Коррекционное образование детей с задержкой психического развития. Обучение детей с задержкой психического развития

  • Дата: 08.03.2020

Гаяне Согомонян
Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Составитель Согомонян Г. Г.

Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Для решения этой задачи большое значение имеет преодоление школьной неуспеваемости путем оказания помощи детям, испытывающим особые затруднения в учении.

Большое значения для адаптации детей с ЗПР , играет общение. Когда ребенок приходит в школу, то он сталкивается не только с новой средой, но и с новыми людьми. Дети с ЗПР очень общительные и хорошо идут на контакт, но некоторые могут негативно и неадекватно реагировать на других детей из-за своих психических особенностей.

Поэтому очень важно, чтобы дети безболезненно приняли. Отсутствие адаптации у детей с особенностями в обучении связано с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно новое окружение.

Для детей с ЗПР поступление в школу является огромным стрессом. Дети приходят в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Раньше их основной деятельностью была игра, а теперь - это учебная деятельность. Но для детей с особенностями в развитии основную деятельность занимает игра и в школе. Дети не имеют мотивации к учебе, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию уроков, они быстро утомляются.

Огромную и важную роль в жизни детей играют их родители. В повседневной жизни мамы порой не знают, как заставить ребенка слушать их, выполнять инструкцию или поручение. Они не понимают, как обучить ребенка правилам санитарной гигиены и самообслуживания. Видя дефект ребенка тревожная мать старается ему помочь и очень часто, продолжая действовать в этом направлении, полностью отучает ребенка от самостоятельности, от возможности приобретения им определенного навыка. Подобные воспитательные действия матерей квалифицируются как гиперопека.

Проблема в том, что матери испытывают сложности при воспитании своего ребенка. В таких случаях всегда приходит на помощь педагог-психолог. Он определяет уровень возникающих проблем и объясняет, какие из них могут быть решены педагогическим путем, а какие - с помощью лечения. В случае если ребенок стал плаксив, неуправляем, разбрасывает игрушки или рвет тетради и учебники, беспричинно впадает в истерику, может проявить агрессивность например начать, то следует успокоить его и дать заняться тем чем он сам хочет.

Некоторые матери не до конца осознают недостаточность собственных усилий, направленных на преодоление проблемы, стоящей перед их ребенком. В таком случае не следует сразу же убеждать маму в том, что она заблуждается.

Задача психолога заключается не в усилении защитных реакций упомянутой группы матерей, а в том, чтобы расположить каждую из них к себе с той целью, чтобы взаимоотношения «педагог - мать ученика» могли бы перейти на другой уровень «психолог, помогающий разрешить проблемы ребенка, - мать ребенка, имеющего проблемы». Поэтому лучше ответить ей так: «Прекрасно, что дома у вас все получается. Но мне бы хотелось, чтобы это получилось и у меня на занятии. Поэтому я предложу вам следующий способ обучения этому навыку. Сделайте вот так». Затем психолог показывает матери специальные коррекционные приемы, направленные на освоение определенной темы.

Матерям советуем чаще использовать различные релаксационные техники в домашних условиях. Можно посоветовать после завершения обучающего занятия с ребенком вместе потанцевать, попеть или послушать любимую музыку. Хороший результат приносят также совместные прогулки на свежем воздухе - в парке или сквере.

Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать успевающими учениками на начальном этапе обучения,если будет поддержка со стороны учителя и родителей. Успешность адаптации также зависит от общения ребенка с одноклассниками. Родителям, в свою очередь , важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Публикации по теме:

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Людмила Малинчан.

Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.

приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

Целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.

  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Повышение уровня их умственного развития;
  • Нормализация учебной деятельности;
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
  • Социально-трудовая адаптация.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся на каждой из этих форм.

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Эмоционально-волевая сфера детей отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

ЗПР психогенного происхождения . Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

ЗПР церебрально-органического происхождения . Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

Поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение прочной наглядно-действенной опоры.

Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических; сформировались элементарные фонематические представления; сложилось умение производить несложный звуковой анализ; дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах. Для овладения школьной программой по математике ребенок должен иметь практические знания о количестве, величине, форме предметов, уметь сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать их количество. Всему этому детей специально учат в детском саду, однако дети с ЗПР не усваивают программу подготовки к школе в полном объеме.

Из сказанного видно, сколь важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых у рассматриваемой категории детей обычно не достает.

В прямой зависимости от конкретного содержания учебного предмета (практические предварительные знания или научно-теоретическое обобщение) стоят и используемые при этом методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание определенных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работы по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику, по инструкции учителя и т.д. Каким из этих методов воспользоваться учителю, объясняется тем, насколько они обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения. Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся;
  2. Повышение уровня их умственного развития;
  3. Нормализация учебной деятельности;
  4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
  5. Социально-трудовая адаптация.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Педагог должен работать с семьей, семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники нашей школы, как правило, могут поступают в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и после этого продолжает дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.


Психическое развитие человека является не менее важным, как и физическое. У каждого процесса есть свое время для возникновения и развития. Однако сложно говорить, когда человек начинает запоминать и в каких объемах. Так же сложно говорить о других психических процессах, поэтому детей в ЗПР выявляют в раннем школьном возрасте, когда уже можно отмечать учебную неуспеваемость и неспособность социально адаптироваться – главные особенности и характеристики детей с . Обучение таких детей становится более медленным и сложным, нежели у школьников с нормальным развитием.

Психологи отмечают детей с ЗПР все больше и чаще, что связано, скорее всего, с социальными условиями жизни. Ведь психическая деятельность должна не только проявиться, но и иметь свое развитие. А оно происходит лишь благодаря внешним условиям жизни. Если родители не создают специальных условий, в которых ребенок будет развиваться на психическом уровне, тогда он будет отставать от своих сверстников. То же касается и телесного развития: если не заниматься своим телом, тогда оно не будет сильным, выносливым, закаленным.

Следует понимать, что ЗПР – это не олигофрения и не инфантилизм, однако данные диагнозы возможно поставить, если задержка психического развития наблюдается уже в подростковом возрасте. Обычно данную патологию устраняют на этапе младшего школьного возраста, если на самом деле все с ребенком нормально, просто его психическим развитием никто не занимался.

Если ребенок здоров, тогда у него наблюдаются лишь две проблемы: социальная неадаптивность и учебная неуспеваемость. Данные факторы быстро устраняются, когда с ребенком начинают заниматься. При этом его физиологические параметры в развитии остаются в пределах нормы.

Если же ребенок нездоров, то его психическая неразвитость зачастую является следствием различных заболеваний, которые можно отметить также и по физической неразвитости. К примеру, у олигофрении есть множество признаков своего проявления, которые отмечаются не только в психическом и эмоциональном развитии, но и на физическом теле.

Кто такие дети с ЗПР?

Дети с ЗПР (задержкой психического развития), согласно интернет-журнала сайт, отмечаются задержкой в развитии психической деятельности в целом или частично. Так, они отличаются:

  1. Незрелостью мышления.
  2. Ограниченным запасом слов.
  3. Доминированием игровых интересов.
  4. Отсутствием мотивации.
  5. Моментальной перенасыщенностью занятиями.

В зависимости от того, какая наблюдается задержка в развитии, выделяют 4 группы детей:

  1. К первой группе относятся дети конституционального типа, чей рост невысокий, а черты лица остаются детскими даже в школьном возрасте. Их отличительной особенностью является эмоциональная незрелость. Они словно остановились в своем развитии. Они предпочитают играться, им присущи перепады настроения, эмоциональные всплески.
  2. Ко второй группе относятся дети с соматогенными признаками ЗПР. Имеется в виду, что такие дети часто болеют различными расстройствами организма, в частности бронхиальной астмой, болезнями желудка и бронхитом. У них наблюдается не отставание развитие ЦНС, а скорее ее позднее созревание.
  3. К третьей группе относятся дети с психогенными признаками, которые возникают у них в результате неблагоприятной обстановки в семье. Так, ребенок может воспитывать с чрезмерной опекой, безнадзорно или под постоянным жестким контролем. Если ребенок растет безнадзорно, у него пропадает инициатива, интеллектуальное развитие задерживается, наблюдается эмоциональные импульсивные всплески. При гиперопеке у ребенка развиваются эгоцентричность и слабые черты характера, неспособность быть самостоятельным.
  4. К четвертой группе относятся дети при церебрально-органических признаках, которые развиваются в результате отравления или интоксикации матери во время беременности, при асфиксии или тяжелых родах. Также может развиться в результате нарушения развития ЦНС до 2 лет.

Развитие детей с ЗПР

Задержка психического развития не выявляется ранее периода, когда ребенка начинают обучать. Даже в дошкольном возрасте невозможно точно установить, как хорошо развивается ребенок. Однако уже в начальной школе становится ясно, что около 50% всех неуспевающих детей являются больными ЗПР. Это отмечается в:

  1. Незрелости личности.
  2. Отставании в интеллектуальном развитии.
  3. Низких скоростях психических процессов.

Ребенок поступает в школу с ограниченным количеством знаний. Причем это все исправимо, что делают педагоги в специальных учреждениях. Ребенок практически не обладает никакими навыками интеллектуальной работы, поэтому все недостатки воспитания компенсируют педагоги. Здесь также отрабатывается навык индивидуального целеполагания и коллективной работы.

Развитие детей с ЗПР проводится путем разнообразных трудовых занятий. Ребенок не играется, а обучается реальной жизни непосредственно через труд, где он совершает действия, посильные и понятные для его ума. Все начинается с незначительных работ и заканчивается сложными заданиями, где уже нужно подумать, выбрать, построить план действий.

В устранении ЗПР помогают:

  • Практические занятия.
  • Творчество.

Не забываем, что именно творческие задания позволяют ребенку раскрыться, усмирить свои эмоции, осознать их, а также решить различные проблемы. Практические занятия помогают ребенку в адаптации к окружающему миру. Посредством отработки полезных навыков ребенок познает мир.

Не следует думать, что дети с ЗПР – это окончательный диагноз. Все приобретенные психические отклонения можно наверстать, что позволит ребенку уже к подростковому возрасту достичь уровня своих сверстников.

Характеристика детей с ЗПР

Детей с ЗПР очень трудно распознать в дошкольном возрасте, однако они хорошо проявляют свои характеристики уже в учебном заведении, по сравнению со своими сверстниками. Особенностями детей с ЗПР являются:

  1. Отсутствие необходимых навыков и знаний, которые бы позволили ребенку быть готовым к обучению школьной программы. Речь у детей с ЗПР достаточно отстает от возрастных особенностей. Ребенок обладает малым количеством слов, поэтому он не способен составить небольшой рассказ. Его предложения зачастую короткие и даже неправильно составленные. При этом сам артикуляционный аппарат тоже достаточно неразвит.
  2. Они не владеют письмом, чтением, речью.
  3. У них отсутствуют навыки произвольной деятельности. Ребенок не способен себя мотивировать на выполнение какого-либо занятия, поскольку даже не понимает, зачем оно ему нужно.
  4. Неспособность придерживаться школьных порядков и правил. Наивность, прямота и несамостоятельность делают ребенка неспособным выстраивать взаимоотношения с другими детьми и учителями. При ЗПР достаточно трудно придерживаться определенных рамок и правил. При этом ребенок с удовольствием убегает в игру. Однако он не может играть в сюжетно-ролевые игры, которые вызывают у него страх.
  5. Трудности в освоении школьного материала. Ребенку с ЗПР необходимы неоднократные повторы, простые знания и наглядный материал, чтобы что-либо запомнить. А на это уходит очень много времени.
  6. Низкая работоспособность по сравнению со сверстниками.
  7. Импульсивность, двигательная активность, вялость, расторможенность.
  8. Отсутствие любопытства и пытливости.
  9. Акцентирование внимания на второстепенных деталях, пропуск логических связей, неспособность воспроизвести порядок событий правильно.
  10. Склонность перескакивать с темы на тему.
  11. Поверхностность обучения. Обычно ребенок обращает внимание на то, что первым бросается в глаза, упуская уже все остальное и не добираясь до сути.
  12. Нежелание напрягать свой ум, что заставляет ребенка совершать привычные ему действия.
  13. Тревожность в отношении незнакомых людей.
  14. Отсутствие желания задавать вопросы взрослым.
  15. Отсутствие потребности в активной коммуникации со взрослыми и ровесниками.
  16. Сложности в адаптации в коллективе, игровая заинтересованность, агрессивное поведение, эмоциональная неустойчивость, суетливость, изменчивость настроения, отсутствие самоконтроля, фамильярность, манерничанье, неуверенность.
  17. Страх перед всем новым и неизвестным.
  18. Неспособность длительное время заниматься работой. Максимальное количество времени на учебу ребенок может отвести до 15 минут.

Работа с детьми с ЗПР

При выявлении ЗПР у ребенка с ним должны работать специалисты, которые работают по специальной программе. Здесь есть свои этапы, которые начинаются с того, чтобы скорректировать в первую очередь все компенсаторные механизмы. Педагог Выготский предлагал давать детям такую работу, которая для них понятна и привычна, посильна, находится в зоне их досягаемости.

Педагоги направляют свою работу на оздоровление организма ребенка, на стабилизацию его нервных процессов (эмоциональность), на развитие сенсорной моторики, а затем уже на восполнение недостающих знаний. Детей с ЗПР можно довести до уровня их сверстников, но это потребует времени и терпения.

Главным во всем процессе становится практическая деятельность, поскольку только через труд ребенок может понимать, зачем он совершает те или иные действия и получает конкретные знания.

Обучение детей с ЗПР

Обучение детей с ЗПР должно проходить в специализированных школах, поскольку они не способны усваивать школьный материал в том темпе, который предлагается в учебных заведениях. Чтобы еще больше не травмировать ребенка и не сделать его изгоем в классе, нужно вовремя выявить у него признаки ЗПР и отправить в специализированное учреждение.

Обучение будет проходить по более легкой и другой программе. Поначалу детей будут обучать элементарному, а затем тем знаниям, которые выдаются в школе. При правильной работе ребенка можно полностью излечить, если только его состояние не связано с врожденными или приобретенными патологиями организма.

Итог

Родители отвечают за развитие своего ребенка. Однако проблемой многих современных родителей является то, что они преимущественно рожают детей с целью компенсации своих недостатков, решения проблем или «по залету». Когда появляется малыш, им могут не заниматься, не уделять должного внимания или, наоборот, чрезмерно опекать. Все это приводит к тому, что ребенок становится нездоровым психически.

ЗПР – это не всегда явные отклонения в развитии. Ребенок может быть вполне здоровым на всех уровнях, однако отставать в обучении и не желать идти на контакт со сверстниками. Нередко это связано с отсутствием индивидуального подхода взрослых к ребенку, который может получать знания и контактировать с окружающими.

Особенности обучения детей
с задержкой психического развития в классах коррекции.

Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно!» – скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, – писал В.А. Сухомлинский, – появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают двери к успеху: интерес и вдохновение . Создание атмосферы сотрудничества между учителем и учениками и есть основа для успешного учения.

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся на каждой из этих форм.

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Эмоционально-волевая сфера детей отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

ЗПР психогенного происхождения . Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

ЗПР церебрально-органического происхождения . Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

На экране мы с вами видим факторы риска, предшествующие причинам задержки психического развития.

Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Коррекционные классы VII вида были созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

В классах коррекционного обучения нашей школы система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Наполняемость класса – 10-14 человек.

Преподавание ведется по образовательным программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.

Основная цель обучения на I ступени обучения – обеспечение овладения:

Чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности,

Элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий,

Культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Учащиеся начальных классов КРО должны, как и ученики массовых классов освоить обязательный минимум содержания начального общего образования, утвержденного МО РФ (Приказ № 1235 от 19.05.1998).

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста (на I ступени обучения) являются:

1) развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, тонкой моторики рук, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации;

2) обогащение кругозора, формирование дифференцированных и всесторонних представлений о предметах и явлениях окружающего, развитие осознанного восприятия материала;

3) формирование социально-нравственного поведения в целях адаптации к школе (осознания и принятия роли ученика, выполнение школьных обязанностей и обязанностей ученика, ответственное отношение к учебе, соблюдение школьных правил, правил общения со сверстниками и взрослыми и т.п.);

4) формирование учебной мотивации, постепенное замещение социальной ситуации развития «взрослый – ребенок» на «учитель-ученик», что способствует развитию познавательной активности;

5) развитие личностного компонента познавательной деятельности (мотивационного и регуляторного компонентов – познавательной активности, самостоятельности и произвольности);

6) формирование общеучебных умений: умения ориентироваться в задании, умение планировать свою деятельности; умение выполнять деятельность в соответствии с наглядным образцом и словесными указаниями учителя, умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

7) формирование общеинтеллектуальных умений – операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения делать выводя, формировать понятия, рассуждать, доказывать, находить причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и др.;

8) повышение общего уровня развития и коррекция имеющихся вторичных нарушений в развитии;

9) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных стрессов, создание благоприятного психологического климата в кассе и школе, обеспечение ситуации успеха во фронтальной и индивидуальной образовательной и коррекционной деятельности, закаливание, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия;

10) организация социальной среды, обеспечивающей стимуляцию общего развития, активизацию познавательной деятельности, коммуникативных функций, формирование практической и интеллектуальной деятельности;

11) обеспечение комплексного сопровождения специалистами (врачом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) – наблюдение за развитием и коррекционная работа;

12) создание учебно-методического обеспечения, необходимого для усвоения детьми общеобразовательных коррекционных программ в соответствии с требования образовательного стандарта к ЗУН.

Рассмотрим этапы психолого - педагогического сопровождения коррекционно - развивающего обучения.

1 этап - это диагностика, которая основывается на наблюдении, изучении документации, обследовании дефектолога, логопеда и психолога. Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов)

2 этап консультация родителей. Ведь мы с вами знаем, что не все родители могут согласиться с тем что их любимое чадо, имеет отклонения в психическом развитии. Необходимо вести беседы с такими родителями, объясняя причины и следствия обучения таких детей. Преимущества КРО. Это так же касается и родителей, которые соглашаются с заключением ПМПК. Таким родителям так же требуется помощь в развитии и обучении детей с диагнозом ЗПР.

    Снижение работоспособности;

    Повышенная истощаемость;

    Неустойчивое внимание;

    Своеобразное поведение;

    Недостаточность произвольной памяти;

    Отставание в развитии мышления;

    Дефекты звукопроизношения;

    Бедный словарный запас слов;

    Низкий навык самоконтроля;

    Незрелость эмоционально-волевой сферы;

    Ограниченный запас общих сведений и представлений;

    Слабая техника чтения;

    Трудности в счёте и решении задач по математике.

На 3 этапе консультирование педагогов. Это необходимость посещения семинаров, участие в вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ.

4 этап коррекционно-развивающая работа с детьми.

Воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса.

Воспитательное направление системы КРО состоит в такой организации взаимодействия сотрудников, которое обладало бы максимальным воспитывающим потенциалом для свободного развития каждого ребенка.

Основные задачи воспитательной деятельности педагогического коллектива, участвующими в функционировании системы КРО:

1) создать единый общешкольный коллектив детей и взрослых;

2) оптимизировать клубную и кружковую работу с целью предоставления ребенку возможности для самовыражения, самоутверждения и самореализации;

3) укрепить коллективные традиции – климат психологического комфорта, мажорный тон общения, демократический стиль взаимодействия, общешкольные праздники и др.;

5 этап психологическое просвещение и образование педагогов.

Условия для решения данных задач:

1) вера каждого педагога в добрые начала, заложенные в природу каждого ребенка;

2) сформированность у каждого педагога гуманистических ценностей;

3) глубокое знание и понимание физических и духовных потребностей ребенка;

4) гармоничное сочетание интеллектуального развития ребенка с воспитанием его чувств;

5) отсутствие давления на волю ребенка, запрет авторитаризма и негативных форм дисциплинирования;

6) понимание игры как потребности развития детского организма, как обязательного условия организации всех видов деятельности ребенка;

7) профилактическая работа во всех сферах деятельности педагога (организация перемен учителем, учителями физкультуры и ритмики и др.).

Критерии мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса:

1) результативность обученности школьников по всем учебным предметам;

2) обученнность педагогических кадров;

3) соотношение затрат времени и психолого-физиологических усилий с достигнутыми результатами;

4) соответствие организации, содержания и методик обучения современным достижениям педагогики;

5) возможность творческого применения опыта.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

6 этап Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся

1. Особая форма проведения (в малой группе или индивидуально)

2 . Наличие привычных мнестических опор (схем, шаблонов общего хода выполнения заданий)

3 . Упрощение инструкции (пошаговость выполнения заданий)

4 . Дублирование письменной инструкции ее прочтением вслух

5 . Увеличение времени на выполнение заданий

6 . Возможность перерыва

7 этап Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формула успеха при работе с детьми ЗПР.

    общая коррекционная направленность процесса обучения,

    увеличение срока обучения,

    малая наполняемость класса,

    щадящий режим,

    соответствующий учебный план,

    увеличение количества часов на трудный раздел программы,

    использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,

    создание положительной атмосферы на уроке,

    постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,

    создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,

    опора на игру,

    целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники классов коррекции, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и после этого продолжает дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.

Подготовила учитель коррекционного 2 г класса

МОБУ СОШ № 5 г. Мелеуз

Белоусова Анастасия Александровна

Особое внимание уделяется не только физическому развитию ребенка, но и его психологическому становлению. В отдельную категорию выделяются дети с ЗПР (задержкой психического развития), что имеет свое развитие и характеристики. Обучение с такими детьми вначале является интенсивным и сложным. Однако уже после некоторой работы виден прогресс.

Достаточно трудно установить, нормально ли развивается ребенок. Обычно ЗПР выявляют педагоги, которые знают, которыми должны быть дети на том или ином этапе своего развития. Родители зачастую не могут выявить задержку в психическом развитии. Это становится причиной того, что социализация ребенка замедляется. Однако данный процесс обратим.

При внимательном обращении на своего ребенка родители способны выявить ЗПР. К примеру, такой малыш начинает поздно сидеть, ходить, говорить. Если он приступает к какой-то деятельности, то не может на ней сосредоточиться, не знает, с чего начать, как достичь цели и пр. Ребенок достаточно импульсивен: прежде чем подумать, он сначала сделает.

Если была выявлена задержка психического развития, то следует обратиться к специалистам.. Для более длительной работы понадобится очная консультация.

Кто такие дети с ЗПР?

Начнем с рассмотрения понятия, кто такие дети с ЗПР. Это дети младшего школьного возраста, которые в некоторой степени отстают в своем психическом развитии. На самом деле психологи не делают большой проблемы от этого. На любом этапе может проявиться задержка. Главным остается лишь ее своевременное выявление и лечение.

Дети с ЗПР отличаются от своих сверстников тем, что кажутся не доросшими до своего возраста. Они могут играть в игры, как более младшие детки. Они не склонны к умственной интеллектуальной работе. О ЗПР приходится говорить лишь при выявлении состояния у младшего школьника. Если ЗПР была отмечена у старшего школьника, тогда речь может идти об инфантилизме или олигофрении.


ЗПР не связана с такими проявлениями, как олигофрения или умственная отсталость. При ЗПР обычно выявляются трудности в социализации ребенка и учебной деятельности. В остальном он может быть таким же ребенком, как и остальные детки.

Следует отличать задержку психического развития и умственную отсталость:

  • У детей с ЗПР есть возможность догнать уровень умственного развития по сравнению со сверстниками: мышление, анализ и синтез, сравнение и т. д.
  • У детей ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности, а у детей с умственной отсталостью – мыслительные процессы.
  • Развитие детей ЗПР происходит скачкообразно. У детей с умственной отсталостью развития может вообще не происходить.
  • Дети с ЗПР активно принимают помощь других людей, они вступают в диалоги и совместную деятельность. Дети с умственной отсталостью сторонятся незнакомцев и даже близких.
  • Дети с ЗПР более эмоциональны в игровой деятельности, нежели дети с умственной отсталостью.
  • Дети с ЗПР могут иметь творческие способности. Дети с умственной отсталостью часто застревают на уровне черчения линий и прочего, пока их чему-нибудь не обучить.

Следует отличать трудных детей от детей с задержкой психического развития. Во многом они между собой похожи: конфликтность, отклонение в поведении, лживость, запущенность, уклонение от требований. Однако трудные дети являются следствием неправильного воспитания и педагогической некомпетентности. Они занимают оппозиционную линию против тех условий, в которых они растут.

Дети с ЗПР прибегают ко лжи, отказу, конфликтности как к способу к среде и защите своей психики. У них просто нарушены адаптационные процессы к социуму.

Развитие детей с ЗПР

50% неуспевающих в учебе школьников являются детьми с ЗПР. То, как происходило их развитие, влияет на дальнейшую учебную деятельность. Обычно дети с ЗПР выявляются в первые годы после поступления в детский сад или школу. Они являются более незрелыми, их психические процессы нарушены, наблюдается расстройство когнитивной сферы. Также примечательными становятся интеллектуальная недостаточность в легкой форме и незрелость нервной системы.

Чтобы детей с ЗПР было легко развить до их уровня, открываются специализированные школы и классы. В таких группах ребенок получает такое образование, которое помогает ему догнать уровень своих «психически здоровых» сверстников, при этом скорректировать недостатки психической деятельности.


В процессе активно участвует педагог, который постепенно передает инициативу ребенку. Сначала педагог управляет процессом, затем ставит цель и создает такое настроение у ребенка, чтобы он сам решал поставленные задачи. Здесь также используются задания для работы с коллективом, где ребенок будет с другими детьми выполнять работу и ориентироваться на коллективное оценивание.

Задания являются разнообразными. Они включают больше наглядного материала, с которым ребенок будет вынужден работать. Также используются подвижные игры.

Характеристика детей с ЗПР

Детей с ЗПР обычно выявляют в первый период после поступления их в школьное учреждение. Здесь имеются свои нормы и правила, которые просто не способен усвоить и соблюдать ребенок с данным расстройством. Главной характеристикой ребенка с ЗПР является его неготовность к обучению в обычной школе.

У него недостаточно знаний и не развиты навыки, которые помогали бы ему познавать новый материал и усваивать правила, принятые в школе. Ему трудно совершать произвольную деятельность. Трудности возникают уже на первом этапе освоения письма, чтения и счета. Все это усугубляется слабой нервной системой.


Речь детей с ЗПР также отстает. Малышам трудно составить связный рассказ. Им легче составлять отдельные предложения, которые не связаны между собой. Часто наблюдается аграмматизм. Речь является вялой, артикуляционный аппарат неразвит.

Дети с ЗПР больше склонны к играм, нежели к учебной деятельности. Они с удовольствием выполняют игровые задания, однако за исключением сюжетно-ролевых. При этом у детей с ЗПР имеются сложности в построении отношений со сверстниками. Они выделяются прямотой, наивностью и несамостоятельностью.

О целенаправленной деятельности можно не говорить. Ребенок с ЗПР не понимает целей учебы и не способен организовать себя, не чувствует себя школьником. Малышу трудно понять тот материал, который исходит из уст учителя. Также затрудненно он его усваивает. Для понимания ему нужен наглядный материал и развернутые инструкции.

Сами по себе дети с ЗПР быстро утомляются и обладают низким уровнем работоспособности. Они не могут войти в тот темп, который принят в обычной школе. Со временем сам ребенок понимает свою несхожесть, что может привести к несостоятельности, неуверенности в собственном потенциале, зарождении страхов перед наказанием.

Ребенок с ЗПР нелюбознателен и обладает низким уровнем пытливости. Он не видит логических связей, часто упускает значимое и заостряет внимание на незначительном. Темы не связаны между собой при разговоре с таким ребенком. Данные характеристики приводят к поверхностному запоминанию материала. Ребенок не способен вникнуть в суть вещей, а отмечает лишь то, что первое попалось на глаза или оказалось на поверхности. Это приводит к отсутствию обобщенности и наличию стереотипности использования материала.

Наблюдаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми у детей с ЗПР. Они не задают вопросов, поскольку не обладают любознательностью. Трудно входят в контакты с детьми и взрослыми людьми. Все это подкрепляется эмоциональной неустойчивостью, которая проявляется в:

  1. Манерничанье.
  2. Неуверенности.
  3. Агрессивном поведении.
  4. Отсутствии самоконтроля.
  5. Изменчивости настроения.
  6. Неспособности приспособиться к коллективу.
  7. Фамильярности.

Дети с задержкой психического развития проявляются в дезадаптации к окружающему миру, что требует коррекции.

Работа с детьми с ЗПР

Коррекционная работа с детьми с ЗПР проводится специалистами, которые учитывают особенности таких малышей. Их работа направлена на исправление всех недочетов и продвижение детей до уровня их сверстников. Они обучаются тому же материалу, что и здоровые детки, при этом учитываются их особенности.

Работа ведется в двух направлениях:

  1. Обучение основному материалу, который дается в школе.
  2. Коррекция всех психических недостатков.

Учитывается возраст ребенка с ЗПР. Какими психическими характеристиками он должен обладать, такие в нем и развиваются. При этом учитывается сложность задач, которые ребенок может выполнить сам, и упражнения, которые разрешить он может с помощью взрослых.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР включает в себя оздоровительное направление, когда формируются благоприятные условия для развития. Здесь меняется режим дня, окружение, условия и пр. Параллельно используются нейропсихологические методики, которые корректируют поведение ребенка, его обучаемость в письме и чтении. Другими направлениями коррекционной деятельности являются проработка познавательной сферы (ее стимуляция) и развитие эмоциональной части (понимание чувств других людей, контроль собственных эмоций и т. д.).

Работа с детьми с ЗПР в различных направлениях позволяет скорректировать их психическую деятельность и поднять до уровня обычных здоровых личностей их возраста.

Обучение детей с ЗПР

С детьми с ЗПР занимаются специалисты, а не обычные учителя. Это связано с тем, что обычная школьная программа с ее интенсивностью и подходами не подходит данным деткам. Их интеллектуальная сфера не так развита, чтобы спокойно получать новые знания, им трудно организовать свою деятельность, обобщать и сравнивать, анализировать и делать синтез. Однако дети с ЗПР умеют повторять, перенося действия на схожие задачи. Это помогает им в обучении и получении тех знаний, которые получают их сверстники в обычной школе.


Учителя учитывают особенности детей с ЗПР и учебные задачи, которые должны школьники усвоить. В первую очередь упор делается на развитие когнитивных способностей.

В идеале, если родители займутся коррекцией психической деятельности своих детей еще в дошкольный период. Существуют многочисленные дошкольные организации, где есть специалисты по развитию различных навыков, например, дефектологи. Это помогает быстрее компенсировать те пробелы, которые образовались.

Дети с ЗПР могут достигнуть уровня развития своих сверстников, если будут получать многообразный и разносторонний материал, который не только дает им знания, но и обучает письму, чтению, говорению (произношению) и пр.

Итог

Дети с ЗПР не являются больными, однако их коррекцией должны заниматься специалисты. Обычно задержка в развитии выявляется поздно, что связано с невнимательностью родителей к собственным детям. Однако при выявлении ЗПР можно сразу приступить к специализированной работе, которая поможет ребенку в социализации и адаптации к жизни по итогам.

Прогнозы при ЗПР даются положительные, если родители отдают своего ребенка в руки специалистов. Можно быстро и легко устранить все психические пробелы, которые были выявлены, что отличает данную группу детей от малышей с умственной отсталостью.