Ценности в структуре профессиональной позиции психолога-практика. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития

  • Дата: 24.09.2019
Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обществе может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена. Условием внутренней гармонии личности является развитие соответствующей системы ценностных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.
Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризисном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению профессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуализирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек — человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человеческая личность. Такие виды профессиональной деятельности являются областями существования и развития общечеловеческих ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.
Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.
В качестве наиболее специфической характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национальности, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно выделить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом своей индивидуальности.
Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.
Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога - это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.
В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.
Усложнение системы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей — профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.
Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических психологов. Организованный на базе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития высшего уровня ценностной системы процесс психологического обучения создает адекватные условия для формирования профессиональной системы ценностей практического психолога.

Лекция, реферат. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
13. Диалог в контексте профессиональной деятельности практического психолога. Особенности глубинного общения « | » 15. Эмпатия как важнейшее качество личности практического психолога



Многие думают, что психологи - это люди, наделённые особыми талантами. Например, они видят окружающих насквозь и превосходно говорят с людьми в любых обстоятельствах. Конечно, грамотная четкая речь, аналитическое мышление, внимательность и умение слышать других важны для психолога, но эти способности далеко не определяющие. Так что же важно для психолога?

Интерес к людям

Если вас не интересует, как устроены люди, работать в сфере психологии не получится. Интерес к другим - это одна из важнейших ценностей психолога, благодаря которой и происходит понимание людей. Ведь если человеку действительно что-то интересно, он всегда пытается хорошо разобраться в этом.

К примеру, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые пары ругаются прилюдно? Чего им не хватает в жизни? Другие же считают, что выяснение отношений на публике неприлично. Почему для одних такое поведение приемлемо, а для других нет? В чем здесь дело? Если все эти вопросы всерьез занимают вас, то поздравляю - вы обладаете одной из важнейших ценностей профессии.

Интерес к людям проявляется в форме волнующих психолога вопросов, на которые требуется ответить. Именно этот интерес помогает выяснять истинные причины поведения и эмоциональных реакций, а не оценивать людей с точки зрения общепринятых «хорошо» и «плохо».

Желание помогать другим

Искреннее желание помочь другому в трудный момент, разобраться в сложившейся ситуации - еще одна ценность психолога. Ведь именно за помощью и приходят люди. Для психолога важно присоединиться к людям и вместе решить их проблемы.

Например, два человека поссорились и обратились к психологу. Им нужна помощь - решить возникший конфликт. Для психолога решение этого конфликта должно стать таким же важным, как и для этих людей.

Наверняка, вы и сами легко вспомните ситуации, где хотели помочь другим и порой переживали чужую трудность, как свою собственную. Так вот для психолога эта черта - профессиональная.

Стремление к собственному развитию

Психолог - это профессия, требующая постоянного дополнительно обучения. Все психологи посещают различные тренинги, семинары, курсы лекций, чтобы повысить профессиональную грамотность. Психология очень разнообразна и многогранна. Она вбирает в себя множество школ и направлений, которые осваивают всю жизнь, параллельно работая с людьми.

Психологи объединяются в профессиональные сообщества, организуют конгрессы, конференции, супервизии. Это те места, где специалисты узнают новые технологии, обмениваются опытом и учатся друг у друга.

Кроме того, любой практикующий психолог постоянно развивает себя, устраняет собственные внутренние противоречия. Нередко психологи меняют взгляды, убеждения, по-другому начинают относиться к некоторым вещам. Поэтому у каждого психолога есть свой личный психолог, к которому он обращается за консультацией.

Стремление к развитию других людей

Помимо совершенствования себя, для психолога должно быть ценным развитие других людей. Психологи-практики часто занимаются повышением уровня образования окружающих. Они меняют представления людей, расширяют их картину мира. Например, читают лекции, проводят вебинары, делают презентации и открытые семинары.

Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обще­стве может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена.

Условием внутренней гармонииличности является развитие соответствующей системы ценнос­тных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.

Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризис­ном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению про­фессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуа­лизирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек - человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человечес­кая личность. Такие виды профессиональной деятельности яв­ляются областями существования и развития общечеловечес­ких ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.

Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.

В качестве наиболее специфи­ческой характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национально­сти, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно вы­делить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом сво­ей индивидуальности.

Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.

Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога - это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.

Усложнение сис­темы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей - профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.

Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических пси­хологов. Организованный на основе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития выс­шего уровня ценностной системы процесс психологического обу­чения создает адекватные условия для формирования профес­сиональной системы ценностей практического психолога.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития.:

  1. 60. Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.
  2. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.
  3. 3.Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых.
  4. 1.Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации профессионального образования: его гуманитаризация; фундаментализация; деятельностная направленность; национальный характер профессионального образования.

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.



Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство -отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влиянияна реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

1. Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

2. Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

3. Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

4. Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

5. Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

6. Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

  • РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Представлены результаты изучения профессиональных ценностей профессии психолог. Определено понятие «профессиональные ценности психолога» и рассмотрены их составляющие. Показано, что получение вузовского образования влияет на формирование и изменение профессиональных ценностей студентов.

  • Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий
  • Социально-психологическая специфика юношеского (студенческого) возраста
  • Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте
  • Семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Профессиональное становление личности тренера-преподавателя

В наши дни существует огромное количество всевозможных профессий, из которых необходимо выбирать молодому человеку в начале своего жизненного и профессионального пути. Если раньше подобной проблемы не было, ввиду того, что выбор будущей профессии осуществлялся по пути повторения этого выбора родителем, то сегодня как никогда молодые люди отягощены этой проблемой.

Изучением вопроса о профессиональном становлении личности очень активно занимались и занимаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, О.Г. Носкова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников и другие. Особенно следует уделить внимание Э.Ф. Зееру, с его точки зрения, профессиональное становление имеет свой потенциал развития. К нему можно отнести социально значимые качества, профессиональные умения, образование, общие и специальные способности и многое другое. Реализация этого потенциала зависит от большого числа факторов, таких как врожденная предрасположенность человека, специфика деятельности профессионала, социальная ситуация. Однако все эти факторы вторичны, первичным же фактором выступает система тех объективных требований к личности, которые детерминированы профессиональной деятельностью. Это объясняется тем, что в ходе выполнения данной деятельности возникают новые качества и уникальные свойства, не присущие учащемуся, но имеющиеся в арсенале дипломированного специалиста. Как таковое, профессиональное становление автор определяет, как совокупность социальных приемов влияния на человека, включение его в разнообразные значимые виды профессиональной деятельности с целью формирования у нее комплекса профессионально важных форм поведения, индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности и др. Другими словами, это «формообразование» личности, подходящей, адекватной тем требованиям, которые предъявляет та или иная профессиональная деятельность. То есть в узком смысле можно сказать, что процесс профессионального становления – это процесс, прежде всего заложения в личность ценностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Конечно, в каждом роде профессиональной деятельности эти ценности могут существенно различаться.

Наравне со многими другими профессиональными ценностями, существуют профессиональные ценности такой профессии, как психолог. Вопрос о том, какие именно ценности можно отнести к этой группе, рассматривается многими авторами (И.А. Ральниковой, Е.А. Ипполитовой, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, М.В. Молоканым, Э.Э. Вернером и др.). Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют, как необходимые умение полно и правильно понимать человека, умение понимать внутренние свойства и особенности человека, умение к сопереживанию, умение анализировать свое поведение и умение управлять самим собой и процессом общения. Н.Н. Обозов, рассматривая специфику психологического консультирования, выделяет следующие профессионально важные качества психолога-консультанта: общительность – как контактность; динамичность – гибкость поведения; избегание разного рода субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; толерантность к возможным срывам (невротическим), умение выслушать, понять; умение совместно с клиентом рассмотреть ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта. Е.В. Сидоренко и Н.Ю. Хрящева выделяют некоторые из общих как личностных, так и профессиональных качеств психолога, формирование которых, по их мнению, обеспечит эффективную психологическаю деятельность. В качестве этих свойств психолога авторы выделяют психологическую наблюдательность, эмпатию и креативность, психологическое мышление, самообладание и умение слушать. И.А. Ральникова и Е.А. Ипполитова для своего исследования использовали профессиональные ценности, адекватные, по мнению экспертов, для профессии психолога. Это способность к эмпатии (сопереживанию); умение устанавливать контакт; общая интеллектуальность; наблюдательность; способность к рефлексии; творческий склад ума; умение четко формулировать вопросы и выражать свои мысли; здоровье (физическое и психологическое); хорошие взаимоотношения в коллективе; свобода принимать решения; благоприятные условия труда; карьерный рост; достойная заработная плата; признание профессионализма другими людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди определений авторами профессиональных ценностей психолога существуют небольшие различия, но в целом исследователи сходятся в их понимании. Чаще всего авторы солидарны в понимании под профессиональными ценностями психолога ценности и качества личности, необходимые для успешного осуществления профессиональной психологической деятельности; и в признании под профессиональными ценностями психологов рефлексии, эмпатии, наблюдательности и спонтанности.

Таким образом, объектом работы является профессиональные ценности, предметом – Профессиональные ценности студентов-психологов.

Цель работы – выявить особенности профессиональных ценностей у студентов-психологов в процессе их обучения.

Гипотеза исследования – вероятно, что в процессе обучения профессиональные ценности студентов-психологов претерпевают изменения.

В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Соотношение ценности и доступности профессиональных психологических ценностей».

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 студентов-психологов 1 курса и 15 студентов-психологов 4 курса. Исследование проводилось на базе АлтГУ.

По результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что для студентов 1 курса более приоритетными оказались такие ценности как способность к эмпатии (р<0,001), умение устанавливать контакт (р<0,001), общая интеллектуальность (р=0,002), наблюдательность (р<0,001) и творческий склад ума (р<0,001). Вероятно, это обусловлено идеализацией студентами на данном этапе профессии психолога, актуализацией ценностей, свойственных именно для данной профессии. Для студентов 4 курса более приоритетными ценностями оказались здоровье (р<0,001), хорошие взаимоотношения в коллективе (р<0,001), свобода принимать решения (р=0,001), благоприятные условия труда (р<0,001), достойная заработная плата (р<0,001) и на уровне тенденции карьерный рост (р=0,051). Вероятно, это детерминировано становлением в конце обучения более реалистичного взгляда на профессиональную деятельность. Повышается значимость ценностей, обуславливающих общий психологический, физический и материальный комфорт в работе, на которую студенты намерены устраиваться. Критерий U-Манна-Уитни показал отсутствие значимых различий в ценностях способности к рефлексии, умении четко формулировать вопросы и выражать свои мысли, признании профессионализма другими людьми. Вероятно, данные ценности актуальны как для студентов, обучающихся на 1 курсе, так и для студентов, заканчивающих обучение и нацеленных на трудоустройство. В целом, можно сделать вывод о том, что студенты 4 курса имеют более «универсальные» ценности, являющиеся позитивными во многих других профессиях. Скорее всего, это связано с их скорым входом непосредственно в профессиональную сферу.

Таким образом, можно заключить, что получение вузовского образования действительно влияет на студентов, на трансформацию их жизненных перспектив и актуализацию поиска альтернативных вариантов профессионального развития в случае неудачи реализации себя в профессии психолога.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 15-18с.
  2. Бачманова, Н. В., Стафурина, Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: сборник научных трудов. - Вып. 5. - Л., 1985г. с.62-67
  3. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – Спб.,1993г. – с.32
  4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008г. – с.84
  5. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А.. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. – 2009г. - № 32. – с.18-22