Логопедическое занятие: «Игра-путешествие со звуком. Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группеТема: Звук, буква Ш Занятие знакомство с буквой ш

  • Дата: 21.12.2023

воспитательные:

Материал:

  • диск « Песенки Складушки»;
  • магнитофон;
  • простой карандаш;

Ход занятия

Лопушок

Лопушок : А теперь занимайте места. (

Воспитатель:

.

Лопушок

Дети: Это Арлекин.

Лопушок

Дети: А-а-а.

Лопушок

Дети:

Лопушок

Дети:

Лопушок

Дети:

Лопушок

Что еще? (Дети продолжают).

Лопушок

Дети: окно, облако, обруч и т.д.

Лопушок

Дети: Улитка, улыбка, утка и.д.

Лопушок

Дети: Экскаватор, этаж.

Лопушок

(Дети выходят из-за столов.) Физминутка.

Чтоб спина могла прогнуться

Надо очень потянуться.

Руки вверх, руки вниз,

Не спеши, не торопись!

Руки в боки, руки шире

На пенек мы сесть решили.

Нет пенька, ну, ничего!

Мы придумаем его!

Лопушок : Продолжаем представление. (Дети садятся за столы).

Лопушок (Дети слушают песенку).

Дети: Звук «ш».

Воспитатель:

Дети: согласный.

Воспитатель:

Дети: Синим.

Воспитатель:

Дети: Он глухой.

Воспитатель: Твердый или мягкий это звук?

Дети: Твердый.

Воспитатель:

Ш, с, ш, з, т, д, ш.

Лопушок

Маша кашу наварила,

Маша кашей угостила:

Мишку, кошку,

Петушка Алешку,

Лопушок

Воспитатель:

Дети: Ша.

Лопушок

Дети: Шу.

Лопушок

Дети: Шо.

Лопушок

Дети: Шэ.

Лопушок (Дети встают) .

Ша -ша - ша - на столе стоит лапша.

Шу - шу - шу - мы поели всю лапшу.

Ши - ши - ши - мы теперь сидим в тиши.

Шо - шо - шо - в цирке хорошо.

Лопушок

Лопушок : Что у вас получилось?

Дети: буква Ш.

Лопушок

(Дети называют слова).

Лопушок

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш». »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 город Новочеркасск

Конспект

занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе по теме:

«Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш».

Подготовила:

Кокоревич Р. Н., воспитатель.

Цель: ознакомление детей со звуком « ш » и буквой Ш.

Задачи:

образовательные

    формировать у детей представлений о звуке и букве Ш, его характеристике;

развивающие

    развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук;

    упражнять детей в составлении и чтении слогов;

воспитательные:

    воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Материал:

    игра В.Воскобовича «Складушки»;

    диск « Песенки Складушки»;

    магнитофон;

    приложение к коврографу «Ларчик» «Забавные буквы»;

    карточки с заданием на составление слогов;

    простой карандаш;

    плоскостное изображение сказочного персонажа «Лопушок»

    комплект «Разноцветные веревочки».

Ход занятия

Лопушок встречает детей в дверях фиолетовой комнаты.

Лопушок : Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в сказочном лесу. У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас в цирк. Входным билетом на это необычное представление будет исполнение гласной песенки. Давайте все вместе ее споем.

(Дети, стоя вокруг Лопушка, исполняют гласную песенку).

Лопушок : А теперь занимайте места. (Дети проходят и садятся за столы).

Воспитатель: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.

(Лопушок представляет каждого артиста) .

Лопушок : Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?

Дети: Это Арлекин.

Лопушок : Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.

Дети: А-а-а.

Лопушок : А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.

Дети: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.

Лопушок : Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?

Дети: Это Урлекин и его песенка У-у-у.

Лопушок : А вот и следующий артист-акробат. Споем с ним его песенку.

Дети: Это Эрлекин и его песенка Э-э-э.

Лопушок : Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки.

Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины.

Что еще? (Дети продолжают).

Лопушок : Что может появиться из сундучка Орлекина?

Дети: окно, облако, обруч и т.д.

Лопушок : Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?

Дети: Улитка, улыбка, утка и.д.

Лопушок : Внимание, внимание! А теперь открывает свой сундучок Эрлекин и из него на зрителей посыпались разные предметы. Что же появилось из его сундучка?

Дети: Экскаватор, этаж.

Лопушок : Аплодисменты нашим артистам. А сейчас антракт.

(Дети выходят из-за столов.) Физминутка.

Чтоб спина могла прогнуться

Надо очень потянуться.

Руки вверх, руки вниз,

Не спеши, не торопись!

Руки в боки, руки шире

На пенек мы сесть решили.

Нет пенька, ну, ничего!

Мы придумаем его!

Лопушок : Продолжаем представление. (Дети садятся за столы).

Лопушок : Во втором отделении на арену выходит новый артист. А узнать его поможет песенка «Складушка». Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? (Дети слушают песенку).

Дети: Звук «ш».

Воспитатель: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, а губы

округлены. Значит, во рту есть преграда для его произношения. Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: Синим.

Воспитатель: Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?

Дети: Он глухой.

Воспитатель: Твердый или мягкий это звук?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Верно. Это согласный твердый глухой звук. И этот звук никогда не бывает мягким.

А сейчас давайте поиграем в игру « Кто внимательный»? Вы будете поднимать синий кружок, как только услышите звук «ш».

(Из набора дети выбирают синий кружок).

Ш, с, ш, з, т, д, ш.

Ша, са, шу, за, ты, дэ, ту, шо.

Санки, шарик, коса, шишка, стоять, широкий.

Лопушок : Вы были внимательными и справились с заданием. Антракт.

Пальчиковая гимнастика « Каша».

Маша кашу наварила,

Маша кашей угостила:

Мишку, кошку,

Петушка Алешку,

Серого зайчишку и маленькую мышку.

Лопушок : Занимайте свои места. Представление продолжается.

Внимание! В третьем отделении вы увидите необычное музыкальное представление. (На коврографе выставляется буква Ш).

Артист Ш вместе с акробатами исполнит веселые песенки.

Воспитатель: У вас лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим эти песенки. Возьмите в руки карандаши и начинаем сочинять.

Первым артист Ш исполнит песню с Арлекином. Проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Что у вас получилось?

Дети: Ша.

Лопушок : А теперь песенка звука Ш и У. Что получилось?

Дети: Шу.

Лопушок : Следующая песенка артиста Ш и Орлекина. Что получилось?

Дети: Шо.

Лопушок : А это песенка звука Ш и Э. Что получилось?

Дети: Шэ.

Лопушок : В нашем представлении могут принимать участие и зрители. Давайте произнесем и протопаем чистоговорки. (Дети встают) .

Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.

Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.

Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.

Шо – шо – шо – в цирке хорошо.

Лопушок : Наше представление подходит к концу. Пусть на память у вас останутся портреты нашего нового артиста Ш. Эти портреты вы сделаете своими руками. (На ковролине с помощью разноцветных выкладывают букву Ш).

Лопушок : Что у вас получилось?

Дети: буква Ш.

Лопушок : А теперь придумайте к своей букве слово, в котором есть звук «ш».

(Дети называют слова).

Лопушок : Представление закончилось. До встречи, друзья!

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Звук и буква Ш».

Задачи:

Познакомить с буквой Ш;

    закрепить навык произношения звука Ш в словах, фразах;

    развивать навык звукового анализа, деление на слоги;

    развивать графические навыки;

    развивать фонематический слух;

    развивать речевую активность, внимание, воображение, мышление;

    развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении задания;

Оборудование:

карточки для характеристики звука, картинки со звуком Ш, линейки и фишки для звукового анализа, дидактическая кукла (мышь), буква Ш, слоги, алфавит на каждого ребенка, счетные палочки,

Ход занятия.

Орг.момент:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

вы хотите все заниматься? (Да!)

Значит, будем заниматься.

Введение в тему.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Давайте повторим буквы, которые мы выучили. Назовите из них гласные, согласные.

Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, послушайте загадку:

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много интересных заданий.

Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш].но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).

Характеристика звука «Ш».

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша под шкаф и шуршит там: шур – шур – шур

Ребята, как шуршал Шуша?

Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

Какой звук стоит в начале этих слов?

Давайте произнесем его.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

Верно, они круглые как бублик.

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

Воздух теплый.

Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

Глухой.

А звук [ш] твердый или мягкий?

Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

Дидактическая игра: « Поймайте звук» (хлопками)

а) ш, к, т, ш, п

б) ша, та, ши, ны,шо

в) шуба, кукушка, дом, машина, цветок, Машенька.

Работа над скороговоркой «Шапка да шубка- вот и весь Мишутка»

Физминутка . «Мышонок»

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.

В барабан она громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Определение положения звука в словах, деление на слоги.

На столе разложены картинки.

Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок.

Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам,

где звук [ш] в середине слова.. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка,

шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

Назовите слова, в которых один, два, три слога.

Игра «Собери из звуков слово».

Ребята давайте поучим нашу гостью ловить звуки и собирать их в слова. Приготовились: д-у-ш - душ {где спрятался звук ш в этом слове), М-а-ш-а,ш-у-б-а.

Звуковой анализ слова. Сколько звуков слове ШУБА? Назовите гласные звуки, согласные.

Возьмите звуковые линеечки и выложите это слово. Проверьте работу друг у друга.

Знакомство с буквой Ш .

Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш.(ша)

На что похожа буква Ш (ответы детей)

Маша сено ворошила

Вилы в сене позабыла! ( картинка)

- Сколько элементов в этой букве? (считаем вместе)

Прописывание буквы в воздухе.

Выкладывание буквы (из палочек)

Пойдем, Шуша, посмотрим у кого получилась красивая буква.

Найдите место буквы в алфавите.

Чтение слогов:

(аш. ша,уш. шу,ош. шо) .

Итог.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что ещё нового узнали?

Тема: «Звук и буква Ш»

Цели

1. Закрепить навык четкого произношения звука Ш в слогах, словах, фразах.

2. Учить подбирать признаки и действия к существительным.

3. Склонять по падежам словосочетание из прилагательного и существительного.

4. Учить подбирать родственные слова к слову мишка.

5. Закрепить навык чтения слогов, слов, предложений.

1. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

2. Закрепить навык выделения звуков в начале, середине, конце слова.

3. Определять место звука в слове.

4. Развивать фонематический слух, память, внимание.

5. Развивать общую моторику и координацию движений.

Оборудование: индивидуальные картинки, пособие для чтения слогов, кассы букв, наборное полотно в виде паровоза, серия сюжетных картин, схемы предложения, игрушечный медвежонок, картинки для составления слов.

    Организационный момент.

Воспитатель : «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте начнём наше занятие с речёвки:

Говорим всегда красиво

Чётко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

Сядет тот, кто назовёт слова со звуком Ш.

2. Объявление темы занятия.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел плюшевый мишка. Мы покажем ему, чему научились и повторим звук и букву Ш.

3. Работа по теме.

1) Артикуляция и характеристика.

Мишка еще не умеет произносить звук Ш. Давайте его научим?

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

(Вытягиваются трубочкой)

Где находится язык? (Наверху за верхними зубами)

Какой он? Узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой)

Он звучит твердо или мягко? (Он всегда твёрдый)

Гласный или согласный звук Ш? (Согласный)

Расскажите Мишке звук Ш какой? (Ребенок дает характеристику)

В домике какого цвета живёт? (Звук Ш живет в синем домике.)

2) Воспроизведении слоговых рядов, чистоговорок.

Игра «Послушай, запомни, повтори»

ША- ШО-ША, ШУ-ШИ-ШО, ШИ-ШЕ-ША, ША-ШО-ШИ

ША-ША-ША- наша Маша хороша.

ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую ношу.

ШИ-ШИ-ШИ- Миша с Машей малыши.

3) Игра «эхо»

Замените первый звук в словах на звук Ш.

Тапка- шапка

Мышка- шишка

Губы –шубы

жаль – шаль

мыло – шило

папка- шапка

4) Подбор признаков и действий к предмету.

Ребята, как вы думаете, понравились ваши ответы мишке?

Давайте посмотрим какой он? (плюшевый, ушастый, шаловливый, неуклюжий, игрушечный, шустрый)

Что он делает (шагает, шатается, слышит, спешит, пляшет, шумит,

5) Подбор родственных слов.

Подберите родственные слова к слову мишка. (Мишутка, мишенька, мишкин)

6) ОТБОР КАРТИНОК НА заданный звук

Давайте покатаем на поезде нашего мишку.

Посмотрите, у вас в конвертах картинки. Представьте себе, что это билеты на поезд. Выберите картинку, в названии которой живет звук Ш.

7) Определение места звука в слове.

В первый вагон поставьте картинки, где звуки Ш живет в начале слова., во второй - в середине, в последний - в конце слова. Например: «Я поставлю шапку в первый вагон, потому что в слове шапка звук Ш живёт в начале слова. »

(Дети выставляют картинки и выстраиваются в поезд.)

4. Физминутка.

Загудел паровоз

И вагончики повез

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Девочек и мальчиков

Быстро прокачу. (дети изображают движение поезда)

5. Грамота

Знакомство с буквой.

Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».

6. Итог.

Молодцы, ребята!. С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»?

Логопедическое подгрупповое занятие по коррекции звукопроизношения

Учитель-логопед : Н.В. Абашина

Тема: Автоматизация звука [ш] в словах разной слоговой структуры

Форма проведения : Игра - путешествие

Задачи:

  • Образовательные:
  1. закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  2. закрепление понятия "согласный звук";
  3. формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов.
  • Коррекционно-развивающие:
  1. упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах;
  2. развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  3. формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
  4. развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
  5. развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции;
  6. развитие мелкой и общей моторики через упражнения на тактильные ощущения, динамические паузы;
  7. выработка правильного (долгого плавного) выдоха через упражнения на дыхание;
  8. развитие зрительного восприятия и памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении.
  • Коррекционно-воспитательные
  1. воспитание желания говорить красиво, правильно.
  2. активация словаря: звук, животные

Предварительная работа:

артикуляционные упражнения;

дыхательные упражнения;

постановка звука [ш];

игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

обучение анализу прямых слогов.

Оборудование: зеркала, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор картинок со звуком «ш»,символы звуков (звуковички), коробочки с крупами, набор букв, схема анализа звука, схема артикуляции звука, набор для звуко-слогового анализа, мультипликационные герои и картинки животных, сюжетные картинки на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами, дидактические игры, компьютер с аудиозаписью, гимнастикой для глаз.

Ход занятия

I .Организационный момент. Подготовка артикуляционного аппарата.

Логопед: Ребята, начинаем наше занятие! Мы сегодня будем учиться красиво произносить звуки и слова, для этого мы выполним гимнастику для губ и языка. (картинки на экране компьютера, логопед сопровождает выполнение стишками)

Артикуляционная гимнастика.

Картинки символы (со словами)

" Хоботок"

Подражаю я слону, губы хоботком тяну

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и расслаблены

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Язык широкий положи,
А края приподними.
Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Картинки без словесной инструкции

«Качели», «Вкусное варенье»

Итак, мы подготовили наш язык к работе!

II. Сообщение цели и темы занятия.

Логопед : Я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте внимательно, какой звук повторяется чаще других:

Лягуш ка, миш ка, пара мыш ат

Ехать в путеш ествие хотят.

Сели у окош ка,

Ждут ш меля, лош адку, кош ку.

Тут мартыш ка подоспела,

Тоже ехать захотела.

«Тиш е, тиш е!» - ш епчет мыш ка,

«Не ш умите слиш ком!

Маш инист даёт сигналы,

Все готовы ехать с нами?»

Какой звук часто повторяется?

Всех животных, о которых шла речь в стихотворении, вы видите в вагонах поезда.

Итак, сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш].

Для этого мы отправимся в путешествие с животными, в названии которых есть этот звук.

III . Актуализация знаний.

Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте покажем животным, что мы знаем о их любимом звуке:

Вспомним, как мы произносим звук [ш].

1) артикуляция звука по символам: (дети показывают)

губы трубочкой;

зубы заборчиком, немного разомкнуты;

язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;

воздушная струя тёплая (символы).

Звук [ш] какой?

2) Характеристика звука (по схеме):

гласный или согласный (почему);

твёрдый или мягкий;

звонкий или глухой.

Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.

3) обозначение буквой

Нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук:

показываем в городе звуков и букв;

находим буквы в крупе и определяем среди них букву «Ш».

Молодцы, ребята! Наши животные убедились, что вы готовы к путешествию.

А поедем мы сегодня в деревню, где живут герои мультфильма. А что это за деревня, и кто в ней нас ждёт, вы узнаете позже.

Чтобы добраться до деревни и познакомиться с героями, мы по пути будем выполнять задания, если справимся с заданиями, прибудем к месту назначения.

- Итак , мы отправляемся в путь

4) Дыхательная гимнастика

вдохнули через нос выдохнули со словами:

Чух-чух-чух, изображая руками движение колёс

5) Речевая гимнастика

Чтобы было веселей ехать, давайте проговорим дружно чистоговорки:

Ша-ша-ша - дорога хороша

Шу-шу-шу - в гости я спешу

Шо-шо-шо - ехать хорошо

На нашем пути первая остановка.

6) Упражнение на слуховое восприятие

Закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, где мы остановились.

(аудиозапись: звуки леса)

I V. Автоматизация звука в словах.

    Остановка «Лесная полянка» (садим на полянку белок и зайцев)

Посмотрите, какие животные нас встречают: зайцы и белки. Какие это животные? Наш мишка предлагает угостить животных.

Игра «Накорми зайцев»

- Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?

Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:

Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка , миска, кошка , кувшин , каска, шуба , машина , маска, жёлудь, каша , мишка.

Игра «Угости белок»

Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:

Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.

Игра «Засели полянку».

Зайцы и белки с угощениями убегают в лес, а вам предлагают заселить полянку:

Выбери только те предметы, в названии которых есть звук [ш] (каждому ребёнку даётся набор карточек с предметами, работают самостоятельно, затем выходят к доске и размещают картинки)

Дети проверяют друг друга

Итак, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и научились находить слова со звуком [ш].

Физминутка «Весёлые мартышки» (компьютер)

  • Следующая остановка «Цветочная поляна»

На этой поляне нас ждёт пчёлка. Наши животные просят определить, где в названии каждого из них стоит звук [ш]. Я называю животного, а вы определяйте, где стоит звук: в начале, в середине, в конце. (схемы)

Садим пчёлку на нужный цветочек.

(шмель, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)

Итак , мы научились определять, где стоит звук [ш] в словах: в начале, в середине или в конце.

  • Пункт назначения «Деревня Простоквашино»

Мы приехали в деревню. Что такое деревня? Нас встречают герои мультфильма (иллюстрация: кот Матроскин, пёс Шарик, дядя Фёдор.) Из какого они мультфильма? Как называется деревня, в которую мы приехали? В имени какого героя есть звук, который мы сегодня учимся говорить

Жители деревни вас очень ждали и предлагают нам поиграть:

А) Найдите в деревне слова со звуком [Ш], называйте по очереди и получайте жетоны от героев; посчитай мышей: одна мышь, две мыши…, посчитай шарики.

Б) Запомни предметы, которые лежат в сундуке, сфотографируй их, я закрою, а ты назови по памяти; чего не стало

Зрительная гимнастика (солнышко в Простоквашино, компьютер)

В) Помогите Галчонку добраться до гнезда (читаем слова по стрелкам)

Итак , герои мультфильма услышали, как вы умеете произносить звук и очень рады, что у вас всё получается.

Д) Задание на дом: вам Шарик приготовил свои фото с охоты, вам надо будет найти предметы со звуком [ш] и раскрасить их, выполнить задания.

V . Звуковой анализ и синтез слова "каша".

Сегодня все много путешествовали, играли и проголодались. Вам надо приготовить обед

В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед

Из магнитных букв дети составляет слово "каша".

Назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

Какое слово получилось? (каша)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?

VI .Слоговой состав слов

Пора отправляться в обратный путь. Оказывается, животные пока ехали, перепутали свои места, рассади их правильно:

1-ый вагон - животные, название которых состоит из одного слога (шмель);

2-ой вагон - … из двух слогов (кошка, мишка, мышка);

3-ий вагон - … из трёх слогов (лошадка, лягушка, мартышка)

Все заняли свои места, мы отправляемся…

Мы прибыли.. высаживаем животных на доску, называем каждого животного, правильно произнося звуки

VI . Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

VII. Оценка работы ребенка. Рефлексия

Животные рады, что вы научились произносить их любимый звук. А вам понравилось путешествие? Выберите шарики с тем настроение, какое у вас было на занятии.

Логопедическое занятие в старшей группе. Звук и буква Ш.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "Ш".

Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук "Ш" по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
3. Развивать фонематические процессы.
4. Упражнять в анализе слов и предложений.
5. Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Ход занятия

1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие "Здравствуйте ладошки"

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку Змейки
Кто это? Как шипит змея? (ш-ш-ш) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука Ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Наблюдение за положением артикуляции в зеркале: губы вытянуты вперед, широкий язык поднят к альвеолам и создает преграду для воздушной струи, которая проходит по середине языка, голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит).
Звук Ш - согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

4. Связь звука и буквы.
Рассматривание буквы Ш.

Буква Ш, как гребешок.
Куклу причеши, дружок!
Три зубца рядочком ставим
И внизу соединяем.

5. Развитие фонематического слуха.
Логопед называет правильно и неправильно звучащие слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильное слово.

Мапка, тапка, шапка, капка.
Балыши, малыши, кавыши, табыши.
Майба, кайба, тайба, шайба.
Тахматы, шахматы, бахматы, кахматы.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.

7. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АШ, ША. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети говорят, какая из схем к какому слогу подходит.

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук Ш. Дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук Ш в начале слова, в середине слова и в конце слова.
После этого слова делятся на слоги.
Затем логопед вместе с детьми проводит подробный звуковой анализ слова "шаль" с выкладываением графической схемы.

9. Закрепление звука в предложениях.
Работа над деформированной фразой. Детям предлагается из слов составить предложения.

На, каша, стоит, столе.
Шоферы, у кепка, кожаная.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком Ш из текста.

Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут лягушке
И комар и мушка.

11. Итог занятия.
Какой звук издает змея? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ш в начале, в середине, в конце слова.