Познавательно экспериментальная деятельность в доу. Справка по тематическому контролю «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

  • Дата: 22.08.2019

Организация исследовательской деятельности в ДОУ

«Каждый маленький ребёнок

Вылезает из пелёнок

И теряется повсюду,

И находится везде.

Он ужасно огорчится,

Если что-нибудь случиться,

Если что-нибудь случиться

В целом мире без него».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Актуальность проблемы. Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество. На сегодняшний день, большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. Часто дошкольники неплохо знают растения и животных других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с нами.

Широкие возможности для решения данной задачи открывает детское экспериментирование с различными объектами и материалами. Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели.

Для того, чтобы организовать исследовательскую деятельность в группе, нужно прежде всего начать с самого себя, по-другому – с самообразования педагога.

Этапы работы по самообразованию

    Изучение методической литературы по поисково- исследовательской деятельности.

    Создание предметно – пространственной развивающей среды в группе, способствующей проявлению детской любознательности и познавательной активности.

    Составление плана и графика работы кружка «Хочу все знать».

    Разработка конспектов занятий.

    Создание и оформление дидактических игр.

    Составление плана работы с родителями.

Реализация плана. Создала в группе предметно – пространственную развивающую среду, способствующую проявлению детской любознательности и познавательной активности. Наш фитомодуль насчитывает 20 комнатных растений (у нас есть растения – пылесосы, растения – лекари, растения – увлажнители воздуха), инсектарий, который радует глаз разнообразием красок в холодный период года, когда всем нам так не хватает солнышка; кактусовый оазис, выращенный из семян. В экспериментальном мини – огороде ведется высадка лука, верхушек корнеплодов моркови и петрушки, оказывается, прекрасно растут и дают пушистую, сочную зелень. Посев ржи, проращиваемый на опилковой основе, обильно смачиваемый водой, дающий ростки – волоски Чип – и Дейлок. Мини – планетарий, сотворенный руками пап, и мини – лаборатория «Волшебный сундучок» побуждают детей к новым экспериментам, новым открытиям. В лаборатории «Волшебный сундучок» осваиваем разные способы действий: обследуем, наблюдаем, экспериментируем, ставим-проводим опыты, учимся работать самостоятельно, накапливаем познавательный опыт. При оборудовании мини – лаборатории учитывались следующие требования:

    Безопасность для жизни и здоровья детей.

    Достаточность.

    Доступность расположения.

Оборудование: линзы, магниты, воронки, резиновые груши, глина, камни, семена, одноразовые стаканы и ложки, подносы.

В процессе экспериментальной деятельности у ребенка развивается образное и логическое мышление. Он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. Я обращаю внимание на то, чтобы у ребенка были задействованы все органы чувств, чтобы представлялась возможность потрогать, понюхать, послушать и даже попробовать на вкус, самому найти ответы на вопрос «как» и «почему».

Ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Работа с родителями проходит в разных формах:

    Традиционные «Дни открытых дверей»

    Анкетирование

    Конкурсы

- «Сотворим планетарий своими руками»

- «Наша елка лучше всех»

    Выпуск плакатов

-«Земли любимой уголок» ко дню Земли

- «Волшебница - вода» ко дню Воды

    Природоохранные акции

Выращивание рассады

Выпуск плакатов «Чего не должно быть»

Изготовление кормушек (забота о братьях наших меньших)

Высадка цветов под девизом: «Мой участок краше всех»

Озеленение участка – высадка деревьев в день выпуска детей в школу(на нашем участке растут береза, ель, липа, черемуха, плодоносящая яблоня, ирга, одаривающая вкусными ягодами детей, взрослых и птиц, жасмин и слива).

Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласить: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

    Постановка проблемы.

    Поиск путей решения проблемы.

    Проверка гипотез, предложенных детьми.

    Обсуждение увиденных результатов.

    Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждает их к самостоятельным исследованиям.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировано – исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирование. Она является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Экспериментирование - особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);

Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В систему работы с детьми включены занимательные опыты и наблюдения из программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», материал некоторых разделов методики А.И. Ивановой по организации экологических наблюдений, экспериментов в детском саду.

Мной разработан цикл занятий по исследованию соли. Так как детям старшего возраста свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, я в своей работе широко применяю наглядный материал, игры и игровые приемы. Незаменимым помощником при обследовании предметов является «ящик ощущений».

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф Уолдо Эмерсон. Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». (К.И. Тимирязев)

Из опыта работы

Абрамовой Галины Юрьевны

воспитателя высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида»

№ 14 «Родничок» г. Азнакаево Азнакаевского

муниципального района РТ

В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:

    во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

    во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

    в - третьих, они практически безопасны;

    в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).

    Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

    Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

    Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование».

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

Для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

Для приборов;

Для выращивания растений;

Для хранения материалов (природного, «бросового»);

Для проведения опытов;

Для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты, самостоятельно проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению, полученных действенным путём результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы ценностной значимости физических явлений для человека с самого себя. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Консультация для воспитателей по теме:

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Воспитатель Берсенёва Н.Н.

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н.Н. Поддьякова,который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Реализуя программу «Радуга», изучая новинки методической литературы, результаты психолого-педагогической диагностики, наблюдая за детьми, можно сделать вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

ормирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях.

Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.

Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; (слайд 7)

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

предлагает различные варианты ее решения;

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

делает выводы.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.

Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, уголке экспериментирования может «жить» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки.

Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?».

Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем, осуществляются различные варианты: некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то воспользуется ватными тампонами и положат семена между ними. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

Например: Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.

В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:

наблюдение на прогулке за движением облаков;

эксперимент «Какая сила у ветра?»;

для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;

решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т.д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

На родительском собрании предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностического задания-игры «Да-нет» Н. Б. Шумаковой (ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая прямых вопросов, типа «Что это?»).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36»

г. Краснокамск

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ

Программа дополнительного образования «Экспериментаторы»

Воспитатели:

Гафарова Е. М.

Мехоношина Н.А.



Участники образовательного процесса:

обучающиеся 3 - 6 лет, воспитатели

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года

воспитатели Гафарова Елена Миниахтафовна

Мехоношина Наталья Аркадиевна

Название города, населенного пункта:

Пермский край г. Краснокамск

Год разработки дополнительной образовательной программы:



АКТУАЛЬНОСТЬ

  • Модернизация образования сегодня - важнейшее условие благополучия и развития каждого ребенка.
  • Новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе.


  • Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»
  • Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.


Цель

создание условий для реализации ФГОС ДО посредством современных

образовательных технологий, обеспечивающих формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста



Задачи

  • Разработать и внедрить систему использования современного метода развития познавательных способностей – экспериментирование
  • Создать банк учебно-методической литературы и разработок, дидактических и развивающих пособий, обеспечивающих реализацию современных образовательных технологий;
  • Способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников, как целевого ориентира ФГОС ДО.


Задачи

  • знакомить детей с новыми способами познания окружающего мира через экспериментирование;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.;
  • формировать у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;
  • Развитие саморегуляции, элементарного самоконтроля,

коммуникативности,

самостоятельности,

наблюдательности,



Особенности экспериментирования

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех,

у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).

Не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.



Технология экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  • Организация исследования.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования


методы и приемы

  • эвристические беседы, наблюдения, опыты, использование энциклопедий, художественного слова, трудовые поручения, действия;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • реальные события: яркие природные явления и общественные события;


методы и приемы

  • воображаемые события, происходящие в художественном произведении;
  • события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей

(например коллекции);

  • организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
  • экспериментальные игры;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы.


  • характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  • месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
  • причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
  • характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические


Эксперименты классифицируются по

  • продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
  • количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
  • количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • способу применения: демонстрационные, фронтальные;


Эксперименты классифицируются по:

  • характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные, поисковые;
  • характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам


  • в процессе занятий дети познакомятся с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента;
  • у детей сформируется интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему миру.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.



Формы подведения итогов

  • Педагогические советы
  • Ширмы для родителей
  • Сайт ДОУ
  • Районные методические объединения
  • Семинары


Используемая литература

  • Мадера А.Г., Пятикоп.А.П., Репьев.С.А. «Опыты без взрывов». Издательский дом «Карапуз», 2000
  • Константиновский.М.А. «Почему вода мокрая». Издательство «Малыш».1976
  • Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». М.: Аркти, 2003
  • Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. « Детское экспериментирование – путь в знания окружающего мира». Владимир. ВОНУУ, 2001
  • Рыжова Н. « Игры с водой и песком». «Обруч», 1997 №2
  • Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». «Обруч», 1998 №2
  • Смирнов.Ю.И. «Воздух». Издательство «Сова». 1998
  • Тугушева Г.П., Чистянова А.В. «Игра: экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста». Дошкольная педагогика, 2001 №1
  • Хелен Идом. Мойра Баттерфилд. « Издательство «Махаон».1992

«Экспериментальная деятельность в дошкольном образовательном учреждении».

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам».

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлени­ях, новых знаниях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, я имею в виду активность ребенка, в прямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчи­востью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накла­дывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи называют ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Так, в нашем детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках я отношу: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируется умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

С этой целью в группах созданы уголки, оборудованные всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.

1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы);

2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).

«Роль семьи в развитии поисково -исследовательской активности ребенка.»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. и родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию .

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о ре­зультатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Приведу варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

1. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2. Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

3. Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

4. Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?). Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

5. Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Воспитатель: Скурихина С.А.

МБДОУ города Тулуна «Детский сад «Светлячок»