Формула зубов взрослого человека: расшифровка. Поверхности зуба, зубная формула Международная зубная формула

  • Дата: 08.03.2020

Практически каждый взрослый человек имеет 32 зуба, являющихся постоянными. В детском возрасте их количество намного меньше - 20 зубов, которые считаются молочными. Приблизительно в 12-13 лет у подростка появляются последние коренные зубы и с этого момента их набор полноценен. Когда человек посещает стоматолога, тот осматривает его ротовую полость и проверяет на наличие заболеваний разной классификации. При их обнаружении врач обязан каким-то способом зафиксировать зубные проблемы с помощью соответствующей записи.

Почему в стоматологии используется нумерация зубов?

Каждый зуб в ротовой полости в стоматологии имеет номер, являющийся индивидуальным. Формула зубов нужна для оптимизации диагностики ротовой полости пациента. С помощью зубной формулы врачу удобно вносить записи о пациенте в его амбулаторную карту. При проведении всяческого рода стоматологических процедур конкретный зуб идентифицируется безошибочно и точно, что невероятно удобно и безопасно.

Системы обозначения

В современности непосредстенно в стоматологической области для осуществления диагностических и лечебных процедур имеется четыре формулы зубов:

  1. схема Виола;
  2. нумерация Хандерупа;
  3. формула Зигмунд-Палмера;
  4. универсальная порядковая теория, характеризуемая, как буквенно-цифровая.

Любая система является по-своему востребованной в стоматологии и врачи всего мира успешно практикуют их в своей зубной деятельности. Несмотря на это, наиболее удобной и несложной в применении является знаменитая теория Виола. Именно она применяется во всех учебных учреждениях - описываемую зубную систему рекомендовала сама ВОЗ.

Схема Виола

Буквально с 1971 года в стоматологии начала применяться формула человека Виола и пользуется былым спросом по сей день. Как уже упоминалось, именно таблица Виола рекомендована ВОЗ для применения в специализированных учебных заведениях. Особенность этой формулы заключается в том, что каждый зуб, который находится в ротовой полости, имеет номер индивидуального характера. Двухцифровая зубная формула характеризуется и тем, что зубы в ней обозначаются двумя цифрами.

Рассмотрим описываемую формулу человека максимально подробно. Каждый зуб во рту имеет номер от 1 до 8. Этот номер, в соответствии с формулой, указан в ней вторым. На первом месте указывается то число, которое маркирует зуб в квадранте челюсти. Отметим, что во рту у человека имеется 4 квадранта челюсти. Как верхняя, так и нижняя челюсть может условно разделиться на 2 части: правая относится ко второму квадранту, левая - к первому.


Схема Виола применяется и для нумерации молочных зубов. Сама теория имеет при этом несколько другой вид по той причине, что квадранты имеют совсем иные номера - 5, 6, 7, 8.

Как нумеруются постоянные зубы?

Нумерация постоянных зубов значительно отличается от нумерации молочных (подробнее в статье: нумерация зубов в стоматологии и схема их расположения). Челюсть делится на 4 части, каждая из которых имеет индивидуальное название:

  • Первая часть - десятки. Эта часть начинается с верхнего резца справа и обозначают этот зуб цифрой 11.
  • Вторая часть характеризуется двадцатками. Здесь первым выступает левый верхний резец, пронумерованный цифрой 21.
  • Третью часть именуют тридцатками. Эта часть находится на нижней челюсти с левой стороны, а первый клык в ней - зуб под номером 33.
  • Четвертая часть - сороковки. Эта часть расположена справа на нижней челюсти. То есть, отсчет начинается с клыка под номером 41.

Чтобы хорошо запомнить сегментацию крайне важно определить точку отсчета так, как требуется. Затем рекомендуется двигаться по часовой стрелке.

Молочные зубы - детская формула

Что касается детской системы для зубной нумерации, то она немного отличается от вышеописанной. Чтобы разобраться в том, какие принципы исчисления имеют молочные зубы, нужно изучить, каким образом они сменяются постоянными (рекомендуем прочитать: какие молочные зубы меняются на постоянные в первую очередь?). В целом, процесс смены зубов у детей выглядит следующим образом:

У детей, которые еще не потеряли сменные зубы, принято нумеровать их по следующему принципу:

  1. пятидесятки;
  2. шестидесятки;
  3. семидесятки;
  4. восьмидесятки.

Нумерация Хадерупа

К другой популярной нумерации в стоматологической сфере относится деление по формуле человека Хандерупа. Описываемая система характеризуется тем, что верхняя челюсть помечается знаком «+», а нижняя - знаком «-«. Зубы при этом имеют номера от 1 и до 8, причем, как на верхней, так и на нижней челюсти.

Описанная схема применяется и для нумерации молочных зубов. Для этого применяются те же значки верхней и нижней челюсти, а зубы при этом пронумерованы от 1 до 5. При обозначении молочных зубов перед номером зуба ставят 0.

Формула Зигмонди-Палмера

Она была придумана еще в далеком 1876 году, однако, эту формулу человека по-прежнему применяют для удобной нумерации во множестве стран. Как и предыдущие зубные теории, ее допустимо использовать для нумерации зубов как у взрослого, так и у ребенка.

Зубную формулу Зигмонди-Палмера еще называют квадратно-цифровой, ведь она имеет несложные обозначения и расшифровку. Постоянные зубы здесь отмечаются арабскими цифрами о 1 до 8. Что касается молочных, то тут для их обозначения используют римские цифры - от I до V.

В преобладающих случаях эта система используется ортодонтами, а также хирургами, которые имеют дело с операциями всякой сложности в челюстно-лицевом отделе.

Буквенно цифровой способ обозначения зубов

Нередко для зубной нумерации используют и универсальную формулу, основанную на комбинировании букв и цифр. Здесь все удивительно просто: буквой обозначается название зуба, а цифрой - его последовательность. Для определения конкретных зубов в этой схеме применяются исключительно английские буквы.

Резцы, находящиеся как по центру, так и по бокам, всегда обозначаются буквой I. Для обозначения клыков используется буква С. Что касается премоляров, то они отмечаются буквой Р, а моляры - М. Помимо постоянных, данная популярная формула используется и в обозначении молочных зубиков у детей. Основной плюс этой распространенной системы заключается в том, что ее легко понять даже человеку, который не разбирается в стоматологической области.

Особенности каждой из систем

Зубная формула исчисления зубов, какой бы она ни была, имеет свои особенности (рекомендуем прочитать: за какой орган отвечает какой-либо из зубов?). Например, система Зигмонди-Палмера практически никогда не применяется в тех случаях, где необходимо провести диагностику или лечение зубов. Подобное явление объясняется непосредственно тем, что эта система несовершенна, и во время ее использовании в таких целях часто допускаются ошибки. Безошибочно система Зигмонди-Палмера используется исключительно в ортодонтии, а также челюстной хирургии.

Американская система зубных обозначений также не без изъянов - здесь неудобства появляются в тот момент, когда необходимо обозначить левую или правую сторону челюсти. Именно в этом месте во время пользования данной зубной формулой случаются ошибки. То же самое можно сказать и о теории Хандерупа, которая далеко не всегда является удобной.

Максимально удобной, как было сказано выше, является формула человека Виола. Она применяется для диагностики, а также для лечения всяческих заболеваний ротовой полости (кариес, пульпит и подобное).

Для определения принадлежности зуба существует несколько схем. В нашей стране используется схема Zigmondy и схема FDI

Схема Zigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

Временные зубы обозначаются римскими цифрами по квадрантам челюстей. Формула зубов молочного прикуса будет иметь вид:

V IV III II I I II III IV V V IV III II I I II III IV V

Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

Постоянные зубы

Правая сторона

Левая сторона

квадрант 1 квадрант 2

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38

квадрант 4 квадрант 3

Временные зубы

Правая сторона Левая сторона

Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)

55 54 53 52 51 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 71 72 73 74 75

квадрант 4(8) квадрант 3(7)

Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу, начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » –

пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И »

    искусственный зуб, «I , II , III » – степень подвижности зуба

Контрольные вопросы:

    Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

    Как проводится пальпация?

    Зубная формула по ВОЗ.

    Правила записи осмотра в зубной формуле.

    Что такое карта стоматологического пациента?

Литература

    Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

    Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

    Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.

ДОПОЛ НИТЕ ЛЬ НЫЕ М Е ТОДЫ И ССЛ ЕДОВ А НИЯ: РЕ НТГ Е НОГ Р А ФИЯ, У ЗИ, ЭОД, МИОГ Р А ФИЯ, КТ, М Р Т , Т Е ПЛО ВИЗИ ОГ Р А ФИЯ.

Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

Термоме т рия метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводиться с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры для разогрева гуттаперчи.

Рентгенологическое обследование:

Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про- пускают.

Виды рентгенологическогоисследования:

      прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 109);

Рисунок 109 Прицельные внутриротовые рентгенограммы

      панорамные рентгенограммы;

      ортопантомограмма (рис.110);

Рисунок 110 Ортопантомограмма

      радиовизиоргаф (рис.111) (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

Рисунок 111 Радиовизиограф

Рен т геногра ф ические м ет оды исследования позволяют определить:

      Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

      Состояние околоверхушечных тканей

      Состояние костной ткани

      Состояние височно-нижнечелюстногосустава

      Состояние пазух

      Наличие новообразований,секвестров костной ткани

Зубная формула – это графическое отобра­жение расположения зубов в челюстях. Формула записывается в четырех квадрантах, разграниченных горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия разделяет зубы верхнего и нижнего зубных рядов, а вертикальная линия - каждый зубной ряд на правую и левую половины. Общепринято в формуле отражать положе­ние зубов у человека, обращенного лицом к исследователю (рис. 11). Используются полная и групповая зубные формулы.

Цифрой 1 обозначен медиальный резец, цифрой 2 – латеральный резец, 3 – клык, цифрами 4 и 5 обозначены премоляры, а цифрами 6, 7 и 8 – соответственно первый, второй и третий моляры.

Полная формула молочных зубов записывается следующим образом:

V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V

Цифрами I, II, III обозначаются соответственно резцы и клык, циф­рами IV и V - первый и второй моляры. Молочные премоляры и третий моляр отсутствуют.

Для обозначения отдельного зуба используется его порядковый номер с символом квадранта. Так, правый верхний второй моляр обо­значается 7‌‌ левый нижний латеральный резец 2, левый первый верхний молочный моляр IV, а правый нижний молочный клык - III .

Групповая формула отражает число зубов каждой группы в от­дельно взятом квадранте. Групповая формула постоянных зубов имеет следующий вид: 2 1 2 3. Она показывает, что в каждой половине верх­него и нижнего зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 премоляра и 3 моляра. Групповая формула молочных зубов 2102, указывает на то, что в каждой половине обоих зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 моляра; цифра 0 указывает на отсутствие премоляров.

Существует буквенно-цифровой вариант записи зубной формулы, в котором зубы обозначаются начальной буквой их латинских наимено­ваний: I 1,2 - резцы, С - клыки, Р 1,2 - премоляры, М 1,2,3 - моляры. При этом постоянные зубы обозначаются прописными, а молочные - строчными буквами. Буквенно-цифровая формула удобна для описа­ния зубов у детей в период их смены, когда присутствуют молочные и постоянные зубы.

В настоящее время у нас получает применение зубная формула,
предложенная, в 1970 году Международной федерацией стоматологов (Federation Dentairc Internationale) - FDI-system. Ее сущность состоит в обозначении каждом зуба двузначным числом, в котором первая циф­ра обозначает квадрант зубного ряда, а вторая - позицию, занимаемую
в нем зубом. Квадранты челюстей обозначаются цифрами от 1 до 4 для
постоянных зубов и от 5 до 8 - для молочных в следующем порядке:

Позицию как постоянных, так и молочных зубов в этой формуле принято обозначать арабскими цифрами.

Большинство из нас, сидя в кабинете стоматолога, слышали странные числовые термины, используемые врачами для обозначения проблемных зубов - «шестерка», «восьмерка», «тройка» и т.д. Чем обусловлен выбор такой терминологии? Тем, что современная стоматология пользуется специальной системой нумерации зубов.

Задача системы нумерации зубов - оптимизировать диагностику полости рта пациента и максимально конкретно внести полученную информацию в его амбулаторную карту.

По каким же принципам нумеруются зубы? Прежде всего, исходя из особенностей строения челюсти человека.

Каждый человеческий зуб имеет строго индивидуальную конфигурацию, обусловленную выполняемыми им каждодневными задачами. Одни зубы предназначены для откусывания пищи, а другие - для ее пережевывания.

С целью их безошибочного обозначения, так, чтобы сразу стало понятно, о каком конкретном зубе идет речь, и была придумана система нумерации.

Нумерация начинается с середины зубного ряда по направлению влево и вправо от него.

Два передних зуба или резца, задачей которых является откусывание пищи, обозначаются номером 1, а идущие следом за ними номером 2.

Клыки, размещающиеся после передних резцов, предназначены для того чтобы откусывать и отрывать особенно твердую пищу и имеют порядковый номер 3.

Попадая в ротовую полость, откушенные кусочки пищи пережевываются идущими следом за клыками жевательными зубами. Они имеют название премоляры и обозначаются цифрами 4 и 5.

А для наиболее эффективного измельчения и пережевывания пищи существуют большие жевательные зубы или моляры, рабочая поверхность которых имеет характерные бугорки. Их порядковый номер - 6, 7 и 8, называемые зубами мудрости.

Конечно, нумерация сильно облегчает их обозначение. Но как узнать в какой части челюсти находится заданный зуб: в верхней челюсти или нижней, слева или справа? Для этого человеческую челюсть визуально поделили на четыре части или сегмента.

Отсчет зубов по сегментам производится с правой стороны верхнего ряда по часовой стрелке. Таким образом, зубы находящиеся в первом сегменте (верхний ряд справа) будут называться десятками, а во втором сегменте (верхний ряд слева) - двадцатками.

На нижнем левом ряду находятся тридцатки, а в правом - сороковые. Называя обследуемый зуб, его порядковый номер добавляют к номеру сегмента, в котором он расположен. И таким образом, получается, что у каждого зуба есть свой индивидуальный номер.

Несколько иным методом нумеруют зубы в детской стоматологии, что связанно с особенностями анатомии детской челюсти. Прорезывание молочных зубов, происходящее в возрасте от 4 до 6 месяцев, совпадает со временем начала формирования зачатков постоянных зубов.

Если ребенку пятилетнего возраста сделать рентгеновский снимок челюсти, на нем будут визуализироваться и молочные, и постоянные зубы.

А так как последние уже имеют свою нумерацию с 11 по 48, то для счета молочных используют следующие десятки.

В верхнем ряду справа будут находиться пятидесятые зубы, а слева - шестидесятые. Нижний левый ряд занимают семидесятые, а правый - восьмидесятые. Так что теперь, зная особенности счета молочных зубов, родители уже не будут так удивляться заявлению врача о требующем лечения 72-ом зубе.

Видео: зубы человека

Основные системы

На сегодняшний день существует несколько основных систем нумерации.

  • Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера.
  • Система Хадерупа.
  • Международная двухцифровая система Виола.
  • Универсальная цифровая буквенная система.

Каждая из них по своему удобна и имеет свои особенности исчисления постоянных и молочных зубов.

Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера

Система Зигмонди-Палмера или, как ее еще называют, квадратно-цифровая система была принята в 1876 году и до сих пор используется для обозначения зубов у детей и взрослых.

Для счета постоянных зубов используют арабские цифры от 1 до 8, а для молочных - римские от I до V. Само исчисление начинается с середины челюсти.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Стандартная квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера чаще всего используется врачами-ортодонтами и челюстно-лицевыми хирургами.

Система Хадерупа

Система Хадерупа отличается использованием знаков «+» и «-» для обозначения верхнего и нижнего ряда зубов соответственно. А вычисление зубов по системе производится при помощи совмещения арабских чисел с данными знаками.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Хадерупа

Молочные зубы обозначают арабскими цифрами от 1 до 5 с добавлением знака «0» и, по аналогии с постоянными зубами, знаками «+» и «-».

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Хадерупа

Международная двухцифровая система Виола

Двухцифровая система Виола, принятая Международной ассоциацией стоматологов в 1971 году получила широкое распространение в стоматологической практике.

Суть данной системы заключается в делении верхней и нижней челюсти пациента на четыре сегмента (по два на каждую челюсть) по 8 зубов. Причем у взрослых нумерация сегментов исчисляется цифрами с 1 до 4, а у детей - с 5 до 8.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Виола

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Виола

При необходимости назвать тот или иной зуб его обозначают двузначным числом, где первая цифра является номером сегмента, в котором он располагается, а вторая обозначает его порядковый номер.

С чем связано широкое распространение международной двухцифровой системы Виола? Прежде всего, с отсутствием букв и сложных формул, способствующим удобству ее использования и позволяющие быстро и точно передавать информацию о пациенте по телефону, факсу, электронной почте и т. д.

Универсальная цифровая буквенная система

Принятая американской ассоциацией стоматологов (ADA), универсальная буквенно-цифровая система отличается наличием своего буквенного обозначения, которое зависит от назначения зуба (резцы, клыки, моляры), а также цифрового обозначения его последовательности в зубном ряду.

Так, буквой I обозначают резцы (по два на каждый сегмент, а всего 8), С - клыки (по одному на каждый сегмент, а всего 4), P - это премоляры, число которых составляет 8 единиц, и моляры, обозначенные буквой M, число которых при наличии зубов мудрости составляет 12 единиц.

Фото: Формула записи постоянных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Фото: Формула записи молочных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Также системой допускается исчисление зубов по сегментам с обозначением зубов, выполняющих одну и ту же функцию одним порядковым номером.

При этом, как и в системе Виола, используют число сегмента, в котором он находится, в результате чего каждый зуб приобретает свой двузначный порядковый номер.

Что касается молочных зубов, то, помимо использования буквенной формулы, их могут исчислять, начиная с правого верхнего зуба по часовой стрелке, используя при этом латинские буквы от A до K.

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра стоматологии детского возраста

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Тема: «ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ »

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола 211

Зав. кафедрой Стоматологии детского возраста

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Тумшевиц О.Н. ______________

Составитель:асс.СурдоЭ.С.

Красноярск

ЗАНЯТИЕ № 2 (IV семестр)

Тема занятия:

ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ)

Форма организации учебного процесса:

Практическое занятие.

Актуальность темы:

Первым этапом работы врача стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болезненного состояния. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зависит окончательный диагноз. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния органов полости рта. В связи с этим, важным является формирование такого порядка осмотра пациента, при котором будут учтены и зарегистрированы все факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта.

Цель занятия:

1 . Общая цель.

Научить проводить осмотр пациента с регистрацией всех факторов, влияющих на формирование стоматологического статуса пациента.

2 .Учебная цель.

Изучить анатомию челюстно-лицевой области и полости рта;

Научиться подбирать инструменты для осмотра полости рта;

Отработать навыки проведения профилактических осмотров.

3 . Психолого-педагогическая:

Выработать алгоритм действий требований, предъявляемых к организации стоматологического кабинета, методов дезинфекции. предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария.

Место проведения занятия:

Лечебные кабинеты стоматологических клиник, стоматологические кабинеты в до­школьных образовательных учреждениях и школах, учебные комнаты. Длительность занятия – 90 мин.

Оснащение занятия:

Таблицы, набор стоматологических инструментов, стоматологическая установка.

Хронокарта

Этапы практического занятия

Продолжи-­

тельность

и оснащенность

Организация занятия

Проверка посещаемости

и внешнего вида обучающихся

Формулировка темы и цели

Проводится объяснение темы, ее актуальности, цели занятия

Контроль исходного уровня знаний, умений

Тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос

Раскрытие учебно-целевых вопросов

Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности, амбулаторные карты)

Самостоятельная работа обучающихся

(текущий контроль)

Строение твёрдых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

Методы специализации стоматологического инструментария.

Антисептическая обработка рук стоматолога.

В стоматологическом кабинете детской поликлиники, школы;

Освоить запись зубной формулы с использованием различных систем записи, отработать навыки по записи зубной формулы.

Итоговый кон­троль знаний письменно.

Решение ситуационных задач.

Тесты, ситуационные задачи.

Задание на дом (на следующее занятие)

Учебно – методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания разработки

Аннотация темы:

Методы осмотра в стоматологии.

Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. явление симптомов болез­ненного состояния. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. В связи с этим, важным является форми­рование такого порядка осмотра пациента, при котором бу­дут учтены и зарегистрированы все факторы, способствую­щие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зави­сит окончательный диагноз.

Методы обследования делятся на основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из следующих этапов:

Опрос: сбор жалоб, сбор анамнеза жизни, сбор анамнеза заболевания.

Объективное исследование:

осмотр кожных покровов челюстно-лицевой области, осмотр преддверия полости рта,

осмотр собственно полости рта.

Запись зубной формулы .

Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номе­ром, помещенным в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

правая 87654321112345678 левая сторона 87654321|12345678 сторона

Временные зубы

правая V IV III II I | I II III ГУ V левая сторона V IV IIIII I | I II IIIIV V сторона

Зубы можно записывать в виде части графической число­вой зубной формулы:

6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

| IY первый временный моляр верхней челюсти слева.

Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначает­ся двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая - 2, нижняя левая - 3, правая - 4:

1 | 2

18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 411 31 32 33 34 35 36 37 38 Для временных зубов обозначение квадрантов: справа 5 [ 6 с лева 8 | 7 55 54 53 52 51 J 6162 63 64 65 85 848382 81 |71 72 73 74 75 Примеры: зуб 17 - 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа,

зуб 23 - |3 - постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 - Ш| временный клык верхней челюсти справа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Строение челюстно-лицевой области и полости рта.

2. Строение твердых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

3. Методы стерилизации стоматологического инструментария.

4. Антисептическая обработка рук стоматолога.

5. Запись зубной формулы с использованием различных систем записи.

6. Методы стоматологического обследования детей различного возраста.

Тестовые задания и ситуационные задачи по теме занятия (см. приложение)

Список темы УИРС:

1. Особенности строения и развития челюстно-лицевой области у детей.

2. Новые методы диагностики стоматологических заболеваний.

3. Особенности строения СОПР у детей.

Перечень практических знаний и умений:

    Знать алгоритмы проведения осмотра полости рта ребенка.

    Уметь заполнить зубную формулу.

    Выучить алгоритмы стоматологического обследования детей различного возраста.

Домашнее задание:

1. Перечислить основные и дополнительные методы обследования полости рта.

Основная литература:

Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

Дополнительная литература:

    Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

    Раднаев С.Н., Люлякина Е.Г., Парилов В.В. Значение эргономики в профилактике профессиональных заболеваний стоматолога. В кн.:Вузовская педагогика. Красноярск, 2002. - С.52 - 53.

    Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для сту­дентов. Красноярск, 2001. - 14 с.

    Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. Учебно-методическое пособие для студентов. Красноярск, 2001. - 25 с.

    Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с.

    Тумшевиц О.Н. Профилактика патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития.- Красноярск: изд-во КрасГМА, 2005. 225с.

    Царев В.Н. – Антимикробная терапия в стоматологии: Руководство / авт.текста В.Н. Царев и Р.В. Ушаков. – Москва: ООО «Мед.информ.агентство», 2006. – 144 с.

    Трезубов В.Н.- Стоматологический кабинет: Оборудование, материалы, инструменты: Учебное пособие / авт.текста В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М.Соловьев и О.А. Краснослободцева; Ред. В.Н. Трезубов. – 2-изд., доп. И перераб..- Санкт-Петербург: Спец.лит., 2006.- 144 с.