Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс. Что такое эскалация конфликта

  • Дата: 17.12.2023

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 90. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле? 1) Это целостная система связей и отношений между людьми. 2) Это объединение людей по интересам. 3) Это исторический этап в развитии человечества. 4) Это граждане одного государства Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется 1) социальной иерархией 2) социальной группой 3) социальной стратификацией 4) социальной структурой 1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, это 1) мотивы 2) ресурсы 3) цели 4) потребности 1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества 1) экономической 2) социальной 3) духовной 4) политической По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла. 2

3 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка. 1) избиратель 2) ученик 3) сын 4) внук 5) работодатель 2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства? 1) капитал 2) доход 3) земля 4) заработная плата 5) труд 2.3. Что из перечисленного относится к малой группе? 1) сословие 2) семья 3) школьный класс 4) пролетариат 5) очередь в кассу супермаркета 6) болельщики на стадионе во время матча балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 6 баллов. 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ игра, познание, общение, труд. виды деятельности Дружба, признание, сон, уважение, безопасность. потребности человека. По 3 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 6 баллов. 3

4 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс. формы разрешения социальных конфликтов, лишнее эскалация Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект. структура деятельности, лишнее гипотеза. По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 2 балла за указание лишнего). Максимум за задание 8 баллов. 5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу Одна из функций семьи социализация ребёнка Наличие физиологических потребностей проявление биологической сущности человека Понятие гуманизм связано с моральными категориями Человек является носителем социальных качеств с момента рождения 5.5. Государственная власть это единственное проявление власти в обществе да да да нет нет По 2 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 10 баллов. 4

5 Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. 6. Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. А Б В Г 2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы. Максимум за задание 10 баллов. 5

6 7. Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу. Форма правления 1) монархия 2) республика Исторический пример А) Решение народного собрания считалось окончательным и обжалованию не подлежало, даже трагическую ошибку исправить было невозможно. Так, например, афинское народное собрание, несмотря на протесты Сократа, осудило на смерть стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах (406 год до н. э.). Потом граждане раскаялись в своём решении, но было поздно: стратегов казнили. Меньшинство должно было безусловно подчиниться большинству. Сдерживающим фактором для большинства могла служить разве что апелляция к «отеческим законам» установлениям «отцов-основателей» Афинского демократического государства: Солона и (реже) Клисфена. Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая третью, та четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией. В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну. И пример последней династии Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более 6

7 интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутри одной династии происходило по мужской линии. Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица. А Б В Г По 3 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 12 баллов. 8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная (А), и как важный (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет (В) потребности, в качестве института социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным (Д), так и морально-нравственными (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных (З) семьи: простую ((И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более (К). 7

8 Список терминов 1) подсистема 2) устойчивость 3) нуклеарная 4) класс 5) воспроизводство 6) норма 7) группа 8) система 9) классификация 10) сословие 11) контроль 12) социальный 13) функционирование 14) подчинение 15) личный 16) организация 17) предназначение 18) поколение 19) законодательство 20) тип А Б В Г Д Е Ж З И К По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. 9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. В повседневных разговорах слово «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, профессор всё это статусы. Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, называется приписываемым. Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста... Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения. Статус предполагает наличие определённых социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения, то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или не соответствующее 8

9 обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Роль это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определённым статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. (Ю. Волков и др.) 9.1. Какие два определения понятия «статус» приводит автор? Запишите оба определения Какие два вида статусов называет автор? Приведите по одному примеру каждого вида статусов, каждый раз указывая, к какому именно виду относится Ваш пример Как соотносятся социальная роль и поведение человека? 9.4. Автор пишет, что люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Приведите пример, который иллюстрирует это утверждение. На основании текста напишите, что такое «ролевой набор» Автор пишет, что успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определённого статуса на основе конкретного достижения. Приведите два примера, иллюстрирующие эти процессы Понятие «статус» используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. 2. Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с его определёнными правами и обязанностями. Формулировка может быть произвольной. По 2 балла за каждое приведённое значение понятия. Всего 4 балла унаследованный от рождения, ИЛИ прирождённый, ИЛИ приписываемый. 2. достигнутый. За каждый названный вид по 2 балла. Всего 4 балла. Примеры: приписываемый статус ребёнок, достигаемый статус учитель. Могут быть приведены иные примеры. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла. Максимум 8 баллов Социальная роль определяет ожидаемое обществом поведение личности. 2 балла. 9

10 Пример разного понимания: один учитель может понимать свою роль как проявление повышенной строгости и требовательности к ученикам, другой как стремление шутками и интересными фактами заинтересовать учеников в предмете. Может быть приведён другой пример. 3 балла за приведённый корректный пример. 2. Ролевой набор это некоторое число социальных ролей, связанных с определённым статусом. Может быть приведена другая формулировка. 3 балла. Всего 6 баллов Победа учащегося в предметной олимпиаде способствует приобретению статуса «отличника». Банкротство способствует приобретению статуса ненадёжного заёмщика. Могут быть приведены иные примеры. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла. Максимум за задание 24 балла. Максимум за работу 90 баллов. 10


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС Шифр О Уважаемый участ ник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2018-2019 учебный год 7 класс. Максимальное количество баллов- 60 Время выполнения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2016 2017 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 1 Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Назовите основные тенденции в развитии современного

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2016-2017 учебный год 8 класс Максимальное количество баллов 50 Время выполнения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

2017 г. 8 класс 1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017/2018. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. Максимальное количество баллов за все правильно выполненные задания 70. 8 класс 1. Задание, требующее

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2016-2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10-11 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определѐнную работу, которую лучше организовать

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1434 «РАМЕНКИ» ДЕМОВЕРСИЯ работы по обществознанию для поступления в социально-экономический предпрофильный класс 2018-2019

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 11 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание. Духовная культура» Инструкция

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

Фамилия Имя Класс Шифр Время выполнения заданий олимпиады 1 час. 30 мин. Максимальное количество баллов - 70 Шифр Инструкция по выполнению задания Олимпиада по обществознанию в 7-8 классах состоит из 1

Промежуточная аттестация по обществознанию 8 класс Часть 1. Эта часть работы содержит задания 1-23 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 11 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Социальные отношения» Инструкция по выполнению работы

Вариант.. Любая социальная группа характеризуется) малочисленностью состава) неформальным контролем за поведением) родственными связями) общностью социального статуса. Силой государства обеспечиваются

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС. ЗАДАНИЯ. 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД Время выполнения: 60 минут Общее количество баллов 100 Задание 1. (По 2 балла за каждый верный

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009 год МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС (ОТВЕТЫ) Ответы и критерии оценки. Время работы 10 минут. Общее количество баллов за работу 0 баллов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Утверждаю Директор Рассмотрено и согласовано Зав. кафедрой гимназии Н.А.Филиппи Ушакова И.Н. 2017г. 2017 г. Демонстрационный вариант экзаменационной работы по обществознанию на промежуточной аттестации

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2009/2010 II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание, 10 класс Фамилия, имя, отчество Серия документа Класс (номер и буква) Образовательное учреждение Название предмета Номер

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 66 Время выполнения

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 10 класс Вариант 1, Май 2011 ВАРИАНТ 1 А1. Человек существо общественное, это означает, что: 1) речь и мышление формируется в обществе 2) у человека не существует инстинктов 3) дети, выросшие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 2017 2018 учебный год Время выполнения 60 минут. 1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Выберите

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 9 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОШ по обществознанию 2014 2015 уч. год 8 класс Часть 1. 1. Верны ли следующие суждения о сферах общества? А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга. Б. Все сферы общества

1) Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) присвоение почетного звания Б)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание 9 класс Время выполнения работы 2 ч. 30 мин. Задание 1. Выберите правильные ответ (ответы): 1. Как следует назвать учение, согласно

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009-010 гг. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС (ОТВЕТЫ) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 7 баллов 1 Верны ли следующие суждения об общении? А. Общение это сторона любой совместной

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017 2018 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

1) Предконфликтная стадия, на которой происходит зарождение конфликта. Эта стадия характеризует ситуацию накануне конфликта. Конфликт еще латентен, объективные противоречия не осознаются сторонами, но в отношениях между ними нарастают напряженность и отчуждение, причины которых часто связываются с какими-то случайными обстоятельствами.

На предконфликтной стадии симптомами назревающего конфликта являются:

- «избегание» конфликта, проявляющееся в уходе от общения, становящегося фрустрирующим фактором. Иногда такой уход осуществляется буквально, выражается в разрыве или предельном ограничении контактов с потенциальными оппонентами. Но поскольку общения зачастую избежать нельзя (например, в рамках семьи или организации) оно переводится в формальное русло, приобретает ритуальный характер.

Исчезновение доверия, эмоциональной открытости, появляется так называемое «скрывающее поведение», связанное с опасениями, что оппонент неправильно поймет слова или действия, проявит неадекватную реакцию. Часто такое поведение проявляется в феномене «поддакивания». В «нормальных», бесконфликтных условиях мы часто вступаем в полемику с окружающими, отстаиваем свою позицию, рассчитывая на понимание, и также допускаем подобные действия со стороны другого. В предконфликтной ситуации, когда в отношениях возникает отчуждение, легче, кажется, дать формальное согласие, сказав «Да», нежели вступать в дискуссию и продолжать неприятное общение;

Напряженность в отношениях сторон, чувство тревоги порождает взаимные подозрения, слухи, которые подготовлены негативными ожиданиями.

Постепенно начинается процесс «конфликтной атрибуции», при котором все слова, действия оппонентов наделяются определенными смыслами, подтверждающими их неискренность, коварство, злые замыслы по отношению к нам. Это, в свою очередь, ведет к обвинениям и микроконфликтам, которые возникают, казалось бы, спонтанно и носят случайный характер.

2) Стадия осознания конфликта. На этой стадии оппонентам становится очевидным несовпадение их целей и интересов. Как отмечалось выше, осознание может быть адекватным или неадекватным, но вне зависимости от этого, оно задает мотивацию конфликтного действия. Стороны уже морально готовы к началу борьбы, возникает представление о том, что с оппонентами можно разговаривать только на языке силы. Это определяет возможные модели конфликтного взаимодействия, сценарии развертывания конфликта.

Осознание неизбежности противостояния ведет, по выражению Р. Дарендорфа, к «агрегации групп интересов», то есть к формированию коалиций, привлечению союзников на основании реальной или предполагаемой общности интересов и целей, мобилизации ресурсов. Чаще всего процесс агрегации, объединения основан на принципе «негативной кооперации», в соответствии с которым мы действуем по принципу: «враг моего врага - мой друг».

Конфликтное поведение, как, впрочем, и любое целенаправленное действие, предполагает некоторую когнитивную основу, картину мира. Осознание конфликта различными сторонами ведет к формированию полярных образов реальности. Причины, объект конфликта, побудительные мотивы, цели и интересы свои и противной стороны получают у оппонентов прямо противоположную интерпретацию: «мы отстаиваем истину, добро и справедливость, а «они» - …». Таким образом, начинается процесс формирования «образа врага», который выступает дополнительным, и достаточно сильным конфликтогенным фактором (см. лекцию 8). Образ врага может возникать стихийно в процессе конфликтного взаимодействия, но может конструироваться сознательно, для усиления конфликтной мотивации самими оппонентами или третьими силами, провокаторами. Яркий образ врага снимает ограничения в действиях, направленных на оппонента.

3) Стадия открытого конфликта.

А. Начальное конфликтное поведение. Собственно конфликт начинается с инцидента - события или действия, открывающего переход конфликтного противостояния в стадию открытого противоборства, прямого противостояния сторон. Накапливающееся в отношениях между оппонентами напряжение достигает критической массы и приводит к взрыву.

Поэтому инцидентом может служить практически любое событие.

Прямая конфронтация начинается, как правило, с использования вербальной агрессии. Первоначально она выражается в дебатах, предъявлении взаимных претензий, но очень быстро происходит переход к стратегии угроз. Угрозы преследуют цель принудить оппонента действовать в соответствии с предъявляемыми ему требованиями, в противном случае его ожидают жесткие негативные санкции. Если угрозы не возымели действия, происходит переход от вербальной к прямой агрессии, к действиям, направленным на нанесение ущерба противнику. Первоначально эти действия происходят на периферии конфликта, столкновения носят разведывательный характер, являются своеобразной пробой сил. Но постепенно спираль конфликта раскручивается, и вступает в действие закон эскалации конфликтогенов. Суть его заключается в том, что на действие (конфликтоген), направленное в адрес одной стороны, следует контрдействие этой стороны (ответный конфликтоген), превосходящее по силе и масштабам первое действие; второе действие первой стороны в свою очередь так же делается «с усилением» и так далее по возрастающей. В этих условиях рациональный контроль над ситуацией ослабевает, доминирующей мотивацией становится стремление нанести максимальный ущерб оппоненту, пусть даже в ущерб основным целям и интересам.

Если в конфликт вовлекаются не просто отдельные индивиды, а достаточно большие социальные группы, организации, институциональные системы, то по мере развития противостояния происходит конфликтная трансформация системы, меняется ее структура и характер взаимодействия между членами. Вступление в борьбу ведет к появлению принципиально новых функций: «лидеры», «стратеги», «идеологи», «бойцы» и т.д. Изменение структуры группы, перестройка ее на «военный лад» становится дополнительным конфликтогенным фактором, усиливает направленность на борьбу с противником. При этом первоначальные цели и функции группы или организации отходят на второй план, или вообще утрачиваются. (Примером может служить ситуация, описанная Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок»: после того, как концерн «Геркулес» вступает в конфликт с горкоммунхозом по поводу занимаемого им помещения гостиницы, основные функции организации - заготовка и переработка древесины - оказываются преданы забвению, главным содержанием деятельности становится борьба за гостиницу. В борьбу постепенно включается весь коллектив, выделяется инициативная группа, возглавляемая товарищем Полыхаевым, т.е. происходит описанный выше процесс трансформации системы).

Б. Эскалация конфликта . Эта стадия характеризуется резким усилением насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Оппоненты включают в действие весь конфликтный потенциал, всевозможные ресурсы, свои и сторонников. Ограничения на использование тех или иных средств борьбы снимаются, допустимыми становятся практически любые действия по отношению к противнику.

Степень взаимного ожесточения настолько велика, что оппонентов не останавливают даже понесенные потери. Борьба превращается в самоцель, значимость ее возрастает, а поскольку цена поражения представляется огромной, стороны стремятся к победе любой ценой.

Конфликтное противостояние распространяется практически на все сферы реального и потенциального взаимодействия, нейтральные зоны, в которых возможно согласие, отсутствуют. В конфликт включаются все новые участники, иногда помимо своей воли.

В. Деэскалация и завершение конфликта . Борьба с использованием всех ресурсов, достигающая крайней степени ожесточения не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно ресурсы одной или всех сторон - участников конфликта, истощаются и начинается деэскалация конфликта.

Этот процесс может быть связан не только с исчезновением ресурсов, но и с вмешательством каких-то «третьих сил», направленным на прекращение конфликта и примирение сторон. Завершение конфликта возможно в следующих вариантах:

1. Полное взаимное разрушение и исчезновение конфликтующих систем. Разумеется, речь идет не обязательно о физическом уничтожении, это может быть распад семьи, крах конкурирующих фирм и т.п. Этот вариант завершения является полностью деструктивным.

2. Насилие или подавление. Суть заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Этот вариант может казаться эффективным прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но его нельзя признать полностью конструктивным, поскольку побежденный будет стремиться к реваншу в той или иной форме, что чревато возобновлением конфликтного противостояние.

3. Разъединение . Означает прекращение взаимодействия, разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Разъединение может осуществляться путем добровольного выхода сторон из зоны конфликта (например, когда конфликтующие между собой сотрудники увольняются из организации), путем «бегства» одного из участников конфликта либо разъединение происходит благодаря вмешательству некоей третьей стороны, которая используя силу или убеждение «разнимает» участников. Разъединение может быть реальным (пространственным), когда стороны прекращают непосредственные контакты (например, развод супругов, которые после этого перестают встречаться); символическим, когда оппоненты, оставаясь в одном физическом и социальном пространстве, прекращают общение, «не замечают» друг друга; структурным, когда оппоненты оказываются в разных сегментах социального пространства (например, конфликтующие сотрудники «разводятся» по разным отделам.

Разъединение прекращает конфликт, но проблема заключается в том, что полное разъединение не всегда возможно, особенно затруднительным оно представляется при групповом конфликте или конфликте между большими общностями: этническими, конфессиональными, социальными классами, государствами. Поэтому часто разъединение сторон носит временный характер и конфликт может возобновиться с новой силой.

4. Примирение . Этот способ разрешения конфликта предполагает обоюдное согласие сторон на прекращение конфликтных действий. Примирение может быть вызвано изменением ситуации (например, исчезновением объекта конфликта), истощением конфликтных ресурсов сторон либо добровольным и осознанным выходом из конфликта («худой мир лучше доброй ссоры»). Существует несколько способов примирения. Наиболее простым и распространенным является компромисс - выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Другим способом примирения является консенсус. В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников.

Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

Предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

Обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

Достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

Стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.

От того, каким образом разрешается конфликт, каковы результаты этого процесса, зависят его последствия. На это обращается внимание в циклической теории конфликта Л. Кригсберга. Суть ее заключается в том, что результаты и последствия одного конфликта становится базой для возникновения нового конфликта. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Первая мировая война закончилась полным поражением Германской империи и ее союзников (завершение по модели «победитель - побежденный»). Последствием этого стало радикальное изменение геополитической ситуации в мире и униженное положение Германии, понесшей серьезные территориальные потери и оказавшейся в очень сложной экономической ситуации из-за больших репараций. Эти последствия, сложная экономическая ситуация и чувство униженности породили на массовом уровне стремления к реваншу, что стало базой для распространения нацизма и возникновению новой конфликтной ситуации, приведшей ко Второй мировой войне.

Способы разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры.

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. А.В. Дмитриев выделяет следующие варианты арбитража:

Обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

Ограниченный арбитраж - стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

Посреднический арбитраж - смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

Рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его, либо отвергнуть Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. О.В. Аллахвердова выделяет следующие принципы посредничества:

Добровольность - вступление в процесс переговоров является строго добровольным, все решения принимаются только по взаимному согласию сторон и каждая из сторон в любой момент может отказаться от посредничества и прекратить переговоры;

Равноправие сторон, ни одна из которых не имеет процедурных преимуществ;

Нейтральность медиатора, который должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне;

Конфиденциальность - вся информация должна оставаться внутри переговорного процесса.

В процессе переговоров посредник выполняет следующие функции.

1. Аналитическая функция, связанная с тем, что посредник побуждает конфликтантов анализировать конфликтную ситуацию, обсуждать все возможные варианты решения проблемы.

2. Функция организации процесса переговоров. Посредник помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, управляет переговорным процессом, поддерживает корректные отношения между участниками.

3. Посредник выступает как генератор идей, помогает сторонам найти принципиально новое решение проблемы.

4. Посредник расширяет ресурсы участников переговоров, предоставляя им необходимую информацию, при этом нужно избегать ее искажения.

5. Посредник корректирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых решений.

6. Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны формировать установку на сотрудничество.

Необходимым условием развития социальной системы является мирное сосуществование личности и общества в целом. Но не всегда удается дружно взаимодействовать и избегать раскола. Столкновение интересов, целей, амбиций часто порождают конфликтные ситуации.

Конфликт проходит несколько стадий – предконфликтную, открытую, завершающую и послеконфликтную. Частью открытого периода выступает эскалация.

Она представляет собой усиление, обострение положения, распространение противостояния. Для эскалации характерны следующие признаки :

  • Сжимание когнитивной сферы,
  • Возникновение образа противника,
  • Нарастание эмоционального напряжения,
  • Переход к личностным нападкам,
  • Потеря и размытие объекта разногласия,
  • Разрастание границ конфликта.

В процессе эскалации вражеский образ искажается, приобретает негативный окрас, вытесняется его объективная оценка. Вся вина возлагается на оппонента, и от него ожидаются только неблагоприятные действия. Противоборствующие привлекают необходимые силы и ресурсы, дополнительные средства. Все может дойти до предела, до крайней черты. Поэтому крайне не рекомендуется:

  • Подвергать оппонента (партнера) критике,
  • Показывать свое превосходство,
  • Пренебрегать мнением и не замечать интересы,
  • Считать его намерения и действия низменными,
  • Преувеличивать свои заслуги и преуменьшать вклад оппонента,
  • Проявлять агрессию и насилие,
  • Унижать,
  • Выливать множество претензий.

Выделяют два типа эскалации:

  1. «Нападение-Защита».Одна сторона выдвигает требования, а другая не принимает их и отстаивает свои позиции. Если один оппонент не выполняет условия, то другой усиливает давление и выставляет более жесткие.
  2. «Нападение-Нападение». Характерная ситуация конфликта. Агрессивное поведение выплескивается поочередно. Требования с каждым разом становятся более жесткими, а действия – напористыми. Оппонентами управляет желание наказать друг друга.

Стадии эскалации

Исследователем Ф. Глазлом были представлены девять этапов (стадий) нарастания конфликтной ситуации:

  1. Усиление. Позиции ужесточаются, а мнения чаще сталкиваются. Присутствует осознанное восприятие напряженности , которая вызывает неловкость и скованность. Участники на этом этапе убеждены, что ситуацию можно разрешить путем ведения конструктивного диалога.
  2. Дебаты. На этом этапе противоречия и несогласия проявляются в активных спорах. Расхождение в мышлении приводит к раздору. Доминирует черно-белое восприятие, отсутствуют полутона. Возможно привлечение приверженцев, чужой поддержки. Начинается полноценное сражение за главенство. На первых двух этапах эскалации можно урегулировать ситуацию, но если через дебаты это сделать не удается, то конфликт развивается дальше и переходит на третий этап.
  3. Активные действия. Разговоры становятся неэффективными. Поступки начинают интерпретироваться ошибочно , происходит навешивание ярлыков. Конкуренция усиливается, а сочувственность полностью испаряется.
  4. Ложный образ. Каждый участник концентрируется на собственном имидже. Свой и оппонента образы полностью искажаются . Присутствует обоюдное раздражение и злость.
  5. Потеря лица. Нападки учащаются и становятся явными, мораль постепенно утрачивается. Ситуация делается жестче и гораздо серьезнее, стороны уже открыто враждуют. Конфликт носит радикальный характер.
  6. Угрозы. Происходит усиление стрессовой ситуации как реакция на требования. Появляются угрозы , которые быстро раскручиваются. Оппоненты идут на различные шаги, показывая свою силу и решительность. Событийность ускоряется, все наслаивается, усиливается, появляется суматоха.
  7. Ограниченные удары. Проявляется давление, принуждение. Участники не берут во внимание последствия после принятых решений и действий. То, что вредно и неэкологично для одного, становится полезным для другого.
  8. Разгром. Стремление разоблачить и убрать противника. Наносится вред в зависимости от масштаба ситуации (физический, духовный, материальный, душевный).
  9. Распад. Конечный этап эскалации конфликта. У сторон нет пути назад. Происходит окончательное разрушение . Конфликт идет на спад.

Все девять стадий объединяются в три фазы:

Фаза 1 – от надежды к разочарованию (страху) и включает в себя 1, 2 и 3 стадии;

Фаза 2 – от страха к потере лица (4-6 стадии);

Фаза 3 – утрата воли и путь к насилию (7-9 стадии).

Эскалация как составная часть конфликта – закономерное явление. Причину нужно искать в самом начале разногласия. В основе любого конфликта лежат накопившиеся противоречия. Они могут быть экономическими, межличностными, социальными, идеологическими, межгосударственными. Итак, причинами эскалации выступают :

  • Игнорирование интересов,
  • Незнание и непонимание намерений и целей другой стороны,
  • Унижение достоинства,
  • Невыполнение или игнорирование оппонентом своих обязательств,
  • Создание преград для воплощения планов другого.

Тактики поведения

Существуют несколько тактик поведения при нарастании конфликта – жесткие, средние (нейтральные) и мягкие. Выбор каждой из них зависит от разных факторов: выбранной стратегии, личных особенностей, статуса противника, значимости разрешения ситуации, последствий, протяженности конфликта, нанесенного вреда.

  1. Жесткие включают в себя тактику угроз, захвата и удержания, психологического или физического насилия. Это методы силового давления , которые могут привести к серьезным последствиям. Такие тактики провоцируют подобное поведение у другой стороны.
  2. Средние – это тактики санкционирования, убедительной аргументации, фиксации своей позиции, демонстративных действий. Они не приносят прямого вреда как жесткие и не является манипуляцией как мягкие.
  3. Мягкие – это тактика скрытых уроков, оказания услуг, сделок, лести, искусства обыгрывания. Они не предусматривают нанесения психологического либо физического вреда, однако нацелены на твердое отстаивание своих интересов и позиции. Такие тактики воздействуют на другую сторону непрямо, смягчают ее сопротивление и притязания.

Следование легким тактикам может создать впечатление, что оппонент слаб, что это вынужденная мера занять мирную позицию. Применение тяжелых тактик приносит угрозу показаться враждебно настроенным задирой и задать агрессивный стиль поведения. Каждая из них может быть эффективной к определенной ситуации. Также возможна смена тактик для достижения нужного результата.

Эскалация – это составляющая часть любой конфликтной ситуации, объективная закономерность. Она играет как положительную, так и отрицательную роль. Скрывающаяся проблема выходит наружу, участники равным способом добиваются целей и интересов, срывается привычный темп жизни и отбираются силы, нарушается система связей и в то же время восстанавливается баланс.

Эскалация - это увеличение, расширение, усиление, распрастронение чего-либо

Что значит эскалация спора, конфликта, инцидента, войны, напряженности или вопроса

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Эскалация - это, определение

Эскалация - это термин (от англ. Escalation букв. восхождение с помощью лестницы), обозначающий постепенное увеличение, возрастание, наращивание, обострение, расширение чего-либо. В советской печати термин получил распространение в 1960-е годы в связи с расширением военной агрессии США в Индокитае. Используется применительно к вооруженным конфликтам, спорам, различным проблемам.

Эскалация - это постепенное увеличение, рост, расширение, наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение положения.

Эскалация - это последовательное и неуклонное нарастание, увеличение, усиление, расширение борьбы, конфликта, агрессии.


Эскалация - это расширение, наращивание, увеличение чего-либо, интенсификация.

Эскалация конфликта - это развитие конфликта, который прогрессирует во времени; обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие.


Эскалация войны - это милитаристская концепция постепенного превращения военно-политического конфликта в кризисную ситуацию и в войну.

Эскалация проблемы - это вынос проблемы на обсуждение на более высокий уровень при невозможности её решения на текущем.


Эскалация таможенного тарифа - это увеличение ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки товара.


Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.


Например, номинальный и эффективный тарифы на продукты питания составляют в США 4,7 и 10,6% соответственно, в Японии - 25,4 и 50,3%, в Европейском союзе - 10,1 и 17,8%. Почти что двукратное превышение реально существующего уровня налогообложения продуктов питания над номинальным уровнем достигается за счет наложения импортных пошлин на пищевые продукты, из которых они производятся. Поэтому именно эффективный, а не номинальный уровень таможенной защиты является предметом переговоров во время возникновения торговых конфликтов между тремя центрами современ­ной рыночной экономики.


Тарифная эскалация (tariff escala tion) - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.


Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.


Итак, таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара - нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.


Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.


Например: уровень таможенного обложения товаров из кожи, выстроенных по принципу производственной цепочки (шкура - кожа - продукты из кожи), возрастает по мере роста степени обработки шкуры. В США шкала тарифной эскалации составляет 0,8-3,7- 9,2%, в Японии - 0-8,5-12,4, в Европейском союзе - 0-2,4-5,5%. По данным ГАТТ, тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах.

Импорт развитых стран из развивающихся (ставка импортного тарифа, в %)


Эскалация конфликта

Под эскалацией конфликта (от лат. sсаlа - «лестница») понимается развитие конфликта, который прогрессирует во времени; обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.


Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. В процессе эскалации происходит переход к более примитивным формам отображения.

2. Вытеснение адекватного восприятия другого, образом врага.

Образ врага как целостное представление о оппоненте, который интегрирует искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в процессе латентного периода конфликта как результат восприятия, детерминированного отрицательными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит опосредованный характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное.


В процессе эскалации образ врага проявляется все более отчетливо и постепенно вытесняет объективный образ.

О образе врага, который доминирует в конфликтной ситуации, свидетельствует:

Недоверие;

Возложение вины на врага;

Негативное ожидание;

Отождествление со злом;

Представление «нулевой суммы» («все, что выгодно врагу, вредит нам», и наоборот);

Деиндивидуализация («всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом »);

Отказ в соболезновании.

Закреплению образа врага способствуют:

Рост негативных эмоций;

Ожидание деструктивных действий от другой стороны;

Негативные стереотипы и установки;

Серьезность объекта конфликта для лица (группы);

Продолжительность конфликта.

Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме за короткое время; сопротивление оппонента.


4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам.

Когда сталкиваются мнения людей, то люди обычно стараются их аргументировать. Другие, оценивая позицию человека, тем самым косвенно оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно добавляет значительного личностного окраса плодам своего интеллекта. Поэтому критику результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринято, как негативную оценку его самого как личности. Критика в данном случае воспринимается как угроза самооценки лица, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.


5. Рост иерархического ранга интересов, нарушается и защищается, его поляризация.

Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалацию конфликта может быть рассмотрено, как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга интересов, нарушается.

В процессе эскалации интересы оппонентов будто разводятся на противоположные полюса. Если в перед конфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существования одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.


6. Применение насилия.

Характерным признаком эскалации конфликта является применение последнего из аргументов - насилия. Многие насильственные действия обусловлены местью. Агрессия связана со стремлением какой-либо внутренней компенсации (за утраченный престиж, снижение самооценки и т.д.), возмещения ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб.


7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, которое началось через спорный объект, перерастает в более глобальное столкновение, в процессе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, его вызвали, и он продолжается после того, как они стали незначительными.


8. Расширение границ конфликта.

Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникает множество различных точек соприкосновения. Конфликт распространяется на большой территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.


9. Увеличение количества участников.

Это может происходить в процессе эскалации конфликта через привлечение все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта на межгрупповой, количественное увеличение и изменение структуры групп, участвующих в противоборстве, изменяет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.


С обострением конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Этот процесс носит волнообразный характер, основанный на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотично, а поэтапно, по замыслу онтогенеза психики, но в противоположную сторону).

Два первых этапа отражают развитие перед конфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет потеряно почву для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Мероприятия, осуществленные одной из сторон для смены позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Все ожидания сосредоточиваются на действиях, заменяющих тщетные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальные: обе стороны надеются напором и жесткостью вызвать изменение позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелым взглядом на реальность жертвуют, в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально.


Настоящие проблемы конфликта теряют важность, тогда как лицо противника оказывается в центре внимания.

Возрастные уровни эмоционального и социально-познавательного функционирования психики человека:

Начало латентной фазы;

Латентная фаза;

Демонстративная фаза;

Агрессивная фаза;

Батальная фаза.

На четвертом этапе функционирования психика регрессирует примерно до уровня, отвечающего возраста 6-8 лет. У человека еще присутствует образ другого, но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и состоянием этого другого. В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, то есть все, что «не я» или «не мы», является плохим, и потому откидывается.


На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - самого себя. На карту ставятся священные ценности, убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие приобретают обезличенной формы, восприятие противоположной стороны застывает в твердом образе врага. Враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Поэтому неискушенному наблюдателю трудно воспринимать глубоко регрессированное восприятие других, принимать меры по урегулированию конфликта.


Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения нравственных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

Эскалация межгосударственных конфликтов

Эскалация вооруженного конфликта имеет тактическую роль в военных конфликтах и чёткие правила применения вооруженной силы.


Выделяют шесть стадий межгосударственных конфликтов.

Для первой стадии политического конфликта характерно сформировавшееся отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий (это сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.)


Второй фазой конфликта является определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств, внутренней и международной ситуации.

Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников через блоки, союзы, договоры.

Четвертая стадия - нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.

Пятая стадия конфликта - переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстративных целях или ограниченных масштабах.


Шестая стадия - это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников.


В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства:

Межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

Национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

Внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).


Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и военным конфликтом:

Военные конфликты менее масштабны. Цели - ограничены. Причины - спорные вопросы. Причина войны - глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны;

Война - состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт - состояние социальной группы;

Война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.

Эскалация Второй мировой войны на Дальнем Востоке

Руководство далекой азиатской страны, тысячелетия не знавшей военных поражений, сделало важнейшие для себя умозаключения: Германия окончательно побеждает в Европе, Россия исчезает как фактор мировой политики, Британия отступает на всех фронтах, изоляционистская и материалистическая Америка не сможет в одночасье превратиться в военного гиганта – такой шанс бывает раз в тысячелетие. Тем более в стране разлилось недовольство санкциями Соединенных Штатов. И Япония сделала свой выбор. 189 японских бомбардировщиков зашли со стороны солнца над основной американской базой на Гавайских островах.


В мировой борьбе произошел тектонический сдвиг. Япония, военной мощи которой так опасался Сталин, своими действиями привела в лагерь противников «оси» Берлин-Токио-Рим великую заокеанскую державу.


Самоослепление самураев, преступная гордыня японского милитаризма повернула события таким образом, что у стоящей на краю пропасти России появился великий союзник. В быстро развертывающихся вооруженных силах США пока служило 1,7 миллиона человек, но эта цифра неумолимо росла. В американских военно-морских силах насчитывалось 6 авианосцев, 17 линейных кораблей, 36 крейсеров, 220 эсминцев, 114 подводных лодок, в ВВС США - 13 тысяч самолетов. Но значительная часть американских вооруженных сил была прикована к Атлантике. Собственно на Тихом океане японскому агрессору противостояли совместные силы американцев, англичан и голландцев - 22 дивизии (400 тысяч человек), около 1,4 тысячи самолетов, 4 авианосца с 280 самолетами, 11 линейных кораблей, 35 крейсеров, 100 эсминцев, 86 подводных лодок.


Когда Гитлер узнал о японском нападении на Пирл-Харбор, его восторг был искренним. Теперь японцы полностью свяжут Соединенные Штаты на Тихом океане и американцам будет не до европейского театра военных действий. Британия будет ослаблена на Дальнем Востоке и на восточных подходах к Индии. Америка и Британия не смогут оказать помощь изолированной Германией и Японией России. У Вермахта абсолютно развязаны руки сделать со своим противником все, что угодно.


Соединенные Штаты вступили в мировую борьбу. Рузвельт послал в конгресс военный бюджет в 109 миллиардов долларов – никто, нигде и никогда не расходовал в год столько средств на военные нужды. «Боинг» стал готовиться к выпуску Б-17 («Летающая крепость»), а позднее - Б-29 («Сверхкрепость»); «Консолидэйтид» производила бомбардировщик Б-24 («Либерейтор»); компания «Норт Америкен» - П-51 («Мустанг»). Вечером первого дня 1942 года президент Ф. Рузвельт, премьер-министр У. Черчилль, посол СССР М.М. Литвинов и китайский посол Т. Сунг подписали в кабинете Рузвельта документ под названием «Декларация Объединенных Наций». Так складывалась антигитлеровская коалиция.


А японцы продолжали феноменальную череду побед на протяжении всех первых месяцев 1942 года. Они высадились на Борнео и продолжали распространять влияние над голландской Ист-Индией, взяв при помощи воздушного десанта город Манадо на Целебесе. Через несколько дней они вошли в филиппинскую столицу Манилу, начали наступление против американских войск на Батаане и нанесли удар по Рабаулу – стратегически расположенной базе англичан в архипелаге Бисмарка. В Малайе британские войска оставили Куала Лумпур. Все эти сообщения наполняли германское руководство восторгом. Они не ошиблись. Вермахт получал необходимое время для того, чтобы прийти в себя после Московской битвы и решить судьбу войны против СССР в тщательно подготовленной летней кампании.


Эскалация Чеченской войны 1994-1996

Первая Чеченская война - военный конфликт между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерией, который происходил в основном на территории Чечни в период с 1994 года по 1996 год. Результатом конфликта стала победа чеченских вооруженных сил и вывод российских войск, массовые разрушения, жертвы и сохранение Чечней независимости.


Чеченская республика вышла из состава СССР придерживаясь процедуры выхода и Конституции СССР. Однако несмотря на это, и то, что правительствами СССР, РСФСР эти действия были признаны и утверждены, Российская Федерация решила не учитывать нормы международного права и собственное законодательство. Оправившись от политического кризиса в стране с конца 1993 года российские спецслужбы начинают осуществлять все большее влияние на высшее руководство государства, и начинают активно вмешиваться в дела независимых государств соседей (бывших республик СССР). В отношении Чеченской республики осуществляется попытка присоединить ее к РФ.


Была установлена транспортная и финансовая блокада Чечни, что привело к коллапсу чеченской экономики и быстрого обнищания чеченского населения. После этого российскими спецслужбами началась операция по разжигание внутренне чеченского вооруженного конфликта. Силы антидудаевскои оппозиции проходили подготовку на российских военных базах и поставлялись вооружением. Однако хотя антидудаевские силы и принимали российскую помощь их руководители заявляли, что вооруженное противостояние в Чечне является внутренне-чеченской делом и в случае российского военного вмешательства они забудут свои противоречия и вместе с Дудаевым будут защищать чеченскую независимость.


Разжигание братоубийственной войны, к тому же, не укладывалось в менталитет чеченского народа и противоречило его национальным традициям, поэтому несмотря на военную помощь со стороны Москвы и страстное желание лидеров чеченской оппозиции на российских штыках дорваться к власти в Грозном, вооруженное противостояние между чеченцами так и не достигло желаемого уровня интенсивности, и российское руководство приняло решение о необходимости собственной военной операции в Чечне, которая превращалась в непростую задачу учитывая тот факт, что советской армией в Чеченской республике было оставлено существенный военный арсенал (42 танка, 90 единиц другой бронетехники, 150 орудий, 18 установок "Град", несколько учебных самолетов, зенитные, ракетные и переносные средства ПВО, огромное количество противотанковых средств, стрелкового оружия и боеприпасов к нему). Чеченцы также создали собственную регулярную армию и начали выпуск собственного автомата - "Борзая".

Эскалация конфликтов на Среднем Востоке: Иран и Афганистан (1977-1980гг.)

1. Иран. Относительно удачные действия американской дипломатии на Дальнем Востоке были перечеркнуты потерями, которые США понесли на Среднем Востоке. Главным партнером Вашингтона в этой части мира был Иран. Страной авторитарно руководил шах Мохаммед Реза Пехлеви, который в 1960-1970-х годах провел ряд реформ для экономической модернизации Ирана, а также принял меры для ограничения влияния религиозных лидеров, в частности, выслав из страны Р. Хомейни. Не получив поддержку своим реформам в запрашиваемом объеме на Западе, шах обратился к СССР.


Однако «нефтяной шок» 1973-1974 гг. дал Ирану необходимые ресурсы для экономического развития - Иран был одним из крупнейших поставщиков «черного золота» на мировые рынки. Тегеран разработал амбициозный план строительства престижных объектов (атомных электростанций, крупнейшего в мире нефтехимического комбината, металлургических заводов). Эти программы превышали возможности и потребности страны.

Был взят курс на модернизацию иранской армии. Закупка вооружений в США к середине 1970-х годов поглощала 5-6 млрд долл. в год. Примерно на такую же сумму во второй половине 1960-х годов были размещены заказы на оружие и военную технику в Великобритании, Франции и Италии. Шах при поддержке США добился превращения Ирана в ведущую военную державу региона. В 1969 г. Иран заявил о территориальных притязаниях к соседним арабским странам и в 1971 г. оккупировал три острова в Ормузском проливе при выходе из Персидского залива в Индийский океан.


Вслед за тем Тегеран де-факто установил контроль над частью акватории пограничной с Ираком реки Шатг-эль-Араб, что повлекло разрыв дипломатических отношений с Ираком. В 1972 г. между Ираном и Ираком вспыхнул конфликт. Иран стал оказывать поддержку курдскому оппозиционному движению в Ираке. Однако в 1975 г. ирано-иракские отношения удалось нормализовать, и Тегеран прекратил оказывать помощь курдам. США и Британия, считая Иран союзником, поощряли правительство шаха в его намерении играть ведущую роль в зоне Персидского залива.


Хотя администрация Дж. Картера не одобряла репрессивной политики шаха внутри страны, в Вашингтоне ценили партнерство с Тегераном, особенно после того, как возникла угроза применения «нефтяного оружия» арабскими странами. Иран сотрудничал с США и странами Западной Европы в вопросах стабилизации рынка энергоносителей. Сближение с США сопровождалось проникновением в Иран американской культуры и образа жизни. Это входило в противоречие с национальными традициями иранцев, консервативным жизненным укладом, менталитетом, базирующимся на исламских ценностях. Вестернизация сопровождалась произволом властей, коррупцией, структурной ломкой экономики, ухудшением материального положения населения. Это множило недовольство. В 1978 г. в стране накопилась критическая масса антимонархических настроений. Повсюду стали происходить стихийные митинги и демонстрации. Для подавления выступлений попробовали применить силы полиции, спецслужб и армию. Слухи о пытках и убийствах арестованных активистов антишахских выступлений окончательно взорвали ситуацию. 9 января в Тегеране началось восстание. Армия была парализована и не пришла на помощь правительству. 12 января захваченное восставшими тегеранское радио объявило о победе исламской революции в Иране. 16 января 1979 г. шах в сопровождении членов семьи покинул страну.


1 февраля 1979 г. в Тегеран из эмиграции во Франции вернулся великий аятолла Р. Хомейни. Теперь его стали называть «имамом». Он поручил своему соратнику Мохаммеду Базаргану сформировать временное правительство. 1 апреля 1979 г. была официально провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ).


4 ноября 1979 г. иранские студенты ворвались на территорию посольства США в Тегеране и захватили находившихся там американских дипломатов в качестве заложников. Участники акции потребовали "от Вашингтона выдачи Ирану шаха, находившегося в США. Их требования поддержали иранские власти. В ответ президент Дж. Картер 7 апреля 1980 г. объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Против Тегерана были введены санкции. Дж. Картер наложил запрет на импорт иранской нефти и объявил о замораживании иранских активов (около 12 млрд долл.) в американских банках. В мае 1980 г. страны Европейского сообщества присоединились к санкциям против Ирана.


События в Тегеране породили второй «нефтяной шок», связанный с опасениями в отношении возможного прекращения экспорта иранской нефти. Цены на нефть с 12-13 долл. за баррель в 1974 г. взлетели до 36 и даже 45 долл. на свободном рынке в 1980 г. Со второго «нефтяного шока» начался новый экономический спад в мире, продолжавшийся до 1981, а в некоторых странах - до 1982 г.

Международная ситуация стала еще более напряженной после обострения конфликта в Афганистане. На протяжении конца 1960-х - начала 1970-х годов Афганистан потрясали политические кризисы. Ситуация в стране оставалась очень напряженной, когда 17 июля 1973 г. произошел государственный переворот. Король Захир-шах, находившийся на лечении в Италии, был объявлен низложенным, и к власти в Кабуле пришел брат короля Мохаммед Дауд. Монархия была упразднена, а страна провозглашена Республикой Афганистан. Новый режим был вскоре признан мировым сообществом. Москва одобрительно встретила переворот, поскольку М. Дауд был давно известен в СССР, много лет занимая должность премьер-министра Афганистана.


В отношениях с великими державами новое правительство продолжило политику балансирования, не отдавая предпочтения ни одной из них. Москва наращивала экономическую и военную помощь Афганистану, расширяя влияние в афганской армии и оказывая негласную поддержку Народно-демократической партии Афганистана. Визит М. Дауда в Советский Союз в 1974 г. продемонстрировал устойчивость связей Кабула с Москвой, были отсрочены выплаты по кредитам и даны обещания новых. Несмотря на постепенный отход Дауда от ориентации на СССР, СССР втрое превосходил США по объему оказываемой Афганистану помощи. При этом Москва поддерживала Народно-демок- ратическую армию Афганистана (НДПА, позиционировавшую себя как местную коммунистическую партию), содействуя сплочению ее фракций и подталкивая их к решительным действиям против М. Дауда.


27 апреля 1978 г. в Афганистане армейские офицеры - члены и сторонники НДПА - совершили новый государственный переворот. М. Дауд и часть министров были убиты. Власть в стране перешла к НДПА, объявившей события 27 апреля «национально-демократической революцией». Афганистан был переименован в Демократическую Республику Афганистан (ДРА). Высшим органом власти стал Революционный совет во главе с генеральным секретарем ЦК НДПА Нуром Мохаммедом Тараки.


СССР, а вслед за ним рад других стран (всего около 50) признали новый режим. Отношения с Советским Союзом, основанные на принципах «братства и революционной солидарности», были провозглашены приоритетом во внешней политике ДРА. В первые месяцы после апрельской революции между СССР и ДРА была заключена серия соглашений и контрактов во всех областях социально-экономического, культурного и военно-политического сотрудничества, в страну прибыли многочисленные советники из СССР. Полусоюзнический характер советско-афганских отношений был закреплен Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 20 лет, подписанным Н. М. Тараки и Л. И. Брежневым 5 декабря 1978 г. в Москве. Договор предусматривал сотрудничество сторон в военной области, но конкретно не оговаривал возможность размещения вооруженных сил одной стороны на территории другой.


Однако в самой НДПА вскоре произошел раскол, в результате которого к власти пришел Хафизулла Амин. Социально-экономические реформы, проводившееся в стране насильно и непродуманно, а также репрессии, число жертв которых, по разным подсчетам, может превышать миллион человек, привели к кризису. Правительство в Кабуле стало терять влияние в провинциях, переходивших под контроль вождей местных кланов. Провинциальные власти формировали собственные вооруженные отряды, способные сопротивляться правительственной армии. К концу 1979 г. антиправительственная оппозиция, выступавшая под традиционалистскими исламскими лозунгами, контролировала 18 из 26 провинций Афганистана. Возникла угроза падения кабульского правительства. Позиции Амина колебались, тем более что СССР перестал рассматривать его как наиболее удобную фигуру для осуществления социалистических преобразований в стране.

Взятие Кабула

Вмешательство СССР в афганские дела встретило осуждение. Особенно резко его критиковали США, Китай и страны Западной Европы. В осуждение Москвы выступили руководители ведущих западноевропейских коммунистических партий.

Самым серьезным последствием афганских событий было ухудшение международной обстановки в целом. В США стати подозревать, что Советский Союз готовится к прорыву в район Персидского залива, чтобы установить контроль над его нефтяными ресурсами. Спустя шесть дней после начала советского вторжения в Афганистан, 3 января 1980 г., президент Дж. Картер направил обращение в сенат с просьбой снять с ратификации подписанный в Вене договор ОСВ-2, который в результате так никогда и не был ратифицирован. Одновременно американская администрация официально заявила, что будет оставаться в пределах ограничений, согласованных в Вене, если Советский Союз будет следовать ее примеру. Острота конфликта была немного сглажена, однако разрядке пришел конец. Напряженность стала возрастать.


23 января 1980 г. Дж. Картер выступил с ежегодным посланием «О положении страны», в котором огласил новую внешнеполитическую доктрину. Регион Персидского залива был объявлен зоной интересов США, ради защиты которых Соединенные Штаты готовы пойти на применение вооруженной силы. В соответствии с «доктриной Картера» попытки любой державы установить свой контроль над регионом Персидского залива были заранее объявлены американским руководством посягательством на важные интересы США. Вашингтон ясно заявил о намерении «противостоять подобным попыткам любым путем, включая использование военной силы». Идеологом этой доктрины был 3. Бжезинский, который сумел убедить президента в том, что Советский Союз формирует в Азии «антиамериканскую ось» в составе СССР, Индии и Афганистана. В ответ предлагалось создать «контр-ось» (США- Пакистан-Китай-Саудовская Аравия). Противоречия между 3. Бжезинским и госсекретарем С. Вэнсом, который по-прежнему считал приоритетом США сохранение конструктивных отношений с СССР, привели к отставке С. Вэнса 2) апреля 1980 г.


Реагируя на афганские события, Вашингтон произвел изменения в подходе к военно-политическим вопросам мировой политики. В секретной президентской директиве № 59 от 25 июля 1980 г. были изложены основные положения «новой ядерной стратегии» США. Их смысл состоял в возвращении к представлению о возможности одержать победу в ядерной войне. В директиве акцентировалась старая идея контрсилового удара, которая в новой интерпретации должна была стать ключевым элементом «гибкого реагирования». Американская сторона стала исходить из необходимости продемонстрировать Советскому Союзу способность США выдержать продолжительный ядерный конфликт и одержать в нем победу.


СССР и США искаженно представляли себе намерения противоположной стороны. Американская администрация считала, что вторжение в Афганистан означало выбор Москвы в пользу глобальной конфронтации. Советское руководство было уверенно, что афганские события, имевшие, с его точки зрения, сугубо второстепенное, региональное значение, служили для Вашингтона лишь предлогом для возобновления глобальной гонки вооружений, к которой он будто бы всегда тайно стремился.


Среди стран НАТО отсутствовало единство оценок. Западноевропейские страны не считали вмешательство Москвы в Афганистане событием мирового значения. Разрядка для них была важнее, чем для Соединенных Штатов. Понимая это, Дж. Картер постоянно предостерегал европейских союзников против «ошибочной веры в разрядку» и попыток сохранить с Москвой конструктивные отношения. Государства Западной Европы не хотели присоединяться к американским санкциям против СССР. В 1980 г., когда США бойкотировали Олимпийские игры в Москве, их примеру из европейских стран последовали только ФРГ и Норвегия. Но в сфере военно-стратегических отношений Западная Европа продолжала следовать линии США.

Военный конфликт во Вьетнаме

По мере эскалации агрессии американские регулярные части все больше втягивались в военные действия. Всякая маскировка и разговоры о том, что якобы американцы помогают сайгонским властям только «советами» и «советниками» были отброшены. Постепенно войска США стали играть главную роль в борьбе с национально-освободительным движением в Индокитае. Если в начале июня 1965 года американский экспедиционный корпус в Южном Вьетнаме насчитывал 70 тысяч человек, то в-1968 году - уже 550 тысяч человек.


Но ни более чем полумиллионная армия агрессора, ни новейшая техника, применявшаяся в небывало широких масштабах, ни использование на больших площадях химических средств ведения войны, ни жестокие бомбардировки не сломили сопротивления южновьетнамских патриотов. К концу 1968 года, по официальным американским данным, в Южном Вьетнаме погибло более 30 тысяч и было ранено около 200 тысяч американских солдат и офицеров.

Вооруженный конфликт во Вьетнаме

Подобная тактика американского империализма вытекала из «новой политики» США в Азии, изложенной президентом Никсоном в июле 1969 года. Он обещал американской общественности, что Вашингтон не возьмет на себя новых «обязательств» в Азии, что американские солдаты не будут использоваться для подавления «внутренних восстаний» и что «азиаты сами будут решать свои дела». Применительно к войне во Вьетнаме «новая политика» означала увеличение численности, реорганизацию и модернизацию военно-политической машины сайгонского режима, который принимал на себя основное бремя войны с южновьетнамскими патриотами. США обеспечивали сайгонским войскам воздушное и артиллерийское прикрытие, сократив действия наземных американских войск и тем самым уменьшив свои потери.


Источники и ссылки

interpretive.ru – Национальная историческая энциклопедия

ru.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия

uchebnik-online.com – Учебники онлайн

sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы

cosmomfk.ru - Горькохонький проект

rosbo.ru – Бизнес-обучение в России

psyznaiyka.net – основы психологии, общая психология, конфликтология

usagressor.ru - Американская агрессия

history-of-wars.ru - Военная история России

madrace.ru - Безумная гонка. Курс: Вторая мировая война

«Власть закона» - Основные понятия темы: Тема урока «Закон и власть». Когда я буду совершеннолетним гражданином, … В чём сущность власти? В каком отношении находятся власть и закон? Рефлексия. Позиция (я думаю) Обоснование (потому что) Пример (аргумент) Следствие (вывод). Назовите наиболее важные понятия, отражающие суть темы.

«Законодательная власть» - Законадательная власть в РФ. 1. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Законода?тельная власть - власть в области законодательства. 2.Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации.

«Как подготовиться к переговорам» - Что значит «умело вести деловые переговоры»? Деловые переговоры. Главное завоевать расположение. Во время переговоров. Какой стиль ведения деловых переговоров оптимален? Завершение переговоров. …Время …место …внешность …подготовка …аргументы. Что нужно сделать, чтобы деловые переговоры завершились в вашу пользу?

«Власть в России» - Данный этап был завершен в 2003 году. А что сегодня может противопоставить "горизонталь народа" "вертикали власти"? Народ – единственная оппозиция в России. Проблемы «Единой России», более злободневные, чем думы о народе: Демократия. Природа власти. «Справедливая Россия». ЛДПР: как создавалась партия?

«Судебная власть» - Судебная власть. Теория разделения властей по Ш.Л. Монтескье. Способы защиты прав и свобод граждан РФ. Задачи реферата: Истоки и развитие судебных систем на Западе и в России. Естественно-научный отдел секция «Политика и Право». Структура судебной власти России. Изучение способов защиты прав и свобод; Функции органов судебной власти.