Философские воззрения данте. Томизм это что такое? Определение и значение

  • Дата: 22.09.2019

Философия Фомы Аквинского (томизм)

1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

космологическое : все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

каузальное (причинное): все, что существует, имеет причину (вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна предшествовать самой себе, а это невозможно) - следовательно, есть первопричина всего - Бог (причина всех причин);

онтологическое : в мире существует много случайных вещей, случайное зависит от необходимого - следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе – именно это и называется Богом;

догматическое (по степени совершенства): в мире мы находим много существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т. д., что предполагает наличие чего-то максимально совершенного, доброго… Но то что максимально в истине, максимально и в бытии (по Аристотелю). Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства – именно это и называется Богом;

телеологическое (целесообразное): даже объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели – именно она и называется Богом.

Согласно Фоме:

Все состоит из материи и формы (идеи);

Суть любой вещи - единство формы и материи;

Форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

Даны пять доказательств существования Бога;

Систематизирована схоластика;

Закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли, всего сущего;

Доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а, следовательно, Бога над окружающим миром);

Выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

Вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

Философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

Логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция №2.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

8. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб­. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.3.

9. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.II.

10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1995.

11. Спиркин, А.Г. Философия: у чебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.2.

Контрольные вопросы

1. Какие духовные и социальные предпосылки находятся в основе возникновения средневековой философии?

2. Что такое патристика?

3. Каким образом Ав. Блаженный доказывает первенство веры над разумом?

4. Какую роль играет Бог в философии Ав. Блаженного?

5. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный?

6. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс?

7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?

8. В чем различие между патристикой и схоластикой?

9. Каким образом Фома Аквинский отделял предмет теологии от пред­мета философии?

10. Назовите доказательствабытия Божия Фомы Аквинского.

11. Почему велико влияние томизма на современный католицизм?

Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма. Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо модернизацию, и «ренессансный», допускающий соединение томизма с новыми гуманистическими течениями. Последнее направление представлено испанским томизмом, который пыталось развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церкви. Среди испанских доминиканцев выделяются прежде всего Франсиско де Виториа , среди иезуитов Франсиско Суарес , который некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции реализма. В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и естественнонаучные исследования. В области социальной и политической он приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял светскую власть от бога, является её первым субъектом и тогда, когда он выбирает своего правителя .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первой и основной категорией онтологии томизма выступает обеспечивающей и объясняющей силы всех других вещей, понятие Бога как первой реальности, полной реализации бытия . Томизм проводит различения бытия вообще (лат. esse ) от конкретного бытия (лат. ens ).

    Ключевым отношением в онтологии высшего порядка выступает отношение акта (лат. actus ) и потенции (лат. potentia ), где акт - не действие, но само существо бытия - действительность . Потенциальное бытие - бытие , еще не ставшее, но становящееся.

    Сущность и существование

    Конкретизацией различия акта и потенции является различие сущности (essentia или лат. quidditas : "чтойность") и существования (existentia). Совпадают они в вещах, но достигают подлинного тождества лишь в Боге, который не сущность, но Сущий. Сущность - это возможность , потенция вещи, тогда как существование - это её действительность, актуализация.

    Форма и материя

    Критика

    В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда , однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена .

    Против томизма выступали последователи Иоанна Дунса Скота , Вильгельма де ла Марса, Р. Бэкона , группировавшиеся вокруг

    Логика и философия

    Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками либо преподавателями богословских школ. Он стремится упорядочить множество в единстве; вывести бытие бога из бытия вещей. Форма всех форм пус бог Субстанция абсолютная актуальность не допускающая какойлибо потенциальности это необходимость сущность блага. бог как источник всякого оформления Заявив что философия должна быть служанкой богословия он попытался поставить на службу религии и вере разум.

    14. Схоластический период в философии средневековья. Фома Аквинский - основатель томизма.

    Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования).

    Этап схоластики (9-15 века) Представителем считается Фома Аквинский. Философия подвержена влиянию философской системы Аристотеля, обретающего рационализированную форму, т.е. осмысленную логически доказуемую. Может быть только 2 ответа на соотношение религии и философии.

    Сама схоластика делится на три этапа:

    1) становление (9-11 вв.)

    2) расцвет (12-13 вв.)

    3) упадок (14-15 вв.), когда она сама себя изжила.

    Патристика и схоластика были выделены в зависимости от соотношения религии и знания. Схоластика попыталась создать синтез знания и веры.

    Ансельм Кельтеверийский заявляет: «верою, чтобы понимать». Философия должна стать служанкой религии,- Фома Аквинский (1225-1274). Имя Фома звучит как Томас – его учение называется томизмом; официальной философией католической церкви считается неотомизм. Философия августинизма – это неоплатонизм. Ф. Аквинский создает свою концепцию по Аристотелю.

    Суть учения Фомы Аквинского.

    Он стремится упорядочить множество в единстве; вывести бытие бога из бытия вещей. Формула – «Акциденция + Эссенция = экзистенция». А над всем этим царит субстанция.

    Эссенция – это актуальное бытие, реализованность, осуществленность, завершенность, а занчит и совершенство. Представляет собой сущность вещей или их форму.

    Акциденция – чистая потенциальность, случайность или материя, слабейший вид бытия; она характеризуется пассивной восприимчивостью к воздействию извне.

    Экзистенция – реальное бытие. Актуальное+потенциальное = реальное. Форма всех форм – пус (бог)

    Субстанция – абсолютная актуальность, не допускающая какой-либо потенциальности, это необходимость, сущность блага. (бог как источник всякого оформления)

    Заявив, что философия должна быть служанкой богословия, он попытался поставить на службу религии и вере разум. Он рассмотрел 5 доказательств бытия бога.

    А) онтологическое

    Б) космологическое

    В) теологическое.

    Доказательства бытия Бога.

    Если Бога нельзя познать, то каким образом доказать, что Он существует? Так, представители «реализма», в частности Ансельм Кентерберийский, опираясь на свои философско-гносеологические принципы, приводили так называемое онтологическое доказательство. Его суть в том, что из понятия вещи - в данном случае из понятия Бога, как идеи высшего совершенства - выводится доказательство Его реального существования. Обязательно должна быть сущность, совершеннее которой ничего нет, ею и является Бог. Если Бог как идея содержит в себе свою реальность, то, значит, Сам Он действительно существует.

    Сторонник «умеренного реализма» Фома Аквинский, отвергая онтологическое доказательство, приводит пять тесно связанных друг с другом доказательств существования Бога. Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

    Другое, которое получило название космологического, исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений.

    Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.

    Четвертым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, потому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог.

    Последнее, пятое доказательство - темологическое (от греч. teleos - цель). Все в природе направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует Разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.

    PAGE 1


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    12017. Изучение основ формирования банковской системы США 80.35 KB
    Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. История развития банковской системы США 2. Современная структура банковской системы США 2.1 Банковские учреждения США 2.2 Органы регулирования и надзора за деятельностью банков и других финансовых институтов в США 2.3 Совершенствование...
    12018. ІНВЕСТИЦІЙНА ДІЯЛЬНІСТЬ КОМЕРЦІЙНОГО БАНКУ ТА ЇЇ ВПЛИВ НА ЙОГО ФІНАНСОВИЙ СТАН 505.38 KB
    ДИПЛОМНА РОБОТА за освітньокваліфікаційним рівнем Бакалавр ІНВЕСТИЦІЙНА ДІЯЛЬНІСТЬ КОМЕРЦІЙНОГО БАНКУ ТА ЇЇ ВПЛИВ НА ЙОГО ФІНАНСОВИЙ СТАН Зміст ВСТУП РОЗДІЛ 1. ІНВЕСТИЦІЙНА ДІЯЛЬНІСТЬ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ ЯК ДЖЕРЕЛО ЙОГО ФІНАНСОВОЇ СТІЙКОСТІ І ПРИБУТКО...
    12020. Финансовое состояние кредитной организации - ОАО КБ «Спутник» 560 KB
    Содержание Введение 1. Теоретические основы оценки финансового состояния кредитной организации 1.1 Сущность оценки финансового состояния кредитной организации 1.2 Методы оценки финансового состояния кредитной организации 1.3 Экономическая эффективность деятел...
    12021. Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ (на примере Воронежского регионального отделения Фонда) 116.87 KB
    2 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ на примере Воронежского регионального отделения Фонда СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Теоретические основы финансов Фонда социального стр
    12022. Основы банковского дела 786.5 KB
    Т.М. Иванова Основы банковского дела Учебно-методический комплекс Челябинск Содержание Методические указания 3 Тема 1. История возникновения и развития банков
    12023. Виды банковских услуг и проблемы их развития 794 KB
    В настоящее время происходит изменение структуры дохода коммерческих банков. Пора получения сверхвысоких прибылей от спекулятивных операций на рынке про
    12024. Пример проведения оценки финансового состояния коммерческого банка с точки зрения рейтинговой системы CAMEL(S) 739.5 KB
    PAGE 7 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 ВВЕДЕНИЕ Наблюдавшаяся в последнее десятилетие нестабильность мировых финансовокредитных отно
    12025. Регулирования информационных и телекоммуникационных рисков на примере ОАО АКИБАНК 750.5 KB
    Содержание Введение 1.Банковские риски роль и место риска использования информационных и телекоммуникационных систем в кредитных организациях РФ 1.1 Понятие и сущность операционного риска 1.2 Управление банковскими рисками 2. Оценка и анализ рисков использов

    Что такое томизм и каковы его принципы?

    Когда он возник, кто его основатель, и в каком виде он существует в наше время?

    Как богословское и философское движение с 13 по 20 столетия томизм можно определить, как попытку понять и развить основные принципы и выводы Св. Фомы Аквинского, для того, чтобы связать их с проблемами и нуждами каждого поколения. Как вероучительный синтез характерных черт философии и богословия его определить труднее из-за разнообразия толкований, применений и проблем разных поколений и отдельных томистов.

    Томистическая философия. В томистической системе учения после свободных искусств следует, прежде всего, изучать естественную философию, затем нравственную философию и, наконец, метафизику. Здесь не предпринимается попытка указать все основные принципы этих наук, но ниже мы приводим наиболее важные принципы.

    • 1. Все физические тела состоят из чисто пассивного принципа, именуемого первичной материей, и активного принципа природы, именуемого существенной формой, так что первая актуализация чистой потенциальности есть единственная существенная форма и природа.
    • 2. Каждое физическое тело становится численно уникальным только в силу определенной материи ("материя сигната"), а не в силу формы ("хек-цеитас"), или набора случаев.

    З. Поскольку первичная материя есть принцип индивидуальности, количества и тленности, не может быть духовной материи в разделенных сущностях и увеличения числа индивидуумов в их видах» В томистическом учении каждая разделенная сущность, или ангел, уникальна в своем роде, необходимо существует в природе, но смежно творению и сохранению.

    • 4. Во всех сотворенных сущностях имеется реальное различение между деятельностью, властью или возможностями и существенной природой; это также верно в отношении возможностей души, чувственной и интеллект.
    • 5. Уникальная существенная форма человека есть его рациональная душа, обладающая тремя духовными властями: мыслящим интеллектом, действующим интеллектом и волей, которая свободно определяет Самое себя. Деятельность этих возможностей или властей души доказывает духовность и бессмертие души.
    • 6. По своей природе человек имеет право сотрудничать с другими людьми в обществе, стремясь к общему счастью и общему благу; это стремление к счастью руководимо совестью, законом естественным и позитивным добродетелями, частными и общественными.
    • 7. Отвергая идеализм и позитивизм, реалистическая метафизика признает универсальные идеи как существующие только в разуме творений Божиих; индивидуумы, обладающие схожими чертами в природе, предоставляют при этом законное основание для всеобщего знания (см. Универсалы). Эта эпистемологическая позиция предполагает психологический принцип, что ничего нет в интеллекте, что не было, прежде всего, обусловлено знанием чувств (см. Эпистемология; знание).
    • 8. Из зримых вещей вселенной человеческий разум может знать о существовании Бога как первостепенного, высшего образца и окончательной высшей причины всего творения.
    • 9. У Бога нет иной природы, кроме существенной полноты чистого фактического действия ("эссе"), без какой-либо потенциальности или ограниченности. С другой стороны, всякое творение характеризуется неудобным различением между его внутренней природой и его актуальностью заимствованного существования ("эссе").
    • 10. Метафизическая концепция бытия ("энс") аналогично (но не единстве: но) относится к Богу, к сущностям и случаям, таким, которые признаны радикально ("симплицитер") и лишь относительно схожими в некотором отношении.

    Философия томизма

    В основе томизма (от лат. – Thoma) лежит учение Фомы Аквинского (1225-1274), сочетание философии Аристотеля и католической теологии, разума и веры. Бог – причина всего сущего, считает Фома. Бог – это чистая форма, источник всех форм, благодаря которым материя как потенциальная возможность всех вещей превращается в конкретные чувственные вещи. Всякое сущее состоит из эссенции и экзистации , т.е. сущности и существования. Сущность принадлежит к роду, существование отражает индивидуальные характеристики вещей. В Боге сущность и существование тождественны, ибо Бог абсолютен.

    Относительно спора реалистов и номиналистов Фома предлагал различать понятия род и вид в человеческом и божественном уме. Для Бога реальны родовые понятия, идеи, в человеческом же сознании реальны конкретные вещи. Общее присуще самим конкретным вещам как их сущностная форма; понятие как идеальный образ конкретных вещей принадлежит лишь божественному разуму.

    Теология выше философии: она воспринимает истины откровения, тогда как философия имеет дело с истинами человеческого разума. Однако, в конечном счете, истина все же одна, она проистекает от Бога. Троицу, воплощение Иисуса Христа и т.п. можно познать только с помощью откровения, они лежат за пределами разума (но не противоречат ему). Человеческие чувства – это окна души; разум, питаясь фактами, открывает сверхъестественную божественную истину. Разум выше воли, ибо воля следует за тем, что разум представляет ей как высшее добро. Если Августин считал, что в человеке главное – душа, то Фома полагал, что человек – это единство души и тела.

    Фома сформулировал пять доказательств бытия Бога.

    • 1. Все, что движется, движимо чем-то, значит, есть первый двигатель – Бог.
    • 2. Все явления имеют причину, эта первая причина – Бог.
    • 3. Все конкретное или случайное имеет свою необходимость, следовательно, существует первая необходимость – Бог.
    • 4. Каждая вещь относительно совершенна, следовательно, должна быть высшая степень совершенства – Бог.
    • 5. Все вещи имеют смысл, они направлены к цели, значит, имеется существо, которое направляет вещи к цели, – это Бог.

    Что касается общественных воззрений Фомы, то, по его мнению, человек – животное общительное и политическое. Государство – это результат стремления людей к общежитию. Бог сотворил мир, внес в него порядок. Государь, монарх в том же духе создает государство. Цель государства – общее благо, но это требует покорности подданных. Цель жизни – достижение небесного блаженства. К этой цели ведут уже не монарх, нс государство, а церковь и папа – наместник Бога на земле. Таким образом, церковная власть выше светской, и государь обязан подчиняться церкви.

    Философские воззрения Данте

    Величайший итальянский поэт и мыслитель Данге Алигьери (1265-1321) в поэме "Божественная комедия" (1307-1321, издана в 1472) поставил задачу показать людям, как освободиться от греховности и прийти к блаженству. В поэме (она состоит из 100 песен) три части: "Ад", "Чистилище" и "Рай".

    "Ад ". Под руководством Вергилия поэт спускается в Ад, где читает над вратами страшную надпись: "Lasciate ogni speranza voi qu"entrate" ("Оставьте входящие сюда всякую надежду"). Тут, в преддверии Ада, в беззвездном пространстве слышны плач и стенания, здесь страдают люди, "ничтожные на земле", ни грешники, ни добродетельные – безразличные ко всему, тот печальный род, что жил "без хулы и славы бытия".

    Переправившись через Ахерон, Данте со своим наставником вступает в первый круг Ада. Тут царит "глубокая скорбь без мучений"; здесь находятся язычники – люди добродетельные, но не просвещенные христианством, жившие до пришествия Христа. Они осуждены на "вечное желание, не освежаемое надеждой". Отдельно от них, в прекрасной башне, среди зелени и при свете солнца, местопребывание прославившихся поэтов, ученых и героев древности: Гомера, Вергилия, Горация, Овидия, Сократа, Цезаря, Платона, Аристотеля...

    Второй круг Ада – область, где трепещет сам воздух. Вход в нее сторожит Минос, "всех прегрешений ведатель"; он исследует грехи у входа и отсылает грешников, смотря по их проступкам, в подобающий им круг. Здесь слышен плач, здесь полное отсутствие дневного света, "будто пораженного немотою". В этом круге казнятся увлекавшиеся чувственной любовью, и муки их – беспрерывное кружение в адском вихре. Данте видит здесь Семирамиду, Клеопатру, Елену, Ахиллеса и др. Здесь он встречает Паоло и Франческу да Римини, и трогательный рассказ последней о ее любви и несчастий так поражает его, что он падает без чувств.

    Вихрь второго круга производит вечный дождь, смешанный с градом и снегом; в воздухе стоит зловоние – это третий круг Ада. Здесь подвергаются наказанию обжоры, вдобавок ко всему их терзает Цербер, "зверь свирепый, безобразный", который, "хватая злых, сдирает с них кожу".

    В четвертом круге помещаются расточители и скряги; они катят огромные тяжести, сталкиваются, осыпают друг друга бранью и снова принимаются за свой тяжкий труд.

    Ливень третьего круга образует поток, который в пятом круге разливается в озеро стоячей воды и образует смрадное болото. Тут мучаются гневные и завистливые: первые бьют друг друга ногами, головой, грудью и разрывают зубами, вторые же погружены в болотную тину и постоянно в ней захлебываются.

    Шестой круг Ада образуют обширные ноля, "исполненные скорби и жесточайших мук", и повсюду открытые могилы, из которых змеится пламя. В вечном огне горят здесь материалисты, проповедовавшие о смерти духа вместе с телом, сомневавшиеся в бессмертии души, а также еретики и распространители ереси.

    Седьмой круг состоит из трех поясов. В первом, представляющем собою широкий ров, наполненный кровью, томятся "сильные земли", посягавшие на жизнь и достояние людей, тираны и убийцы, виновные в насилии против ближнего. Во втором поясе седьмого круга наказываются виновные в насилии против самих себя, т.е. самоубийцы. Они превращены в ядовитые и сучковатые деревья с листьями мрачного, серого цвета. В ветвях деревьев свили себе гнезда отвратительные гарпии, которые рвут и едят их листья. Этот страшный лес окружает степь, покрытую горючими и сухими песками, – это третий пояс седьмого круга. Здесь медленно, но неустанно падает огненный дождь. Тут место казни грешников, виновных в насилии против Бога, отвергавших в своем сердце святое имя Его и оскорблявших природу и ее дары.

    В восьмом круге десять рвов, тут наказываются разного рода обманы. Здесь казнятся обольстители; льстецы; симонисты , торговавшие святыми вещами (сюда помещены многие паны, в том числе Николай III и Бонифаций VIII); волхвы и прорицатели ("За желание заглянуть слишком далеко вперед они смотрят теперь назад и движутся вспять"); взяточники, продажные люди; лицемеры; воры; злые и лукавые советчики; сеятели соблазна, раскола, всяких раздоров, политических и семейных, и наконец, люди, посягавшие на различные подлоги.

    Вергилий и Данте подходят к мрачному, тесному колодцу, стены которого поддерживаются великанами. Это дно Вселенной и вместе с тем последний, девятый круг Ада, где карается высшее человеческое преступление – измена. Круг этот – ледяное озеро, в центре которого резиденция Сатаны, "владыки царства скорби". Строже всех казнится Иуда, предавший Христа, затем Брут и Кассий, убившие Цезаря.

    "Чистилище ". Оно имеет вид горы и состоит из семи кругов, в каждом из которых искупается один из семи смертных грехов. Гордые двигаются, сгибаясь под тяжелой каменной ношей. Завистливые одеты в грубые власяницы, их веки сшиты проволокой. Гневные бродят в непроницаемом мраке и густом смрадном дыму; ленивые беспрерывно бегают. Скупые и расточительные, имевшие привязанность лишь к земным благам, лежат на земле ничком, со связанными руками. Обжоры, страшно худые, с бесцветными глазами, испытывают муки Тантала. Увлекавшиеся чувственной любовью искупают свой грех в пламени.

    "Рай ". Данте и Вергилий достигли наконец вершины горы, осененной прекрасным вечно зеленеющим лесом. Это Земной Рай. Здесь, в Эдеме, где все дышит истиной, невинностью и любовью, происходит встреча поэта с Беатриче, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь.

    Рай у Данте (по системе Птолемея) состоит из десяти сфер. Первые семь сфер – это семь планет, населенных праведниками. Первая, ближайшая к Земле планета – Луна; здесь обитают души девственников, оскорбленные насилием. Вторая планета – Меркурий – жилище праведных и сильных государей, составивших счастье своих подданных посредством добрых дел и мудрых законов. В их числе император Юстиниан. Третья планета – Венера; здесь находятся души людей, любивших высшей, духовной любовью, вдохновлявшей их на Земле на добрые дела. Четвертая планета – Солнце – населена теми, кто посвятил себя исследованию тайны веры и богословия; здесь Данте встречает Франциска Ассизского,

    Фому Аквинского и др. На пятой планете – Марсе – обитают души лиц, распространявших христианство и жертвовавших своей жизнью за веру и церковь. Шестая планета – Юпитер; здесь находятся души тех, кто на Земле были истинными блюстителями правосудия. Наконец, седьмая планета – Сатурн – обитель душ, живших на Земле созерцательной жизнью.

    Восьмая сфера – сфера неподвижных звезд. Здесь глазам поэта раскрывается роскошный сад, растущий под лучами Божества; он видит таинственную розу, окруженную благоухающими лилиями, и над ней луч света, падающий от Христа.

    Девятая сфера – кристальное небо. Тут, в виде ярко светящейся точки, без определенного образа, присутствует Слава Божья, сокрытая еще завесою из девяти огненных кругов.

    И наконец, последняя сфера – Эмпирей – жилище Бога и блаженных духов. Кругом сладостное пение, дивные пляски, река со сверкающими волнами; из нее брызжут яркие искры, поднимающиеся в воздух и обращающиеся в цветы, чтобы снова упасть в реку, "как рубины, оправленные в золото". Данте смачивает веки водой из реки, и его духовный взор получает полное просветление, так что он может теперь понять все окружающее его.

    • Вергилий Публий Марон (70-19 до н.э.) – римский поэт. В поэме он символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением.
    • От симония – в Средние века в Западной Европе продажа и покупка церковных должностей или духовного сана. Название происходит от имени Симона Волхва (Деяния апостолов, 8:9-24), который предложил деньги апостолам Петру и Иоанну за "секрет" их чудес. Продажа практиковалась папством, королями, крупными феодалами.