Представителями монизма как философского учения являются. Направления философии

  • Дата: 22.09.2019

Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики.
С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.
Проблема единства мира является одной из древнейших проблем в философии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.
Начиная с XVIII века, когда наука окончательно оформилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности, появилась возможность с ее помощью более аргументированно отстаивать единство мира, не прибегая к потусторонним силам. Теория Канта - Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Периодический закон Д.И. Менделеева связал воедино все химические элементы, а теория происхождения видов Ч. Дарвина не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности для понимания природы идеального сознания как неразрывно связанного с живым веществом. Данная теория характеризуется переходом от изучения отдельных вещей к изучению процессов и состояний, от разъединения природы к объединению ее в единую систему, что позволило затем лучше понять генезис человека и его сознания, определить их реальное место в мире и, в конечном счете, показать единство человека и природы.
Создание теории относительности и квантовой механики в XX столетии существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве

МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В этом смысле термин «М.» впервые использован X. Вольфом, называвшим монистами тех, кто признает только одну, основную субстанцию. М. противопоставляются дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.
В антич. философии М. первоначально имел форму представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, напр. вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Классическими противниками крайнего М. были Парменид из Элеи и Б. Спиноза. На подчеркнуто монистическом представлении о реальности основывается христианская религия. Крайней формой М. являлся диалектический материализм, доказывавший, что все разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи.
Различают материалистический и идеалистический М. Материалистический М. постулирует в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, напр. атомы (Демокрит

), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический М. исходит из духовного первоначала - идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п. Перед любой монистической концепцией встает проблема рационального объяснения отношения материального и духовного: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны? Трудности в решении этой проблемы привели к возникновению дуализма (Р. Декарт) и плюрализма (Г.В. Лейбниц), которые постулируют существование двух и более независимых субстанций. Однако и для этих концепций сохраняется трудная проблема объяснения взаимодействия независимых субстанций.
Сущность М. трактуется по-разному, так что имеется множество видов М.: М. неразличимости в основе мира (философия тождества); М. божественной субстанции (пантеизм, панэнтеизм); М. жизни (гилозоизм, панвитализм); М. всеобщей одушевленности (панпсихизм); М. сознания, мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); М. материи (материализм, натурализм); М. энергии (энергетизм) и др. В эпистемологическом плане М. означает, что реальный объект и идея о нем (восприятие или понятие) совпадают в познавательном отношении, как это утверждает, напр., крайняя мистика.

Монизм (от греч. monos -- один, единственный) -- рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В этом смысле термин монизм впервые использован X. Вольфом (XVIII в.), называвшим монистами тех, кто признает только одну, основную субстанцию.

Различают материалистический и идеалистический монизм. Материалистический монизм рассматривает в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, например атомы (Демокрит), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический монизм исходит из духовного первоначала -- идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п. Перед любой монистической концепцией встает проблема рационального объяснения отношения материального и духовного: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны? Трудности в решении этой проблемы привели к возникновению дуализма (Р. Декарт) и плюрализма (Г.В. Лейбниц), которые постулируют существование двух и более независимых субстанций. Однако и для этих концепций сохраняется трудная проблема объяснения взаимодействия независимых субстанций.

Сущность монизма трактуется по-разному, так что имеется множество видов монизма:

· монизм неразличимости в основе мира (философия тождества);

· монизм божественной субстанции (пантеизм, панэнтеизм);

· монизм жизни (гилозоизм, панвитализм);

· монизм всеобщей одушевленности (панпсихизм);

· монизм сознания, мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм);

· монизм материи (материализм, натурализм);

· монизм энергии (энергетизм) и др.

Эклектизм (от eklegw - избираю) - направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в.).

В более узком и точном смысле обозначает тенденцию в философии, направленную на то, чтобы взять «самое лучшее» из различных философских учений. Такая тенденция четко обозначилась в поздней эллинистической философии: в среднем стоицизме, заимствовавшем элементы платонизма и аристотелизма, и особенно в Академии в I в. до н: э., склонявшейся к аристотелизму и стоицизму. Наиболее яркий представитель римского эклектизма -- Цицерон, сознательно стремившийся собрать все наиболее ценное из греческой философии, дать возможность всем греческим философам донести до римлян свою истину. Вторично эклектизм как сознательная установка возобладал во Франции в начале XIX в. Французские эклектики (Руайе-Колар, Кузен, Жоффруа) считали, что ни одно учение не обладает истиной во всей ее полноте, но владеет ее определенной долей, поэтому нужно комбинировать различные идеи и концепции. Причем не только в философии, но и в политике. Они пропагандировали в своих университетских лекциях философию Шотландской школы, пытаясь соединить положения шотландца Т. Рида с идеями своего современника и соотечественника Мэн де Бирана, а затем также и с идеями немецких философов -- Шеллинга и Гегеля.

- (от греч. mónos - один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Большая советская энциклопедия

  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма - дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). Большой энциклопедический словарь
  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - англ. monism; нем. Monismus. Философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала (либо материи, либо духа) всего существующего. см. ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ. Социологический словарь
  • монизм - монизм м. Философское учение, признающее основой всего существующего лишь одно начало: либо материю - материалистический монизм, либо дух - идеалистический монизм. || противоп. дуализм Толковый словарь Ефремовой
  • монизм - МОН’ИЗМ, монизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. monos - один) (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (·в·противоп. дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Толковый словарь Ушакова
  • монизм - МОНИЗМ, а, м. Философское направление, признающее, в противоп. дуализму, основой мира одно начало (материю или дух). | прил. монистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы... Новейший философский словарь
  • монизм - Монизм, монизмы, монизма, монизмов, монизму, монизмам, монизм, монизмы, монизмом, монизмами, монизме, монизмах Грамматический словарь Зализняка
  • монизм - МОНИЗМ -а; м. [от греч. monos - один, единый] Философское учение, признающее в качестве первоосновы многообразия явлений мира одно начало - либо материю, либо дух (ср. дуализм, плюрализм). Материалистический, идеалистический м. ◁ Монистический, -ая, -ое. М-ая философия. М. взгляд на мир. Толковый словарь Кузнецова
  • монизм - орф. монизм, -а (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  • монизм - -а, м. Философское учение, исходящее из признания в качестве первоосновы всего многообразия явлений мира одного начала - либо материи, либо духа (идеи); противоп. дуализм. Материалистический монизм. Идеалистический монизм. [От греч. μόνος - один] Малый академический словарь
  • Монизм - Способ рассмотрения разнообразия явлений мира в свете единой основы (материалистической или идеалистической) всего мира. Противоположность монизма - дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал Краткий религиозный словарь
  • монизм - Монизма, мн. нет, м. [от греч. monos – один] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (в противоположность дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Большой словарь иностранных слов
  • Монизм - (от греческого μονος - единый) - обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Монизм - это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм - один из вариантов рассмотрения многообразия мировых явлений в свете единого начала, общей основы всего существующего. Противоположностью монизма является дуализм, который признает два независимых друг от друга начала, и плюрализм, основывающийся на множественности начал.

    Значение и виды монизма

    Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого - найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго - найти единую основу всех существующих явлений. По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности:

    1. Материализм.

    Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами.

    Понятие монизма

    Монизм - это концепция, которая признает основой мира одну субстанцию. То есть это направление философии исходит из единого начала, в отличие от дуализма и плюрализма, направлений, неспособных обосновать взаимосвязь духовного и материального. Решением этой проблемы монизм видит единство мира, общую основу бытия. В зависимости от того, что признается за эту основу, монизм подразделяется на материалистический и идеалистический.

    Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Такое стремление появляется в результате размышлений над закономерностью, проявляющейся при движении от целого к частям. Количество открывающихся объектов при таком делении увеличивается, а разнообразие их уменьшается. К примеру, клеток больше, чем живых организмов, но их видов меньше. Молекул меньше, чем атомов, но они разнообразнее. Путем предельного перехода делают вывод, что в результате уменьшения разнообразия при продвижении внутрь предмета будет совершенно однородный первосубстрат. Это и есть основной принцип монизма.

    Принципы монизма - это поиск такой первоосновы. И эта задача была первостепенной еще с момента монизма. Например, Гераклит утверждал, что все состоит из огня, Фалес - из воды, Демокрит - из атомов и так далее. Последняя попытка найти и обосновать первооснову мира была предпринята Э. Геккелем в конце 19-го века. Тут в качестве основы был предложен эфир.

    Формы монизма

    Монизм - это способ решения основного вопроса в философии, который с учетом понимания искомой первоосновы мира делится на континуальную и дискретную форму. Континуальный монизм описывает мир понятиями формы и субстрата, дискретный - структуры и элементов. Первый представляли такие философы, как Гегель, Гераклит, Аристотель. Представителями второго считаются Демокрит, Лейбниц и прочие.

    Для мониста нахождение первоосновы не является главной целью. Дойдя до искомого первосубстрата, он получает возможность двигаться в обратном направлении, от частей к целому. Определение общности позволяет найти связь изначально между первоэлементами, а потом между их более сложными соединениями. Движение к целому от его первоэлементов можно осуществлять двумя способами: диахроническим и синхроническим.

    При этом монизм - это не только точка зрения, но и способ исследования. К примеру, теория математических чисел выводит множество своих объектов из натурального числа. В геометрии за основу берется точка. Монистический подход в пределах одной науки пытались применить при разработке мировоззренческого монизма. Таким образом, появились учения, считавшие мировой основой (механицизм), число (Пифагор), физические процессы (физикализм) и так далее. Если в процессе возникали сложности, то это приводило к отрицанию монизма плюрализмом.

    В политической сфере монизм выражается в установлении однопартийной системы, в уничтожении оппозиции, гражданских свобод и системы разделения власти. Сюда можно включить вождизм и абсолютное соединение партийного и государственного аппарата. Культивирование насилия, террора и массовые репрессии.

    В экономике монизм проявляется установлением одной государственной формы собственности, или монопольного контроля экономики государством. В духовной сфере это выражается в признании только официальной идеологии, которая призвана отрицать прошлое и настоящее во имя будущего. Такая идеология определяет право режима на существование, борется с инакомыслием, полностью контролирует средства массовой информации.

    Для классификации философских течений немаловажную роль играет отнесение их к одному из двух направлений – монизму или дуализму (плюрализму). Сами названия проясняют эту классификацию. Монизм (от греч. монос – один) признает в качестве первоосновы мира, его субстанции какой-либо единственный элемент – материю или дух. Первоначально монизм восходит к материалистическим представлениям античных натурфилософов о первовеществе. Материалистическая традиция монизма достигла наивысшего расцвета в диалектическом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса, где материя представлялась вечной и бесконечной субстанцией, обладающей имманентными законами развития.

    В качестве единственного первоначала, причины и сущности бытия может быть предложена идеальная сущность, в этом случае говорят об идеалистическом монизме, или просто об идеализме. Первой идеалистической философской системой была философия Платона, впоследствии идеализм развивается в средневековой христианской философии (что закономерно в связи с представлением о Боге как единственном первоначале), в философии Нового Времени (в системах Декарта, Лейбница, Юма и др.), в немецкой классической философии (Шеллинг, Гегель и др.). Идеализм принято подразделять на объективный и субъективный. Первый из них признает реальное существование единичного идеального первоначала, духовной субстанции, – таков идеализм Платона, Фомы Аквинского, Гегеля. Субъективный идеализм отрицает такое начало и говорит о человеческом духе как продуценте окружающего мира. Представителями субъективного идеализма являются Беркли, Юм и др.

    Корни идеалистической философии нередко выводят из религиозных представлений, основываясь на сходстве понятий Бога как творца мира и, например, гегелевского Абсолюта как универсальной первичной духовной субстанции. Однако такой подход не вполне правомерен, поскольку задолго до формирования религиозного мировоззрения в философии уже появляются идеалистические системы.

    Дуализм (от лат. дуалис – двойственный) предполагает, в противоположность монизму, существование двух исходных субстанций – материальной и духовной. Ранние концепции дуализма можно обнаружить уже в древнейших религиозно-философских представлениях, например, в ведической философии. В античности примером дуалистической концепции является философская система Анаксагора, который предполагал, что изначально существовали мельчайшие невидимые материальные частицы – гомеомерии, которые являлись «семенами» всех веществ. В какой-то момент неподвижным гомеомериям был придан импульс движения, который исходил от внешнего (по отношению к ним) агента, который Анаксагор называет «нус» (греч. ум). Нус представляет собой идеальное начало, в противовес материи, взаимодействуя с которой он и создает движение, приведшее к появлению мира.


    Философские дуалистические представления коррелируют с религиозными, причем это развитие дуалистических взглядов переносит представление о двойственности первоначала бытия на двойственность противоборствующих сверхъестественных сил. Наиболее показательны в этом отношении религия древнего Ирана – зороастризм (по имени пророка Зороастра или Заратустры), и манихейство – религиозная система, представляющая позднейшее развитие зороастризма. Об этих религиях стоит упомянуть лишь потому, что некоторые их элементы легли в основу наиболее одиозных сект, распространившихся в Европе с 4 в. н.э. и существующих до настоящего времени, в том числе и в России.

    Исходными первоначалами выступают два равнозначащих божества – Ахура-Мазда (в греческой, а позднее и в западноевропейской транскрипции известен как Ормузд), и Ангро-Майнью (Ариман). Первый олицетворяет силы света и добра, второй – силы зла. Борьба этих богов идет постоянно, но ни один из них не может победить, их силы равны (некоторые мифы зороастризма называют Ахура-Мазду и Ангро-Майнью братьями-близнецами), более того, победа любого окажется катастрофой для мира, ибо приведет к утрате равновесия и всеобщей гибели. В манихействе это противостояние получает привязки к духовному (Ахура-Мазда) и материальному (Ангро-Майнья) началам, таким образом оказывается, что окружающий нас материальный мир представляет собой царство зла, а роль человека заключается в выборе пути служения. Манихейство (названное так по имени пророка Мани – основателя этой религии), возникшее в 3 в. н.э., соединяло древний зороастризм с элементами христианской религии и оказало огромное влияние на распространение некоторых сект и ересей в христианской средневековой Европе. В противовес официальной христианской доктрине утверждалось равноправие Иисуса и сатаны, некоторые секты при этом проводили прямую аналогию с близнецами Ормуздом и Ариманом, что послужило основой культа сатаны, сохранившегося (и, к сожалению, процветающего) до наших дней.

    Философия монизма, не зависимо от того, является ли она материалистической или идеалистической, представляет собой наиболее последовательное и логичное развитие философской мысли. Как уже было сказано, традиции материализма были заложены античными натурфилософами, которые главной задачей философии ставили поиски единого первоначала за кажущимся разнообразием множественного. Такое первоначало получило название субстанции, и на заре философии под ней часто понимались природные стихии – вода (Фалес Милетский), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и т.д. Одной из интереснейших материалистических концепций была идея древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита о том, что все тела состоят из мельчайших невидимых неделимых частиц – атомов. Путем сцепления между собой атомы различного вида образуют разнообразные объекты окружающего мира.

    Марксистская методология привела к делению материализма на диалектический, т.е. рассматривающий онтологические вопросы, связанные с бытием мира, Вселенной в целом, и исторический, касающийся происхождения и развития человеческого общества. Диамат и истмат являются последовательным развитием материалистической концепции, в которой движущими силами развития мира и общества признаются неизменные законы, присущие материи.

    В противоположность материализму, идеалистическая философия утверждает, что исходным началом, лежащим в основе мироздания, является некая идеальная субстанция. Уже Пифагор, говоря о том, что все происходит из числа, утверждает идеалистический подход. Платон впервые формулирует законченную и последовательную идеалистическую концепцию, говоря о существовании идей, или эйдосов, которые являются первичными по отношению к материи и, взаимодействуя с этой последней, придают ей форму. Платоновский идеализм еще утверждает множественность идей, в то время как более позлние системы приходят к выводу о необходимости существования единого идеального первоначала – Абсолюта (в терминологии Гегеля).

    Говоря о противостоянии материализма и идеализма, следует помнить, что вопрос о природе субстанции не просто не разрешен до сих пор – он является принципиально неразрешимым. Нет и не может быть никаких доказательств, подтверждающих ту или иную точку зрения. Вопрос выбора в данном случае является вопросом философской веры, и в связи с этим необходимо отметить, что многие направления философской мысли вообще отказались от рассмотрения проблемы материального или идеального начала. В частности, позитивизм, возникший в первой половине 19 в., утверждает, что философская мысль должна быть похожей на достоверное естественнонаучное знание, а все, что выходит за рамки достоверности, следует вообще исключить из рассмотрения. Значительная часть современных философских школ также не позиционирует свою принадлежность к тому или иному лагерю, предпочитая заниматься менее спорными вопросами.