Психолого-педагогическая характеристика. Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника характеристика

  • Дата: 28.09.2019

Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника

Октябрь 30th, 2011 admin

В период педагогической практики возникают проблемы написания психолого-педагогической характеристики школьника. Шаблон написания такой характеристики может облегчить ее написание. Следует только внимательно изучить все пункты предлагаемого шаблона, подобрать предлагаемые методы и методики в соответствии срекомендациями в имеющейся литературе или с помощью определенных сайтов.

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Здоровье ребенка (здоровый или ослабленный), рост (отстает в росте или очень рослый), вес (нормальный, избыточный, недостаточный), есть ли недостатки зрения, слуха. Нарушение осанки. Уровень развития моторики (в частности, мелких движений). Соответствие физического развития возрасту.

МЕТОДЫ : анализ документации, наблюдение, беседа с родителями, учителями, школьным врачом.

Как влияет физические особенности школьника на развитие его личностей? В чем и как это проявляется? Если влияние негативное. Существует ли возможность коррекции? Как ее осуществить?

II. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ

Состав семьи, профессия и место работы родителей, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребенку, позиция ребенка в семье.

МЕТОДЫ : беседа с членами семьи, учеником, анкета на выявление отношения ученика к близким людям.

Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребенка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить?

III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА СО СВЕРСНИКАМИ

Социальный статус и социальная роль и ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу (кого считает другом, к кому благосклонен, с кем конфликтует и по каким причинам), какие моральные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками, отношение к нему одноклассников (какие отмечают положительные или отрицательные черты). Совпадает ли их оценка с оценкой учителя? Имеет ли друзей вне класса? С кем общается вне школы? Каков характер этих взаимоотношений?

МЕТОДИКА : наблюдение, беседа с учителем, социометрия, референтометрия. Сделать вывод: благоприятна ли позиция ученика в классе, как это сказывается на развитии его личности? Чем определяется его позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника? Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся на отношениях с другими людьми.

IV. IV.УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Успеваемость уровень знаний. Отношение к учебе (общий интерес к учению, отношение к различным предметам), старательность. Умение учиться (работать с книгой, заучивать, составлять планы, контролировать себя), основной мотив учения. Наличие трудовых навыков и умений, предпочитаемые виды труда. Отношение к труду, организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым условиям.

МЕТОДЫ: анализ документации. Наблюдения, беседы с учителем, родителями, учеником, анкетирование по выявлению мотивов учебной деятельности.

Проанализировать причины того или иного отношения к труду, возможные пути перестройки отрицательного или активизации положительного отношения. Какие умения (учебные и трудовые) необходимо сформировать у школьника, какими способами?

V. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Учебные и внеучебные интересы (их направленность, широта, глубина, активность). Убеждения, специальных способностей: музыкальных, артистических, художественных и др.

МЕТОДЫ: экспериментальные методики к разделу V.

VI. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКА

Общее умственное развитие, осведомленность, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль. Особенности мышления: умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, уровень развития наглядно-образного и понятийного мышления.

Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития творческого и воссоздающего воображения). Особенности внимания (концентрация, распределение, объем).

МЕТОДЫ: наблюдение, экспериментальные методики к разделу VI.

Рекомендации по формированию недостаточно развитых приемов мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения уровня умственного развития, коррекции имеющихся недостатков внимания, памяти. Мышления, воображения. Учет интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе.

VII. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА

Определить тип высшей нервной деятельности, описав силу протекания нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Проявление свойств темперамента: сенситивность, реактивность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверт, интроверт.

МЕТОДЫ: наблюдения, беседы с учеником, учителями, методики определения силы, уравновешенности и подвижности первых процессов, о типе темперамента и его отдельных свойств.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

Ярко выраженные черты характера, проявляющиеся в отношении к людям, учебе, труду, самому себе. Самооценка, уровень притязаний. Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость. Эмоциональные черты характера, преобладающее настроение. Реакция на препятствие (фрустрация).

МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, с учеником, родителями, методика по определению самооценки, уровня притязаний.

Проанализировать причины формирования положительных или отрицательных черт характера школьника. Возможные пути и способы формирования положительных и преодоления отрицательных качеств.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Сделать вывода о сильных и слабых сторонах личности учащегося. Определить возможные перспективы дальнейшего развития личности данного ребенка.

Главные причины недостатков, пути их преодоления.

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Описать проведенную во время изучения ученика индивидуальную работу с ним, какие умения и навыки удалось у него сформировать.

Проанализировать индивидуальную работу с учеником, удалось ли достичь поставленных целей, какие сделаны ошибки, что считаете своей удачей.

Краткие выводы по работе с изучаемой личностью.

При написании психолого-педагогической характеристики на школьника пользуйтесь повествовательными предложениями, и содержание исследований излагайте в виде рассказа.

Каждый пункт характеристики должен начинаться с одной из фраз:

На основе наблюдения……. Беседы с ….. Анкетирования по выявлению…. Тестирования по определению….. и др. фразы, поясняющие что вы делали и какие методы и методики использовали, чтобы изложить результаты этого исследования кратко, лаконично и понятно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии

по психологической части практики

Студента: (ФИО) Шустала Евгения Леонидовича

факультета физического воспитания 3 курса

Форма обучения (очная)

Место прохождения практики: (район, школа, класс) Московский район города Бреста, общеобразовательное учреждение ГУО Гимназия № 4

Руководитель психологической части практики (ФИО) Даниленко А.В.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося

В период прохождения производственной педагогической практики в общеобразовательном учреждении города Бреста СШ ГУО Гимназии №4, я проводил наблюдение за поведением детей среднего школьного возраста, изучал особенности психических процессов, особенности процесса формирования двигательного навыка. Основной целью данного педагогического наблюдения явилось: изучение психологических особенностей сознания и личности учащегося и составление психолого-педагогической характеристики. Мы предполагаем, что данное наблюдение способствует совершенствованию умений педагога в частности ориентироваться, в учебно-воспитательном процессе реагировать на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. В результате этого педагог может выделить не только отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность. Для написания психолого педагогической характеристики я выбрал двух наблюдаемых учеников (учащихся 6 «А» класса). Для получения нужной информации я использовал способ педагогического наблюдения и личной беседы с учениками.

Учащаяся 1

Севашко Дарья Павловна

1. Общие сведения об ученике:

Севашко Дарья Павловна 12 - лет. Уровень физического развития удовлетворительный. По состоянию здоровья относится к 1 основной группе здоровья, отклонений психического характера не имеет. Состав семьи: отец - Павел Константинович (21.08.1974 г.р.), мать- Светлана Евгеньевна (30.08.1971 г.р.),Социально-культурный уровень семьи высокий, категория семьи полная.

Севашко Дарья Павловна - уровень успеваемости отличный, имеется склонность к гуманитарным предметам и с удовольствием посещает уроки физической культуры. С личных слов Дарьи ему нравится учиться. Она с удовольствием ходит в школу и старается не пропускать занятия.

Мотивы учебной деятельности. В школе Дарья ведёт себя дисциплинированно и ответственно, что подтвердила в частности, классный руководитель Черненькая Ирина Иосифовна, с её слов я зафиксировал так же то, что Даша всегда с удовольствием выполняет поручения учителей, зачастую сама может предложить помощь, часто к Даше обращаются одноклассники как по вопросам касающимся учебного процесса, так и по обыденным жизненным ситуациям. Присутствуя на уроке Белоруской литературы, я заметил за Дарьей такую особенность как небольшое переживание (волнение) по поводу неудач, провалов в учёбе. К примеру, на уроке рассказывая стих, ученица сбилась, в результате она сказала учительнице, что он не совсем уверенно чувствует себя перед ней, в некоторой мере это ее сбивает. Получая в свой адрес порцию похвалы, Дарья особого удовольствия не показывает, принимает это как нечто должное. На порицания, идущие в ее адрес он старается, отстоять свою точку зрения.

Умение учиться: Как правило, учебный процесс не возможен без выполнения учебных задач. Севашко Дарья как указали многие учителя, принимает учебные задачи с лёгкостью, ни когда не паникует раньше времени. При подготовке к домашнему заданию Дарья относится с ответственностью и с самостоятельностью принятия решения. Всегда добросовестно готовит домашнюю работу, при возникновении сложных вопросов в помощь Дарье готовы вступить родители. Как сказала сама ученица за отметками она не гонится соглашается чаще всего с оценкой учителя. Источником дополнительной информации чаще всего использует интернет. психологический личность учащийся мотив

Активность на уроках: Если знает, что готова ответить на вопрос то чаще вызывается сама, поднимая руку, ученица чаще всего интересуется актуальной познавательной деятельностью, выделяется как внимательная собеседница. Преобладающий вид внимания на уроке произвольное или преднамеренное. Возникает в результате того, что ученица сама ставит перед собой цель, осознаёт задачу. Ученица выражает свои мысли умственно.

Особенности памяти: Преобладающий тип памяти учащайся слуховой, моторный. Доминирующий способ заучивания материала осмысленный. На уроке литературы я заметил за Дарьей особенность повторять, закрывая уши.

Особенности мышления: Ученица мыслит абстрактно логически, умеет самостоятельно анализировать учебный материал, глубоко внедряется в суть раскрываемого вопроса, делает самостоятельные выводы.

Особенности речи: В большинстве случаев выражает свои мысли в устной форме, обладает наличием достаточного словарного запаса, систему вопрос-ответ выстраивает логически и понятно. При ответах зачастую использует образное представление.

Характеристика способностей: Как уже отмечалось ранее, девочка больше склонна к гуманитарным предметам. Имеются определённые способности к воображению, рассуждению. Общий уровень интереса и способностей к знаниям я бы оценил как высокий, в беседе с учителями и одноклассниками это явно подтверждается.

Состав 6 «А» класса 22 человек из них обучается 6 мальчиков и 16 девочек. Класс показал себя за время практики как дружелюбный, дееспособный, отзывчивый коллектив. Общий уровень успеваемости класса высокий, большая часть класс всегда готовы к урокам, с высокой степенью продуктивности работают на них. В классе следует так же выделить таких старательных учеников как Полюга Артем, Бондарук Анна, Хомук Павел. Ребята активно работают на уроках, участвуют в культурно-массовых мероприятиях школы, ответственно подходят к порученным заданиям соблюдают дисциплину поведения в школе и на уроках. Есть в классе дети, которые любят пошуметь и подурачиться, к примеру: Егоров Денис и Козырко Анна, ребята не усидчивы, порой не выполняют задания учителя, любят, что бы на них обратили внимание одноклассники, для этого они готовы перейти границу общекультурных норм. Однако в целом всё же я бы отметил, что класс хороший за период педагогического наблюдения особых нарушений за ним я не наблюдал. Дарья в коллективе своих одноклассников является примером для подражания. В классе все дети с ней дружат и хорошо отзываются о ней. Несколько детей считают Дарью своей лучшей другой. Со слов Ирины Иосифовны можно отметить, что за Дарьей не наблюдалось межличностных конфликтов, если они где то и назревают, то девочка пытается пойти на компромисс и обойти ссору. В общении с одноклассниками девочка проста и не слишком многословна. Проявляет зачастую свои организаторские способности. К примеру, Дарья является участником «Членов большого совета школы», входит в состав культурно-массового сектора школы. Дарья, как в школе, так и за её приделами, человек добрый и ответственный, искренен в разговоре со сверстниками. Имеет много друзей. Каких либо отрицательных черт характера (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.) я за Дарьей не замечал.

Отношение к общественным поручениям: Как я уже говорил, Дарья активно проявляет себя в массовых мероприятиях школы. Защищает интересы школы на городских олимпиадах, выступает в составе школы на физкультурных мероприятиях.

Отношения с родителями: В отношениях с родителями Дарья ведёт себя с уважением, как сказала она сама, она очень любит своих родителей. Они часто помогают ей, в каких либо не решаемых ситуациях. Как за частую говорят вторая мама это учитель - Дарья очень уважает своего классного руководителя, которая всегда находит общий язык с девочкой.

Потребностно-мотивационная сфера учащегося: Основной целью учёбы Дарья видит подготовку к своей будущей профессии, однако пока она не знает какой именно. Ей нравится сфера деятельности учителя, возможно, это связанно с предпочтениями родителей. Кроме этого девочка интересуется спортом, ей сильно нравится волейбол, она всегда в курсе происходящих спортивных новостей.

Особенности самосознания: Дарья особо никогда не ставит себя выше кого то, он предпочитает жить реальностью, ее жизненный образ выстраивается его реальными поступками. Когда я спросил, девочку на уроке физкультуры как бы она себя оценил по итогам урока. Она ответил, вы учитель у вас имеются оценочные нормы поведения, оценки за выполнения задания, поэтому я заслуживаю то на, что я выполнила.

Эмоционально-волевая сфера: У девочки в большей мере преобладают астенические эмоции, реальные чувства управляют ей. К аффективным реакциям девочка не склонна, если и есть какая то проблема, то она скорее продукт длительного действия. Она умеет управлять своими эмоциями, отступает в тех моментах, где это не нужно. Девочка самостоятелена в принятии решения касательно как учёбы, так и мелких жизненных ситуации.

4. Общие психолого-педагогические выводы. Во первых хотелось бы отметить тот факт, что огромное значение в воспитательном процессе ребёнка играют его родители. Будучи учителями в сфере образования родители уверенно контролируют и корректируют культурное поведение ребёнка. На мой взгляд, благодаря этому во многом и обуславливается хорошее поведение и успеваемость Девочки в школе. Важное место в поведении Дарьи играет искренняя нужда ее действий в общественной жизни. Для будущего умственного развития девочки я бы порекомендовал чаще создавать спорные, но разумные ситуации. Дарья очень любит интересные дискуссии. Она умно отстаивает свою точку зрения. Дарью нужна постоянная активность действий. У девочки порой присутствует некая нерешительность неопределённость в будущих действиях. На мой взгляд, я бы предложил Дарье в будущем связать свою жизнь с ораторским мастерством. Для этого она обладает хорошими способностями (памяти, речи, мышления). Она не боится массы людей и разумно отвечает на поставленные вопросы. Кроме этого Дарья находится в хороших межличностных отношениях со своими сверстниками и родителями. У девушки отсутствуют мотивы собственного возвышения над кем то. Для меня лично, Дарья это человек для подражания в данном возрасте. Во всяком случае, человек с которого можно взять какой либо пример.

Учащийся 2

Егоров Денис

1. Общие сведения об ученике:

Егоров Денис Дмитриевич (17.08.2001) 12 - лет. Уровень физического развития удовлетворительный. По состоянию здоровья относится к 1 основной группе здоровья, отклонений психического характера (со слов врача не имеет). Состав семьи: отец - ВикторПетрович-отчим,11.04.1986 г.р.; мать - Мария Олеговна,29.03.1982 г. р; брат - Роман Викторович (02.12.2012) г.р. дома; место работы родителей - отчим временно не работает; мать - временно не работает (декретный отпуск). Социально-культурный уровень семьи средний, категория семьи полная.

2. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося.

Егоров Денис Дмитриевич - Уровень успеваемости низкий, склонностей к определённым предметам не имеет. С удовольствием посещает уроки физической культуры. С личных слов Дениса ему не нравится учебная деятельность. Однако в школу он ходит регулярно, но без какой либо доли радости и интереса.

Мотивы учебной деятельности. В школе Денис ведёт себя не дисциплинированно, не принимает на себя ответственность, в каких либо поручениях. Со слов классного руководителя Черненькой Ирины Иосифовны, я зафиксировал так же то, что Денис очень вредный мальчик, у него имеются способности к учению, но он на отрез отказывается, что либо делать. Учителя порой предлагают мальчику интересные поручения, но он не проявляет к этому особого интереса. Присутствуя на уроке Белоруской литературы, я заметил за Денисом такую особенность как отсутствие переживания (волнение) по поводу неудач, провалов в учёбе. К примеру, на урок он явился не подготовленный. Не имел при себе достаточного количества учебных принадлежностей. Не однократно учительница подходила к Денису с замечаниями. Получая в свой адрес порцию порицания, Денис особого расстройства не показывал, он принимает это как нечто не важное.

Умение учиться: Егоров Денис как указали многие учителя, очень трудно воспринимает учебные задачи. При подготовке к домашнему заданию мальчик относится безответственно. Практически всегда Денис приходит на занятия не готовым. Узнать что, либо о помощи родителей в учебной деятельности мальчика мне не удалось. Но как сказал сам ученик, отметки для него не важны.

Активность на уроках: Вряд ли когда мальчик, может ответить на какой ни, будь вопрос. Порой старается в насмешливой форме уйти от беседы с учителем. Ученик чаще всего интересуется спортивной деятельностью, в беседе с товарищами довольно активен. Преобладающий вид внимания на уроке пост произвольное. Возникает в результате того, что при выполнении какой либо деятельности не вызывающей определённого интереса, сначала требуется организация направленности внимания и усилия воли для его поддержания, однако по мере преодоления трудностей деятельность увлекает мальчика. Свои мысли мальчик лучше выражает письменно.

Особенности памяти: Преобладающий тип памяти учащегося кратковременная промежуточная. Доминирующий способ заучивания материала бессмысленный.

Особенности мышления: Ученик мыслит наглядно, образно не умеет самостоятельно анализировать учебный материал, не умеет самостоятельно делать выводы.

Особенности речи: В большинстве случаев выражает свои мысли в письменной форме, не обладает наличием достаточного словарного запаса, систему вопрос-ответ выстраивает затруднённо.

Характеристика способностей: Особых склонностей к определённым видам деятельности не имеет. На мой взгляд, мальчик любит воображать. На уроке мальчик может подолгу сидеть и что то рисовать либо о чём то думать. Общий уровень интереса и способностей к знаниям я бы оценил как низкий, в беседе с учителями и одноклассниками это явно подтверждается.

3. Психологические особенности общения и личности учащегося.

Егоров Денис в своём классе определённым уровнем репутации не обладает. Наряду с Павлом Антоновым, ребята не усидчивы, порой не выполняют задания учителя, любят, что бы на них обратили внимание одноклассники. Присутствуя на уроках 6- «а» класса я бы отметил тот факт, что Денис по большей части всё же находится где то в себе. Он может не слышать учителя, не выполнять его задания, но при этом мальчик не мешает другим. Разговаривая с классом, я узнал, что многие ребята все же больше высказываются отрицательно в адрес Дениса. Однако в целом всё же я бы отметил, что класс дружен по отношению к мальчику, зачастую я видел его в кампании одноклассников. За период учения в школе за Денисом отмечено несколько не значительных нарушений. На уроках Денис всегда сидит с Павлом Антоновым. Порой они могут спокойно общаться на уроках до тех пор, пока их не рассадят. Со слов Ирины Иосифовны можно отметить, что за Денисом особо значимых межличностных конфликтов не наблюдалось, если они где то и назревали, то мальчик сам порой пытался пойти на компромисс и обойти ссору. В общении с одноклассниками мальчик юмористичен и многословен. Особых организаторских способностей за мальчиком не выявлено. Денис является ответственным в классе за сбор макулатуры и металлолома. Каких либо отрицательных черт характера (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, черствость, грубость и др.) я за Денисом не замечал.

Отношение к общественным поручениям: Как я уже говорил, Денис неактивно проявляет себя в массовых мероприятиях школы. Но порой учителя физической культуры привлекают мальчика в городских соревнованиях.

Отношения с родителями: На данную тему сам мальчик со мной говорить не стал. Со слов учительницы, отношения у мальчика с родителями пусть и не совсем хорошие, но порой уважительные. Мама еженедельно может приходить в школу узнавать про учебу своего сына. Как сказала Ирина Иосифовна мама зачастую в спорных ситуациях выгораживает Дениса. Вопрос почему мальчик приходит на уроки не готовым мне так и не удалось узнать.

Потребностно-мотивационная сфера учащегося: Основной цели в учёбе Дениса я не вижу. К мальчику нужен индивидуальный подход. О своей будущей профессии мальчик пока не задумывается.

Особенности самосознания: Денис мальчик пусть и шумный, но особо никогда не ставит себя выше кого то, он предпочитает жить реальностью, его жизненный образ выстраивается его реальными поступками.

Эмоционально-волевая сфера: У мальчика в большей мере преобладают астенические эмоции, реальные чувства управляют им. К аффективным реакциям мальчик несколько склонен, порой буря эмоций может овладеть мальчиком.

4. Общие психолого-педагогические выводы. Во многом то, что мы видим в поведении Дениса это, конечно же, продукт воспитания родителей. Здесь я бы отметил тот факт, что всё же родители не полноценно воспитывают мальчика. На мой взгляд, возможно, что родители большое внимание оказывают младшему ребёнку. И жизнь Дениса в некоторой степени, менее затронута и обсуждаема. Важное место в поведении Дениса играет интерес деятельности. Если мальчик чем то заинтересован то он довольно таки послушен и разумен. Для будущего умственного развития мальчика я бы порекомендовал чаще находить индивидуальный подход создавать увлекательные для него ситуации. Денис очень любит юмор. Почему, исходя из этого не привлечь его к культурно массовому кружку школы, где мальчик полностью мог бы проявить свои способности. Денису нужна постоянная активность действий. У мальчика порой присутствует некая нерешительность неопределённость в будущих действиях. На мой взгляд, я бы предложил Денису в будущем связать свою жизнь с художественным искусством или актёрским мастерством. Для этого он обладает хорошими способностями (харизмы, спокойствия, задумчивости). Он не боится массы людей. Денису нужно несколько измениться в своём характере. Вслед за этим к нему потянутся люди. Ведь мальчик как говорится, интересен собою. У юноши отсутствуют мотивы собственного возвышения над кем то. Для меня лично, Денис это человек, в котором не раскрыты многие потенциалы, к нему нужен индивидуальный подход в данном возрасте.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности и специфика работы психолога в ВУЗе. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Проведение уроков "Виды и механизмы памяти" и "Характер и темперамент человека". Анализ воспитательного мероприятия на тему "Будьте милосердными".

    отчет по практике , добавлен 21.05.2012

    Сведения о школьнике как субъекте учебной деятельности, внеучебная деятельность. Интеллектуальная сфера школьника. Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника, взаимоотношение и общение. Рекомендации учителям и родителям.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося профессионального училища. Природа и сущность игры, её роль в развитии познавательной сферы личности. Роль игры на уроках математики и в процессе обучения. Методика проведения уроков в игровой форме.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2012

    Влияние социума на личность учащегося в современных условиях. Программа опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности влияния социума на развитие потенциальных возможностей личности учащегося. Повышение мотивации учащихся к саморазвитию.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2014

    Построение портрета личности учащегося по результатам наблюдения. Проведение в учебной группе социометрии. Выявление неофициальной структуры группы, сравнение ее с официальной. Наблюдение за педагогической деятельностью преподавателя. Оценка мастерства.

    отчет по практике , добавлен 07.01.2009

    Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2007

    Использование психолого-педагогической диагностики для оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека. Реализация психолого-педагогической диагностики средствами информационно-коммуникационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2015

    Разработка опорной схемы урока, рекомендаций по управлению коллективом группы ОП-1 в соответствии с результатами социометрического исследования. Составление психологического портрета личности учащегося. Анализ педагогического мастерства педагога ПУ №39.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Планирование учебных занятий с использованием листов рабочей тетради. Подготовка тестирования учащихся по средствам профориентационного теста. Организация и проведение исследования учащегося, составление его психолого-педагогической характеристики.

    отчет по практике , добавлен 12.01.2014

    Психолого-педагогические особенности детей 11-15-летнего возраста. Основные свойства восприятия. Текстовые задачи в обучении математике. Активизация познавательной деятельности учащегося. Применение занимательного задачного материала на уроках математики.

Для эффективного осуществления образовательной и воспитательной функций очень важно уметь найти индивидуальный подход к учащимся на основе знания возрастных и психологических особен­ностей их личности, деятельности, различных аспектов взаимоотношений, возникающих между детьми и педагогами, а также их родителями, сверстниками.

Основная цель составления характерис­тики - полнее изучить и узнать ребёнка, на основе этого оказать помощь в развитии и становлении его индивидуальности, определить оптимальные пути взаимодействия с ним.

Для составления подробной психолого-педагогической характеристики необходимо придерживаться следующего алгоритма:

    Выбрать ученика для написания характеристики.

    Провести наблюдение за этим учеником в различных жизнен­ных ситуациях с фиксацией и анализом наблюдаемых фактов.

    С помощью психологических методик провести исследование некоторых особенностей его личности.

    Написать психолого-педагогическую характеристику, отразив в ней разные сферы личности, особенности поведения, общения в школе и дома по предложенной схеме.

    Оценить и сопоставить отношение школьника к общеобразовательным предметам и занятиям физической культурой и спортом, обосновав собранным материалом их причины. Охарактеризовать в рамках собранного материала личность школьника в плане всесторонности развития.

    Наметить задачи для дальнейшего совершенствования или коррекции отношений ученика к учебной и спортивной деятельности со стороны учителя физической культуры и самого ученика.

Следует отметить, что характеристика составляется не в виде ответов по пунктам ориентировочной схемы. Характеристика - это связное целостное описание различных сторон личности ученика. Её значительно "оживляют" примеры и случаи из жизни школьника, подчеркивающие ту или иную его особенность и позволяющие соста­вить четкий образ неповторимой индивидуальности человека.

Схема психолого-педагогической характеристики личности

Школьника в связи с его отношением к учебной работе

I. Общие сведения о школьнике.

    Фамилия, имя, возраст.

    Состав семьи, профессия и специальность родителей, их отношение к спорту.

II. Отношение ученика к общеобразовательным предметам, его интересы, способности, черты характера и другие особенности лич­ности, проявляющиеся в учебной работе.

    Успеваемость за последние два года по разным общеобразовательным предметам.

    Взгляды на значимость учебной деятельности (считает обязательным важным делом; учится добросовестно, аккуратно выполняет уроки; учится увлеченно, с интересом, учится потому, что заставляют, нехотя и т. д.).

    Общее интеллектуальное развитие и интересы (описать общий кругозор и другие признаки умственного развития, перечислить все интересы, хобби, начитанность; любит ли читать, что читает и т. п.).

    Способности к учебной работе (быстрота и точность восприятия материала, сообразительность, самостоятельность суждений и выводов, быстрота и прочность запоминания, устойчивость внимания, образность, выразительность, грамотность устной и письменной речи и т. п.). Есть ли специальные способности (к музыке, рисованию, пению, поэзии, к определенному виду труда, к спорту - указать вид спорта).

    Старательность в учебной работе (есть ли привычки к длительной учебной работе, пунктуальность в выполнении уроков, аккуратность в ведении тетрадей и т. п.).

    Организованность в учебной деятельности (есть ли привычка ежедневно готовить уроки, планировать время, выполнять все в назначенный срок и т. п.).

    Дисциплинированность на уроках.

    Волевые качества (умение проявлять в учебных делах целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, инициативность и др.).

    Интерес к знаниям (стремится знать больше, чем предусмотрено учебниками, учится с интересом, без интереса, нехотя и т. п.; отметить - по каким предметам особенно).

    Учебные умения (умение работать с учебником, составлять план, конспект, рационально организовывать заучивание, находить дополнительную литературу и т.п.).

    Удовлетворенность достижениями в учебе.

    Отзывы учителей об отношении к учебной работе:

а) по математике (или физике)

б) по литературе (или истории)

III. Отношение к урокам физической культуры и секционным занятиям; интересы, способности, черты характера и другие особенности личности, проявляющиеся на этих занятиях.

    Успеваемость по физической культуре (за последние два года), спортивная специализация, разряд, участие в соревнованиях, спортивный стаж, лучшие спортивные достижения и пр.

    Взгляды на значение уроков физической культуры и занятий спортом.

    Особенности физического развития (по данным медпункта школы и по данным учителя физической культуры):

а) рост, вес, объем грудной клетки; динамометрия, спирометрия;

б) состояние здоровья и физическая подготовленность;

в) результаты в беге, прыжках, метаниях, плавании, ходьбе на: лыжах и т.д.;

    Психомоторные способности (уровень владения спортивными навыками, быстрота овладения техникой движений, время, затраченное на подготовку к выполнению спортивного разряда, уровень развития физических качеств, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, запоминание движений, тактическое мышление, эмоциональная устойчивость и др.).

    Трудолюбие, организованность, старательность и дисциплинированность в процессе занятий физической культурой и спортом (регулярность посещения уроков и тренировочных занятий, выполнение утренней зарядки, поведение на уроках, отношение к спортивной форме, инвентарю и др.).

    Кругозор в области спорта (чтение спортивных газет и журналов- каких, посещение соревнований, любимые команды и спортсмены; существует ли идеал спортсмена - каков он; знание целей н задач физической культуры и спорта; осведомленность в области теории и методики спортивной тре­нировки).

    Волевые качества, проявляющиеся на уроках физической культуры и на соревнованиях (при выполнении «опасных» упражнений, при работе «на выносливость», при необходимости сдержать эмоции и проявления чувств и т. п.).

    Интерес к занятиям физической культурой и спортом (занимается увлеченно, с интересом, без интереса, нехотя и т. п.).

    Умения (гигиенические привычки, связанные с занятием спортом, умения преодолевать страх, сосредоточиться на своем состоянии, управлять эмоциями и т. п.; умение успешно сочетать учебные занятия и обязанности с занятиями спортом).

10. Удовлетворенность результатами, достигнутыми на занятиях физической культурой и спортом.

11. Отзывы учителей и тренеров об отношении к занятиям физической культурой и спортом:

а) отношение к урокам физической культуры (отзыв учителя

по физической культуре);

б) отношение к секционным занятиям (отзыв тренера).

Общие сведения о ребенке

1. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, возраст во время исследования. Дата написания характеристики.

2. Сведения о семье (состав, образовательный уровень, профессии членов семьи, в первую очередь - родителей). Взаимоотношения ребенка с другими членами семьи. Наличие глухих в семье. Серьезные заболевания, психические нарушения у родителей и других родственников.

3. Анамнез: перенесенные заболевания, общее состояние здоровья в настоящее время.

4. Состояние слуха.

5. Состояние устной речи.

Внешняя картина личности

1. Физическая внешность: вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы, черты лица, бросающиеся в глаза признаки.

2. Особенности пантомимики (осанка, походка, жестикуляция, общая

скованность или свобода движения, индивидуальные позы).

3. Особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, оживленность и т.д.).

4. Поведение по отношению к другим людям (способ установления контакта, характер и стиль общения, позиция в общении, положение в коллективе и отношение к этому, наличие противоречий в поведении и т.д.).

5. Поведенческие проявления по отношению к самому себе (своей внешности, к нарушению слуха, здоровью, недостаткам и достоинствам, личным вещам, к будущему).

6. Действия в психологически значимых ситуациях (этически важных, при получении задания, в ситуациях конфликта).

7. Поведение в ведущей деятельности (в дошкольном учреждении - в процессе предметно-манипулятивной деятельности и сюжетно-ролевой игры; в школе - во время учебной деятельности, в подростковом возрасте - в процессе интимно-личностного общения).

8. Примеры высказываний и действий, характеризующих кругозор, интересы ребенка.

Основные черты поведения рассматриваются с точки зрения характерных особенностей данного возрастного периода жизни ребенка.

Особенности познавательной сферы

Данный раздел составляется на основе психолого-педагогического исследования различных психических процессов и личностных свойств.

1. Зрительное восприятие (восприятие предметов разной формы, цвета, размеров). Характеристика константности восприятия, его целостности, осмысленности, категориальное™. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия. Восприятие изображений.

2. Внимание и его свойства (объем, устойчивость, концентрация, распределение, способность к переключению).

3. Память (преобладание произвольного или непроизвольного запоминания, уровень развития разных видов памяти - образной, словесной, логической, механической).

4. Воображение (живость, активность, уровень развития разных видов воображения - воссоздающего, творческого; вид деятельности, где наиболее ярко оно проявляется - конструирование, изобразительная деятельность, написание сочинений и т.д.).

5. Мышление (преимущественное развитие одного из видов мышления - наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; соответствие развития данного вида мышления возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; развитие мыслительных операций и т.д.). Охарактеризовать обучаемость ребенка.

6. Речь. Устная и письменная речь ребенка (индивидуальные особенности, умение выражать свои мысли, словарь, аграмматизмы). Использование дактилирования. Мимико-жестовая речь (частота использования, ситуации использования, сфера применения).

Особенности учебной деятельности

1. Характеристика успеваемости, поведения, отношения к учебе за предыдущие годы обучения.

2. Интерес к различным учебным предметам. Предметы, которые даются легче, которые - труднее.

3. Форма речи, преобладающая в процессе учебной деятельности.

4. Оценка школьных навыков чтения, письма, счета (для младших школьников); состояние навыка чтения с губ.

5. Соотношение разных видов деятельности в жизни школьника: игровой, учебной, трудовой.

6. Уровень сформированности учебной деятельности и ее основных компонентов (принятие учебной задачи, планирование, контроль и т.д.).

7. Отношение к труду, интерес к разным видам труда.

Особенности личностной сферы

1. Реакция на разные виды педагогических воздействий (поощрение, наказание и т.д.).

2. Характеристика эмоциональных состояний, особенностей внешних выражений эмоций, преобладающего настроения, ярко проявляющихся свойств (тревожность, импульсивность, аффективность и т.д.).

3. Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, причины, влияющие на ее изменение, соответствие возрастной норме).

4. Характеристика интересов.

5. Черты характера.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.

Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.

Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.

Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.

При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.

Принцип комплексности

И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.

Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом - не навреди.

Принцип объективности

Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.

План психолого-педагогической характеристики класса

Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:

1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.

2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.

3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.

4. Уровень воспитанности учеников.

5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.

6. Социометрическая и статусная характеристика класса.

7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.

8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.

9. Какими способами решаются конфликты в классе.

10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.

А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.

Образец психолого-педагогической характеристики класса

1. 8 "А" класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.

2. В 8 "А" классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.

3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса - Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.

4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.

5. Основные «ячейки» класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.

6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. «Звезда» - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный - Демарин Иван.

7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.

8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.

9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.

10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 "А" класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только «каркас» документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.