Что общего есть во всех добродетелях. Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель

  • Дата: 30.10.2019
Энциклопедия изречений
  • прп.
  • старец Сергий (Шевич)
  • преп.
  • проф. И.М. Андреевский
  • архим. Платон
  • свт. Игнатий
  • Исчисление добродетелей свщмч.
  • О добродетели свт.
  • прп.
  • иг. Киприан (Ященко)
  • Доброде́тель есть определенный святым и благим образ внутреннего расположения , влекущий его к деланию .

    Добродетели проявляются как в добрых делах человека, так и в добром расположении его души, которым обусловлены добрые дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку .

    «Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения , коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. ).

    Христианские добродетели также называют евангельскими добродетелями или евангельскими заповедями, поскольку они изложены в . Все христианские добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу всем сердцем и разумением, и к ближнему как самому себе.

    Христианские добродетели не свойственны человеку после грехопадения. Христианские добродетели не могут быть порождены одним действием ветхого человека, подверженного влиянию греховных страстей. Для человека после грехопадения христианские добродетели являются вышеестественными, ибо они не исполнимы одними усилиями его естества. Христианские добродетели – удел нового человека, то есть человека, обновленного Святого Духа. Они рождаются от причастия Высшему Добру и Благу – Всесвятому Богу. Они не принадлежат ветхой человеческой природе, пораженной греховными страстями. Они принадлежат природе, обновленной и преображенной благодатью.

    Христианские добродетели бесконечно превосходят известные человечеству моральные принципы. «На земле нет ничего, с чем бы можно было сравнить добродетель христианскую в достоинстве», – говорит св. . В Евангелии Христос учит кротости, запрещая мщение вплоть до совершенного незлобия и любви к врагам. Евангельская кротость – это призыв к терпению оскорблений и гонений с молитвой за врагов, подобной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят». В Евангелии Христос заповедует нестяжание не просто как презрение к роскоши и довольство необходимым, но и как милосердие к нищим, готовность отдать нуждающемуся все вплоть до своей одежды. В Евангелии Христос заповедует целомудрие не только в виде отказа от растлительных действий, но и от самих помышлений вплоть до страстных воззрений на лицо другого пола. Христос говорит о смирении и глубина христианского смирения должна простираться до неосуждения ближнего, прощения его грехов. Христос говорит о любви к Богу, выражающейся в отложении всех суетных дел ради познания Бога, непрестанной молитвы и даже мученического исповедания веры.

    Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. «И это до того существенно, что единственно верным путем добродетели всеми святыми признается его болезненность и притрудность, а противная тому льгота есть признак пути ложного: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его ()», – учит св. . Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро. «Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения», – учит прп. . – Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду». Именно Божественная благодать учит человека любить Бога и ближнего. «Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого», – говорит о любви к Богу подвижник XX -ого столетия святой . «Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу».

    «Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт», – говорит св. . Он настойчиво подчеркивает роль святых таинств, подающих Божественную благодать для исполнения добродетелей: «Добродетели мертвы, если они не питаются от святых Таинств, особенно от святых таинств покаяния и Причащения. Они – девы неразумные (), не вливающие небесного, благодатного, Божественного елея в богоподобный светильник души. Святые Таинства с избытком источают из себя святые добродетели. А святые добродетели поощряют к святым Таинствам, насыщаются ими».

    Не следует браться вдруг за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую. При таком образе действий всякий добродетельный навык прочнее укоренится в душе. Когда упражняешься непрестанно преимущественно в одной добродетели, подмечает старец , то и память будет занята почти ею одною, и ум, будучи прикован мыслию об ней, скорее найдет случаи и способы к совершению ее, и воля охотнее прилепится к этому. Все это очень способствует приобретению этой одной добродетели; и всего этого может не произойти, если сразу возьмешься за все.
    Все добродетели наподобие некоей духовной цепи одна от другой зависят, одна влечет другую. Так как одна приобретенная добродетель вызывает другую, подобную ей, и помогает ей с меньшими трудностями установиться в сердце, то и сердце приготовляется к этому. Приобретение навыка упражнения в одной добродетели растит и крепит все другие добродетели, ибо они все суть лучи, исходящие от одного и того же божественного света.

    «Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: (); не сказано только: уклонися от зла , но и: сотвори благо . Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо . Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель».

    Великодушие - это бескорыстие, способность жертвовать своими интересами и делится материальными благами. Великодушный человек не пройдет мимо нищего, всегда пожертвует средства приют или дом престарелых, поможет в сборе средств на лечение ребенку. Но великодушие может проявляться не только в материальной помощи, это еще и бескорыстная забота о людях, способность прийти на выручку в любой ситуации и моральная поддержка людей, вне зависимости от степени родства. Также человек способен прощать и не помнить зла.
    Еще Сократ, Платон и Аристотель говорили о добродетели, видя в ней источник счастья.

    Скромность - добродетель избранных

    Скромность - это способность творить великие дела без огласки. Можно быть великодушным, но честолюбивым и хвастливым. Редко кто может умолчать о своем добром деле и не рассказать о нем всем. Быть скромным - это очень сложно, ведь каждому хочется, чтобы оценили его положительные поступки и похвалили. Помимо этого, скромность подразумевает особый внешний вил и поведение. Скромный человек не станет выделяться кричащими аксессуарами и предметами , себя громко и шумно, привлекать к себе излишнее внимание.

    Терпение - редкая черта характера

    Терпеливый человек пользуется особым уважением, ведь он не торопит события, спокойно ждет в очереди и не скандалит из-за отмены поезда. В сегодняшнем суматошном мире терпение крайне редко, люди стремятся сделать все побыстрее и везде успеть, а малейшая задержка приводит их к гневу. Также терпение означает и низкую чувствительность к ударам судьбы. Терпеливый человек не станет расстраиваться из-за неудач, а просто переждет черную полосу и попробует все сначала.
    В христианстве добродетели - это противоположности семи смертных грехов: гнева, алчности, чревоугодия, похоти, уныния, зависти, гордыни.

    Мужество - не только для мужчин

    Мужество - это стойкость в любой, самой грозной и устрашающей ситуации. Мужество проявляется не только в экстремальных условиях, но и в обычной жизни. Мужественным поступком будет защитить человека от хулиганов или просто высказать свою точку зрения, не совпадающую с мнением враждебного большинства. Но эта черта характера не подразумевает безрассудную храбрость и браваду, вряд ли можно назвать мужественным драчуна, которому постоянно хочется острых ощущений. Мужество - это смелость в соединении с рассудком, с рациональным мышлением и разумными доводами.

    Справедливость - искусство беспристрастности

    Быть справедливым нелегко. Когда вы обсуждаете, кто из спортсменов выступил лучше, вполне можно высказать свою оценку, основываясь на объективных факторах. Но когда приходится рассудить, кто прав - ваш ребенок или его одноклассник, быть справедливым очень тяжело. На человека оказывают воздействие множество социальных факторов - общественное мнение, детская или родительская любовь, возможность выгоды, угроза благополучию, деловые отношения и т.д. Оказаться справедливым и беспристрастным, независимо от внешних условий, - это высшая добродетель.

    человеческое качество, желательное с точки зрения того или иного религиозно-мистического учения. Как правило, в список добродетелей входят как социально поощряемые качества (такие, как милосердие, скромность, щедрость), так и специфические свойства, связанные с религиозным учением (твердость в вере, аскетизм, соблюдение заповедей и так далее.).

    Совершение добродетельных поступков традиционно считается более сильным средством духовного самосовершенствования, нежели простое воздержание от грехов. Однако религиозные понятия о добродетели порой бывают весьма специфичны. Например, добродетельный зороастриец истребляет всех насекомых, какие попадутся ему на глаза, и вступает в брак с собственной сестрой (или, по крайней мере, с кузиной) первое грешно с точки зрения буддизма и джайнизма, второе – с точки зрения большинства религий мира. Добродетельный тантрист сознательно нарушает большинство заповедей ортодоксального брахманизма добродетельный индус поклоняется идолам, что является тягчайшим грехом для иудеев и мусульман.

    В христианской теологии добродетели делятся на природные (обусловленные врожденными человеческими наклонностями) и теологические (предписанные исключительно христианам как особый дар Божий). Семь добродетелей противопоставляются семи смертным грехам. Вместе они образуют четырнадцать основных моделей поведения.

    Природные добродетели иногда называют четырьмя кардинальными добродетелями (от лат. стержень): благоразумие, сдержанность, стойкость и справедливость. Автором этой классификации считается Сократ её можно встретить в трудах Платона и Аристотеля. Позднеримские и христианские моралисты (например, Амвросий, Августин и Фома Аквинский) считали, что этот список является суммой всей античной этики и выражает её высший нравственный идеал.

    Христианство ввело три теологические добродетели : веру, надежду и любовь. Их классификация принадлежит апостолу Павлу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь но любовь из них больше» (I Коринфянам, 13,13). Согласно христианскому учению, теологические добродетели не являются врожденными. Они дарованы Богом верующим через Христа. В христианской этике любовь (или милосердие), которая отсутствовала в списке «языческих» добродетелей , стала основным мерилом нравственного совершенства.

    Определения, значения слова в других словарях:

    Философский словарь

    Свойствохарактера, одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разума и воли на нраветв. образ действия. Д. противоположна пороку. В античной философии осн. добродетелью считалась мудрость, разумность. Платон считал 4 Д. основными («кардинальными»): мудрость,...

    Философский словарь

    (греч. arete, лат. virtus) - способностьчеловека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно - в любых жизненных обстоятельствах, в том...

    Философский словарь

    устремленность воли и разума к добру, почитание добра нравственным благом. противоположна порочности и определяет постоянный нравственныйобраз действия человека. Содержание понятия добродетели менялось в истории весьма существенно. Древние признавали четыре основные...

    Что такое добродетель?

    Что такое добродетель и как развивать добродетель? Единственный истинный Источник нравственных норм и как им воспользоваться?

    Зачем развивать добродетель?

    Кунихито, японец средних лет, недавно переехал в Соединённые Штаты. Всего через несколько недель после его переезда с ним произошёл случай, от которого его карьера могла серьёзно пострадать.

    Кунихито рассказывает: «Когда мой начальник спросил меня, смог бы я справиться с некоторыми обязанностями, я был вполне уверен, что это мне по плечу. Но с детства мне внушали, что хорошо быть скромным, поэтому я ответил: „Не знаю, справлюсь ли, но сделаю всё, что в моих силах„. Мой новый начальник, американец, услышал в моих словах некомпетентность и неуверенность. Когда я понял это, то решил, что мне нужно кое в чём измениться».

    Мария из Нью-Йорка была отличницей и с удовольствием помогала сокурсникам. Хуан учился с Марией в одном колледже и иногда просил у неё помощи.

    Мария ему нравилась, и он старался произвести на неё впечатление. Несмотря на своё желание сохранять моральную чистоту, Мария поддалась на его уговоры и вовлеклась в сексуальную безнравственность.

    В сегодняшнем мире с его пёстрым калейдоскопом культур и упадком нравственности людям совсем нелегко сохранять добродетель. Но почему всё-таки нужно развивать добродетель? Дело в том, что добродетельность радует Бога, а ведь большинство из нас определённо желает его благосклонности.

    Слово Бога, Библия, призывает развивать добродетель. Так, апостол Павел писал: «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8).

    А апостол Пётр увещает: «Прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель» (2 Петра 1:5).

    Но что такое добродетель? Достаточно ли только теоретических знаний о ней? Как можно её развивать?

    Как развивать добродетель?

    Современные словари определяют слово «добродетель» как «моральное достоинство, благость». Это также «правильное поведение и мышление, благость характера». Лексикограф Марвин Винсент говорит, что первоначальное основное значение греческого слова, переведённого как «добродетель», указывало на «совершенство любого рода».

    Неудивительно, что такие качества, как предусмотрительность, мужество, самообладание, справедливость, сострадание, стойкость, честность, кротость и преданность, ценились во все времена. Добродетель была также определена как «соответствие нормам того, что правильно».

    Чьи достоинства мы должны отражать, чьим нормам благости должны соответствовать и кто укажет нам, что правильно, а что нет? «Под влиянием преобладающего направления в этике,- отмечается в журнале «Ньюсуик»,- скептицизм, детище эпохи Просвещения, привёл к тому, что всякие понятия о добре и зле были сведены к вопросам личного вкуса, предпочтений и культуры».

    Но можно ли основываться лишь на личных предпочтениях и вкусах, определяя, что добро, а что зло? Нет. Чтобы развивать добродетель, нам нужны надёжные нормы добра и зла - нормы, на основании которых можно оценить чьи-либо действия, взгляды и качества как правильные или неправильные, хорошие или плохие.

    Единственный истинный Источник нравственных норм

    Существует лишь один истинный Источник норм нравственности - Создатель человечества, Иегова Бог.

    Вскоре после создания первого человека, Адама, Иегова Бог дал ему такую заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Бытие 2:16, 17).

    Такое уникальное название дерева, созданного Иеговой, указывало на исключительное право Бога решать для своих созданий, что - добро, а что - зло.

    Таким образом, Божьи нормы добра и зла стали основанием для оценки действий, взглядов человека и качеств его личности. Без этих норм невозможно правильно определить, что хорошо, а что плохо.

    Заповедь относительно дерева познания добра и зла позволяла Адаму и Еве выбирать: слушаться Бога или нет. Для них добродетелью было подчинение той заповеди.

    Со временем Иегова Бог открыл, что ему угодно, а что нет, и под действием его святого духа всё это было записано в Библии для нашего назидания.

    Следовательно, для того чтобы развивать добродетель, нам нужно подчиняться нормам праведности, изложенным Иеговой Богом в Писании.

    Тщательно изучайте нормы Бога

    Если Иегова Бог определил нормы добра и зла и открыл нам их в Библии, разве не стоит их тщательно изучить? Апостол Павел писал:

    «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16, 17).

    Вспомните, например, какое недоразумение произошло с Кунихито, о котором рассказывалось ранее, когда он старался проявить скромность, как это принято в его культуре.

    Лучше познакомившись с библейскими нормами, он стал более уравновешенным во взглядах. Библия, несомненно, призывает к скромности и осуждает гордость и самоуверенность (Притчи 11:2; Михей 6:8).

    Хотя, говоря о требованиях для тех, кто берёт на себя руководство, апостол Павел побуждает их стремиться к особым обязанностям служения - к «доброму делу» (1 Тимофею 3:1).

    Такое стремление не должно сопровождаться ни хвастовством, ни гордостью, ни излишним принижением своих достоинств.

    Что говорится в Библии о нравственных нормах в деловых отношениях?

    Сегодня в мире бизнеса принято использовать сомнительные методы или находить лазейки в государственных законах или налоговых обязательствах. Но как бы ни поступали другие, нормы Библии таковы, что мы во всём должны «вести себя честно» (Евреям 13:18).

    Таким образом, мы развиваем добродетель, если честны и беспристрастны в отношениях с работодателями, работниками, клиентами и светскими властями (Второзаконие 25:13-16; Римлянам 13:1; Титу 2:9, 10).

    Честные люди располагают к себе, и другие охотно доверяют им. А письменное оформление договора часто предупреждает недоразумения и проблемы, которые могут возникнуть из-за «времени и случая» (Екклесиаст 9:11; Иакова 4:13, 14).

    Вопрос одежды и прически - ещё одна область, в которой нужно развивать добродетель.

    Культура страны часто влияет на выбор одежды, а давление окружающих может побуждать человека не отставать от новых стилей и направлений. Но стоит ли следовать всякому мимолетному веянию моды? Библия призывает нас «не сообразовываться с веком сим» (Римлянам 12:2).

    Апостол Павел не устанавливал правил, но, побуждаемый духом Бога, он советовал: «Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием [«со скромностью и умеренностью», перевод епископа Кассиана], украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тимофею 2:9, 10).

    Эти основополагающие нормы применимы как к мужчинам, так и к женщинам. Конечно, при этом остаётся огромный простор для фантазии и стилей, культурных традиций и личных предпочтений.

    В Библии также упоминаются безнравственные действия, которые Бог однозначно осуждает.

    В 1 Коринфянам 6:9, 10 мы читаем предупреждение: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Бога не наследуют».

    Этот библейский отрывок помог Марии, упомянутой ранее, понять, что в согласии с высокими нравственными нормами Создателя связь с Хуаном была порочной и её следовало прекратить, чтобы иметь одобрение Бога.

    Несомненно, если мы хотим развить в себе добродетель, нам следует тщательно познакомиться с нормами Иеговы Бога.

    Впитывайте учение сердцем

    Быть добродетельным не значит просто избегать зла. Это значит проявлять моральную силу. Добродетельный человек благ, или добр.

    «Добродетели,- по словам одного профессора,- учатся и сердцем, и умом».

    Поэтому, учась добродетели, нужно не только тщательно знакомиться со Словом Бога. Нужно также размышлять над прочитанным, чтобы сердце исполнялось благодарностью к Иегове Богу и чтобы мы были побуждены применять библейские принципы в жизни.

    «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нём»,- восклицал псалмопевец (Псалом 118:97).

    А царь Давид писал: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих [Божьих], рассуждаю о делах рук Твоих» (Псалом 142:5).

    Нам тоже всегда стоит размышлять, когда мы изучаем Библию и основанные на ней публикации.

    Конечно, непросто найти время для усердного изучения Библии и размышления над прочитанным. Но желание развивать добродетель требует, чтобы мы высвобождали время за счёт других занятий (Ефесянам 5:15, 16).

    Молодому человеку Аарону - 24 года. Каждый день он высвобождает время для чтения Библии, вставая утром на 30 минут раньше. Он рассказывает: «Сначала я все полчаса читал Библию. Только недавно я понял, как важно размышлять.

    Теперь я посвящаю примерно половину этого времени тому, чтобы обдумать только что прочитанное. Я почувствовал, насколько это полезнее».

    Размышлять можно и в другое время. Восхваляя Иегову Бога, Давид пел: «Размышляю о Тебе в ночные стражи» (Псалом 62:7). В Библии также говорится: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить» (Бытие 24:63).

    Размышлять просто необходимо для того, чтобы развивать в себе добродетель, поскольку это помогает нам чувствовать то же, что чувствует Иегова Бог, и смотреть на всё так же, как смотрит он.

    Мария, например, знала, что Бог запрещает блуд. Но чтобы «отвращаться зла, прилепляться к добру», ей было необходимо размышлять над основными библейскими текстами (Римлянам 12:9).

    Она осознала необходимость изменений в своей жизни, прочитав Колоссянам 3:5, где христиане поощряются «умертвить земные члены… блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание». Марии пришлось спросить себя: «Какую страсть мне необходимо умертвить? Чего стоит избегать, чтобы не возникали нечистые желания? Нужно ли мне что-нибудь изменить в общении с противоположным полом?»

    Размышлять стоит и над плодами наших поступков. Павел побуждал христиан воздерживаться от блуда и проявлять самообладание, чтобы «ни в чём не поступать с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» (1 Фессалоникийцам 4:3-7).

    Полезно поразмышлять над такими вопросами: «Какой вред своим поступком я причиню себе, своей семье и другим людям? Как этот поступок отразится на мне духовно, эмоционально и физически? Что стало с теми, кто нарушил закон Бога в прошлом?» Такие размышления духовно укрепили сердце Марии, это может укрепить и нас.

    Учитесь на примерах

    Достаточно ли только теоретически знать, что такое добродетель?

    Над решением этого вопроса мыслители бились тысячелетиями. Греческий философ Платон был склонен считать, что это возможно.

    Аристотель же, утверждал, что добродетель познаётся на практике.

    Один журналист обобщил результаты таких дебатов: «Говоря кратко, этику добродетели невозможно познать в отрыве от жизни. Чистая теория и учебники тут тоже не помогут. Добрый характер вырабатывается в обществе… в котором добродетель поощряется и вознаграждается».

    Но где найти истинно добродетельных людей? В культуре большинства народов существуют примеры добродетели, которой обладают, например, мифологические и прочие вымышленные литературные персонажи, но Библия содержит множество жизненных примеров.

    Самый выдающийся пример добродетели - Иегова Бог. Он всегда проявляет доброту и поступает добродетельно, праведно.

    Мы можем развивать добродетель, «подражая Богу» (Ефесянам 5:1). Божий Сын, Иисус Христос, «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21).

    Кроме того, в Библии описывается множество примеров верных служителей Бога, таких, как Авраам, Сарра, Иосиф, Руфь, Иов, Даниил и его три товарища-еврея. Не стоит забывать и о примерах добродетели современных служителей Иеговы Бога.

    Победа возможна

    Возможно ли научиться проявлять добродетель так, как этого требует Бог?

    Поскольку мы унаследовали несовершенство, порой внутри нас происходит упорная борьба между разумом и плотью - между желанием поступать добродетельно и грешными склонностями (Римлянам 5:12; 7:13-23).

    Но победу одержать возможно - с помощью Бога (Римлянам 7:24, 25). Иегова Бог предоставил нам своё Слово и основанные на Библии публикации.

    Усердно изучая Писание и молитвенно размышляя над прочитанным, мы можем развить сердце чистое. А чистое сердце порождает добродетельные мысли, а также слова и дела, угодные Богу (Луки 6:45).

    Следуя примеру Иеговы Бога и Иисуса Христа, мы можем развить в себе угодную Богу личность. И несомненно, многому можно научиться у тех, кто верно служит Богу сегодня.

    Апостол Павел призывал постоянно помышлять о том, что добродетельно и достойно похвалы. И Бог обязательно благословит такие усилия (Филиппийцам 4:8, 9). С помощью Иеговы Бога мы сможем развить в себе добродетель.

    Жизнь самый дивный дар

    Добродетели – это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду “по умолчанию”. Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к “новому” миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

    Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

    Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

    Итак, добродетели отличаются от стандартных “добрых дел”. Добродетели – это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель – то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

    К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

    Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели – поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

    Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

    Добродетели: список

    Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

    • Благоразумие (лат. Prudentia )
    • (лат. Fortitudo )
    • Справедливость (лат. Justitia )
    • Вера (лат. Fides )
    • Надежда (лат. Spes )
    • Любовь (лат. Caritas )

    Второй же исходит из противопоставления грехам:

    • Целомудрие (лат. Castitas )
    • Умеренность (лат. Temperantia )
    • Любовь (лат. Caritas )
    • Усердие (лат. Industria )
    • Терпение (лат. Patientia )
    • Доброта (лат. Humanitas )
    • (лат. Humilitas )

    На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

    Главное, что мы знаем о добродетелях – Господь ничего не “придумывает” для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.

    Добродетели

    Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь – это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.

    Если же говорить о вере , то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.

    Как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие – это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.

    Смирение – это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.

    Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием “присвоить” человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово “ревность” именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность – это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.

    Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность ? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.

    Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

    Говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.

    Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.

    Высказывания о христианских добродетелях

    «Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).

    «Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)

    «Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)

    «Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович)

    «Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15 ); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)

    «Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23 ). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте (Кол.3:12-15 )». (свт. Феофан Затворник).

    «Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)