Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы. Литературно-музыкальная композиция "9 Мая" Литературная композиция к 9 мая

  • Дата: 21.12.2023

Звучит музыка . Шуберт «Аве Мария». Музыка затихает. Высвечивается изображение Девы Марии с младенцем на руках. Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Чтец (девушка): Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа, на страдания и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. В пристальном взгляде Марии читается вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»

Музыка звучит громче , Шуберт «Аве Мария»

Чтец (юноша): А. Марков «Сикстинская Мадонна»

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда, покуда
Дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят.
Просто мать.

Звучит песня (запись) в исполнении А.Герман «Колыбельная»

Чтец (девушка) Отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием»


Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.

Родина?
Разве хотела ты их смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь,
Родина?

Чтец (юноша ) читает стихотворение В.Кочеткова «В сожженной деревне», подходя к зыбке, укрепленной в правом углу сцены. Над зыбкой – икона.

Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили,
Маячили остовы черных печей.
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней.
Как будто бы смерть неохотно брала
Ясак с белгородской деревни.
И в этом еще не дотлевшем аду.
Где горе уже накричалось,
Под старой березой у всех на виду
Ременная люлька качалась.
Играла малиновой медью колен
С июньскою синью небесной.
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чем не молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосенки.

Чтец (девушка)

Разве погибнуть ты им завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?

Чтец (юноша)

Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сживает нам горло, лишает сна,
Путает имена.

Чтец (девушка)

Александр, Владимир, Станислав –
Сколько было жизней, сколько слав!
Вечер будет кроваво-синий,
Я склонюсь над колыбелью сына.
Люди же не видали покоя,
В жизнь и смерть без устали играя,
Имя нужно дать ему другое,
Потому что жизнь его другая…

Чтец (юноша)

О чем ни подумай – война, война…
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу теплей,
Тем горше с ней.
Восходы, закаты – все ты одна.
Какая тоска ты – война, война!
Ты, ты – проклятье, – темным-темна.
Где павшие братья, – война, война!
Как солнце багрово! Все ты одна.
Какое ты слово: война, война…
Как будто на слове
Ни пятнышка крови,
А свет все багровей во тьме окна.

Чтец (девушка)

Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились.
Как в солдатики шли играть.

На сцене мужчина держит за руки двух парней-солдат. Читает стихотворение В. Занадворова «Война»

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела,
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды оконных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни последний рассвет
Над изрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Чтецы (юноши)

1. Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца – в сердце, в голову – и все? И мое горячее сердце уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум, спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык?

Мужчина. Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются, маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большее, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

2. Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас…

Чтец (девушка)

Ей не спится, что-то сердце ноет,
Ломит грудь, а ночь темным-темна,
Звезд не видно, зимний вечер воет,
И куда ни глянь – везде война.
Стонет явор за окном уныло,
Кот мурлычет в сонной тишине.
Пусто в хате. Мужа схоронила,
А сыны? Где ж быть им – на войне.
Двое шлют ей радостные вести.
Хоть и горько дома жить одной,
Но за старших двух душа на месте,
Только младший – жив ли он, родной?

А. Розенбаум «Красная стена» (звучит запись песни).

Чтец (женщина ) читает отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием» №6

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной
Сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу.
Прилечу я птицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя.
Горюшко мое, –
Где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я ничегошеньки, –
Только сына милого…
За лесами моя ластонька,
За горами – за громадами…
Если выплаканы глазоньки –
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое, –
Где же ты?

Звучит тихая мелодия М.Таривердиева «Воспоминание»

Чтец (юноша) Стихотворение А.Н.Некрасова «Внимая ужасам войны»

Внимая ужасам войны
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! Утешится жена.
И друга лучший друг забудет!
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы наших матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнутых ветвей.

Чтец (женщина ) читает отрывок из рассказа А. Платонова «Взыскание погибших»

Мать вернулась в свой дом.

Она шла по полям, тоскующая, простоволосая, со смутным, точно ослепшим лицом… Горе ее было вечным и печаль неутомимой – мать утратила мертвыми всех своих детей.

На своем пути она встречала немцев, но они не тронули эту женщину; им было странно видеть столь горестную старуху, они ужаснулись вида человечности на ее лице.

Пройдя сквозь войну, мать вернулась домой. Но родное место ее теперь было пустым. Она села посреди остывшего пожарища и стала перебирать руками прах своего жилища. Если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто их сбережет в своей любви, когда ее сердце тоже перестанет дышать?

Мария Васильевна пришла на место могилы, где стоял крест, сделанный из двух связанных поперек жалобных, дрожащих ветвей. Мать села у этого креста, под ним лежали ее нагие дети, умертвленные, поруганные и брошенные в прах чужими руками.

– Были бы вы живы, были бы вы живы! А теперь, где ваша жизнь, какую вы не прожили, кто проживет ее за вас? Матвею-то сколько ж было? Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было 18, теперь уже 19 пошел бы, вчера она именинница была…

Сколько же сердца своего истратила на вас, сколько крови моей ушло, но значит, мало было, мало было одного сердца моего и крови моей, раз вы умерли, раз я детей своих живыми не удержала и от смерти не спасла…

Они, что же, они дети мои, они жить на свете не просились. А жить на земле, видно нельзя еще, тут ничего не готово для детей: готовили только, да не управились!

Чтец (женщина) читает плач Н. Коняева «Мать павшего воина»

Протоптать мне-ко дороженьку да пройти мне-ко тропиночку да ко сваму рожену дитяточку, на круту-то складену могилушку. Я пришла, горюша-горькая, на великий- то на праздничек, на большое поминалище. Как прошло да прокатилося тридцать лет да тридцать зимушек – крепко спишь, не пробуждаешься, с сладким сном не расставаешься. Ноженьки-то на дороженьке, рученьки-то у сердеченька… Как мне жить-то оповадиться? Не увижу я, горющица…

Звучит музыка . Моцарт «Реквием». Свет в зале приглушен. По обеим сторонам зала проходят мальчики, в руках которых зажженные свечи. Они поднимаются на сцену.

Священник исполняет Заупокойную, объявляет минуту молчания.

– Минута молчания.

Чтец (девушка ) читает отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием»

Черный камень,
Черный камень.
Что ж молчишь ты,
Черный камень?
Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
Стать надгробием могилы
Неизвестного солдата?
Черный камень.
Что ж молчишь ты,
Черный камень?
Разве камни виноваты в том,
Что где-то под землею
Слишком долго спят солдаты?
Безымянные солдаты,
Неизвестные солдаты…
А над ними травы сохнут.
А над ними звезды меркнут.
И оранжевое солнце разливается по небу.
Время движется над ними…
Но когда-то, но когда-то
Кто-то в мире помнил, имя
Неизвестного солдата!
Ведь еще до самой смерти
Он имел друзей немало.
Ведь еще живет на свете
Очень старенькая мама.

Чтец (женщина ).

Пуля,
Жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой
И любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессиля,
Задремала
И приснилось ей,
Будто бы она –
Сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле,
Вихрем опаленном,
Где последний догорает бой.
Кличет,
Называя поименно,
Сыновей,
Что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна.
Снег дымится,
Он пропитан кровью,
Меж убитых тихо мать идет
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье вечность им кладет.
А в душе не иссякает сила
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она Россия –
Мать ста миллионов сыновей!

Звучит в запись песни А. Розенбаума «Бабий яр»

Чтец (женщина ) читает стихотворение Н. Буровой

Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала.
Тревожилась, гордилась, тосковала,
Пожизненно влюбленная, как мать,
Готовая и штопать, и стирать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Его вчерашний звонкий голосок,
А нынче жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает,
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы –
Работают холодные умы…
Я сына родила не для войны.

Чтец (женщина ) читает отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

– Ну, здравствуй, сыночек.. Здравствуй, Васенька, кровинушка моя.

Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок, и она, бережно охватив его рукой, вслушивалась, как он тихо и ровно дышит, она почувствовала, что в этом тихом младенческом дыхании рожденного ею человека заключается вся ее жизнь.

В это мгновенье Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть.

Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств, жестокости, крови она родила не только сына, но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки.

– Вы все будете жить,– шепнула Мария,– вы все будете жить…

Чтец (юноша) : Все, что нам свято, дорого, озарено именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать». Солдат в бою с врагом бьется за родную землю-мать. Земля устала от войны… Устала… Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви?

Вокальная группа исполняет песню «Земля моя»

Чтец (девушка )

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллионы лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Звучит музыка – пение птиц. Все подходят к центру – Земле. Дети вручают цветы ветеранам, матерям.

Чтецы читают по-очереди (юноша, девушка)

И ходит по Земле
Босая Память –
Маленькая женщина.
Она идет,
Переступая рвы,–
Ей не нужны ни визы, ни прописки.
В глазах-то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идет,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают,
И обелиски кланяются в пояс.

1-й ведущий:

Мы каждый год 9 мая обращаемся к тому, что в каждой семье будет свято вечно. Великая Отечественная война… Она затронула каждую семью. И мы всегда будем помнить о жуткой цене, заплаченной за победу: о миллионах человеческих жизней, а ценнее человеческой жизни нет ничего в мире.

2-й ведущий:

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтим память павших героев, кланяемся живым. Хотя прошло уже более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтом мы собрались сегодня здесь.

1-й чтец - Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил.

2-й чтец - Тем, кто мёрз в окопах холодными ночами.

3-й чтец - Тем, кто на речных переправах шёл ко дну.

4-й чтец - Тем, кто на века канул безымянный в фашистском плену.

5-й чтец - Всем, кто ушёл в бессмертие, выстоял и победил, посвящается…

1-й ведущий: Шли последние минуты мирной жизни.

1-й чтец:

Июнь…Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2-й чтец:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну!

На сцене юноша и девушка замирают стоя и держась за руки, затем читают стихи)

Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы…

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза…

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,

Война велит нам разлучиться.

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.

В огонь уходят поезда.

Зачем назвал меня любимой

Той долгожданной ночью светлой?

Зачем назвал меня любимой?

Теперь мой путь не изменить!

Любовь должна быть неделимой.

Она, как звёздный свет, бессмертна…

Любовь должна быть неделимой,

Войне любовь не разделить!

Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться,

Над нашим счастьем поднят меч.

Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был…,

Я верю, встреча повторится,

Как тысячи счастливых встреч!

(Звучит в записи песня «Тёмная ночь». На фоне музыки они расходятся в разные стороны).

2-й ведущий:

Такие молодые, совсем несмышлёные встретили вчерашние выпускники немецких захватчиков, встали на защиту своей Родины. Единственное, чему они удивлялись - тому, что они с начала войны неожиданно стали взрослыми. Из выпускников 1941 года в живых к концу войны осталось только 7%.

1-й ведущий:

У войны не женское лицо. Но там, где плакали мужчины, женщина не плакала. Женщины встали на просторе всей нашей огромной страны: в заводском цехе, на ржаном поле, у детской колыбели, у операционного стола… и фронт не дрогнул.

3-й чтец:

Мы знаем, как никто на свете,

Войны отчаянье и мглу.

Всё больше женщины и дети

Тогда работали в тылу.

2-й ведущий:

Выполнение производственного задания было тогда законом. Как на фронте, беспрекословным был приказ, так в тылу было обязательным выполнение своей нормы: тыл работал на фронт, тыл работал на Победу.

4-й чтец:

Ладони в ссадинах и трещинах

К труду привычные давно,

А ношу на плечах у женщины

Измерить людям не дано.

1-й ведущий:

Солдаты сражались во имя мира. В передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах они писали письма домой. Письма посылали без конвертов, свернув их треугольником.

Звучит песня «Землянка» (К.Листов, А.Сурков). Три мальчика изображают у «костра» бойцов на привале, которые пишут «письма».

1 ребенок:

Дорогая мамочка!

Ты обо мне в слезах не вспоминай,

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далек родимый край,

Но я вернусь к знакомому порогу!

2 ребенок:

По-прежнему моя любовь с тобой,

С тобою Родина, ты не одна, родная.

Ты мне видна, когда иду я в бой,

Свое большое счастье защищая.

И на заботу подвигом отвечу,

Я далеко, но я еще вернусь.

И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

(Мальчики складывают письма треугольниками, встают и уходят)

2-й ведущий:

Война длилась 4 страшных года - 1418 дней и ночей. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

8-й чтец:

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны -

Во имя живущих -

Во имя грядущих -

1-й ведущий:

В годы Великой Отечественной войны погибли более 20 миллионов советских людей. Объявляется минута молчания. Почтим память павших.

2-й ведущий:

Долог и нелегок был путь к победе. Низкий поклон воинам, с честью выполнившим свой долг перед Родиной. Тем, кто вернулся домой, и тем, кто пал на полях сражения. Прошло много лет, но люди помнят эту знаменательную дату и торжественно ее отмечают.

5-й ребёнок

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

6-й ребёнок

Встань сегодня утром рано,

Выйди в город — погляди:

Как шагают ветераны

С орденами на груди.

7-й ребёнок

Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь Победы

Боевые ордена!

Песня «Прадедушка»

1-й ведущий:

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

2-й ведущий:

Мы никогда не забудем тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

1-й чтец.

Знамя Победы алое — символ дружбы и счастья людей!

2-й чтец.

Знамя Победы алое — это мир для планеты людей!

3-й чтец.

С прекрасным весенним праздником!

С Днем Победы!

Исполняется песня «День Победы»

Ольга Полозова
Музыкально-литературная композиция к 9 Мая для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий

музыкально-литературной композиции ,

Цель : Донести до детей значение праздника «День Победы» , воспитывать любовь и уважение к памяти павших бойцов.

Задачи :1. Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народа.

2. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине.

3. Воспитывать нравственно-патриотические качества детей посредством музыкально -эстетического воспитания.

4. Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье .

Действующие лица : ведущие – взрослые

Ход мероприятия

Дети младшего дошкольного возраста проходят и рассаживаются в зале до начала праздника. Дети старшего дошкольного возраста входят в зал под музыку «День Победы» Д. Тухманова, в руках цветы, флажки, голубые шарфы и ленты для салюта.

Дети старших и подготовительной групп выполняют перестроения под музыку .

Методист : Добрый день, уважаемые гости! Совсем скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник - День Победы. 70 лет прошло с того дня, как Советская Армия и наш народ победили фашистскую Германию.

Ведущая : Много праздников мы отмечаем,

Все танцуем, играем, поём.

И красавицу осень встречаем,

И нарядную ёлочку ждем.

Но есть праздник один - самый главный.

И его нам приносит весна.

День Победы - торжественный, славный,

Отмечает его вся страна.

1-й ребенок : Я знаю от папы, я знаю от деда :

Девятого мая пришла к нам Победа!

Победного дня весь народ ожидал,

Тот день самым радостным праздником стал!

2-й : Отстоял народ Отчизну,

Шел отважно в грозный бой,

Не жалели люди жизни

Для Отчизны дорогой!

3-й : Принесли отцы и деды?

Счастье людям всей земли,

Славим в светлый День Победы

Всех, кто в бой великий шли!

4-й : Когда приходит День Победы,

Цветут сады, цветут поля.

Когда приходит День Победы -

Весною дышит вся земля!

5-й : Когда приходит День Победы,

То раньше солнышко встает.

И, как одна семья большая,

Идет в колоннах наш народ!

6-й : Когда приходит День Победы,

Звучат и музыка , и смех,

И, поздравленья принимая,

Мы поздравляем всех!

Песню по выбору музыкального руководителя исполняют дети старшего дошкольного возраста

Ведущая : 70 лет нашей славной Победе. И мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава!

Разделить радость Победы пришли в наш детский сад почетные гости. Давайте поприветствуем их. (Ведущий поименно представляет ветеранов.)

Методист : Дорогой ценой досталась нам эта Победа! И очень важно, чтобы люди никогда не забывали тех ужасных дней войны. Мы вспомним сегодня как это было.

Звучит аудиозапись музыки в исполнении духового оркестра. Дети играют друг с другом, с игрушками, читают книжки. Звучит вальс.

Ведущий радостно : (под звуки вальса)

Мирно страна проснулась в этот июньский день.

Только что развернулась в парках её сирень.

Радуясь солнцу и миру, утро встречала страна…

(резко замолкает ведущий и музыка , и дети замирают с предметами в руках)

Звучит «Воздушная тревога» , дети разбегаются по своим местам, замолкает сирена

Ведущий трагично :

Вдруг разнеслись по эфиру горестные слова.

Звучит фонограмма песни «Священная война» фоном.

Ведущая. (читает на фоне)

И встал народ, услышав зов страны.

И на фронтах великой той войны

Отважно шли солдаты в смертный бой

За нашу Родину, за нас с тобой! (песня стихает)

В зал входят два мальчика в военной форме с автоматами.

1-й ребенок. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

2-й ребенок. Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

1-й ребенок. Пламя ударило в небо. Ты помнишь, Родина?

2-й ребенок : Тихо сказала : «Вставайте на помощь» , Родина.

Ведущая : Первыми в бой вступили пограничники, они яростно защищали границы нашей Родины. Но враг наступал и вот на фронт стали уходить все новые и новые бойцы. Провожая на войну своих отцов, сыновей, братьев, женщины нежно и трогательно прощались с ними.

"Вальс прощальный" танцевальная композиция

Ведущая : Каждый день и каждый час шла битва за просторы нашей страны. Все силы были брошены, чтобы остановить врага. На морях, реках, на суше и в небе, в лесах и болотах шли ожесточенные бои.

Инсценировка стихотворения С. Маршака Мы военные. (Подготовительная группа)

Выходят дети, в костюмах с элементами военной формы. Перед каждым 4-стишьем ведущая зачитывает фамилии бойцов по родам войск.

Телефонист (с телефоном)

Алло, Алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль) .

На, горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою экипаж,

Оставить, истребитель наш.

Автоматчик : (с автоматом) .

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таиться враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдем.

Рядовой (в пилотке, с орденом.)

Я пехотинец молодой.

С фашистом дрался под Москвой.

Не раз в разведку я ходил,

Меня полковник наградил.

Летчик (с картой) .

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ.

ВСЕ : Противник не уйдет от нас.

(Дети садятся на места, выходит моряк)

Моряк : Над кораблем алеет наше знамя,

А за кормой – лазурная волна.

Мы подрастем и станем моряками,

Защитой станем мы тебе, страна!

"Танец моряков" – исполняют мальчики подготовительной группы.

Ведущая : За время войны поэты и композиторы сочинили много хороших задушевных песен, которые любили петь солдаты в часы отдыха. Песня всегда помогала поддержать боевой дух солдат в перерывах между сражениями, на привале. Артисты приезжали на фронт и выступали перед бойцами. Это были песни о Родине, о матерях, о любимом доме.

Взрослые исполняют попурри военных песен.

Ведущая : Наш народ перенес страшную и тяжёлую войну и вышел победителем. На борьбу с врагом поднялись все, от мала и до велика. В тылу трудились женщины и старики : выпускали снаряды, шили одежду, лечили раненых. «Все для фронта, все для Победы!» - звучал лозунг военных лет!

Ребенок : Моя прабабушка не воевала,

Она в тылу Победу приближала,

У нас в тылу работали заводы,

Для фронта делали там танки, самолеты…

Снаряды делали и пули отливали,

Одежду, сапоги изготовляли,

Для самолетов бомбы, ружья для солдат,

И пушки, и конечно, провиант.

А дети помогали взрослым : тушили зажигательные бомбы, сброшенные с фашистских самолетов. Работали на заводах наравне со взрослыми, помогали выращивать хлеб и картофель. А это было очень нелегко, ведь они недосыпали и недоедали.

Сценка (Старшая группа )

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль , играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра : Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет.

Ну, хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат : А разве я есть не хочу?

Хочу! Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра : А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат : Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья не нужны.

Сестра : А вот и мамины шаги слышны!

Брат (строго) Не вздумай хныкать перед ней,

Дай отдохнуть сначала ей. (садятся)

Ведущая : Вернулась мать, но отца своего они так и не дождались. (Зажигают свечу) И многие не вернулись с войны, но в окнах домов и день и ночь горела свеча – знак того, что здесь помнят и ждут домой тех, кто ушел на войну. Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.

Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано : «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен» . Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить, что погибшие солдаты защищали Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков . В честь победы над фашизмом горит Вечный огонь, чтобы люди не забывали о подвигах наших героев.

1-й ребенок : Приходят люди к Вечному огню.

(подг. гр) Приходят, чтобы низко поклониться

Тем, кто погиб в жестокую войну,

Их подвигами Родина гордится.

2-й : Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град,

Не заметут его метель и ветер.

Бессмертен подвиг доблестных солдат.

Несут цветы и взрослые, и дети

3-й : Тем, кто стоял за Родину свою,

Чтоб не могла война вновь повториться.

Приходят люди к Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться.

Дети старших групп исполняют песню "Идут ветераны"

Ведущая : Прошу всех встать, (встают около стульев) почтим память павших минутой молчания.

Минута молчания (метроном)

Ведущая : Прошу всех садится. Через века, через года помните, не забывайте никогда страшные годы войны.

1-й ребенок : Нет! - заявляем мы войне,

Всем злым и черным силам,

Должна трава зеленой быть,

А небо - синим-синим.

2-й ребенок : Нам нужен разноцветный мир.

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

Все пули и снаряды.

Ведущая : Война длилась четыре долгих года. Враг постепенно начал слабеть, солдаты нашей Родины наступали, чтобы освободить землю русскую. Но где же брали силы Советские бойцы? Им помогали письма с Родины. Вот смолкнет бой, сядет солдат в окопе, достанет листок бумаги и маленький карандаш, напишет пару строк домой. А в ответ ему приходят письма от родных матерей, от любимых жен и детей . Это и придавало силы бойцам, знали они, что ждут их домой и сражались еще яростнее. Каждый день с фронта шли письма-треугольники

Взрослые исполняют песню «В землянке»

Ведущая : Наша доблестная армия прогнала врага не только с наших земель, но и освободила народы других стран, захваченных фашистами Германии. Подвиг их бессмертен. Герои той войны получили награды, ордена и медали.

Ребенок : Мой прадедушка герой!

Он защищал страну,

Не спит он ночь порой,

Как вспомнит ту войну.

Был дважды ранен он,

Поправился и в строй.

И вновь бои с врагом,

Мой прадедушка герой!

Давно войны той нет,

Но в памяти она,

Бойцов, таких как дед,

Не забывай, страна!

Песня «Прадедушка» сольный номер

Ведущая : В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края :

Мир победил! Окончилась война!

День Победы! Праздник долгожданный!

Мирная небес голубизна.

Помнят на земле народы, страны,

В этот день закончилась война!

1-й ребенок : Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

2-й ребенок : Кто носит орден боевой

За подвиги в бою.

А кто – за подвиг трудовой,

В совеем родном краю.

3-й ребенок : Нам нужен мир : тебе и мне,

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет

Который завтра встретим.

4-й ребенок : Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

Девочки подготовительной группы исполняют танец с голубыми шарфами «Мирное небо» .

Ведущая : Идет время. Уходят из жизни участники войны. Но люди, совершившие подвиги должны жить вечно – в сердцах и памяти детей , внуков и правнуков.

1-й ребенок : Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

2-й ребенок : - Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам, мы очень любим Вас!

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Дети вручают пришедшим ветеранам цветы.

3-й ребенок : Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

4-й ребенок : Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют. (Т. Шабатин)

Дети исполняют композицию с разноцветными лентами «Салют Победы» .

Дети выходят из зала под песни военных лет.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Материал подобран в соответствии с возрастной категорией.В разработке предоставлены стихотворения советских писателей о войне, исторические сведения о ходе ВОв, дополнительный материал для инсценирования стихотворений. Сочетание звукового и литературного сопровождения помогают детям проникнуться настроением тех событий.

Цели и задачи:

  • Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям;
  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.
  • Представления об активной роли человека в жизни общества.
  • Воспитание познавательной активности.
  • Воспитание политической сознательности.
  • Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.
  • Развитие наклонностей к художественному творчеству.

Оборудование: Аудиозаписи: голос И.Левитана о начале Великой Отечественной войны, об окончании Великой Отечественной войны, П.И.Чайковский «Вальс цветов», Моцарт «Реквием Лакримоза», песня «День Победы», «Прощание славянки», минусовка песни «Смуглянка»; ход секундной стрелки часов, свеча, листки с дневника Тани Савичевой, имитация костра.

Ход мероприятия

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Выходят девочка в платьице и с заплетенными косичками и мальчик в шортах и с удочкой.

Девочка.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Мальчик.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

Учитель. Стоял погожий летний день. Закончился учебный год. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились войти в большой мир. У каждого были свои планы…

На сцену выходят дети, рассказывают стихотворения.

Ученик.

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Ученица.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Ученица.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Ученик.

Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.

Дети садятся. Звучит «Прощание славянки». Мальчики на сцене надевают пилотки, прощаются с девочками и строевым шагом уходят со сцены. Девочки машут платочками вслед уходящим «солдатам». Утирают слезы.

Учитель . 22 июня 1941 года началась самая страшная война в истории человечества – Великая Отечественная война. Великая Отечественная война была самой смертоносной и разрушительной. Она унесла с собой миллионы жизней, не жалела ни стариков ни детей, стёрла с лица земли тысячи городов и селений

Ученик.

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!

Ученица.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...

Учитель. 4 долгих года длилась Великая отечественная война - тысяча четыреста восемьдесят дней. От Москвы до Берлина 2600 километров. Если ехать поездом, то это более двух суток, если лететь на самолёте – три часа, а если перебежками и по–пластунски – четыре года.

27 миллионов погибших на 2600 километров. Это почти 10400 убитых на один километр, это 10 человек на один квадратный метр земли.

27 миллионов погибших за1418 дней. Это 19000 убитых каждый день, это 800 человек - в час, это 13 человек - каждую минуту.

27 миллионов погибших в соотношении ко всему населения того времени, это – каждый шестой. Каждый шестой житель погиб.

Учитель. После тяжелых боев, в те минуты, когда наши доблестные воины отдыхали, очень часто звучали песни.

На сцену выходят дети, инсценируют песню «Смуглянка» .

Учитель. Для каждого воина важной была «весточка» от родных и близких людей. С каким нетерпением они ожидали известий из дома! Часто вечерами, в перерывах между боями, сидя у костра, они писали домой.

На сцену выходят мальчики в костюмах солдат, садятся у костра и пишут письма. Звучит аудиозапись « Реквием Лакримоза» Моцарта.

Мальчик (имитирует написание письма)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Учитель. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Они помогали в тылу и на фронте. Двадцать тысяч пионеров получили медаль "За оборону Москвы". Пятнадцать тысяч двести сорок девять юных ленинградцев награждены медалями за оборону Ленинграда.

На сцену выходят девочки в костюмах солдат.

Девочка.

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.

Девочка.

Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Учитель. Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

СЦЕНКА

Сценку показывают мальчик и девочка. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Учитель. Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем кто не работал и детям по 125 г хлеба из смеси опилок и муки в день. Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.

Как страшно было жить в блокадном Ленинграде, написано много. Но самое тяжелое повествование содержит всего лишь семь строк. Это дневник двенадцатилетней жительницы Ленинграда - Тани Савичевой. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом

На сцену выходят дети, которые держат в руках «страницы» из дневника Тани Савичевой – жительницы блокадного Ленинграда. Дети зачитывают и демонстрируют записи девочки.

Ученик 7. "Умерли все". "Осталась одна Таня"

Дети уходят со сцены.

Ученик.

За утратою - утрата,
Гаснут сверстники мои.
Бьет по нашему квадрату,
Хоть давно прошли бои.
Что же делать?-
Вжавшись в землю,
Тело бренное беречь?
Нет, такого не приемлю,
Не об этом вовсе речь.
Кто осилил сорок первый,
Будет драться до конца.
Ах обугленные нервы,
Обожженные сердца!..

Учитель. Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. И 9мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией.

Ученик.

Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что двадцать семь миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.

Учитель. В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Учитель зажигает свечу, звучит запись хода секундной стрелки часов. Дети встают, склоняют головы.

Ученик.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.

Звучит песня «День Победы».

Учитель. Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем гвоздики словно напоминали прохожим: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней… И эти гвоздики дарят тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам, и тем, кто не вернулся с полей сражения – возлагают к памятнику и вечному огню.

Дети вручают гвоздики ветеранам, присутствующим на празднике.

Цель : способствовать формированию патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • формировать эстетические чувства школьников.

Оформление : мультимедийные презентации к песням о войне (классы заранее готовят презентации к конкурсу).

1-й ведущий: Сегодня наша страна отмечает один из самых значительных праздников – День Победы. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. Действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом.

2-й ведущий: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

3-й ведущий: А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, сегодня самым молодым солдатам последнего военного призыва уже далеко за семьдесят. У многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки, и даже праправнуки.

4-й ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий: Это если говорить на скупом языке цифр. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих, нескончаемых года.

2-й ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

3-й ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

4-й ведущий: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

1-й ведущий: Нет, ни нам, ни будущим поколеньям забывать об этом нельзя.

2-й ведущий: Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Песня «Священная война», презентация 8 «А» класса.

Чтец 4 :

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Чтец 5 :

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Чтец 4 :

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

Чтец 5:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Чтец 4 :

Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина.

Чтец 5:

Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина! (Р. Рождественский. «Реквием» ).

Исполняется песня «Мы за ценой не постоим».

Чтец 6.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Советской армии простой солдат.

3-й ведущий: В Москве, у Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».

4-й ведущий: И в Калининграде, как и в любом другом городе нашей великой страны, всегда горит Вечный огонь в память о тех, кто не пожалел своей жизни ради миллионов жизней других – наших с вами жизней.

1-й ведущий:

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо - живым!

2-й ведущий: Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Метроном).

Чтец 7:

Все меньше ветеранов с каждым годом
Встречаем мы у вечного огня,
Которые добыли в 45-м
Победу для тебя и для меня.
Идут к огню седые ветераны,
Почтить погибших фронтовых друзей,
И ноют той войны у многих раны,
С годами больше и еще сильней.
Всех поздравляем с праздником Победы,
Ведь шестьдесят прошло уже с тех пор,
Когда отцы и даже наши деды,
Фашистам дали памятный отпор! («Ко дню победы». Чеботнягин А.С. ).

3-й ведущий: Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И потому появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

4-й ведущий: И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

1-й ведущий: А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.

Вокальная группа исполняет песню «Последний бой».

Чтецы-1, 2, 3 на фоне тихой музыки читают стихотворение К. Симонова « Жди меня».

2-й ведущий: Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

3-й ведущий: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

4-й ведущий: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

1-й ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война.

1-й чтец:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных...

2-й чтец:

Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

3-й чтец:

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.

1-й чтец:

Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.

2-й чтец:

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

1-й чтец:

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...

2-й чтец:

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

1-й чтец:

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.

Взрослый чтец:

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

2-й ведущий: Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве.

3-й ведущий: Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход мировой истории.

На фоне песни «На безымянной высоте» презентация 8 «Б» класса.

Чтец 9.

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом? (Л. Забашта. «Мать» ).

На фоне песни «Журавли» презентация 7 «Б» класса.

Чтец 10.


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

На фоне песни «Майский вальс» презентация учащихся 7 «В» класса.

Чтец 11.

Давно закончилась война,

И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, –
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.

1-й ведущий: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2-й ведущий: Пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

3-й ведущий: Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Чтец 12.

Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила...
И опять посреди тишины
Я стою у солдатской могилы.
Время замерло... Стынет гранит...
Наступает минута молчанья.
И со мною огонь говорит –
Голос памяти... Голос печали...

Чтец 13.

“В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают...”
Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.

Чтец 12.

Бьется пламя... И небо звенит...
И в почетном стоят карауле
Те мальчишки, которых они
Заслонили когда-то от пули.
Посмотрите, какие глаза
У солдат моего поколенья.
И до них долетела гроза –
Это памяти прикосновенье.

Чтец 13.

Это в них продолжается жизнь
Тех, кто падал в багряные росы,
Тех, кто в поле былинном лежит
И над кем наклонились березы.
Посмотрите на Вечный огонь –
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг – вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Память! Ей мы навеки верны. (Елена Сенявская).

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

13-й чтец.

Помните!
Через века, через года, – помните!

14-й чтец.

О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

15-й чтец.

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

13-й чтец.

Люди!
Покуда сердца стучат, – помните!

14-й чтец.

Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

15-й чтец.

Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!

13-й чтец.

Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова, презентация 7 «А» класса.