Функциональное состояние человека и актуальная работоспособность. Виды и характеристика функциональных состояний

  • Дата: 21.04.2019

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

(англ. functional state of man ) - интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии Ф. с. ч. рассматривается как состояние органов, отдельных систем или организма в целом. В отличие от этого в психологии труда , инженерной психологии и эргономике Ф. с. ч. анализируется на уровне работающего человека.

Реализация психологического подхода к трактовке Ф. с. ч. основывается на принципах системно-структурного анализа, в котором выделяются след. основные уровни представленности Ф. с. ч.: поведенческий, психофизиологический, психологического обеспечения деятельности и субъективно-рефлексивный. В соответствии с этим выделяются основные группы диагностических средств и методов, используемых для оценки Ф. с. ч. Обобщенная характеристика Ф. с. ч. дается на основе процедур интеграции разноуровневых показателей (процедуры распознавания образов, регрессионный анализ, корреляционный и факторный анализы , многомерное шкалирование и др.).

Классификации Ф. с. ч. строятся на основе разных прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды Ф. с. ч.; разрешенные и запрещенные; острые, хронические и пограничные. К числу основных качественно специфичных классов Ф. с. ч. относятся состояния оптимальной работоспособности , , , разные формы физиологического и психологического стресса , экстремальные состояния. Разработка и использование методов оценки, прогнозирования и оптимизации Ф. с. ч. - один из ключевых моментов в проведении психологической работы в прикладных условиях. (А. Б. Леонова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА - (англ. functional state of man) – интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Уровни… …

    Функциональное состояние - Уровень состояния физиологических функций, меняющийся в зависимости от характера и условий деятельности человека Источник …

    Фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее … Большая психологическая энциклопедия

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА - интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее организации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей интегративной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур … Психомоторика: cловарь-справочник

    Функциональное состояние организма - Обобщенная характеристика состояния человека, определяемая степенью интеграции уровней активности различных физиологических систем организма в осуществлении жизнедеятельности: чем надежнее интеграция, тем выше функциональные возможности организма … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Транс (психическое состояние) - У этого термина существуют и другие значения, см. Транс. Транс (от фр. transir оцепенеть) ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное… … Википедия

    ГОСТ 12.4.061-88: Система стандартов безопасности труда. Метод определения работоспособности человека в средствах индивидуальной защиты - Терминология ГОСТ 12.4.061 88: Система стандартов безопасности труда. Метод определения работоспособности человека в средствах индивидуальной защиты оригинал документа: Работоспособность Способность человека к активной деятельности,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Официальная терминология

    Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) - 3.3. Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Влияние гипогеомагнитных условий на функциональное состояние ЦНС крыс , Гуль Елизавета Виктор. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В монографии с помощью современных стандартных тестов и с помощью специально разработанных методов… Купить за 8338 руб
  • Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года , О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В…

Утомление - это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы. Данное определение отражает три обязательных признака утомления: во-первых, уменьшение работоспособности; во-вторых, предшествующая длительная или напряженная работа; в-третьих, уменьшение в работоспособности является временным, обратимым. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные виды режима работы: поддержание минутного объема крови за счет учащения сердца вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции осуществляются с вовлечением большого числа мышечных групп; при ослаблении силы сокращения отдельных мышц нарушаются сила и скорость сокращений, устойчивость вегетативных функций, процессы высшей нервной деятельности. Вследствие этого замедляется темп работы; нарушаются точность, ритмичность, координация движений; возрастает физиологическая стоимость работы; изменяется характер протекания психических процессов; снижается сенсорная чувствительность: возрастают абсолютные и дифференциальные пороги; увеличивается время реакции, однако может возрасти скорость ответов с увеличением числа ошибок. Страдает внимание - сужается объем, нарушается переключение, распределение, нарушается сознательный контроль за деятельностью. Затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, страдает кратковременная память. Ухудшается эффективность процессов мышления за счет преобладания стереотипных способов, когда требуется принятие новых решений.

Утомление выражено и в субъективных переживаниях человека. С разной степенью осознанности воспринимается состояние физиологического и психического дискомфорта: потливость, одышка, тремор, нелокализуемые боли, нарушение характеристик внимания, дефекты мышления и памяти, расстройства в сенсорной сфере, ослабление воли. При сильных степенях утомления наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему. Медицинские показатели утомления - травматизм и производственно обусловленные заболевания. Экономические - снижение качества и количества труда. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, что находит свое отражение в сознании в виде ощущения внутреннего препятствия и желания прекратить работу, которое называется усталостью. Усталость - психическое явление, переживание, вызываемое утомлением. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем о начинающемся утомлении». Последнее определяет у человека защитную реакцию - отказ от деятельности, отдых. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека, однако это не снимает утомления, а лишь отдаляет его.

Развитие утомления обусловлено влиянием двух групп факторов. Во-первых, развитие тормозных процессов в ЦНС, во-вторых, нарушение обменных процессов и уменьшение энергетических ресурсов в работающих органах и тканях. Теоретическое обоснование этих представлений заключается в следующем. При любой деятельности на нервные центры ложится большая работа по переработке потоков возбуждений, связанных с формированием управляющих команд на основе следов предыдущих раздражений и сигналов, идущих в кору во время работы (обратная афферентация). Также от органов и тканей в ЦНС идут сигналы, отражающие химические сдвиги в их работе. Кроме этого, факторами утомления являются наступающие при длительных и интенсивных нагрузках изменения во внутренней среде организма, в частности сдвиги физико-химических свойств крови, накопление продуктов обмена в крови, уменьшение количества сахара - гипогликемия. Эти сдвиги снижают работоспособность нервных центров как непосредственно в связи с изменением внутренней среды, к состоянию которой корковые клетки весьма чувствительны, так и опосредованно, путем раздражения различных рецепторов. В зависимости от конкретных условий на первый план в развитии утомления выступают различные факторы.

Состояние нервных центров определяется во время работы тремя основными факторами: расходованием энергетических ресурсов, восстановлением их по ходу работы, процессами торможения. Происходящее при работе нервных клеток нарастание процесса расходования ресурсов сопровождается усилением процесса восстановления, идущего по ходу работы. Исследования биохимиков показали, что процесс расщепления всегда вызывает усиление реакции, производящей синтез, поэтому в работающей ткани процесс восстановления идет быстрее, чем в покоящейся. Значит, не-верно считать, что с самого начала работы функциональные ресурсы организма неуклонно снижаются. В начальной стадии деятельности приходящие потоки афферентных возбуждений тонизируют корковые центры, повышают их возбудимость. Материальной основой этих благоприятных сдвигов является активация восстановительного процесса. В этом состоит процесс врабатывания, благодаря которому работоспособность повышается. Работоспособность - это поддержание заданного уровня деятельности в течение определенного времени .Во второй стадии расход ресурсов примерно равен восстановительным процессам. Это стадия устойчивой работоспособности. В тех случаях, когда работа является достаточно интенсивной или длительной, в ходе дальнейшей деятельности может отмечаться нарастание процессов расходования ресурсов, недостаточно компенсируемых восстановительным процессом. Если разрыв между ними становится значительным, начинается третья стадия - процесс охранительного торможения. Появление тормозного процесса в нервных центрах вызывает необходимость дополнительного волевого усилия. Эти изменения находят свое отражение в сознании в виде ощущения усталости и желания прекратить работу.

В практическом отношении нельзя рассматривать утомление как только вредное и отрицательное явление. В смысле понижения продуктивности работы утомление действительно можно считать нежелательным. Однако лежащий в основе утомления процесс расходования функциональных ресурсов является мощным стимулом восстановительных процессов, которые в период отдыха не только возвращают исходный уровень, но и поднимают функциональный потенциал выше исходного. Без утомления, т. е. без возникновения затруднений в функционировании систем организма, не будет и должного воздействия, в ответ на которое организм мобилизует приспособительные реакции, повышает функциональный потенциал. Поэтому вопрос профилактики утомления стоит, во-первых, в плане отдаления утомления и, во-вторых, в плане стимуляции процесса восстановления.

Есть меры, которые дают устойчивое и длительное повышение работоспособности, т.е. воздействующие на ее общий уровень; и меры, применяемые для временной стимуляции, т. е. воздействующие на наличное состояние работоспособности. К мерам повышения работоспособности относят рациональное использование возможностей упражнений, т. е. правильное профессиональное обучение. Данный путь обеспечивает повышение общего уровня работоспособности. Важнейшее значение имеет рациональный режим труда и отдыха, обеспечивающий повышение как общего уровня работоспособности, так и ее наличного состояния. К мерам стимуляции наличного уровня работоспособности относят меры, отдаляющие утомление и ускоряющие отдых. Повышение работоспособности нервных центров достижимо двумя путями: усилением восстановительного процесса по ходу работы и ослаблением охранительного торможения. Первый путь представляет истинную стимуляцию, так как увеличивает функциональный потенциал, второй - ложную, поскольку внешнее увеличение работоспособности достигается дорогой ценой, за счет глубокого снижения ресурсов организма. Существует ряд стимулов, отдаляющих утомление: меры эмоциональной стимуляции, влияние афферентных раздражений, методы активного отдыха, использование химических стимуляторов.

Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т. е. снижением внешней стимуляции. Монотония чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод чувств». Проявлением рабочей монотонии является притупление остроты внима,-ния, ослабление способности к его переключению,-снижение бдительности, сообразительности, ослабление воли,~появле-ние сонливости. При этом возникает неприятное эмоциональное переживание, заключающееся в стремлении выйти из этой обстановки. Все эти явления быстро исчезают при вхождении человека в нормальную внешнюю среду.

При анализе природы монотонии следует учитывать два обстоятельства: во-первых, четко различать работу, которая по ее объективным показателям относится к монотонной; во-вторых, субъективное отношение и различные психические состояния, вызываемые этой работой у отдельных лиц. В частности, некоторые виды труда имеют признаки , позволяющие называть их, независимо от субъективной оценки, монотонными видами труда . К числу таких признаков относят:

высокую частоту повторения трудовых действий;

непродолжительный временной цикл выполнения операций;

малоэлементный количественный состав операции;

структурное однообразие трудовых действий;

простоту трудовых действий.

Это признаки преимущественно тех работ, где ведущую роль играет энергетический фактор, т. е. работа с выраженным физическим компонентом. Те же работы, где преобладает информационный фактор, т. е. требуется напряжение сенсорных механизмов и определенных психических функций, считают монотонными, если они: связаны с длительным пассивным наблюдением; имеют недостаток притока сенсорной информации; имеют ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей. При видах труда, для которых характерна сенсорная монотония (операторы, водители транспорта), возникает состояние пониженной бдительности, которое выражается в притуплении внимания, контроля и самоконтроля, замедлении процессов восприятия, двигательных реакций. Частым спутником пониженной бдительности является появление сонливости, которое возникает обычно через 40-60 мин. после начала деятельности.

Состояние монотонии является результатом коркового торможения. Могут быть две причины его возникновения: усиление тормозной активности ретикулярной формации (РФ), т.е. активное торможение, и снижение активирующих влияний РФ на кору, т. е. пассивное торможение. В обоих случаях результатом будет падение возбудимости корковых центров вследствие развития охранительного торможения. Источником этих изменений в ЦНС является как однообразная деятельность с низкими затратами энергии, так и дефицит сенсорной информации. В итоге нейрофизиологический конфликт: с одной стороны, снижение активности ЦНС, с другой - необходимость поддержания определенного уровня бодрствования, активации, т. е. нервного напряжения, так как нельзя бросить работу. Такая ситуация ведет к возникновению невротических реакций, отрицательных эмоций, таких как чувство недовольства, депрессия, снижение мотивации и интереса к труду. Более устойчивы к монотонии лица со слабой НС относительно возбуждения, с инертными нервными процессами. Чаще это интроверты с низкой тревожностью. Наоборот, менее устойчивы к монотонии лица с сильной НС, высокой подвижностью нервных процессов. Это общительные лица, экстраверты, эмоционально неустойчивые, с высокой тревожностью (высокий нейротизм).

Диагностика монотонии . Состояние монотонии характеризуется снижением психофизиологической активности в виде субъективных и объективных признаков, т. е. психологических и физиологических показателей. К физиологическим показателям относят, во-первых, показатели работоспособности (количество и качество труда) и, во-вторых, изменения в ряде физиологических процессов и функций. Это снижение возбудимости и лабильности зрительного анализатора, увеличение латентных периодов зрительно-моторных реакций, развитие тормозных процессов в ЦНС с выраженными фазовыми явлениями, изменение электрической активности мозга, снижение тонуса симпатического отдела НС и увеличение тонуса парасимпатического отдела НС - падение кровяного давления, аритмия, снижение частоты дыхания, пульса и температуры тела; уменьшение потребления кислорода. Монотонная работа вызывает комплекс психических переживаний, определяющих субъективный фон трудовой деятельности. Отмечают следующие субъективные признаки монотонии: возникновение равнодушно-апатичного состояния, падение интереса; скука, переходящая в чувство усталости; сонливость или дремота. Сонливость при монотонной работе проявляется в кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром, наступает внезапно и столь же быстро восстанавливается. В системе детерминант, определяющих отношение человека к работе, одно из первых мест занимает монотонность труда. По данным многих исследователей, на монотонность как главную причину неудовлетворенности трудом ссылается 30-35% опрошенных. Критерий динамики субъективного чувства усталости: субъективная усталость, связанная с монотонной работой, начинает проявляться раньше объективных признаков утомления (снижение производительности, ухудшение качества).

При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены: на повышение уровня активации ЦНС; увеличение эмоционального тонуса, мотивации субъекта; обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки; устранение объективных факторов монотонности труда. В качестве организационных мер рекомендуют проведение чередования производственных операций, создание рациональных режимов труда и отдыха, когда на отдых отводится от 8 до 30% рабочего времени. Психологические меры: обеспечение условий для проявления чисто личностных, субъективных приемов и способов, ослабляющих влияние монотонного труда (возможность межличностных контактов и речевого общения, решение вопросов экономии и рационализации движений); стимулирование интереса к самому труду и его результатам, усиление целевой направленности труда, привлечение работника к организации труда, поощрение инициативы.

Функциональные состояния относятся к группе праксических (от лат. praxis - дело, деятельность) психических состояний, выступая результатом включения субъекта в деятельность, в ходе которой они формируются и активно преобразуются, оказывая при этом влияние на успешность реализации данной деятельности.
Совокупность внутренних функциональных возможностей субъекта труда определяется понятием работоспособности. А.Б. Леонова и В.И. Медведев рассматривают работоспособность субъекта труда на трех уровнях.
На физиологическом уровне учитывается состояние здоровья, особенности обменных процессов, а также нейродинамические свойства субъекта. Неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводит к снижению работоспособности человека за счет активизации адаптационных процессов.
При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне рассматривается функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим выполнение трудовых задач (режим труда и отдыха, рабочая поза, трудовая нагрузка). Изучению подлежат трудовая мотивация и включенные в трудовую деятельность психические процессы (перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные и др.).
Работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне характеризуется его опытом, навыками, стилем деятельности, приспособительными стратегиями поведения.
Психодиагностика функциональных состояний осуществляется на основе следующих принципов:
1. Системности (функциональное состояние понимается как система, состоящая из различных подсистем, обеспечивающих реализацию конкретной деятельности).
2. Комплексности (в процессе психодиагностики учитывается комплекс показателей: психологических, психофизиологических, деятельностных).
3. Динамичности (изучаемые состояния подлежат изменению в контексте выполняемой деятельности).
4. Прогностичности (результаты диагностики должны позволять предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека).
При оценке функциональных состояний целесообразно учитывать физиологические и психологические показатели.
Физиологические методы дают возможность объективной диагностики состояния, соотнесения психологических явлений с органической основой. Прежде всего, оценке подлежат частота пульса, дыхания, кровяное давление, температура тела. Полученные данные могут быть дополнены электрофизиологическими показателями:
. электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - индикатор уровня активации головного мозга;
. электрокардиограмма (ЭКГ) - оценка возбудимости сердечной мышцы;
. электромиограмма (ЭМГ) - показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц;
. кожно-гальваническая реакция (КГР) - индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга;
. реоплетизмограмма (РПГ) - показатель сосудистого тонуса и уровня кровоснабжения органа.
Психологические методы оценки функциональных состояний включают в себя субъективные опросники и шкалирование. Опросники обычно рассчитаны на диагностику строго определенного состояния (стресс, утомление, монотония), т.е. заранее предполагается наличие определенного вида состояния. Применение шкал для изучения состояний основывается на оценке переживаний, возникающих в процессе того или иного состояния. Использование данного метода дает возможность получить количественную оценку изучаемого признака, однако трудность дифференцирования и анализа признаков может быть связана с уровнем подготовки исследователя. Исходя из понимания функционального состояния как интегральной характеристики человека, целесообразно применять комплекс методов, объединяющий достоинства всех подходов.
К основным функциональным состояниям относятся утомление, мо- нотония, готовность к деятельности и др.
Утомление - это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, изменениях физиологических функций, сопровождающееся чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.
С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность, координация движений, возрастает физиологическая стоимость работы, снижается сенсорная чувствительность, изменяется характер протекания психических процессов (сужается объем, нарушается переключение, распределение внимания, затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, ухудшается эффективность процессов мышления).
При сильном утомлении наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, что может приводить к ощущению внутреннего препятствия и желания прекратить работу.
Субъективное переживание утомления выражается в понятии усталости. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем» о начинающемся утомлении. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека, что, однако, не снижает утомления, а лишь отдаляет его. Динамика развития утомления представлена в табл. 5.

В практическом отношении утомление нельзя рассматривать только как вредное или отрицательное явление. Понижение продуктивности работы как следствие утомления действительно можно считать нежелательным. Однако лежащий в основе утомления процесс расходования функциональных ресурсов является мощным стимулом восстановительных процессов, которые в период отдыха не только возвращают исходный уровень ресурсов, но и поднимают функциональный потенциал выше исходного.
Профилактика утомления может осуществляться для отдаления момента его наступления, а также с целью стимуляции процесса восстановления. Активный отдых и ночной сон, как правило, полностью снимают ощущение усталости. Однако в случаях, когдп не наблюдается возвращение к исходному уровню и человек продолжает работать, возникает явле-ние аккумуляции. Накопление остаточного утомления приводит к развитию переутомления, которое сопровождается невозможностью продолжения работы.
Индивидуальные особенности человека (физическое развитие, состояние здоровья, возраст, мотивация, волевые качества) влияют на то, как он переживает утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.
В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, оказывающее отрицательное воздействие на работоспособность человека.
Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.
Состояние монотонии вызывается однообразием выполняемых движений и действий, приводя к преждевременному утомлению. Монотонные виды деятельности характеризуются следующими особенностями:
. высокая частота повторения трудовых действий;
. непродолжительный временной цикл выполнения операций;
. малоэлементный количественный состав операций;
. структурное однообразие и простота трудовых действий;
. необходимость длительного пассивного наблюдения;
. недостаток притока сенсорной информации;
. ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей.
Под влиянием переживания монотонии человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Проявлением рабочей монотонии (в деятельности операторов, водителей транспорта) является возникновение состояния пониженной бдительности, которое выражается в притуплении внимания, контроля и самоконтроля, замедлении процессов восприятия, двигательных реакций, появлении сонливости.
Важным вопросом в понимании природы состояния монотонии является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность, в то время как монотония, наоборот, снижает ее.
При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены на повышение уровня активации центральной нервной системы, эмоционального тонуса, мотивации субъекта, обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки, устранение объективных факторов монотонности труда.
Состояние психологической готовности к деятельности характеризуется мобилизацией человека, обеспечивающей эффективное выполнение определенной деятельности.
М.И. Дьяченко и Л.А Кандыбович выделяют общую и ситуативную (временную) готовность. Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности, на основе которых возникает состояние готовности к выполнению текущих задач деятельности. Ситуативная готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент.
Общая и ситуативная психологическая готовность являются целостными образованиями и включают в себя следующие компоненты:
. мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха);
. познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
. эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
. волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
В частности, в условиях дефицита информации (аварийная ситуация) психологическая готовность человека определяет успешность его поведения. Для формирования требуемого уровня готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую, а также способность к прогнозированию и предвосхищению. Предупредить скованность помогает формирование самоконтроля, который предполагает способность вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоконтроля увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.
К профилактическим мероприятиям по поддержанию работоспособности на оптимальном уровне относятся использование физиологически рациональных перерывов на отдых, светоцветовое и музыкальное воздействие, приемы нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, специализированной гимнастики.

Функциональные состояния

Функциональные состояния в структуре поведения.

Функциональное состояние - это фоновая активность центральной нервной системы, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность организма (И.II. Павлов указывал при этом на тонус коры больших полушарий или уровень ее возбудимости).

В настоящее время существует два подхода к описанию поведенческих реакций, в которых проявляются изменение функциональных состояний.

1. Функциональное состояние определяется через комплекс взаимосвязанных физиологических реакций, то есть функциональное состояние - это смена одного комплекса реакций другим.

2. Функциональное состояние определяется по результатам трудовой деятельности человека, которые рассматриваются как наиболее интегративный показатель функционального состояния.

Данные подходы не учитывают нейрофизиологические механизмы регуляции. Исследование модулирующей системы мозга (лимбическая система и ретикулярная формация) позволяет выделить ее в особую систему, которая имеет несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий и психологический (субъективный). Выражение активности данной системы и является функциональное состояние.

Таким образом, функциональное состояние - это

психофизиологическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы.

Определение функционального состояния через поведенческие реакции приводит к ее отождествлению с понятием уровня бодрствования.

Уровень бодрствования - это поведенческое проявление различных уровней функционального состояния (от сна до крайнего возбуждения).

Функциональное состояние в отношении поведения выполняет прежде всего операционную функцию. Оно включено в состав целенаправленного поведения как средство для его успешного осуществления. Вместе с тем функциональное состояние может выступать в качестве цели поведения.

Конкретное функциональное состояние зависит от целого ряда факторов:

Мотивация;

Общий уровень сенсорной нагрузки;

Исходный уровень активности нервной системы;

Индивидуальные особенности организма.

Нейроанатомия функциональных состояний. В регуляции функциональных состояний принимают участие следующие образования центральной нервной системы.

Активирующая ретикулярная формация. Принимает участие в регуляции цикла сон-бодрствование, смещая проявление функционального состояния в сторону бодрствования. Ее деятельность имеет значение для пробуждения.

1. Задние отделы гипоталамуса. Их работа обусловливает поведенческую активацию. При повреждении гипоталамуса и сохранении целостности ретикулярной формации наблюдается проявление сопливости, в то время как по ЭЭГ регистрируются токи, характерные для фазы активного бодрствования, и наоборот.

2. Таламус. Благодаря наличию генерального пейсмекера он оказывает угнетающее действие па кортикальную возбудимость, в результате чего наступает сон. Помимо этого за счет наличия диффузно проекционной системы таламус оказывает активирующее влияние на кору.

3. Лобная кора сдерживает чрезмерное возбуждение центральной нервной системы благодаря тормозному влиянию на ретикулярную формацию.

Изменение функционального состояния отражается в виде грех типов реакций: двигательных, вегетативных и электроэнцефалографических. Двигательные реакции отражают уровень двигательной активности и тонуса. Вегетативные показатели отражают активность органов и систем (артериальное давление, пульс, частота дыхания, кожно-гальванический рефлекс и т.д.).

Стресс. Теория стресса Г. Селье. Стресс - это напряжение, возникающее при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации.

Основоположник учения о стрессе канадский физиологи Ганс Селье рассматривал стресс в качестве ответной реакции организма на любое предъявляемое организму неспецифическое раздражение. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Основное значение стресса для организма - адаптация к действию экстремальных факторов. В связи с этим стресс может быть «хорошим» - эустресс - способствует выработке определенных адаптивных параметров организма, и «плохим» - дистресс - вызывает развитие дисфункций органов и систем.

Факторы, вызывающие стресс называется стрессорами. В зависимости от их природы стрессоры бывают физиологические и психические. В соответствии с типом стрессора развивается физиологический и психический стресс. В свою очередь психический стресс может быть информационным (вызывается избытком информации) и эмоциональным (вызывается сенсорными воздействиями).

Биологические проявления стресса были изложены в разработанной Г. Селье гипотезе общего адаптационного синдрома. В его развитии выделяют следующие стадии:

Стадия тревоги. Характеризуется мобилизацией всех защитных реакций организма. При этом наблюдается активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, и, как следствие, стимуляция деятельности симпатической нервной системы, что приводит к резкому увеличению работоспособности и способности к анализу информации. На данной стадии при действии стрессора очень большой мощности может произойти смерть из-за ограниченности резервов организма;

Стадия резистентности. Характеризуется устойчивостью реакций организма к действию стрессора. В данную стадию наблюдается поддержание физической и умственной активности на достаточно высоком уровне; если действие стрессора не прекращается, то наступает стадия истощения, характеризующаяся снижением работоспособности до уровня ниже исходного. На данной стадии возможно развитие различных патологических процессов, а в некоторых случаях – гибель организма.

В физиологическом плане реакция на стресс выглядит следующим образом. Стрессор через сенсорные системы и кору больших полушарий воздействует на гипоталамус. В его клетках происходит активация синтеза норадреналина, который активирует соответствующие элементы лимбико-ретикулярной системы, действующие возбуждающе на симпатические центры. При этом в мозговом слое надпочечников происходит выброс смеси адреналина и норадреналина, которые через гематоэнцефалический барьер проникают в определенные участки гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы.



На устойчивость к стрессу оказывают влияние следующие факторы:

Возраст;

Тренированность организма;

Наличие или отсутствие патологических процессов в организме;

Фармакологические средства.

Сон. Стадии сна. Теории сна. Вес живые организмы подвергаются определенным циклическим изменениям физиологической активности, вызываемым различными внешними процессами (смена дня и ночи, сезонов и т.д.). Эти изменения получили название биологических ритмов. В зависимости от продолжительности цикла различают суточные, циркадные, сезонные и др. виды биологических ритмов. Смена сна и бодрствования - это одно из поведенческих проявлений внутреннего суточного ритма организма.

Сон - это адаптация, проявляющаяся в подавлении активности в период наименьшей доступности пищи, угрозы резких колебаний внешних условий и максимальной опасности со стороны хищников. Сои рассматривают в качестве особой формы торможения.

Сон человека - это состояние избирательного торможения процессов ВНД, которое возникло как защитная неподвижность в ночное время.

Сон снижает ежедневные метаболические затраты, навязывая организму смену деятельности, и является выражением внутренней инстинктивной потребности.

Сон может быть монофазный (с однократным чередованием сна и бодрствования) и полифазный (частые смены периодов сна и бодрствования). Весь период сна по показаниям ЭЭГ разделен па два сменяющихся и резко различающихся состояния: медленный (медленноволновой, ортодоксальный) и быстрый (быстроволновой, парадоксальный). Считается, что медленный и быстрый сон - это два совершенно самостоятельных состояния.

Парадоксальный (быстрый) сон - это аналог закрепившегося в процессе эволюции состояния сторожевого бодрствования.

Состоянию сна предшествует период засыпания, в котором выделяют следующие стадии:

Уравнительная: все ощущения воспринимаются одинаково независимо от их реальной силы;

Парадоксальная: более сильные раздражители оказывают меньшее воздействие на рецепторы, чем слабые;

Тормозная: характеризуется общим торможением деятельности высших интегративных центров.

Теории сна.

1. Сосудистая теория предполагает возникновение сна в связи с изменением интенсивности кровоснабжения мозга.

2. Гистологическая теория, согласно которой чувствительные нейроны во время сна втягивают свои окончания и таким образом предотвращают воздействие внешнего мира на мозг.

3. Гуморальные теории сна.

Теория гиппотоксинов (Лежандр, Пьсрон, 1910) - в течение дня накапливаются токсические вещества (С0 2 , карбоновые кислоты, холестерин), которые нейтрализуются за время сна;

Теория веществ сна (Монье) - к моменту засыпания в мозгу повышается синтез биологически активных веществ - ГАМК, ацетилхолина, серотонина;

4. Нервные теории.

Теория Гесса, согласно которой гипногенной структурой мозга является гипоталамус;

Согласно теории Павлова сон связан с деятельностью коры головного мозга и возникает в результате иррадиации торможения, то есть сон - форма внутреннего торможения;

Корково-подкорковая теория, предложенная П.К. Анохиным, утверждает, что в результате наступления сна происходит снижение тормозных влияний фронтальной коры на структуры таламуса и гипоталамуса, которые, в свою очередь, уменьшают количество поступающих к коре афферентных импульсов.

5. Информационная теория (Н. Винер) базируется на предположениях о том, что в течение дня мозг накапливает огромный объем информации, который перерабатывается во время сна.

Нейрофизиологические механизмы фаз сна. В настоящее время установлено, что в регуляции сна принимают участие как нервные, так и гуморальные механизмы. Медленный и быстрый сон формируются благодаря работе структур ствола мозга (продолговатый мозг, мост, средний мозг, гипоталамус) и проходящей через него ретикулярной формации. Причем медленный сои связан с повышением уровня серотонина в ядрах шва продолговатого мозга, а быстрый сон - с активизацией катехоламинэргических нейронов голубого пятна и ретикулярной формации среднего мозга.

Парадоксальный сон ярко представлен у новорожденных. Симптомы медленного сна появляются лишь спустя несколько дней. В это же время устанавливается и периодичность сна. Характерной чертой парадоксального сна является возникновение быстрых движений глаз. Одновременно с этим сильно снижается тонус скелетных мышц. На этом фоне могут проявляться движения отдельных групп мышц. В состоянии быстрого сна наблюдается так называемая «вегетативная буря» - учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, усиление гормональной активности. В стадию медленного сна таких изменений не происходит.

Во время медленного сна в ЭЭГ регистрируются медленный высокоамплитудный дельта-ритм. По мере перехода в стадию быстрого сна дельта-ритм сменяется более быстрым бета-ритмом, а затем низкоамплитудной нерегулярной активностью с непостоянными редкими группами альфа-ритма (альфа-ритм характерен для спокойного бодрствования и дремоты).

У взрослых в течение ночи наблюдается 4-6 циклов быстрою сна длительностью каждый по 20 мин. Продолжительность сна и соотношение фаз сна с возрастом меняется. Так новорожденные дети спят до 20 ч в сутки, причем на долю быстрого сна приходится около полвины времени, у взрослых сон составляет 8 часов, а быстрый - около 1,5 часа. В пожилом возрасте длительность сна и периоды глубокого медленного сна сокращаются. Считается, что медленный сон необходим для восстановления функций соматических органов, а быстрый - для восстановления работоспособности клеток коры мозга.

Во время медленного сна могут возникать приступы снохождения (сомнамбулизм) и кошмары, а во время быстрого сна - сновидения.

Сновидения. Патологические формы сна. Сновидения определяются различными факторам: интеллектуальным уровнем, степенью утомления, пол, возраст, профессия, пережитые или предполагаемые события и т.д. У большинства людей сны носят зрительный характер. У музыкантов сновидения слуховые, а у слепых - осязательные. В целом сновидения отражают имеющиеся у человека проблемы, а материалом является конкретный индивидуальный опыт. И.М. Сеченов называл сновидения «небывалыми комбинациями бывалых событий». Сны возникают в среднем 4-6 раз за ночь. Если пробуждение происходит в стадию быстрого сна, то описать увиденное во сне возможно детально и достаточно эмоционально (70 - 90% людей). После пробуждения в стадию медленного сна вспомнить его содержание удается не всегда.

В.М. Бехтерев считал, что сновидения развиваются из того же источника, что и внутренние переживания во время бодрствования.

Согласно З. Фрейду во время сна происходит удовлетворение тех потребностей, удовлетворение которых не было завершено при бодрствовании.

Сновидение, фактически, - это мысль, совершаемая в виде визуальных образов, аудиальных образов, кинестетических переживаний.

К патологическим формам сна, в первую очередь, относят летаргический сон, или летаргию. Летаргия (мнимая смерть, малая жизнь, истерический сон) - состояние патологического сна с более или менее выраженным ослаблением или отсутствием реакции на звуковые, тактильные и болевые раздражения. Причины возникновения летаргического сна до сих пор не установлены.

Приступ летаргии возникает внезапно и также заканчивается. В некоторых случаях наблюдаются так называемые предвестники (ухудшение самочувствия, поведения), летаргический сон может длиться от нескольких часов до нескольких лет.

В легких случаях летаргии наблюдаются неподвижность, расслабление мышц, ровное дыхание, иногда вздрагивание век. Сохраняется возможность дыхания. В ответ на раздражения следуют глотательные и жевательные движения. Восприятие окружающего может быть частично сохранено. В тяжелых случаях наблюдается картина мнимой смерти: холодная, бледная кожа, отсутствие реакции зрачков на свет, дыхание и пульс практически не определяются, сильные болевые раздражения не вызывают реакции. В течение нескольких суток больные не едят, не пьют, прекращается выделение мочи и кала. Наступает потеря в весе, обезвоживание.

Помимо патологических нарушений сна могут наблюдаться нарушения сна и бодрствования. К нарушениям сна относят бессонницу (инсомнию) и нарушения состояния бодрствования (гиперсомния).

Особую роль в возникновении лих процессов играют нарушения функций мозговых интегративных систем, расположенных в лимбико-ретикулярном комплексе, которые обеспечивают нормальную смену фаз сна

и бодрствования. Инсомния является следствием избыточной активации восходящих систем ретикулярной формации, а также нарушения деятельности синхронизирующих систем мозга (бульбарные центры ствола мозга, преоптическая зона гипоталамуса и ядра таламуса). В основе развития гиперсомнии лежат церебральные нарушения, сопровождающиеся недостаточностью восходящих активирующих систем ретикулярной формации.

Очень часто расстройства сна и его патологические формы являются симптомами психических заболеваний.

Гипноз. Гипноз - это сноподобное состояние с сохранением речевой связи (рапорта) гипнотизера с гипнотиком. Различают три стадии гипноза:

Сонливость, при которой гипнотик может противостоять словесному внушению и открыть глаза;

Гипотаксия, легкий сон, когда гипнотик не может открыть глаза и подчиняется внушению;

Сомнамбулизм, глубокий сон, когда гипнотик полностью подчиняется гипнотизеру. Эта стадия характеризуется амнезией (забыванием предыдущих событий) после пробуждения.

Есть совершенно разные теории гипноза, например, идущие от Павлова представления о гипнозе как сне, торможении сознания, от понятия "доминанты" Ухтомского, есть психоаналитические трактовки гипноза, идущие от Фрейда, Френса, когда гипноз рассматривается как возрастной регресс и форма мазохистского переживания, когда гипнотизер воспринимается отцом или матерью инфантильного существа пациента. Есть теория ролей, когда истероидный пациент осознанно играет роли, которые фактически от пего требует гипнотизер. То есть, когда человек находится в глубоком трансе, и ему говоришь какие-то слова, например, слово "лес", то он в это время как бы не слышит слова, которые ему говоришь. Он не слышит слово "лес". Но он слышит, как птицы поют, он слышит шум ветра. Он видит деревья, он чувствует запахи леса. То есть, сознанию информация презентируется в первую очередь в наглядно-чувственной форме. А речь как бы уходит совсем, совсем на второй план. Вот это характерно для всех измененных состояний сознания. И для состояния сна.

В измененных состояниях сознания наблюдается феномен гипермнезии. Все, что попадает в поле зрения, можно вспомнить. Человек может заново переживать ситуации прошлого, словно это происходит сейчас. Мозг не теряет информацию. Но она попадает в пассивный запас памяти. Была создана такая методика, которая позволяет извлекать информацию из пассивного запаса памяти и переводить в активный запас.

Особенность трансовых состояний в том, что здесь смыслы презентируются сознанию не в форме продуктов вербального мышления, не в словах, а в ощущениях. Вот когда читаешь увлекательную книгу - это тоже трап со вое состояние. Но ведь не видишь же ни строчки, пи абзацы. Забываешь, где ты находишься. Полностью погружен в движение переживаний, в динамику эмоций, ощущений. Состояния типа вдохновения -это гоже типичный пример измененных состояний сознания.

Гипнабельность, то есть подверженность гипнозу, а так же степень и вид внушаемости, зависят от возраста, пола, здоровья, усталости, интеллекта, темперамента и т.д.

Как правило, более гипнабельными оказываются люди более общительные, свободные, раскованные в общении, уверенные в себе, те, кто могут хорошо проигрывать различные психические состояния, у кого волевые качества лучше, люди художественного типа.

Исследование и оценка функционального состояния си-стем и органов проводится путём использования функциональных проб . Они могут быть одномомент-ными, двухмоментными или комбинированными.

Пробы проводят с целью оценки реакции организма на нагрузку в связи с тем, что данные, полученные в состоянии покоя, не всегда отражают резервные возможности функциональной си-стемы.

Оценку функционального состояния систем организма про-водят по следующим показателям:

  • качество выполнения физической нагрузки ;
  • процент учащения пульса, частота дыхания;
  • время возвращения к исходному состоянию;
  • максимальное и минимальное артериальное давление;
  • время возвращения артериального давления к исходным данным;
  • тип реакции (нормотоническая, гипертоническая, гипото-ническая, астеническая, дистоническая) по характеру кри-вых пульса, частоты дыхания и артериального давления.

При определении функциональных возможностей организ-ма необходимо учитывать все данные в комплексе, а не отдель-ные показатели (например, дыхания, пульса). Функциональные пробы с физическими нагрузками следует подбирать и при-менять в зависимости от индивидуального состояния здо-ровья и физической подготовленности .

Применение функциональных проб позволяет достаточно точно оценить функциональное состояние организма, трени-рованность и возможность использования оптимальных фи-зических нагрузок.

Показатели функционального состояния ЦНС весьма важ-ны при определении резервных возможностей занимающихся. Так как методика исследования высшей нервной системы с по-мощью электроэнцефалографии является сложной, трудоём-кой, требующей соответствующей аппаратуры, изыскание но-вых методических приёмов вполне оправданно. Для этой цели могут быть использованы, например, апробированные двига-тельные тесты.

Теппинг-тест

Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно определить с помощью простой методики — выявле-ния максимальной частоты движений кисти (теппинг-теста). Для этого лист бумаги делят на 4 квадрата размером 6x10 см. Сидя за столом в течение 10 с с максимальной частотой ста-вят карандашом точки в одном квадрате. После паузы в 20 с руку переносят на следующий квадрат, продолжая выполнять движения с максимальной частотой. После заполнения всех квадратов работа прекращается. При подсчёте точек, чтобы не ошибиться, карандаш ведут от точки к точке, не отрывая его от бумаги. Нормальная максимальная частота движений кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точкам за 10 с, что указывает на функциональную лабиль-ность (подвижность) нервной системы, хорошее функциональ-ное состояние двигательных центров ЦНС. Постепенно сни-жающаяся частота движений кисти указывает на недостаточ-ную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппа-рата.

Проба Ромберга

Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы может служить статическая устойчивость, которая вы-является с помощью пробы Ромберга. Она заключается в том, что человек встаёт в основную стойку: стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (услож-нённый вариант — стопы находятся на одной линии). Опреде-ляется максимальное время устойчивости и наличие тремора кисти. Время устойчивости возрастает по мере улучшения функ-ционального состояния нервно-мышечной системы.

В процессе тренировки происходят изменения в характере дыхания. Объективным показателем функционального состояния дыхательной системы является частота дыхания. Частота дыхания опреде-ляется количеством вдохов за 60 с. Для её определения надо положить руку на грудную клетку и подсчитать число вдохов за 10 с, после чего произвести пересчёт на число вдохов за 60 с. В покое частота дыхания у нетренированного молодого челове-ка составляет 10-18 вдохов/мин. У тренированного спортсме-на этот показатель уменьшается до 6-10 вдохов/мин.

Во время мышечной деятельности увеличиваются как ча-стота, так и глубина дыхания. О резервных возможностях ды-хательной системы свидетельствует тот факт, что если в покое количество воздуха, проходящего через лёгкие в минуту, со-ставляет 5-6 л, то при выполнении таких спортивных нагру-зок, как бег, ходьба на лыжах, плавание, оно повышается до 120-140 л.

Ниже приведены тест на оценку функциональной работоспособности дыхательной системы: пробы Штанге и Генча. Следует иметь в виду, что при выполнении данных тестов большую роль играет волевой фактор. Материал с сайта

Проба Штанге

Простым способом оценки работоспособности дыхательной системы является проба Штанге — задержка дыхания на вдо-хе. Хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыха-ние на 60-120 с. Задержка дыхания резко сокращается при неадекватных нагрузках, перетренировке, переутомлении.

Проба Генча

Для этих же целей можно использовать задержку дыхания на выдохе — пробу Генча. По мере тренированности время за-держки дыхания увеличивается. Задержка дыхания на выдохе на 60-90 с — показатель хорошей тренированности организ-ма. При переутомлении этот показатель резко уменьшается.