Музей катакомбы парижа. Подземный Париж

  • Дата: 30.10.2019

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

Парижские катакомбы - это сеть туннелей и пещер, которые тянутся больше чем на 300км под городом. Эти места славятся паранормальными явлениями и недоброй аурой. Всё началось давным-давно...

Для возведения города требовался строительный материал. Римляне были первыми людьми, которые добывали известняк в этом районе в 6 веке до нашей эры. В карьерах открытого типа римляне раскапывали незащищённую породу.

Поскольку город увеличивался и занимал всё больше места, в карьерах возникли первые туннели. Они увеличивались в размере и сложности и обеспечивали строительными ресурсами в течение многих столетий. Разработки карьеров продолжались с опрометчивой стремительностью, пока не начали возникать проблемы.

К XVIII веку Париж внушительно вырос, а под землёй образовалось большое количество пустот, из-за которых некоторые здания начали разрушаться и проваливаться под землю. Для решения этой проблемы в Париже была сформирована генеральная инспекция по карьерам, чтобы отремонтировать, заполнить или закрыть часть туннелей, считавшихся опасными.

С началом XVIII столетия у парижан появилась вторая проблема: сильная переполненность кладбищ. Только на одном Кладбище Невинных было похоронено более 30 поколений человеческих останков. Священники решили построить для мертвецов своеобразную общую могилу под названием «charnier». Именно туда долгое время свозили тела умерших.

Поскольку растущий город окружил даже кладбища, в нём уже не оставалось свободного места. Где-то под конец закрытия Кладбища Невинных, так же как нескольких других кладбищ, земля поднялась на более чем 10 футов выше дороги. Запах изводил тех, кто жил непосредственно вблизи от кладбища.

Некоторые стены кладбища фактически разрушались, откуда на улицы и в подвалы некоторых прилегающих зданий вываливались гниющие тела. Вскоре живущие поблизости люди начали болеть и умирать от ядов, испаряющихся из трупов. Было принято решение начать освобождать кладбище и помещать кости в сеть туннелей под городом. В 1785 году, когда все кости были помещены в подземелье, карьеры стали музеем «Катакомбы».

Винтовая цементная лестница уводит посетителей вниз на 130 шагов, на 20 метров в глубину. На нижней площадке лестницы есть две комнаты со множеством фотографий древних надписей на стенах внутри музея «Катакомбы», так же как и некоторых подземных структур. Пройдя через две маленькие комнаты, человек попадет в настоящие катакомбы.

В среднем самая низкая высота потолка составляет 1,8м, а самая высокая более 3м, хотя в некоторых секциях есть потолки соборного типа, высоко возвышающиеся над головой. Тусклое освещение постепенно угнетает. Известняковые стены желтовато-коричневого цвета и прохладны на ощупь. Крупный гравий хрустит под ногами с каждым шагом, и единственным другим звуком является случающееся время от времени капанье где-нибудь в туннелях.

В следующем зале гостя приветствует надпись, которая переводится как «Остановитесь! Здесь - Империя мёртвых». В этих секциях кости и черепа образуют орнаменты, изображающие кресты, сердца, дуги и другие символы.

Если задуматься о том, что во всём жутком склепе находятся кости более 6 миллионов тел, то становится как-то не по себе. Ведь в этих глазницах когда-то была жизнь и они созерцали и ощущали этот мир также как и мы.

Туристический маршрут показывает зрителю лишь 1,7 км от всего огромного некрополиса. Вход в дальнейшие туннели закрыт. Говорят, что там оформлением костей никто не занимался и они хаотично разбросаны по полу.

Негативная энергетика непохороненных должным образом тел и редкое присутствие людей могли породить на свет, а правильнее сказать в тьму, страшные мистические тайны. Мы можем лишь гадать что скрывают от постороннего глаза несколько сотен километров малоисследованных мрачных тоннелей.

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.

Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

Париж – город мечты и грез, город любви и романтики, необыкновенно притягательный, прекрасный и незабываемый. На территории Парижа сосредоточено невероятно огромное количество достопримечательностей.

Большой популярностью среди туристов пользуется подземный город мертвых – знаменитые Парижские Катакомбы. Спуститься в таинственное и мрачное подземелье способны только храбрецы. Многие приходят сюда, чтобы окунуться в тайну загробной жизни, другие – надеются столкнуться с чем-то потусторонним. Здесь царит атмосфера тишины и покоя, кажется, что в этих темных подземных коридорах до сих пор витает дух смерти.

История возникновения

История Парижских Катакомб уходит своими корнями далеко в древность. В 10 столетии на этом месте велись добычи камня. Поверхностные запасы постепенно истощались, поэтому пришлось рыть котлованы и углубляться под землю. Так появилось несколько огромных подземных шахт, на месте которых со временем стали появляться огромные пустоты. Их стали использовать как погреба. Например, в 1259 году, монахи ближайших монастырей, устроили здесь винные погреба.

Катакомбы продолжали расти, к 17 столетию некоторые парижские улицы и кварталы оказались практически над бездной. Из-за угрозы обвалов, Людовику Шестнадцатому пришлось организовать специальную исследовательскую экспедицию. Ее главной задачей было – изучение и укрепление аварийных шахт.

В 17 веке немалую роль в жизни государства играла церковь. Их на территории Парижа было большое количество. Служители церкви тщательно чтили и защищали свои интересы. А так как отпевание и захоронение приносило им немаленький доход, то кладбище решили основать на месте бывших каменоломен. Смертность в те времена была достаточно высокой – неразвитая медицина, вспыхивающие эпидемии чумы, непрекращающиеся военные конфликты. Вследствие чего, на территории подземного города стали появляться все новые и новые кладбища. Количество захороненных тел намного превышало отведенные метры земли. В результате – в городе с новой силой стали вспыхивать различные инфекции, продукты скисали и пропадали, а кладбище стало местом сборища колдунов, разбойников и бездомных.

Не желая терять свои доходы, церковь еще долгое время защищала свою территорию. Но в 1763 году, благодаря парламенту Парижа, захоронения в черте города были все-таки запрещены. А подземный город мертвых превратился в знаменитые Парижские Катакомбы.

Экскурсия по городу мертвых

Экскурсия по подземному городу начинается с узкой винтовой лестницы. Для того чтобы спуститься, туристам приходится преодолевать целых 130 ступеней. Пройдя этот нелегкий путь, посетители оказываются на глубине 20 метров, температура воздуха здесь равна +14С. Здесь в мистическом подземелье перед ними открывает свои двери царство духов. Путешествие продолжается по длинному темному коридору, напоминающему большой петляющий лабиринт. Он ведет к старинному склепу, по обе стороны которого, будто стражники, стоят черно-белые колонны. Посередине табличка с надписью – «Тут Империя смерти!».

Мрачные, темные коридоры, жуткие послания на табличках, приглушенное освещение, звуки капающей где-то воды, а также миллионы черепов с пустыми глазницами, молча взирающие на посетителей, невольно заставляют задуматься о бренности жизни. Ведь несколько сотен лет тому назад, все эти останки принадлежали обычным людям, которые любили, радовались, плакали, боялись и строили свои планы.

Катакомбы Парижа – это один бесконечный музей, в котором без экскурсовода не мудрено и потеряться. Для таких случаев на территории музея работает полиция, которая ищет заблудившихся зевак. Общая площадь катакомб составляет около 11 тысяч квадратных метров. Длина тоннеля достигает 300 километров. Здесь захоронены миллионы и миллионы парижан. Среди них – знаменитый французский поэт Шарль Перро, известный парижский богач Николя Фуке, революционер Максимилиан Робеспьер. Известно, что их останки были захоронены в городе мертвых, но найти их в этой пучине костей и черепов невозможно, так как все они давно уже смешались между собой, а иные превратились в прах и развеялись в этих длинных бесконечных коридорах.

Интересно, что подземный город не всегда был только склепом. Во время Второй Мировой войны, здесь размещались фашистские оружейные склады и секретные лаборатории, а во времена правления Наполеона Бонапарта, в просторных залах катакомб устраивались важные приемы и званые балы.

Мистика и сверхъестественное

О Парижских Катакомбах уже сотни лет слагаются легенды и мистические истории. Французы утверждают, что несчастные, потерявшиеся в запутанных коридорах подземелья, так и не нашли выхода и погибли. Но возникает вопрос, если они умерли здесь, то где же их тела или хотя бы кости, ведь не было найдено не того не другого.

В южной части Парижа расположен парк Монсури. Он находится прямо над катакомбами. Горожане утверждают, что по парку гуляет таинственный призрак, наведывающийся из холодного подземелья. Каждое его появление сопровождается невероятным холодом и жутким запахом смерти.

В 1846 году в городе произошел еще один невероятный случай, будоражащий ум и воображение. На старой строительной площадке, некогда принадлежащей торговцу Лериблю, по ночам творилось странное. Как только солнце садилось за горизонт, на дом начинали сыпаться камни. Как результат – разбитые окна, помятые двери и поврежденные рамы. Полиция долгое время гонялась за вандалами, а по ночам на площадку выпускали злых собак. Но все было тщетно, погромы продолжались, а затем резко закончились, как будто ничего и не было. Мистики утверждают, что это месть растревоженных, во время строительных работ, душ. Таким образом, они пытались прогнать тех, кто их так бесцеремонно потревожил.

Парижские Катакомбы – это одна из самых известных городских достопримечательностей, пропитанная духом истории, мистики, загадочности и нереальности.

В 2004 году парижские полицейские получили приказ провести учения в ранее неизведанной части катакомб Парижа под Дворцом Шайо. Войдя в подземные тоннели через дренажную систему, офицеры наткнулись на табличку с текстом «Строительная площадка, хода нет», а немного поодаль была установлена камера, которая записывала происходящее. Когда полицейские приблизились к камере, запустилась запись лая собак.

Полицейские спустились вглубь туннелей парижских катакомб и обнаружили огромную, площадью в 400 квадратных метров, пещеру с отлично оборудованным кинозалом. В комнате был установлен огромный киноэкран, проекционное оборудование, стулья и куча фильмов, от нуара (фильмы нуар, «чёрное кино» — жанр кино, который появился во время Второй мировой войны; криминальная драма, жёсткий психологический детектив, отражающие мрачные общественные настроения) до новейших триллеров. Помимо этого, в следующем «номере» подземелий, полиция обнаружила полностью укомплектованный бар и ресторан со столами и стульями. Более того, в пещеру вполне профессионально было подведено электричество и три телефонные линии. Кто превратил эти заброшенные подземные выработки под Парижем в секретный кинотеатр?

Именно этим вопросом задались и полицейские. Но, когда три дня спустя, они вернулись со специалистами — электриками, чтобы попытаться выяснить, откуда поставлялось электричество, кабели были перерезаны, а на полу лежала записка, гласившая: «Не пытайтесь нас найти».

Откуда катакомбы в Париже?

История подземных туннелей Парижа берет свое начало со времен Римской империи. В то время в них добывался известняк, который шел на постройку города. Со временем город разросся до современных размеров, и парижские каменоломни оказались непосредственно под оживленными улицами мегаполиса. Общая протяженность лабиринта туннелей, по общепринятым оценкам, составляет примерно 300 км, но лишь небольшая часть его открыта для всеобщего доступа. Эта малая часть, известная как склеп Данфер-Рошро или просто «катакомбы», стала одной из главных туристических достопримечательностей Парижа.

Чем знамениты подземелья Парижа?

Свою популярность парижские катакомбы получили благодаря хранящимся там останкам, по некоторым оценкам, от шести до семи миллионов горожан. Как же попали в подземелья все эти кости и черепа? Испокон веков кладбища в Париже располагались в черте города. Неудивительно, что со временем, когда город разросся, жителей в нем стало гораздо больше как рождаться, так и умирать, и кладбища постепенно переполнились. Некоторые из них, например, Les Innocents были настолько переполнены, что на них людей хоронили в несколько ярусов, а высота захоронений почти сравнялась с высотой кладбищенских стен. Мало того, что дождями все это добро вымывалось из захоронений и попадало в грунтовые воды и просто на улицы города, так еще и стены, не рассчитанные на такую нагрузку, иногда не выдерживали и просто обрушивались под тяжестью. Так было на уже упомянутом кладбище Невинных (Les Innocents).

Во избежание подобных злоключений, власти, наконец, приняли окончательное решение о перемещении останков людей в катакомбы. Около полутора лет кости переправлялись на специальную обработку и затем в подземелья под бдительным надзором властей.
Таким образом, катакомбы под Парижем стали последним пристанищем примерно для шести миллионов человек. Среди них, кстати, есть и очень знаменитые люди, такие как Жан-Поль Марат, Максимилиан де Робеспьер, Блез Паскаль, Франсуа Рабле, Шарль Перро и другие.

Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям

Туристам, как уже было упомянуто, доступна лишь очень небольшая часть лабиринта, всего около двух километров. Но это легальным. Нелегальные искатели приключений ищут другие входы в катакомбы, коих в столице Франции, к слову, до сих пор полным полно. Но здесь надо быть готовым к тому, что при встрече с полицией вас будут ждать однозначные неприятности.
Протяженность и уединенная атмосфера туннелей делает их крайне привлекательными для всякого рода тайных обществ, субкультур, жуликов, деятелей искусств и просто любопытствующих личностей. Отсюда и берут свое начало легенды катакомб Парижа.

В 1980-е годы было даже основано движение катафилов, посвященное исследованию туннелей. После обнаружения тайного кинозала, Патрик Алк, фотограф, близкий к движению человек, сказал, что «стыдно, конечно, но не конец света…». И подытожил: «Вы, ребята, даже понятия не имеете, что еще там внизу есть». Существуют десятки других подобных мест, оборудованных под разные цели.
В связи с участившимися актами вандализма и кражами черепов, парижские катакомбы были закрыты с октября 2009 года по декабрь того же года. После возобновления доступа были приняты дополнительные жесткие меры безопасности, в частности, при выходе проверяют ручную кладь.