Производство назальных капель на заводе. Приготовление спиртовых растворов

  • Дата: 08.03.2020

Изготовление глазных капель растворением лекарственных и вспомогательных веществ. В качестве примера рассмотрим изготовление глазных капель пилокарпина гидрохлорида.

Пример 20.

Rp. Solutionis Pilocarpini hydrochloridi 1 % - 10 ml D.

S. По 2 капли в правый глаз 2 раза в день.

фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. В приложении к Инструкции по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках, приведен состав 1%-ного раствора пилокарпина гидрохлорида, требования к качеству, режим стерилизации, условия и сроки хранения.

Состав препарата:

Пилокарпина гидрохлорид.............................................. 0,1

Натрия хлорид.................................................................... 0,068

Вода очищенная................................................................ До 10 мл

Компоненты прописи совместимы. В прописи выписано вещество списка А. Дозы не проверяют, так как глазные капли - лекарственная форма наружного применения. Норма отпуска вещества не регламентирована.

Свойства лекарственных и вспомогательных веществ прописи рецепта.

Pilocarpinum hydrochloridum. В частной статье ГФ «Pilocarpini hydrochloridum» указано, что это вещество представляет бесцветные кристаллы или белый кристаллический порошок без запаха, гигроскопичный, очень легко растворимый в воде.

Натрия хлорид (Natrium chloridum). Белые кубические кристаллы или белый кристаллический порошок, без запаха, соленого вкуса, растворим в 3-х частях воды. В аптеке может быть в виде 10%-ного концентрированного раствора.

Вода очищенная (Aqua purificata). В соответствии с приказом Минздрава России «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках» вода очищенная, предназначенная для Изготовления стерильных растворов, кроме указанных ранее испытаний при ежедневном контроле должна быть проверена на отсутствие восстанавливающих веществ, солей аммония и углерода диоксида.

Для изготовления капель глазных кроме воды для инъекций Разрешается использование свежеполученной воды очищенной.

Подготовительные мероприятия. Все офтальмологические растворы изготавливают в асептических условиях, т. е. в асептическом блоке. На штангласах с лекарственными веществами, предназначенными для изготовления стерильных лекарственных форм, должна быть предупредительная надпись «Для стерильных лекарственных форм».

Для обеспечения технологического процесса должны быть подготовлены: флаконы стерильные в биксах из нейтрального стекла объемом 5, 10, 20 мл и более, флаконы марки АБ-1 вместимостью 150, 250 мл, стерильные стеклянные воронки, фильтры стеклянные, дозатор ДЖ-10, шприц типа «Рекорд», фильтр-насадка для малообъемного микрофильтрования (стерилизации фильтрованием) ФА-25, пипетки аптечные, прибор УК-2, колпачки и прокладки алюминиевые, пробки резиновые, приспособление для обжима колпачков ПОК-1, стерильный вспомогательный материал (вата медицинская, фильтры бумажные складчатые, салфетки марлевые), комплект мембран ядерных (КМЯ), набор концентрированных растворов и вспомогательных веществ, вода очищенная или для инъекций свежеполученная или стерильная, стерилизатор паровой.

Расчеты. В данном случае в прописи имеется натрия хлорид для доведения раствора до концентрации, изотоничной слезной жидкости, однако в учебных целях следует провести соответствующие расчеты.

На оборотной стороне ППК записывают изотонический эквивалент пилокарпина гидрохлорида по натрия хлориду (0,22), который находят в соответствующей таблице ГФ. В рецепте выписан 0,1 г пилокарпина гидрохлорида. Это количество будет эквивалентно 0,022 г натрия хлорида. Следовательно, для получения раствора изотонической концентрации необходимо добавить натрия хлорид в количестве 0,068 (-0,07), т.е. 0,09 - 0,1 ■ 0,22 = 0,068 или 0,09 - 0,022 = 0,068 (0,07). Натрия хлорид может быть добавлен в виде 10%-ного раствора (0,7 мл, -14 капель).

Технология лекарственного препарата. С целью реализации требования стерильности в асептических условиях в стерильной подставке в 5 мл воды очищенной растворяют 0,1 г пилокарпина гидрохлорида, который получают по оформленному рецепту. Добавляют 0,07 г натрия хлорида (возможно использование 10%-ного концентрированного раствора натрия хлорида). Пример использования концентрированных растворов будет разобран ниже.

Офтальмологические растворы фильтруют через стерильный складчатый бумажный фильтр с подложенным тампоном стерильной ваты. Фильтр предварительно промывают стерильной водой очищенной.

После фильтрования раствора через тот же фильтр пропускают оставшийся объем растворителя. Могут быть использованы фильтры стеклянные с размером пор 10-16 мкм. При фильтрований через стеклянные и другие мелкопористые фильтрующие материалы (например, мембраны ядерные) необходимо создание избыточного давления или разрежения.

При наличии в растворе механических включений фильтрацию повторяют.

После изготовления глазных капель заполняют лицевую сторону ППК:

Дата_____ . ППК 20. «А».

Раствор до 100 мл стерилизуют 8 мин при 120 + 2 °С. Вновь проверяют отсутствие механических включений, при их отсутствии раствор оформляют к отпуску. В аптеках его часто изготавливают не по индивидуальным прописям, а в виде внутриаптечной заготовки и отпускают по предъявлении рецепта.

Концентрированные растворы. Некоторые лекарственные вещества в глазных каплях содержатся в малых концентрациях (0,01; 0,02; 0,1 % и т.д.). В сочетании с малым объемом раствора, выписанным в рецепте, это вызывает затруднения при их взвешивании и растворении (особенно умеренно-, мало- и очень малорастворимых лекарственных веществ).

В таких случаях целесообразно использовать стерильные или асептически изготовленные концентрированные растворы лекарственных веществ (однокомпонентные и комбинированные).

Номенклатура разрешенных к использованию офтальмологических концентрированных растворов утверждена Минздравом России и представлена в Методических указаниях по изготовлению стерильных растворов в аптеках. В данный перечень включены прописи, содержащие совместимые лекарственные вещества, выдерживающие термические методы стерилизации, имеющие методики анализа для химического контроля и установленные сроки годности (табл. 13.3).

Технологию изготовления офтальмологического концентрированного раствора разберем на следующем примере:

Пример 21.

Solutionis Acidi nicotinici 0,1% cum Riboflavino 0,02% - 50 ml

В частной ст. ГФ указано, что «Riboflavinum» (Vitaminum В2) - Желто-оранжевый кристаллический порошок со слабым специфическим запахом, горького вкуса, на свету неустойчив, очень Мало растворим в воде (1: 5000).

Acidum nicotinicum - белый кристаллический порошок без запаха, слабокислого вкуса, умереннорастворимый в воде, растворим в горячей воде.

Концентрированные растворы лекарственных веществ, применяемые при изготовлении офтальмологических растворов
Раствор С, % Режим

стерилизации*

Условия

хранения

°С время, срок, “С
Изготавливаемые на воде очищенной:
Калия йодида 20 (1:5) 120 8 30 25
Кислоты аскорбиновой 2(1:50) ]
5(1:20) 100 30 30; 5 3-5;
10 (1:10)) 25
Кислоты борной 4(1:25) 120 8 30 25
Натрия тиосульфата 1 (1:100) 100 30 30 25
Натрия хлорида 10 (1:10) 120 8 30 25
Рибофлавина 00,2 (1:5000) 120 8 90 25
30 3-5
Цинка сульфата 1 (1:100) 120 8 30 25
Цитраля 2(1:50) 30
0,02 (1:5000) Готовят 30 2 3-4
асепти-
чески
Изготавливаемые на 0,02%-ном растворе рибофлавина:
Кислоты аскорбиновой 2(1:50) 100 30 5; 30 25;
3-5
Кислоты борной 4(1:25) 120 8 30 25
Кислоты никотиновой 0,1(1:1000) 100 30 30 25
Натрия хлорида 10 (1:10) 120 8 90 25
30 3-5


Пр имечание. Вскрытые флаконы со стерильными офтальмологическими концентратами должны быть использованы в течение суток. Стерильные концентрированные растворы используют для изготовления офтальмологических растворов, не подлежащих стерилизации. Срок годности глазных капель из стерильных концентратов по нестандартным прописям - 2 сут. В течение суток должны быть использованы концентрированные растворы, изготовленные в асептических условиях, не подвергавшиеся стерилизации. Концентрированные растворы, изготовленные в асептических условиях (нестерильные) (во избежание повторной стерилизации, которая может привести к разложению лекарственных веществ), используют для изготовления глазных капель по стандартным прописям с установленным режимом стерилизации.

* Стерилизуемый объем - до 100 мл.

Масса рибофлавина (на объем 50 мл) 0,01 г.

0,02 - 100 мл х - 50 мл

Масса кислоты никотиновой (на объем 50 мл) 0,05 г.

Расчеты заносятся в книгу учета лабораторных и фасовочных работ.

Технология изготовления. В асептических условиях при нагревании растворяют 0,01 г рибофлавина. После полного растворения рибофлавина в 50 мл горячего раствора рибофлавина растворяют 0,05 г кислоты никотиновой. Раствор фильтруют через бумажный складчатый, стеклянный или иной фильтр, промытый 0,02%-ным раствором рибофлавина. Проверяют на отсутствие механических включений.

Концентрированные растворы подвергают качественному и количественному контролю. Результаты контроля заносят в журнал регистрации результатов органолептического, физического и химического контроля.

Флакон с раствором укупоривают резиновой пробкой, металлическим колпачком «под обкатку», стерилизуют 30 мин при 100 °С.

Изготовление глазных капель с использованием концентрированных растворов. Заготовка концентрированных растворов в аптеке позволяет ускорить изготовление глазных капель.

Использование концентрированных растворов, изготовленных на воде очищенной.

Пример 22.

Rp.: Solutionis Riboflavini 0,01% - 10 ml Acidi ascorbinici 0,05

Misce. Da. Signa. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза.

Все этапы профессиональной деятельности соответствуют этапам, описанным ранее. Подробнее остановимся на расчетах. Массу натрия хлорида для изотонирования раствора рассчитаем по формуле:

MNaci =0,009-10-0,05-0,18 = 0,09-0,009 = 0,081.

Концентрация лекарственных веществ, выписанных в прописи рецепта, такова, что практически не влияет на величину осмотического давления, поэтому раствор следует изготовить на изотоническом (0,9%-ном) растворе натрия хлорида.

Способ расчета объемов концентрированных растворов и воды очищенной аналогичен расчетам, выполняемым при изготовлении микстур с помощью бюреточной системы.

Объемы концентрированных растворов и воды очищенной:

Рибофлавина................................... (0,001 5000) 5 мл

Кислоты аскорбиновой................ (0,05 -20) 1,0 мл

Натрия хлорида..................... (0,081 -10) 0,8 мл

Воды очищенной................... (10 - 5 - 1 - 0,8) 3,2 мл

После изготовления по памяти заполняют лицевую сторону ППК:

Дата ____ . ППК 22.

Aquae purificatae...................... 3,2 ml

Solutionis Riboflavini 0,02 %...... 5 ml

Solutionis Acidi ascorbinici 5 %.. 1 ml

Solutionis Natrii chloridi 10 %..... 0.8 ml

V= 10 ml Подписи:

Режим стерилизации глазных капель, изготовленных по данной прописи, в нормативных документах не указан, поэтому используют стерильные концентрированные растворы, которые в асептических условиях отмеривают аптечными пипетками в стерильный флакон для отпуска.

Применение концентрированных растворов, изготовленных на 0,02%-ном растворе рибофлавина.

Пример 23.

Rp.: Solutionis Riboflavini 0,02% - 10 ml Acidi ascorbinici 0,03 Acidi borici 0,2

Misce. D. S. По 2 капли 4 раза в день в оба глаза.

Пропись имеется в приложении к Инструкции по контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптеках. Режим стерилизации: 120 °С, 8 мин. При изготовлении следует использовать концентрированные асептические растворы.

Расчеты. Изотонический эквивалент кислоты борной по натрия хлориду равен 0,53; 0,53-0,2 = 0,106 (1,06%), т.е. раствор слегка гипертонический, поэтому натрия хлорид в этом случае не добавляют. Учитывая пределы изотонической концентраций (0,9+ 0,2) %, раствор можно рассматривать как изотоничный. При использовании концентрированных растворов, изготовленных на воде очищенной, будет получен объем капель глазных и концентрация лекарственных веществ, не соответствующие прописи рецепта, что недопустимо.

Раствора рибофлавина 0,02 % - 10 мл (= 0,002 5000)

Раствора кислоты аскорбиновой 5 % - 0,6 мл (= 0,03 ■ 20)

Раствора кислоты борной 4 % - 5 мл (= 0,2 - 25)

Рассчитанный объем 15,6 мл - много больше

указанного в прописи рецепта.

раствора по памяти заполняют лицевую сторону ППК:


Дата _____ . ППК 23.

Solutionis Riboflavini 0,02%..................................................... 3,5 ml

Solutionis Acidi ascorbinici 2% cum Riboflavino 0,02% .... 1,5 ml Solutionis Acidi borici 4% cum Riboflavino 0,02%.......................................................................................................... 5 ml

Концентрированные растворы отмеривают во флакон для отпуска, укупоривают, проверяют отсутствие механических включений, оформляют для стерилизации, стерилизуют и оформляют к отпуску.

Глазные примочки, растворы для орошения слизистой оболочки глаз, растворы для промывания и хранения контактных линз и другие офтальмологические растворы изготавливают так же, как и глазные капли, с соблюдением требований стерильности, стабильности, отсутствия видимых невооруженным глазом взвешенных частиц, изотоничности и при необходимости пролонгированного действия. Наиболее часто для примочек и промываний применяют растворы: кислоты борной, натрия гидрокарбоната, фурацилина, этакридина лактата, в экстремальных случаях (например, при поражениях глаз капельножидкими отравляющими веществами) может назначаться 2%-ный раствор грамицидина.

Упаковка, укупорка. Флакон укупоривают резиновой пробкой и обкатывают алюминиевым колпачком. Если требуется (в соответствии с НД), оформляют для стерилизации, укрепляя специальную бирку или обвязывая влажным пергаментом с указанием названия, концентрации раствора, фамилии и даты изготовления.

Стерилизация. Растворы отпускают из аптеки асептически изготовленными или стерилизуют методом, указанным в нормативных документах. После стерилизации растворы вновь проверяют на механические включения.

Оформление к отпуску из аптеки. Флакон с раствором опечатывают (если в прописи присутствует вещество списка А), не снимая пергаментную обвязку, используемую для оформления флакона к стерилизации. Если раствор не подвергался стерилизации, крышку флакона (алюминиевый колпачок) обвязывают влажным ПеРгаментом, нить сверху закрепляют сургучной печатью.

Флакон снабжают основной розовой этикеткой «Глазные кап- Ли», на которой указывают номер аптеки, дату изготовления, фамилию и инициалы больного, способ применения, номер анали- За> срок годности, и предупредительной этикеткой «Обращаться

осторожно». Рецепт, содержащий в прописи вещества, находяіцц_ еся на предметно-количественном учете, остается в аптеке, За исключением случаев, когда рецепт имеет специальную надпцСь «Для длительного применения», например, рецепт, содержащие пилокарпина гидрохлорид (для лечения глаукомы).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 615.451.3

Василева Анастасия Владимировна

Студентка 4 курса фармацевтического факультета ФБОУ ВО КГМУ МФК, РФ, г. Курск E-mail: [email protected] Бойко Инна Анатольевна ФБОУ ВО КГМУ МФК, РФ, г. Курск E- mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И АССОРТИМЕНТ КАПЕЛЬ ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ АПТЕЧНОГО И ЗАВОДСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

В статье представлено исследование технологического процесса изготовления капель для наружного применения в аптечных и заводских условиях, а так же изучение их ассортимента.

Ключевые слова

Технология изготовления, капли для наружного применения, аптечное и заводское производство, жидкие лекарственные формы.

Введение: жидкие лекарственные формы занимают основное место (45-50%) в рецептуре современных аптек. Много разнообразных прописей жидких лекарств изготавливается в заводских условиях. Нацеленность индивидуальной рецептуры на конкретного больного, ценовая доступность и высокое доверие населения к лекарственным средствам аптечного изготовления свидетельствует о важности сохранения и усовершенствования аптечного производства. В настоящее время в медицинской практике широко применяются препараты для лечения различного рода заболеваний в форме капель. Капли (Guttae) - это жидкая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего или наружного применения, отличающаяся единственным групповым признаком, капельной дозировкой. Поэтому изучение технологии изготовления капель для наружного применения аптечного и заводского производства является очень актуальным.

Цели исследования: изучить технологические особенности изготовле-ния и ассортимент капель для наружного применения аптечного и заводского производства.

Задачи исследования: проанализировать библиографические источни-ки по теме, изучить технологию изготовления капель для наружного применения, рассмотреть общие технологические приемы изготовления капель в аптеке, проанализировать технологию изготовления капель для носа, ушных и зубных, изучить ассортимент капель для наружного применения.

Результаты исследования: изучив технологию изготовления капель аптечного и заводского производства было установлено, что капли готовят путем растворения твердых лекарственных веществ в соответствующих растворителях, или путем смешивания жидкостей. Отмеривание настоек производят в порядке возрастания их количеств. Настойки, обладаю-щие сильным запахом, добавляют в последнюю очередь. При смешивании спиртовых жидкостей с разным содержанием спирта вначале смешивают жидкости, близкие по крепости содержавшегося в них спирта. Капли отпускаются во флаконах- капельницах.

По результатам проведенных исследований установлено, что в ассорти-менте лекарственных средств для лечения ринитов преобладают лекарственные средства, выпускаемые в виде жидких лекарственных форм - 62,8 % и 93 лекарственных препарата (ЛП), так как лечение ринитов удобнее и эффективнее всего проводить каплями, которые заполнены жидкой лекарственной фазой. Основными жидкими

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х

лекарственными препаратами являются капли - 28,3% (42 ЛП). В ходе сравнительного анализа российского рынка и локального ассортимента лекарственных средств для лечения ринитов по видам лекарственных форм было выявлено, что в РФ зарегистрированы в основном таблетированные лекарственные формы 29,1% (ЛП - 43), на втором месте капли 28,3% (ЛП - 42), на третьем - спреи назальные 24,3% (ЛП - 36). На рынке г. Курска преобладают капли - 32,5% (ЛП - 38), на втором месте - таблетки 27,3% (ЛП - 32), на третьем - спреи назальные 25,6% (ЛП - 30).

Вывод: приготовление капель складывается из следующих стадий: дозирование растворителя и лекарственных веществ; растворение лекарственных веществ; процеживание, упаковка и оформление к отпуску, оценка качества капель. Методы изготовления капель зависят от состава. Их готовят путем растворения твердых лекарственных веществ в соответствующих растворителях или путем смешивания жидкостей. Ассортимент капель для наружного применения обширен. На фармацевтическом рынке России за последние годы появились новые препараты в форме капель. Огромное количество препаратов используется для лечения ринита. Лидирующую позицию среди них занимают капли. Список использованной литературы:

1. Гроссман В.А. Фармацевтическая технология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 512 с.

2. Государственная фармакопея Российской Федерации XII: Сборник основных стандартов, применяемых в фармакопейном анализе, производстве и обращении лекарственных средств. - М.: Издательство «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», 2008. - 704 с.

3. Единые правила оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях (предприятиях) различных форм собственности. Методические указания, (утв. Минздравом РФ 24.07.1997) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/Государственная фармакопея Российской Федерации XII: Сборник

4. Реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rlsnet.ru/

©Василева А. В., Бойко И. А., 2016

УДК 615.454.1

Желтухина Алина Юрьевна ФГБОУ ВО КГМУ МЗ РФ студентка 4 курса фармацевтического факультета

E-mail: [email protected] Научный руководитель: Бойко Инна Анатольевна ФГБОУ ВО КГМУ МЗ РФ Медико-фармацевтический колледж

г. Курск, РФ E-mail:[email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И АССОРТИМЕНТ ПАСТ АПТЕЧНОГО И ЗАВОДСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

В статье рассмотрены особенности изготовления паст аптечного и заводского производства, их ассортимент.

Ключевые слова

Пасты, аптечное и заводское изготовление, ассортимент, технология.

Пасты - мягкая лекарственная форма, предназначенная для нанесения на кожу, раны или слизистые оболочки. Проницаемость кожи для разных лекарственных веществ резко повышается при гидратации кожи согревающими компрессами, теплыми ваннами. Пасты состоят из лекарственных веществ и основы. Главная

Капли для наружного и внутреннего применения Фармацевтическая технология Лекция № 14 Черешнева Наталья Дмитриевна кандидат фармацевтических наук

Капли (Guttae) - жидкая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего или наружного применения Капли обладают всеми достоинствами, присущими жидким лекарственным формам. Они более биодоступны, чем порошки, таблетки, пилюли, удобны для применения, относительно просты в изготовлении. Капли выгодно отличаются от микстур своей компактностью, портативностью

Капли должны отвечать требованиям: соответствие анатомо-физиологическим особенностям пути введения и физико-химическим свойствам лекарственных веществ; безопасный уровень микробной контаминации; совместимость лекарственных и вспомогательных веществ; точность концентрации лекарственных веществ и объема (массы) капель; стабильность химическая и физическая (для суспензий и эмульсий); отсутствие механических включений

Капли для внутреннего применения (Guttae pro usu interno) R. : Sol. Papaverini hydrochloridi 2 % 10 mlр D. S. 10 2 По капель раза в день 1 мл – 20 кап 10 мл – 200 кап 0, 2 – 200 кап х– 10 кап х = 0, 01 = РД ВРД ГФ = 0, 2 ВСД ГФ = 0, 6 Растворяют 0, 2 г папаверина гидрохлорида в 5 мл воды очищенной. Раствор процеживают через ватный тампон, предварительно промытый водой очищенной. Остальное количество воды процеживают через этот же тампон

R. : Aethylmorphini hydrochloride 0, 2 р Tincturae Belladonnae Tincturae Menthae ana 5 ml Tincturae Valerianae Tincturae Convallariae ana 10 ml M. D. S. 20 2 По капель раза в день 1 мл – 50 кап 30 мл – 1500 кап. По таблице капель ГФ: 0, 2 – 1500 кап х – 20 кап х = 0, 0027 = РД ВРД ГФ = 0, 03 ВСД ГФ = 0, 1 250 – 1500 кап х – 20 кап х = 3 кап = РД ВРД ГФ = 23 кап ВСД ГФ = 70 кап

Капли для носа (Gutttae rhinologicae. Rhinoguttae) Слизистая оболочка верхних и нижних отделов дыхательных путей покрыта мерцательным эпителием. Основным структурным элементом эпителия являются реснитчатые цилиндрические клетки.

Движение мерцательного эпителия в полости носа направлено к носоглотке, а из нижних отделов дыхательных путей - вверх. Таким образом, дыхательные пути очищаются, из них удаляются некротические клетки, микроорганизмы, пыль, слизь и т. д.

Замедляют движение ресничек некоторые лекарственные вещества. Не рекомендуется закапывать в нос растворы серебра нитрата, кокаина гидрохлорида, кислоты борной выше 1 % концентрации, натрия гидрокарбоната - выше 3 %, эфедрина гидрохлорида - выше 1- 2 %

На транспортную функцию реснитчатого эпителия влияют значения осмотического давления и р. Н водных растворов лекарственных веществ. Наиболее благоприятны изотонические растворы и растворы со значением р. Н от 6, 4 до 9, 0. Приемлемы растворы с осмотическим давлением, соответствующим растворам натрия хлорида в концентрации от 0, 3 до 4 % Дозы ядовитых и сильнодействующих веществ в каплях для носа обычно не проверяют, так как они назначаются для местного действия и в небольших количествах

R. : Furacilini 0, 002 р Dimedroli 0, 05 Ephedrini hydrochloridi Novocaini 0, 1 аа Sol. Natrii chloridi 0, 9 % 10 ml . D. S. 2 3 М По капли в нос раза в день Обычно 0, 02 % раствор фурацилина в 0, 9 % растворе натрия хлорида имеется в виде внутриаптечной заготовки. В 5 мл этого раствора растворяют димедрол, эфедрина гидрохлорид и новокаин. Раствор процеживают через ватный тампон, предварительно промытый раствором фурацилина. Через тот же тампон процеживают остальные 5 мл раствора фурацилина

В виде ушных капель применяют водные, неводные и комбинированные растворы R. : Sol. Dimexidi 20 р % 20 ml D. S. На смоченной турунде вводить в слуховой 2- 3 проход раза в день Растворяют 4 г димексида в 10 мл воды, объем раствора доводят водой до 20 мл Капли ушные (Guttae otologicae. Otoguttae)

R. : Natrii hydrocarbonatis 0, 5 р Glycerini 5, 0 Aquae purificatae 5 ml. D. S. М Закапывать в слуховой проход по 7- 10 3 капель раза в день Раствор готовят при нагревании на водяной бане при температуре 60- 70 °С

Rp. : Resorcini Ephedrini hydrochloride ana 0, 04 Novocaini 0, 3 Dimexidi 4, 0 Glycerini 3, 0 Spiritus aethylici 95 % 3 ml. D. S. 8- 10 М По капель в наружный слуховой 2- 3 проход раза в день Резорцин, эфедрина гидрохлорид и новокаин растворяют в этаноле или в его смеси с глицерином и димексидом

Недостатком капель для носа — водных растворов лекарственных веществ - является кратковременность терапевтического действия. Для пролонгирования действия лекарственных веществ, применяемых при ринитах, рекомендуется вводить в состав капель синтетические полимеры - 1 % метилцеллюлозы или 1 % оксипропилметилцеллюлозы или 4 % спирта поливинилового

Методическую разработку можно использовать для проведения практического занятия по теме на дисциплине МДК 02.01 «Технологии изготовления лекарственных форм» специальности 33.02.01. «Фармация». Цель создания методической разработки: сформировать профессиональные компетенции по изготовлению водных и спиртовых капель по рецептам с концентрацией сухих лекарственных средств меньше 3% и более (ПК 2.1).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ КО

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»

Практическое занятие № 27-28

Тема 3.3. «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ.

Подготовила: Чекмарева Н.А.

2016 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СПИРТОВЫХ КАПЕЛЬ»

ЦЕЛИ:

1. Учебные:

  1. Сформировать профессиональные компетенции по изготовлению водных и спиртовых капель по рецептам с концентрацией сухих лек. средств меньше 3%, 3% и более (ПК 2.1).
  2. Научить студентов:
  • проверять дозы в водных, спиртовых, водно-спиртовых каплях;
  • выбирать и обосновывать оптимальный метод изготовления капель;
  • фильтровать жидкости в малых количествах;
  • упаковывать, оформлять капли к отпуску, оценивать качество изготовленных капель;
  • оформлять документы первичного учета (ПК 2.5).
  1. Продолжить формирование профессиональных компетенций по навыку работы с весами, разновесом, мерными приборами, работы с НД, регламентирующей качество изготовления капель.
  2. Совершенствовать профессиональную компетенцию по организации рабочего места и соблюдению правил санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности (ПК 2.4).

2. Воспитательные:

  1. Воспитывать у студентов чувство профессиональной ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
  2. Воспитывать умения работать с дополнительной специальной литературой, выбирать главное, существенное в изученном материале (ОК 4).
  3. Ориентировать студентов на приобретаемую профессию, воспитывать чувство любви к профессии (ОК 1).

3. Развивающие:

  1. Продолжить формирование профессиональной компетенции по отпуску лекарственных средств населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения (ПК 1.2).
  2. Развивать у студентов логическое и аналитическое мышление.
  3. Развивать умения выделять главное в изучаемом материале.
  4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
  1. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

ТИП ЗАНЯТИЯ: Лабораторно-практическое.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Самостоятельная практическая работа студентов под руководством преподавателя.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Лаборатории № 208, 209.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 мин.

ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

ГФ-X. ВР-1,0, ВР-5. Цилиндры, глазные пипетки, салфетки, вата, смесь спирта с эфиром, ножницы, клей, нитки, купонные кольца, сургуч, спиртовки, сигнатура. Лек. ср-ва: эфедрина гидрохлорид, морфина гидрохлорид, кодеина фосфат, натрия бромид, адонизид, антипирин, адреналина гидрохлорид, раствор атропина сульфата 1%. Этикетки: «Наружное», «Внутреннее», «Хранить в темном месте», «Осторожно!»

ВДС: «Дозирование по массе. Весы. Разновес», «Объемные способы дозирования», «Государственное нормирование качества лек. средств», «Тара. Упаковочный материал. Хранение, работа, отпуск лек. средств списка А и Б». «Растворы», «Изготовление растворов с использованием концентратов».

МДС:

Лат. яз. «Хим. номенклатура. Название солей»

Фармакогнозия «ЛС, действующие на ЦНС»

Фармакология «Наркотические анальгетики»

МДК 02.02. «КК ЛС, произв. аминоспиртов» (адреналин, гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид), «КК ЛС, произв. изохинолина» (морфина гидрохлорид, кодеина фосфат), «КК ЛС, произв. тропана» (атропина сульфат)

После самостоятельного изучения материала

студенты должны ЗНАТЬ:

  • Проверка доз в водных, спиртовых, водно-спиртовых каплях.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 3

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный момент. Мобилизация аудитории 2 мин.
  2. Постановка цели занятия, ее мотивация 2 мин.
  3. Входной контроль 25 мин.

а) разбор рецептов у доски 15 мин.

б) объективное тестирование 10 мин.

  1. Методические указания к практической работе 2 мин.
  2. Выполнение практической работы 113 мин.

Проверка преподавателем промежуточных результатов, коррекция деятельности студентов. Контроль за отработкой практических умений и навыков, оформление дневника.

  1. Выходной контроль. Допроверка дневников 14 мин.
  2. Подведение итогов, задание на дом 2 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Мобилизация аудитории.

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, принимает рапорт дежурного о готовности кабинета и студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Постановка цели занятия, ее мотивация.

Преподаватель отмечает, что капли занимают в рецептуре аптек около 15%, имеют свои особенности как в проверке доз, так и в технике изготовления в отличие от растворов, поэтому фармацевты должны знать эти особенности, чтобы изготовить качественную лек. форму, указывает цели занятия.

3. Входной контроль.

I. Разбор рецептов у доски:

В: Морфина гидрохлорида 0,03

Воды очищенной 10 мл

Об. По 10 кап. 2 раза в день, при болях.

В: Этилморфина гидрохлорида 0,15

Настойки красавки

Настойки пустырника по 15 мл

Об. По 15 кап. 3 раза в день.

В: Валидола 4,0

Раствора нитроглицерина 1%-1 мл

Настойки пустырника

Настойки валерианы по 20 мл

Об. По 10 кап. на сахар под язык при болях в сердце.

II. Контроль знаний методом объективного тестирования.

Для этого студентам предлагаются 2 варианта тестов по 10 заданий. Тесты различного типа и уровня сложности. Время регламентируется преподавателем. Для решения тестовых заданий необходимы таблицы доз, таблицы капель ГФ-Х. Варианты прилагаются (Приложение № 2).

4. Методические указания к практической работе.

Преподаватель отмечает, что на сегодняшнем занятии необходимо изготовить лек. формы - капли, указывает какую посуду взять, обращает внимание на особенности фильтрации жидкостей в малых количествах, показывает как промыть фильтр водой, не входящей в объем, технику изготовления, исходя из концентрации твердых лек. средств, проверку на чистоту и особенность оформления к отпуску, показывает, как укупорить к отпуску пенициллиновые флаконы, как опечатать.

5. Выполнение практической работы.

Студенты получают индивидуальные прописи (Приложение № 3). Организовывают рабочее место и готовят лек. формы, в ходе выполнения задания студенты пользуются ГФ-Х, алгоритмами изготовления (Приложение № 4). Преподаватель корректирует работу отдельных студентов, контролирует отработку студентами профессиональных компетенций по данной теме, студенты оформляют лек. препараты к отпуску, оформляют обратную сторону рецептов, ППК, оформляют дневники, по мере выполнения работ подходят к преподавателю для сдачи лек. препаратов.

При приеме лек. препаратов преподаватель проводит органолептический контроль, проверяет ППК, дневник и задает студентам следующие вопросы, по усмотрению преподавателя:

  1. Что такое капли?
  2. Как они классифицируются?
  3. От чего зависит техника изготовления капель?
  4. Какова техника изготовления капель с концентрацией сухих лек. средств меньше 3%?
  5. Какова техника изготовления капель с концентрацией сухих лек. средств 3% и более?
  6. Как проверить дозы в водных каплях?
  7. Как проверить дозы в спиртовых каплях? Если крепость спирта примерно одинаковая, резко отличается?
  8. Какова техника изготовления спиртовых капель?
  9. Как оформляются к отпуску капли?

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

6. Выходной контроль.

Рекомендуется провести в виде письменного опроса по проверке доз в водных и спиртовых каплях по 10 вариантам (папка ДРФ, 1 стр., или папка КНФ). Каждый студент получает индивидуальное задание. Задание состоит из 5 рецептов, при выполнении задания студенты пользуются таблицей капель ГФ-Х, таблицами доз. Время регламентируется.

По усмотрению преподавателя выходной контроль можно провести в виде письменного опроса по индивидуальным вариантам , где даны 2 рецепта:

А) проверка доз в водных каплях,

Б) проверка доз в спиртовых каплях (Приложение № 5).

7. Подведение итогов.

Преподаватель выставляет оценку за практику каждому студенту с учетом теоретической подготовки к практической работе, оценки комментируются. Преподаватель ставит свою подпись и обращает внимание студентов на отдельные профессиональные компетенции , выполнение которых было не на высоком уровне. Отмечает студентов, которые грамотно, эстетично оформили лек. препараты к отпуску. Преподаватель спрашивает у студентов «достигнута ли поставленная цель»?

Основная литература:

  • Работа с уч. лит-рой.

Дополнительная литература:

Приложение № 1. Методические рекомендации студентам для самоподготовки к практическому занятию.

Приложение № 2. Варианты тестовых заданий.

Приложение № 3. Рецептура для выполнения на практическом занятии.

Приложение № 4. Алгоритм изготовления водных капель с концентрацией сухих лек. средств до 3%, 3% и более.

Приложение № 5. Варианты письменного опроса.

Приложение № 1

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060301

Профессиональный модуль ПМ.02: Изготовление лек. форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля.

Раздел ПМ 1. Изготовление лекарственных форм.

МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм».

Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм.

ТЕМА 3.3.: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАПЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИХ ОДНО ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЛЕК. ВЕЩЕСТВ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СПИРТОВЫХ КАПЕЛЬ»

ЦЕЛИ:

  1. Проверить знания, умения студентов по данной теме.
  2. Сформировать умения:
  • Проверять дозы в водных, спиртовых, водно-спиртовых каплях.
  • Выбирать и обосновывать оптимальный метод изготовления капель.
  1. Отработать умение готовить капли с концентрацией сухих лек. средств меньше 3%, 3% и более.
  2. Отработать навыки:
  • Фильтровать жидкости в малых количествах.
  • Упаковывать, оформлять капли к отпуску, оценивать качество изготовленных капель.
  1. Закрепить навыки работы с весами, разновесом, мерными приборами.
  2. Закрепить умение работать с НД, регламентирующей качество изготовления капель.
  3. Совершенствовать навык организации рабочего места.

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 180 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Лаборатории № 208, 209

ЗНАТЬ:

  • Проверка доз в водных, спиртовых и водно-спиртовых каплях.
  • Правила изготовления капель на водных и неводных растворителях.
  • Хранение. Отпуск

НА ЗАНЯТИИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

  1. Ответить на вопросы входного контроля.
  2. Изготовить капли на водных и неводных растворителях с концентрацией сухих лек. средств до 3%, 3% и более по предложенным рецептам, оформить дневник.
  3. Ответить на вопросы выходного контроля.

ПРИМЕРНАЯ РЕЦЕПТУРА:

В: Морфина гидрохлорида 0,1

Воды очищенной 10 мл

Д. Об. По 10 кап. 2 раза в день.

В: Настойки ландыша

Настойки красавки по 10 мл

Натрия бромида 2,0

Воды очищенной 20 мл

В ходе выполнения практической работы студенты

приобретают следующие КОМПЕТЕНЦИИ:

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):

Основная литература:

  • Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 183-184
  • Работа с уч. лит-рой.
  • Выполнение расчетов и описание технол. изгот-я капель.
  • Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску жидких лекарственных форм.

Дополнительная литература:

  • Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 221-223

Приложение № 2

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВОМУ ОПРОСУ

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 1

Б, Г

1 – Б

2 – А

3 – Б

4 – В

5 – А

Б, Г

1 – Б

2 – А

3 – Б

4 – В

5 – А

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:

15 – 14 ответов – «5»

13 – 12 ответов – «4»

11 – 10 ответов – «3»

9 ответов и менее – «2»

Приложение № 3

РЕЦЕПТУРА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ.

В: Морфина гидрохлорида 0,1

Воды очищенной 10 мл

Д. Об. По 10 кап. 3 раза в день.

В: Кодеина фосфата 0,2

Натрия бромида 2,0

Адонизида 5 мл

Воды очищенной 20 мл

Д. Об. По 2 кап. 3 раза в день.

В: Настойки ландыша

Настойки валерианы по 10 мл

Натрия бромида 1,0

Воды очищенной 10 мл

Д. Об. По 10 кап. 4 раза в день.

В: Раствора атропина сульфата 0,1%-10 мл

Д. Об. По 8 кап. При болях.

В: Раствора эфедрина гидрохлорида 3%-10 мл

Д. Об. По 2 капли 3 раза в день в нос.

В: Раствора норсульфазола 2%-10 мл

Д. Об. По 2 капли в нос.

В: Кислоты борной 0,3

Спирта 10 мл

Д. Об. Капли в ухо.

Рецепты могут быть изменены по усмотрению преподавателя исходя из дефектуры, с учетом регионального компонента.

Приложение № 4

АЛГОРИТМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОДНЫХ КАПЕЛЬ.

Концентрация твердых

лек. средств меньше 3%.

Концентрация твердых

лек. средств 3% и выше.

  1. Отмерить точное количество воды.
  2. Разделить на две части.
  3. В одной растворить сухие лек. средства.
  1. Профильтровать в отпускной флакон, через вату, промытую водой, не входящей в раствор.
  2. Проверить на чистоту.
  1. Добавить воду из второй подставки через этот же фильтр.
  1. Налить в подставку половину воды.
  2. Растворить сухие лек. средства.
  3. Профильтровать в цилиндр через вату, промытую водой не входящей в раствор.
  4. Проверить на чистоту.
  1. Довести объем до нужного через этот же фильтр.
  2. Перелить в отпускной флакон.
  1. Укупорить. Оформить к отпуску.
  2. Выписать ППК.

Приложение № 5

Вариант № 1

Проверить дозы:

В: Р-ра промедола 1% - 10 мл

Д. Об.: По 5 кап. 2 р. в день при болях.

В: Н-ки красавки 3 мл

Н-ки пустырника 7 мл

Н-ки боярышника 10 мл

Д. Об.: По 15 кап. 3 р. в день.

Вариант № 2

Проверить дозы:

В: Р-ра этилморфина г/хл 0,2 – 15 мл

Д. Об.: По 10 кап. 2 р. в день.

В: Адонизида 5 мл

Н-ки мяты 3 мл

Н-ки пустырника 7 мл

Н-ки валерианы 10 мл

Вариант № 3

Проверить дозы:

В: Атропина сульфата 0,05

Воды очищенной 10 мл

См. Д. Об. По 2 кап. 2 р. в день.

В: Н-ки строфанта 2 мл

Н-ки валерианы

Н-ки полыни по 5 мл

Вариант № 4

Проверить дозы:

В: Р-ра атропина сульфата 0,3% - 20 мл

Д. Об. По 4 кап. 2 р. в день.

В: Н-ки строфанта 4 мл

Н-ки валерианы 16 мл

См. Д. Об.: По 15 кап. 2 р. в день.

Вариант № 5

Проверить дозы:

В: Морфина гидрохлорида 0,01

Воды очищенной 10 мл

См. Д. Об.: По 20 кап. 2 р. в день.

В: Н-ки красавки

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

Вариант № 6

Проверить дозы:

В: Йода 0,05

Калия иодида 0,1

Воды очищенной 50 мл

См. Д. Об.: По 10 кап. 2 р. в день.

В: Адонизида 5 мл

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

См. Д. Об.: По 25 кап. 3 р. в день.

Вариант № 7

Проверить дозы:

В: Р-ра дионина 1% - 10 мл

В: Н-ки красавки 6 мл

Н-ки пустырника

Н-ки валерианы по 5 мл

Н-ки ландыша 7 мл

См. Д. Об.: По 30 кап. 2 р. в день.

Вариант № 8

Проверить дозы:

В: Р-ра апоморфина гидрохлорида 0,2% - 10 мл

В: Ментола 0,2

Н-ки красавки

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

См. Д. Об.: По 15 кап. 3 р. в день.

Вариант № 9

Проверить дозы:

В: Р-ра атропина сульфата 0,02 – 15 мл

Д. Об.: По 10 кап. 3 р. в день.

В: Н-ки чилибухи 6 мл

Н-ки полыни

Н-ки валерианы по 7 мл

См. Д. Об.: По 10 кап. 3 р. в день.

Вариант № 10

Проверить дозы:

В: Р-ра скополамина гидробромида 0,1% - 10 мл

Д. Об.: по кап. 2 р. в день.

В: Р-ра нитроглицерина 1% - 5 мл

Н-ки валерианы

Н-ки ландыша по 10 мл

См. Д. Об.: По 5 кап. на прием.

Вариант № 11

р.д. 2 кап.

с.д. 0,005

с.д. 6 кап.

р.д. 0,0066

р.д. 3 кап.

с.д. 0,0132

с.д. 9 кап.

р.д. 0,005

р.д. 5 кап.

с.д. 0,001

с.д. 10 кап.

р.д. 0,0006

р.д. 3 кап.

с.д. 0,0012

с.д. 6 кап.

р.д. 0,001

р.д. 5 кап.

с.д. 0,001

с.д. 15 кап.

р.д. 0,0005

р.д. 5 кап.

с.д. 0,001

с.д. 15 кап.

р.д. 0,005

р.д. 8 кап.

с.д. 0,015

с.д. 16 кап.

р.д. 0,001

р.д. 5 кап.

с.д. 0,003

с.д. 15 кап.

р.д. 0,0006

р.д. 3 кап.

с.д. 0,0018

с.д. 9 кап.

р.д. 0,0005

р.д. 3 кап.

с.д. 0,001

с.д. 9 кап.

р.д. 0,00125

р.д. 2,5 кап. (2,4)

с.д. 0,0025

с.д. 10 кап. (9,6)


1. ЦЕЛЬ: Научиться готовить капли - водные растворы лекарственных веществ и оценивать их качество на основании теоретических положений темы, свойств лекарственных веществ и в соответствии с требованиями НД.

2. Вопросы для подготовки к теме:

    Характеристика капель как лекарственной формы.

    Классификация капель по способу назначения и природе растворителя

    Особенности проверки доз ядовитых и сильнодействующих веществ в каплях для внутреннего применения.

    Технология капель - водных растворов лекарственных веществ.

    Оценка качества капель и оформление их к отпуску.

    Основные пути совершенствования качества и технологии капель.

3. Учебный материал

Капли - жидкая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего или наружного применения, дозируемая каплями. Капли обладают всеми достоинствами, присущими жидким лекарственным формам (высокая биодоступность, по сравнению с твердыми лекарственными формами, удобство в применении, простота в изготовлении). Но из-за более высокой концентрации лекарственных веществ по сравнению с микстурами в каплях относительно чаще встречаются химические несовместимости. В экстемпоральной рецептуре аптек капли занимают около 15%.

Капли квалифицируют по применению - для внутреннего и наружного применения (капли для носа, ушные, зубные и др.). Как дисперсные системы могут быть - истинные растворы, коллоидные растворы, эмульсии, суспензии. По характеру растворителя - водные и неводные капли.

Приготовление капель складывается из следующих стадий:

I. Подготовительная стадия:

    Анализ состава прописи на совместимость.

    Проверка доз ядовитых и сильнодействующих веществ (в каплях для внутреннего применения) и нормы отпуска для наркотических и одурманивающих лекарственных веществ.

    Подготовка упаковочного и укупорочного материала.

    Проведение необходимых расчетов.

II. Растворение (сухих лекарственных веществ в рассчитанном количестве воды очищенной или использование концентрированных растворов лекарственных веществ).

III. Фильтрование (с использованием “приема фильтрования малых объемов”).

IV. Упаковка и оформление к отпуску (во флаконы бесцветного или оранжевого стекла с плотнозакрывающимися пробками и прокладками, этикетка “Наружное” или “Внутреннее”, дополнительные этикетки - согласно свойств ингредиентов капель в соответствии с действующей НД).

V. Оценка качества капель (проверка документации, правильность упаковки и оформления, органолептический контроль, отсутствие механических включений, отклонения в объеме, выборочно-химический и опросный контроль).

Особенностью технологии капель - водных растворов лекарственных веществ обусловлено малым объемом их прописывания в рецепте (обычно 5-15 мл). С целью сохранения объема и концентрации лекарственные вещества растворяют примерно в половинном количестве воды очищенной. Полученный раствор фильтруют через ватный тампон, предварительно промытый водой очищенной. Оставшееся количество воды фильтруют через этот же тампон.