План проведения родительского собрания «Педагогика семейных отношений. Примерный план проведения родительского собрания "Мой ребенок становится старше"

  • Дата: 22.03.2019

светлана шамшина
План проведения родительского собрания

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №120.

Разработка плана-конспекта родительского собрания по адаптации во второй младшей группе.

Тема «Здравствуй детский сад

старший воспитатель МБДОУ№ 120

Шамшина С. В.

Цель : ближе познакомится с родителями , узнать сильные и слабые стороны детей, особенности их характера.

Форма : беседа.

Предварительная подготовка к собранию :

.Провести анкетирование .

Подготовить памятки для родителей .

Изготовление совместно с детьми приглашений на родительское собрание .

Выучить стихи с детьми.

Структура :

Вступительное слово.

Адаптация,что это.

Игра с родителями «Ромашка пожеланий»

Результаты анкетирования.

Чтение стихотворений.

Памятка для родителей .

Решение родительского собрания .

Ход собрания:

Вступительное слово :

Добрый вечер, уважаемые родители . Тема нашей сегодняшней встречи «Адаптация детей» . Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации. Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Адаптация,что это : – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. То время, когда ребенок приспосабливается к детскому саду, является кризисным. По тому, как дети привыкают к дошкольному учреждению, адаптационный период делят на 3 группы :

Легкий средний и тяжелый. Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь.

Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

Временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно :

Сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

Ориентировочная деятельность (20 дней,

Речевая активность (30-40 дней,

Эмоциональное состояние (30 дней,

Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.

Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается.

Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.

3. Тяжелая адаптация

(от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

Данный тип адаптации характеризуется :

Снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении,

Резким нарушением сна,

Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). - Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок. Каждый ребенок индивидуален. Для каждого период адаптации в саду свой. Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов :

Характер ребенка, личность воспитателя, состояние здоровья малыша,

Атмосфера в семье, отношения между родителями , даже степень подготовки родителей отдать своего ребенка в сад тоже играет важную роль.

Полная адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше забирать его из садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить особое внимание ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша, интересуйтесь делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с другими детьми, восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.

Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и

ребенок будет с радость ходить в детский сад.

Игра с родителями «Ромашка пожеланий»

Уважаемые родители ,мы хотим вам предложить написать пожелания для ваших детей.

Результаты анкетирования :

За неделю до собрания мы провели анкетирование . В анкете было пять вопросов по данной теме. Сейчас я предлагаю ознакомится с результатами анкетирования.

1. Преобладающее настроение Вашего ребенка :

(13 человек - бодрое,5 - уравновешенное, 2- неустойчивое.

2. Характер засыпания :

13 человек -быстрый сон,6-медленный,1- очень медленный.

3. Характер и длительность сна :

(18 человек – спокойный,2 - неспокойный

4. Аппетит ребенка :

(10 человек- хороший,5 – неустойчивый,5- плохой)

5. Отношение ребенка к высаживанию на горшок :

(18 человек- отрицательное, 2 –воздержались) .

Чтение стихотворений.

А вот что нам расскажут о детском саде наши дети :

1-й ребёнок :

Детский сад у нас хорош,

Лучше сада не найдешь.

2-й ребёнок :

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Памятка для родителей по адаптации .

Чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам . Для этого каждый из Вас получит «Памятку по адаптации» .

1. Готовьте ребенка к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше хорошего малышу о садике, как ему там будет здорово, что он может делать там, чего нет дома, хвалите малыша почаще и говорите, что он уже вырос и стал большим и уже готов ходить в сад.

2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете ребенка в саду, то делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что дети очень четко чувствуют эмоции родителей . Если вы все такие не можете скрыть своего волнения, то поручите отвести ребенка в сад кому-то другому, бабушке или папе, например.

3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше забирайте ребенка домой.

4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.

5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как цирк, зоопарк, где ребенок может легко возбудиться.

6. Не стоит слишком тепло одевать ребенка в садик.

7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.

8. Игнорируйте капризы ребенка, не поддавайтесь его выходкам манипуляциям.

9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребенка, то не откладывайте визит к врачу.

Решение родительского собрания :

Принять к сведению информацию об адаптации в детском саду. Соблюдать режим дня в детском саду и дома. Прививать детям навыки самообслуживания.

Автор публикации:

Дембицкая Елена Валерьевна

Город (населенный пункт):

г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА

1 .Для чего нужны родительские собрания

Родительские собрания нужны:

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформу­лировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.

Как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей.

Как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов

Как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

2.Организация и проведение родительских собраний

Родительское собрание: подготовка и проведение

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей студента , средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современных учебных заведениях на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя , обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы.

Родительские собрания формируют не только общественное мнение родителей, но и родительский коллектив. В педагогической практике различают собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы, консульта­ции родителей, подводятся итоги и др. Наиболее эффективны родительские собрания комбинированного типа. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее вре­мя, намечаются новые цели и задачи на последующий период.

Родительские собрания проводятся с целью:

ознакомления родителей с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса в учебном заведении

психолого-педагогического просвещения, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста детей и условиях успешного взаимодействия с ними и т. д.;

вовлечения родителей в совместную с обучающимися внеурочную деятельность (конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);

совместного решения организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и др.).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),

собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),

тематические,

собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,

итоговые (четвертные) и т.д.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные.

Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения.

Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников).

Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

3.С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями.

Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, журналы, нормативные документы – Устав учебного заведения, Правила студентов). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания. Требуется заблаговременно оповестить родителей о дате, времени и месте проведения собрания. Это позволит им скорректировать свои планы и найти время для его посещения. Оповестить родителей можно, например, с помощью нижеприведенной формы извещения. Ребенок через несколько дней должен будет принести извещение учителю с подписью родителей.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощникам, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет , избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

4.Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

1. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность собрания 1-1,5 часа.

2. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправ­ленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

3. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

а) выбор темы собрания.

б) определение целей родительского собрания.

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

д) определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

г) приглашение родителей и других участников собрания.

з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Примерная структура родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).

5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выра­жать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родите­лей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.

Памятка для родителей

Заповеди разумного воспитании

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разби­райте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Как преподавателю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все воз­можное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Подготовка собрания

1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.

2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.

3. Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выно­симых на собрание.

4. Продумать, где родители будут оставлять верхнюю одежду, кто и как встретит их в учебном заведении.

5. Продумать выставочный или информационный материал.

6. Определить, кого из преподавателей - предметников или других специалистов можно пригласить.

7. Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Дать понять, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3. Использовать форму разговора за чашкой чая.

4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении стро­ить собрание.

5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных собы­тий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).

7. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведе­ния родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчи­ваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».

8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Преподавателю на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: раз­бор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Родителям на заметку

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).

2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

5. Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).

6. Ободрять других (оптимистам жить легче).

7. Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент).

Примерное положение о классном родительском собрании

1. Общие положения

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в клас­се - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

2. Классное родительское собрание

2.1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса.

2.2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родитель­скую конференцию.

2.3. Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов само­управления.

2.4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.

2.5. Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.

2.6. Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.

2.7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования ро­дителей.

2.8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждаю­щимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты допол­нительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов,

2.9. Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в об­разовательном учреждении.

3. Правила проведения собраний

3.1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к соб­ранию всю необходимую информацию и документы.

3.2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных устано­вок, рекомендаций и советов.

3.3. Главным методом проведения собрания является диалог.

3.4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.

3.5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.

3.6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

3.7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на соб­рание учителей-предметников.

3.8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета),

3.9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4. Принципы проведения родительского собрания

4.1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

5. Темы родительских собраний и их краткое описание

В помощь, несколько тем для родительских собраний, с методическими материалами и рекомендациями.

Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Форма проведения собрания - "круглый стол"

План собрания.

1. Вступительное слово учителя.

2. Анализ анкет родителей.

3. Анализ анкет школьников.

4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".

5. Обмен опытом проведения семейных праздников.

Тема: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"

План собрания.

1. Экскурсия по выставке детских (семейных) поделок и знакомство с фрагментами сочинений школьников.

2. Беседа учителя о значении труда в семье.

3. Анализ анкет родителей и школьников.

4. Свободная дискуссия на тему "Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье".

6. Подведение итогов собрания.

Тема: "Поощрение и наказание"

План собрания.

1. Педагогические ситуации из жизни класса.

2. Сообщение учителя о значении методов поощрения и наказания в воспитании детей.

3. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.

4. Беседа по вопроснику.

5. Разговор о поощрениях.

6. Подведение итогов.

Выступление на семинаре
«Родительское собрание. Выбор темы.
Составление плана собрания. Приглашение»

Подготовила: Абросимова Анна Михайловна
Воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №12
г. Лениногорска Республики Татарстан»

Одна из задач общения – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в её получении и понять, какой именно информации недостаёт им. Для этого вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане.

Традиционно в детских садах собрания проводятся 2 – 3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом, психологом, учителем. С них начинается знакомство и работа с родителями.

В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических.

Перечень тем родительских собраний:

Ваш ребёнок пришёл в детский сад.
Психологические особенности ребёнка дошкольного возраста.
Движение и речь.
Уроки вежливости и красоты.
Воспитание привычек у ребёнка.
Влияние внутрисемейных отношений на личность ребёнка.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Из чего складывается трудолюбие?
Сила радости.
Понимаем ли мы друг друга?Ф
О дисциплине и дисциплинированности.
Что такое готовность к школе?
Готовы ли вы стать родителями первоклассника?

Темы, предлагаемые родителями:

Ясельной группы (до 3лет):
Что должен уметь ребёнок этого возраста.
Отец и ребёнок.
Развитие речи у ребёнка 3-х лет.
О нравственном воспитании ребёнка, о самостоятельности.
Обращение с детьми в семье.
Привитие любви и уважения к старшим.
Как заниматься логопедией дома?

Средней группы (4 – 5 лет):
Способы воздействия на ребёнка.
О физическом развитии.
О личных трудностях в обучении, поведении, усвоении знаний, программы.

Старшие группы:
О физическом развитии ребёнка
Ребёнок и психология семьи.
О развитии речи детей.
Ребёнок (Ф. И.) со своей группой. Конкретно поговорить о моём ребенке.
О взаимоотношении детей в коллективе, о контактности. Как избежать конфликтов?
О способностях ребёнка, о его отношении к занятиям, детям, взрослым, о поведении ребёнка на занятиях.

Подготовительные группы:
О воспитании ребёнка.
Об изучающих играх.
Воспитание дисциплины, подготовка к школе.
Стоит ли наказывать детей: о взаимоотношениях в семье ребёнка с родителями.
Проблема воспитания в семье двоих (нескольких) детей.
О культуре поведения. Культура поведения ребёнка в семье.
О здоровье ребёнка и подготовке к школе.
Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в 1-й класс.
О трудностях обучения чтению и концентрации внимания на занятиях.
Об обучающих играх.

Козлова Анастасия Владимировна пишет, что показ фрагментов занятия стал важным элементом работы с родителями.
Мы со своим напарником – педагогом практиковали это в течение нескольких лет. Обсуждали фрагменты занятий с детьми по данной теме, проблеме и кому показать занятие.
При составлении плана проведения родительского собрания:
- ставим цель,
- готовим оборудование и наглядность,
- проводим подготовительную работу.

Планы проведения родительских собраний.

Например:
Младшие и средние группы.
Тема: «Движение и речь».

Цель: показать родителям, что физическое воспитание – это основа
Формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности. (исходя из программы, по которой работаем, задач годового плана детского сада).

Оборудование и наглядность:
Оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные игрушки, атрибуты), который можно организовать и дома;
Материал для ознакомления родителей, подготовленный инструктором по физкультуре «Нетрадиционные занятия по физкультуре – средство коррекции речевых нарушений»;
Сведения о детях (рост, вес и другие антропометрические данные);
Методическая литература по физическому воспитанию детей;
Памятка – консультация (ширма).

Подготовительная работа:
Составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями и физкультурным работником.
За две недели до встречи с родителями в группе вывешиваем «Объявление – приглашение».

Мария Александровна Аралова предлагает проводить родительские собрания для эффективности и интереса в разных формах, например:
- «педагогическая лаборатория»;
- «читательская конференция»;
- «аукцион»;
- «лекция – семинар»;
- «душевный разговор»;
- «ток – шоу»;
- «есть мнение»;
- «педагогический консилиум»;
- «педагогический капустник».

Литература:
А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй».
М.А. Аралова «Формирование коллектива ДОУ».

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Подготовила:

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

Сигарева И. В.

Август 2016 г.

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ…………………………………………………………..4

ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………5

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ………………………………………6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ…………………………………….6

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ......7

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ……………………..8

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ………………………………………………………………………………………...8

ТЕМЫ БЕСЕД И РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:…………………………………………….9 - 1- 4 классы………………………………………………………………………..........................9 - 5 – 6 классы……………………………………………………………………............................9 - 7 – 9 классы ……………………………………………………………………..........................10 -10 – 11 классы……………………………………………………………………………………10

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ……………………………………..........................10

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ ДЛЯ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ………………………...........................11

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ……………………………………………12

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ…………………………………………………………………...14

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса……………………………...........................14

Примерные темы ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ………………….........................15

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ………………………………………15

ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ..16

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………….17

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………19

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..20

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
  • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Организационные: -составление и утверждение планов работы; -избрание родительского комитета; -распределение общественных поручений; -разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

1. Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

2. Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

4. Обсуждение проблемы (20 мин).

5. Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Классы.

1.Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. 2.Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию). 3.Младший школьный возраст и его особенности. 4.Хочу и должен (по профилактике правонарушений). 5.Как выявлять и развивать способности детей. 6.Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье. 7.Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. 8.Воспитание характера ребенка в семье. 9.Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья. 10.Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье). 11.Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников). 12.Новое в системе национального воспитания. 13.Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе. 14.Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей. 15.Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

Классы.

1.Новое в системе национального воспитания. 2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда. 3.Содержание морально-эстетического воспитания подростков в семье. 4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье. 5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа. 6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся 7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании. 8.Вред алкоголя и курения.

Классы.

1.Пример родителей в воспитании детей. 2.Особенности воспитания подростков в семье. 3.Половое развитие и методы полового воспитания. 4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов. 5.Активные формы отдыха в вашей семье. 6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье. 7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании. 8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье. 9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду. 10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье. 11.Изучения корней семейного рода. 12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

Классы.

1.Основные направления воспитания в семье.

2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то ________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ____________________

____________________________________________________________________

3.О здоровье можно сказать следующее _________________________________

____________________________________________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _______________________

____________________________________________________________________

5.Его отношение к школе было _________________________________________

____________________________________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с _____________________________________

____________________________________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ____________________

___________________________________________________________________

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

Ищи истину вместе с ребенком,

Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.

Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.

Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

от Дэвида Льюиса - Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. -Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. -Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. -Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. -Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. -Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. -Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. -Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. -Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. -Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

Примерные темы

ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ в начальной школе

Срок проведения Тема собрания, вопросы для обсуждения Ответственные
Подготовительный период
май 1.Знакомство со школой. 2.Правила приёма детей в первый класс. 3. Готовимся к школе. Администрация школы, психолог, логопед
август Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса. Учитель
Первый класс
сентябрь 1. Особенности адаптационного периода. 2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год). 3. Выборы родительского комитета класса. Учитель, психолог
октябрь 1. Младший школьник: особенности развития. 2.Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося. Учитель, психолог
ноябрь 1. Итоги адаптационного периода. 2. Дети и телевидение (диспут). , психолог
январь Итоги первого полугодия Родительский комитет, учитель
март Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
май 1. Об итогах учебного года. 2. Организация летнего отдыха детей. Родительский комитет, учитель
Второй класс
сентябрь 1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся. Учитель
ноябрь Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению. Родительский комитет, учитель, библиотекарь
декабрь Роль семейных традиций в воспитании школьника. Учитель, психолог
январь 1.Итоги первого полугодия. 2. О детской дружбе (совместно с учащимися).
март Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Учитель, научный консультант
апрель Воспитание сознательной дисциплины. Родительский комитет, учитель, психолог
май Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми). Родительский комитет, учитель
Третий класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе. Учитель
октябрь Речь младших школьников и пути её развития. Учитель, логопед
ноябрь Как преодолеть школьные трудности. Родительский комитет, учитель, психолог
январь Семейные традиции (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
март О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников. Родительский комитет, учитель
апрель Дети и компьютеры (мастерская общения). Учитель, психолог
май Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
Четвёртый класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников. Учитель
октябрь Эмоциональное благополучие детей в семье. Родительский комитет, учитель, психолог, социальный педагог
январь 1. Итоги первого полугодия. 2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
март Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании. Учитель, медицинский работник, психолог
апрель Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения. Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса
май Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми). Родительский комитет, учитель

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные направления деятельности классного руководителя:

Обеспечение нормального физического здоровья школьников;

Решение проблемы общения;

Расширение познавательной сферы ребёнка;

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Профессиональные способности классного руководителя:

1.Рефлексивно-аналитические способности:

Способность анализировать свою деятельность;

Способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;

Умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;

Умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.

2.Организаторские способности:

Ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;

Планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;

Разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;

Создать положительную установку на предстоящую деятельность;

Использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;

Координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.

3.Коммуникативные способности.

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(1–4 классы)
1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания: 1.Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом. 2.Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*: 1.Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка? 2.По каким законам должно идти воспитание в семье? 3.Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный) 1.Знакомство с директором школы и школьной администрацией. 2.Представление педагога, который будет работать с классом. 3.Экскурсия по школьному зданию. 4.Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?». 5.Анкетирование родителей по теме собрания. 6.Самопредставление – визитная карточка семьи. 7.Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

I. Вступительное слово директора школы (вариант).
– Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши! Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

II.Выступление заместителя директора по начальной школе.
Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

III.Самопредставление учителя. Учитель проводит самопредставление:

1.Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2.Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

IV.Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи

1.Фамилия, имя, отчество родителей.

2.Возраст родителей, день рождения семьи.

3.Интересы, увлечения семьи.

4.Традиции и обычаи семьи.

5.Девиз семьи.

V.Экскурсия по школьному зданию.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

VI.Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

VII.Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания: 1.Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения. 2.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Вопросы для обсуждения: 1.Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе. 2Психологические трудности адаптации первоклассников в школе. 3.Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания

I.Обсуждение первого школьного дня ребенка.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

Родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так.
Слово педагога . Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания. Физиологические условия адаптации ребенка к школе. Обсуждение вопроса. Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе. При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка. Взаимоотношения одноклассников. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

3.Не дерись без причины.

4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

5.Играй честно, не подводи своих товарищей.

6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

8.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

9.Старайся быть аккуратным.

10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11.П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Задачи собрания: 1.Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка. 2.Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения: 1.Роль телевидения в жизни ребенка. 2.Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии: 1.Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода? 2.Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка? 3.Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.

Ход собрания

I.Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:

1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

2.Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

3.Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

4.Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

II.Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.

1.Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

2.Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?

Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».

IV.Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

V.Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:

1.Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

2.Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

3.Какие передачи предпочитает?

4.В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5.Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

Родителям на заметку: Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.

Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания: 1.Ознакомиться с самооценкой учеников класса. 2.Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход собрания

(Ранний возраст)

Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.

Цель:

1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.

3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Мотивация:

Объявление-приглашение.

«Воспитание-такая работа, которая непременно

должна доставлять удовольствие».

А.С.Макаренко

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.

В программе:

1. Вступительное слово заведующего.

2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.

3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.

4. Получите ответы на все свои вопросы.

Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!

Подготовительный этап:

1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.

2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.

3. Подготовка объявления-приглашения.

5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»

6. Разработка плана проведения родительских собраний.

7. Разработка проекта решения родительского собрания.

4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».

Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.

Структура собрания:

1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:

О дошкольном учреждении,

Новациях в работе,

Представляет педагогов,

Благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,

Знакомит с программой встречи.

2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.

Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.

3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».

Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.

Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».

4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».

Цель:

  • познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
  • с задачами образовательной работы,
  • с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.

6. Презентация плана работы с родителями группы.

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
  • семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
  • ·заседания «круглого стола»,
  • совместные праздники,
  • опросы и анкетирования.

7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».

Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.

8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.

Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».

Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.

  1. Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
  2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Какое у него любимое занятие?
  4. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли плачет ваш ребенок?
  6. Как засыпает? Как спит?
  7. Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
  8. Как он реагирует на неудачи?
  9. Как он реагирует на замечания, наказания?
  10. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
  11. Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
  12. О чем бы вы еще хотели рассказать?

Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
  2. Чему воспитатель может научиться у родителей?
  3. А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
  4. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
  5. Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
  6. Что необходимо для эффективной работы?
  7. Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?

Нравится 0 Плохо 0