Где находится тевтонский орден. Рыцари Тевтонского ордена: история создания ордена, облачение рыцарей, описание, вера, символика, походы, победы и поражения

  • Дата: 21.09.2019

Тевтонский рыцарский орден, или Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской, возник в феврале 1191 года. Воины-монахи, принявшие обет целомудрия, послушания и бедности очень быстро превратились в реальную силу, с которой считались все в Европе. Эта организация сочетала в себе дух и боевые традиции тамплиеров с благотворительной деятельностью госпитальеров, одновременно являясь проводником захватнической политики на Востоке, проводимой Западной Европой. Статья посвящена истории Тевтонского ордена: зарождению, развитию, гибели и наследию, прошедшему сквозь века.

Положение христиан на Святой земле во времена Третьего Крестового похода

Крестовые походы на Святую землю стали благодатной почвой для появления первых духовных рыцарских орденов. Они стали воплощением средневекового религиозного духа, настроений европейского общества, жаждущего защитить христианские святыни и единоверцев от агрессии ислама. С одной стороны, это была вынужденная необходимость в консолидации всех резервов, а с другой - этим умело воспользовалась Римско-католическая церковь для упрочения собственного влияния.

История Тевтонского ордена берет свое начало во времена Третьего крестового похода (1189-1192-й). Ситуация для христиан на тот момент была крайне сложной: их выдавили из Иерусалима. Только город Тир в княжестве Антиохия выстоял. Правивший там Конрад Монтферратский успешно сдерживал натиск мусульман, но его силы таяли. Ситуацию изменило прибывшее из Европы подкрепление, состав которого был весьма пестрым: воины, паломники, торговцы, ремесленники и множество непонятного люда, следовавшего за любым войском во времена средневековья.

Первое появление немецкоязычного рыцарского братства на Святой земле

На южной стороне полуострова, омываемого заливом Хайфа, в те времена расположился портовый город Акра. Благодаря своей прекрасной защите порт имел возможность производить выгрузку и загрузку грузов практически в любую погоду. Этот лакомый кусочек не мог остаться без внимания смиренных «воинов Господа». Барон Ги де Луизиньян предпринял отчаянную попытку осадить город, даже несмотря на то, что гарнизон оборонявшихся превышал его силы в несколько раз.

Однако самым большим испытанием и бедой во времена всех средневековых войн было отсутствие медицины. Антисанитария, огромная концентрация людей в одном месте были прекрасными условиями для развития различных болезней, таких как тиф. Рыцари Тевтонского ордена, госпитальеры, тамплиеры как могли боролись с этой напастью. Богадельни стали единственным местом, где оказывалась помощь силами паломников, пытавшихся таким образом попасть в рай за свои деяния. Среди них были представители торговых кругов Бремена и Любека. Их первоначальной задачей было создание немецкоязычного рыцарского братства для оказания помощи больным и пострадавшим.

В перспективе рассматривалась возможность построения некой военной организации для защиты и поддержки своих торговых операций. Это делалось для того, чтобы больше не зависеть от ордена тамплиеров, имевшего огромное влияние в данном регионе.

Сын утонувшего императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы благосклонно отнесся к этой идее и на первых порах поддержал создаваемые богадельни. Этим и объясняется то, что у рыцарей Тевтонского ордена были прекрасные отношения со Священной Римской империей. Очень часто они даже выступали как посредники между ее правителями и главами Римско-католической церкви. Имея такую всестороннюю поддержку, созданное в 1198 году Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской делало все возможное, чтобы оправдать высокое доверие.

Вскоре, как и их коллеги, организация рыцарей Тевтонского ордена обзавелась крупными земельными владениями не только на Святой земле, но главным образом в Европе. Именно там были сосредоточены главные, наиболее боеспособные силы братства.

Структура Тевтонского ордена

Провинции (комтурии) ордена находились на территории Ливонии, Апулии, Тевтонии, Австрии, Пруссии, Армении и Романии. В хрониках упоминается семь крупных провинций, но имелись и более мелкие владения.

Каждая должность и титул в ордене были выборными. Даже глава ордена Великий Гроссмайстер избирался и был обязан совещаться с 5 гроссгебитерами (Великими Повелителями). Каждый из этих 5 постоянных советников отвечал за определенное направление в ордене:

  1. Великий комтур (правая рука главы ордена и его интендант).
  2. Верховный маршал.
  3. Верховный госпитальер (управлял всеми больницами организации).
  4. Квартирмейстер.
  5. Казначей.

Управление определенной провинцией осуществлял Ланд-комтур. Он также обязан был совещаться, но уже с капитулом. Даже командир гарнизона крепости (кастелян) принимал то или иное решение с оглядкой на мнение находившихся под его началом воинов.

Если верить летописям, то рыцари-тевтонцы не отличались дисциплиной. У тех же тамплиеров порядки были куда жестче. Тем не менее на первых порах организация довольно эффективно справлялась с поставленными перед ней задачами.

Состав организации

Члены рыцарского братства делились на категории, каждая из которых имела определенные функции. На самой вершине, как и полагалось в те времена, находились братья-рыцари. Это потомки знатных родов, составлявшие элиту войск ордена. Чуть ниже по статусу в этой структуре были братья-священники, организовывавшие церемониальную, идеологическую составляющую служения в ордене. Кроме этого, они еще занимались различными науками и были, пожалуй, самыми образованными членами сообщества.

Простолюдинов, занимавшихся как военной, так и церковной службой, именовали прочими братьями.

Рыцари Тевтонского ордена привлекали в свои ряды и мирян, не связанных торжественными обетами, но тем не менее приносящих немалую пользу. Они были представлены двумя основными категориями: полубратья и фамилиары. Фамилиары - это щедрые спонсоры из числа наиболее богатых слоев населения. А полубратья привлекались к различной хозяйственной деятельности.

Посвящение в рыцари Тевтонского ордена

Существовал определенный отбор для всех кандидатов, желающих примкнуть к движению «освободителей» Гроба Господнего. Он происходил на основе беседы, в ходе которой уточнялись важные детали биографии. Перед тем как начать расспросы, капитул предупреждал о жизни, полной тягот. Это служение высшей идее до конца жизни.

Только после этого необходимо было убедиться в том, что новоприбывший не состоял до этого в другом ордене, не имеет супруги и долгов. Сам не является ничьим кредитором, а если является, то простил или уже уладил этот щекотливый вопрос. Псы-рыцари Тевтонского ордена не терпят стяжательства.

Наличие тяжелой болезни являлось существенным препятствием. Кроме этого, необходимо было иметь полную личную свободу. Все тайное рано или поздно становится явным. Если вскрывались неприятные факты обмана, то, даже несмотря на свои заслуги, такой член братства изгонялся.

При посвящении в рыцари Тевтонского ордена давалась священная клятва о соблюдении целомудрия, послушания и бедности до самой смерти. Отныне пост, молитвы, ратные дела, тяжелый физический труд должны были укротить тело и дух на пути к обретению места в раю. Несмотря на такие жесткие условия, все больше и больше людей желало стать частью «воинства Христа», огнем и мечом нести его слово в земли язычников.

Религиозный фанатизм в неокрепших умах толпы, не желающих думать и жить самостоятельно, во все времена умело подогревают различного рода проповедники. В эпоху Средневековья романтический ореол, окружавший грабителей, насильников и убийц, а по совместительству еще и «защитников христианской веры», был настолько ослепляющим, что многие юноши из наиболее знатных и уважаемых родов того времени, не колеблясь, выбирали стезю воина-монаха.

Девственный рыцарь Тевтонского ордена мог найти утешение только в молитвах и в надежде, что рано или поздно его душа устремится в рай.

Внешний вид и символика

На белом фоне - один из самых ярких и узнаваемых символов ордена. Так в массовой культуре принято изображать тевтонца. Однако подобное одеяние имели право носить далеко не все члены этого сообщества. Для каждой иерархической ступени регламент четко определял символику. Она находила свое отражение в гербах, одеяниях.

Герб главы ордена подчеркивал его вассальную преданность германскому императору. На черный крест с желтой каймой накладывался другой крест желтого цвета со щитом и орлом. Вопрос геральдики других иерархов вызывает множество споров и разногласий. Зато точно известно, что у руководства более мелких административных единиц имелись специальные жезлы, указывающие на их главенство и право проводить суды.

Только рыцари-братья имели право носить белые плащи с черными крестами. В отношении всех остальных категорий рыцарей Тевтонского ордена облачение составляли серые плащи с Т-образным крестом. Это распространялось и на командиров наемников.

Аскетизм

Еще Бернард Клервоский, духовный лидер и один из идейных вдохновителей крестовых походов, провел четкую черту между рыцарями-монахами и мирскими. По его словам, традиционное рыцарство было на стороне Дьявола. Пышные турниры, роскошь - все это отдаляло их от Господа. Истинный воин-христианин - грязный, с длиной бородой и волосами, презирающий мирскую суету, сосредоточенный на выполнении священного долга. Укладываясь спать, братья не снимали одежду, сапоги. Поэтому ничего удивительного в том нет, что тиф и рыцари Тевтонского ордена всегда шагали рука об руку.

Впрочем, практически вся «культурная» Европа еще долго, даже после крестовых походов, пренебрегала правилами элементарной гигиены. И как наказание - многосменные вспышки чумы и оспы, уничтожавшие большую часть ее населения.

Имея огромное влияние в обществе, Бернард Клервоский (к его мнению прислушивалось даже папство) без особого труда протолкнул свои идеи, которые еще долго будоражили умы. Описывая быт рыцаря Тевтонского ордена 13 века, следует упомянуть, что, несмотря на высокий ранг в иерархии организации, любой ее член имел право иметь только определенный набор личных вещей. К ним относились: пара рубах и две пары сапог, тюфяк, сюрко, нож. Замков на сундуки не вешали. Носить любой мех было запрещено.

Запрещалось носить свои гербы и кичиться своим происхождением во время охоты, турниров. Единственным разрешенным развлечением являлась резьба по дереву.

Предусматривались различные наказания за нарушение порядков. Одним из таких являлась «снятие мантии и трапеза на полу». Провинившийся рыцарь не имел права садиться за общий стол с другими братьями до тех пор, пока не снимут взыскание. К такому наказанию чаще всего прибегали за серьезные нарушения в походе. Например, нарушение строя.

Доспехи

Основу защитного снаряжения рыцаря Тевтонского ордена в полный рост составляла кольчуга с длинными рукавами. К ней прикреплялся кольчужный капюшон. Под ней носили стеганый гамбизон или кафтан. Голову поверх кольчуги укрывал стеганый чепец. Наверх перечисленного обмундирования надевался панцирь. Немецкие и итальянские кузнецы уделяли самое пристальное внимание вопросу модернизации доспехов (их английские и французские коллеги такой прыти не проявляли). Результатом явилось значительное усиление пластинчатого доспеха. Его нагрудные, наспинные части соединялись в плечах, имея шнуровку по бокам.

Если примерно до середины 14-го века нагрудник был сравнительно небольшого размера, рассчитанный на защиту грудной клетки, то впоследствии эту оплошность исправили. Живот теперь также был прикрыт.

Эксперименты со сталью, нехватка квалифицированных кадров, сочетание немецких и итальянских стилей в оружейном деле привели к тому, что основным материалом для изготовления такого снаряжения стала «белая» сталь.

Защиту ног обычно составляли кольчужные чулки, стальные наколенники. Они надевались на набедренники. Кроме этого, имелись поножи, выполненные из одной пластины. Шпоры рыцарей были шипованными и золоченными.

Вооружение

Форма и вооружение рыцарей Тевтонского ордена отличались прекрасной эффективностью. Наблюдалось влияние не только лучших традиций Запада, но и Востока. Если коснуться темы стрелкового оружия того времени, то, судя по сохранившимся документам, подробно описывающим характеристики и тип взводимого механизма, напрашиваются некоторые выводы:

  • выделялись обычные, стрелковые и композитные арбалеты;
  • с энтузиазмом осваивалось огнестрельное оружие;
  • часть этого вида вооружения орден имел возможность изготавливать самостоятельно.

Мечи считались более благородным оружием, а вот арбалеты некоторые из глав католической церкви предавали анафеме. Правда, мало кто на это обращал внимание. На войне все средства хороши.

Наиболее излюбленным средством ближнего боя считались боевые топоры и молоты. После пребывания в Палестине там была заимствована форма лезвия топора. Им можно было легко пробить броню. Меч такими характеристиками похвастаться не мог.

Боевые традиции

Рыцари Тевтонского ордена выгодно отличались от рыцарей-мирян своей дисциплиной. Устав ордена регламентировал каждую мелочь не только в бою. Обычно рыцаря сопровождали несколько его оруженосцев с походными лошадьми, которые не участвовали в боевых действиях. Боевой конь использовался только в бою, но даже при наличии нескольких запасных животных воины чаще всего преодолевали большие расстояния пешком. Садиться на коня или надевать броню без приказа категорически запрещалось.

В военных вопросах тевтонцы были прагматичны. Традиционное рыцарство на полях сражений легко могло затеять свару за право первым пойти в атаку, дабы покрыть имя славой. Даже находясь в бою, они могли с легкостью поломать строй или самовольно подать сигнал. А это уже прямая дорога к поражению. У тевтонцев такие проступки карались смертной казнью.

Их боевое построение производилось в три линии. Резерв размещался в третьей линии. На передний край выходили тяжелые рыцари. За ними в форме вытянутого четырехугольника выстраивались обычно всадники и вспомогательные силы. Замыкала построение орденская пехота.

В таком распределении сил имелся определенный смысл: тяжелый клин нарушал боевые порядки неприятеля, а идущие следом менее боеспособные отряды добивали пошатнувшегося врага рыцарства.

Грюнвальдская битва

Больше всего Тевтонский орден досаждал полякам и литвинам. Именно они являлись его главными врагами. Даже имея численное превосходство, Ягайло и Витовт понимали, что победа в этом сражении достанется тому, чей моральный дух окажется крепче. Поэтому они не торопились, даже несмотря на недовольные шепотки своих наиболее ярых воинов, ввязываться в бой.

Перед тем как явиться на поле брани, тевтонцы преодолели под дождем огромное расстояние и расположились на открытом пространстве под прикрытием своей артиллерии, изнывали от жары. А их противники укрылись в тени леса и, даже несмотря обвинения в трусости, не торопились выходить.

Битва началась с боевого клича «Литва», и конница литвинов уничтожила пушки. Грамотное построение позволило добраться до тевтонцев с минимальными потерями. Это посеяло панику в рядах немецкой пехоты, а затем и гибель, но уже от собственной кавалерии - Великий магистр Ульрих фон Юнгинген в пылу сражения никого не щадил. Легкая кавалерия литвинов свою задачу выполнила: пушки были уничтожены, а тяжелая конница тевтонцев включилась в рубку раньше положенного срока. Но и на стороне объединенных сил были потери. Татарская конница бежала без оглядки.

В жестокой рубке схлестнулись поляки и рыцарство. Литвины тем временем заманивали крестоносцев в леса, где их уже поджидала засада. Все это время поляки и воины из Смоленска мужественно противостояли лучшей армии Европы того времени. Возвращение литвинов подняло боевой дух поляков. А далее в бой был введен резерв обеих сторон. Даже крестьяне литвинов и поляков устремились на выручку в этот тяжелый час. Великий Гроссмайстер также участвовал в этом жестоком, беспощадном рубище, где и нашел свою гибель.

Предки поляков, белорусов, русских, украинцев, татар, чехов и многих других народов остановили верных псов Ватикана. В наши дни можно увидеть только фото рыцаря Тевтонского ордена или побывать на ежегодном фестивале Грюнвальдской битвы - еще одной общей победы, объединившей судьбы разных народов.


Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром, впоследствии гофмейстером, стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы явились представителями немецкой национальности в состав Ордена ионитов. Но папа Иннокентий III, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом VI, готовившем новый крестовый поход, утверждает в 1198 году Тевтонский орден.

Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»

Основой для внутренней организации и основой для устава тевтонцев действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев можно назвать, что он, в основном, состоял из немецкий рыцарей, тогда как в других монашеских орденах наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Но тевтонские рыцари очень быстро оставили свои обязанности в Палестине. В первые же месяцы своего существования они подхватывают папский клич: «Drand nach Often» Но только к середине XIII века тевтонцы окончательно перебираются в Восточную Европу.

Тевтонцы не отличались хорошей дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты. В святой Земле Тевтонский орден зарекомендовал себя в искусстве боя не с лучшей стороны. Впрочем, можно говорить о какой-либо репутации, если в том же 1198 году основные силы тевтонцев были перебазированы в Германию и приняли активное участие в насаждении католичества в Восточной Европе.

В 1184 году в Прибалтику прибывает августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии. В том же году римским папой становится Иннокентий III, который проводил политику своего предшественника, и при котором папская власть достигла наивысшего могущества.

Тевтонский орден стремился найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял он сам. Взоры братьев рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев противились туземцы, с другой - пришедшие до крестоносцев и считавшие эту территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен Христиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то Христиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь Христиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с Христианом договор, по которому признал себя его вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ Христиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.

Отряды «псов-рыцарей» были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным, только магистра ордена теперь называл гофмейстер тевтонцев, а не римский папа). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 году Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Из-за поднявшегося восстания положение Тевтонского ордена было шатким.

Но в 1249 году спор ордена с архиепископской властью был полностью решен в пользу Ордена папой Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из членов Тевтонского ордена. Папа ревностно поддерживал Орден, склоняя рыцарей поступить в братство «Храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254 году был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владением ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управление вызвали общее восстание в 1260-1261 годах под руководством литовского князя Миндовга. Положение вновь стало критическим.

Тщетно папы Климент IV и Урбан IV взывали о помощи Ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы одолеть воскресшее в Пруссии «чудовище прежнего идолослужения».

Но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа Гасбурского спасло Тевтонский орден от окончательного падения. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены. Таким образом, Тевтонский орден с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границы Литвы на востоке и до Мазовии на юге. Было основано много замков и городов – Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндва, Митава и т.д.

Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земли, частью в городах; города получили право самоуправления. Также прибыло большое количество германских дворян. Местное население было обращено в крепостное состояние, обращение с ним было очень жестоким и его поставили вне закона. Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет – с 1230 по 1285 годы. К началу XIV века Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию, даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена.

XIV век был временем наибольшего процветания ордена, завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 году гофмейстер Зихфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в тоже время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. После секуляризации Тевтонского ордена (его гофмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 году секуляризовал Орден и получил его от польского короля во в ленное владение в качестве герезогства). Многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав Ордена и осели в городе Мерингейме, который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.



Тевтонский орден – это организация рыцарей, созданная под руководством католичества в Германии в конце двенадцатого века. В основном ордена рыцарей создавались в рамках крестовых походов . Напомним, что последние преследовали цель бороться с «неверными» (мусульманами, язычниками) и распространять католичество.

  • Герб Тевтонского ордена изображался следующим образом: черный крест, по краю – желтая каемка, внутри него – еще один крест желтого цвета. В середине креста был щит желтого цвета, внутри которого – черный орел.
  • Отличительным признаком рыцаря из Тевтонского ордена был черный крест, нанесенный на белую ткань.
  • Девиз Тевтонского ордена звучал как «Помогать, защищать, исцелять».
  • Германия – это государство Тевтонского ордена.

Тевтонский немецкий орден имел определенную структуру:

Тевтонский орден: история

История Тевтонского ордена уходит в далекий 1190 год, когда полным ходом шел Третий поход крестоносцев. Немецкими поломниками тогда был организован своеобразный госпиталь, принимавший больных и получивших ранения. Изначально он был частью ордена Госпитальеров. Но немецкие рыцари стремились быть обособленными от других. Поэтому будущий Тевтонский орден вскоре перешел «под крыло» церкви Святой Марии в Иерусалиме.

В начале февраля 1191 года Папа Римский (таковым на тот момент был Климент Третий) учреждает братство Святой Марии Тевтонской. Через пять лет рыцари его блестяще проявили себя, когда штурмовали крепость Акра. За это госпиталь переформировали в духовно-рыцарский орден. В 1199 году, 19 февраля Папа Римский (теперь уже Иннокентий Третий) делает это объединение автономным и имеющим собственный устав. Это дата и явилась окончательной. Именно этот день считается днем создания Тевтонского ордена, более корректное именование которого – орден дома Святой Марии Тевтонской. На него были возложены следующие задачи:

  • Защищать немецких рыцарей.
  • Лечить людей, нуждающихся в этом.
  • Бороться с противниками христианской церкви.

Власть над орденом имели Папа Римский и император.

Походы, завоевания, победы и поражения

В 90-х годах двенадцатого века рыцари Тевтонского ордена основали комтурства – это своеобразные составляющие ордена. Именно с этого года владения, находящиеся под властью Тевтонскому ордену, стали увеличиваться. Однако больше они продвигались в Европу. В начале четырнадцатого века комтурств Тевтонского рыцарского ордена было около трехсот. Для них направлялись огромные денежные средства. Орден имел богатых помощников.

С 1210 года Тевтонский орден стал очень крепким, мощным и влиятельным. Это произошло благодаря безукоризненной работе его управленцев.

Тевтонцы строили храмы в Баварии, венгерских, бельгийских, голландских городах. Войско ордена славилось безупречной дисциплинированностью, это было их отличительной чертой. Кроме того, у Тевтонсого ордена была всеобъемлющая система разведки. Все это создавало благоприятные условия для проведения боевых операций.

В 1226 году войско Тевтонского ордена возглавлял магистр Герман фон Зальц, при котором был организован крестовый поход на Пруссию. Целью его была христианизация жителей, которые в то время являлись язычниками. Кроме того, в начале тринадцатого века пруссы свирепствовали: они жгли христианские церкви, деревни, убивали и угоняли в плен христиан. Именно по этой причине глава Польши Конрад Мазовецкий просил подмоги у рыцарского ордена. За это он передал Тевтонскому ордену часть территории, ставшую плацдармом. Кроме того, ордену разрешалось подчинить себе все завоеванные в Прусии земли.

Действия Тевтонского ордена в Пруссии были смелыми, четкими. Благодаря этому тевтонцы добились значительных успехов: оборона их была невероятно крепкой, а атаки точными. Они продвигались все глубже и глубже, все операции были четко спланированы. Изначально на границах с прусской территорией строили замки. Чем дальше войско продвигалось, тем больше их было.

Замок Тевтонского ордена был чем-то вроде опорной точки для рыцарей. Возводили их необычайно быстро. Материалом служило дерево, камень. Замки Тевтонского ордена распространились по территории всей Пруссии. Из некоторых впоследствии образовались города Тевтонского ордена.

На заполученные земли магистр ордена приглашал немецких колониалистов, завлекая их льготными условиями и всевозможными привилегиями. Таким образом, новые поселения обживались и обустраивались.

В 1237 году к Тевтонскому ордену присоединяется орден меченосцев (Ливонский). Тремя годами позже начинаются походы Тевтонского ордена на русскую землю. Тевтонцы заполучили Копорье и Изборск, Псковскую землю. Они устривали грабежи в Новгороде, но Александр Невский сумел дать отпор и прогнал тевтонцев в 1242 году. Пришлось заключить перемирие с Новгородом.

Что происходило тем временем в Пруссии? В 1249 году многие жители подчинились ордену, подписали договор о мире. По условиям мира, пруссы принимали христианство и обязались строить церкви. Но через десять лет пруссы восстали. Они жгли все христианские постройки и убивали священников. С трудом, но тевтонцы смогли подавить эти масштабные беспорядки.

Земли Тевтонского ордена приносили неудобства Польше, Литве и России. Это выражалось в невозможности выхода к Балтийскому морю. Так как орден расширял свои площади, приходилось менять структуру. Комтурства заменили на провинции, главой которых были комтуры. Некоторые земли (германские, ливонские, пруссике) подчиняются магистрам земель – ландмейстерам. А всей организацией рыцарей управляет гроссмейстер – Великий магистр. Помогали ему великий комтур и маршал.

Резиденция Тевтонского ордена до 1291 года – в Акре (город-крепость). Затем этот город захватили мусульманские войска. Резиденция переехала в Венецию. А с 1309 года Мальборг – столица Тевтонского ордена. Мальборгский замок был резиденцией. Именно поэтому его стены и башни были невероятно прочными и неприступными. В нем можно было защититься от нападения, также там хранились запасы продовольствия и питьевой воды, а главное – казна ордена. Кроме того, замок Тевтонского ордена был очень красиво украшен.

Противостояние с Польшей

В начале четырнадцатого века происходило заметное совершенствование ордена на прусских землях. Оно выражалось в успехах экономики, торговли, сельского хозяйства, науки, искусства. Хоть Тевтонский орден и был в самом апогее своего развития, но ему было мало. Теперь планировалось увеличить свои территории за счет польских и литовских. Вот почему Тевтонский орден представлял опасность для Польши.

В 40-х годах четырнадцатого века в результате военных действий между ней и тевтонцами был заключен мир, Польша потеряла часть земель. То же случилось и с литовскими. Но через некоторое время Польша и Литва объединяются. А их общий враг уже подумывает о том, чтобы вторгнуться на их земли. И в 1409 году он объявляет войну Польше, которая закончилась в 1411.

Тевтонскому ордену приходилось «разрываться» на два направления (против поляков и литовцев), поэтому ничего не оставалось, как предложить мир. Решить вопрос о землях должен был чешский король, которому тевтонцы предварительно заплатили за «правильное решение». Поляки были в бешенстве. Мир стоял под угрозой. Тевтонский орден планировал, что литовцы не пойдут на вторую войну. Но произошло по-другому: поляки вновь объединились с литовцами против одного врага. И это привело к удаче.

15 июля 1410 года состоялась Грюнвальдская битва. Ее можно назвать переломным моментом в этой войне. Войско Тевтонского ордена, потерпевшее поражение в Грюнвальдской битве, имело на это свои причины. Основной из них было то, что воевали за тевтонцев по большей части наемные рыцари из европейских государств. Их дисциплина оставляла желать лучшего.

В ходе этой битвы Тевтонский орден остался без 18-ти тысяч человек, а также 14 тысяч пленных. Могучий и сильный орден перестал быть таковым. А его противники решили наверняка разгромить орден. Для этого они идут на Мальборг, который был столицей тевтонцев. Как известно, замок был неприступным и хорошо укрепленным. Поэтому союзникам не удалось его взять. Было подписано мирное соглашение.

Но в 1454 году поляки снова воюют с тевтонцами. Первые одерживают победу. Теперь Тевтонский орден – вассал Польши.

Распад

В 1525 году возглавлял орден Альберт фон Ансабах. Тогда земли Пруссии стали герцогством. Но это никак не помешало дальнейшему существованию ордена, который несмотря на все находился в подчинении Польши.

В начале девятнадцатого века французские власти «прибрали к рукам» часть орденских владений. Через восемь лет Наполеон закрывает орден и отдает земли своим партнерам.

Тевтонский орден сегодня

В 1834 году орден был заново основан, но уже в Автрии. Резиденция его расположена в столице страны. Главой ордена является аббат-хохмейстер, в составе его почти одни сестры. Функцией ордена сегодня является обслуживание больниц и санаториев в Австрии и Германии. Разумеется, что у ордена теперь нет целей завоевать территории. Основная задача его – помощь нуждающимся.

Вот такой богатой и интересной была история этого рыцарского движения. Орден по праву можно назвать долгожителем и даже бессмертным. Поэтому, когда речь заходит о рыцарском благородстве сразу вспоминаешь именно его. Отношение к Тевтонскому ордену двоякое. Казалось бы, он занимался благородным делом – спасал больных, лечил раненых. Но иногда жажда завоеваний, жажда богатства оказывалась сильнее. В любом случае, его место в мировой истории занимает глубокую нишу и ему посвящено немало страниц.

Тевтонские рыцари.

Посетители территории северо-восточной части Польши, ранее населенной воинственными племенами Пруссов, могут наблюдать большое количество впечатляющих замков, выполненных в готическом стиле, или живописные развалины. Мощь их стен должна заставить туристов задуматься о темных тайнах и увлекательных историях этой земли, которая стала свидетелем подъема и распада Тевтонского ордена.

Полное имя ордена: Орден госпиталя Св. Марии Немецкого дома в Иерусалиме (Latin: Ordo domus fratrum Sanctae Mariae hospitalis Theutonicorum in Jerusalem). В Польше, из-за эмблемы – черный крест на белом фоне, их просто и коротко называли “люди креста”. За беззаконие, грабежи и убийства невинных людей, Тевтонских рыцарей до сих пор вспоминают здесь в негативном свете.

Тевтонский орден был создан в г. Акра во время 3-го крестового похода для того, чтобы заботиться о раненых крестоносцах. Официальной датой его создания считается 1191 г од, когда Папа Римский Климент III официально подтвердил существование Тевтонского ордена. Как только Орден завоевал огромные территории вокруг города, число его членов резко возросло. В последующие годы, особенно во времена великого магистра Германа фон Зальца (на иллюстрации), деятельность Ордена вышла далеко за пределы медицинской помощи. Орден хотел занимать такие экономические и политические позиции, какие занимали рыцари Тамплиеры, а фон Зальц даже мечтал о создании мощного и независимого монашеского государства. Для этих целей необходимо было найти подходящее место в Европе. Поначалу, в первые годы тринадцатого века, рыцари Ордена пытались обосноваться в Трансильвании, куда их пригласил король Венгрии Андраш II для того, чтобы защитить страну от захватчиков. Однако когда оказалось, что земли, отданные им в аренду, были переданы Приказом как феодальное владение Папы Римского, мудрый король прогнал Тевтонцев из страны в 1225 году.

Нападения на Пруссию

Затем, в 1226 году, они получили другое приглашение – на этот раз их позвал Конрад, польский князь Мазовии, на чьи северные земли постоянно нападали Пруссы, которые жили между нижней Вислой и нижним Неманом (на территории современной Польши это место известно как Варминско-Мазурское воеводство). Это были воинственные племена балтов, которые культурно и по своему языку были связаны с литовцами и латышами.

Прусские племена в XIII веке

Поскольку с ними не могли справиться ни польские князья, ни Цистерцианцы в их миссии по христианизации населения,
казалось, что рыцари Ордена идеально подходили для того, чтобы помочь им в этой ситуации (к несчастью, князь Конрад не спросил совета у короля Венгрии). Целью являлась христианизация Пруссии (но по сути, это было ее завоевание), поэтому эту миссию одобрил император Фридрих II и Папа Римский Григорий IX. Они позволили Тевтонам превратить захваченные земли в свое государство, которое должно было стать частью Римской Империей, и, в то же время, феодальным владением князя Мазовии. В действительности, эти планы были направлены против намерений обманутого князя. На иллюстрации: Прусские воины.

Первые представители Тевтонского ордена – ими были семь рыцарей, которыми руководил Герман фон Балк, появились на территории Польши в 1230 году. Получив от Конрада в аренду Земли в Хелмно, Тевтоны основали там свое первое укрепленное поселение, которое в 1233 году получило право города и название Торунь.

Тевтонский замок в городе Торунь

Поселившись в Торуне, рыцари Тевтонского ордена начали завоевание Пруссии. Их план был основан на устранении врага в рассеянных очагах сопротивления, немедленном строительстве укреплений на приобретенных землях и консолидации власти террора. Благодаря данной тактике, довольно быстро была основана отлично организованная группа замков и крепостей с сельскохозяйственными и лесными владениями вокруг, которыми напрямую управляли рыцари и население крестьян из Мазовии. Чешским и немецким Пруссам удалось отважно защитить себя, поэтому период завоевания их земель продлился до 1283 года, после чего племена, уничтоженные Тевтонами, прекратили свое существование.

Рыцари Тевтонского Ордена

Ненасытное религиозное государство, однако, не намеревалось останавливаться на своих завоеваниях и направило армию против Литвы (на восток) и … Польши, что повлекло за собой далеко идущие политические последствия для обеих стран – очень нежелательные для государства Ордена. Литва привела Ордену идеальное оправдание против того, чтобы принять христианство, а по сути – увеличить границы Тевтонского государства. Осознавая эту опасность, Литва решила принять баптизм из рук поляков и создать польско-литовский союз, который состоялся в 1385 году в городе Крево. (В результате, языческий правитель Литвы – Ягайло, женился на польской королеве – Ядвиге Анжуйской, взяв имя Владислав. Позже он положил начало новой польской королевской династии). Этот поступок литовцев лишил монастырь официального права продолжать завоевание Литвы и расширять границы на востоке.

Государство Тевтонского Ордена с 1260 по 1410 годы

Конфликты с поляками

Политика экономического роста, направленная против Польши, привела к многочисленным вооруженным конфликтам. Когда в 1308 году король Владислав Локетек (Владислав Короткий) попросил рыцарей Тевтонского ордена помочь защитить город Данциг от браденбургцев, они превратили его – после массового убийства горожан – в незаконный захват Данциг Померании (что отделило Польшу от Балтийского моря). В 1309 году расположенный там Тевтонский замок Мальборк стал резиденцией Великого Магистра.

Замок Мальбoрк, вид в начале XX века

В 1327 году Орден разграбил области Куявия и Великая Польша, убивая женщин и детей; в 1342 году войска Ордена достигли Познани. Никакие мирные переговоры не могли убедить тевтонцев (которые всегда получали поддержку правителей Западной Европы) вернуть захваченные земли, что в итоге привело к началу войны в 1409 году. Эта война, наконец, разрушила политическую и экономическую мощь Ордена. Именно тогда состоялась знаменитая Грюнвальдская битва (14 июля 1410 год).

Грюнвальдская битва, Ян Матейко

Грюнвальдская битва в фильме Рыцари Тевтонского Ордена (1960
год)

Польско-литовское войско, во главе с Владиславом Ягайло, разгромило рыцарей Тевтонского Ордена (их Великий Магистр Ульрих фон Юнгинген был убит прямо во время битвы), но до окончательного краха Ордена было еще далеко. В годы с 1414 по 1421 и с 1431 по 1435 состоялись другие войны – в результате последней войны Пруссия была присоединена к Польше. Но Орден не сдавался так просто. Попытки по восстановлению суверенитета привели к новой Польско-Тевтонской войне, которая длилась с 1519 по 1521 год. Очередное поражение в 1525 году заставило Великого Магистра Альберта Гогенцоллера принять Лютеранство, превратив религиозное государство в светское герцогство, и вынудило платить дань польскому королю Сигизмунду Старому.

Следует знать, что с 1327 года Ливония (в настоящее время Латвия и Эстония) являлась частью Тевтонского ордена, базирующейся на Ордене Братьев Меча, и пользовалась определенной автономией. Союз с Россией в 1554 году привел к польской интервенции и, следовательно, с 1558 по 1570 годы к литовско-русской войне. В результате этих событий, Ливонское религиозное государство также было секуляризовано, южная часть стала светским герцогством Курляндии и Семигалии как феодальное владение Речи Посполитой. Его возглавил последний Великий Магистр Готхард Кетлер, который основал свою собственную династию. Остальная часть земель Ордена была включена в общие границы Польши и Литвы, часть отошла к Дании.

Новейшая история

“Рыцари Тевтонского Ордена”, Александр Форд, 1960 год

Негативный стереотип по отношению к Тевтонцам сохранился до сих пор. Лучшим доказательством являются споры вокруг проекта по реконструкции статуи Германа фон Балка в Эльблонге, в то время как он был основателем города. Однако, несмотря на преступления, мошенничество и безрассудство, существуют и положительные стороны, связанные с Тевтонским орденом. Места расположения городов в соответствии с современными немецкими принципами стали моделью для многих недавно построенных польских городов, например, Варшавы. А приток западных рыцарей для борьбы с язычниками приобщил Польшу к рыцарской культуре Западной Европы.

Достопримечательности

Сохранившиеся сегодня замки Тевтонского Ордена или же их впечатляющие развалины привлекают в северо-восточную Польшу большое количество туристов. Они были сооружены из кирпича (а затем из камня) в готическом стиле, сочетая монастыри и крепости, что делает их уникальными в Европе. Они построены на небольших холмах, часто рядом с реками или озерами, как правило, в форме четырехугольника. Крупнейшей польской, а также европейской средневековой крепостью является замок Тевтонского Ордена в городе Мальборк – укрепленный настолько, что к нему невозможно подобраться (даже король Ягайло не смог его захватить во время Грюнвальдской битвы). Другими важными крепостями являются замки в городах Гнев, Квидзын, Голюб-Добжинь, Бытув, Фромборк, Лидзбарк-Варминьский, Пасленк, Мораг, Дзялдово, Нидзица, Щитно, Кентшин, Барцяны и Венгожево.

Замок в г. Кентшин / фотография rodzinna-turystyka.pl

Сегодня многие из них являются не только музеями, но также и современными отелями, местами сосредоточения Рыцарских братств. Летом здесь проходят различные исторические события, шоу, такие как “Свет и звук”, турниры, а в Мальборке – реконструкция осады города. Многие замки связаны с интересными легендами, а иногда в полночь здесь могут появиться пугающие духи умерших рыцарей Тевтонского Ордена.

Средневековый фестиваль Мазурии, 2010 год – турнир рыцарей в замке в городе Рын / фото: rodzinna-turystyka.pl

Самым главным событием на открытом воздухе является ежегодное воссоздание Грюнвальдской битвы / grunwald1410.pl

Рената Глушек

Перевод на русский язык: Анна Дедюхина

Возникновение рыцарских орденов , обусловлена с появлением крестовых походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.

Тевтонский орден

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Орден Калатравы

Орден Калатравы являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году . А в 1164 году , орден был официально закреплён папой Александром III . Cамо название "Калатрава " берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII в 1147 году . На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда , на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом . После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы , получил новое рождение в 1157 году под предводительством короля Альфонса.
Позднее, после 1163 года влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.
В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость Калатраву в 1195 году . После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре . Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году . Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость. Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль. Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и Ависа.
В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть королевской знати и породить новые конфликты.

Орден Ависа

Появление обусловлена сообществом Калатравы , когда бывшие участники в момент крестового похода 1212 года , для надёжности организовали в новых землях, португальский орден Ависа для защиты от мавров. В интересах королей возникала идея, содержать на службе рыцарей-крестоносцев для противоборства с неверными. Огромное влияние на орден Ависа оказали тамплиеры, которые обитали ранее на португальских землях. В 1166 году рыцарским сообществом, был успешно освобождён восточный город Эвора . В честь такого знаменательного события, государь одарил руководство ордена существующими землями. В XV веке , королевским советом Португалии, был организован поход в Северную Африку. Cамым первым предводителем Ависа, стал Педру Афонсу . Главным центром ордена сделали Ависcкий замок. Здесь принимали важные решения и духовные уставы. В конечном итоге, рыцари ордена Ависа, стали полноправными землевладельцами с собственными колониями. Португальский орден заполучил финансовое могущество, которое позволило управлять политическими и экономическими решениями.

Орден Сантьяго

Орден Сантьяго являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году . Словом "Сантьяго" было названо в честь священного покровителя Испании. Главной задачей ордена, заключалась защита дороги паломников, к покоям апостола Иакова. Орден возник сразу в двух городах, Леон и Куэнка . Эти 2 городские земли соперничали между собой, тем самым, отбирая в свои руки господствующее влияние. Но после их объединения кастильским королём Фердинандом III , проблема успешно решилась. Орден перенесли в город Куэнка.
В отличии от других рыцарских сообществ и Калатравы, распорядок Сантьяго был намного мягче остальных. Все члены ордена имели право вступать в брак. Благодаря этому, орден Сантьяго, был намного крупнее в численности его обитателей и в своём соразмерном объёме. Он имел 2 города, cто с лишним деревень и 5 монастырей.
Численность войска составляла в 400 всадников и 1000 пеших рыцарей. Орден Сантьяго активно участвовал в битвах с мусульманами и крестовых походах. Устав требовал новичкам, прежде чем вступить в ряды воинов, отслужить гребцами в полугодовом периоде. Все предки данного крестоносца, должны были быть благородными и дворянской крови.
Управляющих руководителей ордена постоянно меняли на других. За несколько веков сменилось 40 магистров. Весь XV век , прошёл в первенстве за правообладательное влияние над орденом.

Орден Святого Лазаря

Орден Святого Лазаря возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году . Поначалу, cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался неофициально существующим.
"Cвятой Лазарь " принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году . А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии , которая произошла 17 октября . Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.

Орден Монтегаудио

Орден Монтегаудио - это испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году . Этот основатель являлся членом ордена Сантьяго. Название Монтегаудио, участники дали в честь одного холма, из которого крестоносцы обнаружили Иерусалим. Таким образом, на данной возвышенности была построена крепость, а вскоре образован и сам орден. В 1180 году сообщество официально признало церковное руководство и католическим папой Александром III . Cимволикой Монтегаудио являлся красно-белый крест, который был закрашен наполовину. Его носили на всех атрибутах экипировки, в том числе на одежде из белой материи. Все члены сообщества вели отчуждённый образ жизни. Их жизненный распорядок походил на цистерианцев.
В 1187 году многие участники ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной схватке при Хаттине с мусульманскими армиями. Исход поединка закончился полным поражением Монтегаудио, где большинство рыцарей было убито. Оставшиеся в живых, нашли убежище в Арагоне. Здесь в 1188 году , в городе Теруэль , участники бывшего рыцарского сообщества организовали медицинский госпиталь Святого Искупителя .
В 1196 году , орден Монтегаудио был распущен из-за нехватки рыцарей в ряды пополнения. Бывшие его участники объединились с тамплиерами и с орденом Калатравы .

Орден Меченосцев

Орден Меченосцев был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году монахом Теодорихом . Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году . Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Меченосцы подчинялись руководству епископа. Все действия выполнялись только с его одобрения. Весь распорядок поддерживался уставом тамплиеров. Сообщество ордена разделялось на рыцарей, священников и служащих. Рыцари были выходцами мелких феодалов. Cлужащих, набирали из простых горожан, которые становились оруженосцами, cлугами, посыльными и ремесленниками. Магистр стоял во главе ордена, а капитул решал его важные дела.
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев, нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы , который закончился полным поражением ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга . Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года .

Добринский орден

Добринский орден Польши , был организован в качестве защиты от прусских вторжений. Его основателями являются польские князья и епископы, которым захотелось создать прототип Тевтонского ордена. 1222 год , знаменательная дата его создания. Символика сообщества была очень схожа с меченосцами. Распорядок и дисциплина в точности походили на них и на орден тамплиеров.
На изображениях был виден тот же красный меч, но только за место креста, наносилась алая звезда. Она характеризовала, обращение Иисуса к язычникам. Рисунок можно было увидеть на всей рыцарской атрибутики сего сообщества.
Орден нанимал 1500 немецких рыцарей для своей свиты, которые собирались в польском городе Добрыне. Во главе "добриничей " встал Конрад Мазовецкий .
Cлава и подвиги Добринского ордена были безуспешными. Сообщество просуществовало около 20 лет и лишь в 1233 году , в битве при Сиргуне рыцари отличились, победив 1000 с лишним пруссов . Дальше, орден соединился с тевтонцами, с благоволением папы. Позднее, в 1237 году Конрад Мазовецкий хотел заново собрать Добринский орден в польском замке Дорогичин, но Данил Галицкий разбил их. Окончательное прекращение существования произошло в XIV веке , когда умерли абсолютно все предводители ордена.

Орден Монтесы

Орден Монтесы являлся испанским, рыцарским орденом, который образовался в XIV веке . Был организован в 1317 году, в Арагоне. Он продолжил идеологию тамплиеров и примерно соблюдал традицию крестоносцев. Испанская корона сильно нуждалась в защите от мавров с юга, поэтому всегда была рада поддержке последователей тамплиеров. Новый указ католического папы 1312 года , который угнетал права тамплиеров, обязал их, перевестись в ряды сего ордена Монтесы c повеления короля Сицилии Хайме II .
Орден назвали в честь крепости Святого Георгия в Монтесе . Здесь же он был впервые образован. В 1400 году произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама , увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году королевство Испании подчинило собственность Монтесы и орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века , пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.

Орден Христа

Орден Христа являлся рыцарским орденом в Португалии, который продолжил ремесло тамплиеров. В 1318 году португальский король Даниш , официально воспринял и учредил данное сообщество. Все члены ордена, получили от папы Иоанна господствующие земли и замок Томар . Эта каменная защита, выдержала грозный натиск враждующих мавров.
В 1312 году орден оказался распущенным и для многих, знатных руководителей такое положение не устраивало. В 1318 году король Даниш собирает всех былых рыцарей в новое сообщество под названием "Христово ополчение". Местом обитания стал новый замок Кастро-Марим на юге Альгавры. После беспокойного времени в боевых участиях с маврами, рыцари вновь оказались под угрозой распада. Принц Генрих, настроил орден против правителей Марокко, для того, чтобы собирать сборы с продукции Африки на восстановление замка Томар.
Многие участники ордена принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой . На парусах кораблей красовалась символика ордена, в виде большого, алого креста. Некоторые члены ордена начинали противоречить правилам и распорядку, связанным с безбрачием. Поэтому папе Александру Боржду, пришлось внести значительные изменения во внутренний распорядок дисциплины, в пользу её участников.
Король Мануэль опирался на постоянную поддержку ордена и в конечном итоге, такая зависимость привела к изъятию церковной собственности в пользу государства. Окончательный переход ордена Христа от церковного влияния к королевству, произошёл в 1789 году .

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского

Основание данного ордена относится Готфриду Бульонскому . Этот знаменитый предводитель, возглавил Первый крестовый поход , а после его окончания, cоздал сообщество в 1113 году с благословения Папы Римского . У Готфрида была прекрасная возможность, взять предложенную власть в свои руки по правлению Иерусалимского королевства. Но благородный нрав рыцаря, избрал путь отказа от престола, выбрав при этом статус главного защитника Господнего Гроба.
Главная цель всех участников ордена, состояла в защите христианских паломников от агрессивных чужеземцев и распространения веры в земляных округах Палестины. Многие из пилигримов в конечном итоге, принимали решения вступать в рыцарское сообщество. Пополнение в ряды священных воинов, мог осуществляться наёмниками из Палестины.
В 1496 году орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был перенесён из Иерусалима в Рим . Такая позиция, способствовала возглавить сообщество Папой Александром IV в качестве Великого магистра.

Орден Святого Георгия

Орден Святого Георгия - это рыцарский орден Венгрии , созданный королём Карлом Робертом в 1326 году. Причиной создания такого ордена, послужило укрепление позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской аристократии. Вся заваруха, переросла в вооружённые противостояния истинного государя с баронами. В этой борьбе, Карлу Роберту приходилось стойко придерживаться своей титульной позиции, на которую покушалась сторонняя знать. Множество дворян поддержало короля и его взгляды.
Демонстрационным мероприятием, выделяющим официальное начало открытие ордена, послужил рыцарский турнир. Количество рыцарей Святого Георгия не превышало 50. Они принимали клятвенную присягу служить верой и правдой своему королю, оберегать церковное ремесло от еретиков и язычников, а также защищать слабых от подлых врагов и захватчиков. Новых воинов, принимали только с соглашением всех членов сообщества. Орден в отличии от многих, не имел Великого магистра. Зато у Святого Георгия имелся канцлер, а также светский и духовный судья.
Символикой ордена, служил красный щит с нанесённым на нём белым, двойным крестом.