Два ученых исследовали вещества полученные в лабораториях. Российские ученые использовали энергию взрывчатых соединений для синтеза биологически активных веществ

  • Дата: 30.10.2019

Актуальность исследования: Вода является одним из самых древнейших веществ на планете. Многие учёные пытались разгадать её какие – то свойства в прошлом, разгадывают их и сейчас и в ближайшем будущем то же. Потому что вода – самое загадочное вещество. Актуальность исследования: Вода является одним из самых древнейших веществ на планете. Многие учёные пытались разгадать её какие – то свойства в прошлом, разгадывают их и сейчас и в ближайшем будущем то же. Потому что вода – самое загадочное вещество. Цель исследовательской деятельности: Изучить свойства воды со стороны химии и физики. Цель исследовательской деятельности: Изучить свойства воды со стороны химии и физики.


Задачи: 1. изучить воду как вещество; 2. рассмотреть историю изучения воды; 3. рассмотреть её химические и физические свойства; 4. изучить различные исследования учёных; 5. расширить свой кругозор; Задачи: 1. изучить воду как вещество; 2. рассмотреть историю изучения воды; 3. рассмотреть её химические и физические свойства; 4. изучить различные исследования учёных; 5. расширить свой кругозор; Проблема: Многие люди считают воду уже изученное. Я же в свою очередь хочу доказать что это не так.












По особенностям происхождения, состава или применения, выделяют, в числе прочего: Мягкая вода и жёсткая вода по содержанию катионов кальция и магния По изотопам молекулы: Лёгкая вода (по составу почти соответствует обычной) Тяжёлая вода (дейтериевая) Сверхтяжёлая вода (тритиевая) Пресная вода Дождевая вода Морская вода Питьевая вода Водопроводная вода Дистиллированная вода и деионизированная вода и т.д.




Многие привыкли думать, что жидкости в том числе и вода не имеют ни какой формы. Но это не правда. Их естественная форма – шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму, и жидкость либо растекается тоненьким слоем про поверхности, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если она налита в него. Находясь внутри другой жидкости с такой же плотностью, жидкость, по закону Архимеда, «теряет» свой вес: она словно ничего не весит, тяжесть на неё не действует – и тогда жидкость принимает свою естественную, шарообразную форму.




Удивительно разнообразны и проявления поверхностного слоя жидкости в природе и технике. Оно собирает воду в капли, благодаря ему мы можем вынудить мыльный пузырь и писать ручкой. Поверхностное натяжение играет важную роль в физиологии нашего организма. Его используют и в космической технике. Почему же поверхность жидкости ведёт себя подобно растянутой упругой плёнке?


Я выяснила что вода имеет форму шара. И поэтому решила более подробнее рассмотреть форму капли. Например капля жидкости почти никогда не является шаром, хотя шар имеет наименьшую из всех фигур поверхность при заданном объёме. Когда капля покоится на неподвижной горизонтальной поверхности, она оказывается сплющенной. Сложную форму имеет и падающая в воздухе капля. И только капля, находящаяся в невесомости, принимает совершенную сферическую форму. Свой метод Плато, который я использовала при изучении формы жидкости, применил и для исследования различных явлений. Например, он изучал процесс образования и отрыва капли жидкости на конце трубки. Обычно, как бы медленно люди не увеличивали каплю, она отрывается от трубки так быстро, что глаз не может уследить за деталями этого процесса.




Ещё одним удивительным свойством является, что с помощью водяной струи можно успешно усиливать различные звуки. Сделал этот необычный прибор американец Александр Белл, который больше известен как один из изобретателей телефона. Я познакомлюсь прежде всего со свойствами его «усилителя» - водяной струи. Если в дне сосуда с водой просверлить небольшое круглое отверстии, то можно заметить, что вытекающая из него струя состоит из двух различных по своим свойствам частей. Верхняя часть струи прозрачна и неподвижна настолько, что кажется стеклянной.




По мере удаления от истока она становится всё тоньше, и в точке наибольшего сокращения начинается нижняя часть, переменчивая по форме и непрозрачная. На первый взгляд эта часть струи, как и верхняя, кажется непрерывной. Однако иногда удаётся быстро провести через неё палец, не намочив его. К такому выводу пришел Белл благодаря работам двух ученых.


К такому выводу пришел Белл благодаря работам двух ученых. Одним из них был французский физик Феликс Савар, который провёл подробное исследование свойств водяной струи и пришёл к выводу, что в самом узком месте водяная струя перестаёт быть сплошной и распадается на отдельные капли. Вторым же был английский физик Джон Тиндаль, который повторил в своей лаборатории опыт Савара. Ему удалось создать струю, прозрачная часть которой достигала длины около 90 футов (27,4 м). под действием звука органной трубы соответствующей чистоты и умеренной силы эта прозрачная жила превращалась в мутную, распадясь на огромное количество водяных капель.


Я рассмотрела подробнее устройство Белла. Оно представляет собой металлическую трубу с впаянным патрубком, но который надета воронка. Нижним концом эта трубка установлена на подставке, а верхней прикрыт кусочком эластичной резиновой мембраной, закреплённой на трубке с помощью нити. Из опытов Тиндаля я узнала, что при попадании струи в бассейн водой её нижняя, распавшаяся на капли часть производит шум. Если же в воду входит верхняя, цельная часть струи, то она втекает в бассейн бесшумно. подобный опыт можно провести и с куском картона. Так, если лист картона, на который падает струя воды, поднимать к её истоку, то удары капель будут слышны всё слабее и слабее, а когда будет достигнута точка перерыва, их не станет слышно совсем.


Мембрана в микрофоне Белла играет роль того же листа картона. Однако благодаря резонатору, которым является трубка, и рупору каждый тихий удар капли слышен гораздо лучше. Таким образом, падающие на резиновую мембрану капли производят в комнате впечатление слабых ударов молота по наковальне. Но если приложить ножку вибрирующего камертона, то струя тут же распадётся на капли, которые, ударяя по мембране, «запоют» так, что захочется заткнуть уши. Белл, конечно, не стал использовать этого в своём изобретении.


Я решила узнать какие ещё исследования провели ученные с водой, и выяснила что ученые согласны в том, что вода является одним из самых трудных объектов исследования, так как прежде всего в воде всегда есть примеси и что она обладает кооперативным характером взаимодействия ее молекул. Я рассмотрела исследования Уайтинга, Г. Стюарта, С.В. Зенина


Вывод: Я провела разного рода опыты. Тем самым узнала много нового. Например, что любая жидкость, включая воду, имеет сферическую форму, Александр Белл использовал воду как водяной микрофон и многое другое. Но всё же вода для меня осталась загадкой, ведь она ещё не полностью изучена. А может она не должна быть полностью изучена, возможно, созданная природой, вода не хочет быть разгаданной? Ответ на этот вопрос никому не известен.



Школьная олимпиада олимпиада. 8 класс.

Задача 8-1

Внимательно прочитайте текст и подумайте, каким словом, из предложенного списка терминов, можно заменить пробелы в тексте, обозначенные номерами. Слова при этом можно изменять, ставить в нужном падеже и числе (например: вещество, веществам, веществ и т.п.). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Составьте на черновике список, каким словом вы будете заменять каждый номер. После этого перепишите текст в чистовик, вставляя нужные слова.

Вода и кислород

Вода - широко распространённое …(1). В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое …(2) , так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это …(3), так как они содержат в себе другие вещества.

Мельчайшая частичка воды называется …(4), и состоит из двух …(5) водорода и одного …(6) кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических …(7) - водорода и кислорода, поэтому она является...(8) веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух …(9) кислорода. Других химических …(10) в составе кислорода нет, поэтому кислород...(11) вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это …(12) различных газов.

Список терминов: вещество, тело, смесь, соединение, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, простое, грязное.

(12 баллов)

Задача 8-3.

Учительница приготовила для урока химии образцы разных веществ. Но до них добрался шаловливый котенок, в результате все оказалось смешано в одной куче: кристаллы соли, медные, железные и древесные опилки. Опишите последовательность действий, с помощью которых можно разделить эту смесь вернуть все вещества в отдельные баночки.

Какие процессы, физические или химические, использовались в предложенном вами методе разделения смеси? Какие свойства веществ, физические или химические при этом использовались?

(10 баллов)

Задача 8-3.

Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя физические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода.

Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый.

Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?

(10 баллов)

Задача 8-4.

Мельчайшая капелька росы имеет массу 1∙10 -5 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке росы? Рассчитайте число атомов всех элементов, содержащихся в капельке. (6 баллов)

Задача 8-5

По горизонтали:

    Поверхность пространства вокруг атомного ядра, в которой вероятно нахождение электрона.

    Разновидность атома одного и того же химического элемента, имеющего одинаковый заряд атомного ядра, но разное массовое число.

    Модель атома этого ученого поучила образное название «пудинг с изюмом».

    Отрицательно заряженная элементарная частица, расположенная вокруг ядра.

    Русский ученый, открывший периодический закон химических элементов.

По вертикали:

    Строка периодической системы химических элементов, последовательность атомов по возрастанию заряда ядра и заполнению электрона внешней электронной оболочки.

    Элемент в периодической системе Д.И. Менделеева, имеющий порядковый номер 19.

    Положительно заряженная элементарная частица, являющейся основной составляющей атомного ядра.

    Способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей с атомами других элементов.

    Электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.

Задача 8-1

Вода - широко распространённое вещество. В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое вещество , так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это смесь , так как они содержат в себе другие вещества.

Мельчайшая частичка воды называется молекулой , и состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических элементов - водорода и кислорода, поэтому она является сложным веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода. Других химических элементов в составе кислорода нет, поэтому кислород простое вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это смесь различных газов.

(12 баллов)

Задача 8-2.

    Растворить в воде. Физические свойства. (2 балла)

    Древесные опилки собрать с поверхности раствора. Физические свойства. (2 балла)

    Раствор отфильтровать. На фильтре останется смесь медных и железных опилок, которые можно разделить магнитом. Физические свойства. (3 балла)

    Для получения кристаллов соли фильтрат выпарить. Физические свойства. (2 балла)

    Использовались физические методы разделения смеси: растворение, фильтрование, выпаривание, разделение металлов магнитом. (1 балл)

(10 баллов)

Задача 8-3.

    Нашли формулу вещества - 1 балл.

    Определили молекулярную массу вещества. (1 балл)

    Рассчитали массовые доли элементов. (3 балл)

    Нашли массу кислорода. (1 балл)

    Рассчитали количество вещества каждого атома. (2 балла)

    Установили формулу вещества. (1 балл)

    Ответ на поставленный вопрос (1балл)

(10 баллов)

Задача 8-4

    Найдем n (H 2 O) в капельке росы.

n=m/M ; n (H 2 O)= 1∙10 -5 /18=0,056∙10 -5 моль. (2 балла)

    Найдем число молекул воды в этом количестве по формуле:

N= nN a = 3,34∙10 17 (молекул). (2 балла)

    Число атомов кислорода равно числу молекул, а число атомов водорода – в 2 раза больше (6,68∙10 17). (2 балла)

(6 баллов)


Задача 8-5.

Задача 8-1.

Внимательно прочитайте текст и подумайте, каким словом, из предложенного списка терминов, можно заменить пробелы в тексте, обозначенные номерами. Слова при этом можно изменять, ставить в нужном падеже и числе (например: вещество, веществам, веществ и т.п.). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Составьте на черновике список, каким словом вы будете заменять каждый номер. После этого перепишите текст в чистовик, вставляя нужные слова.

Вода и кислород

Вода - широко распространённое …(1). В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое …(2) , так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это …(3), так как они содержат в себе другие вещества.

Мельчайшая частичка воды называется …(4), и состоит из двух …(5) водорода и одного …(6) кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических …(7) - водорода и кислорода, поэтому она является...(8) веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух …(9) кислорода. Других химических …(10) в составе кислорода нет, поэтому кислород...(11) вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это …(12) различных газов.

Список терминов: вещество, тело, смесь, соединение, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, простое, грязное.

(12 баллов)

Задача 8-2.

Такие виды рыб, как форель и хариус очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 м 3 речной воды содержится всего 0,003 моль серной кислоты H 2 SO 4 , которая может попасть в воду из "кислотных дождей", то мальки этих рыб погибают. Вычислите ту массу серной кислоты в 1 м 3 воды, которая является смертельной дозой для мальков этих рыб. Сколько молекул серной кислоты будет в одном стакане такой воды (200 см 3)? Больше или меньше это число числа сантиметров, отделяющих Тюмень от Москвы (2200 км)?

(8 баллов)

Задача 8-3.

Учительница приготовила для урока химии образцы разных веществ. Но до них добрался шаловливый котенок, в результате все оказалось смешано в одной куче: кристаллы соли, медные, железные и древесные опилки. Опишите последовательность действий, с помощью которых можно разделить эту смесь и вернуть все вещества в отдельные баночки.

Какие процессы, физические или химические, использовались в предложенном вами методе разделения смеси? Какие свойства веществ, физические или химические при этом использовались?

(10 баллов)

Задача 8-4.

Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя физические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода.

Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый.

Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?

Российские ученые исследовали частицы метеоритного вещества и пришли к выводу, что микроорганизмы, попавшие на Землю из космоса, на полтора миллиарда лет старше земных форм жизни. Это означает, что жизнь на Земле могла зародиться гораздо позже, чем на других планетах

Ежедневно на нашу планету из космического пространства падает от 100 до 1000 тонн внеземного вещества - в виде пыли и метеоритов. Специалисты Палеонтологического института РАН, подвергнув изучению строение космических посланцев, нашли в них то, что, собственно, все человечество давно надеется найти во Вселенной, - следы жизни!

Человечество всегда интересовало, что происходит за пределами Земли, и один из главных вопросов, который не дает покоя: есть ли или была ли жизнь вдали от нашей планеты? Вопрос существования внеземной жизни неоднократно поднимался учеными разных стран. Новый виток исследовательской активности в этом направлении начался в 1996 году, когда группа американских ученых под руководством Дэвида Маккея опубликовала статью, в которой были высказаны предположения о том, что внутри некоторых метеоритов, предположительно марсианского происхождения, есть следы ископаемых бактерий. Из этой работы следовало, что если сейчас на Марсе нет жизни, то когда-то в далекие времена она вполне могла там быть на примитивном уровне.

С момента выхода в свет публикации Маккея у исследователей накопилось огромное количество нового материала по данной тематике. Например, к концу этого года специалисты Палеонтологического института РАН вместе с коллегами из НАСА собираются издать "Атлас биоморфных структур", в котором будет обобщена вся информация последних лет. Издание планируют составить из двух частей. Первая будет посвящена органическим остаткам в породах Земли, а вторая - биоморфным структурам в метеоритах. О том, что же все-таки необычного удалось увидеть в структуре метеоритов, "Итогам" рассказал директор Палеонтологического института РАН доктор геолого-минералогических наук Алексей Розанов.

Космические посылки

Все упавшие на Землю метеориты по составу можно условно разделить на каменные, железные и железокаменные. Остатки биоморфных структур ученые обнаруживают только в одной из разновидностей каменных метеоритов - углистых хондритах (такое название они получили от имеющихся в их структуре хондр - сферических силикатных образований). Решение проблемы происхождения углистого материала в таких метеоритах принципиально важно, поскольку от этого зависит развитие представлений о возникновении жизни вообще и на Земле в частности. И потому неудивительно, что главными объектами для проведения научных работ стали именно каменные метеориты подобного плана - Ефремовка (найден в Казахстане в 1962 году) и Мурчисон (Австралия, 1969 год). При помощи электронного микроанализатора специалисты рассмотрели состав минеральной матрицы сначала одного, а затем второго метеорита. И обнаружили следующее: и в том и в другом случае внутри матрицы находились сохранившие детали клетчатого строения ископаемые частички нитчатых микроорганизмов, напоминающие низшие грибы, а также (и это наиболее важно!) окаменелые остатки неких бактерий.

Сопоставить биоморфные структуры, найденные в метеоритах, удалось с современными микроорганизмами, а также с образцами бактериального мира древности. Эти опыты заложили основу нового направления в науке - "бактериальная палеонтология". Как говорят сами палеонтологи, это еще один ключ к расшифровке космического органического материала. Современными земными аналогами микроорганизмов, обнаруженных в метеоритах, оказались сине-зеленые водоросли, или цианобактерии.

Для справки: цианобактерии - это древнейшие фотосинтезирующие организмы, жизнедеятельность которых, как доподлинно известно науке, разгрузила древнюю атмосферу Земли от углекислоты и обеспечила ее кислородом. Именно цианобактерии вместе с сопутствующими им бактериями более чем на три миллиарда лет стали полными властелинами Земли и в значительной степени определили ход таких важных геологических событий, как накопление многих осадочных пород и полезных ископаемых. Созданные этими микроорганизмами сообщества, имеющие тесные метаболические связи, оказались удивительно устойчивыми на протяжении всей истории Земли. Правда, более высокоорганизованные конкуренты постепенно вытеснили их с широких морских просторов в экологические ниши в основном с экстремальными условиями, такими, как гиперсоленые лагуны, вулканические области. И в этих местах микробные сообщества сохраняются до наших дней.

Таким образом, присутствие аналогов цианобактерий в углеродистом веществе метеоритов заставило научную общественность признать несомненный факт их биогенного происхождения. Что это доказывает? То, что значительное морфологическое единство земных микробных организмов, как современных, так и древних, с образованиями в метеоритах дает основание говорить о принципиальном единстве микробиологического мира Земли и иных космических объектов.

Остатки микроорганизмов, вероятно, принадлежавшие к цианобактериям, могут указывать также на тот сенсационный факт, что формирование вещества углистых хондритов происходило в водной среде. Из этого с неизбежностью следует вывод, что по крайней мере 4,5-4,6 миллиарда лет назад где-то за пределами Земли существовала жизнь как минимум на уровне бактерий и, может быть, низших грибов. Этот возраст соизмерим со временем начала образования Земли. На этом основании палеонтологи сделали вывод, что где-то в космосе бактериальный мир появился раньше, чем на нашей планете. И кто возьмется отрицать, что он мог развиваться дальше совсем по иному, неземному пути? Возможно, где-то на далеких планетах образовались такие формы жизни, которые принципиально отличаются от земных и о которых современная наука не имеет ни малейшего представления. Кто-то назовет это фантастикой, но как тут не вспомнить, что до последнего времени и возможность присутствия воды на Марсе считалась абсурдной.

"Обнаружение микроорганизмов в каменных метеоритах вынуждает нас существенно пересмотреть многие устоявшиеся представления о развитии Солнечной системы и происхождении жизни, - говорит Алексей Розанов. - И еще один важный момент: возраст микроорганизмов дает нам возможность бороться с заблуждением, будто космические тела являются транспортировщиками опасных бактерий. Окаменелые микробы, которые прилетают на Землю в метеоритах, безвредны. Ведь они мертвы уже несколько миллиардов лет".

Дальнейший этап увлекательных исследований был связан с изучением процесса окаменения микроорганизмов. И тут ученых также ждали неожиданные результаты. "Итог лабораторных опытов был ошарашивающим, - говорит Алексей Розанов. - Выяснилось, что процесс окаменения может занимать всего несколько часов. Раньше мы предполагали, что все ископаемые организмы окаменевали чуть ли не миллионы лет. Но оказалось, что это вовсе не обязательное требование. Высокая скорость этого процесса объясняет, почему бактерии, которые мы находим в древних камнях, так хорошо сохраняются".

Еще одним доказательством того, что в упавших на Землю метеоритах присутствуют именно бактерии, а не что-то иное, послужило обнаружение в них кристаллов магнетита и сферических тел, состоящих из мелких кристаллов (фрамбоидов). Дело в том, что на Земле такие причудливые структуры образуются только при непосредственном участии микроорганизмов.

Несмотря на то что исследования палеонтологов в данном направлении продвигаются довольно быстро, на их пути все же возникают определенные сложности. Так, например, высказываются мнения, что вряд ли можно говорить о чистоте экспериментов, поскольку метеориты могут быть "засорены" земными микроорганизмами. Специалисты Палеонтологического института согласны с тем, что, попадая на нашу планету, космические тела подвергаются проникновению в них микроорганизмов, но не считают эту проблему неразрешимой. Приблизительно зная состав метеоритного вещества, ученые научились определять, насколько земные микроорганизмы освоили космические артефакты. Если в метеорите количество какого-либо компонента выходит за рамки его возможного содержания, значит, он безнадежно "засорен".

"За время своих исследований мы проанализировали почти два десятка метеоритов, и почти во всех случаях были найдены древние ископаемые, - говорит Алексей Розанов. - Вне всякого сомнения, микроорганизмы похожи на те бактерии, которые живут сегодня, и на те, что находятся в ископаемом состоянии в земных породах. На основании данных исследований мы можем смело утверждать, что микроорганизмы в составе метеоритов - это древние бактерии. Разнообразие найденных организмов, возможно, указывает и на различные обстановки образований микробных сообществ, от термальных до озерных. При этом, конечно, мы не исключаем возможности обнаружения в будущем и таких форм, которые не будут иметь земных аналогов".

Верится с трудом

Выводы Алексея Розанова весьма необычны и поэтому неоднозначно принимаются в научной среде. В этом "Итоги" смогли убедиться, побеседовав с основными оппонентами уважаемого ученого. Так, например, заведующий лабораторией метеоритики Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН доктор геолого-минералогических наук Михаил Назаров твердо стоит на том, что на сегодняшний день нет достоверных фактов, которые указывали бы на возможность присутствия в метеоритах остатков органических веществ: "Этот вопрос неоднократно изучался, и есть люди, которые верят в это. Например, Алексей Юрьевич Розанов. Он считает, что нашел некие остатки микроорганизмов. Но я не думаю, что эта вещь на сто процентов доказана".

А вот мнение доктора геолого-минералогических наук, профессора кафедры минералогии МГУ, члена Комитета по метеоритам РАН Александра Ульянова: "Я знаком с точкой зрения Розанова. Я читал его научные публикации, но во многом с ним не согласен. Начнем с того, что Алексей Юрьевич изучал углистый хондрит Ефремовка, в котором якобы и нашел органические вещества - что-то напоминающее окаменелые бактерии. Но при этом данный метеорит провалялся на полях, которые удобрялись разными активными компонентами на протяжении, наверное, лет сорока. В частности, по трещинам внутри метеорита заметно окисление железом. Поэтому я не рассматриваю эту находку как достоверную. Но это исключительно моя точка зрения. Более того, я не верю в обнаружение микроорганизмов внутри марсианских метеоритов и считаю подобные утверждения недостоверными и бездоказательными".

Прилетели древние бактерии из космоса или зародились на Земле? Ответ на этот вопрос мы получим только после того, как научные изыскания подойдут к своему финалу. Однако уже сегодня ясно, что новые пути поиска жизни во Вселенной заставляют науку пересматривать устоявшиеся представления о развитии и происхождении Солнечной системы.

Екатерина Горбунова

ПРЕДЫСТОРИЯ

Спорная наука

15 марта 1806 года в местечке Алаис (Франция) упал каменный метеорит. Это был первый углистый хондрит, который подвергся интенсивному изучению. Так, в 1834 году шведский химик Берцелиус, изучив его образец, был удивлен, когда обнаружил в нем воду, а также отметил сходство углистого вещества метеорита с земным биологическим материалом.

14 мая 1864 года более 20 черных камней (некоторые весом около 2 кг) упали близ французских деревень Ноик и Оргэй. Сразу после падения деревенские жители собрали иссиня-черные камни, многие из которых были полностью покрыты коркой. Метеорит Оргэй был немедленно подвергнут тщательному химическому и минералогическому анализу. Содержание углерода в его обломках было столь высоким, что поначалу этот факт рассматривался как следствие загрязнения земным веществом. Однако позже был сделан вывод о весьма вероятном участии живого материала в формировании метеорита.

Гипотеза о существовании внеземных "жизнеподобных" форм в метеоритах, впервые выдвинутая в середине XIX века, была достаточно широко принята и благополучно просуществовала почти столетие - вплоть до 60-х годов ХХ века. В 1962 году американские исследователи Андерс и Фитч выступили против биогенной природы материала метеоритов, заявив, что ископаемые в них не имеют аналогов и поэтому биогенную природу следует отвергнуть. Они предположили, что мнимые микроорганизмы не были биологическими объектами, и посчитали все другие биологически подобные тела земными загрязнениями - "музейной пылью" и "цветочной пыльцой". Андерса и Фитча до сих пор считают самыми активными критиками версии о присутствии микроорганизмов в метеоритах.

В 1964 году советский ученый Борис Тимофеев публикует в Германии статью, посвященную обнаружению в метеорите Мигей образований, напоминающих фитопланктон земного типа. Статью разнесли в пух и прах. Кстати, в числе критиков был и Алексей Розанов, сегодня, по его словам, поменявший точку зрения на эту публикацию.

В 1966 году лауреат Нобелевской премии по химии Г. К. Юри сделал обзор доказательств биологических материалов в метеоритах. Он отмечал, что в метеоритах встречаются органические субстанции, которые близко напоминают таковые из древних земных пород, что органика, встреченная в углистых хондритах, не напоминает ту, которая присутствует в современных загрязнениях. Юри отмечал: "...некоторые вещества в метеоритах, если бы их нашли в земных объектах, несомненно, считались бы биогенными".