Нагорно карабахский конфликт 1988. История катастрофы

  • Дата: 19.11.2020

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт

Нагорный Карабах, являясь неотъемлемой составной частью всего Карабаха, представляет собой один из древнейших населенных пунктов и центров культуры Азербайджана. В 1923 году при советской власти в нагорной части Карабаха на территории в 4,4 тыс. км² была создана Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО), что способствовало зарождению сепаратистских устремлений. По сути, в корне проблемы лежало желание армян, переселенных в Карабах с XVIII в., присвоить азербайджанские земли.

Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт разгорелся в 1988 году с открытых притязаний армян на исконные земли Азербайджана и провокаций на этнической почве. Воспользовавшись слабостью центральной советской власти, армяне в руководстве СССР, правящая верхушка Армянской ССР и армянская диаспора с начала 80-х годов развернули бурную деятельность с целью присоединения НКАО к Армении.

В 1987-89 гг. свыше 250 тысяч проживавших в Армении азербайджанцев были насильственно изгнаны со своих исконных земель, 216 из них были жестоко убиты, 1154 человек получили ранения.

20 февраля 1988 года на заседании Совета народных депутатов НКАО представители армянской общины направили в Верховные Советы Азербайджанской и Армянской ССР ходатайства об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении к Армянской ССР.

22 февраля 1988 года близ Аскерана армяне открыли огонь по мирным азербайджанцам, протестовавшим против решения, вынесенного Советом Народных Депутатов НКАО. В результате погибли два молодых азербайджанца, став первыми жертвами этого конфликта.

1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял решение о «воссоединении» Армянской ССР и Нагорного Карабаха. 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение «О несоответствии Конституции СССР решений в отношении Нагорного Карабаха, принятых Верховным советом Армянской ССР от 1 декабря 1989 года и 9 января 1990 года», в котором подчеркивалась незаконность присоединения Нагорного Карабаха к Армянской ССР без согласия Азербайджанской ССР.

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана провозгласил восстановление государственной независимости. 18 октября 1991 года был принят Конституционный Акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики».

26 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики принял закон «О ликвидации Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской Республики».

В конце 1991 - начале 1992 года начался этап вооруженного противостояния армяно-азербайджанского конфликта. Воспользовавшись политической нестабильностью, возникшей вследствие развала СССР и внутренних раздоров в Азербайджане, Армения при военном содействии из-за рубежа приступила к боевым действиям в Нагорном Карабахе.

В феврале 1992 года в Ходжалы была учинена невиданная по своей жестокости резня азербайджанского населения. В результате кровавой трагедии, вошедшей в историю под названием Ходжалинский геноцид, были убиты и пропали без вести тысячи азербайджанцев, а сам город был стерт с лица земли.

В мае 1992 года армяне оккупировали Шушу и Лачинский район, расположенный между Нагорным Карабахом и Арменией. В 1993 году вооруженные силы Армении захватили еще шесть районов вокруг Нагорного Карабаха - Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Губадлинский и Зангеланский.

30 апреля 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №822, требующую безотлагательно вывести оккупационные войска с территории Кельбаджарского и других оккупированных районов Азербайджана.

29 июля 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №853, содержащую требование о полном, незамедлительном и безоговорочном выводе оккупационных войск с территории Агдамского и других оккупированных районов Азербайджана.

14 октября 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №874, в которой содержалось требование предпринять срочные, обоюдные и необходимые действия в соответствии с графиком урегулирования Минской группы СБСЕ, в том числе вывести войска с недавно оккупированных территорий.

11 ноября 1993 года Совет безопасности ООН принял резолюцию №884, в которой осуждались оккупация Зангеланского района и поселка Горадиз, нападение на мирное население и бомбардировка территории Азербайджанской Республики, требовался односторонний вывод оккупационных сил из Зангеланского района, поселка Горадиз и других недавно оккупированных территорий Азербайджана.

В результате военной экспансии Армении было оккупировано 20% территории Азербайджанской Республики - Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - город Ханкенди, Ходжалы, Шуша, Лачин, Ходжавенд, Кельбаджар, Агдам, Физули, Джебраил, Губадлы, Зангелан, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и 1 село Садаракского района Нахчывана.

В результате армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта свыше 1 миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами, 20 тыс. человек были убиты в ходе боевых действий, 50 тыс. человек стали инвалидами, около 4 тысяч азербайджанцев пропали без вести, среди них 67 детей, 265 женщин и 326 стариков. По сей день ничего неизвестно об их судьбах. Свыше двух тысяч азербайджанцев были взяты армянами в плен и заложники.

В 1988-1993 гг. в Карабахе было разрушено 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч зданий общественного назначения, 693 школы, 855 детских садов, 695 медучреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятников, дворцов и музеев, уничтожены 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов.

На оккупированных территориях Азербайджана располагались памятники всемирной значимости, среди которых средневековые 11-ти и 15-ти арочные Худаферинские мосты и относящиеся к бронзовому веку Нифталинские курганы в Джебраиле, средневековые Ганджасарский и Худавангский монастыри в Кельбаджаре, датируемый XIV веком мавзолей Гутлу Муса оглу и относящийся к бронзовому веку жилой массив Узерликтепе в Агдаме, датируемые эпохой палеолита Азыхская и Тагларская пещеры в Ходжавенде, курганы бронзового и железного веков в Ходжалы.

Посредничество в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта началось в феврале 1992 года в рамках Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На дополнительном заседании Совета министров иностранных дел СБСЕ, проведенном 24 марта 1992 года в Хельсинки, было принято решение о созыве в Минске конференции по Нагорному Карабаху в целях обеспечения форума для ведения переговоров по мирному урегулированию с целью скорейшего разрешения кризиса на основе принципов, обязательств и положений CБСЕ.

12 мая 1994 года между Арменией и Азербайджаном было достигнуто Соглашение о режиме прекращения огня. 5-6 декабря 1994 года на саммите СБСЕ в Будапеште для координирования посреднических усилий в рамках СБСЕ было принято решение об учреждении института сопредседательства Минской конференции. На Будапештском саммите действующему председателю СБСЕ было поручено вести переговоры для достижения политической договоренности о прекращении вооруженного конфликта. Указанная политическая договоренность была призвана устранить последствия конфликта и позволить созвать Минскую конференцию.

23 марта 1995 года действующий председатель ОБСЕ выдал мандат сопредседателям Минского процесса. На состоявшемся 2-3 декабря 1996 года саммите в Лиссабоне сопредседатели Минской группы ОБСЕ и действующий председатель ОБСЕ рекомендовали основополагающие принципы нагорно-карабахского урегулирования, которые отвергла Армения, став единственной из 54 стран-членов ОБСЕ, проголосовавших против выдвинутого предложения.

Азербайджан надеется на более решительную и последовательную позицию международного сообщества в вопросе справедливого урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, которая будет способствовать установлению долгосрочного мира, стабильности и атмосферы сотрудничества в регионе, а также заставит Армению начать работу над итоговым мирным соглашением на основе принципов, предложенных сопредседателями Минской группой ОБСЕ.

Многочисленные документы, принятые множеством международных организаций, подчеркивают необходимость решения нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана. Принятая 14 марта 2008 года Генассамблеей ООН резолюция охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта, вновь подтвердив принципы его урегулирования. Эти принципы сводятся к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, незамедлительному, полному и безоговорочному выводу армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана, обеспечению прав лиц, ставших в результате конфликта вынужденными переселенцами, на возвращение к родным очагам, обеспечение условий совместного проживания обеих общин на территории со статусом автономии в составе Азербайджана и незаконности ситуации, возникшей вследствие оккупации.

Нагорно-карабахский конфликт неоднократно обсуждался в Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). Руководствуясь нормами и принципами международного права, ОИС объявила Азербайджан жертвой военной экспансии. Принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел стран-членов ОИС в Карачи резолюция осудила армянскую оккупацию азербайджанских территорий, потребовав безотлагательно вывести армянские войска с оккупированных территорий Азербайджана. Резолюция требовала у Армении уважительно относиться к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, призывала к справедливому, мирному урегулированию конфликта, исходя из принципов территориальной целостности и неприкосновенности границ. В очередных резолюциях ОИС по нагорно-карабахскому конфликту организация призывала Совбез ООН к активному участию в политическом урегулировании конфликта, полностью обеспечить исполнение четырех резолюций и признать факт совершенной против Азербайджана агрессии.

В 2016 году в рамках саммита ОИС в Стамбуле была создана «Контактная группа в связи с агрессией Армении в отношении Азербайджана». В ее состав вошли 7 стран - Турция, Саудовская Аравия, Пакистан, Малайзия, Марокко, Джибути и Гамбия.

Евросоюз призвал исполнить четыре известные резолюции Совбеза ООН по нагорно-карабахскому конфликту, вывести армянские войска с оккупированных территорий, стороны уважать территориальную целостность и международно признанные границ государств, отказаться от нелегитимного, сложившегося силовым путем положения. Совместное заявление, принятое на саммите стран Восточного партнерства 24 ноября 2017 года, вновь выразило поддержку территориальной целостности, суверенитету и независимости государств, продемонстрировав решительность всех партнеров ЕС в этих вопросах. В начале 2016 года в то время как велись обсуждения конкретных планов урегулирования конфликта, Армения прибегла к военной провокации, подвергнув 2 апреля территории компактного проживания мирного населения вдоль всей линии соприкосновения войск массированному обстрелу из тяжелых артиллерийских орудий. В результате погибли 6 мирных жителей из числа азербайджанского населения, среди которых были и дети, 33 человека получили тяжелые ранения. Дав достойный отпор врагу, вооруженные силы Азербайджана в результате контрнаступления освободили стратегические высоты. В ходе апрельских боев из-под армянской оккупации было полностью освобождено село Джоджуг Мерджанлы Джебраильского района. На основе соответствующих распоряжений Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о мероприятиях по восстановлению села Джоджуг Мерджанлы была проведена огромная работа по восстановлению и благоустройству освобожденной территории, восстановлена нормальная жизнь в селе.

Политические и военные провокации Армении продолжились и в 2017 году. Армянская армия обстреляла из тяжелой артиллерии позиции азербайджанских войск и места проживания мирного населения вдоль всей линии фронта. В результате 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты 2 мирных жителя, один человек был тяжело ранен.

Несмотря на миротворческие старания Азербайджана, Армения своей деструктивной политикой препятствует поэтапному решению конфликта, посредством политических и военных провокаций стремится нарушить переговорный процесс, сохранив нынешний статус-кво, основанный на оккупации территорий Азербайджана. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт должен быть решен в рамках международно признанных границ и территориальной целостности Азербайджана. Мировое сообщество однозначно признает и поддерживает суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев открыто заявил, что «Территориальная целостность не является и никогда не станет предметом дискуссий. Азербайджан не отступит от этой позиции. В вопросе территориальной целостности никаких уступок не будет».

Оккупированные Арменией территории Азербайджана

Нагорный Карабах

Территория - 4388 км 2

Население (1989 г.) - 189.085 чел.

Шушинский район Нагорного Карабаха

Территория - 312 км 2

Население - 20579 чел.

Азербайджанское население - 19.036 чел. (92,5%)

Армянское население - 1.377 (6,7%)

Сопредельные районы Даты оккупации

Документы международных и региональных организаций по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту.

В череде межнациональных конфликтов, которые охватили Советский Союз в последние годы его существования, Нагорный Карабах стал первым. Политика перестройки, начатая Михаилом Горбачевым , проходила проверку на прочность событиями в Карабахе. Проверка показала полную несостоятельность нового советского руководства.

Регион со сложной историей

Нагорный Карабах, маленький клочок земли в Закавказье, имеет древнюю и непростую судьбу, где переплетены жизненные дороги соседей — армян и азербайджанцев.

Географическая область Карабах разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское.

Войны, мир, снова войны — так и жили народы рядом, то враждуя, то примиряясь. После распада Российской империи Карабах стал ареной ожесточенной армяно-азербайджанской войны 1918-1920 годов. Противостояние, главную роль в котором с обеих сторон играли националисты, сошло на нет лишь после установления Советской власти в Закавказье.

Летом 1921 года, после бурного обсуждения, ЦК РКП (б) принял решение об оставлении Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР с предоставлением ему широкой областной автономии.

Автономная Область Нагорного Карабаха, ставшая в 1937 году Нагорно-Карабахской автономной областью, предпочитала считать себя частью Советского Союза, а не частью Азербайджанской ССР.

«Размораживание» взаимных обид

На протяжении многих лет в Москве на эти тонкости внимания не обращали. Попытки же в 1960-х годах поднять тему передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР были жестко пресечены — тогда центральное руководство сочло, что подобные националистические поползновения надо пресекать в зародыше.

А повод для беспокойства у армянского населения НКАО все-таки был. Если в 1923 году армяне составляли свыше 90 процентов населения Нагорного Карабаха, то к середине 1980-х этот процент снизился до 76. Это не было случайностью — руководство Азербайджанской ССР сознательно делало ставку на изменение этнической составляющей региона.

Пока ситуация в целом в стране оставалась стабильной, в Нагорном Карабахе тоже было все спокойно. Мелкие стычки на национальной почве всерьез никто не принимал.

Перестройка Михаила Горбачева, помимо всего прочего, «размораживала» обсуждение ранее запретных тем. Для националистов, чье существование до сих пор возможно было лишь в глухом подполье, это стало настоящим подарком судьбы.

Дело было в Чардахлу

Большое всегда начинается с малого. В Шамхорском районе Азербайджана существовало армянское село Чардахлы. В годы Великой Отечественной войны из села ушло на фронт 1250 человек. Из них половина была награждена орденами и медалями, двое стали маршалами, двенадцать — генералами, семь — Героями Советского Союза.

В 1987 году секретарь райкома партии Асадов решил заменить директора местного совхоза Егияна на руководителя-азербайджанца.

Селян возмутило даже не само отстранение Егияна, обвиненного в злоупотреблениях, а то, как это было сделано. Асадов действовал грубо, нахрапом, предложив бывшему директору «уезжать в Ереван». К тому же новый директор, по словам местных, был «шашлычником с начальным образованием».

Жители Чардахлу не боялись гитлеровцев, не испугались они и главу райкома. Нового назначенца просто отказывались признавать, и Асадов стал угрожать селянам.

Из письма жителей Чардахлы Генеральному прокурору СССР: «Каждый приезд Асадова в село сопровождается отрядом милиции и пожарной машины. Не было исключения и первого декабря. Прибыв с отрядом милиции поздно вечером, он насильно собирал коммунистов, чтобы провести нужное ему партийное собрание. Когда это ему не удалось, то стали избивать народ, арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек. Среди избитых и арестованных были участники и инвалиды Великой Отечественной войны (Вартанян В. , Мартиросян X. , Габриелян А. и др.), доярки, передовые звеньевые (Минасян Г. ) и даже бывший депутат Верховного Совета Аз. ССР многих созывов Мовсесян М.

Не успокоившись своим злодеянием, человеконенавистный Асадов второго декабря вновь с еще большим отрядом милиции организовал очередной погром на родине маршала Баграмяна в день его 90-летия со дня рождения. На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран».

«Хотим в Армению!»

Статья о событиях в Чардахлы была опубликована в газете «Сельская жизнь». Если в центре происходящему не придали особого значения, то в Нагорном Карабахе среди армянского населения поднялась волна возмущения. Как же так? Почему распоясавшийся функционер остается безнаказанным? Что будет дальше?

«С нами будет тоже самое, если мы не присоединимся к Армении», — кто и когда сказал это первым, не так уж важно. Главное, что уже в начале 1988 года официальный печатный орган Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах» стал печатать материалы, в которых поддерживалась эта идея.

В Москву одна за другой поехали делегации армянской интеллигенции. Встречаясь с представителями ЦК КПСС, они уверяли — в 1920-х Нагорный Карабах был закреплен за Азербайджаном по ошибке, и сейчас самое время ее исправить. В Москве в свете политики перестройки делегатов принимали, обещая изучить вопрос. В Нагорном Карабахе это воспринималось как готовность центра поддержать передачу региона Азербайджанской ССР.

Обстановка стала накаляться. Лозунги, особенно из уст молодежи, звучали все радикальнее. Люди, далекие от политики, стали опасаться за свою безопасность. На соседей другой национальности начали смотреть с подозрением.

Руководство Азербайджанской ССР провело в столице Нагорного Карабаха собрание партийного и хозяйственного актива, на котором клеймило «сепаратистов» и «националистов». Клеймило, в общем-то, правильно, но, с другой стороны, не давало ответов на вопрос, как жить дальше. Среди партактива Нагорного Карабаха большинство поддерживало призывы к передаче области в состав Армении.

Политбюро за все хорошее

Ситуация стала выходить из-под контроля властей. С середины февраля 1988 года на центральной площади Степанакерта практически безостановочно проходил митинг, участники которого требовали передачи НКАО Армении. Акции в поддержку этого требования начались и в Ереване.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР»,

Всякое действие рождает противодействие. В Баку и других городах Азербайджана стали проходить массовые акции с требованием пресечь вылазки армянских экстремистов и сохранить Нагорный Карабах в составе республики.

21 февраля ситуация рассматривалась на заседании Политбюро ЦК КПСС. За тем, что решит Москва, внимательно следили обе стороны конфликта.

«Последовательно руководствуясь ленинскими принципами национальной политики, ЦК КПСС обратился к патриотическим и интернационалистским чувствам армянского и азербайджанского населения с призывом не поддаваться на провокации националистических элементов, всемерно крепить великое достояние социализма — братскую дружбу советских народов», — говорилось в тексте, опубликованном по итогам обсуждения.

Наверное, в этом и была суть политики Михаила Горбачева — общие правильные фразы обо всем хорошем и против всего плохого. Но увещевания уже не помогали. Пока творческая интеллигенция выступала на митингах и в печати, на местах все чаще процессом управляли радикалы.

Митинг в центре Еревана в феврале 1988 года. Фото: РИА Новости / Рубен Мангасарян

Первая кровь и погром в Сумгаите

Шушинский район Нагорного Карабаха был единственным, в котором преобладало азербайджанское население. Обстановка здесь подогревалась слухами о том, что в Ереване и Степанакерте «зверски убивают азербайджанских женщин и детей». Реальной почвы под этими слухами не было, но их хватило для того, чтобы 22 февраля вооруженная толпа азербайджанцев начала «поход на Степанакерт» для «наведения порядка».

У населенного пункта Аскеран обезумевших мстителей встретили милицейские кордоны. Образумить толпу не удалось, прозвучали выстрелы. Погибли два человека, причем, по иронии судьбы, одной их первых жертв конфликта стал азербайджанец, убитый милиционером-азербайджанцем.

Настоящий взрыв произошел там, где не ждали — в Сумгаите, городе-спутнике столицы Азербайджана Баку. В это время там стали появляться люди, называвшие себя «беженцами из Карабаха» и рассказывавшие об ужасах, творимых армянами. В рассказах «беженцев» на самом деле не было ни слова правды, но обстановку они накалили.

Сумгаит, основанный в 1949 году, был многонациональным городом — здесь десятилетиями рядом жили и работали азербайджанцы, армяне, русские, евреи, украинцы... К тому, что случилось в последних числах февраля 1988 года, никто не был готов.

Считается, что последней каплей стало сообщение по ТВ о стычке под Аскераном, где погибли два азербайджанца. Митинг в поддержку сохранения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана в Сумгаите превратился в акцию, на которой стали звучать лозунги «Смерть армянам!».

Местные власти правоохранительные органы пресечь происходящее не смогли. В городе начались погромы, которые продолжались двое суток.

Согласно официальным данным, в Сумгаите погибло 26 армян, сотни пострадали. Остановить безумие удалось лишь после ввода войск. Но и здесь все оказалось не так просто — поначалу военным был дан приказ исключить применение оружия. Лишь после того, как счет раненных солдат и офицеров перевалил за сотню, терпение лопнуло. К погибшим армянам добавились шесть азербайджанцев, после чего беспорядки прекратились.

Исход

Кровь Сумгаита сделала прекращение конфликта в Карабахе крайне сложной задачей. Для армян этот погром стал напоминанием о резне в Османской империи, произошедшей в начале XX века. В Степанакерте повторяли: «Смотрите, что они творят? Разве после этого мы можем оставаться в Азербайджане?».

Несмотря на то, что Москва стала использовать жесткие меры, логики в них не просматривалось. Бывало, что два члена Политбюро, приезжая в Ереван и Баку, давали взаимоисключающие обещания. Авторитет центральной власти падал катастрофически.

После Сумгаита начался исход азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана. Напуганные люди, бросая все нажитое, бежали от соседей, в одночасье ставших врагами.

Было бы нечестно говорить только о подонках. Оскотинились не все — во время погромов в Сумгаите азербайджанцы, зачастую рискуя собственными жизнями, прятали у себя армян. В Степанакерте, где «мстители» начали охоту на азербайджанцев, их спасали армяне.

Но эти достойные люди не могли остановить все большее разрастание конфликта. То там, то здесь вспыхивали новые столкновения, которые не успевали пресекать введенные в регион внутренние войска.

Общий кризис, начавшийся в СССР, все больше отвлекал внимание политиков от проблемы Нагорного Карабаха. Ни одна из сторон не готова была идти на уступки. К началу 1990 году незаконные вооруженные формирования с обеих сторон развернули боевые действия, счет убитых и раненых шел уже на десятки и сотни.

Военнослужащие Министерства обороны СССР на улицах города г. Физули. Введение чрезвычайного положения на территории НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Воспитание ненавистью

Сразу после августовского путча 1991 года, когда центральная власть практически перестала существовать, независимость провозгласили не только Армения и Азербайджан, но и Нагорно-Карабахская Республика. С сентября 1991 года происходящее в регионе стало войной в полном смысле слова. А когда в конце года из Нагорного Карабаха были выведены подразделения внутренних войск уже несуществующего МВД СССР, уже никто более не мог помешать бойне.

Карабахская война, продлившаяся до мая 1994 года, завершилась подписанием соглашения о перемирии. Общие потери сторон убитыми независимыми экспертами оцениваются в 25-30 тысяч человек.

Нагорно-Карабахская Республика уже более четверти века существует в качестве непризнанного государства. Власти Азербайджана по-прежнему заявляют о намерении вернуть контроль над утраченными территориями. Боевые действия различной интенсивности на линии соприкосновения вспыхивают регулярно.

С обеих сторон людям застит глаза ненависть. Даже нейтральный комментарий в адрес страны-соседа рассматривается как национальное предательство. Детям с малых лет внушается мысль о том, кто является главным врагом, который должен быть уничтожен.

«Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?»

Армянский поэт Ованес Туманян в 1909 году написал стихотворение «Капля меда». В советские времена оно было хорошо известно школьникам в переводе Самуила Маршака. Туманян, умерший в 1923 году, не мог знать о том, что произойдет в Нагорном Карабахе в конце XX века. Но этот мудрый человек, хорошо знавший историю, в одном стихотворении показал, как порой из сущих мелочей зарождаются чудовищные братоубийственные конфликты. Не поленитесь найти и прочитать его полностью, а мы приведем лишь его окончание:

...И запылал огонь войны,
И две страны разорены,
И поле некому косить,
И мертвых некому носить.
И только смерть, звеня косой,
Бредет пустынной полосой...
Склоняясь у могильных плит,
Живой живому говорит:
— Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?
Тут и кончается рассказ.
А если кто-нибудь из вас
Задаст рассказчику вопрос,
Кто здесь виновней — кот иль пес,
И неужели столько зла
Шальная муха принесла, —
За нас ответит вам народ:
Найдутся мухи, — был бы мед!..

P.S. Армянское село Чардахлу, родина героев, прекратило свое существование в конце 1988 года. Более 300 семей, его населявших, перебрались в Армению, где обосновались в селе Зоракан. Ранее это село было азербайджанским, но с началом конфликта его жители стали беженцами, так же, как и обитатели Чардахлу.


Армянские солдаты на позициях в Нагорном Карабахе

Нагорно-карбахский конфликт стал одним из этнополитических конфликтов второй половины 1980-х годов на территории тогда еще существовавшего СССР. Распад Советского Союза привел к широкомасштабным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Противостояние национальных республик и союзного центра, вызвавшее системный кризис и начало центробежных процессов, реанимировали застарелые процессы этнического и национального характера. Государственно-правовые, территориальные, социально-экономические, геополитические интересы переплелись в один узел. Борьба некоторых республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий». Такими конфликтами были, например, грузино-абхазский, грузино-осетинский, приднестровский конфликты. Но самым масштабным и кровопролитным, переросшим в фактическую войну двух независимых государств, стал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), позже Нагорно-Карабахской Республике (НКР). В данном противостоянии сразу возникла линия этнического противостояния сторон, и сформировались противоборствующие стороны по этническому признаку: армяне-азербайджанцы.

Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации.

С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении. Националистические армянские организации, зарождающееся национальное движение подогревали протесты. Новое руководство Армении было открыто оппозиционным местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом. Азербайджан же, в свою очередь, оставался одной из самых консервативных республик СССР. Местные органы власти, возглавляемые Г.Алиевым, подавляли всяческое политическое инакомыслие и оставались до последнего верными центру. В отличие от Армении, где большая часть партийных функционеров выразила готовность сотрудничать с национальным движением, азербайджанское политическое руководство смогло удержать власть вплоть до 1992 г. в борьбе с т.н. национально-демократическим движением. Однако руководство Азербайджанской ССР, государственные и правоохранительные органы, использовавшие старые рычаги воздействия, оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы. В свою очередь Советское руководство, опасавшееся, что выступления в Армении по присоединению НКАО, может привести не только к пересмотру национально-территориальных границ между республиками, но и способно привести к неконтролируемому развалу СССР. Требования карабахских армян и общественности Армении рассматривалось им как проявления национализма, противоречащих интересам трудящихся Армянской и Азербайджанской ССР.

В течение лета 1987 – зимы 1988 гг. на территории НКАО проходили массовые протесты армян, требовавших отделения от Азербайджана. В ряде мест эти протесты перерастали в столкновения с милицией. В то же время представители армянской интеллектуальной элиты, общественные, политические, культурные деятели пытались активно лоббировать воссоединение Карабаха с Арменией. Собирались подписи среди населения, отправлялись делегации в Москву, представители армянской диаспоры за рубежом пытались привлечь внимание международной общественности к чаяниям армян к воссоединению. В то же время азербайджанское руководство, заявившее о неприемлемости пересмотра границ Азербайджанской ССР, проводило политику использования привычных рычагов, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В Степанакерт была направлена большая делегация представителей руководства Азербайджана, республиканской партийной организации. В группу входили также руководители республиканского МВД, КГБ, Прокуратуры и Верховного суда. Эта делегация осудила «экстремистско-сепаратистские» настроения в регионе. В ответ на эти действия в Степанакерте был организован массовый митинг о воссоединении НКАО и Армянской ССР. 20 февраля 1988 г. сессия народных депутатов НКАО обратилась к руководству Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передачи НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако азербайджанские власти и Политбюро ЦК КПСС отказались признать требования облсовета НКАО. Центральные власти и в дальнейшем заявляли, что перекройка границ является неприемлемой, а призывы к вхождению Карабаха в состав Армении были объявлены происками «националистов» и «экстремистов». Сразу же после обращения армянского большинства (азербайджанские представители отказались принимать участие в совещании) облсовета НКАО об отделении Карабаха от Азербайджана, началось медленное сползание к вооруженному конфликту. Появились первые сообщения об актах насилия на межнациональной почве в обеих этнических общинах. Взрыв митинговой активности армян вызвал ответную реакцию азербайджанской общины. Дело дошло до столкновений с применением огнестрельного оружия и участием сотрудников правоохранительных органов. Появились первые жертвы конфликта. В феврале в НКАО началась массовая забастовка, продлившаяся с перерывами до декабря 1989 г. 22-23 февраля уже в Баку и других городах Азербайджана прошли стихийные митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра национально-территориальной структуры.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стал погром армян в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Похожие события произошли и в Кировабаде (ныне Гянджа), где вооруженная толпа азербайджанцев напала на армянскую общину. Однако компактно проживавшие армяне сумели дать отпор, что привело к жертвам с обеих сторон. Все это происходило при бездействии органов власти и правопорядка, как утверждали некоторые очевидцы. В результате столкновений из НКАО потянулись потоки беженцев-азербайджанцев. Также появились и армянские беженцы после событий в Степанакерте, Кировабаде и Шуше, когда митинги за целостность Азербайджанской ССР перерастали в межэтнические столкновения и погромы. Начались армяно-азербайджанские столкновения и на территории Армянской ССР. Реакцией центральных органов власти стала смена партийных руководителей Армении и Азербайджана. 21 мая в Степанакерт были введены войска. По утверждению азербайджанских источников, азербайджанское население было изгнано из нескольких городов Армянской ССР, в НКАО в результате забастовки чинились препятствия местным азербайджанцам, которых не пускали на работу. В июне-июле конфликт принял межреспубликанскую направленность. Азербайджанская ССР и Армянская ССР развязали так называемую «войну законов». Верховный президиум АзССР признал неприемлемым постановление облсовета НКАО о выходе из состава Азербайджана. Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. В июле в Армении начались массовые забастовки в связи с решением Президиума ЦК КПСС о территориальной целостности Азербайджанской ССР. Союзное руководство фактически встало на сторону Азербайджанской ССР по вопросу сохранения существующих границ. После ряда столкновений в НКАО 21 сентября 1988 г. были введены комендантский час и особое положение. Митинговая активность на территории Армении и Азербайджана привела к вспышкам насилия в адрес мирного населения и увеличила количество беженцев, образовавших два встречных потока. В октябре и первой половине ноября напряжение нарастало. Многотысячные митинги проходили в Армении и Азербайджане, на внеочередных выборах в Верховный Совет Республики Армянской ССР победили представители партии «Карабах», занимавшие радикальную позицию по присоединению НКАО к Армении. Приезд в Степанакерт членов Совета Национальностей Верховного Совета СССР результата не принес. В ноябре 1988 г. накопившееся недовольство в обществе по результатам политики республиканских властей в отношении сохранения НКАО вылилось в многотысячные митинги в Баку. Смертный приговор одного из подсудимых по делу погромов в Сумгаите Ахмедова, вынесенный Верховным Судом СССР, спровоцировал волну погромов в Баку, перекинувшуюся на весь Азербайджан, особенно в города с армянским населением – Кировабад, Нахичевань, Ханлар, Шамхор, Шеки, Казах, Мингечаур. Армия и милиция в большинстве случаев не вмешивалась в происходящие события. Одновременно начались обстрелы пограничных сел на территории Армении. В Ереване также было введено особое положение и запрещены митинги и манифестации, на улицы города были выведены боевая техника и батальоны со специальным вооружением. На это время приходится наиболее массовый поток беженцев, вызванный насилием как в Азербайджане, так и в Армении.

К этому времени в обеих республиках начали создаваться вооруженные формирования. В начале мая 1989 г. армяне, жившие к северу от НКАО, стали создавать первые боевые отряды. Летом того же года Армения ввела блокаду Нахичеванской АССР. В качестве ответной меры Народный фронт Азербайджана ввел экономическую и транспортную блокаду Армении. 1 декабря ВС Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха на совместном заседании приняли постановления о воссоединении НКАО с Арменией. С начала 1990 года начались вооруженные столкновения – взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. При депортации азербайджанскими силами армян из Шаумянского и Ханларского районов Азербайджана впервые были использованы вертолеты и БТР. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО, в приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также на линии государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. 20 января в Баку были введены внутренние войска для предотвращения захвата власти Народным фронтом Азербайджана. Это привело к столкновениям, в результате которых погибло до 140 человек. Армянские боевики стали проникать в населенные пункты с азербайджанским населением, совершая акты насилия. Участились боевые столкновения боевиков с внутренними войсками. В свою очередь подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли акции по вторжению в армянские села, что привело к гибели мирных жителей. Азербайджанские вертолеты начали обстреливать Степанакерт.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР, который поддержало руководство Азербайджанской ССР. В это же время армянское руководство, принявшее 23 августа 1990 г. декларацию о независимости Армении, всячески препятствовало проведению референдума на территории республики. 30 апреля началась так называемая операция «Кольцо», проводившаяся силами азербайджанского МВД и внутренними войсками СССР. Целью операции было объявлено разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Эта операция, однако, привела к гибели большого количества мирного населения и депортации армян из 24 населенных пунктов на территории Азербайджана. До распада СССР происходила эскалация армяно-азербайджанского конфликта, росло число боестолкновений, стороны использовали различные виды вооружения. С 19 по 27 декабря был произведен вывод внутренних войск СССР с территории Нагорного Карабаха. С распадом СССР и выводом внутренних войск из НКАО, ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начиналась полномасштабная война Армении против Азербайджана за выход НКАО из состава последнего.

В результате раздела военного имущества Советской армии, выведенной из Закавказья, наибольшая часть вооружения досталась Азербайджану. 6 января 1992 г. была принята декларация о независимости НКАО. Начались полномасштабные боевые действия с использованием танков, вертолетов, артиллерии и авиации. Боевые подразделения армянский вооруженных сил и азербайджанский ОМОН поочередно нападали на села противника, неся большие потери и нанося урон гражданской инфраструктуре. 21 марта было заключено временное недельное перемирие, по окончании которого 28 марта азербайджанская сторона предприняла самое крупное с начала года наступление на Степанакерт. Нападавшие использовали систему «Град». Однако штурм столицы НКАО закончился безрезультатно, азербайджанские силы понесли большие потери, армянские военные заняли изначальные позиции и отбросили противника от Степанакерта.

В мае армянские вооруженные формирования атаковали Нахичевань, территорию азербайджанского эксклава, граничащюю с Арменией, Турцией и Ираном. Со стороны Азербайджана были произведены обстрелы территории Армении. 12 июня началось летнее наступление азербайджанских войск, продолжавшееся до 26 августа. В результате этого наступления под контроль вооруженных сил Азербайджана на короткое время перешли территории бывших Шаумяновского и Мардакертского районов НКАО. Но это был локальный успех азербайджанских сил. В результате контрнаступления армян, у противника были отбиты стратегические высоты в Мардакертском районе, само азербайджанское наступление выдохлось уже к середине июля. В ходе боевых действии использовалось вооружение и специалисты бывших ВС СССР, в основном азербайджанской стороной, в частности авиация, зенитные установки. В сентябре-октябре 1992 г. азербайджанская армия предприняла неудачную попытку по блокированию Лачинского коридора – небольшого участка территории Азербайджана, находившегося между Арменией и НКАО, контролировавшегося армянскими вооруженными формированиями. 17 ноября началось развернутое наступление армии НКР на азербайджанские позиции, которое внесло решительный перелом в войне в пользу армян. Азербайджанская сторона надолго отказалась от проведения наступательных операций.

Стоит отметить, что с самого начала военной фазы конфликта обе стороны стали обвинять друг друга в использовании в свих рядах наемников. Во многих случаях эти обвинения подтверждались. В составе вооруженных сил Азербайджана сражались афганские моджахеды, чеченские наемники, в числе которых были известные полевые командиры Шамиль Басаев, Хаттаб, Салман Радуев. В Азербайджане действовали также турецкие, российские, иранские и предположительно американские инструктора. На стороне Армении сражались армянские добровольцы, приехавшие из ближневосточных стран, в частности из Ливана и Сирии. В составе сил обеих сторон действовали также бывшие военнослужащие Советской Армии и наемники из бывших союзных республик. Обе стороны использовали вооружение со складов вооруженных сил Советской Армии. В начале 1992 г. Азербайджану досталась эскадрилья боевых вертолетов и штурмовики. В мае того же года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану: танки, БТР, БМП, артустановки, включая «Град». К 1 июня армянской стороне достались танки, БТР, БМП и артиллерия также из арсенала Советской Армии. Азербайджанская сторона активно использовала авиацию и артиллерию в бомбардировке населенных пунктов НКАО, основной целью которой был исход армянского населения с территории автономии. В результате налетов и обстрела гражданских объектов было отмечено большое количество жертв среди мирного населения. Однако армянская ПВО, изначально достаточно слабая, сумела противостоять авианалетам азербайджанской авиации в связи с увеличением количества зенитных установок у армян. К 1994 г. в составе вооруженных сил Армении появились первые самолеты, в частности благодаря помощи России в рамках военного сотрудничества по СНГ.

После отражения Летнего наступления азербайджанских войск армянская сторона перешла к активным наступательным действиям. С марта по сентябрь 1993 г. армянским войскам в результате боевых действий удалось взять ряд населенных пунктов НКАО, контролировавшихся азербайджанскими силами. В августе –сентябре российский посланник Владимир Казимиров добился временного прекращения огня, продленного до ноября. На встрече с российским президентом Б. Ельциным президент Азербайджана Г.Алиев заявил об отказе от решения конфликта военным путем. В Москве состоялись переговоры между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Однако в октябре 1993 г. Азербайджан нарушил перемирие и предпринял попытку наступления на юго-западном участке НКАО. Это наступление было отбито армянами, которые перешли в контрнаступление на южном участке фронта и к 1 ноября заняли ряд ключевых районов, изолировав от Азербайджана части Зангеланского, Джебраильского и Кубатлинского районов. Армянская армия, таким образом, заняла районы Азербайджана севернее и южнее непосредственно НКАО.

В январе-феврале состоялось одно из самых кровопролитных сражений на завершающей стадии армяно-азербайджанского конфликта – битва за Омарский перевал. Эта битва началась с наступления в январе 1994 г. азербайджанских сил на северном участке фронта. Стоит отметить, что боевые действия велись на опустошенной территории, где не осталось гражданского населения, а также в тяжелых погодных условиях, на высокогорье. В начале февраля азербайджанцы подошли вплотную к городу Кельбаджар, занятому годом ранее армянскими силами. Однако развить первоначальный успех азербайджанцам не удалось. 12 февраля армянские части перешли в контрнаступление, и азербайджанским силам пришлось отступить через Омарский перевал на исходные позиции. Потери азербайджанцев в этой битве составили 4 тыс. человек, армян 2 тыс. Кельбаджарский район остался под контролем сил обороны НКР.

14 апреля 1994 совет глав государств СНГ по инициативе России и с прямым участием президентов Азербайджана и Армении принял заявление с четкой постановкой вопроса о прекращении огня как неотложной потребности урегулирования в Карабахе.

В апреле-мае армянские силы в результате наступления на Тер-Терском направлении вынудили азербайджанские войска отступить. 5 мая 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел РФ была проведена встреча, по итогам которой представители правительств Азербайджана, Армении и НКР подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. 9 мая полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал министр обороны Азербайджана М.Мамедов. 10 и 11 мая «Соглашение» подписали соответственно министр обороны Армении С.Саргсян и командующий армией НКР С.Бабаян. Активная фаза вооруженного противостояния закончилась.

Конфликт был «заморожен», по условиям достигнутых договоренностей сохранилось статус-кво по итогам боевых действий. В результате войны была провозглашена фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и ее контроль над юго-западной частью Азербайджана вплоть до границы с Ираном. Сюда вошла и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к НКР районов. При этом так же пять азербайджанских анклавов контролируются Арменией. С другой стороны, Азербайджан сохранил контроль над 15% территории Нагорного Карабаха.

По различным оценкам, потери армянской стороны оцениваются в 5-6 тыс. человек убитыми, в том числе среди мирного населения. Азербайджан потерял в ходе конфликта от 4 до 7 тыс. человек убитыми, при этом основная часть потерь приходится на войсковые формирования.

Карабахский конфликт стал одним из самых кровопролитных и масштабных в регионе, уступая по количеству использованной техники и людским потерям только двум чеченским войнам. В результате боевых действий был нанесен сильный ущерб инфраструктуре НКР и прилегающих районов Азербайджана, вызвал исход беженцев, как из Азербайджана, так и из Армении. В результате войны по взаимоотношению азербайджанцев и армян был нанесен сильный удар, атмосфера вражды сохраняется и по сей день. Между Арменией и Азербайджаном так и не установились дипломатические отношения, а вооруженный конфликт был законсервирован. В результате одиночные случаи боевых столкновений продолжаются на линии разграничения противоборствующих сторон и в нынешнее время.

Ивановский Сергей

Усиление этнического сепаратизма эксперты считают одним из основных факторов, негативно влияющих на обеспечение региональной и международной безопасности. Ярким тому примером на постсоветском пространстве уже почти три десятилетия остается конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Изначально конфликт между Арменией и Азербайджаном был искусственно спровоцирован извне, причем рычаги давления на ситуацию находились в разных руках, которым противостояние было необходимо сначала для развала СССР, а потом для прихода к власти карабахского клана. Кроме того, разгорающийся конфликт сыграл на руку тем крупным игрокам, которые намеревались упрочить свое присутствие в регионе. И, наконец, противостояние позволяло давить на Баку для заключения с ним более выгодных нефтяных контрактов. По разработанному сценарию, события начались в НКАО и в Ереване - азербайджанцев увольняли с работы, и люди были вынуждены уезжать в Азербайджан. Затем начались погромы в армянских кварталах Сумгаита и в Баку, который, к слову, был самым интернациональным городом Закавказья.

Политолог Сергей Кургинян рассказывал, что когда зверски убивали армян вначале в Сумгаите, издеваясь над ними и совершая некие ритуальные действия, то делали это не азербайджанцы, а люди со стороны, нанятые представители международных частных структур. "Мы этих представителей знаем по именам, знаем, к каким структурам они принадлежали тогда, к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключали к этому делу азербайджанцев, потом убивали азербайджанцев, подключали к этому делу армян. Потом сталкивали армян и азербайджанцев, и начиналась эта управляемая напряженность. Мы это все видели, мы видели, что за этим стоит", - рассказывало политолог.

По данным Кургиняна, в то время "не имеющие никакого к этому отношения демакратоидные и либероидные мифы уже воспринимались как истина в последней инстанции, как нечто самоочевидное, как нечто абсолютно правильное, они уже управляли сознанием. Все эти вирусы уже вгрызались в сознание, и толпы бежали в нужном направлении, в направлении к собственному концу, к собственной беде, к собственному предельному неблагополучию, в котором они и оказались в последствии". Позднее такая тактика была использована для разжигания и других конфликтов.

Пути урегулирования конфликта ищет обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.

Карабахская война стала одной из самых кровопролитных на постсоветском пространстве. Народы близкими языками и культурой, веками жившие рядом, оказались разделены на два враждующих лагеря. За многолетний период конфликта погибло более 18 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет.

Население с обеих сторон живет в постоянным напряжении в связи с частыми перестрелками, и опасность возобновления крупномасштабный войны сохраняется до сих пор. Причем речь идет не только о войне с применением огнестрельного оружия. Конфликт проявляется в разделе общего исторического и культурного наследия, в том числе национальной музыки, архитектуры, литературы, кухни.

С момента заключения перемирия в Карабахе прошло уже 25 лет, и азербайджанскому руководству с каждым годом все труднее и труднее объяснять своему обществу, по какой причине самая богатая страна региона продолжает испытывать трудности в решении вопроса восстановления территориальной целостности. Сегодня в регионе разворачивается настоящая информационная война. Хотя полномасштабные военные действия уже не ведутся (за исключением эскалации в апреле 2016), война стала явлением ментальным. Армения и Карабах живут в напряжении, которое поддерживается силами, заинтересованными в дестабилизации региона. Атмосфера милитаризации заметна на примере воспитательных программ школьных и дошкольных учреждений Армении и непризнанной "Нагорно-Карабахской Республики". СМИ не перестают заявлять об угрозе, которую они усматривают в заявлениях азербайджанских политиков.

В Армении карабахский вопрос разделяет общество на два лагеря: тех, кто настаивает на принятии ситуации де-факто без каких-либо уступок, и тех, кто соглашается на необходимость принятия болезненных компромиссов, благодаря которым удастся преодолеть кризисные послевоенные последствия, в том числе экономическую блокаду Армении. Стоит заметить, что ветераны карабахской войны, которые сейчас находятся у власти в Ереване и "НКР", не рассматривают условие сдачи занятых районов. Правящие элиты страны понимают, что попытка передать под прямой контроль Баку хотя бы часть спорных территорий приведет к митингам в армянской столице, а, может, и к гражданскому противостоянию в стране. Тем более, многие ветераны категорически отказываются возвращать "трофейные" территории, которые им удалось отвоевать в 1990-е годы.

Несмотря на очевидный кризис в отношениях, и в Армении, и в Азербайджане существует общее осознание негативных последствий происходящего. До 1987 года мирное сосуществование поддерживалось межнациональными браками. Не может быть и речи о "вечной войне" армян и азербайджанцев, так как за всю историю в самом Карабахе не существовало условий, из-за которых азербайджанское население могло покидать НКАО (Нагорно-Карабахскую автономную область

Между тем, представители армянской диаспоры, которые родились и выросли в Баку не льют негатива на своих друзей и знакомых из Азербайджана. "Народ врагом быть не может", - часто можно услышать из уст старшего поколения азербайджанцев, когда речь идет о Карабахе.

Тем не менее карабахский вопрос остается рычагом давления на Армению и Азербайджан. Проблема накладывает отпечаток на ментальном восприятии армян и азербайджанцев, которые живут за пределами Закавказья, что, в свою очередь, служит поводом для складывания негативного стереотипа взаимоотношений двух народов. Проще говоря, карабахская проблема мешает жить, мешает вплотную заняться проблемами энергетической безопасности региона, а также реализовывать выгодные для всего Закавказья совместные транспортные проекты. Но совершить первый шаг к урегулированию не решается ни одна власть, опасаясь конца своей политической карьеры в случае уступок в карабахском вопросе.

В понимании Баку начало мирного процесса - это конкретные шаги по освобождению части земель, которые в данный момент отторгнуты. Эти территории Азербайджан считает оккупированными, ссылаясь на резолюции Совета безопасности ООН времен карабахской войны 1992-1993 годов. В Армении перспектива возврата земель - крайне болезненная тема. Это связано с вопросом безопасности местного гражданского населения. За послевоенные годы, занятые территории превратились в "пояс безопасности", потому сдача стратегических высот и территорий для армянских полевых командиров немыслима. Но именно после захвата территорий, которые не входили в состав НКАО, произошло самое массовое изгнание мирного населения. Почти 45% азербайджанских беженцев происходят из Агдамского и Физулинского районов, а сам Агдам и сегодня остается городом-призраком.

Чья это территория? Прямо ответить на этот вопрос невозможно, так как археология, памятники архитектуры дают все основания полагать, что и армянское и тюркское присутствие в регионе исчисляется веками. Это общая земля и общий дом многих народов, включая и тех, которые сегодня конфликтуют. Карабах для азербайджанцев - вопрос национальной важности, так как было осуществлено изгнание и отторжение. Карабах для армян - идея борьбы народа за право на землю. В Карабахе сложно найти человека, готового согласиться на возвращение прилегающих территорий, ведь эта тема увязана с вопросом безопасности. В регионе не устранена межнациональная напряженность, преодолев которую будет возможно говорить, что карабахский вопрос в скором времени будет разрешен.

https://www.сайт/2016-04-03/konflikt_v_nagornom_karabahe_chto_proishodit_kto_na_kogo_napal_i_pri_chem_tut_turciya

Новая война под боком у России

Конфликт в Нагорном Карабахе: что происходит, кто на кого напал, при чем тут Турция и Россия

В Нагорном Карабахе — серьезное обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном, которое может перерасти в полноценную войну. сайт собрал самое важное, что известно о происходящем на данный час.

Что случилось?

Утром 2 апреля стало известно о резком обострении конфликта в Нагорном Карабахе. Азербайджан и Армения взаимно обвинили друг друга в обстрелах и наступательных действиях. В Минобороны Азербайджана заявили, что Армения 127 раз нарушила режим прекращения огня, в том числе военные использовали минометы и крупнокалиберные пулеметы. Власти Армении сообщили, что это, напротив, Азербайджан нарушил перемирие и ведет боевые действия с использованием танков, артиллерии и авиации.

Пресс-служба Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики заявила о том, что сбила вертолет Ми-24/35 вооруженных сил Азербайджана, однако в Баку эту информацию опровергли. Армения сообщила, что Азербайджан также потерял танк и беспилотник.


Позднее Армения сообщила о 18 убитых военнослужащих, а Азербайджан — о 12. В Нагорном Карабахе также рассказали о жертвах среди мирного населения, в том числе о погибших в результате обстрелов детях.

Какая обстановка на текущий момент?

Столкновения продолжаются. Азербайджан заявил, что в ночь со 2 на 3 апреля приграничные села подверглись обстрелу, хотя убитых не было. Баку утверждает, что в ходе «ответных действий» были захвачены несколько населенных пунктов и стратегических высот в Нагорном Карабахе, но в Ереване эту информацию опровергают, и кому верить — пока непонятно. Обе стороны говорят о больших потерях противников. В Азербайджане, например, уверены, что уничтожили уже шесть танков противника, 15 артустановок и укреплений, а потери убитыми и раненными у неприятеля составили 100 человек. В Ереване это называют «дезинформацией».


В свою очередь карабахское информагентсво «Арцахпресс» сообщило , что «в общей сложности в ходе боевых действий в ночь с 1 на 2 апреля и в течение всего дня азербайджанская армия потеряла более 200 военнослужащих. Только в направлении Талыша было уничтожено как минимум 30 солдат азербайджанского отряда специального назначения, в направлении Мартакерта - 2 танка, 2 беспилотника, а на северном направлении - 1 вертолет». Минобороны Армении опубликовало видео сбитого азербайджанского вертолета и фотографии тел экипажа.

Как водится, обе стороны называют друг друга «оккупантами» и «террористами», публикуется самая противоречивая информация, даже к фотографиям и видеороликам лучше относиться скептически. Современная война — это информационная война.

Как отреагировали мировые державы

Обострение конфликта взволновало все мировые державы, включая Россию и США. На официальном уровне все призывают к скорейшему урегулированию, перемирию, прекращению огня и так далее.

Президент РФ Владимир Путин одним из первых выразил сожаление о том, что ситуация в зоне конфликта опять скатилась к вооруженному противостоянию. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, глава государства призывает к немедленному прекращению огня в регионе. Глава МИД России Сергей Лавров провел переговоры с коллегами из Армении и Азербайджана, также призвав их прекратить конфликт.

В пользу скорейшего урегулирования высказались глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Франции Франуса Олланд.

В той же тональности выступили и американцы. «США самым решительным осуждают широкомасштабное нарушение перемирия вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, которое, по сообщениям, обернулось жертвами, в том числе среди мирного населения», — заявил госсекретарь США Джон Керри.


Вслед за этим к стабилизации ситуации призвали и все участники так называемой Минской группы ОБСЕ, которая занимается конфликтов в Нагорном Карабахе. «Мы решительно осуждаем применение силы и сожалеем о бессмысленной гибели людей, в том числе гражданских лиц», — говорится в совместном заявлении представителей России, Франции и США. Минская группа соберется в Вене 5 апреля, чтобы подробно обсудить складывающуюся ситуацию.

Под вечер субботы конфликт прокомментировал и генсек ООН Пан Ги Мун. Он также призвал к соблюдению перемирия.

Причем тут Россия, Турция и Запад?

Турецкие власти при этом высказали поддержку только одной стороне конфликта — Азербайджану. Турцию и Азербайджан связывают тесные партнерские отношения, это политически и этнически близкие страны. Президент Турции Реджеп Тайиип Эрдоган выразил Ильхаму Алиеву соболезнования в связи с гибелью азербайджанских солдат. Телефонные переговоры Алиева и Эрдогана освещались в СМИ двух государств. Подчеркивалось, что Алиев считает произошедшее «провокацией по линии соприкосновения войск» и называет действия азербайджанских военных «адекватным ответом».

Так как отношения Турции и России сейчас оставляют желать лучшего, некоторые наблюдатели расценивают обострение конфликта в Нагорном Карабахе как попытку Турции (и, предположительно, стран Запада) помешать укреплению России в регионе Кавказа, Закавказья, Черного моря. Например, сайт «Свободная пресса» предположил, что «США и Британия сделали все возможное, чтобы столкнуть Россию и Турцию лбами. С этой точки зрения, Карабах усиливает противостояние Москвы и Анкары».

Минобороны НКР

«Азербайджан все последнее время демонстрировал, что остается верным союзником Турции, и теперь пытается получить от этого дивиденды. Баку надеется разморозить карабахский конфликт, и решить проблему Карабаха в свою пользу под политическим прикрытием Анкары», — заявил этому сайту заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.

В то же время, научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев в интервью агентству «Ридус» сказал, что Азербайджан и Армения вряд ли начнут полноценную войну, а Турции еще один крупный конфликт и вовсе ни к чему. «Я не думаю, что это может произойти. У Турции сегодня большие проблемы помимо Азербайджана и Карабаха. Ей сейчас куда важнее как-то загладить конфликт с Россией, нежели вступать с ней в какую-то, пусть даже заочную войну. Тем более, что на мой взгляд, намечаются какие-то минимальные положительные сдвиги в отношениях между Турцией и Россией», — считает он.

Что происходит в самом Карабахе?

Там готовятся к войне. Как сообщает агентство Sputnik Армения, администрация республики формирует списки резервистов и организует сбор добровольцев. Сотни людей, по данным властей, отправляются в районы столкновений. По данным агентства, в столице НКР Степанекерте при этом пока спокойно и даже работают ночные кафе.

Из-за чего конфликт

Армения и Азербайджан с 1988 года не могут договориться о принадлежности Нагорного Карабаха — обширной местности на границе двух стран. В советское время это была автономная область Азербайджанской ССР, однако ее основное население — этнические армяне. В 1988 году область заявила о выходе из АССР. В 1992-1994 Азербайджан в ходе военного конфликта полностью потерял контроль над Нагорным Карабахом, и местность провозгласила независимость, назвав себя Нагорно-Карабахской республикой (НКР).

С тех пор мировое сообщество не может говориться о судьбе НКР. В переговорах в рамках ОБСЕ участвуют Россия, США, Франция. Армения выступает за независимость НКР, а Азербайджан стремится вернуть территорию в состав своего государства. Хотя формально НКР не признана государством, армянская община во всем мире многое делает для лоббирования интересов Армении в конфликте. Например, ряд американских штатов принял резолюции о признании независимости НКР.

Сказать, что какие-то страны однозначно «за Армению», а другие «за Азербайджан» (за исключением разве что Турции), пожалуй, нельзя. У России дружественные отношения с обеими странами.