Здание российской ссудной казны. Ссудная казна

  • Дата: 10.01.2024

Сначала казначейства работали при воспитательных домах, не для обогащения воспитательного дома, но человеколюбия ради, к помоществованию терпящим нужду.

Собственных капиталов у этих заведений не было - источником ссуд служили капиталы сохранной казны под 5% годовых. При этом Московская ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1 000 рублей сроком на 12 месяцев под 6% годовых и под залог золота, серебра или ценных вещей. Так зарождалась привычная нам банковская система.

Здание ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве стало памятником 300-летию Дома Романовых. Его построили в 1913-1916 годах мастера исторической стилизации В.А. Покровский и Б.М. Нилус.

Путеводитель по архитектурным стилям

Среди архитекторов иногда упоминают Владимирова. Проект здания утверждал лично император. Зодчие использовали во внешнем убранстве ссудной казны мотивы русского зодчества второй половины XVII века.

Фасад облицован гладким и алмазным рустом с декоративной резьбой. Венчает постройку башенка со шпилем. На ней раньше размещался двуглавый орел. Вход в здание ссудной казны украшает шатровая сень. Симметричная композиция повторяет принцип, который В.А. Покровский использовал для аналогичного здания в Нижнем Новгороде.

Внутреннее оформление соответствовало внешнему: операционные залы, парадная лестница и вестибюль украсили лепнина и роспись по эскизам Ивана Билибина. А билибинского двуглавого орла с коронами не только многократно повторили в декоре интерьеров и фасада здания, но и сделали символом Госбанка. Он до сих пор присутствует на денежных знаках России.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Здание в Настасьинском строили для ссудной кассы, но в Советское время здесь разместилось Государственное хранилище ценностей (Гохран). Сюда свозили конфискат. Привозимое не успевали описывать и размещать. И многое быстро и дешево продавали за границу.

Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без справы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...

Здание ссудной казны используется для банковских нужд и сейчас - здесь, в самом большом несгораемом хранилище в Москве, размещается хранилище Центробанка.

Настасьинский пер., 3
1913-1914, арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

Обидно, когда ты, москвич, не можешь сходу назвать точное местоположение дома в районе Тверской. Вдвойне обидно, если тебя спрашивает девушка. Да ещё жительница Петербурга, которая свой город ззнает весьма неплохо! Хорошо, что есть гугл и прочие современные примочки.
Так, отвечая на вопрос из Питера, я узнал про здание Ссудной казны в Настасьинском переулке. "Ну и что, что до этого не знал, - успокаивал я себя, - всё равно я не большой любитель петровской архитектуры!"
Впоследствии мне как будто специально стали попадаться картинки с изображением Ссудной казны, и стало понятно, что это никакая не петровская эпоха. Видимо, неоруский стиль.
А ведь чуть больше года назад, гуляя по Нижнему Новгороду и обнаружив местный , я восторженно бегал вокруг него и повторял, что в Москве ничего подобного нет. Да и про архитектора В.А. Покровского я тогда ничего не знал. Не знал, что он чуть ли не самый плодовитый романтик неорусского стиля. Не знал, что он строитель сказочных храмов и теремов общественных зданий. Наконец, не знал, что палаты Ссудной казны в Настасьинском тоже проектировал он. Правда, совместно с Б. Нилусом.

Я не случайно причислил казну к памятникам петровского времени. Всё-таки именно на основе переработки московско-ярославского наследия XVII в. возникла та ветвь неорусского стиля, в которой банковские здания проектировал Покровский. Образ и элементы декора казны в Настасьинском переулке стилизуют храмы нарышкинского барокко и отчасти - хорошо известную церковь в Дубровицах.

Неорусский стиль часто считают национально-романтическим ответвлением модерна. Действительно, существуют неорусские здания, несущие в себе все стилеобразующие черты модерна и являющиеся своеобразной сказочной импровизацией на тему древнерусского искусства. Однако многие постройки начала XX в., возведенные с использованием русских традиций, тяготели к более привычному русскому стилю и лишь внешне использовали некоторые приемы и декоративные элементы модерна. Зачастую наследие древнерусского зодчества, русский стиль и модерн сочетались в неорусском стиле в самых различных пропорциях и комбинациях.


В данном случае боярские палаты должны были маскировать деловое предназначение здание. Большие теремные окна служили для освещения пространства операционного зала. Как отмечают искусствоведы, "это находилось в противоречии с принципами модерна, где выявление реальной струкутры играло бо льшую роль в достижении выразительности архитектурного образа".


Кому-кому, а В.А. Покровскому в выразительности не откажешь. И конечно, здание Ссудной казны - один из ярких примеров национально-романтического направления московского зодчества наравне с малютинским домом Перцова, васнецовской Третьяковкой, кузнецовским подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. И я рад, что знакомая из Петербурга открыла для меня этот памятник.

Российская ссудная казна была создана в 1772 г. по предложению Бецкого Ивана Ивановича – личного секретаря Екатерины II, президента императорской Академии художеств. Бецкой добивался ограждения нуждающихся от "многокорыстных ростовщиков, которые утесняют бедных сограждан под ложным покровом добродетелей".

Такие кредитные учреждения были открыты при воспитательных домах в Петербурге и Москве.

Московская ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1 000 рублей сроком на 12 месяцев под 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.

Собственного бюджета у ссудной казны не было, а ее функционирование обеспечивалось за счет установленной процентной ставки в 5% годовых.

Строительство нового здания ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве было приурочено к трехсотлетию дома Романовых (1913 г.) Проект был лично одобрен императором Николаем II. Авторами проекта были архитекторы Владимир Покровский и Богдан Нилус. Строительство завершилось в 1916 г. При производстве кирпича для ссудной казны использовалась не вода, а яичный белок. Интерьеры были выполнены по эскизам художника Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами стал впоследствии символом Госбанка и печатается на денежных знаках.

Однако ссудная казна просуществовала недолго. Пришедшие к власти большевики сразу национализировали заведение. С его фасада и кровли первым делом были сбиты двуглавые орлы (их восстановили в 1990-е годы), и в помещении расположился Наркомат внутренних дел.

В 1920 г. на базе ссудной казны было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран). В здание свозили конфискованные ценности богатых горожан, церковное имущество, а также шедевры московского Кремля.

Обстановку, царившую внутри здания, в своих мемуарах о Ленине описывает Георгий Соломон (заместитель наркома торговли и промышленности РСФСР), привлеченный к реализации национальных ценностей: «Я вдруг перенесся в детство, когда няня рассказывала мне сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»

В 1941 г. здание перешло в ведение Госбанка, а затем и Центробанка.

Сюда привозили напечатанные российские банкноты и помещали в находившееся здесь хранилище. Затем, по мере надобности, их пересчитывали и распределяли по всей стране.

В 2002 году эта схема перестала действовать, здание закрылось для посетителей, и сейчас в нем находится одно из самых крупных несгораемых хранилищ ЦБ РФ.

Внутреннее убранство помещений за все время практически не пострадало, из интерьеров, созданных Билибиным, убрали лишь портреты правителей Российской Империи.

Возможно, когда-нибудь здание откроют для экскурсий, здесь планируется создать музей истории денег.

Запоминающееся здание в Настасьинском переулке было выстроено в 1913-1916 годах для Ссудной казны по проекту выдающегося архитектора В.А. Покровского, одного из основоположников неорусского стиля. Его архитектурное решение близко к решению здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, выстроенного Покровским незадолго до этого (также совместно с Б. Нилусом, много строившим для банков).

Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.

Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями - к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской ул. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки - 1913-1916.

Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.

В 1920 г. на базе Московской ссудной казны декретом СНК было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран), в целях создания единого аппарата для учета и хранения ценностей вещного характера, изъятых из ликвидированных торговых предприятий (производивших торговлю ими), из банков (где ценности находились в виде вкладов на хранении или в сейфах), из частных городских и казенных ломбардов.

Украшавшие здание двуглавые орлы были сбиты (их восстановили только в постсоветский период).

О жизни здания в это время сохранилось красочное свидетельство Г.А. Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»

С 1941 года здание занимает Госбанк , ныне Центробанк .