Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения

  • Дата: 23.09.2019

Предмет синтаксиса. Предложение как центральная единица синтаксиса. Основные характеристики немецкого предложения. Члены предложения. Понятие синтаксической формы.

    Дефиниция предложения. Основные характеристики немецкого предложения. Типология простого предложения. Классификация предложений по коммуникативной цели высказывания Члены предложения. Типы синтаксической связи

Синтаксис:

Синтаксический строй языка теор. дисциплина, изучающая синтаксический строй

Как теор. дисциплина синтаксис изучает:

    предложение, т. е. ту яз. единицу, которая непосредственно реализует основную функцию языка – оформляет речевое общение между людьми, являясь законченным высказыванием и выражением законченной мысли а также получая своё грамм. оформление различные типы предложений, их содержание и оформление членение предложения, его состав и характер его членов (главных, второстепенных) словосочетания (выступающие в различных функциях в предложении) средства связи между словами в предложениях и словосочетаниях

Основной единицей синтаксиса явл-ся предложение. Предложение занимает особое место среди различных типов словосочетаний, господствует над ними. Оформляя акт речевого общения и выражая законченную мысль, предложение обладает также и эмоциональным содержанием, и является т. обр. многосторонней яз. категорией. в каждом яз существует множество типов и форм предложения, отличающихся друг от дру­га теми или иными формальными особенностями, теми или иными сторонами своего содержания.

Современное языкознание , базирующееся на достижениях пред­шествующих исследований в области изучения предложения, отме­чает многоплановость, многоаспектность предложения, что делает невозможным дать исчерпывающее определение предложения в одной формулировке. Путь постижения сложнейшего явления, которым является предложение, необходимо разделить на этапы, в каждом из которых может быть показана одна из сторон сущности предложения.

По подсчетам J. Ries’а («Was ist ein Satz») имеется 140 дефиниций предложения

Es gibt sehr viele Satzdefinitionen. hat in seiner Schrift 140. E. Seidel («Geschichte und Kritik der wichtigsten Satzdefinitionen») собрал 83 дефиниции. Все они сводимы к двум направлениям: 1) характеризация с позиций логико-мыслительной и функциональной стороны 2) характеризация с формально-грамматической позиции.

психологический аспект (H. Paul) – Der Satz ist der sprachliche Ausdruck, das Symbol dafьr, dass die Verbindung mehrerer Vorstellungen oder Vorstellungsmassen in der Seele des Sprechenden sich vollzogen hat, und das Mittel dazu, die nдmliche Verbindung der nдmlichen Vorstellung in der Seele des Hцrenden zu erzeugen «Предложение есть языковое выражение, символ того, что в душе говорящего произошло соединение/связь нескольких представлений и средство для того, чтобы соединить эти представления в душе слушающего.»

B. Delbrьck (1900)

„…eine in artikulierter Rede erfolgte ДuЯerung, welche dem Sprechenden und Hцrenden als ein zusammenhдngendes und abgeschlossenes Ganzes erscheint“; „von seiten seiner Form betrachtet: dasjenige, was von zwei Pausen eingeschlossen ist, oder positiv gesprochen: eine aus artikulierter Rede bestehende Expirationseinheit, innerhalb deren, sobald sie eine gewisse Ausdehnung erreicht, ein Wechsel zwischen hцherer (stдrkerer) und tieferer (schwдcherer) Betonung stattfindet.“

O. Jespersen (1924)

„eine (relativ) vollstдndige und unabhдngige menschliche ДuЯerung, deren Vollstдndigkeit sich in ihrem Alleinstehen zeigt, d. h. darin, dass sie fьr sich allein geдuЯert wird.“

логический аспект – предложение как выражение логического суждения.

K. Ferdinand Becker (логико-мыслительное направление): «Der Ausdruck eines Gedankens, d. h., eines prдdizierenden Urteils ist ein Satz».

Нем. грамматики дефинируют предложениe прежде всего как коммуникативную единицу. – W. Schmidt, J. Erben:

Der Satz ist die kleinste, relativ selbstдndige Redeeinheit.

Современная лингвистика пытается объединить в дефиниции предложения его структурный, семантический и функциональный аспекты.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Предложение обладает свойством звуковой выделимости (на основе внутренней фонетической организованности), оно выражает предикацию и состоит из одного или нескольких слов, являющихся его предельными составляющими.

Предложение — минимальная коммуникативная единица языка и речи. В этом определении отмечается функциональное назначе­ние предложения, а именно осуществлять коммуникацию. Ре­чевое общение возможно лишь с помощью предложения, мы говорим предложениями, а не словами или словосочетаниями. В языковой системе слово и предложение противопоставляются как единица номинации и единица коммуникации. Если слова входят в инвентарь языка, то конкретное предложение каждый раз организуется в процессе речи, является результатом речевой деятельности конкретного говорящего субъекта. В то же время в основе бесчисленного количества предложений, которые возникают в каждом отдельном акте коммуникации, лежит опре­деленное, незначительное количество структурных схем (моделей).

Коммуникативная функция предложения состоит в передаче информации, то есть выражении мыслей и чувств го­ворящего. Следовательно, кроме коммуникативной предложе­ние имеет когнитивную функцию, является средством оформления мысли. Мы видим, что в предложении реализуется функция языка в целом — быть средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями, средством самого фор­мирования мысли.

Мыслительные представления, отражаемые в высказываниях, соотносятся с различными ситуациями реальной действительно­сти, которые говорящий вычленяет в процессе своей речемысли­тельной деятельности. Обозначая определенную ситуацию, факт, «положение дел», предложение выполняет тем самым и н о м и нативную функцию. Денотатом предложения является ситу­ация, факт, фрагмент действительности, охватывающий предме­ты, их признаки, их отношения между собой.

Предложения различаются между собой с точки зре­ния той грамматической формы , в которой выявляется ле­жащее в основе предложения предикативное отношение (напр., предложения с глагольным и именным сказуемым). называет относящиеся к этому аспекту типы предложения логико-грамматическими типами предложения. В основе их дифференциации лежат формы сказуемого. Всего их насчитывается у Адмони 12:

2) Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения.

Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

Синтаксический, или структурный, семантический, или номинативный, функционально-коммуникативный, или праг­матический, который включает все семь аспектов, выделенных. Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения. Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

По каждому из этих аспектов предложения различаются между собой содержательно и по своей конкрет­ной языковой форме.

По цели высказывания предложения различают:

    Повествовательные Вопросительные Повелительные и желательные

Структурный аспект:

По структуре различают простое и сложное пр.

Простое пр. – нераспространенное / распространенное

Предложение имеет целостную структуру, которая включает интонацию законченности, субъектно-предикатные отношения (предикативность – одно из главных свойств предложения)

Простое (нераспространенное / распространенное) //

Сложное пр.(сложносочинённое/сложно-подчинённое)

Односоставноcть / двусоставность предложения →

Состав главных членов:

    двусоставное односоставное

A. двусоставное предложение (основная форма нем яз.) Die Sonne scheint.

B. формально двусоставное: Es schneit.

C. формально односоставное: Mich hungert.

D. односоставное: Komm! Helft uns!


В структуре односоставного предложения нет эллипсиса. Односоставность является для этого типа предложений полной структурой.

Особые типы предложения:

A. неглагольное (невербальное) односотавное.: Ja. Nein.

B. глагольное односоставное с Partizip II, z. B.: Eintritt verboten!

C. неглагольные односоставные предложения с инфинитивом: Zuhцren.

D. идиоматические структуры: Und ob!

Полнота предложения:

    распространенное нераспространенное эллиптическое [ Wann kommst du? – Heute am Abend. (нераспространенное эллиптическое)]

Членение предложения:

делится на словосочетания: 1) свободные и 2) несвободные, устойчивые (фразеологические группы)

тип связи: 1) подчинительная einen Versuch machen, die Frage des Jungen, sehr klug 2) сочинительная Mutter und Kind, schwach aber mutig

Члены предложения:

главные и второстепенные; самостоятельные и зависимые (определение, обстоятельство обр. д.)

    подлежащее сказуемое: простое, составное (глагольное, именное) дополнение определение (прилагательное, целое словосочетание, существительное в родит. п.) обстоятельство

Типы синтаксической связи:

Собственно синтаксическая (порядок слов: местоположение, примыкание, замыкание (рамочная конструкция)) морфологическая – согласование, управление фонетическая – интонация (Чин следовал ему: он службу вдруг оставил.-Грибоедов)

Предложение классифицируется по следующим признакам:

1) Функция (цель высказывания).

2) Эмоциональная окраска.

3) Модальность.

4) Структура.

По цели высказывания выделяется три типа предложения: 1) Повествовательные (сообщение), 2)Вопросительные, 3) Побудительные.

По эмоциональной окраске выделяются предложения: Восклицательные и невосклицательные.

По модальности , то есть по характеру выражаемого предложения, отношения к действительности, выделяются предложения утвердительные, отрицательные. «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

По структуре выделяются группы предложений :

1) По количеству предикативных частей выделяются предложения простые и сложные. В простых предложениях одна предикативна единица, в сложных две и более.

2) Односоставные и двусоставные. Характер предикативной основы. Двусоставное имеет в составе два главных члена (подлежащее и сказуемое), односоставное предложение имеет только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое).

3) По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют предложения распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главных есть второстепенные члены. «Одними надеждами цели не достигнешь». Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: «Ночь и тишина».

4) По полноте состава выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях все синтаксические позиции заняты членами предложения. В неполных члены предложения могут пропускаться. «Юность – время золотое: есть, и пьет, и спит в покое».

5) По отсутствию или наличию осложняющих элементов (однородных, обособленных членов, обращений и т.д.) выделяются осложненные предложения и неосложненные. «Не жди добра, сделав зло».

Выделяется три аспекта изучения предложения: 1) структурный аспект. 2) Семантический аспект. 3) Коммуникативный аспект.

1) Структурный аспект. В отечественной лингвистике с середины 20 века стали обращать особое внимание на формальную устроенность предложения. В лингвистике вводятся понятия структурной схемы предложения (Автор Н.Ю.Шведова), под которой понимается основа предложения, ее главные члены. N + Vf . Гости приехали, дочь сдает экзамены, мальчик читает книгу, конь есть лом. M + A(прилагательное). Погода чудесная, песня веселая. M + M – сестра врач, друг учитель. Inf – молчать, прекратить! Всего около 56 моделей предложений.

2) Семантический аспект. Представлен работами Н.Д. Артюновой, В.Г.Гага. С точки зрения семантики в структуре предложения исследуется информация об объективной действительности, которая представляет определнную ситуацию: «Сын занимается музыкой, дочь работает над проектом». Объективный смысл данного высказывания заключается в том, что в предложении выделяется субъект действия, предикат (действие субъекта), обозначающий действие, и объект действия, который может быть прямым (передал записку другу), или инструментальным (что написано письмом, не вырубишь и топором).

3) Коммуникативный аспект. Представлен работами И.П.Раскопова, И.И.Хвастуновой, и именуется аспект как актуальное членение предложения. Актуальное членение предложения – это выделение в предложении нового, ремы, неизвестного и известной информации, темы. Членение на тему и рему.

Актуа ́ льное члене ́ ние предложе ́ ния - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

    исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой , исходной точкой или основой;

    новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

    элементы перехода .

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.

    Предложение как единица синтаксиса. Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям. Под предложением в самом общем плане понимают любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. В формальном плане эта самостоятельность проявляется в способности предложения отделяться от себе подобных паузами любой длительности в устной речи, в письменной речи - соответствующими пунктуационными знаками.

    Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер , то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Ни фонемы, ни морфемы, ни даже отдельные слова и словосочетания не используются как коммуникативные единицы сами по себе, вне предложения. Только предложение выполняет самостоятельную коммуникативную функцию. Слова же, фразеологизмы, словосочетания являются названиями предметов, признаков, действий, выполняя в языке номинативную функцию. Коммуникативность - это свойство предложения отражать некоторую конкретную ситуацию. По своему содержанию между словом, например, зима и однословным предложением Зима! - громадное различие. Слово зима просто называет определенный класс реальных явлений, в то время как предложение Зима! - уже не просто название, а утверждение о наличии данного явления в данный момент времени и в данной конкретной ситуации. Это утверждение в предложении сопровождается также теми или иными эмоциональными коннотациями. Считается, что внешним, формальным выражением коммуникативности служит прежде всего интонация.

    Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы. По своим размерам предложение может быть как отдельным словом - Ночь. Вечереет. Холодно. Светает, так и развернутым синтаксическим построением, включающим большое количество слов: Медная пика над самой спиной пронеслась и вонзилась в землю, желаньем пылая насытиться плотью людскою (Гомер).

    Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. Это понятие неоднозначно трактуется в разных грамматических концепциях, но в любой из них ему отводится существенная роль. А.А. Шахматов отмечал, что простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений в предикативную, то есть зависимую, причинную, генетическую, связь. В самом общем плане предикативность определяют как отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Некоторые авторы полагают, что предикативность проявляется и раскрывается в грамматических категориях модальности, времени и лица . Другие считают, что предикативность выражается преимущественно посредством двух категорий - времени и лица, выделяя модальность в отдельный, самостоятельный признак предложения. В любом случае предикативность соотносительна с модальностью, так как в реальных высказываниях все категории - коммуникативность, предикативность, модальность - существуют совместно, формируя одну из центральных единиц синтаксиса - предложение.

    Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм время может быть обозначено как предшествующее, совпадающее или последующее к моменту речи : Море шумело. Море шумит. Море будет шуметь и завтра. Категория лица определяется как отнесенность коммуникативной ситуации к говорящему. Категория лица проявляется либо в непосредственном приписывании ситуации говорящему, либо в отнесенности ее к собеседнику (собеседникам) или третьему лицу (лицам), либо в сопоставлении безличностного грамматического субъекта с говорящим. В предложении синтаксическая категория лица выражается с помощью личных местоимений и/или личных форм глагола. Отрицательная (нулевая) форма лица (не-Я) выражается при помощи различных частей речи, занимающих позицию грамматического субъекта. Так, коммуникативное содержание высказывания Я пишу письмо соотносится с говорящим, Ты пишешь письмо - с собеседником говорящего, Он пишет письмо - с третьим лицом. В высказывании Идет дождь безличностный субъект дождь (не-Я) противопоставляется говорящему как субъекту речи.

    Предикативность иногда трактуют как свойство сказуемого, входящего в двусоставное предложение. Предикативной связью или предикативными отношениями тогда называют отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логический субъект и предикат суждения. Предикативность в таком употреблении уже осмысляется не как категория, присущая предложению как таковому, а как признак, свойственный таким предложениям, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

    Модальность рассматривают как категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать и т.д. Модальность выражается главным образом в глагольных формах наклонения. В русском языке в формах изъявительного наклонения закреплено модальное значение реальности, выражающее соответствие содержания высказывания действительности: Мальчик пошел в школу. Мальчик ходит в школу. Мальчик будет ходить в школу. В формах повелительного и сослагательного наклонений выражается модальное значение ирреальности, то есть несоответствия содержания высказывания действительности. Вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения. Коммуникативная ситуация в таких высказываниях предстает как возможная, желаемая, требуемая: Пошел бы ты в кино. Пусть он сходит в кино. Принеси мне книгу. Где же мальчик?

    Сложность, многоаспектность предложения затрудняет выработку его определения. Существует множество определений этой синтаксической единицы, к которым продолжают присоединяться новые. Адекватное определение должно содержать указание на родовую принадлежность определяемого явления, и, вместе с тем, в нем должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя, таким образом, его сущность.

    В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определения предложения в плане логическом, психологическом и формально – грамматическом. Представитель первого направления Ф. И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами». [Буслаев, 1959, с.258] Буслаев так же полагал, что «в языке находят свое выражение точное отражение и выражение логические категории и отношения». [Буслаев, 1959, с.270]. Исходя из того, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», представитель второго направления А. А. Потебня рассматривал предложение как «психологическое (не логическое) суждение при помощи слова, т. е. соединение двух мысленных единиц: объясняемого (психологического субъекта) и объясняющего (психологического предиката), образующих сложное предложение». Существенным признаком предложения он считал наличие в нем глагола в личной форме. [Потебня, 1958, с. 81-84]. Ф. Ф. Шахматов построил свою теорию предложения на логико – психологической основе и так определил предложение: «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее для словесного выражения единицы мышления». Психологической основой предложения Шахматов считал сочетание представлений в особом акте мышления [Поспелов, 1990, с. 127]. Основоположник формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривает предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, т. к. они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

    Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи. [Фортунатов, 1956, с.188-189]. В. В. Виноградов за основу определения предложения берет структурно – семантический принцип: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». [Виноградов, 1955, с.254]. Для того, чтобы дать операционно применяемое определение предложения, следует исходить из его формальных или функциональных признаков. В академическом языкознании мы находим такое определение предложения: «Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формулирования и выражения мысли, в нем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д. Грамматическую основу предложения образуют предикативность, складывающаяся из категорий времени, лица, модальности и интонация сообщения». [Розенталь, 1976, с.311]. Мы считаем возможным остановиться на данном определении как на наиболее объективном и доказательном. Хотя мы не можем не заметить, что до сих пор существуют прения по поводу определения синтаксической единицы, что еще раз доказывает то, что предложение – это сложная по своему устройству единица. Нет единого мнения и по поводу определения сложного предложения. Если простое предложение является монопредикативной единицей и в нем выражается «единая соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания» [Белошапкова, 1981, с.367], то сложное предложение является полипредикативной единицей, в нем дается «раздельная соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям». [там же].

    Предикативные единицы сложного предложения, хотя и построенные по моделям простого предложения, находятся в таком тесном взаимодействии в смысловом и грамматическом отношении, что расчленить сложные предложения на отдельные самостоятельные простые предложения бывает большей частью невозможно, так как части сложного предложения объединены и структурно, и по смыслу, и интонационно. Такого мнения придерживаются такие ученые, как Ф. И. Буслаев: «Из совокупности двух или нескольких предложений составляется сложное, так называемое в отличие от простого, не соединенного с другим». [Буслаев, 1959, с.279]. «Синтаксическим целым» называет В. В. Виноградов сложные предложения. [Виноградов, 1955, с.287]. Д. Э. Розенталь даёт более широкое определение сложного предложения: «Сложные предложения – предложения, состоящие из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простым предложением, но образующих единое целое, смысловое, конструктивное и интонационное целое». [Розенталь, 1976, с.432]. В германистике следующее определение: «Сложное предложение по структуре противостоит простому, оно полипредикативно, т. е. предикативное отношение, характеризующее взаимные отношения подлежащего и сказуемого, представлено в предложении два и более раза. Составляющие сложного предложения традиционно рассматриваются тоже как предложения. Возможно, впрочем, это просто не совершенство терминологии». (Так, в английском языке для обозначения полипредикативной единицы используется термин «clause»*). «Придаточное – не предложение уже потому, что оно лишено самостоятельной коммуникативной значимости.

    Оно используется в процессе и в целях речевой коммуникации лишь в качестве составляющей большей синтаксической единицы – сложного предложения. Даже части сложносочиненного предложения неадекватны как единицы коммуникации. Зачастую их взаимные отношения причины – следствия, определенной временной организации и т. п., и разорвать их, выделить каждую из частей сложносочиненного предложения в самостоятельное предложение, значит ослабить или разорвать существующие между ними синтаксическую и семантическую связи. К тому же неоконченные части сложного предложения свою синтаксическую связь с себе подобными могут передавать и интонацию. Будучи изолированными от остальной части сложного предложения, такие конструкции оказываются и интонационно отличными от предложения. Связь между частями сложного предложения осуществляется посредством союзов, указательных слов (местоимений), других специальных слов (наречий, вводных слов и т. п.), структурной неполноты какой-либо части и общая для всех частей предикативной единицы. «Порядок следования предикативной единицы в сложном предложении может быть относительно свободным или закрытым:

    Структуры гибкие, допускающие варианты в порядке расположения предикативной единицы; структуры негибкие, не допускающие перестановки частей без отделения союза или союзного слова от второй части. В связи с этим сложные предложения могут быть:

    Открытой структуры, когда количество предикативной единицы может быть увеличено;

    Закрытой структуры, когда сложные предложения составляют разнородные части». [Козырева, 1987, с.20]. Классификация сложных предложений определяется средствами связи их предикативной единицей: в зависимости от того, что связывает в одну синтаксическую единицу их предикативные единицы – союзы или интонация, различаются сложные предложения с союзной связью и с бессоюзной. Сложные предложения с союзной частью делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от типа союза:

    Предложение – это минимальная единица речи, грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.

    Определение В.В. Виноградова: предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения сообщаемой мысли.

    Предложение в трудах лингвистов

    Известны два подхода к этому вопросу:

    1) попытка определить предложение с помощью нелингвистических понятий (логических, логико-психологических)

    2) Стремление найти чисто лингвистические критерии при определении предложения

    До 1970-х годов XIX века преобладало логико-грамматическое направление. Предложение – суждение, выраженное словами.

    Потебня предложил психологическое направление (предложение объединения двух представлений в особом акте мышления). Фортунатов и Пешковский представляли формально-грамматическое направление и исходили из формальных признаков: интонации, наличия разных типов форм подлежащего сказуемого. Предложение – вид словосочетания, включающий грамматическое подлежащее и сказуемое. В.В. Виноградов, представитель структурно семантического направления, развивает идеи Шахматова, отмечает, что основные признаки предложения – предикативность и интонация. В современной науке наблюдается тенденция к разграничению предложения как единицы языка (структурного типа) и единицы речи (высказывания). Основные грамматические признаки предложения:

    1) Предикативность – общая грамматическая категория, которая обозначает отношение содержащегося высказывания к действительности и выявляет это значение в частных грамматических категориях модальности и синтаксического времени. Модальность выражает оценку высказывания с точки зрения реальности/ирриальности. Предложение может содержать реальную модальность (реальный факт): Над землей – небеса голубые или модальность ирреальную (нереальный факт): Пусть будут над землей небеса голубые (желательный факт). Таким образом, если сказуемое стоит в изъявительном наклонении, то модальность – реальная.

    Синтаксическое время может совпадать с морфологическим: Быстро сроят/ строили/ будут строить школу. Но может и не совпадать: Завтра утром уезжаю (глагол в настоящем времени – окончание [ю]; синтаксическое время – будущее, на это указывает слово «завтра»). В безглагольных сказуемых с нулевой связкой или в предложениях с нулевым сказуемым время настоящее: Листопад (номинативное предложение) – настоящее время; Скромность – одна из величайших черт русского народа (нулевая связка, настоящее время); Между нами снега и снега (нулевое сказуемое, настоящее время).

    Синтаксическое время указывает, в каком отношении к моменту речи находится явление действительности, о котором сообщается в предложении.

    2) Отношение говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной, второго плана – субъективной. Модальность объективная – обязательный признак предложения. Модальность субъективная передается дополнительными лексико-грамматическими средствами: Брат приедет (общее значение реальности), Брат, конечно, приедет (значение безусловной реальности).

    3) Интонационная оформленность. Каждое предложение интонационно завершено (интонация конца предложения). Отдельные слова могут приобретать значение предложения, т.к. получают значение предикативности: В этой комнате живет моя сестра (реальная модальность, синтаксическое время – настоящее).

    4) Структурная схема – это абстрактный образец построения предложения. Учение о структурной схеме стало разрабатываться с конца 60 годов Шведовой. Это учение представлено в грамматике 70 и грамматике 80. В настоящее время существует два типа структурных схем, отличающихся степенью абстракции:

    1) минимальные – абстрактный синтаксический образец построения предикативного минимума простого предложения, т.е. предикативного ядра, которое необходимо, чтобы предложение было синтаксически оформленной предикативной единицей: Темно – категория состояния. Дети играют (существительное множественного числа + глагол настоящего времени в третьем лице)

    2) расширенная структурная схема включает в себя предикативный центр и структурно необходимые распространители. Такие схемы – открытые, т.к. количество схем не ограничено.

    4) Парадигма – это система форм, вся совокупность структурной схемы предложения. Полная парадигма предложения состоит из семи членов:

    1) настоящее время ночь светла \

    2) прошедшее время ночь была светла } реальная модальность

    3) будущее время ночь будет светла /

    4) условное (сослагательное) наклонение ночь была бы светла

    5) долженствовательное наклонение будь бы ночь светла

    6) желательное наклонение если бы ночь была светла

    7) побудительное пусть будет ночь светла

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения:

    1. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
    2. Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
    3. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.