Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя. Программа: «Повышение качества взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя - один из путей обеспечения эмоционального благополучия воспитанников и совершенствования воспитатель

  • Дата: 25.06.2019

Как известно, в воспитании мелочей не бывает. Кроме воспитателей и специалистов, которые имеют педагогическое образование, непосредственно работают с детьми и помощники воспитателя. Кроме работы по обеспечению надлежащих санитарно-гигиенических условий, на людей этой профессии возложено и обязательство помогать воспитателю в организации режимных моментов, в обеспечении комфортного вхождения детей в детский коллектив, в формировании у них навыков самообслуживания, в организации досуга и др.

Помощник воспитателя: реалии сегодня

Сегодня в условиях работы по личностно-ориентированным технологиям основное предназначение взрослых - помогать детям научиться самостоятельно реализовывать свои задумки и жить в согласии с окружающим и с самим собой. Поэтому помощник воспитателя становится активным субъектом педагогического процесса. Но помощник воспитателя, в отличие от педагогов, которые имеют профильное образование и постоянно повышают свое профессиональное мастерство, обычно ограничиваясь своим жизненным опытом, который приобрели, воспитывая своих собственных детей. Поэтому эта категория работников дошкольного учебного требует особого внимания к своей практической деятельности, а также комплексу просветительских мероприятий как со стороны старшего воспитателя дошкольного заведения, так и со стороны заведующего.

Среди этой категории работников есть прекрасные люди, которые любят детей, старательно трудятся, приобрели признание родительского общества. Часто с помощника воспитателя «вырастают» прекрасные педагоги «дошкольники», потому что они осознанно сделали свой выбор, проработавши не один год помощником воспитателя. Случаются и «случайные» работники, которые представляли работу в дошкольном заведении как что-то простое и комфортное: тепло, спокойно и сыто. К счастью такие люди здесь на долго не задерживаются.

Необходимо обратить внимание и на то, что помощник воспитателя - наибольше социально не защищенная группа работников: большая нагрузка и низкая зарплата есть основными причинами текучести кадров, что создает дополнительные трудности в организации роботы на местах, в жизни детей группы и каждого ребенка отдельно. Поэтому сегодня необходимо осознавать, что эта группа работников требует особого внимания и понимания, ведь эффективность образовательного процесса с детьми основывается на объединении усилий воспитателя и помощника воспитателя.

При приёме на работу на должность помощника воспитателя к соискателю предъявляются следующие требования:

1 Соответствует предъявляемым требованиям к данной должности, представленным в приказе №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел: «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

Итак каким же должен быть помощник воспитателя согласно этих требований:

1. Помощник воспитателя относится к категории работников учебно-вспомогательного персонала.

2. На должность помощника воспитателя назначается лицо, имеющее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

3. Помощник воспитателя должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.;

Конвенцию о правах ребёнка;

Основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребёнка, теории и методики воспитательной работы;

Правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми.

Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников;

Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;

Совместно с медицинским работником и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.

Организует с учётом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований безопасности, соблюдение ими распорядка дня;

Участвует в работе по профилактике отклоняющего проведения, вредных привычек у воспитанников;

Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

Взаимодействует с родителями воспитанников (и лицами их заменяющими);

Организует совместную деятельность с детьми подгруппы при проведении воспитателем подгрупповых занятий.

В настоящее время к помощникам воспитателей предъявляются высокие требования, что очень актуально на современном этапе дошкольного образования. Значит, помощник воспитателя должен уметь обращаться с детьми так, чтобы не навредить эмоционально-психологическому состоянию ребёнка, способствовать развитию индивидуальных способностей. К сожалению, на эту должность приходят совершенно разные люди, как в плане возраста, так и с точки зрения образования.

Наблюдая за педагогическим процессом в ДОУ, можно отметить, к сожалению, такой факт: помощники воспитателя добросовестно присматривают за подгруппой детей в то время, пока воспитатель проводит занятие с остальными детьми или занят индивидуальной работой с ребёнком. Однако «присмотр» заключается либо в пассивном наблюдении за дошколятами, либо в скучном невыразительном чтении книг. Есть ли польза от такого общения? Интересно ли детям? Безусловно, нет.

Налицо проблема: обязанность работать с детьми у помощника воспитателя есть, а знаний, умений зачастую нет.

Каким же еще требованиям должен соответствовать помощник воспитателя, ведь одних знаний Законов и правовых актов не достаточно.

Важной интегративной характеристикой дошкольного учреждения, как и любого другого, есть позитивный имидж, основу которого составляют его работники. Поэтому помощники воспитателя должны усвоить правила поведения, которые свидетельствуют про педагогический такт, иметь соответствующий внешний вид, речь, характер профессиональных взаимоотношений, быть эмоционально стабильными.

Люди, которые общаются и работают с детьми, кроме искреннего интереса и увлечением детской беспосредственностью, должны быть наделенны определенными качествами и навыками, без которых их работа будет невозможна.

Во-первых, детей надо любить . Ведь если помощник воспитателя не любит детей, то их поведение его раздражает, вызывает негативную реакцию, дети это тонко чувствуют и страдают от этого.

Во-вторых, необходимо быть терпеливым и сдержанным . Эти черты дают возможность сдерживать раздражительность, ведь дети часто не слушаются, мусорят, балуются, и не всегда сразу понимают, чего хотят от них взрослые. Иногда они еще не знают меры дозволенного, правил жизни в группе, поэтому не сразу усваивают поучения взрослых. Необходимо уметь ждать, пока в детском сознании закрепится то, чему они должны научиться.

В-третьих, необходимо ориентироваться в психологии детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, чтобы избегать лишних замечаний и укоров.

Чтобы сберечь здоровье и душевный комфорт детей, общение взрослых с детьми должно быть соответствующим природе ребенка и здоровьесберегающим. Современные исследования подтвердили зависимость между нарушениями психологического здоровья и успешностью ребенка в овладении знаниями, умениями, навыками. Повышенная тревожность приводит к снижению внимания, защитная агрессия - к внутреннему напряжению, которое обусловливает повышенную двигательную активность, а также, и нарушения дисциплины. Кроме того, страхи способствуют быстрому утомлению и снижению работоспособности, поэтому взрослым надо быть осторожными в комментариях и действиях, а высказывания например «А ну быстро ешьте, а то мне еще посуду мыть!», «Не будешь есть - заставлю!» вообще не имеют право звучать.

Для детей помощник воспитателя должен стать близким человеком и освоить роль старшего товарища, надежного друга, который всегда готов помочь.

Для помощника воспитателя не маловажным акцентом в работе было и остается, умение работать в коллективе, сотрудничать. Поэтому так важно, чтобы работа с воспитателем была четко спланирована, давайте остановимся на режимных моментах и действиях воспитателя и помощника воспитателя в течение дня.

В подведении итога всего вышесказанного еще раз хочется отметить что, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя, это позволит чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение.

И закончить сове выступление мне хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского выдающегося советского педагога-новатора, писателя «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________ /___________________/
протокол № ____ от «__»___ 201__г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
Наименование ДОУ
_________ Н.В. Андрейчук
Приказ №__ от "_"._.20__г.

Должностная инструкция помощника воспитателя


1. Общие положения.
1.1. Настоящая должностная инструкция помощника воспитателя в ДОУ (детском саду) разработана согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г №1155; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; согласно ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 июля 2017 года, Трудового Кодекса РФ и иным нормативным актам, регламентирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Помощник воспитателя дошкольного образовательного учреждения назначается на должность и освобождается от нее заведующим ДОУ.
1.3. Помощнику воспитателя детского сада необходимо иметь среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку по направлению «Образования и педагогики» без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Помощник воспитателя подчиняется заведующему детским садом, соблюдает должностную инструкцию помощника воспитателя ДОУ (детского сада) в соответствии с ФГОС ДО, выполняет все распоряжения заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) и воспитателя группы.
1.5.
  • Конституции РФ;
  • Федеральному закону «Об образовании в РФ»;
  • законодательным актам РФ;
  • Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
  • данной должностной инструкции помощника воспитателя ДОУ с учетом положений ФГОС ДО;
  • правилам и нормам по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО);
  • Уставу и локальным актам дошкольного образовательного учреждения;
  • Правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным в ДОУ;
  • приказам и распоряжениям руководителя детским садом;
  • Трудовому договору.
  • законы РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность;
  • основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, первой медицинской помощи, прав ребенка;
  • основы теории и методики воспитательной деятельности;
  • способы убеждения, подтверждения своей позиции, налаживания контактов с детьми различного возраста и их родителями (законными представителями);
  • правила охраны жизни и здоровья детей, ухода за воспитанниками;
  • санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования и инвентаря в ДОУ;
  • Правила внутреннего трудового распорядка детского сада;
  • правила охраны труда и противопожарной защиты, порядок действий во время эвакуации при возникновении пожара или другой ЧС;

1.7. Сотрудник должен строго соблюдать Конвенцию о правах ребенка, требования должностной инструкции помощника воспитателя в детском саду, а также Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".


2. Функции помощника воспитателя

2.1. Выполнение под руководством воспитателя ежедневной работы, обеспечивающей создание условий для социальной и психологической реабилитации, социально-трудовой адаптации воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Обеспечение поддержания и укрепления здоровья детей, соблюдения ими распорядка дня.

3. Должностные обязанности помощника воспитателя

3.1. Выполнение под контролем воспитателя группы ежедневной работы, обеспечивающей создание условий для социальной и психологической реабилитации воспитанников, их социально-трудовой адаптации.
3.2. Принятие участия в планировании и организации жизнедеятельности детей, в проведении занятий, организуемых воспитателем группы детского сада в соответствии с образовательной программой и с учетом требований ФГОС ДО, в работе, направленной на предупреждение неправильного поведения и вредных привычек у детей.
3.3.

  • вместе с медработником детского сада и под руководством воспитателя группы ДОУ поддержания и укрепления здоровья детей, проведения мероприятий, способствующих их психологическому и физическому развитию;
  • соблюдения воспитанниками распорядка дня;
  • санитарно-гигиенического состояния помещений и оборудования детского сада, которое соответствует санитарно-гигиеническим нормам их содержания согласно СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • охраны жизни и здоровья детей в период их нахождения в дошкольном образовательном учреждении.
  • подготовки воды, предназначенной для процедур закаливания воспитанников и полоскания рта.
  • контроля чистоты полотенец и наличия в группе кипяченой воды для питья.
  • выполнения требований руководителя детского сада, медработника и завхоза, которые связаны с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
  • своевременной подачи заявки заведующему хозяйством при повреждениях мебели и иного оборудования.
  • доставку пищи с пищеблока (кухни) в группу строго согласно графику в закрытой таре, раздачу пищи воспитанникам (вместе с воспитателем), уборку и мытье посуды;
  • влажную уборку групповых комнат минимум два раза в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
  • влажную уборку в спальных комнатах после дневного сна;
  • влажную уборку приемной и иных помещений влажным способом 2 раза в день;
  • чистку ковров влажной щеткой и с использованием пылесоса;
  • санитарную обработку посуды и детских столов непосредственно перед каждым приемом пищи;
  • ежедневную гигиеническую обработку санузлов не менее 2 раз в день, детских горшков (при их наличии) после каждого применения согласно действующим требованиям СанПиН;
  • смену постельного белья по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю, маркировку белья и полотенец;
  • мытье окон не менее 2 раз в год;
  • санитарную обработку игрушек;
  • мытье дверей шкафов, детской мебели в группе минимум два раза в месяц.
  • проветривание помещений в соответствии с графиком во время отсутствия воспитанников;
  • генеральную уборку всех помещений группы один раз в месяц (согласно графику) с использованием моющих и дезинфицирующих средств; мытье окон не менее двух раз в год;
  • дополнительные мероприятия, соответствующие действующим требованиям СанПиН при неблагоприятной эпидемической ситуации, контроль дезинфекционной обработки посуды и соблюдение дезинфекционного режима группы во время карантина.
  • общественно-полезного труда детей старших и подготовительных групп (разовые поручения для младших групп) и соблюдение ими всех требований по охране труда, оказание детям требуемой помощи.
  • приема пищи детьми, осуществление работы по освоению воспитанниками правил поведения за столом;
  • сервировки детских столов вместе с воспитанниками старшего возраста.
  • проводить гигиенические и закаливающие процедуры;
  • выводить и заводить воспитанников с прогулки.
  • проводить проверку и подготовку участка для прогулки;
  • присматривать за детьми во время «тихого часа» и при отсутствии воспитателя в группе по уважительной причине.
  • одевать и раздевать воспитанников для прогулки, сна и иных мероприятий.
  • проводить работу по привитию культурных и гигиенических навыков при приеме еды, умывании, одевании и т.д.
  • подготавливаться к занятиям и проводить уборку после них, разводить воспитанников по подгруппам для занятий.
  • прав и свобод детей, указанных в Федеральном законе «Об образовании в РФ» и в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка;
  • правил и норм по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил;
  • трудовой дисциплины, требований должностной инструкции помощника воспитателя детского сада в соответствии ФГОС ДО, Правил трудового распорядка, утвержденных в дошкольном образовательном учреждении.

3.8. Соблюдение соответствующего порядка на своем рабочем месте. Бережно и аккуратно пользоваться имуществом детского сада.
3.9. Прохождение ежегодного медосмотра согласно графику, утвержденному в ДОУ, в нерабочее время.
3.10. Проявление выдержки и педагогического такта при общении с детьми и их родителями (законными представителями).


4. Права помощника воспитателя
4.1. Помощник воспитателя ДОУ имеет все права, установленные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом детского сада, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными актами детского сада.
4.2.
  • вносить свои предложения по усовершенствованию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
  • знакомиться с проектами решений руководителя детского сада, которые относятся к его профессиональной деятельности;
  • требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для осуществления профессиональных обязанностей;
  • принимать участие в деятельности органов самоуправления.

4.3. Вносить предложения о поощрении, моральном или материальном стимулировании сотрудников детского сада.
4.4. Помощник воспитателя имеет полное право защищать профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку его деятельности, предоставлять по ним пояснения.
4.5. Требовать своевременного обеспечения необходимым инвентарем и спецодеждой.
4.6. Помощник воспитателя имеет полное право предоставлять информацию руководителю детсада, заместителю руководителя по АХР (завхозу) о приобретении требуемых для выполнения своих должностных обязанностей материалов и средств, о необходимости выполнения ремонтных работ оборудования, инвентаря, помещения группы.
4.7. Использовать все права, относящиеся к режиму рабочего времени, отдыха, отпусков, социальному обеспечению установленными учредительными документами и трудовым законодательством.

5. Ответственность помощника воспитателя
5.1.

  • за жизнь и здоровье воспитанников, соблюдение инструкций охраны жизни и здоровья воспитанников, нарушение их прав и свобод - согласно законодательству РФ.
  • за несоответствующее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, установленных приведенной должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за любое правонарушение, совершенное во время своей профессиональной деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • за любое нанесение материального ущерба - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;
  • за несвоевременное прохождение медосмотра.

5.2. В случае любого нарушения Устава, условий Коллективного договора, данной должностной инструкции помощника воспитателя в ДОУ, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов руководителя детского сада помощник воспитателя ДОУ подвергается дисциплинарным взысканиям согласно статье 192 ТК РФ.
5.3. При использовании, даже единожды, способов воспитания, включающих в себя элементы физического и (или) психологического насилия над личностью ребенка, а также за совершение любого другого аморального поступка помощник воспитателя детского сада может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
5.4. За любое виновное причинение детсаду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба во время исполнения (неисполнения) своих должностных обязанностей помощник воспитателя несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
Контроль над выполнением настоящей должностной инструкции возлагается на воспитателя дошкольного образовательного учреждения.


6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего дня согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем дошкольного образовательного учреждения, принимает участие в обязательных плановых общественных мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.
6.2. Участвует в совещаниях, иных мероприятиях относящихся к вопросам воспитательной и образовательной деятельности.
6.3. Ставит в известность руководителя детсада, заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе (завхоза) о любых недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков, по оптимизации работы помощника воспитателя.
6.4. Получает от администрации детского сада материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под роспись.
6.5. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию помощника воспитателя, выполняет указания медсестры.
6.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.
6.7. Вовремя информирует руководителя ДОУ и надлежащие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.

Должностную инструкцию разработал:

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил(а)
«___»____20___г. __________ (______________________)



На протяжении всего периода пребывания в детском саду, ребенок взаимодействует большую часть времени с детьми его группы, воспитателем и помощника воспитателя. Не секрет, что от качества взаимодействия пом. воспитателя и воспитателя зависит эмоциональное и физическое благополучие воспитанников группы.
У каждого сотрудника детского сада есть свои должностные обязанности. Основная обязанность воспитателя – воспитание, обучение и развитие ребенка. Помощник воспитателя основной упор делает на сохранение, поддержание чистоты, обеспечение безопасного пребывания и сохранения здоровья воспитанников. Однако, существуют вопросы над которыми они работают совместно: сохранность жизни и здоровья воспитанников, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, речевое развитие детей, эстетика оформления помещений группы, создание условий для эмоционального благополучия ребенка.
Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: начальник – подчинённый, каждый сам по себе, конфликтующие стороны, единомышленники, «Мы-команда». Психологические исследования показывают, что наиболее комфортно воспитанники ощущают себя, если между воспитателем и помощником воспитателя установились партнерские отношения и они придерживаются модели «Мы – команда» или являются единомышленниками.
Партнерские отношения - характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый их которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
«Идеальной» модели взаимодействия воспитателя и пом.воспитателя присуще: единый взгляд на воспитание и развитие ребенка, единые требования предъявляемые к ребенку, взаимозаменяемость взрослых по некоторым вопросам, четкое выполнение своих должностных инструкций, уважение и доверие друг к другу, чувство надежности.
Данная программа направлена на создание именно такой модели взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя.


Чернова Светлана Анатольевна

ШКОЛА ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

Роль помощника воспитателя в воспитательно - образовательном процессе.

Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка.

Крыгина С.Н., воспитатель группы № 7

В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение.

Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про помощника воспитателя, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка.

Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми и в режимных процессах.

Утром пока воспитательница беседует с родителями, помощник воспитателя приветливо встречает детей. Ребята делятся с ней новостями, а она внимательно выслушивает их.

Помощник воспитателя должна хорошо знает, какое занятие будет в этот день и соответственно с этим расставляет столы и делает влажную уборку. Всё это делается без лишней суеты и вопросов к воспитателю.

Когда дети собираются на прогулку, помощник воспитателя помогает им, но старается не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. А зимнее время нельзя, чтобы одетые дети ожидали остальных в помещении. Некоторые дети одеваются медленно, чем другие, поэтому помощник воспитателя или воспитатель должен выходит на участок с одетыми детьми.

Когда дети возвращаются с прогулки, помощник воспитателя заботливо проверяет у каждого, не мокрые ли варежки, а если надо, то высушит их. В группах всегда чисто и проветрено, Всё приготовлено к приходу детей.

Воспитывая организованность и правильное поведение у детей, помощник воспитателя, как и воспитательница должна требовать от детей порядок и тишины, следить, чтобы войдя в здание, дети вытирали ноги, бесшумно закрывали за собой дверь, здоровались со всеми взрослыми и товарищами, при раздевании аккуратно вешали свою одежду в шкаф.

Перед обедом дети, которые раньше разделись, помыв руки, первыми садятся за накрытые столы, воспитательница находится вместе с ними. А в это время под наблюдением помощника воспитателя остальные дети моют руки.

Вопрос о питании – это очень сложный и ответственный процесс. Если к нему не привлечено внимание помощника воспитателя, он проходит плохо: дети едят без аппетита, съедают не всё, на тарелках остаётся много пищи, на столах куски хлеба с маслом. Дети часто не доедают потому, что устают или не привыкли к некоторым блюдам. Первый помощник воспитателя в правильной организации питания – помощник воспитателя. Она накрывает на стол, ставит еду каждому ребёнку, помогает детям.

А как хорошо и легко воспитателю, если помощник воспитателя работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними.

Помощнику воспитателя надо помнить, чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Дружная, согласованная работа помощника воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками ДОУ.

ПАМЯТКА

Организатором правильного режима в группе является воспитатель, его непосредственным помощником является помощник воспитателя.

Распределение обязанностей в течение дня:

воспитатель

помощник воспитателя

Прием детей, беседы, игры, индивидуальная работа, труд

Осмотр группы, влажная уборка, уборка санузла, прилегающей к группе территории помещения и веранды на участке

Руководство подготовкой к завтраку, проведение завтрака

Проведение занятий

Присмотр за подгруппой детей, не занятых на занятии (чтение книг, игры)

Подготовка к прогулке, проведение прогулки

Оказание помощи в одевании детей, вывод 2-й подгруппы детей на участок.

Проведение влажной уборки, проветривания, подготовка спальни ко сну

Руководство подготовкой к обеду, проведение обеда

Сервировка столов, руководство дежурством детей по столовой, привитие культурно-гигиенических навыков

Подготовка детей ко сну

Уборка столовой, влажная уборка других помещений

Проведение закаливающих процедур после сна

Помощь педагогу в проведении закаливающих процедур, влажная уборка в спальне

Организация полдника

Сервировка столов, руководство дежурством детей по столовой, привитие культурно-гигиенических навыков

Проведение занятий во второй половине дня, трудовые поручения

Присмотр за подгруппой детей, не занятых на занятии (чтение книг, игры), трудовые поручения

Организация ужина

Сервировка столов, руководство дежурством детей по столовой, привитие культурно-гигиенических навыков

Вечерние прогулки

Уборка столовой

Индивидуальная работа, игры


Много лет функционируют на селе малокомплектные детские сады. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от работы в обычных многогрупповых детских садах. Наполняемость одногрупповых детских садов представлена большим возрастным диапазоном-от1до7 лет.

В нашем детском саду возрастной состав группы в основном представлен следующим образом:

  • младшая разновозрастная группа-от1 до 3 лет
  • старшая разновозрастная группа- от4 до 7 лет

Делая такое комплектование разграничений возраста мы облегчаем организацию режима и воспитательно- образовательного процесса. Работа в малокомплектном детском саду с разновозрастным комплектованием групп осложняется целым рядом факторов, которые необходимо учитывать при планировании воспитательно- образовательного процесса.

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить состав каждой подгруппы в начале учебного года. Составляются списки детей по возрастам на начало учебного года. На основании комплектования этих двух основных подгрупп разрабатывается воспитателем и заведующей перспективный образовательный план и сетка образовательной деятельности по подгруппам..

Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня. Режим дня –это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Имея одну разновозрастную группу, у нас разработан один режим дня для всех детей, но взятый за основу режим среднего возраста. Режимные моменты с младшими детьми начинаются на 5-10 минут раньше. Подъем детей происходит постепенный. Важно всегда соблюдать правило- режимные моменты начинать с младшими детьми. Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

В малокомплектном детском саду для выполнения воспитательно- образовательной работы нужна полная согласованность в работе воспитателя(он один), младшего воспитателя(он один) и заведующей. Заведующей- потому что и заведующая ведет воспитательно- образовательную работу в группе в течении 3 часов. Младший воспитатель разновозрастной группы должен хорошо знать режим дня учреждения, помогать воспитателю в организации педагогического процесса, прививать детям навыки самообслуживания, прививать культурно-гигиенические навыки. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно.

Важно! Когда воспитатель находится с одной подгруппой детей, то с другой находится или младший воспитатель, или заведующая.Наряду с должностными обязанностями воспитателя и младшего воспитателя мною был разработана схема деятельности воспитателя и младшего воспитателя по режимным моментам.

Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в группе.

Режимные моменты Содержание работы с детьми Деятельность воспитателя Деятельность младшего воспитателя
Утро.

Прием детей.

Проводится:

Игровая деятельность детей под руководством воспитателя

Трудовая деятельность (поручения, дежурства)

Индивидуальная деятельность с детьми;

Воспитание КГН, культура поведения

Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми.

Принимает и осматривает детей, беседует с родителями. Проветривает и убирает помещение
Утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней Проводит утреннюю гимнастику Готовит столы к завтраку.

Оказывает помощь в умывании детей.

Завтрак Обращает внимание детей, как накрыты столы;

Уточняет название блюд;

Отмечает заботу повара, младшего воспитателя о детях;

Создать у детей положительное отношение к еде,

Учит детей правильно есть,

Следит за осанкой детей,

Добивается, чтобы дети съедали всю пищу.

Организует подготовку к завтраку.

Проводит завтрак.

Получает завтрак.

Вместе с дежурными накрывает на столы.

Убирает посуду

Моет посуду.

Занятия Следит за позой детей.

Проводит физминутки,

Соблюдает педагогические и гигиенические требования к организации занятий.

Организует и проводит занятия. Организует игры детей той подгруппы, которая не участвует в занятиях.

Провожает и следит за детьми в туалетной комнате.

Прогулка Проводится:

Игровая деятельность детей(подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические игры)

Трудовая деятельность(коллективная, подгрупповая, индивидуальная);

Наблюдения(коллективные, подгрупповые, индивидуальные)

Индивидуальная работа с детьми по закреплению основных видов движения)

Наблюдение за детьми.

Выходит на прогулку с детьми.

Организует деятельность всех детей.

Приводит с прогулки сначала младших детей, а затем старших

Помогает одеваться на прогулку детям.

Затем проветривает и убирает помещение.

Готовиться к обеду.

Встречает с прогулки младших детей, помогает им раздеться.

Обед То же, что и завтрак Руководит подготовкой детей к обеду.

Проводит его.

Раздает обед.
Дневной сон Наблюдает за сном детей Постепенно укладывает детей спать.

Создает условия для спокойного сна.

Вместе с дежурными убирает посуду.

Убирает помещения.

Подъем детей. Осуществляет постепенный подъем детей. Проводит постепенный подъем детей.

Проводит бодрящую зарядку после сна.

Помогает поднимать детей.

Помогает одевать детей.

Убирает постели.

Занятие с младшей подгруппой Тоже, что и занятия со старшей подгруппой. Организует и проводит занятия Оказывает помощь в проведении занятия
Совместная деятельность взрослого с детьми.

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Проводится:

Игровая деятельность, где воспитатель контролирует игру младших детей.

1 раз в неделю проводится вечер досуга;

Индивидуальная работа с детьми;

Работа с родителями,

Кружковая работа с детьми старшего возраста.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Организует деятельность детей. Играет с детьми.

Готовится к ужину.

Ужин Совершенствует гигиенические навыки.

Навыки культурного поведения за столом.

Руководит подготовкой детей к ужину.

Проводит ужин.

Получает и раздает ужин.

Собирает и моет посуду.

Вечерняя прогулка То же, что и дневная прогулка Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку.

Организует их деятельность.

Беседует с родителями.

Организует уход домой.

Помогает одеться детям.

Убирает помещение.

Воспитательно-образовательная работа в малокомплектном детском саду осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей, а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых с детьми. В первом случае воспитатель создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий мы стараемся организовать учебную деятельность всех детей. . В групповой комнате создана предметно- развивающая среда, где ребенок любого возраста может найти себе дело по душе. Все в группе доступно для детей.

Специфика работы малокомплектного детского сада в основном заключается в том, что дети в группе разных возрастов. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и деятельности, различная степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Мы стараемся создать благоприятную атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Учим детей развивать в себе самооценку поступков. Дети старшего возраста берут шефство над младшими. Им нравится ухаживать за ними, играть с ними. Мы учим детей не ссориться, работать коллективно. Дети с увлечением выполняют поручения, без напоминания помогают одевать детей младшего возраста.. В свободные минуты дети старшего возраста любят рассказывать малышам сказки - развивают разговорную речь. Дети младшего возраста тянутся к старшим, участвуют в их играх.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектном детском саду, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.