Методика уроков физической культуры в начальной школе. Методика преподавания

  • Дата: 29.09.2019

Структура учебного пособия повторяет структуру требований государственного образовательного стандарта к содержанию одноименного курса. В нем представлены сведения о планировании, организации, регулировании и контроле физического воспитания учащихся младших классов. Большое внимание уделено современным тенденциям в физкультурном образовании школьников. Подбор и изложение материала базируются на лекциях автора студентам направления «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование» Тюменского государственного университета.
Предназначено для студентов направления «Педагогическое образование» профиль подготовки «Начальное образование», изучающих дисциплину «Методика преподавания физической культуры в начальной школе». Может быть использовано студентами университетов, преподавателями, аспирантами и научными работниками.

Современное состояние физической культуры в обществе.
Первостепенную роль в использовании, усвоении, передаче и умножении ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физического воспитания (ФВ).

Система ФВ - это функционирующая в стране социальная практика физического воспитания, включающая единство мировоззренческих, научно-методических, программно-нормативных и организационных основ, носителями и реализаторами которых в практической деятельности выступают физкультурно-спортивные кадры, обеспечивающие физическое совершенство людей.

Мировоззренческие (идейные) основы отечественной системы ФВ в качестве своей основной мировоззренческой установки исходят из необходимости обеспечения всестороннего и гармонического развития личности, а также подготовки человека к плодотворной жизни. В целом, гуманная направленность проявляется в единстве и взаимосвязи ее основополагающих категорий таких, как цель и задачи, общие и методические принципы, используемые на практике средства, методы и формы занятий.

Научно-методические базируются на значительном комплексе научных достижений в естественных науках, общественных и педагогических. На основе данных этих наук сформированная дисциплина «Теория ФК». которая является основной, базовой для физического воспитания. В то же время она выступает методологической основой при проведении научных исследований различных проблем в области физической культуры (ФК).

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ I
ГЛАВА 1. Теоретические основы физического воспитания
§1. Современное состояние физической культуры в обществе
§2. Формы и функции физической культуры в обществе
§3. Физическая культура учащихся как научная и учебная дисциплина
§4. Педагогическая культура специалиста в области физической культуры и спорта
§5. Основные понятия теории физической культуры
§6. Средства физического воспитания, нагрузка и отдых как компоненты тренировочного воздействия
§7. Концептуальные подходы к физкультурному образованию, основанные на приоритете образовательной направленности учебной работы
§8. Концептуальные подходы к физкультурному образованию, основанные на приоритете учета особенностей организации учебного процесса
§9. Концептуальные подходы к физкультурному образованию, основанные на приоритете тренировочной направленности учебных занятий
ГЛАВА 2. Организация физического воспитания в начальной школе
§1. Законодательные и нормативные основы организации физкультурного образования учащихся
§2. Урок - основная форма организации учебного процесса
§3. Внеурочные формы работы по физической культуре в школе
§4. Организация учебной деятельности на занятии по физической культуре
§5. Закономерности формирования структуры двигательного действия
§6. Этапы обучения двигательным действиям школьников
§7. Домашние задания по физическому воспитанию
Резюме
Вопросы для самопроверки
РАЗДЕЛ II
ГЛАВА 3. Планирование физического воспитания в начальной школе
§1. Технология планирования учебного процесса по физической культуре в школе
§2. Текущее планирование физкультурного образования учащихся
§3. Оперативное планирование физкультурного образования учащихся
ГЛАВА 4. Регулирование процесса физического воспитания в начальной школе
§1. Возрастные особенности младших школьников
§2. Методика проведения уроков физической культуры в 1-4 классах с учетом возрастных особенностей
§3. Сенситивные периоды развития физических качеств
§4. Контроль в физкультурном образовании школьников
Резюме
Вопросы для самопроверки
РАЗДЕЛ III
ГЛАВА 5. Педагогические технологии в учебном процессе по физической культуре
§1. Технология уровневой дифференциации в учебном процессе по физической культуре в школе
§2. Методика продуктивного взаимодействия учащихся в физкультурном образовании
§3. Технология развивающего обучения в процессе физического воспитания
ГЛАВА 6. Профилактическая работа в физкультурном образовании школьников
§1. Профилактика нарушений осанки школьников
§2. Совершенствование дыхательных возможностей школьников
§3. Профилактика нарушений зрения школьников
§4. Особенности занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе
Резюме
Вопросы для самопроверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
Ключи к тестам для самоконтроля
Вопросы для подготовки к зачету
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания физической культуры в начальной школе, Архипова Л.А., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Подготовка детей дошкольного возраста к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», Снигур М.Е., 2017

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста

1.3 Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

1.4 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста

1.5 Формы организации физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

1.6 Врачебный контроль над физическим воспитанием

2 ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Объект исследования – учебно – воспитательный процесс.

Субъект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – прогнозирование и совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.


1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности .

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.


1.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста

Задачи физического воспитания младших школьников такие:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.

Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы» .

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.

Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.

Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей - важнейшее задание учителя .

Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований.

Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.

Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.

Выполнение целеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детей младшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. И. И. Павлов назвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности, «мускульной радостью» .

Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.

Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.

Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия .

Формируя у учеников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки, этого основного органа предметных действий человека, является важным заданием начальной обучения. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности: письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой. Следует подчеркнуть, что занятия физкультурой играют специфическую роль в развитии движений руки и, в частности, в развитии произвольной регуляции их. Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками и др.), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук.

Основатель научно обоснованной теории физического воспитания П.Ф.Лесгафт одним из основных заданий физического воспитания считал формирование у детей умения с наименьшей затратой усилий и в наименьший промежуток времени сознательно выполнять наибольшую работу . Совокупность названных выше качеств и определяет уровень «двигательной культуры» ребенка. Высокое развитие таких умений и качеств необходимо для обучения, для многих современных профессий, а также для бытовых действий и военного дела. Развитие умения эффективно осуществлять двигательные действия является важным компонентом всестороннего гармоничного развития личности.

Вооружение учеников знаниями по физической культуре, гигиене, с правилами закаливания. В начальных классах ученики должны иметь представление о правильном двигательном режиме, осознавать значение утренней гигиенической гимнастики, физической культуры, активного отдыха во внеурочное время, знать, какая одежда и обувь нужны для занятий физическими упражнениями, следить за правильностью осанки, знать правила закаливания, содержание начальной степени комплекса ГТО «К стартам готов».

Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Особенную роль играют знания учеников по физической культуре в формировании у них умений самостоятельно выполнять физические упражнения, в выработке у учеников убеждения о необходимости систематически заниматься физкультурой, закалять организм с помощью использования естественных факторов (солнца, воздуха, воды). Все это содействует не только физическому развитию и укреплению здоровья учеников, но и воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и к здоровью других людей, способствует предотвращению или искоренению вредных для здоровья привычек .

Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.

В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями .

Формирование интереса и привычки к занятиям физкультурой – необходимое условие успешного осуществления физического воспитания школьников.

В младшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки. Каждому школьнику следует привить желание заниматься физкультурой. Только в том случае, если ученики с интересом относятся к урокам физкультуры, по собственной инициативе посещают занятие в группах из комплекса ГТО или в спортивных секциях, дома выполняют упражнения и процедуры, направленные на закалку организма, можно достичь их всестороннего физического развития и укрепления здоровья.

Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция семьи в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если родители привлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия .

Воспитание позитивных морально-волевых качеств является одним из важных заданий, что осуществляется в процессе занятий физкультурой. А. С. Макаренко в своих «Лекциях о воспитании детей» писал: «Дисциплинированный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных влияний, среди которых самое выдающееся место должны занимать: широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже такие вроде бы второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых» .

Специфика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизировать в нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное. Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в процессе занятий, соревнований между командами, классами ученик получал моральное удовольствие не только от своей ловкости, но и от того, что он сделал это в интересах коллектива, во имя коллектива. В процессе совместной практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.

При выполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевые усилия, чтобы преодолевать неуверенность и даже страх. В результате постоянной тренировки у учеников воспитываются смелость, решительность, настойчивость. Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты личности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий .

Постоянное выполнение физических упражнений приводит к выработке системы привычных действий и эмоционально-психических состояний. Когда ученик начинает изучать какое-то упражнение, особенно сложное, он часто чувствует неуверенность, страх. В процессе освоения упражнения эти чувства проходят, вместо этого появляется удовольствие от умения выполнять усвоенные действия. Однако сама система привычных действий и эмоционально-психических состояний еще не обеспечивает морального развития личности. Для достижения этого у учеников формируют моральное сознание, которое определяет направленность их деятельности. Используя приобретенные знания и умения во время соревнований между командами, классами или школами, ученик переживает удовольствие не только от своих эффективных практических действий, но и от сделанного им в интересах коллектива. Такая организация дела ставит всех учеников в условия личной ответственности за успех коллектива.

Подготовка учеников к сдаче норм комплекса ГТО. Начальная степень комплекса ГТО «К стартам готов» рассчитана на детей 7-9 лет. Задания этой степени заключаются в том, чтобы дети приобретали навыки выполнения физических упражнений, развивали ловкость, смелость, координацию движений, приобретали интерес к спорту. В 1 классе ученики готовятся к сдаче норм начальной степени, а в 2 - продолжают подготовку и сдают эти нормы. В 3 классе готовятся к сдаче в 4 классе норм І степени - «Смелые и ловкие».

Для мальчиков и девочек нормы степени «К стартам готов» одни.

Большинство упражнений этой степени входит в программу по физической культуре для подготовительных и 1-3 классов. В связи с этим часть работы по подготовке школьников к сдаче норм комплекса проводится на уроках физкультуры, ведутся также систематические внеклассные занятия. Последними желательно охватывать всех учеников. К этой работе привлекается ученический физкультурный актив, коллектив физической культуры школы .

Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов. 1.5. Личная и социально – экономическая необходимость психофизиологической подготовки человека к труду. Тема 2. Особенности профессионально – прикладной физической подготовки студентов машиностроительных специальностей (2 часа). 2.1.Профессиографическая характеристика трудовой деятельности инженеров-механиков. 2.2. Проблема переноса...

Формы и методы преподавания физической культуры на уроках.

Основной формой организации учебной работы по физическому воспитанию является учебное занятие (урок). Урок физической культуры является для всех учащихся обязательной формой занятий, обеспечивающий необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. На уроках учащиеся разучивают комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики до занятий, физкультминутки, различные физические упражнения, приобщаются к элементам спортивных соревнований.

Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности. Они проводятся в спортивном зале, на открытых площадках, стадионах. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся, что обязывает учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

1.Уроки физической культуры.

2.Физкультурные мероприятия в режиме дня: гимнастика до занятий, физкультминутки, организованные перемены (игры, конкурсы).

3.Внеклассная и внешкольная работа (кружки, секции, дворовые соревнования)

4.Занятия физическими упражнениями дома.

Большое значение имеет внеклассная и внешкольная работа, она содействует углублению и расширению учебной работы по физическому воспитанию и проводится в виде игр, прогулок, экскурсий, походов, занятий в кружках, в форме спортивных развлечений, выступлений и праздников. Особое значение имеют различные формы занятий физическими упражнениями дома, в семье. Это гимнастика по радио, телевидению, видео фильмы, подвижные игры на воздухе, катание на санках, коньках, лыжах, велосипеде и т.д., а также домашних заданий, которые даются на уроках физической культуры. Задачи урока 1.образовательная; 2.воспитательная; 3. оздоровительная. Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:

1.фронтальный

2.поточный

3.посменный

4. групповой

5.индивидуальный.

При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, его преимущество – большой охват учащихся, достижение высокой плотности и большой нагрузки.

Поточный метод это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один за другим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических упражнений, лазания, прыжков.

Посменный метод - учащиеся распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнения (одни выполняют, другие наблюдают).

Групповой метод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в порядке очередности различные виды упражнений, группы меняются местами.

Индивидуальны метод - чаще всего используется в зачётных уроках, он позволяет учителю после выполнения упражнения учеником подвести итог, обратить внимание на недостатки и ошибки.

Методы обучения, воспитания двигательных качеств:

1.Равномерный метод

2.Переменный метод

3.Повторный метод

4.Интервальный метод

5.Соревновательный метод

6.Игровой метод

7.Круговой метод

Равномерный метод характеризуется однократной непрерывной работой длительностью от нескольких секунд до нескольких часов (на соревновательные дистанции).

Переменный метод характеризуется однократной непрерывной работой длительностью от нескольких секунд до нескольких часов зависит от целей и условий.

Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалом для отдыха, во время которых происходит полное восстановление работоспособности.

Интервальный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений через определённые интервалы времени.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений в условиях близких к соревнованиям.

Игровой метод основан на воспитании двигательных качеств в процессе игры.

Круговой метод – это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. Круговым его называют, потому что упражнения выполняют по кругу, состоящих из нескольких станций. На уроках физической культуры необходимо дифференцировать подход к учащимся (дозирование нагрузок). Если всему классу даётся одинаковое задание, надо ориентироваться на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем.

Одним из основных методов объяснения (словестный). Он применяется на всех этапах обучения. Объяснения должно быть понятным ученикам. Материал излагается четко и кратко, доступно и должен соответствовать уровню развития учащихся.

Рассказ – применяется при ознакомлении с новыми видами упражнений (изучение игры). Требования к рассказу ­­ краткость – образность изложения, выразительность, эмоциональность, сочетается с объяснением.

Беседа - она проводится в вопроса - ответной форме, беседа должна быть целенаправленной, краткой, интересной.

Распоряжения и команды – пользуется учитель во время урока.

Указания – применяются во время выполнения упражнений (выше головы и т.д.)

Показ упражнения – должно выполняться с того мест, чтоб было всем видно. В показе может участвовать ученик, сочетать с объяснением.

Соревнования – применяются после того как у учащихся образовался некоторой навык.

Исправление ошибок – все ошибки должны своевременно исправляться. Показ выполняет ученик, а учитель объясняет технику упражнения, хорошо, если сам ученик сам рассказывает на что он должен обратить внимание при повторении упражнения.

При индивидуальном подходе обязательно надо учитывать состояния здоровья детей. При необходимости можно увеличить или уменьшить количество упражнений, повторений, облегчить условия выполнения. Одним из условий правильной постановки физического воспитания является хорошо организованный медицинский контроль. Который проводится один раз в год и распределяют по медицинским группам.

1. Основная группа – относятся ученики не имеющие отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.

2.Подготовительная группа – ученики имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.

3.Спецгруппа – ученики имеющие значительные отклонения постоянного и временного характера.

Учащиеся имеющие группу инвалидности полностью освобождаются от занятий физической культурой.

Учащиеся основной группы - допускаются

а) к занятиям по программам физической культуры

б) к занятиям в кружках, секциях

в) к участиям в соревнованиях

Учащиеся подготовительной группы – допускаются к занятиям по общей программе, с ограниченным выполнением упражнений, связанных с большими физическими нагрузками, напряжением.

Учащиеся относящиеся к спецгруппе, организуют занятия два раза в неделю во внеурочное время. Занятия проводятся по специальной программе.

Методика уроков Физической культуры

В начальной школе

П Л А Н

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию детей.

2. Воспитание жизненно важных физических качеств.

3. Обучение двигательным действиям.

Х орошее здоровье в основном определяется правильным расположением, устройством, функциональной деятельно­стью всех органов тела, отсутствием предрасположений к ка­ким-либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие - это изменение строения и функций организма ребенка с возрастом, происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же о нормальном или ненормальном ходе раз­вития можно судить с достаточной степенью объективности по некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели - рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимо­связи этих факторов можно оценивать крепость телосложения ребенка. Кроме того, принимаются во внимание некоторые опи­сательные (соматоскопическое) признаки (состояние мускула­туры, степень жироотложения, форма осанки, половая зрелость) и физиометрические признаки - жизненная емкость легких, ста­новая сила, сила сжатия кисти и др.

В младшем школьном возрасте у детей продолжает форми­роваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно Примерно на 4 см , а вес - на 2 кг . Поэтому этот возраст называют периодом округления.

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организ­ме ребенка, способствует повышению его защитных свойств. Благодаря увеличению количества лейкоцитов в крови и их активности к поглощению болезнетворных микробов значитель­но возрастает сопротивляемость организма к воздействию не­благоприятных условий внешней среды - жары, холода, недо­статка кислорода, повышенного атмосферного давления, вредных примесей воздуха и др.

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, актив­ность являются прежде всего результатом наследования опре­деленных физических данных от родителей. Они обусловлива­ются в значительной мере также правильным питанием, соблю­дением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решаю­щим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособно­сти детей. Без регулярных, специально организованных физиче­ских упражнений в современных условиях даже дети, унасле­довавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях, не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и ни­же среднего развития при условии систематических занятий фи­зической культурой.

Дети, не занимающиеся систематически физическими упраж­нениями, как правило, отстают в росте и в развития. Недоста­ток движения (гипокинезия), если он небольшой, приводит к приостановке или снижению роста и дееспособности организма, а если большой - даже к постепенной атрофии мышц, ожире­нию и другим серьезным нарушениям. Физические упражнения являются средством профилактики возможных нарушений нор­мального физического развития.

Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возраста де должна быть и чрезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергети­ческих ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пла­стические процессы (процессы роста и развития), а сильная мы­шечная деятельность связана с большими затратами энергии. Чрезмерно интенсивная тренировка не улучшит, а, наоборот, за­тормозит рост и развитие.

Одновременно с общей задачей - с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей - перед физическим воспитанием стоит и дру­гая, более узкая задача: исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осан­ки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физи­ческого развития.

Значительная часть учащихся начальной школы имеет какие-либо нарушения осанки. Подавляющее большинство этих на­рушений имеет нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Наибольшее число дефектов наблюдается у детей 7-12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность плеч вперед и отставание нижних углов лопаток.

Следующий распространенный дефект - плоскостопие. Оно препятствует правильной осанке, снижает способность детей к длительному стоянию, ходьбе, бегу и многим другим движениям.

Нарушения в форме позвоночника встречаются относитель­но реже.

Исправлять нарушения осанки у детей нужно возможно ра­нее, пока они не перешли далее первой-второй степени. Пер­вая степень - нефиксированные отклонения позвоночника до 5° от нормы, нерезкая торсия (скручивание) позвонков, небольшое отставание лопатки. Вторая степень - наличие противоискривлений (например, в грудном отделе «выбухание» справа, в пояс­ничном - слева), торсия 6-25°, грубых нарушений формы груд­ной клетки и таза нет, подвижность позвоночника несколько ог­раниченна; в горизонтальном положении (лежа) и вертикальном (в висе на гимнастической стенке) искривления частично вы­правляются.

Для формирования правильной осанки используются специ­ально подобранные комплексы физических упражнений.

Для исправлений ранее возникших нарушений осанки преж­де всего нужны разносторонняя общая физическая подготовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия. Значительную часть упражнений рекомендуется проводить в по­ложениях, благоприятствующих разгрузке позвоночника,- лежа на спине и на животе, на четвереньках. Важно, чтобы занятия были эмоциональны, так как для многих детей с нарушениями осанки характерно депрессивное состояние. Необходимо вселить в них бодрость, веру в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков. Естественно, на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких дурных привычек, как сидеть боком к столу, согнувшись, с опущенным левым локтем, на ноге, на слишком высоком стуле; стоять с опорой на одну ногу; держать руки в карманах; «вешать» голову; в работе пользоваться одной рукой.

Среди учащихся 1-4 классов встречаются и такие, у ко­торых вес тела значительно превышает средние возрастные нормы; иногда наблюдаются и признаки ожирения первой сте­пени.

Ожирение относится к числу трудно поддающихся коррек­ции нарушений физического развития. Различаются формы ожи­рения эндогенного характера, связанного с нарушением функ­ций эндокринных желез, и экзогенного характера, обусловлен­ного обильным питанием.

На занятиях физической культурой учащимся, предрасполо­женным к ожирению, даются в увеличенном объеме следующие виды физических упражнений:

Активизирующие деятельность кровообращения и дыхания (при ожирении эти функции часто нарушаются) - ходьба, бег, ходьба на лыжах, подвижные игры и др.;

Улучшающие моторно-двигательную функцию - упражнения на ловкость, для воспитания правильной осанки;

Укрепляющие мышцы живота (место наибольшего отложе­ния жира), что непосредственно должно улучшить деятельность органов брюшной полости;

Увеличивающие мышечную массу - упражнения с набивны­ми мячами, с сопротивлением и др.

Учащимся разъясняется, что физические упражнения могут дать желательный эффект только в комплексе с диетой и пра­вильным общим режимом.

Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физического воспитания младших школьников имеют правиль­ный выбор и проведение игр, которые занимают значительное место в их деятельности. Игры должны помогать нормальному росту, развитию и укреплению костносвязочного аппарата, мы­шечной системы и, в частности, формированию правильной осан­ки. Поэтому для уроков физической культуры рекомендуются подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущест­венно динамическую, работу большие мышечные группы тела (мышцы спины и живота). Положительно влияют на здоровье детей 7-9 лет игры с бросанием, ловлей и метанием на даль­ность и в цель различных по форме легких предметов: волей­больных мячей, маленьких прыгающих и тряпичных мячиков, палочек, мешочков с крупнозернистым песком и т. д.

Следует избегать при проведении игр чрезмерных мышечных напряжений, однообразных медленных движений. Проводя игры с умеренной и большой подвижностью, нужно укреплять органы дыхания, кровообращения, содействовать хорошему обмену ве­ществ. Для этого надо проводить игры так, чтобы дети не переутомлялись; действия, требующие большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными переры­вами, являющимися активным отдыхом. Игры с речитативами, пением, коллективными возгласами помогают установке рит­мичного, полного дыхания.

Игры должны благоприятно влиять на нервную систему де­тей. Надо предупреждать случаи чрезмерных нагрузок на па­мять и внимание, а также возможные ссоры; игры должны со­действовать, проявлению лишь положительных эмоций. При про­ведении игр следует учитывать общую нагрузку урока.

ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Значение воспитания высоких физических качеств в условиях современного общества не снижается, а, наоборот, постоянно возрастает.

Ловкость, силу, быстроту, выносливость, а также гибкость и способность произвольно расслаблять мышцы надо развивать у детей гармонически, начиная с раннего возраста.

Ловкость - это способность человека быстро овладевать но­выми движениями и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладевать, какое время ему необходимо для это­го, и по степени точности, которой он может достигнуть в дан­ном движении после некоторой тренировки.

У детей в возрасте от 7 до 12-13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По своей структуре мозг 7-8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека: объем корковых полей двигательного ана­лизатора составляет около 80%, а подкорковых образований - 95% объема взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит бы­строе развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности зрительного ана­лизатора. В 8-12 лет лабильность (подвижность) нервно-мы­шечной системы достигает нормы взрослого человека. Таким образом, детям можно и нужно давать как можно больше упраж­нений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство - различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.

Для воспитания координации движений используются раз­личные, постепенно усложняемые сочетания элементарных дви­жений рук и ног; более трудные акробатические упражнения? танцевальные движения - ритмическая ходьба, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большими мя­чами- передачи, перебрасывания с ловлей и др. Для этих це­лей используются также игры, побуждающие учеников незамед­лительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке («Салки»-1 класс, «Зайцы в ого­роде»-2 класс, «Подвижная цель»-3-4-класс).

В 7-8 лет быстро совершенствуется способность к различ­ным точным движениям. Этому помогают метания в цель; упраж­нения с малыми мячами - удары о пол, броски в стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями; различные сложные манипуляции с другими мел­кими предметами - палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся быстрее овладевают тех­никой письма, рисования.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении. Устой­чивость тела у детей при статических позах постепенно улучша­ется. Так, например, в период с 7 до 12 лет средняя амплитуда колебаний тела в сагиттальной (передне - задней) плоскости уменьшается почти до той же величины, что и у взрослых.

Упражнения для воспитания силы у детей младшего возра­ста должны быть главным образом динамическими. В мышцах детей сухожильная часть относительно невелика, что обеспечи­вает большую степень их сокращения. Нужно сохранять эти ценные особенности.

Таблица 1

Показатели силы основных групп мышц (в кг )

Младшим школьникам нужны также упражнения для вос­питания силовой выносливости.

В младшем возрасте быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям, темпы ее прироста выше, чем в среднем и старшем школьном возрасте. Однако дети этого возраста час­то не могут поддерживать усилие на строго постоянном уровне. Даже при непродолжительной работе (1-1,5 мин ) они непред­намеренно отвлекаются. Это объясняется легкой иррадиацией процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения.

Таблица 2

Показатели выносливости основных групп мышц (в сек )

Для воспитания статической выносливости у детей младшего школьного возраста используются различные упражнения в форме достаточно длительного удержания определенных поз: смешанные висы и упоры, стояние на носках, упражнение «ласточка» и др.

Особое внимание в физическом воспитании младших школь­ников должно быть обращено на совершенствование быстроты движений. Быстрота - способность выполнять движения в ми­нимальное время. Она зависит от скорости двигательных реак­ций (ответных действий на какой-либо сигнал), скорости от­дельных движений и частоты движений, определяемой количе­ством в секунду.

При воспитании быстроты ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в локомоторных двигательных действиях, то есть связанных с перемещением всего тела в пространстве. Простые двигательные реакции - это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни они имеют боль­шое значение, например при действиях в трудных условиях ме­стности, при управлении механизмами. Существует довольно быстрый переход от уже выработанных двигательных реакций к новым видам реакций: люди, быстро реагирующие в одних ус­ловиях, быстро реагируют и в других. Это очень важно, так как быстрая реакция часто спасает человеку жизнь.

Быстрота реакции ребенка в большой степени зависит от типа его нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но ее можно развивать соответствующими упраж­нениями.

Для воспитания быстроты движений у детей младшего школьного возраста широко используются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее, время («Команда быстроногих»-2 класс, «День и ночь»-3-4 класс).

Кроме развития быстроты, в задачи физического воспита­ния детей младшего школьного возраста входит также формиро­вание у них способности выполнять скоростную работу возмож­но более длительное время. Выносливость в скоростной работе определяется многими факторами, главными из которых явля­ются функциональные возможности различных систем организ­ма, устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма и в центральной нервной системе, возникающие в процессе длительной напряженной работы.

Выносливость воспитывается путем применения упражнений, оказывающих на организм ребенка общую физическую нагруз­ку несколько больше той, которую он уже привык переносить. В процессе таких упражнений организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию утомления, вызываемому повышен­ным объемом работы, приобретается способность выполнять то или иное движение (бег, серии прыжков и пр.) более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.

Выносливость прежде всего проявляется в беге, прыжках, ходьбе на лыжах. Это так называемая специальная выносли­вость. Но она имеет свойство переходить и на другие виды деятельности примерно такого же характера интенсивности и продолжительности. Так происходит повышение общей вынос­ливости ребенка.

В зависимости от вида выносливости разделяют и упраж­нения, с помощью которых она вырабатывается. Упражнения такого рода бывают специфическими (например, для выносли­вости в беге - кроссы, бег по снегу, серии подготовительных упражнений) и специфическими (например, для выносливости в ходьбе на лыжах - обычная ходьба, бег, серии прыжковых упражнений). Общий объем нагрузки, включающий длительную работу повышенной интенсивности, должен определяться с уче­том возрастного развития ребенка. Нагрузки должны быть оп­тимальными как по продолжительности, так и по интенсивности, чередуемыми с достаточными для восстановления сил паузами отдыха.

Из существующих методов применения упражнений для вы­работки выносливости у младших школьников наиболее при­емлемым является так называемый повторный, метод: чередо­вание нагрузки с паузами отдыха. Может быть использован также и переменный метод тренировки, заключающийся в чередо­вании сильных нагрузок со средними и слабыми (без пауз от­дыха). Равномерный метод тренировки, заключающийся в вы­полнении всего запланированного объема работы в одинаковом постоянном темпе, является самым большим по нагрузке и поэтому применяется редко.

Для воспитания выносливости у младших школьников широко применяются игры с краткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затра­той сил или энергии. Однако следует учитывать, что общее число повторных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться относительно короткое вре­мя («Два мороза» - 1 класс, «Белые медведи» - 2 класс, «Караси и щуки» - 3-4 класс).

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

В школе физические упражнения используются главным об­разом как одно из наиболее действенных средств укрепления здоровья детей, стимуляции физического развития и воспитания жизненно важных качеств. Но для получения от каждого вы­полняемого упражнения нужного результата совершенно необ­ходимо, чтобы дети делали его технически правильно: по форме (направлению движений, амплитуде) и характеру усилий (напряжению, ритму, темпу). Поэтому одной из важных задач учителя физической культуры является обучение детей правиль­ной технике движений. Многие из этих движений имеют непосредственное прикладное применение в труде, военном деле и спорте. Школа призвана готовить детей к этим видам их буду­щей деятельности, и поэтому в содержание физического обра­зования школьников входят и прикладные виды физических упражнений.

Программный материал для 1-4 классов составлен из трех основных разделов: гимнастики, игр и лыжной подготовки,

Гимнастика как раздел включает следующие виды уп­ражнений.

Построения и перестроения. Они имеют большое значение как средство организации учащихся на уроках физической культуры. Применение этих упражнений способствует также воспитанию правильной осанки, развитию точности движений, чувства рит­ма и темпа, навыка в коллективных действиях, концентрации вни­мания. Построения и перестроения нужно рассматривать как элементы строевой подготовки. Кроме раздела гим­настики, они входят также в раздел лыжной подготовки.

Основные положения и движения рук, ног, туловища.

Упражнения с большими мячами.

Упражнения с малыми мячами.

Все перечисленные выше виды гимнастических упражнений входят в группу общеразвивающих. Эти упражнения укрепляют двигательный аппарат ребенка, но значительно большая цен­ность их состоит в том, что они дают так называемую школу движений. Изучая основные положения и движения руками, но­гами, туловищем, головой, ученики получают представление об основных компонентах всякого движения - направлении, амп­литуде, напряжении, ритме, темпе - и приучаются сознательно управлять движениями своего тела. После овладения основным механизмом каждого элементарного движения, а также соеди­нениями различных движений учащиеся продолжают совершен­ствовать навык двигательного действия до тех пор, пока не бу­дет достигнута необходимая согласованность всех компонентов и движение не будет достаточно точным; кроме того, оно долж­но протекать свободно, без излишнего напряжения, т. е. эконом­но. Такое движение не только эффективно в смысле достижения определенного результата, но и красиво. Общеразвивающие гимнастические упражнения играют большую роль и в воспита­нии у школьников навыков правильного дыхания.

Упражнения для формирования осанки. Они выделены осо­бо, поскольку осуществление этой задачи имеет очень важное значение в школе.

Акробатические упражнения разносторонне влияют на ор­ганизм детей, но особенное значение их заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих уп­ражнений наиболее эффективно развивается ориентировка в пространстве, чувство равновесия.

Упражнения для развития равновесия. Умение сохранять равновесие весьма важно в жизненной практике человека. Оно отчетливо проявляется в ряде сложных движений и положений тела, связанных с быстротой перемещения, быстротой смены положений, непривычностью позы, уменьшением и повышением площади опоры. Для того чтобы управлять равновесием своего тела, нужно сформировать у учащихся специальный навык. При выполнении специально подобранных с этой целью упражнений ясно ощущаются перемещение центра тяжести тела и неравно­мерность мышечных усилий, направленных на сохранение рав­новесия. В результате многократного выполнения таких движе­ний и формируется навык в удержании равновесия. Упражне­ния в равновесии, кроме того, способствуют развитию коор­динации движений, ориентировки в пространстве, самооблада­ния, смелости.

Танцевальные упражнения помогают улучшить осанку, вы­работать плавность, легкость и непринужденность походки. Это своеобразная азбука выразительности и грациозности движе­ний. В учебной программе по физической культуре для на­чальных классов танцевальные упражнения представлены в ви­де подготовительных упражнений, танцевальных элементов и их комбинаций - танцевальных игр и танцев.

Подготовительные танцевальные упражнения помогают на­учить детей принимать правильное и устойчивое положение туловища, соблюдать точные направления в движениях рук и ног, избавиться от скованности. Они обогащают учащихся за­пасом движений, которые становятся выразительным средством танца и прочной основой в освоении его.

Танцевальные элементы - это в основном шаги различных танцев. Они различаются по координации движения, характеру и манере исполнения. Для одних характерна скромность, сдержанность и плавность движений, для других - задор, сила, удаль. Эти отличительные особенности танцевальных движений по-разному воспринимаются девочками и мальчиками. Девочки больше интересуются грациозными и плавными движениями, мальчики - резкими, энергичными.

Из большого объема танцевальных элементов для начальных классов могут быть использованы лишь самые основные и до­ступные, необходимые для последующего обучения танцу, наи­более эффективные для выработки координации движений, чув­ства темпа и ритма. К таким движениям относятся подскоки, шаг галопа, приставной шаг, переменный шаг и др.

Важнейшей особенностью детских танцев являются их про­стота и законченность танцевальной формы. Построены они пре­имущественно на народной основе. Первые танцевальные уме­ния, которые приобретают школьники, лучше всего закреплять в форме танцев-игр, которые помогают детям легче усваивать пройденный материал, способствуют развитию музыкальности и ритмичности. Дети привыкают прислушиваться к музыке, различать средства музыкальной выразительности и сочетать с му­зыкой свои движения. Танец-игра строится на танцевальных и естественных движениях с использованием мелких предметов - флажков, лент, мячей и т. л. Танцевальные и ритмические игры целесообразно применять в 1-2 классах, в 3-4 классе вводится и танец в паре.

Ходьба и бег относятся к естественным видам движений, спо­собствуют развитию опорно-двигательного аппарата и занимают в физическом воспитании школьников одно из ведущих мест. Основная задача обучения в начальных классах - воспитать у детей навык правильной, рациональной, красивой ходьбы. Кро­ме того, должно быть обращено внимание на умение сохранять заданный темп ходьбы, а также изменять его соответственно различным условиям. В 3-4 классе приобретенные навыки совер­шенствуются.

Бег на различные дистанции также является одним из самых распространенных упражнений; как неотъемлемая часть, он входит во многие другие виды движений (прыжки, метания, игры). Основной задачей обучения бегу в начальных классах является воспитание у учащихся навыка свободного, прямоли­нейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высо­ким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп. В 1 классе основное внимание обращается на свободу, непри­нужденность бега, правильную осанку. Во 2 классе, продолжая работу над воспитанием свободного и легкого бега, следует обучить детей ставить ногу с передней части стопы, бежать рит­мично, а также с изменением темпа. В 3-4 классе, совершенствуя свободу и непринужденность бега, переходят к обучению быст­рому бегу, а также умению преодолевать различные препят­ствия во время бега.

Прыжки также являются естественным видом двигательной деятельности. Они характеризуются кратковременными, но силь­ными мышечными напряжениями, развивают умение концент­рировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, координацию движений, глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости, смелости. Занятия прыжками оказывают поло­жительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыха­тельной и других систем организма. Прыжки, включенные в программу 1-4 классов, можно разделить на два вида: а) через вертикальные препятствия (прыжки в высоту) и б) через гори­зонтальные препятствия (прыжки в длину). С 1 класса в програм­му включены также прыжки со скакалкой и прыжки с высоты (в глубину) как подготовительные к спортивным прыжкам.

В начальной школе ставится задача создания правильной основы в обучении прыжкам. Предусматривается обучение важнейшим элементам прыжка: правильному разбегу и сильному отталкиванию, координации движений в полете и мягкому при­землению. Для этого систематически и последовательно разви­вают навыки в самых разнообразных ярыжках. Начинают с уп­ражнений со скакалкой, затем обучают мягкому приземлению при спрыгивании с небольшой высоты (от 20 до 60 см) и только после этого приступают к обучению прыжкам в длину и высоту с разбега.

Прыжки со скакалкой улучшают деятельность сердечно-со­судистой и дыхательной систем, вырабатывают общую выносли­вость организма, развивают тонкую координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство темпа, ловкость, прыгу­честь, укрепляют связки, суставы, мышцы туловища и особенно ног. В 1 классе детей обучают прыжкам с длинной и короткой скакалками, в последующих классах - только с короткой.

Прыжки с высоты (в глубину) включены в программу 1- 4 классов как обязательные; в последующих же классах они не являются самостоятельным видом упражнений, но встречаются в виде соскоков с гимнастических снарядов. По­этому в начальной школе особенно важно выработать у уча­щихся навыки мягкого и устойчивого приземления.

Прыжки в длину с разбега проводятся во всех классах на­чальной школы. Основная задача обучения - научить сочета­нию разбега с отталкиванием. Особое взимание обращается на фазу отталкивания, поэтому прыжки проводятся с небольшого разбега (5-6 шагов). Важную роль в прыжках в длину иг­рает точность попадания толчковой ногой на место отталкива­ния. Поэтому уже в начальной школе детей учат отталкиваться с определенного места, из «зоны отталкивания», которая по ме­ре усвоения учащимися техники прыжка постепенно уменьша­ется до величины стандартного бруска для отталкивания.

Метания. В начальной школе ставится задача научить школь­ников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном приме­нении метаний в уроках можно положительно влиять на разви­тие нервно-мышечного и костносвязочного аппарата не только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метания вырабатывают точные согласованные движе­ния кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища, а также глазомер и умение соразмерить свои усилия.

Наконец, последний вид раздела гимнастики - это упраж­нения в лазанье и перелезании. Они способствуют развитию силы мышц (особенно рук и плечевого пояса), ловкости, коор­динации движений, выносливости и, кроме того, имеют непо­средственно прикладное значение.

Игры. В новой школьной программе подвижные игры для I -4 классов распределены по признаку преимущественных двигательных действий: с элементами общеразвивающих упраж­нений, с бегом, с прыжками на месте и с места (1-2 классы), с прыжками с высоты (1-2 классы), с прыжками в высоту с разбега (в 1-2 классах - с прямого разбега), с прыжками в длину с разбега, с метанием на дальность и в цель, с лазаньем и перелазанием (3-4 класс).

Применение игр, включающих движения, родственные по структуре и характеру тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой и лыжной подго­товкой, очень важно. Известно, что элементарные умения и на­выки, приобретенные детьми в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приема­ми. На этапе начального ознакомления с тем или другим уп­ражнением (из разделов гимнастики или лыжной подготовки) применение родственных игр помогает предупреждать непра­вильные движения.

На этапе совершенствования двигательных действий их не­однократное повторение в игровых условиях помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно вы­полнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Например, на уроке в 1 классе учитель обращает внима­ние детей на то, что при быстрых перебежках надо высоко под­нимать колени. Ученики пробуют пробегать так короткие отрез­ки дистанции (поочередно, в группах). В помощь начальному ознакомлению с таким способом бега проводится игра «Через кочки и пенечки». В ней дети сначала шагают под речитатив, поднимая колени повыше, а затем убегают от «пчел», тоже ста­раясь высоко поднимать колени. Эта же игра применяется и на этапе совершенствования в технике бега с высоким подниманием бедра.

При совершенствовании двигательных навыков важно при­учать детей действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях, научить правильно применять приобретенные навы­ки в нестандартных условиях. В связи с этим уже в III классе большое значение приобретают эстафеты с преодолением раз­нообразных препятствий. Участвуя в подобных эстафетах, ученики наглядно убеждаются в прикладности, жизненной необхо­димости освоения материала программы. Препятствия подбира­ют с учетом подготовленности и возраста учеников и в соответ­ствии с учебным материалом для 3-4 класса. Задания не должны быть очень легкими (иначе ученики теряют интерес к ним) или слишком сложными (что может вызывать чувство неуверенно­сти, страха). Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очередность преодоления их тоже изменяют, действия услож­няют дополнительными заданиями.

Иногда дети, правильно усвоив на занятиях гимнастикой ос­новные элементы техники прыжков, метаний, в играх выполняют движения небрежно. В этом случае нужно организовать игровую обстановку таким образом, чтобы дети были заинтересованы в качественном выполнении движений, чтобы от этого зависели итоги игры. Так, при метании на дальность и в цель различных предметов игровые ситуации должны подсказывать детям вы­годность использования изученных приемов техники для того, чтобы «выиграть», «победить».

В связи с разнообразными двигательными игровыми дейст­виями надо использовать возможности развивать у детей спо­собность правильно оценивать пространственно-временные отно­шения. Многие первоклассники, например, плохо справляются с мячом именно вследствие слабого развития этой способности. Следует содействовать развитию у учеников распределенного внимания, то есть способности одновременно воспринимать многое и целесообразно реагировать на воспринятое. Не менее важное значение приобретают игры с различными мелкими предметами (мячами, мешочками и др.). Такие упражнения в играх повы­шают тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию функций мелких двигательных приспособлений рук и пальцев. Подобные игры в программе от­несены в основном к группе игр «с элементами общеразвивающих упражнений».

Лыжная подготовка. В 1-4 классах в ее задачи входит ознакомить детей с простейшими правилами обращения с лыж­ным инвентарем, обучить основным строевым приемам с лыжа­ми, видам построений, перестроений и передвижений в строю; обучить некоторым способам передвижения на лыжах.

В число самых необходимых способов передвижения на лы­жах в период начального обучения включены: попеременный двухэтажный ход, подъемы ступающим шагом (2 класс) и ле­сенкой, спуск в основной стойке (2 класс), поворот переступанием вокруг пяток лыж (1 класс) и вокруг носков лыж (2 класс).

Занятия лыжным спортом оказывают разностороннее влия­ние на организм человека, на его здоровье; передвижение на лыжах широко применяется в быту и в военном деле. Все это и послужило причиной того, что лыжная подготовка включена теперь в школьную программу уже с первого класса.

СОДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОМУ, НРАВСТВЕННОМУ

И ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Физическое воспитание в школе, как часть общей системы коммунистического воспитания, неразрывно связано со всеми другими его сторонами - умственным, нравственным и эстетическим - воспитанием и оказывает положительное влияние на осуществление стоящих перед ними задач. Доказано, например, что двигательная деятельность способствует функциональному развитию всех областей головного мозга.

Повышение уровня физического развития, укрепление здо­ровья и рост общей работоспособности, что достигается в про­цессе физического воспитания, вызывают также и повышение умственной работоспособности учащихся. Имеются многочис­ленные достоверные статистические данные, показывающие, что текущая успеваемость школьников, активно занимающихся фи­зической культурой и спортом, значительно выше, чем у осталь­ных детей.

Очень большое влияние оказывает активный двигательный режим на характер устойчивости умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Как показали исследования, у учащихся, объем двигательной деятельности которых не соот­ветствует потребностям их организма, более заметно снижается работоспособность к концу уроков в школе, к концу дня, недели, четверти и года, чем у тех, кто регулярно занимается физической культурой и спортом.

Кратковременные физические упражнения в процессе уро­ков в школе и приготовления домашних заданий (физкультми­нутки), а также в процессе труда (физкультпаузы) способствуют поддержанию активного внимания и повышают производитель­ность труда. На занятиях, которые следуют после уроков физи­ческой культуры, успеваемость учащихся, как правило, повы­шается.

Прогулки и небольшие по нагрузке физические упражнения, проводимые, после окончания уроков, являются лучшим сред­ством восстановления умственной работоспособности.

Помимо косвенного влияния на умственное развитие школь­ников, физическое воспитание оказывает на него и прямое воз­действие. Во-первых, потому что учащиеся вооружаются необ­ходимыми каждому человеку знаниями об основах анатомии, двигательного аппарата, биомеханики движений, физиологии двигательной деятельности, принципах и правилах тренировки, гигиены при физических упражнениях, истории физической куль­туры и т. д. Во-вторых, физические упражнения развивают не только физические качества, но и сообразительность, наблю­дательность, вдумчивость и т. д. Чем напряженнее физические упражнения, тем больше они требуют напряжения и умственных сил (особенно это относится к упражнениям в ловкости). В-третьих, у детей воспитывается устойчивый интерес, созна­тельная потребность в регулярных занятиях физическими уп­ражнениями, которая впоследствии становится прочной при­вычкой.

Учитель физической культуры, как и учителя по другим предметам, постоянно следит за тем, как учащиеся относятся к самим себе, как ведут себя в коллективе.

В процессе уроков - физической культуры и внеклассных за­нятий спортом учитель всемерно содействует:

Формированию у школьников морально-волевых качеств - решительности, смелости, настойчивости, самообладания и т. д.; формированию нравственных убеждений, привычки твердо соблюдать правила поведения, нетерпимости к недостойным по­ступкам;

Воспитанию чувства патриотизма и дружбы с другими на­родами;

Воспитанию чувства ответственности за свои действия перед коллективом, дисциплинированности, правдивости, приветливо­сти, скромности, сдержанности, товарищества, и других поло­жительных черт характера.

Необходимо предоставлять детям возможно большую само­стоятельность (конечно, в разумных пределах) для воспитания у них сознательности, инициативности и активности. С этой це­лью рекомендуется привлекать учащихся к проведению простей­ших игр, эстафет и соревнований в роли руководителей.

Уроки физической культуры в школе содействуют также эс­тетическому развитию учащихся. Дети постепенно получают необходимые знания о правильном, гармоничном сложении и развитии тела; об изяществе движений; о красоте поступков на­стоящих спортсменов, воспитанных на лучших традициях российского спорта. Важно прививать эти понятия с раннего возраста, тогда они прочно укоренятся и сохранятся на всю жизнь.

Структура урока по физической культуре

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.
Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.
Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.
Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения.
Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.
Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.
После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятия.
Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:
- первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной;
- вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной;
- третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.
Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.
Типовая структура урока, которая принята в РФ, служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами.

Типовая структура урока:


Вводная часть – 5-10 мин.

Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.

Основная часть – 25-30 мин.

Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.


Содержание: ОРУ без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелезание, висы, акробатические упражнения, равновесие, игры с большой подвижностью и др.
В основную часть урока может быть включён любой материал из программы данного класса.


Заключительная часть – 3-5 мин.


Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).


Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмические и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спокойные игры, заключительное слово учителя, задание на дом.

Вводная часть урока


Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока.
По звонку на урок дети должны быть построены. После построения дежурный в присутствии учителя подаёт команды «Равняйсь!», «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с 3 класса дежурные отдают рапорт учителю. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок.
Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчёта, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и эмоционального состояния детей (например, после контрольной работы или эмоционального урока лучше применить игры или упражнения типа заданий, и наоборот, если дети пришли на урок слишком спокойными, с ними можно сразу изучать новый материал – элементы строя и перестроения).
В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока. Учитель включает в урок упражнения, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока. Упражнения подбираются такие, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) применяются как средства общей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.
Игры во вводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя, не вызывающие резкого возбуждения.
Частично вводная часть может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений.
Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает задача хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество ОРУ, темп выполнения предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько больше.
Во вводную часть уроков лыжной подготовки, как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передвижение на лыжах к месту занятий, ОРУ, «разогревание» организма детей путём проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.


Основная часть урока


Резкой границы между вводной и основной частью урока нет.
Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.
Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.
В основную часть урока можно включить любой программный материал.
ОРУ применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.
Упражнения с предметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи – овладения этими видами движений.
Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, пере ползание вводятся в основную часть урока для решения конкретных педагогических задач, а также с целью значительного физиологического воздействия.
На уроках всегда проводятся подвижные (спортивные) игры. Они обычно включаются в основную часть урока. Часто игры становятся средством решения одной из конкретных задач основной части урока, а иногда занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока.
Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырёх видов физических упражнений.
В основной части уроков лыжной подготовки имеет место передвижение на лыжах, спуски и подъёмы на склонах, игры на лыжах.
Большое значение имеет правильное расположение практического материала внутри основной части.
В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения. Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания нагрузки.
Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений.
Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений.
Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и точных движений.
На уроках физической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимися пройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делается в основной части урока. При этом вначале осуществляется подготовка к выполнению упражнений, а затем проводится учёт знаний, умений и навыков.

Заключительная часть урока

Правильно проведённая основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.
Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока.
Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путём применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.
В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).

Требования к уроку физической культуры

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь определённые задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серией уроков, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого урока.
2. Быть правильно методически построенным.
3. Быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока.
4. Соответствовать по своему содержанию определённому составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности.
5. Быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.
6. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки.
7. Правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня.
8. Носить воспитывающий характер.

Критерии оценки успеваемости по способам (умениям) осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность.

Оценка «5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической физической (двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовывать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, про контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно- оздоровительной деятельности.

Оценка «3» - допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных конкретной физической (двигательной) способности. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания.

Оценка «2» - учащийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями (умениями и навыками).


Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Критерии оценки успеваемости по основам знаний.


Оценка «5» - выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает приводя примеры из практики или своего опыта.

Оценка «4» - ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» - выставляется за ответ в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умения применить знания в своем опыте.

Оценка «2» - выставляется за непонимание материала программы.