Проективные методики — тесты для исследования личности. Проективные психологические тесты

  • Дата: 30.09.2019

4. Проективные тесты.

Проективные тесты, по мнению Л. Франка – это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта . Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны . Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.

Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:

· исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;

· личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;

· эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности .

Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:

1. Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);

2. Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);

3. Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);

4. Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);

5. Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);

6. Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);

7. Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);

8. Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) .

В типичных случаях проективные методики – это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе были рассмотрены психодиагностические методы исследования (тесты), с помощью которых проводится сбор и обработка полученной первичной информации. Была дана общая характеристика тестов, рассмотрены разновидности психодиагностических методик, определены и охарактеризованы основные требования к ним на основании приведённой литературы. Также были рассмотрены отдельные виды тестов, обозначены их положительные и отрицательные моменты, приведены классификации методик по различным аспектам исследования. На основании рассмотренного материала можно сделать вывод о существовании большого числа разнообразных психодиагностических методов, которые можно применять для исследования практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Без тестов, опросов, анкетирования немыслимо проведение социологических, статистических исследований, с их помощью осуществляется подбор кадров в различных отраслях деятельности. С помощью психодиагностических методик можно исследовать массу явлений, однако для этого необходимо правильно использовать данные методики. Применять психодиагностические тесты нужно строго по назначению, пользуясь инструкцией для проведения тестирования, анализа собранной информации. Психодиагностические методы требуют серьёзного подхода, для работы с ними необходимо иметь специальное образование или пройти специальные курсы. Это позволяет избежать ошибок при оценке результатов психодиагностического обследования и, особенно, при постановке диагноза и назначении адекватной терапии, так как неправильное оказание психотерапевтической помощи может нанести вред здоровью пациента, а иногда даже угрожает его жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2005. – 688 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2003. – 528 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. – 164 с.

4. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М.: Издательство "КСП +", 1999. – 320 с.

5. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2000. – 440 с.

6. Слободская Е.Р., Князев Г.Г., Сафронова М.В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и её использование для оценки риска употребления психоактивных веществ/ Психологический журнал. М., 2006. Том 27, №3. С.94 – 105.


Тесты проективные

(от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик целостного изучении личности , основанного на психологической интерпретации результатов проекции . Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты (см. ), но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. , оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями). Различают ассоциативные Т. п. (например, незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (, рисование на свободную тему, и др.). Один из наиболее распространенных ассоциативных Т. п. разработан Г. Роршахом . Он отобрал 10 стимулов - чернильных пятен, реакции на к-рые оказались наиболее характерными. Пятна одно за другим предъявляются испытуемому, который должен сказать, на что они похожи, о чем они ему напоминают. Многие психологи рассматривают Т. п. как наиболее ценные личностные тесты (см. ), ибо они «портретируют» всю , позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, невротические реакции (см. ) и т. п. Большим достоинством Т. п. является то, что они облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, к-рые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Т. п. требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по применению методики.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

(англ. projective tests , projective techniques ) - группа методик, предназначенных для диагностики личности , в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856-1926) в его методике свободных ассоциаций . Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов интеллекта ) не м. б. альтернативными (напр., правильно - неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель Т. п. относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам ( , ), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова.)

Добавление ред.: Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939); понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи психоанализа .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "тесты проективные" в других словарях:

    Тесты Проективные - (от лат. projectio бросание вперед) тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его… … Психологический словарь

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - англ. tests, protective; нем. Tests, projektive. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в к рых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов (незавершенные предложения, несуществующее животное, дом дерево человек, нарисуй человека, тесты М. Люшера, Г. Роршаха, ТАТ и др.)… …

    Тесты проективные - (от лат. projection выбрасывание вперед) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции … Исследовательская деятельность. Словарь

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - англ. tests, protective; нем. Tests, projektive. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в к рых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию … Толковый словарь по социологии

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - (от лат. projectio выбрасывание вперед) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Этимология. Происходит от англ. test испытание, исследование. Категория. Класс тестов. Специфика. Служат для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных… …

    Методы психодиагностики, с помощью к рых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот р … Большая психологическая энциклопедия

    ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - тип методик, ориентированных на измерение или констатацию результата, достигнутого испытуемым при выполнении тестового задания. При этом показатель скорости работы испытуемого не принимается во внимание или имеет вспомогательное значение… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Этимология. Происходит от лат. projectio бросание вперед и англ. test испытание, исследование. Автор. Впервые использованы Э.Крепелином в виде методики свободных ассоциаций. Категория. Тесты, служащие для определения личностных особенностей при… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психодиагностика, коррекция и развитие личности , Н. И. Шевандрин. В книге изложены сведения о современных подходах к описанию личности и ее развития, методах психодиагностики, психокоррекции и развития личности. Приведены примеры тренинговых процедур,…

Приведенные здесь проективные методы - это тесты в картинках , которые включая тестируемого в изобразительный процесс, помогают узнать о характере человека, его отношения с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.

Тесты в рисунках - не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, развеяться, избавиться от негативных переживаний.

Два небольших проективных теста в картинках приоткроют завесу будущего и ответят на вопрос, каким будет ваш жизненный путь, если придерживаться существующего на сей момент стиля жизни.

1. Проективная методика “Ваша дорога жизни”

2. Проективный методика “Хозяин своей судьбы”

Проективные тесты (тесты в картинках) "Ваша дорога жизни" и "Хозяин своей судьбы ”:

Проективный тест “Ваша дорога жизни”.

Инструкция.

Вы видите перед собой изображение поверхности некоего материка. Обратите внимание на реки, островки, леса. Здесь есть и болото, и даже возвышенности. Ваша зада­ча - проложить дорогу через весь материк, это во-первых. А во-вторых, вам нужно будет дать название всем рекам, лесам, островкам, мысам и заливам. Придайте карте завершенный вид.

Стимульный материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

Первым делом обратите внимание на те названия, которые вы дали островкам, лесам, рекам и всему тому, что изображено на карте.

  • Если вы выбрали красивые названия (мыс вечной надежды, остров плачущих небес и т.д.), то это говорит о вашем желании наполнить свою жизнь смыслом, найти свое место, понять свое предназначение. Вы не представляете себе жизни без надежды, без веры в светлое завтра. Вы в некотором роде идеалист, однако с течением времени ваши идеи откорректируются и примут вполне реальный вид.
  • Если вы дали всем рекам и островам реально существующие названия (река Амударья, остров Сахалин и т. д.), то это говорит о вашей осторожности и готовности идти в жизни путем, который укажут другие. Вы живете так, словно выполняете чей-то завет: идете по стопам родителей, претворяете в жизнь какую-то глобальную идею или следуете совету старшего товарища. Все это похвально, но вспомните о том, что это все же ваша жизнь, а не чья-либо еще.
  • Если ваша дорога проходит по самому краю материка, старательно огибая все препятствия, то это говорит о том, что вы оптимист, верите в свою удачу и не хотите даже думать о возможных препятствиях. И чаще всего препятствия отвечают вам взаимностью:)
  • Если ваша дорога идет вдоль рек, то это значит, что вы жизнерадостны, ваша жизнь полна интересных приключений, вы верите в то, что у вас впереди очень много необыкновенных событий. Даже если с вами уже случалось что-то неприятное, то вы стараетесь не зацикливаться на своих бедах. В любом случае, в вашей жизни все обязательно образуется и все будет хорошо.
  • Если ваша дорога проходит насквозь весь материк, не огибая опасные и труднопроходимые места, то это говорит о вашей силе, целеустремленности и решительности, вы никогда не спасуете перед опасностью, не побежи­те от нее. Это не значит, что вам не хотелось бы легкой дороги и приятного пути, но вы по натуре боец, вы не можете допустить и мысли о возможном отступлении. Если у вас есть конкретная цель, то никто и ничто не сможет вам помешать идти к ней.

Проективный тест “Хозяин своей судьбы”.

Инструкция.

Внимательно посмотрите на этот рисунок. Перед вами часть комнаты, и вам придется взять на себя роль дизай­нера, а также художника-оформителя, маляра, штукатура и т. д. Ваша задача - придать этой комнате жилой вид. Также позаботьтесь об обоях!

Стимульный материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

Для начала посмотрите на дверь и окно. На этом рисунке они изображены с явным нарушением перспективы. Очень показательный момент: если вы попытались выровнять окно и дверь, то это говорит о вашем стремлении контролировать все, что происходит в вашей жизни. Вы любите быть в курсе всех событий, вам это не­обходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вы предпочитаете сами все проверить.

  • Если же вы оставили дверь и окно без изменений, то это означает, что вы принимаете жизнь такой, какая она есть. Вы терпеливо, не жалуясь на судьбу, куете свое счастье.
  • Если вы нарисовали на стене еще одно окно, то это говорит о вашей повышенной потребности в обще­нии, вы не можете жить вне общества. Если это окно занимает больше половины стены, то для вас важно, что подумают другие.
  • Если вы украсили пол ковром или тщательно вы­рисовали на нем паркет или линолеум, то это говорит о вашем ярко выраженном стремлении к не­зависимости. Вы цените во всем основательность и ра­зумность, вы твердо стоите на земле.
  • Если вы нарисовали в комнате дополнительные предметы (мебель, посуду), то это значит, что вы сами творите свою судьбу. Вы вери­те в счастливый случай и предопределенность, однако понимаете, что под лежачий камень вода не течет. Ваш жизненный принцип - закидывать удочки во все сто­роны, чтобы увеличить вероятность клева.
  • Особое внимание следует уделить обоям или их от­сутствию. Если вы закрасили стены сплошным цветом, то это говорит о том, что вам надо уделять больше внимания благоприятным возможностям, которые появляются в поле вашего зрения. А они появляются, не сомневайтесь!
  • Если вы старательно покрыли стены обоями с мелким рисунком, то это значит, что вы аккуратны, пунктуальны, ответственны. Крупный рисунок на обоях говорит о том, что вы настоящий бунтарь, не согласны мириться с тем что есть, и обязательно найдете (или уже нашли) свой путь. Ваша настойчивость и упорство приведут вас к успеху.

Первый большой публичный успех психологии был связан с оценкой (диагностикой). Вдобавок к кратким групповым тестам на характеристики личности и на интеллект для скрининг-обследования солдат психология заслужила общественное признание своими индивидуальными тестами на интеллект для детей. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Психиатры и социальные работники нуждались в помощи для дифференциальной диагностики психопатологии и понимания личностной динамики. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов - проективными и объективными.

Проективные тесты. Первые тесты словесных ассоциаций были разработаны Гальтоном, Юнгом и другими психологами в 19 веке, однако наиболее успешным проективным тестом был тест чернильных пятен Роршаха, опубликованный в его книге "Психодиагностика" в 1921 году. Тест состоял из серии чернильных пятен, и испытуемым предлагалось ответить, что эти кляксы им напоминают. Хотя термин проективная методика не употреблялся до 1939 года, в отношении теста Роршаха предполагалось, что испытуемые будут проецировать свою личность и бессознательные конфликты на неясные чернильные пятна, пытаясь придать им осмысленность. Проективные тесты получили широкое признание, несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно их валидности. Разработанные в период между мировыми войнами, они активно используются и сегодня.

Объективные тесты. Экспериментальная психология сдерживала излишне широкое распространение проективных тестов из-за их психоаналитического оттенка. Психологи использовали концепцию измерения нормы и отклонений, лежащую в основе тестов на интеллект, приложили ее к измерению личности и получили так называемые объективные тесты.

«Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.».

Психологические тесты и процедура оценки критикуются с тех пор, как они существуют: за их нерентабельность, возможность злоупотреблений, недостаточную валидность и неправильное применение и т.д. «Научное» разрешение споров, наверно, маловероятно. При этом тесты все еще остаются важной составляющей профессиональной психологии, и их продолжают исследовать, применять, интерпретировать и совершенствовать.

Выбранная тема является достаточно актуальной в современных условиях развития профессиональной психологии и психодиагностики, в частности.

Объектом данного курсового исследования является психологическая оценка как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации о поведении или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.

Предмет исследования:

Применение проективных личностных тестов.

Гипотеза исследования: Применение проективных методик в сочетании с другими методами оценки позволяет выявить неосознаваемые или не вполне осознаваемые мотивы и тенденции в поведении личности.

Цель исследования:

Теоретическое изучение организации процесса оценки личности и поведения, сравнительный анализ различных методов диагностики.

Задачи исследования:

    Описать основные этапы процесса оценки личности и поведения;

    Рассмотреть надежность и валидность проективных методик.