Адам смит что он сделал. Смит Адам - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

  • Дата: 21.09.2019

Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве, родился в городе Керколди (Киркельдей), в Шотландии, 5 июня 1723, спустя несколько месяцев после смерти своего отца, скромного таможенного чиновника. В детстве Адам Смит отличался робостью и молчаливостью, рано обнаружил охоту к чтению и умственным занятиям, Окончив первоначальное обучение в местной школе, Смит на 14-м году поступил в университет в Глазго, откуда спустя три года перешел в Оксфорд. Главным предметом его занятий была философские и математические науки. Дальнейшая биография Адама Смита, по окончании образования, крайне бедна внешними событиями: она всецело посвящена была науке и преподавательской деятельности. Возвратившись в Шотландию, он в течение 2 лет (1748–50) читал в Эдинбурге с большим успехом лекции по риторике и эстетике; затем его приглашают в Глазго на кафедру логики, но, вследствие смерти профессора Крэги, Смит вскоре открывает курс нравственной философии и делается преемником своего учителя, прославленного профессора Хатчесона. Не будучи от природы искусным оратором, Смит, однако, силою своего меткого и исчерпывающего анализа, богатством мысли, блестяще освещенной удачным подбором фактов, и необыкновенною ясностью изложения приобрел, в качестве профессора, необычайную популярность, и к нему стекались слушатели отовсюду из Шотландии и Англии.

Портрет Адама Смита

В 1759 г. Адам Смит выпустил книгу, которую считал главным трудом своей жизни, – «Теорию нравственных чувств», – сразу поставившую его имя наряду с первоклассными учеными того времени. В 1762 г. университет Глазго дал ему звание доктора прав. В 1764 г. Смит покидает кафедру и отправляется в путешествие, во Францию, вместе со своим воспитанником, герцогом Бакли (Buccleugh); там он большую часть 1765 г. проводит в Париже, где устанавливается его близкое знакомство с физиократами Кенэ и Тюрго и другими учеными, По возвращении на родину, Адам Смит до середины 70-х годов живет безвыездно в Керколди, лишь изредка отлучаясь для посещения живших по соседству друзей; в 1775 г. он отдает в печать, а в следующем году выпускает в свет свое бессмертное сочинение « » («Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations»). Это был важнейший и последний труд в биографии Адама Смита, навсегда упрочивший за ним почетное место в истории общественных знаний. Получив вскоре служебное назначение по таможенному управлению, Смит поселился в Эдинбурге и там провел остаток своей жизни, не дав более науке ничего значительного. Адам Смит умер 17 июля 1790 года.

Философское сочинение Смита о нравственных чувствах не занимает выдающегося места в истории этических систем. Примыкая к своим непосредственным предшественникам, Юму и Хатчесону, Смит завершил собою развитие английской нравственной философии прошлого столетия. Заслуга его заключается в том, что он выделил из нравственных учений философов все наиболее ценное и дал этому систематическую обработку, основываясь на некоторых общих положениях и в широкой мере пользуясь психологическим анализом. Основным в исследовании Смита является определение симпатии, как общего понятия, для всякого вида сочувствия. Симпатия, по мнению Смита, служит источником нравственного одобрения, но для признания нравственного начала требуется еще соответствие или известная гармония между чувством, возбуждающим симпатию, или настроением, и обстоятельствами, их вызывающими. Кроме того, в понятие нравственного входит представление о последствиях деяния, и отсюда возникают идеи о благодеянии и возмездии: первая предполагает нравственное одобрение (симпатию) благодарности, а вторая – такое же одобрение воздаяния или наказания. Идею возмездия Адам Смит считает нравственно одобрительною, и, рассматривая людей, как существа по преимуществу эгоистические, он находит чувство возмездия в высшей степени целесообразным для интересов общежития, ибо оно кладет предел человеческому эгоизму. Путем перенесения наших суждений о нравственно одобрительном вне вас на нас самих Смит приходит к анализу чувства долга и совести и показывает, как постепенно в нас создается суд над нашими деяниями и как из частных наблюдений составляются общие правила поведения. Обращаясь затем к определению добродетели, Адам Смит находит в ней три главных свойства: рассудительность, справедливость и благорасположение, к которым, однако, должны присоединяться самообладание и воздержность. Свои выводы Смит заключает критическим обзором предшествовавших исследований. Не будучи ценным в своих общих положениях, философское исследование Смита замечательно по необыкновенной силе анализа в описании отдельных частностей, по необычайной яркости и ясности изложения. Эти качества обусловили большой успех книги в публике: при жизни автора она издавалась шесть раз и переведена была на многие европейские языки. Отличительная черта нравственного исследования Адама Смита, которая отразилась и на политических его воззрениях, – это верование в целесообразность существующего, в предустановленную гармонию мирового порядка, поддержанию которого служат все индивидуальные стремления отдельных лиц.

Несравненно большее значение имело «Исследование о природе и причинах богатства народов » Смита, посвященное изучению явлений народного хозяйства. В то время, как в сфере философского мышления он не оставил учеников, и дальнейшее развитие этических учений пошло новыми путями, – в области экономической Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на вновь народившиеся направления, продолжает развиваться до настоящего времени.

(июнь 1723 — 17.07.1790), шотландский экономист и

философ, один из основоположников современной экономической

теории.

Краткая биография

Адам Смит (Adam Smith)

Шотландский экономист и

философ, один из крупнейших представителей
классической политэкономии, родился в
городке Керколди (Шотландия) в июне 1723 года
(точная дата его рождения неизвестна) и
крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском
округе Файф, в семье таможенного чиновника.
Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама.
В возрасте 4 лет он был похищен цыганами,
но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что
Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено
записей о его братьях и сестрах.

В 1737 году поступил в Университет Глазго. Там, под руководством
Френсиса Хатчесона он изучал этические основы философии. Хатчесон
оказал сильное влияние на его мировоззрение.

В 1740 получил степень магистра искусств и частную стипендию для
продолжения учебы в Оксфорде, где в Бейллиол-колледж Оксфордского
университета он проучился до 1746 года. Однако его не устраивал
уровень преподавания, так как большинство профессоров даже не читали
своих лекций. Смит возвращается в Эдинбург, намереваясь заняться
самообразованием и чтением лекций. В 1748 году под покровительством
лорда Кэймса он приступает к чтению лекций по риторике, искусству
написания писем, а позднее и по экономической философии.

В 1748 Смит под покровительством лорда Кэймса приступает к чтению
публичных лекций по литературе и естественному праву в Эдинбурге,
потом по риторике, искусству написания писем, а позднее и по
экономической философии, а также по предмету «достижение богатства»,
где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной
и простой системы природной свободы», и так до 1750 года.

С 1751 Смит — профессор логики в университете Глазго, с 1752 — профессор
моральной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале
«Эдинбургское обозрение» («Edinbourgh Review»). В1759 Смит выпустил в
свет философский труд по этике «Теория нравственных чувств»,
принесший ему международную известность. В 1762 Смит получил
ученую степень доктора юридических наук.

В последствии его лекции нашли свое отражение в самой известной
работе Адама Смита: «Исследование о природе и причине богатства
народов». При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько
зарубежных изданий и переводов.

Примерно в 1750 году Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом,
который был старше его почти на десятилетие. Их труды по истории,
политике, философии, экономике и религии показывают схожесть их
взглядов. Их альянс играл одну из важнейших ролей в период
возникновения Шотландского просвещения.

В 1781 году, всего в 28 лет, Смита назначают на должность профессора
логики в Университете Глазго, в конце года он перешел на кафедру
моральной философии, на которой и преподавал до 1764 года. Он читал
лекции по риторике, этике, юриспруденции и политической экономике.
Написанная Адамом Смитом в 1759 году научная работа «Теория
моральных чувств» содержащая материалы из его лекций принесла ему
известность. В статье обсуждались стандарты этического поведения,
которые поддерживают общество в состоянии стабильности.
Однако научный интерес А. Смита сместился к экономике, отчасти это
было влияние его друга — философа и экономиста Давида Юма, а так же
участием Смита в глазговском клубе политической экономии.

В 1776 году Адам Смит оставил кафедру и, приняв предложение от
политического деятеля — герцога Баклю, сопровождать в заграничном
путешествии пасынка герцога. Прежде всего, предложение для Смита
было интересно тем, что герцог предложил ему плату, значительно
превышавшую его профессорский гонорар. Это путешествие длилось
более двух лет. Полтора года Адам Смит провел в Тулузе, два месяца в
Женеве, где он встречался с Вольтером. Девять месяцев они жили в
Париже. В это время он тесно знакомится с французскими философами:
д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами: Ф. Кенэ и
А. Тюрго.

Публикация в Лондоне в 1776 книги «Исследование о природе и причинах
богатства народов» (которую Смит начал еще в Тулузе) приносит Адаму
Смиту широкую известность. В книге детально описываются последствия
экономической свободы. Система, объясняющая работу свободного
рынка, до сих пор является основой экономического образования. Одно из
ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения
экономики от государственной регламентации, препятствующей
естественному развитию хозяйства. По мнению Смита, желание людей
покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому
все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт
вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Самый
известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он
использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в
распределении ресурсов.

В 1778 году Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и
селится в Эдинбурге.

В ноябре 1787 года Адам Смит становится почетным ректором
университета Глазго.

Умер 17 июля 1790 года в Эдинбурге после продолжительной болезни.
Существует версия, что незадолго до смерти Смит уничтожил все свои
рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о
философских предметах» в 1795 году, через пять лет после его смерти.

По материалам: Википедия, ru.wikipedia.org

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго , где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, - например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, - но умного человека . В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде , получив на продолжение образования стипендию , и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов », что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» . В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике .

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете - под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику) . Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах .

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка .

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр .

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдваном Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснованиеLaissez-faire .

В 1764-66 годах Смит проживал во Франции, будучи воспитателем герцога Баклю. Данное наставничество сильно улучшило его положение: он должен был получать не только жалованье, но и пенсию, что в дальнейшем позволило ему не возвращаться в Глазговский университет и работать над книгой . В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ , то есть лично познакомился с идеями физиократов ; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял» . Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция .

До поездки в Париж (с декабря 1765 года по октябрь 1766 года) Смит и Баклю полтора года жили в Тулузе, и несколько дней - в Женеве. Здесь Смит посетил Вольтера в его женевском поместье .

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки .

После возвращения из Франции Смит полгода работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства, а с весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой. При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов .

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году . Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов » открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства .

Портрет Адама Смита работы Джона Кея

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой .

Идеи Адама Смита .

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда , что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения . Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективностиэкономических законов .

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности .

Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией . Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции , в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и анти-евангельские. мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз банком Англии , что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте .

Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на площади Парламента . Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий перевернутый конус, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части - тот же текст в двоичном коде . В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита» , и ещё один памятник Смиту стоит в Клевлендском университете .

Медаль имени Адама Смита .

Заслуги многих великих деятелей «увековечиваются» в названии площадей, улиц, проспектов, научных и образовательных учреждений, учреждаются именные премии, выпускаются государственные и общественные награды имени таких людей…

Слава Адама Смита также не осталась незамеченной для такого увековечивания.

Европейского научно-промышленного консорциума (EUROPEAN SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL CONSORTIUM «ESIC»), как одно из направлений своей деятельности осуществляет разработку и внедрение общественных наград (медалями и дипломами), которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.

«ESIC» учредил МЕДАЛЬ АДАМА СМИТА* (MEDAL EUROPEAN SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL CONSORTIUM «ESIC» - ADAM SMITH), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.

Медалью награждаются высокопрофессиональные специалисты в области экономики и финансов за: личные заслуги в совершенствовании мировой финансовой системы, формировании и развитии её отдельных институтов; разработку новых научных направлений в экономике и решение актуальных социально-экономических задач; подготовку квалифицированных кадров в области экономики и финансов .

Сегодня понятие невидимой руки , использованное Адамом Смитом, в (микро-макро) представляется как целая теория невидимой руки рынка , регулирующая без всякого вмешательства все диспропорции в экономике. Однако Адам Смит принцип невидимой руки рынка сформулировал лишь для обоснования своего предположения, что в экономике действуют объективные законы, которые при помощи абстрагирования можно изучать, как и в других науках. Другое положение о благотворных последствиях для экономики от снижения роли государства, которое высказал Адам Смит либерализм сегодня взял как свой основной постулат.

Классическая политическая экономия Адама Смита так же считает своим основателем по причине того, что экономическая теория Адама Смита позволяла обосновать понятия капитала и прибавочной стоимости. Экономические взгляды Адама Смита настолько обогнали свое время, что и сегодня некоторые концепции в экономике связывают с его именем, например, трудовая теория стоимости Адама Смита .

Биография Адама Смита , конечно, обязана быть в каждом , но для меня важнее то, что Адам Смит разделение труда считал основной причиной экономических отношений. Всё развитие человеческого общества, изменений форм государств и экономики - это последствия разделения труда среди людей на планете Земля. Общественное разделение труда является причиной не только достигнутого человечеством уровня производства вследствие научно-технического прогресса, но и вообще - возможности роста числа народонаселения до нынешнего уровня.

Статья перепечатана с сайта, доступ к которому нынче ограничен, поэтому нет смысла давать ссылку. Автор имеет либеральные взгляды, которые в российском варианте получаются идеологизированными не менее марксистских. Надо сказать, что Адама Смита не любил сам Карл Маркс, считая позицию Адама Смита, как и автор статьи - не на свое стороне. Видимо, вина Адама Смита в незнании постулатов будущих экономических доктрин.

Биография Адама Смита

Сегодня известно мало деталей личной жизни Адама Смита, скорее сами работы Адама Смита являются подробным бытописанием современной ему жизни. Адам Смит труды свои наполнил жизненными примерами, которые являются его впечатлениями о путешествиях во Францию, и другие сравнения экономики Англии с положением в других странах. Конечно для такого выдающегося экономиста как Адам Смит Википедия содержит страницу Адам Смит биография . В СССР в серии «жизнь замечательных людей» выходила книга Адам Смит .

Адам Смит краткая биография

Полное название книги Адама Смита – «Исследование о природе и причинах богатства народов » – не оставляет сомнения в том, что главным ее предметом является экономическое развитие. Это ясно видно и из того, как он разграничивает производительный и непроизводительный труд, как он выстраивает иерархию производительности отраслей – и больше всего из того, как он рассуждает о направлениях экономической политики, ее воздействии на экономический рост в прошлом, равно как и на развитие экономики различных стран при его жизни.

Но, что отличает теорию экономического развития Смита, так это то, как он часто обращается к особенностям социальных условий, которыми определяются материальные интересы. Адам Смит , которого так часто обвиняют в приверженности вульгарной доктрине стихийного согласования интересов, подчеркивает, что мощная побудительная сила личного интереса действует в согласии с интересами общества только в совершенно определенных институциональных условиях.

Чтобы показать это, достаточно будет рассмотреть одно из его рассуждений об услугах государства и (или) об образовательных учреждениях. Примечательна его унижающая критика английского университетского образования, которая сосредоточена на том, в университетах Оксфорда и Кембриджа отсутствует какая бы то ни было «оплата по результатам»: колледжи получают огромные пожертвования, управляются самими преподавателями, профит большинства преподавателей выплачивается из фондов пожертвований, присутствие студентов на занятиях большей частью принудительное, а в результате профит преподавателей никак не связан с их профессиональными качествами педагогов или ученых. В государственных школах положение много лучше преимущественно оттого, что «вознаграждение школьного учителя в основном, а в некоторых случаях целиком зависит от оплаты, вносимой его учениками». Он приветствовал помощь государства в предоставлении школьных зданий, но предпочитал, чтобы труд преподавателей оплачивался гонорарами частных лиц плюс – как дополнение – небольшой фиксированной суммой в виде стипендии. Его мысль состояла в том, что, получая фиксированное жалование, учитель никогда не будет работать с полным напряжением сил.

Экономическая теория Адама Смита

Адам Смит внес существенный вклад в анализ экономических законов капитализма. Вклад Адам Смита в разработку экономических законов состоит, прежде всего, в обосновании и активном проведении идеи «естественного порядка» в развитии общественного производства, идеи обусловленности общественного производства материальными факторами. Можно без преувеличения сказать, что для Смита все экономические процессы и категории были проявлением «естественного порядка». Уже во вступлении к «Богатству народов» он писал: «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты…». Отсюда видно, что автор в целом материалистически понимает богатство народов – важнейшую категорию своей системы. Его возникновение и рост выводятся не из чего-либо идеального, а из материального фактора – общественного труда.

Подобным же образом характеризовал ученый природу . Он подчеркивал: « , приводящее к таким доходам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им…». В основном материалистически объяснялись происхождение и сущность денег и многих других экономических категорий. Более того, материалистический в целом взгляд Адама Смита на развитие общественного производства подкреплялся его резко отрицательным отношением к религии. Он не только причислял священников к непроизводительным слоям населения, но и пренебрежительно относил их к одной из самых легкомысленных профессий.

Смит внес в разработку экономических законов «углубление научных абстракций» при анализе общественного производства. Углубление и расширение метода научной абстракции позволило Адаму Смиту увидеть и исследовать целый ряд существенных связей общественного производства. Это весомый вклад великого ученого в разработку экономических законов. Развивая трудовую теорию стоимости, А.Смит фактически обосновал закон стоимости. Он, например, утверждал: «Таким образом, один труд… является единственно действительным мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно расценивать и сравнивать стоимость всех товаров».

Огромная заслуга автора «Богатства народов» заключается не только в том, что он признавал неизбежность обмена товаров в соответствии с их стоимостью. Он попытался раскрыть и механизм действия закона стоимости через колебания рыночных цен вокруг стоимости (вокруг «естественной цены»). «Фактическая цена, за которую обычно продается продукт, – писал он, – называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже ее, или же в точности совпадать с нею». Причем выясняется и основная причина подобных колебаний – соотношение между спросом на товары и их предложением.

Примечательно, что Адам Смит пытается показать принципиальную маржу между прибылью и заработной платой. Он определенно не согласен считать прибыль на капитал платой за труд бизнесмена по надзору и управлению. Он вполне уверен, что «эта прибыль… устанавливается совсем на иных началах и не стоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению». Прибыль и в своей динамике вступает в противоречие с заработной платой: «Возрастание капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли». По мнению К.Маркса, «Смит уловил истинное происхождение прибавочной стоимости», установил закон ее происхождения.

Исследуя рыночную конкуренцию, шотландский экономист прозорливо увидел также устойчивую зависимость рыночных цен от взаимодействия между спросом на товары и их предложением. «Рыночная цена каждого отдельного продукта, – читаем мы, – определяется отношением между количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него…». Далее специально рассматривается абсолютный спрос и действительный спрос, на примерах показывается существенная маржа между ними. Все это означает, что А.Смит определенно нащупал действие закона спроса и предложения.

Адам Смит внес определенный вклад в разработку многих других экономических законов. И этот вклад, несомненно, огромен. Но стоит, на мой взгляд, отметить общее: своеобразное трактование и рассмотрение различных экономических законом Смитом в определенной степени способствовало их дальнейшему развитию в экономической науке.

Источники:

  • taina.aib.ru Тайна имени
  • ru.wikipedia.org ВикипедиЯ – свободная энциклопедия экономиксизм стоит на постулате вечности капитализма.

Поэтому экономиксизм не может считаться продолжением идей Адама Смита, так как автор Богатства народов предсказал конец капитализма, когда в такой замкнутой системе как все население Земли достигнет своего предела. Если все население мира будет задействовано в единой системе разделения труда (как это еще не имеет место сегодня, но можно говорить, что американская стала общемировой системой разделения труда), то развитие экономики по принципам капитализма остановится (что и происходит на наших глазах).

Для продолжения своего развития Человечество должно будет искать новые способы создания спроса в экономике, что означает неминуемый отказ от капитализма. Впрочем, от капитализма - мало что уже осталось.

Впрочем, не только в России люди чувствуют несостоятельность Economics как главного экономического учения капитализма и потому оборачиваются к марксизму. Просто, кроме как о марксизме, люди не знают об . Потому марксизм и сильно забродил в головах россиян, которые марксизм учили еще в школах. Однако сам марксизм еще в начале 20 столетия выхолостился в теорию классовой борьбы, что довольно странно при сегодняшнем отсутствием явных признаков самих классов. На вопрос - куда подевался пролетариат? - не ответит ни одна компартия в мире.

Сайты по НЕОКОНОМИКЕ

  • сайт Мировой кризис worldcrisis.ru

СМИТ (Smith ) Адам (1723-90), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

CМИТ (Smith ) Адам (крещен 5 апреля 1723, Керколди, Шотландия - 17 июля 1790, Эдинбург), британский (шотландский) экономист и философ. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

Жизнь и научная деятельность

Родился в семье таможенного чиновника. Несколько лет учился в школе, затем поступил в университет Глазго (1737) на факультет моральной философии. В 1740 получил степень магистра искусств и частную стипендию для продолжения учебы в Оксфорде, где до 1746 изучал философию и литературу.

В 1748-50 Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. С 1751 профессор логики в университете Глазго, с 1752 - профессор моральной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале "Эдинбургское обозрение" ("Edinbourgh Review"). В1759 выпустил в свет философский труд по этике "Теория нравственных чувств", принесший ему международную известность. В 1762 Смит получил ученую степень доктора юридических наук.

В 1764 он оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. В 1764-66 посетил Тулузу, Женеву, Париж, встречался с Вольтером, Гельвецием, Гольбахом, Дидро, д"Аламбером, физиократами. По возвращении на родину жил в Керколди (до 1773), а затем в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом "Исследование о природе и причинах богатства народов", первое издание которого вышло в 1776.

С 1778 Смит занимал должность таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей жизни.

Философские и экономические взгляды

Экономическая теория, которую Смит изложил в "Исследовании о причинах и богатстве народов", была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, однако, Смит (в отличие от экономистов 19 века - Д. Рикардо, К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая - капитал - служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Вместе с тем Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.