Психическое здоровье детей в доу. Семинар "психическое здоровье детей в доу" методическая разработка на тему

  • Дата: 18.01.2024

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский.

Психология - это наука о душе. Значит психическое здоровье - это душевное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Пословица говорит, что в здоровом теле живет здоровый дух. Физическое и психическое, а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой.

Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека.

Психически здоровый человек - это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов - детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенического и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей - будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья можно условно разделить на две группы:

I. ОБЪЕКТИВНЫЕ ИЛИ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.

II. СУБЪЕКТИВНЫЕ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ.

  1. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ.

Факторы среды наиболее значимы для психиче-ского здоровья детей.

  1. Семейные неблагоприятные факторы

1). Самый существенный фактор риска - взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи» , когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потреб-ностей остальных членов семьи.

2) Отсутствие одного из роди-телей

3) Конфликтные отношения между родителями

Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых детских страхов. Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко провоцирует развитие невротических симптомов у ребенка: тики, энурез, нарушения внимания и речи.

3) Родительское про-граммирование

Вследствие чрезвычайно выраженной потреб-ности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок про-живает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демон-стрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

4) Стили воспитания

Диктат - это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им старшими детьми) инициативы и чувства собственного достоинства у других ее членов.

При склонности ребенка к лидерству результатом становится развитие в ребенке сильной реакции сопротивления. Если же личность ребенка ранимая и неустойчивая, итогом воспитательного процесса становятся повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе.

Гиперопека (потворствующая, доминирующая) - это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Данный стиль взаимоотношений в семье, предполагает тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формированию самостоятельности и ответственности.

Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение. Бывает и наоборот, что при переходе к подростковому возрасту ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению.

Гипоопека (невмешательство) - предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать нарушениями сна и заиканием. У многих развиваются невротические привычки - грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

Родители, опирающиеся на этот тип воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребенке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Недоласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.

Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение семьи общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка в воспитании в данном случае - слово «мы». Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

На практике в обычных семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая в семье напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка.

5). Проблемный характер семьи (антипедагогическая, амо-ральная, асоциальная, кризисная).

1) Не налажена связь с педагогом

Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым - воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребен-ка, снижению его эгоцентризма, а может - к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.

2) Конфликтные отношения со сверстниками

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серь-езный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоре-чиями между требованиями других людей и возможностями ре-бенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формиро-вание личности.

3) Типы воспитания в ДОУ

Авторитарный - воспитатель выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Он не замечает, что несамостоятельность детей, их безынициативность - следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Такой воспитатель ориентирован на доминирование, дирижирование, командование во всех ситуациях педагогического общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желания детей для него мало что значат. У него преобладает формальный подход к воспитанию и обучению детей.

При организации работы в группе он не учитывает и не изучает отношения между детьми. Для него отношения симпатии-антипатии между детьми не имеет никакого значения. Вследствие чего он нередко непроизвольно усиливает отношения напряженности, неприязни между отдельными детьми.

Такой воспитатель не любит и не умеет признавать свои ошибки. Дисциплинирующие воздействия преобладают над организующими.

Воспитатель этого типа воспитания низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Он не испытывает склонности к использованию косвенных средств воздействия на детей. Считает более правильным прямое и публичное указание ребенку на его ошибки, просчеты, недостатки в поведении.

Демократический - оптимальное разделение функций между воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста. При этом воспитатель учитывает возрастные психологические особенности детей. При максимуме требований к детям он проявляет и максимум уважения к ним. Воспитатель испытывает явную потребность в обратном получении информации от детей о том, как ими воспринимается тот или иной материал в совместной деятельности.

При организации такой деятельности он учитывает и изучает межличностные взаимоотношения между детьми. Использование им знаний о симпатиях-антипатиях, которые имеют место при взаимодействии детей друг с другом, является важным условием успешности его работы.

Воспитатель, который придерживается демократического типа воспитания, умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. Количество воспитательных воздействий, используемых им при взаимодействии с детьми, меньше, но они более разнообразны. Его организующие воздействия на личность ребенка преобладают над дисциплинирующими, а положительные оценки деятельности ребенка преобладают над отрицательными. Он относится к ребенку как к ценной личности.

Причем явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка. Данный воспитатель полагает, что более плодотворным является его разговор с ребенком наедине. Примером косвенного воздействия воспитателя на ребенка могут быть его замечания взглядом.

Либеральный - воспитатель уходит от руководства детским коллективом. Для него характерна безынициативность, недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций. В связи с этим он пускает дела на самотек и переоценивает возможности детей.

Не проверяет выполнение своих требований детьми. Но если воспитатель узнает, что его требования ими не выполнены, то он на выполнении больше не настаивает.

При либеральном типе воспитания воспитатель находится полностью во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, что тоже не всегда удается. В связи с этим поведение такого воспитателя часто ситуативно. Он непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен в трудных ситуациях.

Однако при наличии многих недостатков и пробелов в работе учитывает взаимоотношения в группе. Также воспитатель участвует в обсуждении проблем, которые возникают в группе детей, но часто уходит от их решения. Стоит также отметить, что он не боится признавать свои ошибки, так как не придает этому особого значения. Его авторитет в глазах детей и коллег быстро падает.

Количество воспитательных воздействий на личность ребенка, применяемых им, ситуативно. Разнообразию воспитательных и организующих воздействий на личность ребенка значения не придает, количество дисциплинирующих воздействий и оценочных высказываний в адрес детей зависит от настроения.

Также воспитатель не обращает внимания на необходимость использования косвенных замечаний и порицаний.

Он непоследователен в своих установках. Мнение такого воспитателя дети чаще всего не ценят.

Можно сделать вывод, что наиболее благоприятное влияние на улучшение состояния психического здоровья детей дошкольного возраста оказывают сотрудничающий тип воспитания, используемый в семье, и демократический тип воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

II. СУБЪЕКТИВНЫЕ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ.

  1. Тип темперамента.

Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента являются су-щественным фактором риска, который невозможно игнори-ровать.

  1. Наличие положительного фона настроения.

Положительный фон настроения зависит от на-строения значимых взрослых (родителей и педагогов).

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком.

Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку .

Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения.

Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями.

Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

«Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети.

Цель использования «уголка уединения» - создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций (утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.).

В уголке уединения можно использовать:

- Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма ;

- Мобильный «Домик-трансформер» - дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное равновесие;

- Альбом с семейными фотографиями воспитанников - в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

- Любимая вещь мамы - ребёнок может найти среди разных вещей мамину любимую и мысленно оказаться рядом с ней, прижаться, успокоиться;

- Островок радости - дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное упражнение поможет ребёнку избавиться от плохого настроения;

- Дидактические игры «Собери бусы» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения. Создание красивых вещей для мамы поможет ребёнку быть в гармонии с собой.

Также эта зона может использоваться как «Уголок настроения»

Цель создания «Уголка настроения» - способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

В этом случае используются различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:

- «Чувства и эмоции»;

- «Как поступают друзья»;

- «Угадай эмоцию»;

- «Найди друзей»;

- «События и эмоции»;

- «Мои чувства»;

- «Эмоции в сказках».

Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. В случае, если ребёнок чувствует себя некомфортно, сначала необходимо мягко выяснить причину его состояния, а затем предложить ребёнку поиграть в ту или иную игру.

В зависимости от состояния детей уголок может использоваться как «Уголок гнева»

Цель создания «Уголка гнева» - дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

В уголке гнева используются:

- «Коврик злости» - самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться;

- Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - коробочка темного цвета, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «плохого»);

- Коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры;

- «Подушка-колотушка» ;

- стаканчики «Для крика»;

- «Шар настроения»;

- «Волшебные бутылочки»;

- пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно.

Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе.

Весь этот материал, атрибуты, игры не могут одновременно находиться в уголке уединения. Необходимо периодически менять атрибутику, дополняя соответствующими играми, всем необходимым материалом.

Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а также и при помощи взрослого. В случае, если ребёнок себя некомфортно чувствует, можно предложить ему посидеть в тишине. Раздражённого, агрессивного ребёнка к уголку уединения надо подводить постепенно, предварительно сняв состояние напряжения.

Это легко сделать с помощью следующих упражнений: «Обзывалки овощами» и «Спрячь всё плохое».

Таким образом, уголок уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом проблем.

В завершении мне хотелось бы пожелать всем детям эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, а коллегам - творческих успехов в нашем общем деле!

Список использованной литературы:

  1. Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. - М.: Академия, 2000.

Ольга Шестакова (Тарасова)
Психическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном воспитании решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей , отводится ведущее место. Но, в ней говорится, так же и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучало как бессмысленное словосочетание». Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка .

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) . Под термином «психическое здоровье » мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта , обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности. Психическое здоровье зависит от огромного числа факторов, которые сливаются в огромный поток информации и постоянно влияют на человека на протяжении всей его жизни (от зачатия до смерти) . А. А. Чуркин (1995) выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье , и приписывает им процентное выражение, в зависимости от силы их влияния. На 50-55% психическое здоровье зависит от условий и образа жизни, на 20-25% - от состояния окружающей среды, на 15-20% - от генных особенностей и лишь на 10-15% от деятельности учреждения здравоохранения эти факторы в той же пропорции влияют и на общее здоровье .

Организм психически здоров , если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Имея определенную и уникальную способность восприятия информации, у организма существуют резервы для защиты от неблагоприятных последствий, резких изменений количества и качества информации. Специфическими защитными механизмами, можно назвать минимальную способность воспринимать информацию детьми (самосознание личности формируется до 3-х лет, а так же стресс (это некий химический ответ на информационный дисбаланс среды) . Определенный уровень стресса необходим для нормальной реакции организма, но при объеме выше оптимального стресс приводит к различного рода психическим нарушениям .

Обеспечение же психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает предупреждение и устранение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей , снижающих их уровень естественной активности и настроения. Перечислим основные, на наш взгляд, причины кризиса психического равновесия ребенка - дошкольника , ведущего к психическим нарушениям , переходящих после на соматический уровень : действия педагога с недостаточной психологической подготовкой ; неподготовленность детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенные ожидания со стороны взрослых в отношении детей ; отрицательная оценка воспитателя, заметим, невольно выраженная им в неконтролируемой реплике. Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха. Вот, так мы считаем, не разрешение детских проблем может представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Психосоматика современного ребенка совершенно иная, чем у детей прошлых поколений . Дети имеют больший кругозор, больший словарный запас, эрудированны, начитанны. Но эти дети оказываются более незащищенными, неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации. Степень «жестокости» этого потока увеличивается и ускоряется от социально-экономических условий жизни. Достигнув высокого уровня, она приводит среди всего положительного к дезорганизации природных основ эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка, кризису эмоциональности, а, как следствие, к стрессам, эмоциональной дисгармонии, отчужденности и незрелости чувств. Все эти проявления влекут к ухудшению состояния психического здоровья , росту показателей детской заболеваемости, детской смертности. Для нас не будет шокирующим известие о том, что рождается крайне мало здоровых детей . Причин много : болезни родителей, патологические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения и т. д. Статус детской инвалидности (психические расстройства , врожденные аномалии, заболевания нервной системы) совсем не редкость. Кроме нарушений осанки, зрения к концу дошкольного возраста у детей наблюдается повышение случаев депрессий, агрессивности, тревожности.

И вот, здесь своей основной задачей мы выделяем просвещение родителей о наличии, предупреждении, да и вообще о существовании такой проблемы, как проблема сохранения психического здоровья их ребенка в уже дошкольном возрасте .

Первые признаки «психического нездоровья » могут появиться у младших дошкольников под влиянием разлуки с матерью, отцом, при поступлении в детский сад, помещении в санатории, больницу, дом ребенка. У детей старшего дошкольного возраста - под влиянием длительной неблагополучной обстановки дома (ссоры в семье, жестокое обращение, боязнь родителей, разводы родителей, неполные семьи, боязнь и неприятие воспитателей. И, как бич времени – отсутствие телевизионной культуры, бесконтрольный просмотр современных мультфильмов, компьютерных игр, только усугубляет положение. Утратило свою силу и актуальность совместное творчество родителей и детей , совместное времяпровождение, без присутствия новомодных гаджетов. Это выливается в длительное подавленное состояние, тоскливое настроение, ощущение неполноценности и недостаточности, однообразие представлений, заторможенность движений.

Среди психических болезней депрессии выходят на первое место и составляют 80% от общего числа психических расстройств . Депрессия как настроение, более или менее глубокого уныния, знакомо почти каждому взрослому человеку, пережившему кризис. Риск заболеть депрессией в течении всей жизни составляет 20%. Депрессия как расстройство отличается от депрессии как состояние или слишком большой продолжительностью и интенсивностью или же отсутствием стресса перед ее началом. Депрессивные расстройства у детей дошкольного возраста возникают гораздо чаще, чем их диагностируют. Их признаки (детские страхи, тревожность, неуверенность в себе) неоднократно описывались в работах А. Р. Лурия, Э. Л. Славина, Н. Вайзмана, А. Бобенко и др. В отличие от депрессий у взрослых, у которых она проходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном, у детей симптомы этого заболевания «маскируются» многочисленными неприятными соматическими ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон, отсутствие аппетита и прочее. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется внешний вид ребенка : отмечаются бледность кожных покровов, вялость, шаркающая походка, они могут производить впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

Так, в рекомендациях педагогам по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников желательно включать то, что мальчики и девочки развиваются с определенными особенностями мышления, восприятия. Учитывая более высокую поисковую активность мальчиков и их эмоциональную чувствительность, излагать свои требования кратко и точно. Для девочек важно спокойно разобрать их ошибки, помнить об их эмоционально бурной реакции на критику. Когда капризничают мальчики, идет снижение активности левого, рационально – логического полушария, ругать за это – бесполезно и безнравственно. Девочки капризничают из-за усталости, истощения правого эмоционального полушария. Важно никогда не сравнивать детей . Обучая, не разрушать «врожденную грамотность» . Наша оценка детей всегда субъективна . Край не важно не столь научить ребенка, а развить у него желание учиться. Для ребенка норма – ошибаться. Свои требования нужно превращать в желания ребенка. Самое важное – не навредить. К такой сложной работе по вопросам психического здоровья детей необходимо приобщать и родителей, так же обращаться за консультациями к педиатру, психиатру , психологу , дефектологу.

Насколько здоровье является жизненно важной ценностью для каждого из нас, помогут результаты анкеты-опросника .

Цель : определение внешних причин кризиса психического равновесия человека . Участникам опроса предлагается вписать в 1-ую графу свои нравственные пороки, во 2-ую графу свои физические недомогания.

Анкета - опросник «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим» .

Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим. Предлагается разделить листа на 2 части :

Мои нравственные пороки. Мои физические недомогания

Участники вписывают в те сведения о себе, которые часто без принуждения обсуждаются у себя дома в кругу семьи, на работе с коллегами или в других общественных местах.

Что же оказывается принятым и приличным в нашем современном обществе? Не обсуждая с окружающими свои нравственные пороки, что естественно, мы можем говорить о своих болезнях всем, везде и всюду – этот уровень культуры каждый человек может оценить лично, обратившись к анкете. С неправильным, неточным и неполным пониманием определением «здоровье » , с пассивным отношением к собственному здоровью , невозможно сформировать осознанное отношение к здоровью у наших воспитанников. Рассуждая о здоровье , мы чаще и легче говорим о физическом здоровье , а мало и с меньшим пониманием о здоровье психическом , в то время как одно без другого не существует и главной целью дошкольного образования обозначено «охрана физического и психического здоровья » . Проблемы психического здоровья должны быть рассматриваемы внутри, а не вне человеческого существа, ведь она зависит от него самого и его сознания. К осознанию этого мы, взрослые и должны подготавливать и подводить детей .

Выступление на педсовете

Тема: «Роль релаксации в профилактике психического здоровья детей дошкольного возраста».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Повышенная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка.

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные эффективные модели поведения.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

Особенность нервной системы ребёнка дошкольного возраста заключается в том, что детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Ребенок быстро возбуждается и очень трудно успокаивается. Возбуждающим фактором может выступать как положительные эмоции, так и отрицательные переживания. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Становится понятно, почему так сложно успокоить «разбушевавшегося» ребенка. Естественные механизмы регуляции эмоционального состояния, свойственные взрослым, у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы. Потому так важно в работе с дошкольниками уделять должное количество внимания формированию у ребенка навыков регуляции своего эмоционального состояния и поведения.

Для этого можно использовать различные техники релаксации.

Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Это могут быть дыхательные техники, техники работы с телом или визуализации-медитации. Все они в равной или большей степени способствуют формированию эмоциональной стабильности у ребенка.

В дошкольном возрасте наиболее эффективной способом формирования эмоциональной стабильности являются техники, направленные на умение управлять своим телом.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

С этой целью в своей работе можно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно использовать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Так же эффективным методом релаксации могут выступать дыхательные техники. Глубокое спокойное дыхание приводит к расслаблению, насыщает мозг кислородом, способствует снятию мышечного, эмоционального и интеллектуального напряжения.

Медитации-визуализации можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Свойственная данному возрасту буйная фантазия и интерес ко всему необычному помогает ребенку в медитации отреагировать негативные переживания, зарядится положительными эмоциями на весь день.

Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только педагогу-психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Для этого нужно выбрать технику, которая будет доступна детям, обучить ей детей и ввести в систему работы. Чтобы эффект от релаксационных техник был заметен, нужно проводить упражнения каждый день в определенное время. После завтрака перед началом занятий, после занятий, чтобы снять излишнюю интеллектуальную напряженность, перед или после сна. Все зависит от тех целей, которые педагог ставит перед собой.

Важно при использовании релаксационных упражнений учитывать особенности в их проведении:

    Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут

    В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД

    Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц

    Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил

    Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения

    Завершение релаксации только на позитиве

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Критерии здоровья ребенка

Согласно принятой классификации здоровья, дети посещающие ДОУ относятся к разным группам здоровья:

I. - абсолютно здоровые

II. - рискующие развитием каких - либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний

III. - имеющие какое - либо хроническое заболевание.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников. К сожалению, не всегда обеспечивается полнота информации о здоровье ребенка при направление его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима. Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрения, слух), эмоциональной сферы, развития движений, речи, мышления, внимания, памяти. Например, у часто болеющего ребенка может быть прекрасное психическое развитие, если с ним во время болезни дома занимаются родители. И наоборот, задержка темпов развития, особенно в раннем возрасте, свидетельствует о плохой компенсации перинатальных поражений нервной системы. Важным в профилактике с детьми ДОУ являются предупреждения интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта.

Как разобраться в ребенке, если сказал, то что это означает, по каким критериям отнести его к той или иной группе здоровья?

1 критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе.

Для полной оценки 1 критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный онтогенез. Благодаря семейному онтогенезу можно определить направленность риска, т.е. выяснить грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.

Знания о том, как протекали беременность и роды, дает возможность судить о раннем развитии ребенка. В том случае, если у малыша серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что это дети «стрессоуязвимые». А это значит, что они чаще болеют ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, что является дополнительным отягощающем фактором для центральной нервной системы, а так же чаще подвергаются ЛОР - заболеваниям.

Все эти заболевания усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка в ДОУ, ухудшением здоровья. По своим умственным спсобностям не отличаются от сверстников. Важное значение для здоровья детей имеет социальный анализ. Оценка материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличие вредных привычек, полноты семьи позволяет воспитателям и врачам определить степень риска и своевременно предупредить возможности его проявления. К сожалению, в настоящее время педагоги и врачи сталкиваются со сведениями такого характера «:сочетанное неблагополучие». Это значит, что у ребенка есть отклонения в раннем возрасте. В этих случаях детский сад может стать тем фактором, который поможет ребенку укрепить его здоровье.

Таким образом, что любые отклонения в раннем возрасте - это повод задуматься: стоит ли форсировать дальнейшее развитие ребенка или же путем подбора оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действия факторов риска? Ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т.е. к 1 группе здоровья. Такие дети относятся ко 2 группе. Здесь оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

2 критерий здоровья - физическое и степень его гармоничности.

Обычно оценку этого критерия делают медицинские работники. Большая часть детей имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низких или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту.)

Отклонения в физическом развитии могут быть вызваны рядом причин: не правильное питание, наличие каких - либо заболеваний. Знание о физическом развитии ребенка нужны всем: родителям - для того чтобы ориентироваться как растет ребенок, насколько он упитан; воспитателям - для того чтобы правильно подобрать мебель для занятий и правильно подобрать пособия и ориентироваться в показателях развития движений и др.

Начиная со второго года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, он энергично осваивает окружающий мир. В связи с этим любые медикаменты, химические вещества и другие опасные предметы должны храниться в местах, недоступных для детей.

На физическое развитие влияют многие факторы, в первую очередь наследственный и этнотерриториальный, поэтому лучше всего знать индивидуальную динамику физического развития ребенка. Кроме того, этот критерий здоровья обязательно контролируется медицинским работником в ДОУ.

Масса тела определяется путем взвешивания. Очень важно, чтобы она соответствовала не возрастным нормативом, а физической высоте ребенка.

Важным показателем физического развития и здоровья ребенка является его осанка.

Осанка - это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются на их функционировании таких основных систем, как дыхательная и сердечно - сосудистая.

Кроме того, в семье и в ДОУ необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой.

Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей раннего возраста, является стопа. Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для здоровья ребенка.

Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточно развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего и происходят изменения формы стопы. Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей. Следует предлагать детям упражнения из разных исходных положений

3 критерий здоровья - нервно-психическое развитие ребенка.

Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрение, слух), эмоциональной сферы, развитие движение, речи, мышления, внимания, памяти.

Важным в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием. Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома.

Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть следующими: длительное нахождение в большом коллективе сверстников; неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки; постоянные нарушения в режиме дня и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.

4 критерий здоровья - это степень инфекционной устойчивости организма по кратности острой заболеваемости.

Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его устойчивость нормальная.

Если болеет от четырех до шести раз, то его инфекционная устойчивость снижена и это часто болеющий ребенок. Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении. Нужно обратить внимание родителей и вместе заняться индивидуальным оздоровлением ребенка по рекомендации врача. Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.

5 критерий здоровья - уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.

Существует целый ряд показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, пробы на выносливость и др. Здесь я привожу те показатели функционального состояния организма, которые доступны для определения и информативны в доврачебной ситуации. Для родителей и воспитателей очень информативным показателем функционального состояния ребенка является его самочувствие и поведения. Любая мама и воспитатель, знающий ребенка, могут сказать, что ребенок сегодня «какой-то не такой». Чаще всего это связано с началом заболевания: дети, обычно шустрые и подвижные, затихают, а «спокойные» иногда неоправданно подвижные, крикливые и плаксивые.

Известный специалист по воспитанию детей раннего возраста Н.М. Аксарина так характеризует особенности функционального состояния детей раннего возраста: «Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, и не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устраивать эти причины. Например. Ребенок не выспался ночью, плохо себя чувствует, раздражителен, но не просит чтобы его уложили спать, и даже часто на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно.

О функциональном состоянии воспитатели судят:

· По результатам утреннего приема

· По результатам анкетирования родителей

6 - наличие или отсутствие хронических заболеваний - обычно определит врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста и задача родителей - соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.