Дидактическая игра приметы зимы. Речевые игры на тему «Зима

  • Дата: 06.12.2021

Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».

Цель- Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.

Предполагаемый результат

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей по теме:ЗИМА

Приложение 1.

«Собери снеговика».

Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

«Наоборот».

Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

«Что зимой бывает».

Цели: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года

«Снежинки»

Цели: Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

«Что прячется за сугробом»

Цели: Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

«Когда это бывает».

Цели: Учить детей называть времена года по их признакам.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Отгадай по описанию».

Цели: Учить детей называть времена года по из признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

«Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

Приложение 2

Пластические этюды

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Приложение3

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"

* Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).

* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

* Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.

*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек... .

* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"

* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение(нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

«Придумай слово».Образование родственных слов: снег - снежок - снежочек - снежинка - снегопад - снеговик - снеговичок - снежки - снегоход - снегокат - снежный - заснежило - снежище - снегурочка - снегирь - белоснежный - Белоснежка - подснежник.

«Что делает?»Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Педагог уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.


Светлана Казьмина
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы

1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» .Цель : учить подбирать определения к предмету, явлению.Игровое правило : педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.Например : Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.

2. Дидактическая игра «Какое что бывает?» .Цель : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.Игровое правило : воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает…Например : новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним - день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима , комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым - снег, молоко и т. д.

3. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» .Цель Игровое правило : воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие?Например : зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.

4. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» .Цель : учить согласовывать прилагательные с существительными.Игровое правило : воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову…Например : снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные - заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.

5. Дидактическая игра «Что лишнее?» .Цель : закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание .Игровое парвило :воспитатель называет время года : «Зима » . Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.

6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) .Цель : развивать речь , память, мышление, быстроту реакции.Игровое правило : воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить : иней летом – (не бывает) ; снег зимой – (бывает) ; мороз летом – (не бывает) ; капель летом – (не бывает) ; лёд зимой замерзает –(бывает) ; летом дети делают кормушки птицам – (не бывает) ; зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает) ; и т. д.

7. Дидактическая игра «Придумай сам» .Цель : учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.Игровое правило :воспитатель предлагает детям опорные слова : снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку.Например : В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.

8. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : уточнить и углубить знания детей о временах года.Игровое правило : воспитатель называет время года (зима ) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.

9. Дидактическая игра «Кто больше знает слов» .Цель : найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима » .Игровое правило : воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег» .Например : снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.

10. Дидактическая игра «Времена года» .Цель : развивать внимание , мышление и речь.Игровое правило : воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима , весна, лето, осень) .Дети по приметам определяют и называют время года.

11. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь , внимание, находчивость, выдержку.Игровое правило : воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.

12. Дидактическая игра «Слова – родственники» .Цель : упражнять в подборе однокоренных слов.Игровое правило : воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.

13. Дидактическая игра «Придумай предложение» .Цель : развивать связную речь , умение правильно построить распространённое предложение.Игровое правило : воспитатель называет слово (зима ) . дети придумывают предложение с заданным словом.

14. Дидактическая игра «Назови ласково» .Цель : учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда» , «Зима » .Например : шуба – (шубка) ; снег – (снежок) ; шапка – (шапочка) ; мороз – (морозец) ; горка – (горочка) и т. д.

15. Дидактическая игра «Назови одним словом» .Цель : закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» .Игровое правило : воспитатель показывает картинки на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» , дети называют обобщающие слова к предложенным картинкам .

16. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять распространённые предложения.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.Например : Вот какого замечательного мы слепили… (снеговика) . На нашем участке стоит… (весёлый снеговик) .

17. Дидактическая игра со снежком «Подбери слово» .Цель : учить подбирать слова к заданным.Игровое правило : воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово.Например : снег (какой) белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба (какая) теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи (какие) деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение (какое) весёлое, грустное, радостное и т. д.

18. Дидактическая игра «Составь из слов каждой строчки предложение» .Цель : учить составлять предложения.Игровое правило : воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение.Например : пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.

19. Дидактическая игра с мячом «Один – много» .Цель : учить образовывать слова во множественном числе.Игровое правило : воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку. Ребёнок отвечает, возвращая мяч обратно.Например : Одни варежки, а много? (Много варежек) . Одно пальто, а много? (Много пальто) . Один комбинезон, а много? (Много комбинезонов) . Одни валенки, а много? (Много валенок) . Одна шуба, а много? (Много шуб) . Одни колготки, а много? (Много колготок) . Одна шапка, а много? (Много шапок) . Один пуховик, а много? (Много пуховиков) . Один шарф, а много? (Много шарфов) .

20. Дидактическая игра «Скажи наоборот» .Цель : учить образовывать антонимы.Игровое правило : воспитатель называет словосочетание, а ребёнок называет противоположное.Например : теплое утро – (холодное утро) ; холодный ветер – (теплый ветер) ; пасмурный день – (ясный день) ; большой сугроб – (маленький сугроб) ; толстый лёд – (тонкий лёд) .

21. Дидактическая игра «Дай ответ – чего нет?» .Цель : учить использовать в речи родительный падеж .Игровое правило : воспитатель спрашивает – ребёнок отвечает.Например : Есть снег. А чего нет? (Нет снега) . Есть шапка. А чего нет? (Нет шапки) . Есть вьюга. А чего нет? (Нет вьюги) . Есть варежки. А чего нет? (Нет варежек) . Есть метель. А чего нет? (Нет метели) . Есть валенки. А чего нет? (Нет валенок) . Есть сугроб. А чего нет? (Нет сугроба) . Есть шуба. А чего нет? (Нет шубы) . Есть лёд. А чего нет? (Нет льда) . Есть сапоги. А чего нет? (Нет сапог) .

22. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы» .Цель : учить составлять рассказ с помощью плана (таблицы-помощницы) .Игровое правило : воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.

Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю) .

Небо. (Имеется в виду,какое в это время года небо : пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).

Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года) .

Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года) .

Изменения в жизни зверей.

Изменения в жизни птиц.

Одежда и обувь людей.

Занятия людей в это время года.

Игры детей в данное время года.

23. Дидактическая игра «Подбери много слов-действий» .Цель : учить подбирать к слова-признаки.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к нарисованным предметам.Например : солнце – (греет, светит, печёт, поднимается, опускается и т. д.) ; снежинка – (кружится, летает, тает, падает и т. д.) ; заяц – (бегает, прыгает, прячется, боится, торопится, грызёт, спасается и т. д.); снегирь – (летает, клюёт, сидит, наблюдает, выводит птенцов и т. д.) .

24. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» .Цель : учить образовывать слова в ласковой форме.Игровое правило : воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, соответственно, называет слово в ласковой форме и бросает мяч обратно.Например : зама- (зимушка) ; снег – (снежочек) ; снежинка – (снежиночка) ; лёд- (ледок) ; ветер – (ветерок) ; шапка – (шапочка) ; шуба – (шубка) ; сапоги – (сапожки) ; валенки – (валеночки) ; свитер- (свитерочек) ; брюки – (брючки) ; варежки – (варежечки) ; шарф – (шарфик) и т. д.

25. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай» .Цель : учить подбирать определения и глаголы к существительным.Игровое правило : воспитатель произносит слово, а ребёнок (какая, какое? какие) .Например : зима (какая) – холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая (нудная) и т. д. ; снег (какой) - …; снежинки (какие) - …; лёд (какой) - …; пода (какая) - …4 день (какой) - …; мороз (какой) - …; снежинки зимой (что делают) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают и т. д. ; лёд на солнце (что делает) - …; мороз (что делает) - …; дети зимой (что делают) - … и т. д.

26. Дидактическая игра «Сколько их?» .Цель : учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.Игровое правило : воспитатель называет числительное с существительным, а дети продолжают.Например : одна снежинка – (две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок, шесть снежинок и т. д.); один снеговик - …; одна сосулька - …; один сугроб - …; один снежок - …; одна горка - …одна льдинка - … и т. д.

27. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают и повторяют предложение полностью.Например : Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) ; зимой бывает снег, а летом …; зимой снег падает, а летом …; зимой катаются на санках, а летом … и т. д.

28. Дидактическая игра «Ко что делает?» .Цель : учить подбирать имена существительные к названным действиям.Игровое правило : воспитатель произносит предложение и просит ребёнка исправить ошибку.Например : Девочка спит в берлоге. (Медведь) . Мама зимой по лесу бегает. (Заяц) . Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима ) . Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы) . Дедушка катается зимой с горки на санках. (Ребёнок) .

29. Дидактическая игра «Лишнее слово» .Цель : способствовать развитию слухового внимания , обогащению словаря и уточнению значения слов.Игровое правило : воспитатель произносит слова, а ребёнок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.Например : шуба, сапоги, юбка, свитер, брюки. (сапоги – обувь) ; зима , весна, лето, осень, ноябрь. (ноябрь – месяц) ; белка, заяц, медведь, синица, ёж. (синица – птица) ; шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (панама - носят летом) .

30. Дидактическая игра «Как?» .Цель : учить детей давать качественную оценку действий, отвечаю на вопрос как?Игровое правило : воспитатель предлагает детям продолжить фразу.Например : Самолёт летит быстро, а воробей – (медленно) . Санки по полю едут медленно, а с горы – (быстро) . Птицы летом поют много, а зимой – (мало) . Животным летом в лесу хорошо, а зимой – (плохо) . Ёжику в норке тепло, а зайцы под кустом – (холодно) . Летом в лесу корма много, а зимой – (мало) .

Всем спасибо за внимание.

Дидактические игры для старших дошкольников по лексической теме «Зима»

Павлова Вера Валерьевна, воспитатель спецгруппы МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.
Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года.
Задачи:
-обобщить признаки зимы;
-уточнить, что происходит в живой и неживой природе с приходом зимы;
-уточнить представления о зимующих птицах края и помощи им людьми;
-уточнить знание пословиц и поговорок, загадок и стихов о зиме.
Дидактическая игра «Назови зимние слова»
Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.
При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.
Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д.

Дидактическая игра «Скажи, какой?»
Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.
Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки


Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
Ход игры:
Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ
Если зимой день короче чем весной, то весной…
Если дерево выше скамейки, то скамейка…
Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…
Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…
Если летом теплее чем осенью, то осенью…
Дидактическая игра «Большой – маленький»
Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы.
Можно предложить составить предложения с этими словами.
Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф…


Дидактическая игра «Исправь ошибки»
Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи - объяснения
Ход игры:
Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.
Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки.
Пришла зима, и прилетели ласточки.
Пришла весна, и речка покрылась льдом.
Закончилось лето, и пришла весна.
Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг.
Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби.
Дидактическая игра «Что будет, если лепить из…»
Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала.
Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить.
Примеры: пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д.
Снег: снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д.
Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.


Дидактическая игра «Подбери логические пары»
Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения.
Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.


Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.


Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?»
Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.
Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.


Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»
Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.
Примеры пословиц и поговорок о зиме:
Береги нос в большой мороз.
Год кончается, а зима начинается.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Январь - году начало, зиме середина.
Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Не светит зимой солнце против летнего.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
В зимний холод - всякий молод.
В одну ночь зима становится.
Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры в НОД, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

Дидактическая игра:

«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»

Выполнила: Гридневская Е.В.,

МДОБУ детский сад №23 «Солнышко»

г. Белорецк Республики Башкортостан

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра - это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру. Изучение времен года - одно из направлений формирования временных представлений у детей.

Дидактическая игра «Четыре времени года» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Рекомендуется данная игра с младшего дошкольного возраста. Игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Цель игры: Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.

Описание игры

Дидактическая игра «Четыре времени года» состоит из набора карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года и четырёх плоскостных кукол, которые соответственно обозначают четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Карточки можно использовать как в работе за столом, так и на магнитной доске. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный мир», «деятельность человека», «явления природы».

Варианты игры

Дидактическая игра "Приметы зимы"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Дидактическая игра « Составь рассказ о весне»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Дидактическая игра « Четыре времени года»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: закрепить знания детей о последовательности времён года.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры» (автор Елена Глызь):

«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.

Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.

Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.

Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».

Дидактическая игра "Когда это бывает?

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времен года, находить признаки этих времён года на карточках.

Ход игры:

На доске прикреплены куклы, обозначающие времена года. Детям раздаются

карточки с изображением людей, животных, деревьев в разные сезоны. Дети

должны разложить карточки соответственно времени года и рассказать, почему они так сделали.

Дидактическая игра "Какое время года?"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание;

с помощь поэтического слова, показать красоту различных времен года,

разнообразие сезонных явлений.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту куклу, которая подходит к данному времени года, например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я... (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Дидактическое упражнение "Подбери признаки"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить признаки зимы и лета, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.

Ход игры:

На доске выставлены куклы: Зима и Лето. Дети

делятся на две команды. Им

предлагается назвать признаки зимы и лета поочерёдно. За каждый правильный

ответ команда получает фишку. Выигрывает та

команда, которая больше назовет признаков.

Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна» (младший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры: Воспитатель в игровой форме вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

Дидактическая игра "Бывает - не бывает"

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо

времени года и выкладывает на стол картинки с

изображением примет. И по ходу рассказа допускает

ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя

свой выбор.

Список литературы

Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова

«Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для детей дошкольного возраста».

О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова

«Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.

Игра «Приметы зимы»

Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Игра «Снегопад»

Снег кружится и летает.

(Поднимаем руки вверх, делаем фонарики.)

Ветер дует, снег взлетает.

(Наклоняемся вперёд и выпрямляемся.)

Снег летит из серой тучки

Нам на ножки и на ручки.

(Трясём кистями рук.)

А сугробы всё растут

Там и тут, там и тут.

Чтобы не замёрзли ножки,

Мы поскачем по дорожке.

(Прыгаем на месте.)

Снег с себя мы отряхнём

(Показываем, как отряхиваемся.)

И в снежки играть начнём.

(Показываем, как бросаем снежки.)

Игра «Зимние слова»

Участники игры по очереди произносят слова, связанные с зимой. Например: снег, снежинка, снегопад, лёд, сосулька, иней, метель и т. д. Выиграет тот, кто скажет слово последним.

Игра «Снежный хоровод»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Все снежинки подружились,

В хороводе закружились.

Водят вправо хоровод,

А потом наоборот.

(Идём вправо, потом влево.)

Кружатся снежинки,

Лёгкие пушинки.

(Каждый кружится сам.)

Закружился хоровод.

Скоро праздник - Новый год!

(Держимся за руки, идём по кругу.)

Игра «Танец снежинок»

Воспитатель предлагает детям представить, как в воздухе кружатся, танцуют снежинки. Звучит музыка (включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец снежинок. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Ночные загадки

Чёрная корова

Весь мир поборола. (Ночь.)

Ночью ходит,

А днём спит. (Луна, месяц.)

Светит, а не греет. (Луна, месяц.)

Рогалик, рогалик -

Золотые рожки!

Спрятался за тучку,

Поиграл немножко. (Месяц.)

Подрастал,

Подрастал.

Был рогатым -

Круглым стал. (Месяц стал луной.)

Игра «День - ночь»

Воспитатель обсуждает с детьми: днём светло, животные и люди занимаются разными делами; ночью темно, все отдыхают, спят. После этого воспитатель предлагает детям поиграть. Когда он говорит: «День», дети что-то делают - в роли какого-то животного (зверя, птицы) или человека (можно вести машину, варить суп, убираться и т. д.). Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Игра заканчивается, и дети объясняют, что они делали днём, кого изображали.

День приходит,

Солнце всходит,

И становится светло.

Все работают, играют,

И у всех забот полно.

А потом приходит ночь.

Значит, спать уже пора.

Все ложатся отдыхать,

Все уснули до утра.

Игра «Зимняя зарядка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Очень холодно зимой,

(Обнимаем себя.)

Но не хочется домой.

(Качаем головой.)

До сосульки дотянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

Поскользнулись, покачнулись

(Качаемся вправо-влево.)

И побегали немножко

По сугробам, по дорожкам.

(Бежим на месте, высоко поднимая ноги.)

Игра «Найдём слова»

Воспитатель говорит детям, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение).

Зимой с неба падает... (снег).

Зимой река покрылась... (льдом).

Зимой на крыше выросли... (сосульки).

Зимой в берлоге спит... (медведь).

Зимой на деревьях нет... (листьев).

Зимой для птиц нужно сделать... (кормушку).

Игра «Зайка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Зайка прыгал и скакал.

(Прыгаем на месте.)

Он кору с осины драл.

(Показываем.)

По сугробам волк бродил,

(Идём на месте.)

Никого не находил.

(Качаем головой.)

Зайка сразу задрожал,

А потом он убежал.

(Бежим на месте.)

Быстро он скатился с горки,

Притаился за пригорком.

(Приседаем.)

Игра «Что едят животные?»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит название животного. Игрок ловит мяч и говорит, что названное животное ест зимой, а затем бросает мяч воспитателю. Например:

Белка. (Грибы, орехи.)

Заяц. (Кору деревьев.)

Лось. (Ветки, кору деревьев.)

Сойка. (Жёлуди.)

Дятел. (Семена сосны.)

Снегирь. (Ягоды, семена.)

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали. (Ёж.)

Игра «Чем похожи?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и берёза? (Это деревья.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой остаются зелёными.)

5. Чем похожи корова и коза? (Это домашние животные. Они рогатые. Дают молоко.)

Игра «Забор»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Вот стоит забор высокий,

За забором снег глубокий.

Кто же там скрывается?

Кто не отзывается?

Может быть, большой олень

Прячется там целый день?

(Растопыриваем пальчики, ставим скрещённые руки над головой.)

Может быть, колючий ёжик

Прячется, не чуя ножек?

(Растопыриваем пальцы, складываем ладошки вместе.)

Там сидит собачка -

Вредная кусачка.

Игра «Путаница»

Воспитатель говорит детям, что в рассказе слова перепутались, и предлагает им сказать правильно. Можно спросить детей дополнительно: «Почему?» То есть попросить объяснить перестановку слов.

Осенью часто идёт снег, а зимой - дождь.

Весной река покрывается льдом, а зимой лёд тает.

Летом заяц белый, а зимой серый.

Летом ёжик спит, а зимой бегает по лесу.

Летом медведь спит в берлоге, а зимой ест малину.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Звери по лесу ходили.

Хоровод они водили.

А потом в снегу валялись,

Чем хотели, похвалялись.

Кто же по лесу ходил?

Кто в лесу себя хвалил?

Отгадаете иль нет?

Дайте поскорей ответ.

Я хитрее всех на свете.

Знают это даже дети. (Лиса.)

Всех боюсь, даже ворон.

Но я в беге - чемпион. (Заяц.)

Ну а я проворней всех.

С ветки прыг - грызу орех. (Белка.)

Неуклюжий, косолапый,

Но зато есть сила в лапах. (Медведь.)

Игра «Приметы зимы»

Дети по очереди называют приметы зимы (идёт снег, появляется иней, висят сосульки, метёт метель, растут сугробы, на деревьях нет листьев, многие птицы улетели в тёплые края и др.). Победит тот, кто назовёт примету последним.

Игра «Зимой в лесу»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Белка прыгает по веткам,

Шишки вниз бросает метко.

(Бросаем шишки.)

Дятел по лесу летает.

Он усталости не знает.

(Машем руками.)

По сугробам ходит волк.

Он зубами щёлк да щёлк.

(Идём на месте.)

Ну а мишка спит в берлоге.

Под себя поджал он ноги.

(Приседаем.)

Игра «Кто больше?»

Воспитатель предлагает какую-либо категорию животных. Дети по очереди называют их. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним. Игру можно продолжить. Воспитатель меняет категорию. Дикие животные: медведь, волк... (лиса, заяц, белка, ёж, барсук, енот, горностай, лось, олень, рысь, тигр, лев и др.).

Домашние животные: собака, кошка... (корова, коза, баран, овца, свинья, кролик, гусь, утка и др.).

Можно также: лесные животные, африканские животные, животные с рогами и др.).

Игра «Приметы зимы»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание зимы (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Некрасова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых мух.

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, синица, снегирь, иволга, соловей, поползень, дятел, сова, сыч, голубь, ворона, сорока, сокол, орёл, аист, журавль, павлин, пингвин, страус и др. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Правда или нет?»

Воспитатель предлагает детям игру, чтобы вспомнить, кто делает запасы на зиму, и поговорить об этом. Когда дети дадут ответы («да» или «нет»), можно спросить их дополнительно: «Почему?»

Слушаем стихи и качаем головой (вниз-вверх или в стороны), отвечая таким образом «да» или «нет».

Это правда или нет?

Вы готовы дать ответ?

Головой качаем.

Так мы отвечаем.

Сушит кто грибы на ветках?

Кто в дупло их бросит метко?

Не игра и не проделка.

Делает запасы белка.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Кто там бегает под ёлкой,

Гриб таскает на иголках?

Слышен топот быстрых ножек

Делает запасы ёжик.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Кто там по лесу идёт,

Громко на весь лес ревёт?

Кто там собирает шишки?

Делает запасы мишка.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Игра «Воробьишка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Воробьишка полетел

И на ветку клёна сел.

(Машем руками и потом приседаем.)

Он на ветке посидел,

Вправо, влево поглядел.

(Поворачиваемся вправо и влево.)

Отдохнул, помечтал.

Чик-чирик, - себе сказал. -

Нет ли рядом кошки?

Где найти мне крошки?

(Качаем головой и пожимаем плечами.)

Воробьишка полетал,

Крошек много отыскал.

Поклевал он крошки

В парке на дорожке.

(Стучим указательным пальцем по ладошке.)

Игра «Воробьиная пляска»

Воспитатель предлагает детям вспомнить и показать, как двигаются воробьи - как они прыгают и летают. Звучит музыка. Дети пляшут: машут руками, прыгают, приседают. Воспитатель определяет, чья пляска лучше, и объявляет победителей.

Загадки про усатых и хвостатых

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Мохнатенька,

Усатенька,

Песенки поёт. (Кошка.)

Есть усы и длинный хвост.

Много шерсти, малый рост.

Утром сядет на окошко.

Догадались? Это... (кошка).

Сидит на окошке.

Хвост - как у кошки

И ушки - как у кошки,

Да всё-таки не кошка. (Кот.)

Кто родится с усами? (Котёнок.)

В дом чужого не пущу.

Без хозяина грущу. (Собака.)

На дворе - калачом,

А в избе - пирогом. (Собака.)

Живёт под крылечком.

Хвостик - колечком.

К хозяину бежит,

Дом сторожит. (Собака.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель (водящий) загадывает животное и описывает его. Например, о кошке: «Это небольшое животное, оно пушистое, с усами и с коготками. У него маленькие ушки и длинный хвост». Тот, кто отгадал животное, становится водящим.

Игра «Зимние забавы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Эй, скучать нам не с руки!

Поиграем-ка в снежки!

(Показываем, как играем в снежки.)

Раз снежок и два снежок.

Далеко кидай, дружок!

(Бросаем снежки.)

Не замёрзнуть чтоб зимой,

Будем прыгать мы с тобой.

(Прыгаем на месте.)

Будем сильно топать

И в ладоши хлопать.

(Топаем и хлопаем.)

Игра «Зимняя одежда»

Воспитатель называет разные предметы одежды. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если предмет относится к зимней одежде (шуба, тулуп, шапка-ушанка, шарф, варежки), или разводят руки в стороны, будто загорают, если одежда предназначена для ношения летом (панама, шорты, сарафан, футболка).

Затем воспитатель просит детей объяснить назначение зимней одежды. Каждый участник игры выбирает какой-то предмет зимней одежды (можно также и обуви) и рассказывает, почему он нужен зимой. Например: варежки - нужны, чтобы не мёрзли руки; тёплые (шерстяные) носки - нужны, чтобы не мёрзли ноги; тёплый (шерстяной) шарф - нужен, чтобы не заболело горло; и т. д.