Проявления макиавеллизма в современной политике. Понятие «макиавеллизма

  • Дата: 05.12.2023
- 32.61 Кб

Макиавеллизм в политике Путина и Ельцина.

Козионов М.В. группа Юб-095

Термин макиавеллизм в широком смысле получил негативную окраску и означает «политику, направленную на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. На сегодняшний день широко распространилась именно подобная формулировка этого термина, отождествляя его с «коварством, вероломством; политикой, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство)».Однако, существуют и другие подходы к определению макиавеллизма, глубже отражающие сущность представлений Н, Макиавелли о государстве и государе, «Макиавеллизм есть учение об особом политическом искусстве, целями которого является создание твердой государственной власти и служение государственной пользе, а средствами - любые, не считающиеся не с какими моральными принципами приемы, служащие к осуществлению названных целей «Цель оправдывает средство» - такова основная норма макиавеллиетичеекой политики. По взглядам Макиавелли, оружием государственной власти является или сила или закон», Французский политолог Ф, Шабо заявил, что «концепция Макиавелли относится к тому, что должен делать государственный деятель, что логично и разумно сделать, чтобы сохранить здоровье и силу государства. Необходимость содействовать интересам государства оправдывает мошенничество, силу, ложь и насилие. Цели политики диктуют не моральность, а рациональность средств». Другие ученые, изучающие творчество Макиавелли, видят в его советах не вне моральную или аморальную доктрину, а этически нейтральный технический императив в форме «если вы хотите получить X, делайте Y». Цели,как таковые не обосновываются как рациональные или добрые, средства для их достижения не хвалятся и не проклинаются. Их защищают только как необходимость для достижения желаемого результата, С этой точки зрения макиавеллизм как метод одновременно этически нейтрален и политически не связан обязательствами.

Учение Н, Макиавелли повлияло на дальнейшее становление политической мысли в последующие времена. На авторитет Макиавелли ссылаются теоретики бюрократии М.Вебер, Р.Михельс и Ф, Парето, Суть учений о бюрократии наиболее емко отражает мысль Макиавелли: «Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Поэтому, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. Этот малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря обману и поддержке подчиненного класса». Политик-макиавеллист - не монстр, не злодей, как принято думать. Это скорее веберовский бюрократ, целерациональный тип, который превыше всего ценит эффективность управленческого решения. Оправданием ему служит то, что политический эффект превышает издержки, без которых все равно не обойтись. Жертвовать надо, но делать это надо оправданно, целесообразно. Слово "целесообразно" - ключевое для понимания психологии макиавеллиевекого человека.

Макиавеллизм в современной политике используется во многих странах мира или, вернее, каждый успешный политик не может обойтись без использования технологий организации власти, предложенной Н, Макиавелли, Главной же особенностью современного политика от политика прошлого является его образ. На сегодняшний день вовсе не обязательно искать харизматического лидера, который приведет государство к успеху - достаточно создать его образ, политический бренд, в который поверят граждане, бренд, который будет представлять государство на международной арене. Этот бренд должен сочетать в себе качества необходимые для данного государства. Однако политический лидер, обладающий необходимыми для государя качествами, данными ему природой, с сочетанием с успешно созданным политическим образом, более других добьется своих целей, Никколо Макиавелли в своих трудах лучше других описал идеальный образ настоящего государя, лидера государства. Не является исключением и современная российская политическая действительность. Ярким примером такого идеального лидера является Президент России Владимир Владимирович Путин,

Образ В.В.Путина был превосходно создан кремлевскими политтехнологами для современного российского общества. Он сочетает в себе такие необходимые для России качества, как несгибаемость, честность, прямолинейность, справедливость; он представляется для населения «своим человеком», «одним из нас»; говорит без особого блеска, но умеет удивительно хорошо сочетать мысль и чувство, жесткость действий, особенно по таким животрепещущим вопросам как терроризм, нерадивость чиновников, с одной стороны и забота о ветеранах, сиротах с другой, располагает к себе граждан. Эффективной оказывается именно игра на контрастах. На самом деле, харизматический образ формируется не только жестко-агрессивными жестами или, наоборот, посредством трогательной чувствительности, но именно сочетанием обоих противоположных друг другу элементов. Дополняет же образ и в то же время сохраняет свое политическое долгожительство тот факт, что действующий Премьер не ввязывается ни с кем в ссоры, не замарался во внутриполитической мышиной возне, держится выше всех.

Что же касается программы Путина, то в ней присутствовало много общих фраз, рассчитанных на заведомое одобрение каждого: «Если и искать лозунг для моей предвыборной позиции, то он очень простой. Это - достойная жизнь. Достойная в том самом смысле, какой её хотят видеть и в какую верят большинство моих сограждан. Как вижу нашу жизнь и я сам, будучи русским человеком» (из открытого письма В.В.Путина к российским избирателям 25 февраля 2000 г.). В программных выступлениях В. В. Путина упор делался на патриотизм, на объединение всех граждан вокруг общенародной цели. «Национальное достоинство», «национальный суверенитет», «единый командный дух», «государственная воля», «жёсткий государственный контроль», «потенциал великой державы», «ориентация на многополярный мир», «восстановление геополитического авторитета» - все это выражения из предвыборной программы Путина.

К этому составному образу стоит добавить и незаурядные способности В.В.Путина и методы, к которым он прибегает для достижения и удержания политической власти. Нынешний Президент является дальновидным политиком и грамотным расчетливым стратегом. Тем решительным и последовательным шагам, сделанным еще молодым подполковником КГБ, а позже целеустремленным энергичным политиком на государственном поприще, мог позавидовать даже Наполеон. Будучи Президентом России он продолжает прибегать к политическим технологиям Макиавелли, постепенно очерчивая вертикаль власти и устраняя противников, контролирующих важные ресурсы, постепенно сосредотачивая контроль над государством в одних руках, тем самым усиливая безопасность своей власти и страны в целом, подтверждая этим формулу, что все то, что контролируется - безопасно, все то, что не контролируется - опасно. Под руководством Путина страна постепенно выходит из кризиса 90-ых, экономика и темпы ее роста поднимаются, что в свою очередь вызывает поддержку у подавляющего большинства россиян, В сочетании с поддержкой населения, независимости экономики и сильным харизматичным лидером государства Россия постепенно выходит на международную арену и возвращает себе звание державы, с которой необходимо и стоит считаться.

Таким образом, на примере В.В.Путина мы можем наблюдать современного политического лидера, с сущностью Макиавеллиетекого государя.

Говоря о В.В. Путине, нельзя забывать и о его предшественнике Борисе Николаевиче Ельцине. Политика Ельцина во многом опиралась на советы Макиавелли, которые тот изложил в «Государе». Возможно, Б.Н. и не был знаком с трудами Макиавелли, но многие его действия очень точно были описаны в свое время этим философом.

Для Макиавелли являлась центральной проблема власти. Без наличия власти любой идеал останется пустой абстракцией, прекраснодушными мечтами, а удержание власти связано со многими действиями, которые оцениваются моралью не слишком высоко, а то и прямо осуждаются. Возникает дилемма: либо праздные мечтания в силу нежелания «запачкать руки» грязью реальной политики, либо воплощение в жизнь идеи, неизбежно увязанное с этой самой грязью и даже, может, кровью. Макиавелли, конечно, делает второй выбор – действие, а не бездействие, стремление любой ценой удержать власть, а не отказ от нее. А уж какой будет эта власть – тиранической, демократической, военной, светской, церковной – это Макиавелли отдает на откуп конкретным обстоятельствам.

В этом смысл знаменитой метафоры Макиавелли – идеальный государь должен быть помесью лисы и льва. Сочетание хитрости, изворотливости, решительности и жестокости вот идеал Макиавелли. Все рекомендации итальянского мыслителя проистекают из этого представления.

Действительно Ельцин обладал всеми перечисленными качествами, Он был хитер и изворотлив, а когда того требовали обстоятельства становился жестоким и решительным. Ярким примером его жестокости и решительности может служить расстрел парламента.

В деятельность Ельцина легко проследить черты, свойственные «политику-лисе».

Прежде всего это та легкость, с какой Ельцин менял свои «убеждения», и когда того требовала политическая ситуация, поступал вопреки и своим прежним заявлениям, и своим обещаниям. В свердловский, застойный период Ельцин был подчеркнуто «предан» марксизму-ленинизму, выступал с трибун с высокими словами о учении Маркса и Ленина. В своей «марксистско-ленинской ортодоксальности» Ельцин заходил столь далеко, что взорвал без особой надобности дом Ипатьева – архитектурный памятник расстрела царской семьи (впоследствии Ельцин, без всяких укоров совести, и без мучительных воспоминаний о свердловской авантюре, станет выказывать всяческое почтение последнему монарху и даже прикажет торжественно перезахоронить останки этой самой царской семьи). Переехав же в Москву и почувствовав, что перестройка – эта та волна, которая может поднять его на вершину власти в одно мгновение, Ельцин в сжатые сроки проходит «идейную эволюцию» от «марксизма-ленинизма» через «творческое прочтение Ленина» к антикоммунизму либерального образца.

Далее, тот самый Ельцин, который сделал себе карьеру президента России выступлениями за демократию западного типа, парламент, конституцию и правовое государство, в 1993 году, когда парламент стал угрожать его личной власти, ничуть не смущаясь приказал расстрелять его из пушек, хотя это был законно избранный орган законодательной власти, и более того, с точки зрения права парламент не нарушал тогда действовавших законов. Таким образом под красивые слова о спасении демократии в России Ельцин, по сути, одним ударом покончил с реальным парламентаризмом и установил режим своей авторитарной власти. Никогда уже больше после 1993 года российский парламент не решался прямо и открыто идти против президента, даже если президент издавал самые драконовские указы и нарушал им самим установленную « карманную конституцию», и это несмотря на то, что всю эпоху Ельцина в парламенте была значительная оппозиционная фракция. Даже когда президент уже был чрезвычайно слаб и практически недееспособен, и то парламент не осмелился объявить ему импичмент, памятуя о кровавой бане 1993 года. Впрочем, решения парламента уже много и не значили, Ельцин в любой момент мог любую свою инициативу осуществить в обход парламента, президентским указом. Сегодня часто говорят о Путине как о душителе парламентаризма, но почему-то забывают, что в реальности Путин лишь довел до логического завершения дело Ельцина. Современный «единоросский парламент» отличается от Госдум второй половины 90-х лишь тем, что он уже не делает вид, что он оппозиционен и прямо и с нескрываемым подобострастием выполняет волю президента, тогда как прежние Госдумы фактически делали то же самое, но под громкие фракционные споры и обличения власти.

Но еще более ярко макиавеллизм Ельцина проявился в его национальной и государственной политике. В 1991 году Ельцин пошел на беспрецедентный шаг – денонсировал союзный договор и фактически разрушил СССР вопреки воле его народов, выраженной на референдуме. Более того, Ельцин пообещал региональным баронам в самой Российской Федерации «столько независимости, сколько они смогут проглотить». Очевидно, все это было оправдано только желанием получить высшую власть в России. Разрушением СССР Ельцин устранил своего главного соперника – Горбачева, который таким образом стал президентом без страны. Обещанием суверенитета обрел поддержку среди региональных баронов в России, которые в принципе могли бы сделать выбор и в пользу какого-нибудь другого кандидата на пост первого президента РФ. Когда же Ельцин обрел власть, он стал постепенно «забирать назад» свое обещание, по той же причине, по какой он его и дал: если сначала это обещание способствовало его приходу власти, то потом оно стало угрожать его власти. Такое ощущение, что здесь Ельцин буквально следовал совету, данному в «Государе»: «…разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

Сначала в 1992 году Ельцин подписал Федеративный договор с главами субъектов Федерации, и, прежде всего, с главами нацобразований, стоявших ближе всего к отделению от России. Национальные элиты ликовали, так как договор давал им самые широкие права, они и сами не понимали, что уже проиграли первый раунд игры: Ельцин добился, чтобы доля «проглоченного» ими суверенитета не превышала критическую, за которой следовал бы распад РФ и, значит, конец власти Ельцина на территории РФ. Затем Ельцин развязал войну против Чечни. Быстрой победы не получилось, война растянулась на много лет, но это не значит, что она в целом была неудачной. Одной из ее главных целей для Ельцина было не только «усмирить Чечню» и вернуть ее в пространство Российской Федерации, но и напугать остальных региональных баронов и, прежде всего, глав национальных образований, дабы они задумались о последствиях дрейфа к полному суверенитету. И надо заметить, что этой своей цели Ельцин вполне достиг.

Так же нужно обратить внимание приватизацию госсобственности. В действительности ее правильнее было бы назвать разделом госсобственности между небольшой группой людей, близких к власти, так как несмотря на ее идеологические лозунги, с самого начала она проводилась таким образом, чтоб достичь указанного результата. К сожалению, в среде патриотической оппозиции не существует до сих пор правильного понимания сути «приватизации». Оппозиционеры считают ее рискованным экономическим экспериментом, причиной которого был с одной стороны «либеральный догматизм» команды Гайдара, желающей даже ценой огромных потерь внедрить в России капитализм западного типа, невзирая на российскую специфику, с другой стороны – интересы Запада, манипулировавшего приватизаторами с целью ослабить Россию. Разумеется, все это присутствовало, но не это определило характер «приватизации». Если бы главным фактором был догматизм Гайдара, и стоявшие за ними силы Запада, тогда бы приватизация продолжалась до логического завершения, каковым стало бы, разумеется, полное разрушение экономики России, так как – и тут оппозиционные аналитики совершенно правы – эта «приватизация», равно как и реформы Горбачева проводились без знания о реформируемой стране и ее жизненном укладе и они были обречены на неуспех. Причем, Гайдар и его команда пошли бы до конца в силу своей «догматической зашоренности», граничащей со слепотой, а их покровители на Западе поддерживали бы их в этом намерении в силу желания покончить с ядром разрушенного Советского Союза – Российской Федерацией (о чем недвусмысленно свидетельствуют заявления архитектора американской внешней политики З. Бжезинского ).

Краткое описание

Термин макиавеллизм в широком смысле получил негативную окраску и означает «политику, направленную на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. На сегодняшний день широко распространилась именно подобная формулировка этого термина, отождествляя его с «коварством, вероломством; политикой, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство)».

Макиавеллизм, это понятие, которое употребляется, чтобы охарактеризовать некие образа действий человека или какой-то организации. Принцип поведения этих людей, или организаций, особенно в политике, может являться использование любых, и конечно аморальных, средств, для достижения тех целей, которые они преследуют. Термин Макиавеллизм произошел от имени итальянского государственного деятеля, мыслителя и писателя Макиавелли, который признавал, и в неких детялях описывал, что в политике можно преступать законы морали во имя великих целей, например для спасения страны от захватчиков. В этом нашли отражение принципы политиков молодой итальянской буржуазии XVI в., которая стремилась к национальному объединению и укреплению независимости раздробленной и истерзанной врагами Италии. Но поскольку итальянская буржуазия в то время еще должным образом не осознала свои исторические задачи, не имела достаточные средствами для их решения, то она и уповала на силу княжеской власти, абсолютной монархии, и готова была признать законность любых средств, применяемых ею для создания сильного централизованного государства. Гегель, отделяя взгляды Макиавелли от Макиавеллизма, подчеркивал, что он начертал путь, который считается необходимым для спасения Италии в "условиях испорченности и слепого бешенства того времени". Принцип Макиавелли особенно характерен для политики современного империализма.

Сегодня понятие "макиавеллизм" часто используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм можно считать научной категорией, которая широко распространена в зарубежных психологических исследованиях, но практически не очень мало используется в отечественной психологии.

Макиавеллизм является одним из тех понятий, которые характеризуют отношения к другому человеку как к средству, которым можно пренебречь в погоне за личным благом.

Термин макиавеллизм своим происхождением обязан учению итальянского мыслителя, но далеко не тождественен его учению. Из некоторых писменных основ, нам становится известно, что исторический термин макиавеллизм применяется с давних времен. В начале 17-ого веке начали употреблять термин макиавеллизм.

И кратко говоря, в макиавеллизме как совокупности разных политических взглядов, мы можем выделить в качестве основных следующие идеи:

  • üПостоянство и несовершенство человеческой природы, которая определяет и воздействует на характер и динамику общественной жизни.
  • üМысль о государстве, что с его интересами оно является самоцелью;
  • üВ политике утверждение о решающей роли фактора силы;
  • üПоложение о неразделённости политики и морали.
Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="-none-" lang="-none-">PAGE 1

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Современный макиавеллизм:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">истоки, смысл, разновидности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
План

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1 " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Смысл современного макиавеллизма

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм – это термин, используемый для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Н. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если оно способно обеспечить преимущества для своей собственной страны. Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли: такова была и во многом такой остается реальная политическая практика. В частности, гораздо позднее Г.В.Ф. Гегель отстаивал идею, что мораль придумана для индивидов, а в отношениях между государствами правым является то, которое сильнее. Постепенное формирование единого человечества и подлинно мировой истории дает основание думать, что мораль будет все более охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристиках.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм следует рассматривать как устойчивую черту личности, выражающую систему отношений человека к другим людям, социальной действительности. Главными психологическими составляющими макиавеллизма как черты личности являются: 1) " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">владение навыками, конкретные умения манипуляции. Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм как личностная черта отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели. «Макиавеллизм обычно определяется как склонность человека в ситуациях межличностного общения манипулировать другими тонкими, едва уловимыми или не физически агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание». ;vertical-align:super" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приведу типичный способ рассуждений девушки с явно выраженными макиавеллистскими чертами личности: «По ночам она долго лежала без сна, размышляя о том, как глупы и ничтожны мужчины и как легко ими манипулировать. Бедняги, сами того не зная, хотели, чтобы их дергали за ниточки. Их необходимо дергать за ниточки. Без этого они ни на что не способны».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Следовательно, макиавеллист – это субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. Манипулирование другими людьми, по его мнению, соответствует природе человека, и потому он не видит в этом ничего зазорного. Просто наиболее эффективный способ достижения своих целей – использовать для этого других людей. Важно подчеркнуть, что макиавеллист манипулирует всегда осознанно и исключительно ради собственной выгоды. И уж, конечно, он не испытывает чувства вины за те способы, которыми действует, а скорее относится к ним с одобрением, не видит в них ничего предосудительного. Он не стесняется своих действий, его не раздирают внутренние конфликты, так как в его установках по отношению к другим людям заложены принципы, диктующие, что манипуляция – нормальный, эффективный способ общения с людьми.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Уверенность макиавеллиста в своей правоте, правильности своих поступков оказывает внушающее воздействие на людей, с которыми он общается, делает его привлекательным в их глазах. Люди «заражаются» спокойствием макиавеллиста, у них реже возникают неприятные ощущения, характерные для жертвы манипуляции, так как у него самого не возникает моральных сомнений по поводу собственных действий. Манипулируя, макиавеллист не нарушает контакт с другими людьми. Нарушение контакта не происходит потому, что такой субъект ведет себя естественно: ведь в соответствии с его установками манипуляция является обычным и вполне допустимым элементом межличностного общения. Вследствие этого во время общения у партнеров макиавеллиста возникает ложное чувство взаимопонимания с ним. Успешная манипуляция другими всегда строится на умелом сокрытии своих подлинных намерений, мотивов поведения, жизненных устремлений. В то же время успешность основана хотя бы на минимальном понимании.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли высоко ценил ориентацию политика не на теорию, а на практику. Правда, вопреки распространенному заблуждению, Макиавелли вовсе не ратовал за власть ради власти, он считал, что политик должен иметь и некую идеальную сверхзадачу. Причем, в формулировке этой сверхзадачи Макиавелли был диаметрально противоположен нашим либералам и перестройщикам, Макиавелли был патриотом и главным для него были сила, целостность, благополучие государства.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Однако, " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">Н. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли признавал, что для воплощения этого идеала возможно поступиться и моралью, и даже буквальным требованиям разделяемой политиком идеологии. Жизнь слишком сложна, чтоб соответствовать всем требованиям чистой идеи, приходится искать компромисс между высокой идеей и низкими корыстными устремлениями большинства реальных людей, участвующих в политическом процессе " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итак, несмотря на наличие политического идеала, для Макиавелли являлась центральной проблема власти. Без наличия власти любой идеал останется пустой абстракцией, прекраснодушными мечтами, а удержание власти связано со многими действиями, которые оцениваются моралью не слишком высоко, а то и прямо осуждаются. Возникает дилемма: либо праздные мечтания в силу нежелания «запачкать руки» грязью реальной политики, либо воплощение в жизнь идеи, неизбежно увязанное с этой самой грязью и даже, может, кровью.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли, конечно, делает второй выбор " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> действие, а не бездействие, стремление любой ценой удержать власть, а не отказ от нее. А уж какой будет эта власть " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тиранической, демократической, военной, светской, церковной " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> это Макиавелли отдает на откуп конкретным обстоятельствам. Будучи сторонником республиканского правления, Макиавелли пишет трактат «Государь», являющийся руководством к действию для самодержцев и даже тиранов. Макиавелли убежден, что бывают случаи, когда возможна лишь тираническая власть и она в этом конкретном случае является благом, так как лучше плохая и жестокая власть, чем отсутствие всякой власти и общественный хаос.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В этом смысл знаменитой метафоры Макиавелли " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> идеальный государь должен быть помесью лисы и льва. Сам Макиавелли так писал об этом в «Государе»: «...из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтоб отпугнуть волков». Сочетание хитрости, изворотливости и решительности и жестокости " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> вот идеал Макиавелли. Все рекомендации итальянского мыслителя проистекают из этого представления.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Политическое учение Макиавелли получило самые различные толкования. В течение более чем четырехсотлетнего своего существования политические взгляды итальянского мыслителя осуждались самым строгим образом представителями консервативных групп и, наоборот, чаще всего положительная оценка его политических идей встречалась у прогрессивных мыслителей. Высоко ценили Макиавелли такие мыслители как Ф. " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Бекон, Б. " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Спиноза, Жан-Жак Руссо и особенно итальянские писатели периода " xml:lang="en-US" lang="en-US">Risorgimento " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Злейшими критиками итальянского мыслителя были католические и особенно иезуитские писатели и богословы. В 1559 " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г. папа Павел " xml:lang="en-US" lang="en-US">IV " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> осуждает произведения Макиавелли, а Тридентский собор относит их к числу запрещенных книг (1564) " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В " xml:lang="en-US" lang="en-US">XVIII " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в. наиболее известным и характерным критиком Макиавелли является пру " xml:lang="en-US" lang="en-US">c " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ский король Фридрих " xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">автор трактата «Анти " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Макиавелли».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пример наиболее реакционного истолкования прогрессивных для своей эпохи идей Макиавелли дал фашизм. Гитлеровские «ученые» опубликовали целый ряд работ, посвященных Макиавелли и его политическому учению. Тенденциозно излагая политические идеи итальянского мыслителя, они желали видеть и поэтому видели в " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ем прежде всего сторонника идеи «демона силы» (« " xml:lang="en-US" lang="en-US">Damonie " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="en-US" lang="en-US">der " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="en-US" lang="en-US">Macht " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">»), т.е. идеи «диктатуры личности для диктатуры самой в себе». В высказываниях Макиавелли они пытались найти обоснование гитлеровской кровавой диктатуры и необходимость безоговорочного подчинения ей всего народа, которого они лишили всех прав.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итальянский фашизм также провозгласил Макиавелли одним из свои " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">х " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> идеологических вдохновителей. Глава итальянского фашизма Бенито Муссолини в специальной работе, посвященной знаменитому флорентийцу, писал: « " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">У " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">чение Макиавелли сегодня более живое, чем четыре века тому назад, потому что, хотя внешние формы нашей жизни изменились, в душе личностей и наций не произошли какие-нибудь более глубокие преобразования» " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Государь» Макиавелли, по мнению Муссолини, " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> это «вадемекум государственного деятеля».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самым главным тезисом Макиавелли является, выражаясь современным языком, лозунг ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА. Причем любые. Считается, что Макиавелли впервые ввел эту идею в оборот и сформулировал ее в абсолютно откровенном неприкрытом виде. Макиавелли провозгласил новую эпоху в политике. Мир переменился, говорит он. Наступила эпоха Реформации. Теперь нужно поступать по-новому, отнюдь не так, как предки. Мораль и благородство безвозвратно уходят на задний план.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вперед выступает цинизм в достижении политических целей. В частности, как пример, которому государи должны следовать, он приводит Цезаря Борджиа. Макиавелли оправдывал и многие совершенные им преступления, если они были, с его точки зрения, целесообразны, то есть вели к завоеванию и укреплению власти. Оправдание преступлений Борджиа и выбор его в качестве примера политического деятеля, ПРИБЛИЖАЮЩЕГОСЯ К ИДЕАЛУ, на многие годы определили отношение потомков к «Государю».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Термин «макиавеллизм» стал синонимом политической беспринципности. Слава, которую принес позднее с собой во Францию род Медичи, запомнилась надолго, ибо она была связана с переломным моментом истории данного государства, со сменой династии Валуа на династию Бурбонов. В воображении европейцев все смешалось в единую и страшную картину... Итальянская политика стала для многих ассоциироваться с политикой яда и кинжала. Фортуна сыграла с Макиавелли и его творением злую шутку, ибо «Государь» сделался своего рода символом этой политики» " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«В политике критерием достоинства человека является успех... Политиком будет не тот, кто соблюдает законы и нормы морали, но тот, кто во имя государства способен предпринять ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ и поэтому вознаграждается успехом» " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Долгое время господствующей нормой политического мышления и практики была идеология макиавеллизма, в рамках которой политика и мораль рассматривались как вещи несовместные. Однако в ХХ " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в., особенно во второй его половине, она в значительной мере исчерпала свой идеологический потенциал и «оправдание». После того как политика стала публичной, народ постепенно осознал свое право и обязанность непосредственно участвовать в ней, и политика постепенно возвращается к ее изначальному – аристотелевскому – пониманию " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Современный макиавеллизм в Украине

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О Ник " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">к " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оло Макиавелли большинство наших сограждан, даже из " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">числа политической элиты, знает понаслышке, мало кто читал " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">его " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> произведения " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Макиавелли, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">макиавеллизм " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">эти термины " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">считают синонимами коварства, грязных методов борьбы за власть; при том, что господин Никколо, работая при многих властителях того времени и в совершенстве зная тайны многих «дворов», исследовал вовсе не «подноготные», пикантные политические подробности тех дней и лет (творил он в начале шестнадцатого века). Он пытался установить реальные законы общественной жизни, быть правдивым прежде всего в отношениях с самим собой и своей совестью беспристрастного аналитика, ни в коем случае не разрешал себе строить некие теоретические конструкции, оторванные от жестокой практики своего времени, давать советы «вообще», лишенные доказательств их полезности, например, для тех же властителей или, как он их называл, государей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И когда сейчас читаешь великого политического философа, каждый раз ловишь себя на мысли: «Боже, да ведь это о наших делах. О наших депутатах, правительственных чиновниках, тех, кто в «большинстве» и тех, кто в оппозиции». Или думаешь о том, как полезно было бы некоторым нашим лидерам нации на сон грядущий почитывать Никколо Макиавелли. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Почему людям свойственно лучше вспоминать о былых временах, которые, в общем, как правило, того не заслуживают, и слишком критически относиться к тому, что происходит сейчас. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Есть смысл здесь привести довольно длинную цитату, хотя бы для того, чтобы убедиться, что даже стиль письма Макиавелли вполне современен: «Люди всегда хвалят, но не всегда с должными основаниями – старое время, а нынешнее порицают. При этом они до того привержены прошлому, что восхваляют не только те давние эпохи, которые известны им по свидетельствам, оставленным историками, но также и те времена, которые они сами видели в своей молодости и о которых вспоминают, будучи стариками. В большинстве случаев таковое их мнение оказывается ошибочным. Мне это ясно, потому что мне понятны причины, вызывающие у них подобное заблуждение. Прежде всего, заблуждение это порождается, по-моему, тем, что о делах далекого прошлого мы не знаем всей правды: то, что могло бы очернить те времена, чаще всего скрывается, то же, что могло бы принести им добрую славу, возвеличивается и раздувается... Кроме того, поскольку люди ненавидят что-либо по причине либо страха, либо зависти, то, сталкиваясь с делами далекого прошлого, они теряют две важнейшие причины, из-за которых могли бы их ненавидеть, ибо прошлое не может тебя обижать, и у тебя нет причин ему завидовать. Иное дело события, в которых мы участвуем и которые находятся у нас перед глазами: познание открывает тебе их со всех сторон; и, познавая в них вместе с хорошим много такого, что тебе не по нутру, ты оказываешься вынужденным оценивать их намного ниже событий древности даже тогда, когда современность заслуживает гораздо больше славы и доброй репутации...». Конечно, современные теоретики дают много новых нюансов по этой проблеме, – психологических, культурологических и даже физиологических, но основы ее понимания все же заложены Никколо Макиавелли. И, вдумываясь в его рассуждения, начинаешь лучше понимать некоторые смущающие нас вещи. Например, почему многие наши ветераны все еще «уважают» советскую власть и ее порядки, а то и носятся с портретами Иосифа Сталина. Дело здесь, оказывается, не только в старческом маразме. Во всяком случае, не всегда им можно все объяснить. И не в могучей силе, основанной на сплошной лжи коммуно-кагебистской пропаганды, вбившей в головы миллионов некие мифы. Дело, оказывается, значительно глубже, они – в сущности человека. (Цитата, приведенная выше, взята из «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия»).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В «Государе» Макиавелли со временем находишь нечто новое, определенные нюансы, хорошо корреспондирующиеся с тем, что происходит в современной Украине. Никколо Макиавелли рассуждает о людях, которые то ли благодаря своей доблести, то ли по милости случая становятся «государями» и пытаются изменить многое из того, что было до них: «А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми». Интересно, понимал ли это Виктор Ющенко, скажем, в день своей инагурации? Тогда, выступая на Майдане, он чего только не наобещал стране и ни слова не сказал о возможных трудностях, о том, что выполнить изложенную программу ему будет нелегко. «Между тем, кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником..., отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено продолжительным опытом. Когда приверженцы старого видят возможность действовать (!!!), они нападают с ожесточением, тогда как сторонники нового обороняются вяло, потому, опираясь на них, подвергаешь себя опасности». И еще. «Чтобы основательнее разобраться в этом деле, надо начать с того, самодостаточны ли такие преобразователи или они зависят от поддержки со стороны, иначе говоря, должны ли они для успеха своего начинания упрашивать или могут применять силу? В первом случае они обречены (упрашивая, например, оппонентов, подписать очередной Универсал), во втором, то есть если они могут применить силу, им редко грозит неудача».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Говоря о применении силы, Макиавелли отнюдь не сводит ее только к вооруженной силе. Речь идет и об авторитете лидера, и о его умении соответственно поставить себя. Глава «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх»: «По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись? Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить..., но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности... Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». ;vertical-align:super" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сейчас Президента никто не боится. И ни во что не ставит. Увы, это делает госсистему недееспособной. А вот рецепт, что нужно для того, чтобы правителя уважали: «Государя уважают, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне». А у нас, как известно, кое-кто хотел бы все время стоять «над схваткой», быть «арбитром нации», всех мирить, мирить непримиримые силы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итак, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Н. Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «макиавеллизм» – синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т. " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">д.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны, из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого, якобы, пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Он первый в своем роде и единственный мыслитель Эпохи Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели – формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и замечательных представителей эпохи Возрождения, Макиавелли связывает животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. По его произведениях четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы, рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического развития.

Доклад с конференции, только я опустил теорию Макиавелли, написал непосредственно основную часть выступления.
Доклад будет опубликован в университетском журнале.

По прошествии 6 веков, макиавеллизм претерпел существенные изменения. Мне хотелось бы разграничить макиавеллизм на истинный (тот которому непосредственно учил Макиавелли), и на неомакиавеллизм. К сожалению, истинный макиавеллизм сложно найти в современном обществе. Многие забывают, что Макиавелли был демократом, приписывая ему тиранию, диктаторство.

События на Африканском континенте 2011года, показывают нам макиавеллистов XIX века. Взять, к примеру, Ливию, где лидер страны Муамар Каддафи жестко подавляет мятежников, которые захотели свергнуть его. Цель Каддафи – сохранить свою власть, или как он говорит не отдать власть преступникам, он не раз упоминал об Аль-Каиде. Средства Каддафи – наемники, которые за неделю получают по 2000, а то и по 3000 долларов. Наемники ни с кем не церемонятся, открывая огонь на поражение. Разве это не неомакиавеллизм?

Хотелось бы привести пример истинного макиавеллизма, но не в политике, а в спорте. Во время игры на чемпионате мира по футболу 1986г. в Мексике Марадона забил гол рукой. Но судья этого не заметил, и гол был засчитан, несмотря на нарушение игрока, поскольку ошибка судьи не являлась поводом для изменения результата. Постулат Макиавелли содержит следующее: твоя сила состоит в том, что ты можешь обойти правила. Если ты втихаря забил мяч рукой, это не заметили, а ты тем самым принес победу - это здорово, это правильно, ведь сделал это ты во благо своего государства, в данном случае Аргентины.

Теперь о макиавеллистах в России за последние несколько десятков лет. На первом месте стояли вовсе не заботы о реформах, не интересы народа и даже государства, а вопросы личной власти. Говорим ли мы о Хрущеве, Горбачеве или, тем более, о Ельцине, мы, в первую очередь, видим это. И наш сегодняшний день может быть достаточно четко оценен с макиавеллистических позиций. Идет ли речь о президенте, премьер министре, правительстве, о губернаторах или о депутатах - на первом месте у них стоят интересы накопления личной собственности, а власть является лишь источником этих накоплений.

Теперь о современных российских макиавеллистах. О Путине. Почему Путин макиавеллист? Путин – создает впечатление жесткого политика, в приоритет, ставящего национальную безопасность и силу своей власти, которая имеет большее влияние, чем президентская. Путин – сторонник так называемой суверенной демократии. Суверенная демократия - это разновидность имитационной демократии, образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.

Ситуация на Северном Кавказе – яркий пример политики Путина по поддержанию национальной безопасности. Введение войск в Чечню было еще при Ельцине, Путин продолжил там военные действия во благо народов Северного Кавказа и для поддержания национальной безопасности. На самом деле война была не для стабильности и не ради сохранения целостности России, а из-за нефти. Кавказ – это миллионы тонн нефти, которая является главным источником доходов в бюджет и в карманы чиновников. Продолжая тему нефти, хотелось бы обратить внимание еще на один факт, подтверждающий, что Путин макиавеллист. Это история с главой нефтяной компании ЮКОС Михаилом Ходорковским. Уже ни для кого не секрет, что предвыборные кампании Ельцина на второй срок и Путина на первый финансировались из карманов олигархов Березовского и Ходорковского. Кстати, макиавеллизм нередко сравнивают с манипулированием. В психологии есть даже отдельные разделы по изучению макиавеллизма. Эти предвыборные кампании – были одни из самых совершенных моделей манипулирования электоратом, ведь за небольшой промежуток времени Ельцину подняли рейтинг с 6% почти до 45%. А про Путина Александр Проханов говорил, что - это большой водянистый огурец, выращенный методом гидропоники.

Макиавеллизму склонно предательство и обман. В преддверии думских выборов 2003г., Путин боялся за свою власть, потому что КПРФ, СПС и Яблоко хотели объединиться, что стало бы реальной угрозой для Единой России и власти Владимира Владимировича. А Ходорковский в то время финансировал оппозицию (СПС и Яблоко) и незадолго до выборов встречался с Путиным. Разговор их прошел спокойно, президент разрешил Ходорковскому финансировать оппозиционные партии, так как он выделял собственные средства, а не деньи ЮКОСа. Это и подтверждает Касьянов (премьер министр 2000-2004гг.), что Путин боялся за свою власть, но, а потом уже речь пошла о захвате активов ЮКОСа Сибнефтью, которую возглавлял Абрамович. Разве это не предательство? Путин не использовал все возможные средства для сохранения своей власти, приписав преступления, убийства и воровство Михаилу Ходорковскому? Это не макиавеллизм? Также Путин обещал уменьшить число и давление чиновников, картина выглядит иначе – это не обман? Обещал свободу слова, свободу во всем – каждый митинг оппозиции разгоняется милицией.

Многие миллиардеры с Wall Street – так же последователи учения и концепций Макиавелли. Иначе не было бы у них сейчас миллиардов. Пример: в 2009г. Уоррен Баффет сократил тысячи работников, не задумавшись, как они будут жить, в кризис не так легко найти работу, а на пособия с ипотечным домом, машиной в кредит – долго не протянешь, он плевал на это. В приоритет он ставил – сохранение предприятия.

Макиавеллизм – может быть во всех сферах нашей жизни. В каждом из нас живет Макиавелли. Во благо себе или на пользу другим, мы порой обходим правила, ведем себя подло и коварно. Каждый оценит макиавеллизм по-своему, но в основном он у всех ассоциируется с чем-то мерзким, гадким и подлым, но, сколько людей – столько и мнений.

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк и писатель, автор трудов: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции». Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных итальянских земель в единое государство . Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое воспринято из античных источников.

Природа человека, по Н. Макиавелли, – единая и неизменная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих интересах. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали.

Н. Макиавелли отделяет политику от морали . Он подчеркивает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов нужно рассматривать с точки зрения достигнутых результатов. Лозунг политики: цель оправдывает средства . Н. Макиавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных норм. С врагами Н. Макиавелли призывал бороться законами или силой. Законодательство крайне важно, т.к при законности гарантирована общественная безопасность. Право – орудие власти , выражение силы .

Образец государства античная республика , где все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства: обеспечение благ свободы. Заботясь о своем собственном благополучии, люди обеспечивают общественное и государственное процветание.

Государство (независимо от конкретной формы) рассматривается Н. Макиавелли как отношения между правительством и подданными , которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх – в ненависть.

Основные формы государства (по Н. Макиавелли) – это монархия (княжество) и республика. В республике управлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным . Так удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, т.к. они переизбираются; там лучше осуществляется принцип формально-правового равенства граждан, поскольку феодальные сословные привилегии должны быть отменены.

Война – единственная и исключительная обязанность монарха. Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, подчеркивая необходимость и неизбежность создания национального ополчения.

Религия – важное средство политики, так как она помогает воздействовать на умы и нравы людей. Государство должно использовать религию как подходящий инструмент для руководства людьми. При этом Н. Макиавелли был светским мыслителем, он рационалистически освобождал политико-правовую мысль от влияния религии.