Разносклоняемые существительные

  • Дата: 21.08.2019

Сказка о суффиксах чик, щик

"Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".


О Мягком знаке

"Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

Не могли бы вы сейчас поработать?

Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...

В начале слова не работаю.

А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит...

Простите, в таких местах не бываю.

Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Какие это буквы, будьте добры?..

Первая - Н, а за ней -Ч.

Нет, туда не пойду.

А после Ч? Перед Т?

Если в глаголе - тогда с удовольствием.

Нет, в существительном.

Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"

При повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, помогает актуализировать знания о правописании падежных окончаний. Учитель рассказывает о том, что существительные живут в домиках на полянке. Домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). (Следует спросить, почему). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.) (Данные слова имеют ударные окончания, что помогает проверке правописания окончаний существительных при подстановке в предложение или словосочетание; однако не следует избегать и традиционной проверки правописания окончаний: учащиеся должны уметь объяснить их через склонение и падеж. Таблица "трех трудных падежей" (родительного, дательного и предложного) помещается непосредственно после изображения полянки существительных, причем заполняется она при помощи "волшебных" слов. Необходимо также и обращение к материалу учебника (22, стр.38). Можно спросить у учащихся, на крыше которого из домиков склонений живет мягкий знак. (На крыше домика третьего склонения.) Таким образом, с помощью сказки на лингвистическую тему учащиеся актуализируют знания сразу о двух орфографических правилах, при этом учитель воспитывает у учащихся интерес к русскому языку, используя не только занимательную форму сказки, но и рисование, помогающее осмыслению языка.

Как было сказано выше, подобная работа должна вестись в системе. В конце 5 класса к уже изученному материалу добавляется новая информация об имени существительном. Сказка о трех домиках склонения пополняется информацией о существительных на -ий, - ия, -ие (особое склонение). По сказке, существительные особого склонения не успели добежать ни в один из трех домиков: пошел дождик. Они спрятались под зонтиком "И" (буква перед окончанием), поэтому в трудных падежах работает правило "двух букв "И": надо писать в окончании "И", а не "Е". В 6 классе следует рассказать про домик разносклоняемых существительных. На крыше этого домика живет суффикс "ЕН", на двери висит табличка "И", которая помогает не сделать ошибку в окончании.

О разносклоняемых существительных

Однажды ночью в тетради Мариночкиной Марины ожили буквы, слова и знаки препинания. Марина училась не очень хорошо, и поэтому все стали возмущаться:

Меня Марина не выучила! – возникал суффикс «ЕН».

А про меня совсем забыла! – кричала малютка «И».

Тихо, тихо успокойтесь! – сказал восклицательный знак. – Нам надо утром разбудить Марину и научить ее изменять разносклоняемы существительные по падежам и числам.

Да, правильно, правильно! – воскликнули все и легли на тетрадные листочки.

Рано утром Марину разбудили жители ее тетради и стали причитать:

Ты не должна про меня забывать! – кричал суффикс «ЕН».

И про меня тоже! – обиженно сказала «И».

Тихо, почему вы все возникаете? – спросил вопросительный знак

Мы должны учить, а не кричать! – басом проговорил восклицательный знак.

Так давайте начнем, - пропищала точка

Итак, Мариночка! Открой свое домашнее упражнение и найди в нем ошибки! – проговорил восклицательный знак.

Марина полезла в портфель и через несколько мгновений достала тетрадь по русскому языку и начала читать текст, в котором сделала много ошибок:

« В лесу около ПламИни костра сидели три девочки. Одна из них встала и начала сажать свежие семИна, другая пыталась посчитать, сколько времИни они пробыли в лесу, а третья девочка, по имИни Лаура, уже успела уйти в лес на поиски какого-либо племИни».

Марина остановилась, чтобы сделать передышку, и хотела дальше читать, но восклицательный знак ее прервал:

Итак, ты прочитала первую часть рассказа, а теперь назови разносклоняемые существительные, которые встретились тебе в этом тексте!

Пламя, семя, время, имя, племя.

Молодец, а теперь скажи, почему ты во всех этих словах в суффиксе «ЕН» написала букву «И»?

Так вот, Марина, слушай теперь правило: «В Р.п., Д.п., П.п. в словах СЕМЯ, ИМЯ, ЗНАМЯ, ПЛАМЯ и других словах на -МЯ в окончании пишется «И», а перед окончанием стоит суффикс «ЕН». Поняла?

И Марина продолжила:

Через несколько дней девочки нашли лошадей, поставили ноги в стремЕНа и поскакали вперед. Проехав несколько часов, они увидели уголок знамЕНИ своего города и очень обрадовались. Девочки разъехались по домам и рассказали о длинном пути.

Молодец, но я забыл сказать о разносклоняемом существительном ПУТЬ! – прокричал восклицательный знак.

Можешь не говорить, я уже все знаю и все поняла. Спасибо вам, буквы и знаки, теперь я буду учиться хорошо! – воскликнула Марина.

Ура-а-а-а! – закричали все, потому что добились улучшения в Марининой тетради.

Вот и сказке конец, а кто выучил разносклоняемые существительные, тот молодец!

Сказка с приколами про Стремя, Бремя, Время, Знамя, Имя, Пламя, Семя, Племя, Темя и ма-а-аленький Путь

Как Семя в гости ходил.

Жили-были Стремя, Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Семя, Племя, Темя и ма-а-аленький Путь. Они жили в домике из перевернутой фасолинки и кленового листа. Они были-жили вместе потому, что носили фамилию Разносклоняемые.

Сидел однажды Семя на листочке да дул в соломинку, как вдруг подумал: «Не пойти ли мне в гости к нашим соседям Несклоняемым?» Соскочил Семя с листочка, прибежал в домик. А там Знамя с Временем сидели, чаек с конфетами пили и телевизор смотрели.

Сколько время? – спросил у Времени Семя.

Не время, а времени, поправил его Время, - два часа.

Хорошо! Я еще успею! – Семя надел кофточку, повязал шарфик и отправился в путь.

Шел он долго к домику Несклоняемых. Шел, шел и, наконец, пришел. Ноги вытер, постучался в домик. Дверь открыл Пальто.

Сколько время? – сразу поинтересовался Семя.

Не время, а времени, - поправил, догоняя Семя, Время, - что же ты тут стоишь? Там Имя плачет!

Извините, - сказал Семя и пустился вслед за Временем.

Некультурные существительные! – пробурчал Пальто и скрылся за дверью.

Как Имя плакал

Добежали быстро. И …действительно! Имя сидел на палочке и рыдал.

Ты чего ревешь? – спросил у Имени Семя.

У-у-у! – еще громче завыл Имя. – Люди меня с-с-склоняют непра-а-авильно!

Нужно склонять: у имЕНИ, об имЕНИ, в имЕНИ! А они-и-и пи-и-шут имИНЕ!!!

Ну, не плачь, мы что-нибудь придумаем! – утешил его Темя.

Ай-ай-ай! – покачал головой Бремя.

Ка-а-акой ужас, - ойкнул Время и упал в обморок.

Имя в беле, и мы должны ему помочь! – сказал Семя, поднимая с пола Время.

Да! Да! – закивали головами Разносклоняемые.

Идем! – крикнул Семя и повел всех за собой.

Они вошли в маленький класс. Семя повернулся и увидел доску.

Ага! Вот ты где! – взвизгнул он и гневно посмотрел на доску.

Держи ее, хватай! От нас не убежишь! – заорал путь и прыгнул на доску.

Все существительные кинулись за ним. На доске было написано: «о времени, о стремени, об имИНЕ». Увидев это, Имя снова всхлипнул.

Сейчас ка-ак врежу! – замахнулся маленьким кулачком Путь на огромную доску.

Доска не двинулась с места. Конечно, она же не живая! Но, увы, маленький Путь этого не понимал. Он ударился о тяжелую доску кулачком и ойкнул.

Так ты еще драться! – потирая кулачок, неуверенно сказал он.

Прекратить беспорядок! – скомандовал Семя, - Стремя, возьми тряпку и намочи ее.

А я ей все-таки врежу! – не унимался ма-а-аленький Путь, отбивая кулачки.

Бремя, Время, Стремя, Темя, Вымя, Знамя, Племя, Семя, Имя, Пламя стерли с доски «ИМИНЕ» и написали «ИМЕНИ».

Ну вот! А ты ревел! – потер темя Темя, обращаясь к Имени.

Как ма-а-аленький Путь тонул.

Сидели как-то раз Разносклоняемые на диванчике. Книжку рассматривали, чаек пили. Тихо, спокойно. Путь с Пламененм сачки взяли, бабочек ловить побежали на полянку к речке.

Сидели, сидели существительные, уже почти всю книжку пролистали, как вдруг вбегает Пламя с сачком в руках и орет на весь домик:

Быстрее! Быстрее! Там маленький Путь тонет!

Повскакивали Семя, Бремя, Знамя, Стремя, Время, Племя, Имя с диванчика, книжку с картинками бросили, на речку побежали. Прибежали. Смотрят, а там Путь по колено в воде стоит.

Я тону, - жалобно признался он.

Вытащили Разносклоняемые Путь из воды, сели на камушки и стали сохнуть.

Волшебная корова

Жила-была волшебная корова с волшебным выменем. Звали ее именем хозяйки – Анютой. Но однажды ей захотелось погулять по свету, и она с тяжелым бременем покинула свой дом. Прошло много времени в пути. И вдруг издалека корова увидела яркое пламя костра. Когда Анюта подошла поближе, то увидела знамя племени, жившего в долине. В этом племени Анюта заметила одного юношу, который очень грустил. Тогда она спросила, в чем дело. Юноша, которого звали Иван, рассказал свою историю: «Была у меня невеста, да унес ее Змей Горыныч в свое королевство» А корова говорит: «Садись на меня, довезу я тебя до царства Змея Горыныча.» Сел Иван на корову, сунул ноги в стремена, и помчались они. Ехали долго и наконец доехали. И тогда корова говорит: «Иди, Иван, убей Змея Горыныча, его самое слабое место – темя, тогда исчезнут его чары и найдешь ты свою невесту.» Пошел Иван, сразился со Змеем и победил его. Вышла к Ивану его невеста. Приехали они обратно и сыграли свадьбу, какую мир еще не видел. Но вот корова собралась домой. Иван дал ей в дорогу семян и пожелал счастливого пути. Дошла корова до дому и жила долго и счастливо.

Поднимайте выше знамя,

Разжигайте в сердце пламя.

Строит будущее время

Молодое наше племя.

И бегут пути, дороги,

И сомненья, и тревоги…

Держим крепче ноги в стремени,

Одолеем тяжесть бремени.

А грядущие времена

Вспомнят наши имена.

Сказка о частицах

Эта история произошла с частицами в стране Языковии. Когда наступают тёплые летние дни, и распускаются цветы, частицы отводят свои стада в горы, на пастбища. Там они живут в дачных домиках всё лето.

Их хижины располагаются в достаточно глухом месте, около большого озера. (Всем известно, что государство частиц славится чудесными пейзажами и богатой природой). Это место очень красиво! Те, кто побывал там хоть раз, возвращаются сюда снова и снова. Вот и получилось, что

на берегу прекрасного озера появилось целое поселение.

Давным-давно предки рассказывали частицам необыкновенную историю, что в глубинах большого озера обитает страшное чудище - Водяной Бык, который рыщет по окрестным горам. Никто не знал, какое оно, это чудище, а те, кому удавалось увидеть его, умерли от страха.

Ещё рассказывали, что когда Бык рыскал по горам, он принимал облик то человека, то птицы, то животного. Боялось чудище только частиц ограничения, которые жили на самой окраине государства.

Этой легенде было столько лет! Она переходила из уст в уста, из поколения в поколение. Современные частицы её позабыли, а кто помнит, тот совсем ей не верит.

Несколько лет назад и произошла эта история. Частицы, как обычно, пасли свои стада около озера. Ничего не предвещало беды. На землю опустились сумерки. От озера повеяло прохладой. Некоторые частицы пошли в дома, а некоторые остались погулять ещё чуть-чуть на свежем воздухе. Так прошла ночь. На утро гулявшие не вернулись. Никто не знал, куда они пропали? Их искали везде, но не нашли. Тогда по дачникам прошла волна беспокойства. Кто-то предположил, что это чудище, но никто не хотел в это верить. Частицы прекратили гуляния по вечерам, но и это их не спасло. Бык являлся даже днём в образе частицы. Он нападал на рыбаков, охотников, на молодёжь и даже стал заходить в открытые дома.

Частиц становилось всё меньше и меньше. Наконец они поверили, что легенда правдива. Оставшиеся три группы частиц решили создать разряды:

формообразующий - боролся в самой глуши около озера, отрицательный - взял на себя северную и западную части, модальный - занялся югом и востоком.

Эти отряды стали бороться с чудовищем. Они отправили гонца к частицам ограничения. Когда те прибыли, и силы объединились, победа оказалась на стороне частиц. Бык был навсегда уничтожен, а может быть и нет...

Вот так и появились в русском языке разряды формообразующих, отрицательных и модальных частиц. Эти группы и по сей день защищают своё государство от разных напастей.

Эту историю мне рассказал мой знакомый учебник русского языка. Если не верите, то откройте любую тему, и сказка сразу появится в вашей голове.

Деепричастие.

Есть на свете такая страна – Языковия. В ней живут различные части речи, которые имеют свои республики. Рядом с республикой причастий находились республики глаголов и наречий.

Глаголам давно нравился один из городов причастий – городок «Освещённый». Он был культурным центром республики. Глаголы в одиночку не могли захватить город, так как причастия были очень сильными и смелыми. Тогда захватчики пошли на хитрость. Они послали Великое посольство с важным предложением в соседнюю республику наречий. Заслышав о войне, наречия решили принять это предложение, но с условием, что половина города достанется им. На том и порешили.

На следующий день ровно в шесть часов утра наши захватчики уже стояли близ города. Собрав все войска, распределив их по местам, глаголы и наречия начали штурм. Осада города длилась неделю, затем наступила передышка. Во время этого перерыва причастия разработали план защиты и выстроились перед городом в две шеренги. Их войско состояло из пехоты, конницы и артиллерии.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки,

Глаголы тут как тут.

Войско глаголов наступало прямо в лоб. Они очень хорошо начали битву, и это не зря, потому, что глаголы обозначают действие предмета. С левого и с правого боку стали наступать наречия. Несмотря на это, причастия стали биться до последнего.

Вдруг слева, справа, сзади, в лоб,

Идут все войска чужаков.

Причастий быстро окружили,

Но те сдаваться не решили

И смело продолжали бой!

Захватчики действовали быстро и оперативно, да по количеству их было больше. Причастия очень отчаянно сражались, но победа была на стороне глаголов и наречий. В итоге победили захватчики.

По уговору город был разделён на две части. Половину забрали наречия, половину – глаголы. Жителей города они решили улучшить и назвать деепричастиями, что означало, причастие для дела. Какое же дело выполняли деепричастия? Деепричастия стали обозначать незаконченное и законченное действие. С тех пор появилось в Языковии ещё одно новое правило:

Деепричастие – особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Война, окончившаяся союзом.

Однажды, в непроходимой чаще густого дремучего леса, разразилась длинная война. А дело было так.

Решили грибы главенствовать над всем лесом. И стали они думать, с подчинения какого народа им начать завоевания? И решили они начать с ягод, потому что они были самые смирные в лесу и казались беззащитными.

Во главе всего грибного войска встал самый больший и смелый Белый гриб. Поднялся он на самый высокий холм и оттуда, как с трибуны, стал говорить свою пылкую речь: «Братья мои! Кто хочет главенствовать над всем лесом и не боится возможных сражений и опасностей, пусть идёт со мной. А кто из вас трусит, пусть растёт себе никому не известный под деревом в тени! Вперёд! В бой! И пусть боится нас весь лес!» Тотчас стало собираться огромное войско. Остались только волнушки, которые были друзьями ягод. Они предупредили росшую неподалёку чернику, и она рассказала всем об опасности. Тогда ягоды построили крепостную стену. Три дня штурмовали грибы крепость (а ведь для грибов и ягод три дня всё равно, что для нас три месяца) и решили сделать привал. А в это время в своей крепости ягоды вели военный совет. Земляника предложила сходить во вражеский лагерь и провести переговоры. Она просила грибов не продолжать войны, а лучше заключить союз и оставаться друзьями. Согласились тогда грибы и помирились с ягодами. И стали они самыми лучшими друзьями в лесу.

Теперь в предложениях, где упоминаются наши герои, всегда пишут: « В лесу растут грибы и ягоды». И - обозначает союз между друзьями и поэтому его назвали СОЮЗОМ!

Сказка о том, как ноль стал королём.

На страницах учебника русского языка для шестого класса есть страна Имя Числительное. В этой стране живут числа. У них все равны. В стране Имя числительное нет короля, но они нисколько не огорчаются, потому что когда нет главных, жизнь гораздо легче и веселее, а числа как раз любят повеселиться. Вот такие законы составила вся страна: 1) Имя числительное- часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО? и КАКОЙ? 2) Имя числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. 3) Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Но все же правитель нужен в любой стране, и это оправдал такой случай.

Однажды прогуливались по парку числительное восемь, две пятых, трое. Вдруг трое говорит: «Ребята, мы ведь с вами разные, а относимся к одной группе - числительные, что это такое?" Узнала об этих словах вся страна и согласилась с ними. Решили они наградить званием короля того, кто разделит числительные на три группы. Первым справился ноль, вот что он сделал: количественные числительные могут обозначать: а) целые числа (восемь конфет, пятнадцать человек), б) дробные числа (две пятых пути, семь восьмых всей массы) в) несколько предметов как одно целое (трое щенят, семеро учеников)- это собирательные.

Правило всем жителям понравилось, вот так ноль стал королем.

О полных именах прилагательных

Самым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили в нем имена прилагательные. Были они очень недовольны своей фигурой: считали себя слишком полными и всячески хотели избавиться от лишнего веса. Какие только диеты не перепробовали, чтобы только похудеть и обрести фигуру своей мечты.

Наконец главный диетолог СШЛ (Соединенных Штатов Лексики) посоветовал им сесть на суперэффективную синтаксическую диету.

Процесс похудания полных имен прилагательных взял под свой личный контроль самый известный инструктор по фитнесу - атлет имя существительное. Под его руководством изголодавшиеся имена прилагательные усиленно занимались на тренажерах, практически не слезали с беговой дорожки. «Спорт, спорт и еще раз спорт и никакого ужина», - повторяли они каждый день.

После изнурительной синтаксической диеты и многочасовых тренировок полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное «хороший», потеряв несколько букв в окончании, превращалось в «хорош».

У суперэффективной синтаксической диеты был один побочный эффект. Когда имена прилагательные были полными, они отвечали на вопросы: какой? какая? какое? какие? Похудев, они стали откликаться только на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми. Эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а в единственном числе - по родам.

Однако не все полные прилагательные смогли выдержать изнурительную диету и колоссальные физические нагрузки: им не хватило силы воли, для того чтобы похудеть. Поэтому не все полные имена прилагательные в наши дни имеют краткую форму. Например, прилагательные «серебряный», «деревянный» и многие другие, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

Жители лексического города Синонимска были гостеприимным и дружелюбным народом. На улицах этого города было всегда многолюдно. Здесь гуляли толпы родственников. Они ходили небольшими группами и зазывали к себе в компанию новых друзей, близких по лексическому значению.

Самой многочисленной синонимической семьей была семья дедушки СКАЗАТЬ. Она включала в себя 11 глаголов: сказать, произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать. Все родственники дедушки СКАЗАТЬ одинаково думали и были похожи друг на друга, отличались лишь характером производимых действий. Так, глагол ПРОМОЛВИТЬ обычно указывал на краткость, односложность того, что произносится вслух, а его племянник ИЗРЕЧЬ шутливо употреблялся по отношению к многословной речи, но пустой по содержанию.

Население города Антонимска было суровым и недружелюбным. Антонимы хороших людей называли плохими, тонких - толстыми, зрячих - слепыми. Жители этого города постоянно спорили друг с другом. Антоним черный спорил с белым, высокий - с низким, далеко - с близко. Однако вечно спорящие и ворчащие друг на друга антонимы в душе очень любили свои вторые половинки.

Однажды Главный Библиотекарь мира слов решил пригласить всех жителей названных городов в один большой лингвистический дом-словарь для того, чтобы те лучше могли узнать друг друга и перестали ссориться. Антонимы, синонимы, омонимы подружились.

Тогда и наступило время мирного сосуществования разных слов, противоречивых и не похожих друг на друга. Местом их дружеских встреч стал дом-словарь.

А теперь, всезнающий читатель, скажи, как называется такой словарь и для чего он предназначен?

Лингвистическая сказка о путешествии братьев Синонимов, Антонимов и Омонимов во дворец к королеве Лексике

В некотором царстве, в некотором государстве в сказочном дворце жили два брата-принца. Хотя они и были братьями, но родились абсолютно разными. Каждый из них любил все делать по-своему, однако братья никогда не ссорились.

Когда один из принцев был весел, другой в это время грустил. Если первый брат болел, второй был здоров. Одному из принцев нравился солнечный день, а другому - лунная ночь.

Утром братья умывались разной водой. Один из принцев теплой, другой - холодной. Повар готовил им разные обеды. Кушанья первого брата были сплошь солеными, а второго - слишком сладкими.

Жили братья - не тужили в мире и согласии.

Недалеко от их дворца располагалась картинная галерея. Здесь жили и работали два брата-художника. И были они очень дружные. Все делали вместе. Но больше всего любили рисовать. После завтрака братья решали, что они сегодня будут рисовать. После этого брали краски, карандаши, бумагу и до самого вечера писали свои картины.

Когда картины были готовы, братья-художники звали в гости своих знакомых, друзей и интересовались у них, чье же живописное полотно лучше. Но никто из собравшихся не мог ответить с полной уверенностью на их вопрос, потому что на картинах с одним и тем же названием художниками были изображены абсолютно разные предметы. Например, если братья рисовали ключ, то у одного получался родничок, а у другого приспособление для открывания входной двери. Если каждый из них писал картину со звучным названием «Бор», то один из братьев изображал на своем полотне хвойный лес, а другой - прибор, которым стоматолог сверлит зубы пациента.

Братья-художники часто ходили в гости к братьям-принцам. Они все вместе интересно и весело проводили свое свободное время. Были очень дружны.

И вот однажды все они получили приглашение на бал к королеве. Королеву звали Лексикой. Она ежегодно приглашала к себе во дворец многих знатных и известных жителей своей страны, чтобы ближе познакомиться с ними и узнать все последние новости.

Братья - принцы и художники - решили поехать на бал все вместе. Снарядили карету, взяли необходимый запас еды и тронулись в путь.

Резиденция королевы Лексики располагалась в столице. До ее дворца надо было добираться целые сутки.

И вот на следующий день они оказались во дворце королевы. Здесь было много приглашенных, но ее величество Лексика наших путешественников подозвала к себе первыми. Увидев их, она воскликнула: «Здравствуйте, мои дорогие гости! Здравствуйте, братья Омонимы! Приветствую вас, братья Синонимы! Рада вас видеть, братья Антонимы!»

Братья не поняли, к кому обращается королева Лексика. Но мудрая правительница тут же объяснила, почему каждому из них она дала такие титулы.

Внимательный читатель, знаток русского языка, ответь, кто из братьев получил какой титул и почему.

Лингвистическая сказка о спряжениях

В некотором царстве, в некотором государстве, в уезде N, у города Без Названия -- словом, имелся там один лес. С наименованием у него, как и у прочих местных объектов географии, были некоторые проблемы: кто-то называл его Чёрным, кто-то -- Шервудским, а кто-то -- Тамбовским.

Забегая вперёд -- ближе всех к истине оказались последние.

А всё потому, что поселились в нём оборотни.

Ходить с тех пор через лес рисковал не каждый. В основном -- из-за того, что хором говорили все окрестные грибники. А говорили они, что тамошние обитатели подвергали путешественников стр-рашной пытке: усаживали на пенёк, давали свиток берестяной да стило острое, ну и заставляли, изверги, под диктовку имена свои волкодлачьи записывать. А покамест не напишешь -- с места своего сходить не моги.

Находились, находились такие, кто пытался на жалость оборотничью давить: смилуйся, мол, товарищ! А ему и в ответ: тамбовский волк тебе товарищ!

Так и выяснили, как лес прозывался...

Да мал бы был тот прибыток, и обходили бы лес десятой дорогой, если бы не нашёлся-таки один герой.

Точнее -- героиня. Имени её история не сохранила; известно лишь, будто начиналось оно как раз на букву "М". А может, и не на "М", кто ж его теперь разберёт?

В общем, то ли сильно смелая она уродилась, а то ли просто на голову ушибленная слегка -- что, в принципе, есть одно и то же -- а пошла она напрямки через этот лес. Хоть и удерживали её, кто поумнее -- упёрлась, и всё. Хочу мол. Что ж тут скажешь?

Идёт себе, значит. Рюкзачком помахивает, на солнышко любуется. Набежала тут на светлое тучка тёмная, ветер подул -- обернулась героиня, да поздно уже, далеко отошла!

И тут -- бамс! -- аккурат над героининой макушкой в берёзе стрела торчит, опереньем дразнится.

Остановилась героиня, оглядывается -- что-то дальше будет?

А в руке сжимает, собака, свиток берестяной.

Ну что, -- вопрошает, -- девица? Готова ли к этому... как его там... испытанию великому? К свершениям героическим и победам громким?

К каким таким свершениям? -- подозрительно героиня спрашивает. -- К ЕГЭ, что ли? Так ты, злобный молодец, сперва стрелять научись, а там и экзаменовать будешь...

Это предупредительный был! -- скрежещет зубами молодец. -- А чем про ЕГЭ глупости молвить, сперва за девятый класс экзамены сдай!

Вот сейчас и проверим, -- другой поддерживает, на тропинку из кустов идучи, -- что ты в школе творила -- дело пытала аль от дела лытала!

И за ним ещё одиннадцать таких же идут, шкурами встряхивают. Ан нет, не одиннадцать, десять: один по земле волком стелется, стрелу оперённую в зубах сжимаючи.

Пошли с нами, девица! -- рыкает, а из-за стрелы шепеляво выходит, неразборчиво. -- И пшекрашшай пшеператься, вшё едино альшернативы у шебя никакой...

Ой, да никакой! -- героиня соглашается. -- Пошли уж, серый волк, к пеньку-то заветному, к символу свершений героических! Перестану, так и быть, стоя препираться, начну сидючи...

Пришли, стало быть, к пеньку. Стали оборотни окрест, стрелы на тетивы наложили. Только младший, что в зубах свою держал, в травку её положил, сел незаметненько под ёлку и ну давай блох выкусывать!

Вопрос, значит, первый! -- молвит старший, недовольно на брата нахального глядючи. -- А запиши-ка ты нам, девица, все двенадцать глаголов-исключений, каковы вроде к одному спряжению относятся, а на деле выходит, что к другому!

Не спешила героиня взять стило острое в ручки белые. Хотя -- какие уж они после чернил-то белые!

А зачем вам?

Чай, не для экспертизы графологической! -- недовольно молодец речёт, стрелу поудобнее поправляя. -- Зело нам наименования эти любы, ибо как есть они имена наши, оборотничьи, а никто их до сих пор и записать с толком не умеет!

Да ну! -- героиня подначивает. -- А сам-то хоть сможешь?

Пиши давай! -- окончательно разозлился молодец. -- Ну, девка, сил моих уже нетути -- и пристрелил бы, да вот по правилам не положено!

По каким таким правилам? -- героиня настораживается. -- Уж не заколдовал ли вас кто, а, злобен молодец? Чего молчишь?

Ну, заколдовал, -- недовольно молодец ответствует. -- Да тебе-то, злоязычной, какой с того спрос?

Ты того, -- героиня хмурится, -- на виражах-то поосторожнее! А то передумаю да и расколдовывать вас не стану...

А што, можешш? -- от ёлки со скепсисом доносится. -- Много вашей шештры, чародейки, шдешша побыло, на пеньке посидело, да ни ш чем и ушшло! Когда отпустили, шжалившись!

Только, -- брат его старший поддерживает, -- зря людей обижать вы и горазды! Как до дела дойдёт, и лягуху в кипятке заварить не умеете!

Ну-ну, -- ободряюще героиня молвит, по плечу оборотня его же стрелой похлопывая, -- мы, чай, не в Париже, чего животину безголосую зазря мучати? И без зелий обойдёмся, расколдуем в два приёма...

А голошиштую, -- из-за братней спины волк досказывает, -- а голошиштую, выходит, што можно?!

Ударил его легонько старшой волк промеж ушей:

Цыть, мелкота! Открыл мне тут филиал Гринписа, сейчас эта... госпожу ведьму спугнёшь!

Села героиня обратно на пенёк, ножку на ножку закинула, плечиком недовольно шевельнула:

Ну что, али мне тут до вечера сидеть? Сами вы не злые, забавные даже, а вот комары у вас в лесу звери!

Поднесли ей стило, поднесли свиток. Взяла героиня свиток, глядит -- зубы волчьи на нём веночком пропечатались. Тряхнула его брезгливо, пальчиками за уголок взявши -- кивнул старшой волк, тотчас новехонький принесли, ажно светится! Расстарались для специалистки профильной, даже стило импортное приволокли, Штабилом прозывается!

Перекинула тут героиня с правой ножку на левую, щёлкнула стилом заморским. Подвесила свиток в воздухе -- обомлели волкодлаки, а меньшой даже когтём потрогал, не мерещится ли. Дёрнул старший его за ухо; а чародейка знай наколдовывает, словеса тайные плетёт!

Глядь -- и побежало орудие чародейское под диктовку её по бересте слова выписывать. И почерк, главное, ровнёхонький, як в прописях для мальцов вырисовывают!

Долго ли коротко, а дочитала героиня заклинание. Смотрит -- а стоят перед нею всё те же молодцы, только комарами искусаны поизрядно. Почёсываются и меж собой переговариваются, как бы ведьму-обманщицу к ответу призвать.

Ошибочка вышла, -- озабоченно героиня молвила, заклинание наскоро глазами пробегивая.

Да нет, всё в порядке, одиннадцать словес тайных, ей волхвом-наставником переданных...

А братьев-то двенадцать!

Хлопнула героиня себя по лбу белому, комара попутно пришибивши, да и выкрикнула слово заветное, чтобы стило его записать сумело.

Шум пошёл по лесу, ветер загудел, земля задрожала! Слетела героиня с пенька фейсом вниз, только и увидела, как травка перед глазами растёт...

Ага, -- Прынц кивает. -- Самый что ни на есть. Ну как, пойдёшь?

Словом, славно на их свадьбе погуляли: два дня гостей из-под столов вытаскивали да лицами в салатницы утыкивали, для благолепия. Уж сколько там песен спето было, былин да новин, да баллад заморских, -- того и не перечесть. Прынц, чего уж тут скажешь? И конь белый при ём...

Тут и сказочке конец, а кто слушал, тот платит деньги в кассу Фонда по защите заколдованных существ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Многие, многие волхвы пытались опосля найти заклинание дивное, каковым героиня народная волкодлаков расколдовать сподобилась. Но хранила тайну она свою свято; и лишь на седьмой год выдать её согласилась.

Вот оно. Если хотите, можете выписать себе на бумажку: вдруг да и вам попадётся зачарованный волкодлак!

Гнать, Держать, Дышать и Слышать, Смотреть, Видеть, Ненавидеть, и Обидеть, и Терпеть, и Зависеть, и Вертеть.

И ещё одно.

Зиждиться.

Глагол и его дети

Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни! Всю свою деятельность он согласовывал с Существительным, управлял и командовал другими существительными или Местоимениями. А около Существительного очень часто находилось Прилагательное. Эта была такая чудесная часть речи, что не обратить внимание на её качества просто было невозможно. И Глагол обратил! Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с действенной стороны. И от этого союза родилась новая форма глагола: Причастие! Это было прелестное создание, похожее как на папу – Глагол, так и на маму – Прилагательное.

Как Глагол, Причастие обозначало действие предмета, только через признак: несгибаемая, несомая, придумавшая, проверенная. Как Глагол, Причастие имело вид: совершенный и несовершенный, изменялось по временам (настоящее и прошедшее время), но только формы будущего времени у него не было, а почему – узнаете позже. Как Глагол, Причастие могло быть возвратным и невозвратным.

А как Прилагательное, Причастие изменялось по родам, числам и падежам, в предложении согласовывалось с существительным, в полной форме чаще всего было определением, а в краткой – сказуемым.

А почему у Причастия не было формы будущего времени? А потому что в будущем Глагол покинул эту семью.

По долгу службы Глаголу всё чаще всего приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это в конце концов заметил и оценил: Прилагательное – то какое? Всё около Существительного, да около Существительного. А Наречие-то вот, здесь, около.

Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! Как Глагол, обозначал действие, правда добавочное при основном, выраженным Глаголом. На то он и сын.

Но действие того же лица, что и Глагол. Отвечал на вопросы: что делая? Что сделав?, имел вид: совершенный и несовершенный. Возвратность. Но как Наречие, не изменялся, примыкая к Глаголу. И даже как член предложения отвечал на вопросы обстоятельств, как Наречие.

Вот так и появились у Глагола его производные особые формы. А в нашей лингвистической терминологии появились новые термины: Причастие и Деепричастие. Иногда их даже называют самостоятельными частями речи.

Сказка «Суффикс ик»

Жил был на свете суффикс Ик. Однажды Ик решил навестить своих друзей: столика, гвоздика и карандашика. Но вдруг началась сильная буря, и ветер унёс суффикс Ик. Друзья, ничего не подозревая, легли спать.

Утром, проснувшись, они были в ужасе. Не было с ними их верного друга, а они превратились в большой стол, гвоздь и карандаш. Тогда друзья решили: «Раз мы подросли, мы найдём наш любимый суффикс Ик.


Тем временем буря закончилась, Ик оказался в дремучем лесу. Ик хотел выбраться, но путь ему преградил ежевичный куст. И тут Ик вспомнил, что стоит ему присоединиться к какому-нибудь слову, предмет станет маленьким. И в тот же миг суффикс прошёл через ежевичный кустик и вернулся домой, где его ждали обеспокоенные

В статье рассмотрим разносклоняемые существительные и на понятных примерах покажем особенности их склонения .
Прежде чем говорить о разносклоняемых существительных разберемся с понятиями.
Существуют 3 склонения существительных.
Первое склонение – это все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а или -я.
Второе - все оставшиеся существительные мужского рода, а также существительные среднего рода.
Третье склонение включает все существительные женского рода НЕ оканчивающиеся ни на , ни на –я .
В зависимости от склонения, существительные получают разные окончания при изменении по падежам (склонении по падежам), также как глаголы разного спряжения имеют разные окончания при спряжении по лицам.

Для примера проспрягаем по одному существительному из каждого склонения.

Мама (1 склонение)
Падеж. Вопросы. В скобах указаны удобные глаголы для сочетания.
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Мама
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Мамы
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Маме
Винительный. (винить) Кого? Что?- Маму
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Мамой .
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Маме .

Отец (2 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Отец
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Отца
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Отцу
Винительный. (винить) Кого? Что?- Отца
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Отцом
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Отце .

Дочь (3 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Дочь


Родительный. (нет) Кого? Чего? - Дочери
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Дочери
Винительный. (винить) Кого? Что?- Дочь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Дочерью
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Дочери

Разносклоняемые существительные – это существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. Также как разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют окончания разных склонений при изменении по лицам.
Чтобы стало понятней перечислим разносклоняемые существительные и просклоняем их по падежам.
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ), все они среднего рода, а также одно существительное мужского рода – путь .
Всего 11 разносклоняемых существительных. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они имеют окончания 3-го склонения, НО в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го!
Просклоняем пару существительных, чтобы всё стало понятно.

Время (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Время
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Времени (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Времени (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Время
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Временем (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Времени (окончание 3-го склонения)

Путь (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Путь
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Пути (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Пути (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Путь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Путём (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Пути (окончание 3-го склонения)

Конспект урока в 6 классе

1. Предмет: Русский язык

2. Класс: 6

3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская

4. Тема урока: Разносклоняемые существительные

5. Тип урока: Урок открытия новых знаний

6. Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

7. Задачи урока:

образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие: р азвитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные:в оспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные результаты:

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: разносклоняемые существительные

10. Межпредметные связи: Литература

11. Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари.

Ход урока

    Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. На прошлых уроках мы повторяли материал об имени существительном, изученный в 5 классе. Но эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам, исследователям.

Прежде чем мы приступим к работе, прочитаем эпиграф:

Если запастись терпением

и проявить стремление,

то посеянные семена знания

дадут добрые всходы.

Л. Да Винчи

Объясните, как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника (родился недалеко от Флоренции в 1452 году, «Мона Лиза»).

Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже.

Откройте тетради и запишите: 23 ноября. Классная работа.

Оставьте одну строчку для темы урока.

    Актуализация знаний.

Для того чтобы с легкостью справиться со всеми заданиями, давайте немного разомнемся, вспомним материал, который мы повторяли на прошлых уроках.

Определите, верно ли утверждение.

    Имена существительные обозначают предмет?

    Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?

    В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

    Постановка учебной задачи

Хорошо. Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Снег, заснеженные деревья, сосульки и т.д.).

Несмотря на то, что по календарю еще осень, на улице уже давно по-зимнему холодно и снежно.

На доске вы видите слова: зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.

Распределите их по колонкам в таблице

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Проверка

Получилось распределить все слова, кроме одного (время).

В чем же причина?

Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.

Просклоняем это сущ.

И.П. времЯ морЕ сирень

Р.П. временИ морЯ сиренИ

Д.П. временИ морЮ сиренИ

В.П. времЯ морЕ сирень

Т.П. временЕМ морЕМ сиреньЮ

П.П. о временИ о морЕ о сиренИ

Вывод: в Р., Д.,П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ. Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же называются такие сущ.?

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»

Записываем название 4 колонки (вписываем ВРЕМЯ)

Цель:

Определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми;

Узнать, сколько таких существительных;

Научиться правильно их склонять.

Какие существительные называются разносклоняемыми, мы уже определили. Такие существительные оканчиваются на –МЯ (не путать с окончанием!).

Ответим на второй вопрос: сколько разносклоняемых существительных?

У вас на столах лежит стихотворение Аркадия Иосифовича Хайта, прочитайте его и выпишите существительные на –МЯ в нашу таблицу, в последнюю колонку.

    Открытие нового знания

Работа в парах

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ
Необразованное было это ПЛЕМЯ .
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ .
Простое СЕМЯ ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ .
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,

Есть в этой песне ИМЯ , ПЛЕМЯ ,
СЕМЯ, ПЛАМЯ ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ ,
СТРЕМЯ, ЗНАМЯ .
БРЕМЯ ,
ВРЕМЯ .
А. Хайт

Проверка.

Сколько слов получилось? (10).

5.Первичное закрепление

Откройте учебники на странице136, внимательно прочитайте теорию, отметьте то, о чем мы еще не сказали.

ПУТЬ – это тоже разносклоняемое существительное.

Докажем это (1 ученик склоняет ПУТЬ на закрытой доске)

1 пара – работа со словарем (определить ЛЗ стремя и темя ).

2 пара - работа со словарем (определить ЛЗ бремя, знамя, племя ).

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Класс в это время выполняет задание:

Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные; выписать их; определить, как называются эти словосочетания; объяснить смысл).

До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами.

Мы совершили сегодня много открытий, немного устали, давайте отдохнем, а помогут нам в этом разносклоняемые существительные.

Физминутка

Размахиваем знаменем,

Разбрасываем семена,

Согнулись под бременем забот,

Почесали темя.

Отправляясь в дальний путь,

Имя свое не забудь.

Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?

(Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь).

6.Включение в систему знаний и повторение

Мы переходим к следующему заданию. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Большого пламен… не задуешь.

Проверка

Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное.

Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и надеюсь, что знания, которые вы получили на уроке, помогут вам справиться с последним заданием.

7.ДЗ. Но сначала мы запишем д.з. на следующий урок: пар. 45, упр. 258 или записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж.

8. Рефлексия

Рабочий лист

учени___ 6 –А класса

    Верно ли утверждение?

1.Имена существительные обозначают предмет?

2.Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?

3.В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

    В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?

    Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?

Итог: _____ баллов

    Распределите слова по колонкам:

Зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

    Прочитайте стихотворение А.Хайта.

В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя –
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить
Простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной,
Мы включили в неё десять слов.
Есть в этой песне имя, племя,
семя, пламя,
В неё вошли и вымя, темя,
стремя, знамя.
А для того, чтоб облегчить учебы
бремя,
Вы повторяйте эту песенку все
время.

Выписать из стихотворения разносклоняемые существительные, заполнить 4 колонку.

    Вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Не в золоте богатство, а в добром имен… .

От худого семен… не жди доброго племен… .

Нет тяжелее бремен…, чем безделье.

Большого пламен… не задуешь.

Добрый совет ко времен… хорош.

    Заполните пустые лепестки ромашки разносклоняемыми существительными и ответьте на вопрос: в чем особенность этих существительных.

Класс, учебник : 6 класс. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие. – М. Просвещение 2011 г.

Тема: «Разносклоняемые имена существительные».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать умение находить разносклоняемые имена существительные в тексте

Образовательная цель: познакомить с разносклоняемыми именами существительными, особенностью их склонений

Воспитательная цель: воспитывать чувство добра, бережное отношение к семье, формировать мировоззрение

Оборудование:

    мультимедиа;

    карточки с заданиями для групп;

    карточки (для каждого ученика);

    анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика).

Планируемые результаты:

Предметные

1. Развитие и совершенствование навыков правописания падежных окончаний существительных.

2. Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях.

3. Развивать умения объяснять лексические значения слов (бремя, племя, стремя,темя).

Метапредметные

Регулятивные УУД:

1. Развитие саморегуляции.

2. Следовать режиму организации учебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Адекватно оценивать свою работу и корректировать в дальнейшем.

Познавательные УУД:

1. Развивать умение выделять нужную информацию из текста.

2. Строить сообщения в устной и письменной форме.

3. Развивать умения спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2. Развивать умение работать в паре, высказывать собственную позицию.

Личностные УУД:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «семья».

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

3. Формировать способность к общению, коммуникативную компетенцию.

4. Широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Личностные

1. Адекватное понимание причин успешности\ неуспешности учебной деятельности.

2. Воспитывать бережное и внимательное отношение к родному языку.

3. Воспитывать заботливое отношение к сем

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

1.

Организационный момент.

Цель: эмоциональный настрой на урок.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились хрупкие снежинки(се-

ли девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Стало тихо кругом, наступила ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться. Снежинки обрадовались зимнему солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро

Я рада видеть вас и ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Выполняют задания учителя

Машут руками.

Садятся девочки.

Садятся мальчики

Закрывают глаза

Р-2,

Л-4

2.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, постановка темы и учебных задач

Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «Семячковская школа 6 классу, из города Морфологии от имени Существительного»

А что внутри?

Так, три документа. Давайте разберемся:

1-е письмо

Бремя

Время

Вымя

Знамя

Имя

Племя

Пламя

Семя

Стремя

Темя Путь

Прочтем письмо. Вы понимаете, для чего нам прислали эти слова?

Попробуем разобраться.

Какой частью речи являются эти слова?

Давайте вспомним, что мы знаем о существительном.

1. Дайте определение имени существительного.

2. Как изменяются существительные?

3.Как называется изменение существительных

по падежам?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

8. Какую роль выполняют существительные в предложении?

Давайте проанализируем следующий документ из

письма.

2-е письмо

Не в золоте богатство, а в добром имени

Какой поучительный смысл имеет данная пословица?

Давайте определим склонение у существительных

Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.

Где мы сегодня уже видели существительное имя»? Давайте познакомимся ещё с одним документом, содержащимся в письме .

3-е письмо

Падеж

склонение

2-е

3-е

И.

сторож

мышь

имя

Р.

сторожа

мыши

имени

Д.

сторожу

мыши

имени

В.

сторожа

мышь

имя

Т.

сторожем

мышью

именем

П.

о стороже

о мыши

об имени

Что представлено в таблице?

Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ?

Какой вывод можно сделать?

Такие имена существительные называются разносклоняемые. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Мы будем говорить о разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете, почему они называются разносклоняемые?

Какую цель мы поставим перед собой?

Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока?

Нет

Существительными

Отвечают на вопросы

Золото 2 скл.

Богатство 2 скл.

Имя 1 или 2 (создание проблемной ситуации)

В 1-м письме

Л-2,

Р-3,

К-1,

К-3,

Слайд №1

Слайд 2

Слайд 3

3.

Объяснение нового материала.

Цель: научить учащихся склонять разносклоняемые имена существительные, познакомить с суффиксами в ед.ч и во мн.ч.

    Ребята, из писем вы извлекли определенную информацию, а теперь сравним её с материалом учебника п. 37 с.87 и найдем дополнительный материал и прочитаем.

    Что ещё можно добавить?

У существительных стремя и семя добавляется

суффикс –ян- во мн. ч. в род. п.

У существительных на –мя в род., твор., предл. падежах в ед.ч. и во мн.ч. прибавляется суффикс –ен

-ён

П-2,

К-1, К-3

4.

Словарная работа.

Цель: объяснить значение разносклоняемых имен существительных

Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ , -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ , -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.

ИМЯ , имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении.

ПЛАМЯ –огонь

ПЛЕМЯ , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ , -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

ТЕМЯ , -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ дорога

Давайте запишем данные слова в тетрадь

Объясняют значение слов по словарю (работа в паре)

К-1, К-2, Л-3

Предметные

5.

Закрепление материала.

Цель: закрепить и обобщить знания

Приглашаю 2-х человек к доске. Просклонять ПУТЬ и ЗНАМЯ

Параллельно класс выполняет упр. 206

Синтаксический разбор предложения

Время от врем…ни в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зарослей

кувшинок медленно проплывал карась.

Склоняют существительные у доски

Разбор предложения в группе со взаимопроверкой

Р- 4

П- 4

К- 2

Л-4

(слайд 4)

Физминутка

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивание)

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили (ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

Работа в группах

Цель: Развивать речь, логику, мысль

Творческое задание (работа в группах).Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: Объясните значение фразеологизма, составьте предложение

Называть вещи своими именами, без роду и племени, со времен царя Гороха, гори оно ясным

пламенем

Работа по карточкам.

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых

существительных.

Занимать много врем…ни,в плам…ни костра,много сем…н, нога в стрем…ни, звать по им..ни, подъём знам..ни, дорожить врем..нем, счастливого пути.

Взаимопроверка в парах.

К-2

Л-4

6.

Подведение итогов урока.

Цель: оценка деятельности учащихся.

Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

Давайте вставим на месте пропусков разносклоняемые имена существительные в стихотворение Аркадия Хайта. Я буду читать, а вы хором отвечайте.

В стародавнее древнее…

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое …

Первобытных людей –дикарей.

Они не знали, для чего корове …

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевали седло и …

Необразованное было это…

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …

Что кислород всегда поддерживает…

Над тем, как в булку превратить простое…

С утра до вечера они чесали…

Почему данные слова получили такое название?

Познакомились с разносклоняемыми существительными и их склонением.

Время

Племя

Вымя

Имя - Стремя -Племя

Время

Знамя -Пламя –Семя -Темя

Склоняются по- разному

Л-3

К-3

П-3

7.

Рефлексия.

Заполнить анкету

1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

2.Урок мне показался интересным/ скучным

3.Материал мне будет полезен/ бесполезен

Заполняют анкету

Р-4

Л-1

8.

Внеурочная деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома).

Домашняя работа (на выбор)

1) упр. 208 п.37

2) сочинить сказку о разносклоняемых существительных

Записывают домашнее задание

Л-2

Сказка о разносклоняемых существительных

Однажды ночью в тетради Мариночкиной Марины ожили буквы, слова и знаки препинания. Марина училась не очень хорошо, и поэтому все стали возмущаться:

  • Меня Марина не выучила! - возникал суффикс «ЕН».
  • А про меня совсем забыла! - кричала малютка «И».
  • Тихо, тихо успокойтесь! - сказал восклицательный знак. - Нам надо утром разбудить Марину и научить ее изменять разносклоняемы существительные по падежам и числам.
  • Да, правильно, правильно! - воскликнули все и легли на тетрадные листочки.

Рано утром Марину разбудили жители ее тетради и стали причитать:

  • Ты не должна про меня забывать! - кричал суффикс «ЕН».
  • И про меня тоже! - обиженно сказала «И».
  • Тихо, почему вы все возникаете? - спросил вопросительный знак
  • Мы должны учить, а не кричать! - басом проговорил восклицательный знак.
  • Так давайте начнем, - пропищала точка
  • Итак, Мариночка! Открой свое домашнее упражнение и найди в нем ошибки! - проговорил восклицательный знак.

Марина полезла в портфель и через несколько мгновений достала тетрадь по русскому языку и начала читать текст, в котором сделала много ошибок:

« В лесу около ПламИни костра сидели три девочки. Одна из них встала и начала сажать свежие семИна, другая пыталась посчитать, сколько времИни они пробыли в лесу, а третья девочка, по имИни Лаура, уже успела уйти в лес на поиски какого-либо племИни».

Марина остановилась, чтобы сделать передышку, и хотела дальше читать, но восклицательный знак ее прервал:

  • Итак, ты прочитала первую часть рассказа, а теперь назови разносклоняемые существительные, которые встретились тебе в этом тексте!
  • Пламя, семя, время, имя, племя.
  • Молодец, а теперь скажи, почему ты во всех этих словах в суффиксе «ЕН» написала букву «И»?
  • Не знаю!
  • Так вот, Марина, слушай теперь правило: «В Р.п., Д.п., П.п. в словах СЕМЯ, ИМЯ, ЗНАМЯ, ПЛАМЯ и других словах на -МЯ в окончании пишется «И», а перед окончанием стоит суффикс «ЕН». Поняла?
  • А теперь продолжай читать, только без ошибок! - предупредил восклицательный знак.

И Марина продолжила:

  • Через несколько дней девочки нашли лошадей, поставили ноги в стремЕНа и поскакали вперед. Проехав несколько часов, они увидели уголок знамЕНИ своего города и очень обрадовались. Девочки разъехались по домам и рассказали о длинном пути.
  • Молодец, но я забыл сказать о разносклоняемом существительном ПУТЬ! - прокричал восклицательный знак.
  • Можешь не говорить, я уже все знаю и все поняла. Спасибо вам, буквы и знаки, теперь я буду учиться хорошо! - воскликнула Марина.
  • Ура-а-а-а! - закричали все, потому что добились улучшения в Марининой тетради.

Вот и сказке конец, а кто выучил разносклоняемые существительные, тот молодец!