Слева от царских врат находятся. Московская сретенская духовная семинария

  • Дата: 30.10.2019

Иконостас храма

Иконостас – это специальная перегородка, которая разделяет алтарь от среднейчасти храма, протягивается от северной до южной стены. Перегородка эта часто уставлена иконами в несколько ярусов (рядов, поясов).

В первом, нижнем ряду, справа от Царских дверей помещают образ Спасителя, правее – храмовую икону. Слева от Царских врат – икону Божией Матери, далее – икона наиболее чтимого святого.Если рядов больше, чем один, то во втором ярусенаходятся иконы двунадесятых праздников,в третьем поясе– иконы апостолов, в четвёртом – иконы пророков, в пятом – иконы святых патриархов. Между вторым и третьим поясом расположен деисус, вернее – деисис (моление). Это икона, на которой изображен Иисус Христос в царском или архиерейском облачениис предстоящими в молитвенном положении Божией Матерью и Иоанном Предтечей. В старину весь иконостас называли Деисусом.Между третьим и четвёртым ярусаминаходится икона Божией Материс Предвечным Младенцем.В пятом ярусе среди икон патриарховесть и икона Господь Саваоф с сыном. Но всегда на самом верхупомещается крест. По сторонам креста – изображения Божией Матери и Иоанна Богослова.

Полный иконостас состоит из пяти поясов, но были иконостасы даже в семь рядов. Конечно, полные иконостасы чаще имеются в соборах, а в приходских и монастрыских церквях они состоят из четырёх, трёх, двух, или даже одного пояса.

Иконы размещаются и по стенам храма, в больших киотах (особые большие рамы), на аналоях (высокие узкие столики с наклонной поверхностью).

Святые образы иконостаса, которые закрывают алтарь от верующих, означают, чтолюди не всегда могут общаться с Богом прямо и непосредственно.

В алтаре совершается литургия. Именно тогда вспоминают то, что Спаситель сделал для нашего спасения. Однако начало нашего спасения лежит в Благовещании.

Иконостас имеет тридвери (врата): северные двери, Царские врата, южные двери.

1) Царские врата – самые большие. Они расположены в середине иконостаса. Название своё носят потому, что через них проходит Сам Господь Иисус Христос,Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Только священнослужители могут проходить через эти ворота. Царские врата – святые, потому как являются входом в Святое Святых – в алтарь. Царские врата – это как бы начало алтаря, поэтому на них и изображаютначало нашего спасения – Благовещание. Святые евангелисты поведали нам обо всём, что совершил для нас Спаситель, поэтомуименно их иконы украсили Царские врата. Открытие их означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие Царских врат символизирует лишение людей рая небесного из-за их грехопадения. Во время литургии после великого входа, который знаменует собой шествие Христа Спасителя на крестный подвиг. Закрытие Царских врат означаетположение Христа во гроб, а закрытие завесы (капетасмы) – камень, который был привален к гробу.Затем при пении Символа веры, где исповедуется Воскресение Христово, завеса открывается, что символизирует отваленный ангеломкамень от Гроба Господня, и не только это. Но и то, что вера открывает путь к спасению. На нихизображаются иконы: Благовещание Пресвятой Богородицы и четырёхевангелистов (написавшие Евангелие апостолы): Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А над вратами помещается икона Тайной вечерни.

2) Северные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Гавриила, но иногда – святых диаконов. Через эти двери входят и выходят дьяконы, которые олицетворяют ангельское служение. На них же может быть написана икона одного из семи дьяконов, поставленных ещё апостолами: Стефана, Пармена, Никонора, Лаврентия и других.

3) Южные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Михаила, но иногда – святых диаконов.

4) Дьяконские двери находятся за иконами нижнего ряда с двух сторон. Именно через них чаще всего проходят дьяконы.

5) Капетасма – завеса красного или голубого цвета со стороны алтаря у Царских врат. Во время богослужения она может открываться и закрываться. Капетасмаобозначаетсобойпокров тайны, которым покрыты святыни Божии. Таким образом, когда её во время богослужения открывают, это значит, что людям открыта тайна спасения. Но не только поэтому она висит над вратами. В Иерусалимском храме завеса отделяла Святое Святых от святилища. Кроме того, Царские врата обычно бывают открытыми, а это значит, что миряне могут увидеть священнодействия, которые имвидеть не следует. Чтобыэтого не происходилои служит завеса. В современных церквях она передвигается справа - налево и наоборот. А в древних церквях она опускалась сверху вниз. и именно поэтому называласьгорней дверью, а сами врата при этом назывались дольними или нижними.

6) Крест с изображением на нём распятого Господа нашего Иисуса Христа .

Почему храмы, особенно в иконостасе, бывают украшеныиконами, а также священными картинами?

Вот ответ на этот вопрос, который состоит из нескольких частей:

1) храм – это как бы Небо на земле, а Бог на Небе окружен святыми Своими ангелами;

2) храм – это место молений Богу и святым, а молиться принято перед иконами;

3) храм – это училище веры, благочестия, а учимся мы не только через слова, но ипомощи изображений.

Лучшее духовное украшение храма – это священные изображения (животворящий крест и иконы) и мощи (нетленные телеса святых).

Орнамент иконостаса пронизан символами. Рожденными фантазиями о вечном Эдеме. За каждой росписью или резьбой стоит поэтический образ Библии. Тябла и колонки иконостаса украшают изображениями кедровых и пальмовых ветвей, виноградной лозы. Это неспроста. Раньше существовало такое представление райского сада – это сад,в котором растутвиноград и прекрасныепальмы.

Как стало теперь понятно,иконостас представляет собой всю историю нашего спасения, а так же всех святых, которым мы молимся.

Такой иконостас в нашем Михаило - Архангельском храме:

А это иконостас Троице-Гледенского монастыря:


Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные ЧелныТроице-Гледенского монастыря

Иконостас в храме Христа Спасителя, XIX в., Москва

Традиционный русский иконостас из пяти рядов


(22 голоса : 4.7 из 5 )

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (); «Я – дверь овцам» (). Богородицу называют Одигитрией, что значит»путеводительница» (обычно здесь и помещают иконографический вариант Богоматери Одигитрии).

Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить, в каком храме вы находитесь – в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая Мирликийского, в Троицком – икона Святой Троицы, в Успенском – Успение Пресвятой Богородицы, в храме Космы и Дамиана – образ свв. бессребреников и т.д.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими , потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.

Изнутри Царских врат привешивается (греч. καταπέτασμα - катапетасма), которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.

Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.

Царские врата отверзаются во время Литургии:

– для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;

– для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;

– при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.

Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям.

Каждый, кому доводилось бывать в православном храме, видел напротив Престола, ведущие в алтарь и символизирующие собой врата Рая. Это Царские врата. Они являют собой некое наследие, сохранившееся от раннехристианских времён, когда алтарь отделялся от остальной части храма двумя колоннами, или невысоким барьером. После барьер сохранился лишь в некоторых в православных же он, видоизменившись, превратился в иконостас.

Иконы на вратах Рая

Царские врата в храме украшаются иконами, подбор которых регламентируется установившейся традицией. Обычно это бывают изображения четырёх евангелистов и сцены Благовещения. Символический смысл такого сочетания вполне очевиден - Архангел Михаил своим Благовестием возвещает о том, что двери Рая вновь открыты, а Святое Евангелие указывает ведущий в него путь. Впрочем, это всего лишь традиция, а не закон, требующий неукоснительного соблюдения.

Иногда Царские врата бывают украшены по-иному, а если они представляют собой низкие створки, то часто вообще не имеют никаких икон. Также в силу традиции, сложившейся в православных храмах, слева от царских врат помещают икону Пресвятой Богородицы, а с противоположной стороны - Спасителя, за которой следует икона святого или праздника, в честь которого освящён храм.

Украшения, помещённые на Царских вратах боковых приделов и над ними

Если храм достаточно велик, и кроме основного алтаря имеет ещё два придела, то часто врата одного из них украшаются только изображением Благовещения в рост, а другого - четырьмя евангелистами. Но не всегда это позволяет размер, который имеют те или иные царские врата иконостаса в церкви. Евангелисты в этом случае могут изображаться в виде символов. Люди близкие к церкви знают, что Матфея является ангел, Луки - телец, Марка - лев и Иоанна - орёл.

Церковная традиция определяет и изображения, находящиеся над Царскими вратами. В большинстве случаев это сцена «Тайной Вечери», но нередко также встречается и «Причащение апостолов Иисусом Христом», что именуется Евхаристией, а также Ветхозаветная или Новозаветная Троица, украшающие Царские врата. Фото этих вариантов оформления можно увидеть в данной статье.

Особенности изготовления и оформления Царских врат

Во все времена перед зодчими, занимавшимися их созданием, открывались широкие творческие возможности. Кроме внешнего вида, конструкции и оформления, результат работы во многом зависел и от того, из чего выполнены Царские врата. Посещая храмы, можно видеть, что на их изготовление употреблялись самые различные материалы, такие как дерево, железо, фарфор, мрамор и даже обычный камень. Иногда предпочтение, отдававшееся одному из них, определялось художественным замыслом автора, а порой доступностью того или иного материала.

Царские врата - это вход в Рай. Обычно они являются самой украшенной частью иконостаса. Для их оформления могут использоваться различные и золочения, частыми сюжетами которых становятся изображения виноградных гроздьев и райских животных. Встречаются также Царские врата, выполненные в виде Небесного Града Иерусалима. В этом случае все иконы помещаются в ковчежцы-храмы, увенчанные главками с крестами. Вариантов оформления много, но во всех случаях врата расположены строго посередине иконостаса, а за ними находится престол, и ещё дальше - горнее место.

Происхождение названия

Своё название они получили от того, что, согласно вероучению, во время святого причастия именно через них незримо выходит к мирянам Царь Славы Иисус Христос. Однако это название бытует лишь в русском православии, в греческих же церквах они именуются «Святыми». Кроме того, название «Царские врата» умеет и глубоко исторические корни.

В IV веке, когда христианство стало государственной религией и вышло из подполья, по распоряжению императоров богослужения в римских городах из частных домов были перенесены в базилики, являвшиеся самыми крупными общественными зданиями. В них обычно размещались суды и торговые биржи.

Так как привилегию входить через главный вход имели лишь император и глава общины, епископ, то эти врата получили название «Царских». Только эти персоны, являясь самыми почётными участниками молебна, обладали правом торжественно проследовать через них в помещение. Для всех остальных существовали боковые двери. Со временем, когда в православных храмах сформировались алтари, это название перешло на ведущую в них

Формирование алтаря в его современном виде

Как свидетельствуют результаты исследований, формирование алтарной части храмов в том виде, в котором она существует сейчас, являлось весьма длительным процессом. Известно, что вначале она отделялась от основного помещения лишь невысокими перегородками, а позже завесами, называвшимися «катапетасмами». Это название за ними сохранилось до наших дней.

В отдельные моменты службы, например, во время освящения Даров, завесы закрывали, хотя часто обходились и без них. Вообще, в документах, относящихся к первому тысячелетию, упоминания о них встречаются довольно редко, и лишь гораздо позже они стали неотъемлемой частью Царских врат, их начали украшать изображениями Богородицы и различных святых.

Забавный эпизод, связанный с использованием завесы, можно встретить в житии Василия Великого, жившего в IV веке. Там рассказывается, о том, что святитель был вынужден ввести в употребление этот не использовавшийся им прежде атрибут лишь потому, что его дьякон постоянно заглядывался на женщин, присутствовавших в храме, чем явно нарушал торжественность богослужения.

Символическое значение Царских врат

Но Царские врата в церкви, фото которых представлены в статье, это не обычный элемент планировки внутреннего помещения. Поскольку находящийся за ними алтарь символизирует собой Рай, то их смысловая нагрузка заключается в том, что они изображают собой вход в него. В православном богослужении это их значение находит своё полное отражение.

Например, на Вечерне и Всенощном бдении в момент, когда происходит открытие Царских врат, в храме зажигается свет, что символизирует наполнение его райским светом. Все же присутствующие в это время совершают поясной поклон. То же они делают и на остальных службах. Кроме того, в православной традиции принято, проходя мимо Царских врат, осенять себя и совершать поклон. В продолжение всей Пасхальной недели - Светлой седмицы - Царские врата в храме (фото в конце статьи) не закрываются, так как Иисус Христос своими крестными страданиями, смертью и последующим воскрешением отверз нам двери Рая.

Некоторые церковные правила, касающиеся настоящей темы

Согласно установленным правилам, входить в царские врата иконостаса в церкви дозволяется лишь священнослужителям и только во время богослужений. В обычное же время они обязаны пользоваться так называемыми дьяконскими дверями, расположенными в северной и южной части иконостаса.

Когда совершается архиерейское богослужение, то отверзают и затворяют Царские врата лишь иподьяконы или пономари, однако им не позволено стоять перед Престолом, и, войдя в алтарь, они занимают места по сторонам от него. Архиерею же принадлежит и исключительное право вне богослужений входить в алтарную часть не облачённым.

Литургическое назначение Царских врат

Во время литургии Царские врата играют весьма важную роль. Достаточно упомянуть Малый вход, когда взятое с Престола Евангелие вносится через Дьяконские ворота, а уносится обратно в алтарь через Царские. Это действие имеет глубокий догматический смысл. С одной стороны, оно символизирует Боговоплощение, в результате которого мир обрёл Спасителя, а с другой - начало общественного служения Иисуса Христа.

Следующий раз процессия священнослужителей следует через них во время Великого входа, сопровождаемого исполнением Херувимской песни. Мирянам, присутствующим в храме, выносится Чаша с вином - будущей кровью Христа. Кроме того, в руках священника находится дискос (блюдо), на котором находится Агнец - хлеб, который воплотится в Тело Христово.

Наиболее распространённое толкование этого обряда состоит в том, что процессия символизирует несения Христа, снятого с креста и умершего, а также положение его во гроб. Продолжением Великого входа является чтение евхаристических молитв, после которых Дары станут Кровью и Телом Христовыми. Для причащения мирян они выносятся также через Царские врата. Смысл евхаристии заключается именно в том, что Спаситель воскресает во Святых дарах, и те, кто ими причащается, становятся наследниками Вечной Жизни.

Сохранённые святыни

Известно немало случаев, когда Царские врата в качестве святыни передавались из одного храма в другой. Особенно часто это происходило в годы перестройки, когда вынесенные из разрушенных коммунистами храмов и тайно сохранённые верующими, они устанавливались в иконостасы новых, недавно отстроенных храмов, или тех, что были восстановлены после многолетнего запустения.

В 2009 году в храме установлены три ряда иконостаса. Изготовлен он в мастерской Сергиева Посада, выполнен в древнерусском стиле.

Нижний ряд (чин) или местный . На нем располагаются царские врата с изображением на двух створах Благовещения и четырех евангелистов. Обрамление царских врат имеют изображение святителей, а сверху икона Евхаристии – Причащения апостолов Христом.

Справа от царских врат - икона Спасителя «Спас на престоле». На этой иконе Иисус Христос сидит на царском троне. На плече материя – покрывало, в левой руке - открытая Библия. Престол – символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того – царственный знак славы Спасителя.

Слева от царских вратикона Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица). Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». «Всемилостивая» - второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле. Образ иконы «Всецарица» находится на святой горе Афон в Греции. Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.


На северных и южных вратах изображены архангелы Михаил и Гавриил.

Справа от иконы Спаса на Престоле находится поясная икона – Александра Невского. В иконографии часть икон изображают период с 1221 года по 1262 год – время, когда благоверный князь Александр Невский был воином и великим полководцем. На таких иконах его обычно изображают с оружием, в княжеской одежде. Другая часть икон указывает на конец жизни Александра Невского, когда в 1263 году он принял схиму с именем Алексей и стал монахом. Такая икона Святого живописует благоверного князя в монашеском одеянии. Такой тип изображения иконы соответствует в допетровской России. 15 июня 1724 года Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «в одеждах великокняжеских» . Именно к этому типу иконографии относится наша икона святого князя Александра Невского. Эта традиция соединяет в себе старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской.

Слева на иконостасе от Божией Матери располагается икона Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского. История образа этой иконы связана с событиями 16 века. В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского перед Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет – Гирея. Об этом повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.

Справа от иконы Александра Невского, располагается икона всех Новгородских Святых. Собор новгородских святых известен с 1831 года. Празднование Его установлено по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) в третью неделю по Пятидесятнице. В собор включено более ста святых.

Слева от иконы преподобных Сергия и Варлаама находится икона царственных стр астотерпцев , особо чтимая в нашем храме, в связи с тем, что он был построен в честь трехсотлетия царствования дома Романовых. На ней изображены во весь рост царская семья – император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети – Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, Алексей. На иконе император со своей семьей изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон 16-17 веков. Икона царственных страстотерпцев выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике.

Второй ряд в нашем иконостасе - праздничный. В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых и некоторых великих праздников.

Слева направо на втором ряду нашего иконостаса изображены следующие иконы:

1. Рождество Богородицы

2. Воздвижение Животворящего Креста Господня

3. Покров Пресвятой Богородицы

4. Введение во храм Пресвятой Богородицы

5. Рождество Христово

6. Крещение(Богоявление)

7. Сретенье Господне

8. Благовещенье Пресвятой Богородицы

9. Вход Господень в Иерусалим

10. Сошествие Христа во ад

11. Вознесение Господне

12. Троица

13. Сошествие Святого Духа

14. Святые апостолы Петр и Павел

15. Преображение Господне

16. Успение Пресвятой Богородицы

Следующий ряд иконостаса – деисусный , который представлен у нас сокращенно. В центре - икона «Спас Вседержитель». На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон, держа в руках открытую Библию. Слева от Него, - в позе молитвенного обращения к Своему Сыну, Богородица. Склоненная голова, поднятая рука, взгляд – так писали молящуюся Богородицу византийские мастера IX в., а русские изографы продолжали следовать их традиции. Справа от Спасителя изображена икона «св. Иоанна Предтечи» . Образ этой иконы является одним из самых ранних из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, датируется 2-й половиной 6 века. Иоанн Предтеча облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток.

Последний ряд иконостаса храма - пророческий . Установлен он был летом 2013 года. В центре расположена икона Пресвятой Богородицы "Знамение". Слева от нее иконы пророков Иезекииля, Даниила, Моисея, Давида , а справа пророки - Соломон, Исайя, Иеремия и Илия.




Почитаемые иконы храма святого благоверного великого князя Александра Невского

Каргопольская икона Божией Матери.

На южной стороне храма, рядом с иконами Николая Чудотворца и целителя Пантелеимона, можно увидеть Каргопольскую икону Божией Матери ..

Каргопольская икона Божией Матери является одним из списков Казанской чудотворной иконы. Отличается наличием слезинок на ланитах (щеках) Богородицы.

Чудо, прославившее этот образ Богородицы, произошло в 1714году в городе Каргополе, о чем было сообщено тогдашнему митрополиту Новгородскому, Великолуцкому и всего Поморья Иову и в Новгородской летописи сделана запись:

«Февруариа в 24 день, в среду на третьей недели Великого поста, во граде Каргополе бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы Казанская, в дому некия вдовы Марфы Васильевой, по прозванию Пономаревой, в четвертом часу дне: исчете от тоя святыя иконы из правого ока слеза; вдова же, видевши сие чудо, возвести церкви Воздвижения Честнаго Креста священнику Иоанну Михайлову; он же, вшед в дом ея и, видя текущую струю слезную из ока Пресвятой Богородицы, отре губою и принесе тую святую икону из дому ея в церковь Воздвижения честнаго креста, с молебным пением, и постави в приделе положения ризы Господни, и начат пети часы; и на шестом часу, глаголему во псалтыре псалму: Господь просвещение мое, кого убоюся? и прочая, паки от тоя святыя иконы из правого ока потече струя слезная, пред всем народом; и паки, того же месяца в 26 день, по утреннем пении, в первом часу дне, явися от тоя святыя иконы из обоих пречистых ея очес источник слез, и сие чудо мнози от граждан видеша и потом возвестиша в В. Новеграде преосвященному Иову митрополиту Новгородскому; быше же тогда многая исцеления. Получив известие о таком необычайном знамении от иконы Богоматери и о чудесах, митрополит Иов в следующему 1715 году велел принести тот чудотворный образ из Каргополя в В. Новград, сентемвриа во 8 день; и стоял с соборной церкви Премудрости Слова Божия того же лета ноемвриа до 7 числа, и в том числе свезен был в Каргополь».

(Полное собрание русских летописей, т. III, стр. 278, 279).

В Каргополе чудотворный образ Богородицы был встречен крестным ходом и размещён на северном столпе Христорождественского собора – главной святыни города. «На лицевой стороне (2-го левого) столпа на тумбе... в киоте … чудотворный образ Казанской Божией Матери, длиною 4, шириною 3,5 вершка, на нем риза со стразами и вставками и венец серебряные, чеканные золоченые; клобучец у Богоматери и цата … низаны жемчугом. Кругом того образа... писаны красками акафисты Иисусу и Богородице..." Чудо, случившееся в 1714 г., и происшедшие исцеления от образа были записаны и хранились в соборе, здесь же была и грамота новгородского митрополита Иова об освидетельствовании чуда. (по материалам каргопольского и олонецкого краеведа К.А. Докучаева-Баскова (1849-1916)

Во время великого каргопольского пожара 1765 года, уничтожившего почти весь город, Христорождественский собор (освящ. 1562 г.) сильно пострадал. По сводам и стенам прошли трещины, была утрачена значительная часть внутреннего убранства и многие документы. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене, с изображением страшного суда.
Пять лет не решались начать восстановительные работы, так как по масштабу разрушений трудно было решить, что лучше – восстанавливать храм или строить заново. Только большая любовь и почитание гражданами города своей святыни позволили вновь восстановить храм. Были найдены средства и в 1778 году три из восьми престолов собора уже были освящены, хотя только в 1802 году были полностью закончены восстановительные работы. Город заново обрел главный храм. На ближнем к входу южном столпе собора расположена икона "Страшный суд", напротив которой на северном столпе после ее обретения и временного пребывания в Новгороде некогда размешалась чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
К сожалению, в настоящее время в здании Христорождественского собора города Каргополя находится музей.

Образ Казанской-Каргопольской Богородицы – особо почитаемая и одна из первых икон возрожденного храма святого благоверного князя Александра Невского. Привезена она была из какого-то местечка Новгородской области в очень плачевном состоянии и помещена в антикварный магазин для продажи. Ее купил и пожертвовал храму в 1999-2000 г. прихожанин Орлов Олег Леонидович.

Множество жителей Великого Новгорода и области приходят и приезжают в храм свт. блгв. князя Александра Невского, чтобы приложиться к этому чудесному образу плачущей Богородицы.

Спас Вседержитель Божия Матерь Смоленская

Иконы Спасителя и Божией Матери Смоленской на сводах арки, обращенные друг к другу, выделяются из общего ряда икон, находящихся в храме. Лики обрамлены в тканевую основу, которая украшена жемчугом и драгоценными камнями. Сделаны они с Божией помощью руками Ларисы Васильевны Чичвариной. Стоя перед ними, осознаешь, что икона есть окно в мир Божественного бытия.

Плащаница Божией Матери

В 2007 году, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, была изготовлена плащаница Божией Матери. Прихожане сами собирали на нее средства, молились. Лариса Васильевна Чичварина вышила ее бисером и жемчугом. По краям плащаницы слова: « О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается и лестница к небеси гроб бывает, радуйся о упование и спасение наше».

Низкий поклон всем, кто принимал участие в создании плащаницы!

09:10 2012

Устройство православного храма (II). Иконостас


Иконостас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, именуемой нефом, и непременно уставленную иконами. Собственно последняя характеристика и дала название «иконостас», обозначающее «стояние образов, или икон» (от греч. eikonostasis: икона — изображение, образ + стасис — место стояния).


Иконостас не был изобретением какого-либо ответственного лица или творческого деятеля, также это не явилось результатом волевого усилия правителя или церковного пастыря. Иконостас стал носителем религиозного опыта множества поколений разных народов, их поисков оптимального устроения культового здания для реализации главной цели религии — восстановления связи с Творцом, прерванной грехопадением первых людей, восстановления богообщения. И потому ни одно определение иконостаса, в том числе и предлагаемое нами, не может включить всей полноты значения и функций иконостаса. Они неотделимы от истории православного храма, ведущей свое начало с ветхозаветных событий, церковной практики (богослужения, таинств церкви), от церковного искусства (смысла и назначения иконы, ее иконографии и других особенностей).


В основу иконостаса легли три идеи , родившиеся в разное время человеческой религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим сегодня в православных храмах и называем иконостасом.



Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и другие
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. XV–XVII вв.


Схема рядов:


А. Местный ряд;


Б. Пядничный ряд;


В. Деисусный чин. Около 1405 г.;


Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.;


Д. Пророческий ряд;


Е. Праотеческий ряд


Схема расположения икон : 1. Саваоф; 2. Богоматерь на престоле; 3. Благовещение; 4. Рождество Христово; 5. Сретение; 6. Преполовение; 7. Крещение; 8. Преображение; 9. Воскрешение Лазаря; 10. Вход в Иерусалим; 11. Тайная вечеря; 12. Распятие; 13. Положение во гроб; 14. Сошествие во ад; 15. Вознесение; 16. Сошествие Св. Духа; 17. Успение; 18. Василий Великий; 19. Апостол Петр; 20. Архангел Михаил; 21. Богоматерь; 22. Христос Вседержитель;. 23. Иоанн Предтеча;. 24. Архангел Гавриил; 25. Апостол Павел; 26. Иоанн Златоуст; 27. Никола, с клеймами чудес; 28. Богоматерь Тихвинская, с клеймами чудес; 29. Архангел Уриил.


Северная алтарная дверь ; 30. Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со святыми на полях; 31. Рама от иконы «Богоматерь Донская» с изображением праведных жен; 32. пас на престоле; 33. Благовещение Богоматери, с клеймами Акафиста. Храмовая икона ; 34. Иоанн Предтеча, Апостол Петр и Алексей Человек Божий; 35. Архангел Рафаил.


Южная алтарная дверь ; 36. Спас с припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, с клеймами притч; 37. «Четырехчастная» икона. 38–39. Праотеческий ряд икон; 40–41. Пророческий ряд икон; 42–43. Ряд таблеток-миней; 44. Никола Можайский; 45. Спас поясной; 46. Воскрешение Лазаря.




Первая , древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного мира и доступном лишь посвященным. Такие помещения существовали в сакральных строениях еще в дохристианский период во всех культурах, у разных народов.


Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения, преобразовав ее в свете совершившегося искупления человечества Спасителем мира и открытия Царства Небесного. Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три главные части: 1) Святое Святых; 2) Святилище; 3) двор скинии . Самая сакральная часть скинии — Святое Святых — символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не входил, кроме первосвященника , которому позволялось входить туда только один раз в году . Здесь хранился Ковчег Завета . Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу возжигалась благовонная смола — фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на стационарный ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.



Четырехрядный иконостас Преображенской церкви Кижского погоста. Реконструкция


В православном храме Святому Святых соответствует алтарь . До пришествия Христа и искупления им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже праведники, поэтому и Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит новая идея, идея Нового Завета — искупления и открытия Царства Небесного всем людям через искупительную жертву Христа. Так и в традиционное культовое ветхозаветное сооружение входит эта идея — открытости Царства Небесного, которое начинается уже здесь, на земле, внутри нас.


Одна из важнейших религиозно-философских мыслей теперь доступна каждому в образе: Божие Царство есть, но оно было в Ветхом Завете закрыто, представляя величайшую тайну Бога — тайну божественного слова и жертвенной любви, творящих и сохраняющих мир. Об этом говорили лишь пророки.


Согласно Священному Писанию, во время искупления, после слов Спасителя, испускающего дух: «Свершилось», солнце померкло, произошло землетрясение и завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое. Царство небесное открылось, через жертвенную любовь Спасителя вошло в мир. И человек через веру во Христа открывает Святое Святых — свое сердце — прежде всего для себя и для мира. В христианине, как в храме, есть Царство Небесное, пребывает Бог, общается с человеком и через человека — с миром. Сравнивая назначение частей ветхозаветного и новозаветного храмов, мы видим, как символично воплотились слова Евангелия: «приблизилось Царствие Небесное».



Трехрядный иконостас





Двухрядный иконостас


Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – открытости и тайны.


Задача для христианского мира не простая. Тайна Божественного Творчества и спасения открылась и вместе с тем остается тайной. Она открывается для верующих во Христа в их религиозном опыте, постепенно, через таинства церкви, осознание грехов, покаяние, проверку своей любви к Богу и людям, и это открытие беспредельно и неравномерно для людей, познание Бога бесконечно и зависит от самого человека и промысла Божиего. И может ли таинство евхаристии — тайна жертвы Бога, постоянно за мир приносимая, – совершаться на глазах у всех людей, среди которых могут быть и неверующие, и только начинающие свой путь во Христе? Но главное — где та мера, которую можно применить к людям, пришедшим в храм? Кто может присутствовать, с благоговейным трепетом принося молитву, а кто может помешать, отвлечь священника от важнейшего из всех дел человеческих — молитв, совершения таинства церковного?


Конечно, такая мера есть только у живого Бога. И устанавливать такую меру по человеческому соизволению — это значит возвращаться вспять, от благодати — к закону, да еще установленному людьми, мешать освобождению своего сердца для Божиего руководства.



В древнейших византийских храмах алтарь не отделялся.


Отрывок из текста, написанного в IV в., позволяет почувствовать, как в те времена христиане переживали, воспринимали евхаристию: «Страх и трепет охватывает священника в этот ужасный для него и для мирян час. В своем необычайном качестве и в своей должности вселяя ужас даже серафимам, стоит сын из праха земного как искупитель, охваченный великим страхом. Грозный Царь, мистически принесенный в жертву и погребенный, и — испуганные зрители, трепещущие от страха перед Господом». Алтарь означал Божественный престол, вызывающий священное содрогание, а евхаристия проходила как «вселяющее страх таинство».


И с течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так называемая преграда — низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов, особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.



Интерьер храма монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь)


Так включается третья идея иконостаса — иконы как окна в духовный мир . Находясь в нефе храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего, и при этом меру достойности их участия знает только Бог.


В таком именно виде, должно быть, иконостас перешел из Византии на Русь и так существовал до XV в., когда иконопись достигает особого расцвета и церкви начинают заполняться множеством икон, повторяющих почти всю настенную живопись храма. Иконы на алтарной преграде ставятся уже в несколько рядов, плотно друг к другу, а сама преграда выдвигается вперед, закрывая восточные столбы, жертвенник и диаконник, или ризницу, хранилище священных сосудов, богослужебных облачений, книг, вина, просфор и других предметов, необходимых для богослужения и совершения треб.


В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса — высокий иконостас . Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением. Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери. Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них священник выносит потир (чашу) со Святыми Дарами (под видом хлеба и вина — Тело и Кровь Христовы), то есть сам Господь, Царь Славы, проходит через эти врата. На Царских вратах изображаются Благовещение и четыре евангелиста.


Другие врата, северные и южные , несут на себе изображения архангелов или святых диаконов (иногда святителей) и называются диаконскими , потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения несколько раз, а епископ никогда, так как, символизируя Христа Спасителя, он проходит через Царские врата.


В знак того что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное открылось для людей в новозаветном храме, алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.



Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (или чинам, или рядам).


Классический русский высокий иконостас выглядит следующим образом. Справа от Царских врат находится икона Спасителя , а слева — Божией Матери с младенцем . Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус .


Над местным рядом располагается деисусный (деисисный) (от греч. d’eеsis — моление) ряд, символизирующий моление всей Небесной Церкви ко Христу. Центральная икона этого ряда — «Спас в силах» — изображает Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Божией Матери и Иоанна Крестителя . Эти изображения символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая возможна для человеческого рода. По ту и другую сторону от центральных образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся иконы молящихся апостолов и других святых , поэтому этот ярус иногда называют апостольским .


Третий чин носит название «праздничный», потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами, изображены главные православные праздники.


Следующий, четвертый чин — пророческий. В нем помещаются иконы ветхозаветных праведников — пророков , через которых было получено откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Икона Божией Матери «Знамение», символизируя вочеловечение Христа, располагается в центре этого ряда.


Пятый ярус иконостаса — праотеческий — содержит изображения праотцев — ветхозаветных патриархов и икону Святой Троицы в центре.


Непосредственно над Царскими вратами располагается икона «Тайная вечеря».


В центре над верхним чином находится Крест (Голгофа) — символ искупления человечества и победы божественной любви над смертью.


Иконостас Исаакиевского собора
XIX в. Санкт-Петербург


В Древней Руси этот тип иконостаса был самым распространенным, хотя число ярусов могло и уменьшаться до одного ряда , с обязательным изображением Тайной вечери над Царскими вратами. Под иконами нижнего ряда, почти над самым полом, в древние времена помещались даже изображения языческих философов и сивилл, так как они, хотя и не знали истинного Бога, стремились к его познанию.



Иконостас , как и весь алтарь, находится на возвышенном месте , которое выдается в среднюю часть храма и называется солея .


Установленные правила и сформировавшиеся традиции в устроении православных храмов строго соблюдаются, однако в определенных рамках допускаются и различия (не принципиальные), обусловленные особенностями конкретного храма, поэтому каждый православный храм по-своему уникален как внешне, так и внутренне.


Православный храм может иметь дополнительные алтари , образующие приделы храма , соответственно каждый алтарь имеет свой иконостас .




Латинские храмы тоже бывают богато украшенными.
На снимке знаменитый золотой алтарь кафедрального собора в Севилье, в Испании.