашним животным, кормить их, может поливать цветы.

Творческие способности:

В возрасте трех лет ребенок с удовольствием начинает резать ножницами, и пытается что-то вырезать, круглые поверхности пока получаются хуже. Малыш может рисовать самостоятельно круг, пытается рисовать квадрат, но края его еще не ровные, рисует человечков в виде символа «голова + ноги». Картинку он воспринимает в виде символа, и не понимает, что на ней видно только то, что нарисовано (можно провести тест – покажите ребенку картинку с человеком, стоящим спиной, лица которого не будет видно, и спросите, как он думает, какие у него глаза или еще что-то о деталях лица. В большинстве случаев ребенок перевернет картинку, ожидая увидеть лицо).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Окружение ребенка

Алина возраст г мес Живет с мамой и папой в семье двуязычие Ходит в садик с г мес II Возрастные психологические... Геометрическая мозаика... К трем годам ребенок уже обычно знает основные геометрические фигуры Теперь пришла время научить его составлять из...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Алина, возраст 3 г.3 мес. Живет с мамой и папой, в семье двуязычие. Ходит в садик с 2 г.7мес.

II. Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», Если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.

Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.

Двигательные навыки:

С трех лет у ребенка совершенствуется координация движения, основные двигательные навыки развиты очень хорошо. Он уже не только ходит, но и бегает, прыгает на двух ногах, неуклюже прыгает на одной, может перекатываться с пятки на носок и ходить на цыпочках. Может одновременно двигать и руками, и ногами – например, хлопать в ладоши и топать ножками. К четырем годам марширует в такт музыке, сам бросает и ловит брошенный ему мяч, хорошо катается на велосипеде. Это очень хороший период, чтобы начинать приобщать ребенка к спорту. Начать можно с художественной гимнастики, которая подходит как для мальчиков, так и для девочек. Конечно я говорю не о профессиональном спорте, а о кружках или студиях, где детки получают хорошее физическое развитие, а не огромные нагрузки (например студия художественной гимнастике Ижевска). Благодаря таким занятиям у вашего малыша будет развиваться гибкость, координация, сила, он будет расти крепким и здоровым.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет:

Его эмоции очень бурные и яркие, могут часто и быстро меняться. Когда ребенок в гневе об этом знают все соседи, порою, он может быть безутешен в своем горе. Проявление радости тоже очень эмоциональное – прыгает, громко кричит. Впервые возможно наблюдать проявление чувства страха чего-то определенного – темноты, сказочных персонажей, причем боится он каждой клеточкой души. В этот период малышу очень тяжело ложиться в одиночестве в постель, находиться в закрытой комнате, для него это действительно очень страшные вещи. С возрастом большинство страхов пройдут сами по себе, главное, чтобы вы относились к ним с пониманием, не пугали ребенка еще больше, а помогали преодолевать страх (Объясняйте, например, что такое темнота, она ведь тоже может быть волшебной, покажите смешные тени на стене с помощью фонаря, отвлекая такие образом от чувства страха и раскрывая другие впечатления от темноты).

Психологическое развитие:

Ребенок 3 лет личность довольно колоритная, у него уже начинается своя осознанная внутренняя жизнь. Он понимает многие нюансы окружающего мира – насмешку над собой, или восхищение им, он уже может обижаться, и не простить обиду. В этом возрасте происходит уточнение норм поведения – дети могут ябедничать друг на друга, жаловаться на кого-то, только для того, чтобы увидеть вашу реакцию и понять как себя «правильно» вести, причем, понимая, что вы одобряете его действия, он будет повторять их, демонстрируя тем самым, какой он хороший. Ребенок 3 лет очень хвастлив, ему, очень хочется показать всем, что он может, знает и умеет, и часто он и к месту и не к месту рассказывает о своих успехах, демонстрирует свои возможности, или просто рассказывает, что у него что-то есть. Малыш уже четко понимает, какая роль в вашей семье отводится каждому ее члену, (кто главный, кто нет), и подстраивает свое поведение, под каждого члена семьи – кого-то беспрекословно слушается, кого игнорирует, а кого-то третирует. Ребенок стремится подражать во всем самому сильному в его понимании этого слова, и пока не понимает, что не всегда самый сильный является самым достойным примером. К этому возрасту происходит четкое разграничение людей по половому признаку и осознание своего пола. Мальчики начинаю вести себя как «мужчины», а девочки – как «дамы».

Социальное развитие ребенка 3 лет:

Ребенку все труднее без общения со сверстниками, его уже не удовлетворяет присутствие только близких людей. Он стремится играть с детьми, понимает, что с ними весело, можно пошалить, немного побаловаться. Но коллективные игры еще не складываются, дети не прислушиваются к мнению или желанию других, они играю рядом, но в то же время сами по себе. Ребенок уже может придумать себе воображаемого партнера и играть с таким другом-неведимкой. Изменяется отношение к матери, малыш, безусловно, очень привязан к ней, но уже ограничивает проявления своих чувств при посторонних. Он учится воспринимать себя как отдельную от мамы личность. Пространственное мышление ребенка развито довольно хорошо, поэтому он ощущает присутствие родителей в своей жизни, даже тогда, когда их нет рядом.

Развитие речи:

К трем года происходит практически полное усвоение родного языка. Пассивный словарный запас очень большой, ребенок понимает все, о чем вы ему говорите (в меру своего возраста). Активный словарный запас из-за любознательности малыша пополняется не по дням, а по часам (до ста новых слов за месяц). Если в начале периода 3-4 лет словарный запас ребенка составляет несколько сот слов, то к четырем годам – уже около 1500 слов (для сравнения взрослый человек в повседневной жизни использует 3000-5000 слов). Помогайте развитию речи вашего чада, разговаривая с ним о знакомых ему предметах и вещах, раскрывайте их новые качества и детали. Обычно в этом возрасте ребенок разговаривает предложениями в настоящем времени, его понятие о прошлом и будущем пока ограничены.

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет:

В этом возрасте начинает развиваться образное мышление, что оказывает огромное влияние на интеллект ребенка. Малыш запечатлевает в памяти не только названия слов, но и их образы и символы. Он уже может пересказывать услышанное или увиденное, особенно, если задавать ему наводящие вопросы, способен по картинке составлять не большие рассказы. К четырем годам ребенок научится обобщать предметы по определенным признакам (чашки, кружки и вилки - это все посуда, кресло, кровать и диван - мебель). С трех лет дети уже начинают мыслить вслух – задавать самим себе вопросы, и сами же на них отвечают. Вопросы: что? где? когда? – сменяются на один вопрос - почему? Терпеливо отвечайте на его вопросы, постепенно увеличивая глубину ответа, помогайте своему ребенку познавать мир. В этом возрасте ребенок уже в состоянии угадывать элементарные загадки (большая коллекция загадок для детей, имеется на нашем сайте). Обычно уже знает некоторые буквы, и если его учить, то может их писать.

Особенности поведения:

К четырем годам ребенок уже может заниматься одним делом 40-50 минут, хотя часто отвлекается, но, если ему не надоело, то вновь продолжает начатое. Он уже может одеваться и обуваться самостоятельно, но не умеет зашнуровывать шнурки. Малыш научился аккуратно кушать, помогает поддерживать порядок (если его этому учили), убирает свои книги и игрушки. Ребенок может ухаживать за домашним животным, кормить их, может поливать цветы.

Творческие способности:

В возрасте трех лет ребенок с удовольствием начинает резать ножницами, и пытается что-то вырезать, круглые поверхности пока получаются хуже. Малыш может рисовать самостоятельно круг, пытается рисовать квадрат, но края его еще не ровные, рисует человечков в виде символа «голова + ноги». Картинку он воспринимает в виде символа, и не понимает, что на ней видно только то, что нарисовано (можно провести тест – покажите ребенку картинку с человеком, стоящим спиной, лица которого не будет видно, и спросите, как он думает, какие у него глаза или еще что-то о деталях лица. В большинстве случаев ребенок перевернет картинку, ожидая увидеть лицо).

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Возрастные особенности 3 – 4 лет

Развитие детей – дело, которое волнует многих родителей. Есть, конечно, люди, которые считают, что детям нужно давать максимум возможной свободы и тогда они сами разовьются именно так, как нужно. Возможно, они правы. Однако мы не видим ничего плохого в том, чтобы предлагать детям именно те игры и занятия, которые лучше всего будут восприниматься ими в каждом конкретном возрасте. А для этого нужно знать эти возрастные особенности развития. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с возрастными особенностями развития детей в 3-4 года.

МОТОРИКА
Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится. Отлично спускается и поднимается по лестницам, прыгает на одной ножке, а также может стоять в течении десяти минут на одной ноге. Вы уже можете легко качать его на качелях, так как он способен сохранять равновесие. Можно начинать учить ребенка рисованию, так как карандаш и кисть хорошо удерживаются в пальцах.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ваш ребенок уже очень любит делиться с другими своими игрушками и в то же время требует того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как со взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте начинают развиваться навыки совместной работыигровой деятельности и помощи взрослым.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
предусматривает умение обводить предметы и рисунки по контурам, воспроизводить разнообразные формы, в том числе сложную форму шестигранника, копировать крест,.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Понимает названия и определения цветов: «Дай зеленый мяч». Способен уже слушать более длительные сказки и рассказы.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ваш ребенок уже легко определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя слова-определения. Понимает степени сравнений (самый большой, самый близкий). Считает до пяти. Использует в речи прошедшее и настоящее время.

Развитие речи ребенка 3 – 4 лет

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.
Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению языком.

Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.

Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3-4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на JV], отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зайка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» - велосипед, «пигин» - пингвин, «тевелизол» - телевизор, «мисанел» - милиционер, «кафета» - конфета.
Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят не¬громко, хотя пользуются различными интонациями.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.


Четвертый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.
Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в под¬держании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми и сложными, правильному их по¬строению.
В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть много численные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на липучках, на резиночках.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры, ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками.

Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша- паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Попробуйте устроить соревнования «на перегонки»: кто быстрее оденется.

Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться