Что произошло в городе искоростень. Древние города Руси

  • Дата: 30.10.2019

Население 65,5 тыс. (2013)

Еще во времена палеолита одно из наибольших в Европе месторождений кремня притягивало сюда первобытных людей. Древнейшие из найденных здесь каменных орудий работы изготовлены руками человека более чем 10 тысяч лет тому назад. При исследовании территории города был найден ряд останков неолитических поселений, следы своеобразных мастерских, где вырабатывались орудия труда в эпоху бронзы. Первые следы пребывания славянских племен в нашем крае относятся к V-VІІ столетию нашей эры. Тогда в долине реки Уж возник целый ряд небольших славянских поселений. На основе одного из них, расположенного на высоких гранитных скалах, возник город Коростень.

В году Искоростень переходит к Российской империи как центр Искоростенской волости Овручского уезда Волынской губернии. Долгое время это был тихий неприметный провинциальный городок. Сохранилась заметка из газеты «Волынские епархиальные ведомости» от 1888, где о нём пишут: _«Ныне Искоростень – бедный незначительный городок, населённый евреями и крестьянами-хлеборобами».

Жизнь жителей Искоростеня резко изменилось со строительством железной дороги Киев - Ковель в году. В начале XX столетия в Искоростене жило уже свыше трех тысяч человек. В нем было несколько небольших предприятий: мебельная, механическая и кожаная мастерские, фарфоровый завод.

Во время первой русской революции трудящиеся Искоростеня поддержали забастовку. 18 ноября г. дежурный по станции Л.М.Табукашвили на митинге, который состоялся на Барачной площади, объявил об установлении советской власти. Новые власти переименовали город в Коростень . 12 февраля г. на заседании Маленького Совета в Коростене утвержден закон о введении в Украинской Народной Республике григорианского календаря , о переходе на среднеевропейское (ныне действующее) время, утвердило в качестве герба УНР знак Киевского Государства - трезубец. В конце февраля в город вошли кайзеровские войска. С 15 июля г. Коростень - один из центров Всеукраинской забастовки железнодорожников. После отступления немцев из Украины в следующий г. город освободили войска УНР. 18 февраля в Коростень вошла дивизия Красной армии. 15 марта 1919 года в город вновь вошли войска УНР. 7 апреля года в город вошли Богунський и Таращанський полки Красной армии. 26 апреля года город был захвачен польскими войсками. 20 июня Коростень освободили части 1-й Конной армии, но в сентябре поляки снова захватили город. 12 октября г., после многодневного боя, Красная армия окончательно освободила город. В году захват Коростеня было основной целью похода войсками УНР под руководством генерал хорунжего Ю. Тютюнника. В ночь на 7 ноября 1921 г. на окраинах города завязался отчаянный четырехчасовой бой - последняя битва гражданской войны на Украине и Коростень вновь был освобожден Красной армией.

В марте года Коростень стал поселком городского типа, а с 1 января года ему присвоен статус города.

22 июня года Коростень, как крупный железнодорожный узел, был подвержен интенсивным и непрерывным бомбардировкам немецкой авиацией с первых часов Великой Отечественной войны . Несмотря на разрушения и потери, железная дорога работала без остановки, поставляя фронту пополнение, технику и боеприпасы, и эвакуируя раненых и гражданское население. Кроме того Коростень - важнейший опорный пункт в системе обороны Киева. Вблизи города проходила стратегическая линия обороны (знаменитый на всю Украину объект "Скала" с укрепрайонами) спроектированная легендарным генералом Карбышевым. Именно здесь, благодаря героическому сопротивлению Пятой Армии генерала Потапова, наступление гитлеровских войск было задержано на целый месяц. Количество потерь в обеих сторон измерялось десятками тысяч.

7 августа года город был оккупирован немецкими войсками. На территории Коростеня и района действовали группы подпольщиков и партизанские отряды, наносившие значительный урон немецким войскам, уничтожая солдат и офицеров, взрывая мосты и склады, парализуя движения поездов. За время оккупации в городе было расстреляно 16733 человека, 15 человек повешено и 1803 человека увезено в Германию на принудительные работы.

Во время наступления в результате Киевской операции Красная армия 17 ноября освободила Коростень, но немецкие войска в ходе мощного танкового контрнаступления при поддержке авиации и артиллерии снова овладели городом. 28 декабря 1943 город был окончательно освобождён частями 13 армии генерал-лейтенанта Пухова.

April 16th, 2013

На днях, с друзьями по ЖЖ, в очередной раз был в Коростене. В 2011 году я уже делал отчет о этом интересном городе на севере Житомирщины. Хотелось бы добавить кое что из новых впечатлений.
Есть что то в этом Полесском городе, что меня привлекает и делает каждое мое посещение этого города приятным. Наверное это прежде всего оппозиционный дух по отношению к националистическому и зажравшемуся Киеву, который не выветрился с времен средних веков, когда в этих местах обитало воинственное племя древлян, постоянно воевавшее с киевлянами.
Каждые украинские выборы только подтверждают это, ведь север Житомирщины упорно все 22 года голосует против националистических партий, которые так вольготно чувствуют себя в столице нашего государства. А ещё чувствуется реальная близость республики Беларусь и чувствуется материально в виде белорусских поездов и локомотивов, продуктов на рынке наконец. В Киеве, который находится юго-восточнее и не имеет такой близкой связи с нашим северным соседом, такого ощущения нет.
А вообще я с юных лет очень люблю Полесье, возможно из за того, что пол детства провел на базах отдыха в живописных местах на реке Тетерев, а это как раз Коростеньское направление от Киева.

Советский памятник на Привокзальной площади, это первое что видит человек, приезжающий в Коростень. Памятник неповрежденный и пребывается в полном порядке.


Безликий, но большой вокзал, построенный в эпоху Брежнева, вместо варварски снесенного старого, который был очень красив.

Вокзал еще не подвергался капитальному ремонту и тут полно советских раритетов, как например вот эти металлические двери.

Коростень это огромная узловая станция, где сходятся пять направлений. Жд узел, сопоставимый с Киевским.

Еще один советский памятник на одной из центральных площадей. На соседней Ровенщине, напрочь зараженной национализмом, представить такое просто невозможно.
Причем я почувствовал лояльное отношение большинства местных жителей к символам той эпохи. Как - трудно объяснить, вероятно интуитивно. За годы моих путешествий по бывшему СССР, я научился улавливать энергетику того или иного города. Так вот, Коростень город нашенский, советский.
А еще в городе повсеместно звучит русская речь, что совсем не характерно для центральной Украины, к которой формально относится Житомирская область.

Дома послевоенной постройки, которые строили скорее всего пленные немцы. Такой архитектурный стиль характерен для конца 40-х, а его представителей можно встретить по всем городам западной части бывшего СССР.

Старинная водонапорная башня, до которой я не дошёл в предыдущие поездки в Коростень.

И недалеко от неё новенькая православная церковь.

В городе много маршруток вот такой, неизвестной мне марки. Не очень симпатичный дизайн, похоже на какую то кустарщину.

Улица, ведущая от вокзала в центр. На ней расположена почти вся местная торговля, а еще асфальт в ужасном состоянии.
Что поделаешь? Это наши украинские реалии.

Огромный Сильпо, открытый совсем недавно, стал эпицентром местной жизни.

Парк местных такси выглядит примерно так.
Думаю, что многие зажравшиеся киевляне даже и садиться не стали бы в такие авто.

Просто улица. Всё в перемежку - частный сектор и многоэтажные дома.

Мёртвый кинотеатр на центральной улице.

Указатель на русском языке, чудом сохранившийся с эпохи СССР. Почти что исторический раритет.
Глядя на него я ощущаю тепло из далёкой советской юности, где вот такое написание Киева было привычным и повсеместным. Молодому поколению этого не понять.

Отремонтированная гостиница.

Центральная площадь с местной властью и памятником Ильичу.

Мост через реку Уж, которая превратилась в бурлящий поток талой воды.
Улица, которая проходит по мосту, носит имя Сосновского, офицера Советской армии, который отличился при освобождении Коростеня от нацистов.

Собор Рождества Христова (Ольгинская церковь) , который уже стал символом города Коростень.

Напротив собора расположен местный "осэрэдок" Партии Регионов. Сразу видно, что местные на выборах отдают предпочтение этой политической силе.

У входа в главную достопримечательность Коростеня - парк имени Островского, расположена вот такая галерея, повествующая о истории столицы племени древлян Искоростеня (это старое название города). Вот например тут есть редкое фото старого вокзала и жд моста через реку Уж.
В новейшие времена толчком для развития города стала прокладка Киевско-Ковельской железной дороги в 1904 году. А уже в 1914 году, после прокладки дороги Калинковичи- Коростень - Бердичев, Коростень становится важным жд узлом. Именно железная дорога превратила небольшой Полесский городок в центр всего украинского Полесья.

Не забыты и времена СССР, хотя тут же затесался камень с трезубцем. Что поделаешь, современное государство Украина пока ещё никто не отменял. А вообще изображенное, это удивительный пример подчеркиваемой преемственности от УССР к нынешней самостийной Украине. Такого я больше нигде на Украине не видел, а тем более в Киеве, где всеми силами отрицают факт такой преемственности.

Великая Отечественная война. В 1941 году Коростеньский укрепрайон, словно волнорез, целый месяц сдерживал вермахт. В ноябре-декабре 1943 года, за город шли жестокие бои и он несколько раз переходит из рук в руки. Немцы не хотели отдавать этот важный жд узел.

Обратите внимание, ребенок не с государственным флагом, а местным. Казалось бы мелочь, но это на самом деле важная деталь.

Памятники на историческую тематику: Ольга с сыном Святославом

Забыл что там написано.

Парковый мостик через Уж.

И памятник князю Малу, который как написано у его подножия "боролся за независимость древлянских земель". Вот только не указано от кого.
От киевлян конечно.

Потрясающее зрелище, которое можно наблюдать только весной, это паводок на усеянном гранитными валунами русле реки Уж.

Экспозиция, посвященная Коростеньскому укрепрайону.

Вид на парк и реку Уж, с горы, на которой стоит памятник князю Малу.

Киевская княгиня Ольга, которая однажды сожгла и разорила Искоростень, стоит и скорбит о содеянном, глядя на разбушевавшийся Уж.

Памятник Пресвятой Богородице.

Памятник драникам.

Краеведческий музей, около которого тусовалась огромная и агрессивная стая бродячих собак.

А это просто нечто!

Жд мост через Уж, построенный в том месте, где гранитные утёсы образовали естественную узость.

Мемориал жертвам бандеровцев.

Улица Грушевского - центральная в городе.

А это еще один парковый мост через Уж, на котором в прошлые поездки я не бывал.

Удивительно красивые виды открываются с него. Вот тут например виден жд мост с другой стороны.

Пострясающе красиво - вековые дубы, растущие среди гранитных валунов.

Немного о жд станции:

Поезд Барановичи-Житомир под белорусским ТЭП70 (депо Орша) прибывает на станцию. Железнодорожные гости из Беларуси тут частое явление.
Станция Коростень уникальна тем, что тут в равных долях представлены как тепловозы с дизель поездами, так и электровозы с электричками.

А это белорусский грузовой 2ТЭ10У (депо Гомель)

Еще один белорусский ТЭП70-0286, отстаивающийся в местном ПТОЛе.

А это состав с белорусскими цистернами. Бросилась в глаза одна деталь - до 70% всего грузового подвижного состава родом из РФ или Беларуси. Коростень это транзитный жд узел международного значения.

Работает местный завод по производству плит МДФ.

Дизель поезд на Олевск. Большинство этого народа пришло с киевской электрички, на которой приехали мы.

А еще в Коростене очень много Ворошиловградских тепловозов М62 и 2М62, именуемых на жд жаргоне "машками". Тут настоящее царство этих "машек".
Вот эта например прибыла издалека (депо Львов-Восточный)

А эта коростеньская "машка", цепляется к поезду Барановичи - Житомир, после того как белорусский ТЭП70 отцепился от него.

Еще одна, грузовая 2-х секционная "машка".

Вокзал с пешеходного мостика.

Внутри здания вокзала можно увидеть вот такие советские картины.

В ПТОЛе отстаиваются два старых рижских дизеля. Дизеля ходят в сторону Олевска, Житомира и Овруча, там нет электрификации.

Казатинский "выльник" ВЛ80К. Такие таскают грузовые составы на плече Киев-Коростень-Шепетовка.

Грузовой состав отправился в сторону Сарн.

Наш народ недисциплинированный, это хорошо видно на этом фото.

Город Искоростень отметил в 2005 году свое 1300-летие. Сейчас он правда носит название Коростень. Основан он в VIII веке. Известен как столица славянского племени древлян, первое упоминание о чем относится к 914 году, когда город находился среди земель, над которыми княжил Игорь — известный киевский князь. О городе упоминается в «Повести временных лет».

Поселение здесь расположено очень давно. Древнейшие из найденных здесь каменных орудий труда, изготовленных человеком, имеют возраст более чем 10 тысяч лет — египетских фараонов еще не существовало! Крупные исследования начаты территории города в 1887 г. известным археологом В.Б.Антоновичем. Было найдено много останков неолитических поселений, следы своеобразных мастерских, где вырабатывались орудия труда в эпоху бронзы. Первые следы, свидетельствующие о пребывания славян относятся к V-VІІ столетию нашей эры. Тогда в долине реки Уж возник целый ряд небольших славянских поселений. Одно из них, расположенное на высоких гранитных скалах, дало начало городу ИсКоростень.

Город стал центром древлян — могущественного и многочисленного восточнославянского племени. Как свидетельствует летопись, уже в начале Х столетия Искоростень был мощной крепостью. Обнесенная крепким частоколом из неотесанных многовековых дубовых стволов, крепость была постоянной резиденцией князя Мала. Отсюда и образовалось первое название поселения Искоростень — из-коры-стены . С созданием феодального государства Киевская Русь древлянская земля одна из первых вошла в её состав.

Киевский князь Олег подчинил и обложил данью древлян 883 году, а в 907 году они уже участвовали в победном походе на Византию. Древляне народ свободолюбивый, не желали подчинения от кого либо. Они упорно боролись за независимость от киевских князей. В 913 году, после смерти князя Олега, они отказались платить дань его наследнику Игорю . В 914 году Игорь опять покорил их. Однако древляне продолжали борьбу против Игоря и его ставленников и позже. В 945 году киевский князь Игорь идёт по землям, подчинённых ему славянских племён собирать ежегодную дань. Идёт с дружиной вооружённой и многочисленной ибо не легко отдают славяне добро, нажитое непосильным трудом. И хотя прибегать к силе и жестокости Игорю не привыкать, всё же приходится непросто. Всякий раз князю надо больше и больше. Походы на Византию и в Грецию, защита от печенегских набегов, присмирение нерадивых племён, чтобы уберечь державу от распада: всё это требует денег и немалых.

Князь Игорь затребовал еще больше, чем было оговорено. Древляне взбунтовались и под командованием князя Мала разбили отряд Игоря, а самого князя убили. Похоронили древляне Игоря со всеми почестями, по княжескому обычаю, а на его могиле насыпали высокий курган, ныне находящийся в селе Полеском, которое на протяжении многих веков называлось Могильное.

Далее последовала известная история с княгиней Ольгой. Она отомстила древлянам за мужа, осадив Искоростень и спалив его в 945 году. В одну ночь древлянская столица превратилась в пепел. Но история с этим пожаром была не простая, а вот какая.

Великая княгиня Ольга была одной из первых христианок на Руси. Задолго до того как ее внук Владимир Святославович окрестил Русь в 988 году, она крестилась в Константинополе. А по возвращению вернулась в город Искоростень. Для нее построили терем и церковь св. Елены, которая стала первым христианским храмом на древлянской землею. Обратилась Ольга к древлянам и сказала, что теперь месть её удовлетворена, только пусть город заплатит ей дань лёгкую, всего-навсего по три голубя и три воробья от каждого дома и она оставит их в покое. Может и чувствовали древляне подвох, но уж больно велико было стремление к миру, желание положить конец этой войне. И согласились они с большой радостью.

Голубь – птица мирная, верная своему дому, где бы она ни летала, всегда возвращается к своему очагу, принося на крыльях добрые вести. Но не для добрых вестей предназначала княгиня Ольга птиц, кринесённых из Искоростеня. Она приказала из одежд убитых на Красном Горбе сделать фитили, привязать их к лапкам голубей, зажечь и отпустить их. И мирные наивные птицы, следуя своему извечному инстинкту, тут же направились к своим домам неся огонь на родные крыши. Деревянный город вспыхнул в один миг, не осталось ни одного дома который не был бы охвачен огнём. Ненасытное пламя поглотило его, охватив всё от коры на стенах до флюгеров на башнях.

Те, кому удалось вырваться из огня, попадали в безжалостные руки киевских воинов. Пленённых правителей города Ольга приказала кого казнить, а кого отдать в рабство дружинникам. Отныне древляне обязаны будут платить гораздо большую дань Киеву, при чём четвёртую часть из неё отправлять лично Ольге в её резиденцию в Вышгород. Так мятежная древлянская столица славный город Искоростень всего за одну ночь превратился в пепел. По приказу княгини было запрещено восстанавливать город и даже селиться в близи этого места.

Месть княгини была жестокой — это что ль считалось тогда по-христиански?!, не понятно. А может то только выдумка и присказки. Как ни странно после таких событий в городе сейчас стоит памятник княгине Ольге и много названий с ней связано.

Но как бы то ни было, Искоростень сгорел. С того времени город и прилегающие к нему земли стали частью Киевских земель.

На многие годы Искоростень был вычеркнут из истории. Но время как говорят лечит, и люди всё-же вернулись сюда, начали возникать поселения, мало-помалу образуя новый город. Выгодное географическое положение и наличие богатых ресурсов на протяжении длительного времени обуславливало его переход в разные княжества, графства, воеводства.

После разделения Руси в результате образования в 1157 году Владимиро-Суздальского и Великого княжества Московского (1260-70), Искоростень оставался под юрисдикцией киевских князей.

В 1240 году Искоростень был разрушен ордой, в 1370 году захвачен Великим Княжеством Литовским, а позже вошел в состав Польши. В 1586 году Искоростеня стал собственностью богатого польского магната Прокопа Мржевицкого, который добился от польского короля присвоения этой маленькой крепости статуса города – 22 мая 1589 года Искоростеню было даровано Магдебургское право — раньше, чем Киеву.

В 1649-1667 годах Искоростень был частью казацкого государства Богдана Хмельницкого, а потом снова попал под польское владычество. В 1795 году город вошел в состав Российской империи как центр Искоростенской волости Овручского уезда Волынской губернии, однако на протяжении долгого времени оставался тихим и неприметным провинциальным городком, населенный крестьянами-хлеборобами и евреями.

Большим толчком для развития города стало строительство в 1902 году железной дороги Киев – Ковель; тогда же город был переименован в Коростень и со временем стал крупным железнодорожным узлом пяти направлений.

Во время Великой Отечественной войны фашистские войска окупировали Коростень, но относительно не долго — с 7 августа 1943 года по 28 декабря 1943 года Но за это время Коростень опять был полностью разрушен.

Трагическими для Коростеня стали годы после Чернобыльской ядерной катастрофы 26 апреля 1986 года, поскольку расстояние до ЧАЭС всего 80 км. Город попал в зону радиоактивного заражения и был классифицирован, как зона гарантированного добровольного отселения.

Использованный источник http://ukrainian.su/istoriya-zhitomirskoy-oblasti/istoriya-korostenya.html

КАК СГОРЕЛ ДРЕВНИЙ ИСКОРОСТЕНЬ?

А. Грибер

Уже и не помню, каким образом попала ко мне информация о том, что руководство города Коростень подало исковое заявление против... города Киев с требованием возместить ущерб, который нанесла Коростеню киевская княгиня Ольга, спалившая дотла столицу племени древлян ещё в X веке.

Не знаю, что здесь правда, а что фантазия, но говорят, что эта курьёзная судебная тяжба длится до сих пор.

Славяне появились на территории нынешнего Коростенского района ещё в V–VII веках нашей эры. В долине реки Уж стали появляться небольшие поселения. Одно из них, выстроенное на гранитной горе над рекой, со временем выросло в столицу славянского племени древлян – город Искоростень. Уже в начале Х века Искоростень был постоянной резиденцией древлянских князей, мощной крепостью, обнесенной высоким частоколом из неотесанных многовековых дубовых стволов. Само название «Искоростень» происходит от словосочетания «Из коры стены».

Еще в 883 году князь Олег обложил древлян данью, а уже в 907 году древляне участвовали вместе с ним в походе на Царьград. Однако в 913 году, когда Олег умер, племя отказалось платить дань киевскому князю Игорю Старшему (Старому). Последнему пришлось силой покорять древлян.

Но в 945 году, когда князь решил взять с древлян дань в двойном размере, началось восстание, древляне разбили княжескую дружину, а самого Игоря предали смерти.

Восстание древлян 945 года отражено в русском былинном эпосе и в Ипатьевской летописи. Именно из последнего источника мы знаем сегодня о хитрости и военной смекалке княгини Ольги.

Весной 946 года киевская княгиня Ольга выступила в поход против племени древлян. Дружины Ольги разбили древлян в ожесточённой битве, потом взяли несколько древлянских крепостей-градов. Но Искоростень, хорошо укреплённую и выгодно расположенную столицу древлянского князя Мала на реке Уж, киевские дружинники с ходу взять не смогли.

В течение трех месяцев простояла княгиня Ольга с войском под Искоростенем. Осада затянулась на всё лето. Не надеющиеся на прощение древляне сдаваться не собирались и стояли насмерть. Боевой дух Ольгиного войска стал падать, дисциплина ослабла. Да и приближающаяся осенняя распутица оптимизма княгине тоже не добавляла.

Тогда, как записано в летописи, Ольга придумала коварный ход – сама начала мирные переговоры. Древляне были удивлены этой неожиданной мягкостью:

– Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе и мёд, и меха.

Ольга же сказала:

– Нет у вас теперь ни мёда, ни мехов, потому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья.

Затем, раздав своим дружинникам – кому голубя, кому воробья, Ольга приказала привязать на лапку каждой птице по кусочку трута. Когда же стало смеркаться, она приказала поджечь труты и выпустить птиц. Те полетели в свои гнёзда – так загорелись и голубятни, и клети, и сеновалы, и избы. И погасить пожар было невозможно, ибо огнём оказался охвачен разом весь город.

В результате Искоростень сгорел дотла, а древлянский князь Мал был изуверски казнен. Часть населения была перебита, другая же часть ушла в пещеры под городом, куда княжеские дружинники почему-то побоялись сунуться. Искоростень пал, Ольга с победой возвратилась в Киев. Князь Игорь был отомщён.

Много лет легенда о взятии Искоростеня бытовала на Руси, и летописец охотно занёс её на скрижали истории. В таком виде она дошла и до нас.

Однако данное летописное изложение события вызывает глубокое недоумение и череду вопросов.

Почему Ольга прождала почти до осени, а не применила «птичью атаку» раньше?

Почему птиц с привязанным и зажжённым трутом выпустили только на ночь глядя, с наступлением темноты?

И почему в конце концов птица, несущая огонь (а с ним и смерть), должна лететь именно в своё родное гнездо и никуда больше?

Что же в действительности скрывалось за «ночными огненными птицами» княгини Ольги? Не прибегла ли Ольга, спасая своё войско от поражения, которое могло привести – и скорее всего неизбежно привело бы – к её свержению и переходу княжеского престола в другие руки, к использованию какого-то секретного оружия огромной по тем временам разрушительной силы?

Попробуем разобраться в этих вопросах.

В «Повести временных лет» сказано, что в 941 году киевский князь Игорь Старший (Старый) привёл свой флот по Чёрному морю к стенам Византии. Константинопольский василевс Роман отправил навстречу русским свои войска во главе со стратегом Феофаном Патрикием. Вот как описан поход Игоря в современном переводе:

«Затем россияне пошли на греков. Между ними была жестокая битва. Греки встретили их на своих лодках и начали метать трубами огонь в русские лодки. И было страшное зрелище. Русские, увидев на себе пламя, стали прыгать в воду морскую, желая спастись вплавь. Тогда много людей русских и их лодок греками были сожжены и потоплены».

Византийские очевидцы утверждали, что не более 15 греческих кораблей обратили в бегство тысячный русский флот.

Известие об обстоятельствах поражения скоро достигло Руси. Когда русские возвратились на свою землю, то рассказали соплеменникам, что произошло. «У греков, – говорили они, – есть что-то подобное небесной молнии, они пускали её на нас и сжигали. Поэтому нам не удалось покорить их». Невесёлым было первое знакомство русичей с «греческим огнём». И должное впечатление оно, безусловно, произвело.

Что же это было за оружие?

В 674 году Византий (современный Стамбул) оказался в трудном положении: его окружили исламские армии халифов Дамаска. Сирийский архитектор и химик Калликон изобрёл секретное оружие Византийской империи – «греческий огонь», формула которого настолько тщательно скрывалась, что все её составляющие и до сих пор точно не известны. Осаждавший город флот был жестоко поражён массированной атакой «греческого огня».

Военный писатель Марк Грек в XIII веке вскользь упомянул, что «греческий огонь» содержал селитру, серу, газолин, сосновую смолу и камедь. Его либо пускали струёй на вражеские корабли из насоса, либо заливали в раковины и метали из катапульт.

И. С. Дыбов высказал предположение, что княгиня Ольга, оказавшаяся в тупиковой ситуации, обратилась за помощью к византийцам. Потому и пришлось ждать так долго: до Константинополя путь неблизок. Послы Ольги (тайно, разумеется) прибыли в столицу Византии, после длительных переговоров заключили договор и получили то, зачем прибыли – «греческий огонь».

Договор с русскими нигде зафиксирован не был, поскольку шёл вразрез с византийскими законами, запрещавшими поставки оружия «варварам», в том числе и Киевской Руси. Это был щедрый дар империи княгине-язычнице! Но и плата за него была немалая: вероятно, условием или одним из условий (главным) было последующее обращение Ольги в христианство.

В начале осени 946 года оружие доставили под Искоростень и применили в полной мере: город был выжжен дотла. В ночное время сотни огненных «стрел» с шипением и гулом взмыли в небо и обрушились на обречённый город. Кстати, не потому ли Ольга и приказала выпустить «птиц» именно с наступлением темноты?

Поражающее воздействие ракет при их массовом применении тоже было значительным. Неся на себе заряд какого-либо зажигательного вещества, наподобие напалма («греческий огонь»), такие «огненные птицы» вполне могли объять пламенем целый город даже с одного залпа, и огонь при этом вспыхивал сразу во многих местах. Как в Искоростене, например.

Против осаждённых городов это оружие могло было быть ещё более эффективным, поскольку к городу можно было подвезти в принципе сколько угодно ракет с «греческим огнём», а для их запуска использовать простейшие деревянные рамы. Один залп – и город в огне. Как Искоростень.

Поскольку договор между Ольгой и Византией был секретным, то в мир была выпущена «голубиная» легенда, призванная и до наших дней скрывать истинные обстоятельства уничтожения древлянской столицы.

Если у вас появилось несколько часов свободного времени и непреодолимое желание путешествовать, — отправляйтесь в Коростень ! Этот, с первого взгляда, провинциальный советский городок на самом деле имеет свое уникальное «лицо» и хранит загадки глубокой старины.

Маршрут нашего путешествия сформировался как всегда внезапно, поэтому с достопримечательностями города знакомились, благодаря интернету, уже по дороге. Первой целью посещения стал Музей Локомотивного депо станции «Коростень» (само депо было основано еще в 1903 году). Но, к сожалению, он оказался закрыт из-за государственного выходного. Местный сторож сказал, что в музее всего один локомотив, но остальные экспонаты заслуживают внимания. А вообще для посещение музея нужна предварительная запись.

Остальные достопримечательности Коростеня сосредоточились в центре города. Большинство сайтов прежде всего предлагают посетить Музей «Скала» (ул. 1-го Мая, 2 а). Официально он называется «Военно-исторический комплекс», а среди жителей города — «Бункер Сталина». В период с 1936 по 1939 год в пещерах нынешнего музея инженер Дмитрий Карбышев построил засекреченный командный пункт, спускающийся на глубину 40 метров. Но и тут нас ждала неудача, — музей не работал из-за отсутствия электроэнергии.

Возле входа в подземный бункер находится Музей военной техники и вооружения , расположенный под открытым небом.

Он состоит из нескольких единиц бронетехники и пушек.

Здесь же установлен памятник защитникам и освободителям города Коростень в годы Великой Отечественной войны, открытый по случаю 70-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

А самым удивительным местом посещения, которое просто «спасло» наше путешествие, оказался парк имени Н. Островского . Его смело можно назвать «сердцем» Коростеня и любимым местом отдыха всех горожан. Попадая в парк, сразу понимаешь, что Коростень — довольно древний город, сумевший сохранить культурные и исторические традиции украинцев.

Первое название города — Искоростень . В то время большая часть строений была из дерева, а городские стены укреплялись неотесанным дубовым частоколом, прямо с корой, отсюда и появился — «Ис-коро-стень» — «из коры на стене».

Существует несколько других вариантов происхождения названия города: Коростень переводится как «каменный утес»; город получил свое название из-за неровных берегов реки Уж, на которой он стоит и т.д.

Точная дата основания древнего города до конца не известна, хотя местные историки ведут летоисчисление Коростеня с 705 года. Первое письменное упоминание о нем появляется в «Повести временных лет» и датируется 945 годом. Известно, что уже в начале Х века Искоростень был столицей славянского племени древлян.

Согласно летописи, когда Киевский князь Игорь пожелал собрать большую дань с города, древляне взбунтовались и под командованием князя Мала разбили войско Игоря, а самого князя убили. В память о защитнике Коростеня (на благотворительные средства семьи Тищенко) была установлена величественная скульптура, ставшая настоящим символом города. С высоты около 30 метров князь Мал «наблюдает» за Коростенем и «оберегает» всех его жителей.

Памятник князю Малу установлен по случаю 1300-летия города и воплощает дань уважения к истории своего края. А под постаментом находится послание будущим поколениям.

Со смотровой площадки открывается красивый вид.

Коростень является важным транспортным железнодорожным узлом. Над речкой Уж нависает вот такой мост, а звук от проходящего поезда эхом разносится по всему парку.

Интересные памятники притягивают внимание посетителей и дальше. Монумент княгине Ольге с лилией в левой руке — символом царского благородства и чистоты. История рассказывает, что вдова князя Игоря отомстила древлянам, осадив Искоростень и спалив его всего за одну ночь.

С княгиней Ольгой связано немало местных легенд, а берега реки Уж, возле которых она якобы пила воду, получили название «Ольгины купальни».

В 2010 году город, благодаря семье меценатов Гампель, пополнился памятником Малуше и ее сыну Владимиру. Малуша была ключницей княгини Ольги и наложницей князя Святослава Игоревича, от которого и родила будущего «крестителя Руси».

Логическим дополнением скульптурного ряда является памятник Добрыне Никитичу. Прообразом былинного богатыря стал Добрыня — родной брат Малуши и дядя князя Владимира.

А на центральной аллее парка возвышается памятник самому Владимиру Великому.

Жители Коростеня чтят не только давнюю историю, но и более поздние трагические события. Памятник воинам-афганцам.

Парк имени Н. Островского очень ухоженный и по-домашнему уютный. На каждом углу можно увидеть необычные таблички о соблюдении чистоты.

Власти и жители города общими усилиями постарались украсить каждую тропинку и сделать центральный парк максимально комфортным для отдыха.

Лавочка с символичным названием «Любовь умеет ждать».

Симпатичный фонтан возле входа.

Не только рукотворные произведения украшают парк, но и сама природа «постаралась» создать запоминающиеся пейзажи.

Ежегодно во вторую субботу сентября в Коростене проходит Международный фестиваль дерунов , на котором можно отведать вкусное блюдо и научиться его готовить, соблюдая коростенские технологии.

На первом Международном фестивале дерунов был испечен самый большой драник (118 кг), который занесли в Книгу рекордов Украины. Во время второго фестиваля прошло торжественное открытие памятника деруну.

Ну и как можно было уехать из города, не отведав вкусных дерунов?! Лучше всего это сделать в колоритном ресторане-музее «Колиба».

Традиционная национальная кухня, украинский интерьер и корстенское гостеприимство.

Вот такие очень щедрые порции!

Одним словом, — экскурсия удалась!