По инициативе сперанского был реализован проект создания. Небольшое исследование проекта сперанского

  • Дата: 30.10.2019

Чины ангелов - важная часть христианской культуры. Ведь даже на небесах существует строгая иерархия.

Разобраться в ангельских чиназ поможем в этой статье.

Чины ангелов - что это и зачем они нужны

Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь - откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.

Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.

Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.

Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности - как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.

Девять ангельских чинов

Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.

Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае - ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.

9 ангельских чинов небесной иерархии

О том, сколько в христианской религии ангельских чинов, мы уже говорили. Существует 9 ангельских чинов. Теперь давайте разберёмся по существу - какие бывают ангельские чины и их имена? Начать рассказ нужно с того, что чины разбиты на триады ангелов. Они созданы не просто так - каждая триада объединяет определённую группу ангелов. Первая - тех, кто непосредственно близок к Господу. Вторая - подчёркивает божественную основу мироздания и мировладычества. Третья - те, кто непосредственно близко к человечеству. Остановимся на каждой более подробно.

Ангельские чины в православии

Первая триада состоит из серафимов, херувимов и престолов. Серафимы - самые близкие к Богу существа. Эти шестикрылые создания живут в постоянном движении. Часто их путают с музами, которые тоже могут возжигать в душах смертных огонь жизни. Но при этом серафимы могут опалить своим жаром человека. Херувимы - ангелы-стражи. Именно из них состоит охрана древа жизни, которая появилась после изгнания Адама и Евы. Первые представители великого Недоверия, ведь до Изгнания дерево охранять не нужно было. Престолы - это не часть интерьера. Они - третий чин первой триады, их часто называют Зерцалами Мудрости. Они отражают божественный промысел, и с их помощью райские души могут предрекать будущая.

Во вторую триаду входят силы, господства и власти. Силы занимаются тем, что передают смертным частичку божественной силы. Помогают в трудную минуту взяться, так сказать, за голову и не отчаиваться. Господства - средний чин в ангельской иерархии, олицетворяют тягу к свободе и независимости, сообщают людям тягу изъят себя из неравенства. Власти - чин, замыкающий вторую триаду. В некоторых текстах, Евангелии, например, говорится о том, что власти могут быть как помощниками добра, так и приспешниками зла. Осуществляют проявления божественной власти в мире людей.

Третья триада завершает лестницу иерархии. В неё входят начала, архангелы и ангелы. Начала - ангельский чин, который управляет человеческими Иерархиями. Есть версия, что именно с их позволения проходили помазание монархи. Архангелы - старшие ангелы, которые управляют собственно ангелами. Как пример - архангел Михаил-архистратиг, начальник ангельского воинства. Ангелы - те, кто больше всего участвует в жизни людей. Приносят вести от Бога, воюют во имя его, воздают ему честь и славу.

Это все ангельские чины, которые существуют в христианской религии. В разных трактовках их может быть разное количество, от 9 до 11. Но самой достоверной считается та, которая упоминается в трудах Дионисия Ареопагитом. Они были написаны в конце 5-го, или в начале 6-го века. Это - целый сборник исследовательских текстов, целью которых было привнести ясность в жизнь небесных существ. Теолог задался сложными вопросами и постарался ответить на них как можно более чётко. У него это получилось. Разгадкой такого успеха была одухотворённость исследователя и мощнейшая сила мысли. Он прочитал множество текстов лишь для того, что бы удовлетворить своё и наше любопытство. Можно сказать, что теолог просто просуммировал всё, что было написано до него. И это правда, но частично. Даже для такой, казалось бы, простой работы потребовались титанические усилия.

Ангельские чины в православии

Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?

Все 9 ангельских чинов изображены в “Успении” Франческо Боттичини.

Во первых - в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются - Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.

Следующее большое различие - степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.

Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.

Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями - огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.

Ангельские чины - важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.

Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании образования в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) он был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А. Б. Куракина. С помощью Куракина Сперанский попал на службу в канцелярию сената и вышел из духовного ведомства. Талантливый и образованный, он обращал на себя общее внимание необыкновенными способностями и трудолюбием. При образовании министерств (1802) Сперанского пригласили в министерство внутренних дел, где он стал одним из виднейших сотрудников министра графа Кочубея. Вскоре (1806) он стал лично известен императору Александру, который постепенно приблизил его к себе и сделал как бы первым своим министром. Сперанский получил от государя поручение выработать общий план государственного преобразования, не удавшийся интимному кабинету. Сперанский должен был, кроме того, руководить работой комиссии законов, трудившейся над составлением нового кодекса. Наконец, Сперанский являлся докладчиком и советником государя по всем текущим делам управления, чрезвычайно разнообразным. С необыкновенным усердием работал Сперанский несколько лет (1808–1812), проявляя тонкий и гибкий ум, большие политические знания, выдающееся красноречие. Знакомый с языками (французским и английским) и с западной политической литературой, он больше всякого иного чиновника был подготовлен к делу управления, так как соединял в себе прекрасное практическое знакомство с делами и широкую теоретическую подготовку. В этом состояла главная сила Сперанского.

План государственного преобразования, составленный Сперанским, предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Вместо прежних сословий предполагалось новое разделение граждан по правам на «дворянство», «людей среднего состояния» и «народ рабочий». Все население государства представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным. За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Среднее состояние составлялось из купцов, мещан, поселян, имеющих у себя не населенные крестьянами земли. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Предполагалось разделить государство заново на губернии, округа и волости и создать новый порядок управления. Во главе государства должна была стоять «державная власть» монарха, окруженная «государственным советом». Под их общим руководством должны действовать учреждения: законодательные, исполнительные и судные . Общую цель, или «разум» (смысл), преобразования Сперанский полагал «в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе». Император Александр сочувствовал общему направлению проекта Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 г. С 1 января этого года были открыты действия нового государственного совета, устроенного согласно с предположениями Сперанского, и сам Сперанский был назначен государственным секретарем при новом совете. Но далее дело не пошло: император изменил свое настроение и как бы устрашился предположенной общей реформы. Знаменитый проект Сперанского остался только проектом.

Одновременно со своими трудами над планом общего преобразования Сперанский руководил действиями «комиссии законов», которая приготовила проект нового гражданского уложения (законы об отношениях семейных, о наследстве, о собственности, о договорных отношениях и т.п.). Этот проект был внесен в государственный совет и там рассмотрен, но остался необнародованным . Несмотря, однако, на такую неудачу первых законодательных работ Сперанского, они имели для него огромное значение и дали ему юридическую опытность, которой он и воспользовался впоследствии.

Мало-помалу, находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. Между прочим, Сперанский заново пересмотрел все подробности произведенной в начале царствования императора Александра реформы центрального управления и во многом изменил и улучшил устройство министерств. Перемены, произведенные в распределении дел по министерствам и в порядке управления ими, были изложены в новом законе о министерствах (изданном в 1811 г. под названием «общего учреждения министерств»). Самое число министерств было увеличено до 11 (прибавлены, между прочим: министерство полиции, путей сообщения, государственный контроль).

Деятельность Сперанского и его быстрое возвышение возбуждали во многих неудовольствие. Одни завидовали личным успехам Сперанского и готовы были на интригу против него. Другие видели в Сперанском слепого поклонника французских идей и порядков и сторонника союза с императором Наполеоном. Считая влияние Франции разрушительным, а союз с Наполеоном постыдным, эти люди из патриотического чувства вооружались против направления Сперанского и считали нужным ему противодействовать. Один из самых талантливых и известных литераторов того времени, европейски образованный Н. М. Карамзин составил для государя записку «о древней и новой России» и в ней доказывал вред и опасность мер Сперанского. Эти меры, по мнению Карамзина, легко и необдуманно уничтожали старые порядки и столь же легко и необдуманно вводили в русскую жизнь французские формы. Хотя Сперанский и отрицал свою приверженность к Франции и Наполеону, однако в глазах всего общества его близость к французским влияниям была неоспорима. Когда отношения России и Франции обострились и русские ожидали нашествия Наполеона на Россию, император Александр дал ход обвинениям против Сперанского и не счел возможным оставить его вблизи себя. Сперанский был уволен от должности государственного секретаря; мало того, по каким-то темным обвинениям и интригам, государь отправил его в ссылку (в Нижний-Новгород, а потом в Пермь), откуда Сперанский был возвращен лишь в конце царствования Александра.

Таким образом, император Александр и со Сперанским не осуществил своего стремления к государственному преобразованию. Если интимный комитет в первые годы власти Александра обнаружил свою практическую неумелость и потому не мог удовлетворить желаниям государя, то Сперанский, напротив, был очень опытным и умелым бюрократом и мог бы осуществить задуманную реформу. На нее недостало решимости у самого государя, и потому все начинания Сперанского были остановлены на полдороге. Сперанскому удалось только придать центральным учреждениям России такой законченный и отделанный вид, что они надолго восстановили утраченную при Екатерине II централизацию управления и укрепили бюрократический порядок в государстве.


В порядке законодательном предполагалось, что все землевладельцы каждой волости в каждое трехлетие составят «волостную думу»; депутаты от волостных дум округа составят «окружную думу»; депутаты окружных дум губернии составят «губернскую думу». Из депутатов же от всех губернских дум составится законодательное учреждение под именем «государственной думы». Она собирается ежегодно в сентябре для обсуждения законов. В порядке исполнительном предполагалось, что государством будут управлять министерства и подчиненные им «губернские правительства» с губернаторами во главе. В порядке же судном предполагалось, что сенат будет «верховным судилищем» для всей империи, а под его руководством будут действовать суды волостные, окружные и губернские. – Прим. авт.

Комиссия имела своим назначением составить законодательный свод из действующих законов, дополняя и совершенствуя их из общих начал законоведения. Под влиянием Сперанского комиссией совершены были большие заимствования из французских законов (Наполеонова кодекса). По-видимому, проект комиссии не был утвержден по той причине, что казался слишком скороспелым и ненациональным. – Прим. авт.

Введение

В первой половине XIX в государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс.

Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Нарастающее противоречие феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновении либеральной и охранительной идеологи.

Александр I в начале своего царствования обещал управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения «произвола правления». В обсуждении проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель М.М. Сперанский (1772–1839 гг.).

Целью контрольной работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М.М. Сперанским.

В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы работа разделена на два вопроса. В первом раскрывается сущность государственных преобразований М.М. Сперанского, во втором рассматривается кодификационная работа реформатора.


Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения «произвола правления». В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839 гг.).

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802–1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи» и связанные с ними записки и проекты.

Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование.

В его записках и проектах (1802–1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств – деньги, из уважения – почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст мнимую монету (т.е. породит, инфляцию), обильное расточение почестей – неуважаемые чины и ложные отличия. «Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги, без богатства и почести без уважения».

Концепция истинной монархии Сперанского является первым всеобъемлющим планом реформы политической системы России, проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии и «представляет собой наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появились на рубеже ХVIII-XIX вв.» Он считал синтез абсолютизма и гражданского общества, единовластия и правового, законодательного регулирования социальных отношений, совмещение сословно-иерархического строя и свободной личности. Политическая философия Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, сочетающий характерные особенности менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации. Важнейшая проблема развития личности и общественного самоуправления решалась Сперанским как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государств мыслилось как следствие просвещения народа. Правовым виделось государство, построенное на принципе уважения всех членов общества к закону и его субъекту-самодержцу.

Истинная монархия – это цель и средство социального преображения, обусловленные социально-политической реальностью, конкретными культурно-психологическими и историческими факторами развития российского общества и ментальностью россиянина. Исходя из этого реформатор предложил Александру 1 два проекта. Первый – для срединного общества в котором судная и законодательные власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально. Этот проект, по Сперанскому, предназначен для народов своевольных и анархических, и там есть только вид закона, но не сам закон. Для народов же с «добрым смыслом, простым и твердым разумом» возможен идеал истиной монархии. Власть исполнительная поставлена в ответственность от власти законодательной, и все постановления на которых управляется истинная монархия исходит из общечеловеческих принципов.

Политическим идеалом Сперанского была монархия, сочетающая сильную власть и законодательство, а также права и свободы граждан, гарантирующая их равенство перед законом. Он ратовал за создание такого государства, в котором бы на первом месте стоял принцип верховенств закона. Конституционализм Сперанского является качественно новым этапов в развитии конституционных попыток в России, поскольку базировался на глубоком понимании объективных предпосылок конституционного процесса: условий жизни людей, их культуры и состояния общественного сознания. Политическое преобразование должно соответствовать гражданскому просвещению народа.

Философия политики и права Сперанского была рассчитана на эволюционно изменении общества, она учитывала взаимосвязь общественных условий и политических институтов и предусматривала воспитание людей, способных воспринимать новые идеи и стать опорой законодательной власти. Сперанский считал, что чиновники должны быть подотчетны народу – источнику государственной власти. В его замыслах предусматривалось поэтапное преобразование сословного строя, создание среднего сословия и освобождение крестьян от крепостного права.

Представленный во «Введении к Уложению государственных законов» проект реформы государственной системы России воплощал принцип разделения властей при сохранении коренных устоев Империи.

Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления.

М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. «Первые называются свободными только в отношении ко вторым. Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов». Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.

Однако план Сперанского не предусматривал введение конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, т.е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, Фомами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия» Таким образом, речь шла о модернизации российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, при сохранении самодержавной власти монарха.

В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости – первичной административной единицы.



Державная власть Государя Императора

Управление Законодательство Суд
Министерства и правительствующий сенат

Государственный Совет

Государственная Дума

Судебный Сенат
Управление губернское Дума губернская Суд губернский
Управление окружное Дума окружная Суд окружной
Управление волостное Дума волостная Суд волостной

Главные принадлежности. Все силы государственные – законодательная, судебная и исполнительная – представляются в трех сословиях. В Совете действия их соединяются и через него восходят к государю. Государственной думе вверяется закон. Сенату – суд. Министерству – управление.

Его идея состояла в создании двухпалатного парламента с высшей палатой (Государственным Советом) и низшей выборной (Государственной Думой), а также в строгом разграничении деятельности законодательной власти – четырехстепенной избираемой Государственной Думы, верховного судилища – Сената – и Министерств.

Особая роль принадлежала Государственному Совету – законодательному органу, учрежденному в 1810 г. при императоре для согласования работы законодательной, исполнительной и судебной властей. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям.

План должен был осуществляться в следующей последовательности: с учреждения Государственного Совета, затем реорганизация Министерств и Сената и завершался он призванием народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских, а также Государственной Думы.

В каждом волостном центре каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности «составляется собрание» – волостная, которая выбирает членов волостного правления, заслушивает отчет о сборах и расходах и выбирает депутатов в окружную думу. Окружная дума каждые три года заслушивает отчет о сборах и расходах, выбирает членов окружного совета, членов окружного суда, депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы о местных нуждах. Что и волостная дума, но уже в границах своего округа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны – Государственную Думу. Председатель Думы назначался верховной властью из числа представленных Думой трех кандидатов. В системе высших органах государственной власти Государственная Дума занимает положение «равное Сенату» Она собирается без всякого созыва ежегодно в сентябре и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или распустить, назначив новые выборы. «Предложения» на рассмотрение Думой законов принадлежит одной державной власти. Они «предлагались» от имени императора одним из министров или членов Государственной думы. Государственная Дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе. В компетенцию Думы входило также издание постановлений о налогах и общих повинностях, продаже, залоге государственных имуществ. Думе позволялось ставить вопросы о государственных нуждах, об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам. Дума получает ежегодные отчеты министров об их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная Дума ходя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но по существу это был консультативный, совещательный орган.

Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Волостной суд состоял из «главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих». Его назначение – «минное разбирательство» гражданских дел и наложение взысканий за маловажные поступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений – гражданского и уголовного. На тех же принципах строился и губернский суд. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат судебный. Он состоял из четырех департаментов – двух по гражданским и двух по уголовным делам. По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм, в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей, и судебное заседание является гласным.

По такому же принципу, как и суды, формировалась исполнительная власть. Три первых инстанции (волосные, окружные и губернские управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях.

«Управление государственное» как высшая инстанция формировалась из числа лиц, назначаемых императором и перед них ответственных.

По плану Сперанского высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной и, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет.

В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их проведению в жизнь, распределение по министерствам и ведомствам государственных доходов и расходов, рассмотрение отчетов министров. Государственный совет подразделялся на четыре департамента – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Его члены должны были избираться, а назначаться императором, вследствие чего новый орган становится как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходило бы обсуждение важнейших проблем государства и законопроектов.

Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем собрании Совета – объединенном заседании всех департаментов.

Государственный Совет призван был придать системе законодательства строго централизованный порядок. Все проекты новых законов по всем отраслям управления рассматривались в Государственном Совете. Государственный Совет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре. Ни один закон, рассмотренный и принятый советом, не передается к исполнению без утверждения императором. Преимуществом новой системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом. Следствием такой реформы должен был стать один из двух вариантов государственного устройства России, предполагавших следующую структуру:

– установление законодательного сословия России, выражающего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, во втором – законодатели должны зависеть от «державной власти»;

– учреждение четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной;

– формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной.

К числу важнейших инициатив Сперанского следует отнести идею реорганизации сената, в соответствии с которой его предполагалось разделить на Правительствующий и Судебный. В первом должны были быть сосредоточены все дела по управлению и администрации страны, второй должен стать высшей судебной инстанцией, наделенной функциями управления всеми судебными учреждениями и надзора за правильностью (законностью) их решений, кроме того он являлся Верховным уголовным судом.

Кроме того, по предложению Сперанского в 1809 г. Было принято два указа: о придворных званиях, который предписывал обладателям придворных знаний в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу, и указ об экзаменах на чины. Вторым указом был введен специальный экзамен для высших государственных чиновников на проверку их общих знаний в рамках гимназического курса.

В числе экономических начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810–1812 гг. (план Сперанского – Балугьянского – Мордвинова), который заключался в следующем: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.

План финансовых реформ предусматривал введение нового таможенного тарифа, новые тарифные положения сводились к сокращению импорта и к поощрению экспорта товаров, т.е. к созданию положительного сальдо во внешней торговле.

Разделяя идеи Адама Смита о естественной свободе и гармоническом развитии экономических отношений на основе свободной конкуренции, Сперанский настаивал на том, чтобы способствовать «максимальному развитию частной деятельности». Главная задача правительства – поощрять свободное экономическое, моральное и духовное развитие нации. Основа процветания нации – природные ресурсы и труд. Сперанский выступал за частную земельную собственность за освобождение крепостных крестьян с землей. И в первую очередь необходимо, считал он, сделать собственниками казенных крестьян. Считая приоритетным для России земледелие для ее экономического развития (и для финансовой политики государства) промышленности. Правительство должно принять эффективные меры к поощрению промышленного предпринимательства и дать полную свободу торговой деятельности всем слоям населения. И здесь он считал основным частное предпринимательство. Государству, по мнению Сперанского, не следует содержать свои фабрики и заводы, кроме как для военных целей, ибо на практике доказана неэффективность государственных промышленных заведений в силу более низкой производительности их по сравнению с частными заведениями.

Налоговая политика должна быть построена таким образом, чтобы она не стесняла частного промышленного предпринимательства, когда налоги не затрагивают необходимый для производства капитал, но начисляются лишь на чистые прибыли, когда метод их получения дешев для государства и необременителен для частных лиц.

Во внешней политике Сперанский стал инициатором яда мер, направленных на защиту интересов России. Среди внешнеполитических инициатив Сперанского следует назвать его роль в установлении нормальных отношений с Финляндией, присоединенной к России в 1808 г. Они предусматривали сохранение самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических вопросов. По существу речь шла о создании условий для перехода к правовому самодержавию, учитывающему многообразие национально-политических форм. Данная политика позволила на протяжении всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии по отношению к России.

Таким образом, разработанный Сперанским план политического преобразования дополнялся и планом экономического развития страны, в основе которых – защита государством частной собственности граждан, свободы предпринимательства и конкуренции.

Идеи государственного переустройства на основах конституционной монархии, финансовые преобразования и вся реформаторская деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое неприятие значительной части дворянства, сановников и чиновничества. Интриги, сплетни и немыслимые измышления в адрес М.М. Сперанского пошатнули его положение при дворе. К тому же в это время шло активное насаждение в общественном сознании доктрины политического консерватизма. Даже поэтапный и постепенный характер реформ пугал и отталкивал дворян, видевших в них, прежде всего, потерю льгот и привилегий. Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные преобразования, и особенно преобразования финансов, везде влекут за собой важное неудобство: прикосновение к частным интересам. Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения в таких государствах, где общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества». В 1812 г. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а затем переправлен в Пермь. Оттуда он обращался к царю с письмами к царю, в которых объяснял свои действия. Сперанский также доказывает свою преданность императору, находясь в трудном положении, он не отчаивается и хочет быть полезным своему государю и отечеству. В 1816 Сперанский был назначен гражданским губернатором г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на пост генерал-губернатора Сибири.

По возвращении из Сибири 1821 г. Сперанский назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов.

Кодификационная работа М.М. Сперанского Кардинальное значение для Сперанского и для России имела его работа, которая с полным правом можно назвать подвигом. В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, осуществляющей кодификацию законов. За короткий срок был подан колоссальный труд по сбору и изданию законов. Было составлено 45-томное «Полное Собрание законов Российской Империи» (1830 г.), а также 15-томный «Свод законов Российской Империи» (1832 г.). Свод законов составлен по отраслевому принципу, систематизация на основе римского права, деление на публичное и частное право. В ходе работы отбрасывались устаревшие нормы, проводилась редакционная правка и устранялись противоречия в тексте. Издание Свода законов имело и то важное последствие, что оно способствовало правовому регулированию крепостного права, а тем самым – его смягчению. Указы и постановления правительства, ограничивающие власть помещиков над крестьянами и направленные против помещичьих злоупотреблений, были теперь включения в Свод превращены в общеобязательные нормы. Сперанский различал три стадии кодификационной работы: 1. составление полного собрания законов, т.е. расположение всех правовых актов законодательства в хронологическом порядке. Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного Собрания Законов российской Империи. В этом издании опубликованы около 330 тыс. Законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу начиная с Соборного Уложения 1649 г. Собрание Законов включало в себя как законодательство, так и утратившее силу законов. Выделение действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами II отделения. 2. составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их. Отраслевой принцип стал основным в Своде Законов Российской Империи и подразделял актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, гражданские, уставы государственного благоустройства, а также семейный союз. Следовательно, гражданское и семейное право составило другую часть Свода, включая в себя и процессуальное право. 3. составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями. По воле императора работа была ограничена первыми двумя этапами. Мысль об Уложении казалась царю опасной для всего дворянского миропорядка. Полное собрание законов было включено 35993 акта. Работа над Сводом состояла в следующем. За образец было принято Уложение Юстиниана. На основе полного законов составлены были специальные исторические своды по отдельным отраслям права. Свод составил 15 томов и, по мнению его составителя, он должен был послужить лишь основой для разработки Уложения, под которым Сперанский разумел совокупность действующих законом, исправленных и дополненных сообразно требованиям времени. Мысль о составлении Уложения не была одобрена Николаем I, поэтому после издания Свода ему придана сила закона. Сам Сперанский трудился над Уголовным уложением, которое было закончено в 1845 г., и составило XV том Свода законов Российской империи. Основы гражданского права по Своду законов Российской империи. Действующее гражданское законодательство было систематизировано в 9–11 томах Свода законов. Впервые в русском законодательстве подробно раскрывается содержание полномочий собственника на принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество. Недвижимым имуществом считались земельные угодья, деревни, дома, заводы, фабрики и иные дворовые места. К движимому имуществу относились мореходные и речные суда, книги, рукописи, экипажи, металлы, и другие полезные ископаемые. Существовало два вида собственности – частная и государственная. Промежуточное положение занимала собственность особ императорского дома. Впервые было установлено право собственности на результаты интеллектуального творчества, что в дальнейшем послужило основой для формирования авторского и патентного права. В Своде закон прежде всего значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. Что касается отчуждения дворянских имений, то здесь существовало право имущественной покупки члена данного рода. Законодательство предусматривало и систему майората, когда земельные владения могли передаваться старшему сыну по наследству. Крестьянам было запрещено выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность выделенный им надел. Вещное право России по Своду законов состояло из следующих институтов: – владение; – право собственности; – сервитуты; – обязательственное право. Всякое владение, даже незаконное, охранялось до тех пор пока не обнаружится собственник. Широко были представлены сервитуты: право проезда по дорогам, плавания по рекам на судах и т.д. Законодательство знало и такой сервитут как узуфрукт, т.е. пожизненное владение с правом пользования вещью и извлечение из нее плодов. Обязательства возникали из договоров и деликтов. Предметом договоров могли быть: что-то дать, что-то сделать или воздержаться от действия. Договоры составлялись по взаимному согласию. Средствами обеспечения обязательств были задаток, залог, неустойка и поручительство. Нормы семейного права, установившиеся в XVIII в. Не претерпевали изменений. Единственной формой брака признавался брак церковный. Вступление в брак и разводы регулировались правилами того или иного вероучения. Свод законов установил для православных брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Свод законов закрепил принцип раздельности имущества супругов. Права законных детей и незаконнорожденных были различны. Законодательство в XIX в. Значительно пересмотрели нормы наследственного права. Можно завещать имущество любому лицу, будь то родственник или посторонний. Предусматривались завещания нотариальные и домашние. К наследованию по закону призывались все кровные родственники без ограничения степени родства. Уголовное право по Своду законов Российской империи. В Своде законов жесткая система уголовного права, принесенная в Россию из Западной Европы и требовавшая не щадить преступника, смягчается. Уголовные законы были помещены в XV том Свода, получившим название – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Сперанский был вынужден признать несовершенство XV тома, и он продолжал работать над кодификацией уголовного законодательства. Уложение несло на себе печать феодализма. Привилегированные сословия не подлежали телесному наказанию, они подвергались более мягким наказаниям, чем крестьяне и рабочие, за одно и то же преступление. Уложение знало смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Свод установил 11 родов наказаний на 35 ступеней, которые должны были представлять одну убывающую прогрессию – от смертной казни до простого внушения. Судебные органы подверглись также реформированию. Верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа упразднены. Права дворян в отправлении правосудия согласно Учреждению о губерниях значительно расширены. Дворяне выбирают председателей палат гражданского и уголовного суда, которые стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Для государственных крестьян устанавливалась специальная юстиция из двух инстанций: сельской и волостной. Таким образом, издание Полного Собрания и Свода Законов имело огромное значение. В первой половине XIX в отечественная правовая система отличалась сложностью и запутанностью. Действующим законодательством было Соборное Уложение и многочисленные акты, принятые после 1649 г. Серьезная правовая реформа назрела давно, но попытки осуществить ее оказывались малоэффективными. Отечественная юриспруденция получила в связи с кодификационной деятельностью существенный эволюционный толчок. В отечественном праве была проведена удачная систематизация, окончательно сформулирован отраслевой принцип, М.М. Сперанский, а вслед за ним и юридическая наука подошли к новому уровню кодификации, созданию Уложения о наказаниях 1845 г. – первого в истории России настоящего уголовного кодекса.

Заключение

Таким образом, место и роль Сперанского в истории преобразований отечественной государственности и формировании правительственной законодательной политики являются общепризнанными и имеют непреходящее значение.

Именно Сперанский стоял у истоков создания в России министерств, по-прежнему являющихся сердцевиной исполнительной власти. Он же создавал Государственный Совет и проект Государственной Думы. При этом его план коренного преобразования российской государственности был реализован лишь в небольшой степени, тем не менее, он подготовил почву для последующего упорядочения судебной и законодательной системы.

Сперанскому удалось впервые в русской истории кодифицировать российское законодательство – под его руководством были созданы «Полное собрание законов» (56 томов) и «Свод законов Российской империи» (15 томов). В основе мировоззрения Сперанского лежало стремление утвердить в России верховенство права в противоположность привычному верховенству властного произвола, пусть даже облекаемого формально в форму «закона».


История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 314с.

Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIXв. М., 1997 с.257

Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1993. С-63

Федоров В.А., М.М.Сперанский и А.А. Аракчеев: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во высшая школа, 1997.-63

Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.- СПб, Наука, 2002, 399с.

Там же, 400с.

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 316 с.

Федоров В.А., М.М.Сперанский и А.А. Аракчеев: учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, Изд-во высшая школа, 1997.-64

История политических и правовых учений XIXв. М.: Наука, 1993. -335с.

Федоров В.А. М.М.Сперанский и А.А. Аракчеев: учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, Изд-во высшая школа, 1997.-65

История политических и правовых учений: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. В.И. Власова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004, - 256 с.

Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.- СПб, Наука, 2002, -40 с.

История России XIX – начало XX: учебник / Под редакцией В.А. Федорова, издание 3-е. М: ООО «ВИТРЭМ», 2002. -101с.

История политических и правовых учений: учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. Проф. В.И. Власова.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004,-258с.

Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2005, - 137с.

История государства и права России: учебник / Под редакцией С.А. Чибиряева, 2000, - 187с.


Века. В частности мы можем проследить конституционную традицию в России до начала XIX века. В процессе составления доклада и решил разобраться в вопросе об истории создания Сперанским “Плана государственных преобразований” и его значении для русского общества, в связи, с чем определил несколько задач: 1. Конституционная традиция в России 2. Разработка проекта М.М. Сперанским...

дится десятилетиями и веками, а не в два-три года” (“О постепенности усовершенствования Российского”). В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “ правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная...

Верховенства закона в крепостническом самодержавном государстве достичь было невозможно, но сам факт кодификации законодательства имел огромное историческое значение, хотя был лишен практического смысла. В целом, государственная деятельность М.М. Сперанского чрезвычайно сложна, богата событиями и противоречиями. Судьба назначила ему быть в самом центре отечественной политической истории первой...

В условиях тогдашней России». Что же это были за идей? Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ Наиболее полно взгляды нового реформатора М.М. Сперанского отражены в записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов». В ней он высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и...

Реформы Сперанского

На этом реформы закончились. Сам Государственный совет стал
противником дальнейших преобразований. Реформа Сената так и не была
осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она была основана на
разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалось
разделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный.
Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом
: одна часть - от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве
выборов дворянством состава Сената члены Государственного совета
усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию
губернского управления даже не преступали. Наиболее важным мероприятием того времени была финансовая реформа,
проведенная Сперанским через Государственный совет, который так и не
стал достаточно авторитетным органом, на что надеялся реформатор. Финансы России в результате ряда войн находились в весьма
расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал
огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработать план
улучшения финансового положения страны. По его предложению
правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило
государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и
, наконец ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоев населе-ния.
осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. Так, в
1812г. государственные доходы увеличились со 125млн до 300млн руб. Но в
то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали
недовольство населения. При этом общее раздражение было направлено
против Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “
зловредным попо-вичем“. Сперанский уже в 1811г начал понимать неосуществимость своих далеко
идущих планов. В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото
всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов
. Но Александр I отказал ему в этом. Однако падение Сперанского было не
только неизбежным, но и близким.

Причины неудач реформирования. Отставка Сперанского

Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольных возгласов со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были затронуты более всего. Всё это отрицательно сказалось на положении самого́ государственного советника. Просьбу об отставке в феврале 1811 г. Александр I не удовлетворил, и Сперанский продолжил работу. Но дальнейшее течение дел и времени приносило ему все новых и новых недоброжелателей. В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили Эрфурт и встречи с Наполеоном. Этот упрек в условиях обострившихся российско-французских отношений был особенно тяжелым. Интрига всегда играет большую роль там, где существует режим личной власти. К самолюбию прибавлялась в Александре чрезвычайная боязнь насмешки над собой. Если кто-либо засмеется в его присутствии, на него посматривая, Александр тут же начинал думать, что это над ним смеются. В случае со Сперанским противники реформ выполнили такую задачу блестяще. Сговорившись между собой, участники интриги стали с некоторых пор регулярно сообщать государю разные дерзкие отзывы, исходящие из уст его госсекретаря. Но Александр не стремился прислушиваться, так как в отношениях с Францией были проблемы, а предостережения Сперанского о неизбежности войны, его настойчивые призывы готовиться к ней, конкретные и разумные советы не давали оснований для сомнений в преданности его России. В день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом Александра Невского. Однако ритуал вручения прошёл непривычно строго, и стало ясно, что «звезда» реформатора начинает тускнеть. Недоброжелатели Сперанского (среди которых был Шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и А. Д. Балашов, руководитель Министерства полиции) ещё больше активизировались. Они передавали Александру все сплетни и слухи о госсекретаре. Но, возможно, эти отчаянные доносы в конечном счёте не возымели бы сильного действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления. В Твери вокруг сестры Александра Екатерины Павловны сложился кружок людей недовольных либерализмом государя и, в особенности, деятельностью Сперанского. В их глазах Сперанский был «преступником». Во время визита Александра I, великая княгиня представила Карамзина государю, и писатель передал ему «Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников перемен, обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской общественной мысли. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Спасение же Карамзин видел в традициях и обычаях России, её народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам? Нет сомнения, что […] крестьяне счастливее […], имея бдительного попечителя и сторонника». Этот аргумент выражал мнение большинства помещиков, которые, по мнению Д. П. Рунича, «теряли голову только при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперед плебеям». Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако взгляды были сконцентрированы в одном документе, написанном живо, ярко, убедительно, на основе исторических фактов и человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую боялся бы потерять. Эта записка Карамзина сыграла решающую роль в отношении к Сперанскому. Вместе с тем самоуверенность самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах в конечном счете переполнили чашу терпения и вызвали раздражение императора. Из дневника барона М. А. Корфа. Запись от 28 октября 1838 года: «Отдавая полную высокую справедливость его уму, я никак не могу сказать того же об его сердце. Я разумею здесь не частную жизнь, в которой можно его назвать истинно добрым человеком, ни даже суждения по делам, в которых он тоже склонен был всегда к добру и человеколюбию, но то, что называю сердцем в государственном или политическом отношении - характер, прямодушии, правоту, непоколебимость в избранных однажды правилах. Сперанский не имел… ни характера, ни политической, ни даже частной правоты». Многим своим современникам Сперанский показался именно таким, каким обрисован он главным своим биографом в только что приведенных словах. Развязка наступила в марте 1812 г, когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. В 8 часов вечера 17 марта в Зимнем дворце состоялась роковая беседа между императором и государственным секретарем, о содержании которой историки могут строить только догадки. Сперанский вышел «почти в беспамятстве, вместо бумаг стал укладывать в портфель свою шляпу и наконец упал на стул, так что Кутузов побежал за водой. Через несколько секунд дверь из государева кабинета отворилась, и государь показался на пороге, видимо расстроенный: „Еще раз прощайте, Михаил Михайлович“,- проговорил он и потом скрылся…» В этот же день дома Сперанского уже ждал министр полиции Балашов с предписанием покинуть столицу. Михаил Михайлович молча выслушал повеление императора, лишь взглянул на двери комнаты, где спала двенадцатилетняя дочь, собрал часть имевшихся дома деловых бумаг для Александра I и, написав прощальную записку, вышел. Он не мог и предположить, что возвратится в столицу только через девять лет, в марте 1821 г. Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отправляясь в ссылку, он не знал, какой приговор вынесен ему в Зимнем дворце. Отношение в простом народе к Сперанскому было противоречивое, как отмечает М. А. Корф: «…местами ходил, довольно громкий говор, что государев любимец был оклеветан, и многие помещичьи крестьяне даже отправляли за него заздравные молебны и ставили свечи. Дослужась, - говорили они, - из грязи до больших чинов и должностей и быв умом выше всех между советниками царскими, он стал за крепостных…, возмутив против себя всех господ, которые за это, а не за предательство какое-нибудь, решились его погубить».С 23 сентября 1812 г. по 19 сентября 1814 года Сперанский отбывал ссылку в городе Перми. С сентября по октябре 1812 года М.М. Сперанский проживал в доме купца И.Н. Попова. Тем не менее, обвинение в измене не списывалось со счетов. В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии. Здесь он встречался с Аракчеевым А. А. и через него ходатайствовал перед Александром I о своем полном «прощении». М. М. Сперанский неоднократно обращался к императору и министру полиции с просьбой разъяснить его положение и оградить от оскорблений. Эти обращения возымели последствия: распоряжением Александра надлежало выплатить Сперанскому по 6 тысяч рублей в год с момента высылки. Данный документ начинался словами: «Пребывающему в Перми тайному советнику Сперанскому…». Кроме того, распоряжение было свидетельством, что император Сперанского не забывает и ценит.

Возвращение на службу.

30 августа (11 сентября) 1816 г. указом императора М. М. Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором. Михаил Михайлович не встретил горячей поддержки со стороны местного чиновничества. По словам М. А. Корфа, местные чиновники и до него, и при нём были жалкими, большей частью - совершенно безграмотными. Сперанский не успел проявить себя в этой должности, так как в марте 1819 г получил новое назначение - генерал-губернатором Сибири. Сперанский чрезвычайно быстро вник в местные проблемы и обстоятельства с помощью провозглашенной им «гласности». Прямое обращение к самому высокому начальству перестало «составлять преступление». Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинает проводить реформы управления краем. «Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист С. Г. Батеньков. Он вместе со Сперанским энергично занимался разработкой «Сибирского уложения»- обширного свода реформирования аппарата управления Сибири. Особое значение среди них имели два проекта, утвержденные императором: «Учреждения для управления Сибирских губерний» и «Устав об управлении инородцев». Особенностью явилось предложенное Сперанским новое деление коренного населения Сибири по образу жизни на оседлое, кочевое и бродячее. В период работы Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый и сильный» действительно преобразит Сибирь. Впоследствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенного поручения». Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить лично Сперанского». В конце января 1820 года Сперанский направил императору Александру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметь цели». Император предписывал своему бывшему госсекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в столицу к последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно повлияла на Сперанского. В его душе начали преобладать чувство бессмысленности собственной деятельности. Однако недолго Сперанский пребывал в отчаянии и в марте 1821 года вернулся в столицу. Возвратился в Петербург 22 марта, император в это время находился в Лайбахе. Возвратившись 26 мая, он принял бывшего госсекретаря только спустя недели - 6 июня. Когда Михайло вошёл в кабинет, Александр воскликнул: «Уф, как здесь жарко», - и увлек его с собой на балкон, в сад. Всякий прохожий в состоянии был не только видеть их, но и вполне расслышать их разговор, но этого государь видно и хотел, чтобы иметь повод не идти на откровенность. Сперанский понял, что перестал пользоваться прежним влиянием при дворе. В ноябре 1825 г скончался Александр. 13.12.1825 Сперанский составляет проект манифеста о вступлении на престол Николая І, позже был введён в состав Верховного суда над декабристами. Доверие Николая I он завоевал, но раздавлен был совершенно. Говорят, что когда выносили приговор, Сперанский плакал. Свидетельством неоднозначного отношения Сперанского к самодержавной власти и самодержцам может служить факт того, что именно Сперанского декабристы прочили в первые президенты русской республики в случае удачного восстания декабристов и свержения Николая I. Явным признаком того, что доверие Николая I к Сперанскому возросло, стало назначение его в 1835 году преподавателем юридических наук наследнику престола - будущему императору Александру II. Была учреждена «Высшая школа правоведения» для подготовки квалифицированных юристов. Эти работы стали главными подвигами жизни Сперанского. 1 января 1839 г, в день 67-летия, Сперанскому, высочайшим повелением было пожаловано графское достоинство. Но прожить Михаилу Михайловичу с графским титулом суждено было всего 41 день. 11 февраля 1839 г он умер от простуды. «Светило Русской бюрократии угасло» «Сперанский несомненно является одним из самых замечательных людей
России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей
стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную
систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов,
упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним
большие реформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых
она долго не могла достигнуть». В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Действительно,
полное осуществление его проектов несомненно ускорило бы эволюцию России
в направлении в помещичье-буржуазной монархии. Распад
феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановка
после Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной
мере мириться со Сперанским.

Источники

Е.В.Анисимов, А.Б.Каменский, Россия в XVII-первой половине XIX века, М, 1994.

История России, под редакцией А.А.Радугина

А.С.Орлов, В.А.Георгиев и др., Основы курса истории России, М., 1997.

Акад. С. Ф. Платонов «Учебник русской истории». - С.-Петербург: «Наука», 1997 г

«Великие россияне: писатели, художники, учёные, полководцы, гос., церковные и общественные деятели»: [Сборник]. - Москва: Олма- Пресс. - 2003 г - 637стр.: ил. - (Жизнь замечат. людей. Библиографич. библ. Ф. Павленкова.).

«Дашкова. Суворов. Воронцовы. Сперанский. Канкрин: Биографические повествования». Сост., общ. редакция Н. Ф. Болдырева. - Челябинск: «Урал LTD», 1997 г - 522 стр.: портр. - (Жизнь замечат. людей. Биогр. Б-ка Ф. Павленкова; Т.4)

Д.И Луковская, С. С. Гречишкин, В. И. Морозов «Научная библиотека: Михаил Михайлович Сперанский (материалы к биографии)».

Ключевский В. О. «Исторические портреты. Деятели исторической мысли». - Москва: Правда. 1991

Соловьев С. М. «Император Александр I: Политика. Дипломатия». Москва: Мысль, 1995 г

«Судьбы реформ и реформаторов в России: Учебное пособие. - Москва - РАГС, 1999. г

Томсинов В. А. «Светило российской бюрократии»: исторический портрет М. М. Сперанского. - Москва: Молодая гвардия, 1991 г

Томсинов В. А. Судьба реформатора, или Жизнь Сперанского. М.: Издательство «Норма», 2003.

Томсинов В. А. Сперанский. - Москва: Молодая гвардия, 2006. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Томсинов В. А. Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Биографический очерк // Сперанский М. М. Юридические произведения. М.: Зерцало, 2007.

Пыпин А. Н.»Общественное движение в России при Александре I», СПб,1871г

Башилов Б. «История русского масонства».-Москва:Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2003.г

Планы наиболее значительных преобразований государственной системы России в александровскую эпоху связаны с именем крупнейшего государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) родился в семье сельского священника села Черкутино Владимирской губернии. Он получил основательное богословское образование в Главной Семинарии при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге. Его яркие способности обратили на него внимание духовного начальства еще в семинарии. По окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. В этот период Сперанский самостоятельно изучал труды западноевропейских философов, политиков, читал трактаты французских энциклопедистов. В России эти произведения переводились мало, их изучение требовало хорошего знания немецкого, английского и французского языков.

Отличительной чертой Сперанского-мыслителя являлась жесткая логика, систематизация полученных знаний и умение передать их в лаконичной четкой форме.

В условиях острой нужды в компетентных и просто грамотных чиновниках Сперанский имел хорошие шансы для гражданской карьеры. Однако сильным препятствием на пути к этому было его духовное происхождение. Поэтому начинал Сперанский в качестве домашнего секретаря влиятельного сановника князя А.Б.Куракина, занимавшего в правительстве Павла I пост генерал-прокурора Сената.

Четко и умно составленные доклады для Куракина обратили на Сперанского внимание графа В.П.Кочубея, подбиравшего в то время сотрудников для вновь созданного Министерства внутренних дел.

В 1802 г. Михаил Михайлович получил место директора одной из экспедиций Министерства. А на следующий год Кочубей поручил ему составить план устройства судебных и правительственных мест в империи. Сперанский блестяще выполнил это поручение, составив соответствующую записку. В ней автор заявил о себе как о стороннике ограниченной монархии, представительного правления и выступил противником крепостного права.

В 1806 г. произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Во время болезни граф Кочубей стал посылать своего помощника с докладами к императору. Александр I заинтересовался молодым человеком, не имевшим дворянского происхождения, но обладавшим блестящими познаниями и гибким умом. В результате многочасовых бесед к исходу 1807 г. Сперанский стал одним из ближайших советников императора. Именно ему монарх поручил разработать план реформ, которые должны были в значительной степени изменить политическое устройство страны. Менее чем за два года Сперанский разработал пакет документов, в которых были проанализированы существующие формы управления, обоснована желаемая для России система государственных институтов и проработаны функции, связи, структура новых учреждений. Этот пакет документов известен как «Введение к Уложению государственных законов». Не без оснований реформатор предупреждал, что вводить преобразования надо постепенно, сохраняя привычные для общества названия, дабы не породить ощущение разрушения и панику в обществе.


Многие десятилетия историки вели поиск этих документов. Дело в том, что в правление Николая I архив Александра I был распределен по тем ведомствам, перед которыми ставилась задача изучить просчеты и опыт предшествующего царствования. Поэтому реконструкция «Введения» велась на основе сопоставления отрывков, найденных в различных архивных фондах. Когда план Сперанского был восстановлен, перед исследователями открылась панорама широкомасштабного проекта государственного переустройства страны, который должен был сделать империю державой буржуазного типа.

В основу реформ был положен принцип разделения властей. Законодательная власть должна была стать привилегией Государственной Думы, исполнительную следовало передать министерствам, а судебную поручить Сенату. Таким образом новый государственный орган - Государственная Дума - должен был ограничить власть монарха: ни один закон не мог издаваться без одобрения Думы. Она же контролировала министерства. Минуя Думу, император мог принимать решения только о войне и мире.

Высший законодательный орган страны должен был формироваться на основе выборов. Определенными гражданскими правами, по мнению Сперанского, должны обладать все жители страны, включая и крепостных крестьян (следовательно, крепостное право сохранялось). Так наказания могут быть налагаемы только через суд. Но политические права получали лишь свободные сословия - дворянство и люди среднего. Следовательно, принимать участие в выборах и управлении государством могли исключительно люди, имевшие во владении недвижимую собственность. Осуществление политических прав на практике предусматривалось путем создания системы выборных дум: волостных, окружных, губернских и Государственной.

Сенат должен был стать высшей судебной и административной единицей. Предполагалось разделить его на две части - Правительствующий и Судебный. Первая часть должна была заниматься административными делами и составлялась из министров; вторая, то есть судебная, формировалась бы посредством императорских назначений и дворянско-губернских выборов. Приговор Судебного сената признавался окончательным.

Исполнительная власть сосредотачивалась в министерствах, а также в губернских и окружных правительственных органах. Вершиной новой государственной системы, по мысли Сперанского, должен был стать Государственный Совет. Он служил бы связующим звеном между императором и новой системой законодательной, исполнительной и судебной власти. Члены Совета не избирались, а назначались императором.

Таков был общий замысел преобразований, являющий собой, как не раз подчеркивал Сперанский, разработку общих пожеланий самого императора. Реализовать его оказалось нелегко.

1 января 1810 г. был объявлен манифест Александра I об упразднении Непременного Совета и учреждении Государственного Совета. В него вошли 35 высших сановников, назначенных императором. Они должны были обсуждать все крупные государственные мероприятия и свои соображения представлять монарху.

Через год, в 1811 г., по инициативе Сперанского, произошла реорганизация министерств. Упразднилось Министерство коммерции. Его дела распределились между Министерством финансов и Министерством внутренних дел. Для решения дел внутренней безопасности было создано Министерство полиции. На правах министерств были учреждены Государственный Контроль и 2 Главных управления: первое - духовных дел иностранных исповеданий и второе - путей сообщения. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы власти министров, их ответственность. А дальше реформы начали «буксовать». Сам Государственный Совет стал противником дальнейших преобразований. Реформа Сената так и не была осуществлена, хотя и долго обсуждалась.

Таким образом, несмотря на то что организация государственной власти в империи не отвечала потребностям времени, дальнейшие планы Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из проведенных реформ государственного аппарата не затрагивала политических основ феодально-абсолютистского строя. И это при том, что даже краткий обзор предпринимаемых верховной властью усилий убеждает, что намерения императора модернизировать, усовершенствовать государственную систему страны были серьезны. Что же встало на пути столь необходимых стране преобразований?

Бросается в глаза, что в борьбу за преобразования был включен очень узкий общественный слой - часть придворной аристократии. Правительство держало их разработку в тайне и передовое дворянство для обсуждения политических вопросов вынуждено было создавать тайные общества. Подавляющее же большинство дворян не желало коренных изменений существующей политической системы. В этой ситуации самодержавный монарх, «располагавший неограниченной властью», боялся открытой конфронтации с дворянством. Первые же открытые попытки правительства провести преобразования государственной структуры вызывали резкий отпор.

Проекты Сперанского дворянство расценивало как измену российской традиции - как попытку ослабить власть монарха, основного гаранта дворянских привилегий. Государственный Совет многими был воспринят как орган дворянской олигархии, отражающий не государственные, а узкоклановые интересы. Не многие из столичных дворян знали суть проекта Сперанского, но по слухам судили о нем все. Настроения московской и петербургской знати складывались не в пользу реформатора.

Во многом негативное восприятие реформ было спровоцировано личностью Сперанского. В нем видели «выскочку», «поповича», который вкрался в доверие императора, которому интересы дворянства чужды и даже враждебны. Кроме того, Сперанский вызвал недовольство рядом законопроектов, болезненно затронувших интересы и более широких социальных групп. Так по его инициативе в апреле 1809 г. был принят указ о придворных званиях. Отныне звания не являлись отличием и не давали права на чин. Придворные лишались звания и привилегий, если не состояли на государственной службе. Этот указ настроил против реформатора влиятельное придворное дворянство. А закон 6 августа 1809 г. «О чинах» вызвал негодование среднего чиновничества. По нему для получения повышения в чинах требовалось соответствующее образование. Начиная с VIII класса и выше, чиновник должен был иметь университетский диплом или сдать экзамен по особой программе. Реализация указа отстраняла от «доходных» мест сотни безграмотных чиновников, открывая путь к карьере молодым людям с университетским образованием. Тем самым предполагалось повысить в обществе престиж знаний.

Не добавила Сперанскому популярности и финансовая реформа. В результате активной военной деятельности финансы России накануне войны 1812 г. находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809 г. император поручил Сперанскому разработать план стабилизации финансового положения. По предложению реформатора правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и, наконец, ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоев населения. Осуществление этих крайне непопулярных мер дало положительные результаты. В 1812 г. государственные доходы увеличились более чем вдвое. Но напряженность, недовольство населения сильно возросли.

В столичных кругах ходили самые невероятные сплетни о Сперанском. Его обвиняли в предательстве национальных интересов, шпионаже в пользу Наполеона, в попытке узурпации власти, подрыве доверия к правительству. Император неоднократно получал анонимные доносы на реформатора. О непопулярности правительственной политики говорили люди, придерживающиеся различных политических взглядов. В 1811 г. откровенно написал об этом императору известный историк и писатель М.Н.Карамзин. В частной беседе, а также в «Записке о древней и новой России» Карамзин предупреждал монарха об опасности взятой политической линии. Идеалом правления историк считал неограниченную власть просвещенного государя. Примером ее было царствование Екатерины II. Преобразование же российской жизни по европейскому образцу, по мнению Карамзина, ничего кроме вреда не принесет.

Поначалу критику и уговоры Александр I воспринимал раздраженно. Но в то же время, чувствуя все более усиливающееся недовольство дворян, император опасался добиваться реализации реформ. Обстановка складывалась таким образом, что дворянская оппозиция представляла реальную угрозу и для императора, и для политической самостоятельности государства. Александр I хорошо помнил обстоятельства гибели отца и допускал возможность собственного убийства. Кроме того, грядущая война с Наполеоном заставляла императора идти на уступки оппозиции ради сохранения политической стабильности.

Александр I уступил давлению. 29 марта 1812 г. без суда Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а в сентябре 1812 г., когда к Москве подходила армия Наполеона, был отправлен в Пермь под более строгий надзор. В марте 1813 г. Сперанский послал из Перми оправдательное письмо к Александру I, где пытался прояснить обстоятельства своей опалы. Но император не ответил на него. Только осенью 1814 г. бывшему статс-секретарю было разрешено поселиться в имении своей дочери под Нижним Новгородом.

Указом Александра I от 30 августа 1816 г. Сперанский все-таки был прощен и назначен пензенским губернатором. Позже, в 1819-1822 гг., он стал генерал-губернатором Сибири. Государственный ум Сперанского вновь нашел себе применение. По результатам ревизии Сибири Сперанский в сотрудничестве с будущим декабристом С.Г.Батенковым разработал «Сибирское уложение» - свод законов по управлению Сибирью. В нем впервые был изложен правовой статус коренных сибирских народов и принципы правительственной политики в отношении их. Почти в неизмененном виде это «Уложение» действовало вплоть до начала ХХ в.

В 1822 г. Сперанский по протекции Аракчеева вернулся в Петербург. Многие связывали с его возвращением надежду на изменения в политическом курсе «аракчеевщины». Но Сперанский вернулся человеком с иным политическим опытом, с иными убеждениями - и «чуда» не произошло.