Лес с оврагами непроходимая местность в старину. В нижегородской тайге обнаружили уникальные языческие святилища

  • Дата: 30.10.2019

Овраги действительно являлись вечным врагом крестьянина-земледельца, отбирая у него пахотные угодья, уродуя поля и делая их непригодными для какого-либо использования. А вот лесные овраги служили нашим предкам для обозначения пограничных рубежей между княжествами и отдельными вотчинами, а порой и становились природным убежищем при нашествиях настоящих врагов. Наверное, мало кто может представить, что существуют овраги, возраст которых исчисляется многими веками, и они являются современниками событий далекого средневековья. Есть такие природные объекты и в нашем Владимирском крае.

Дебришин враг

По преданию именно овраги спасли дружину князя Ивана Всеволодовича Стародубского и жителей города Стародуба на Клязьме зимой 1237-1238 гг., когда полчища хана Батыя напали на Владимиро-Суздальскую Русь. Когда большой отряд монгольского войска подступил к крепости, то ее защитники, отбив первый штурм, задними воротами ночью ушли в лес через один из оврагов на склоне крутого клязьминского берега. А враги утром вновь ринулись штурмовать покинутые стены и остались без добычи, так как все сколько-нибудь ценное стародубцы унесли с собой.

Другой овраг — Дебришин, или Кондровский — расположен примерно в паре километров севернее поселка станции Крестниково Горьковской железной дороги. Как «враг Дебришин» он упоминается еще в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Васильевича Ромодановского, написанной, скорее всего, в конце XV века.

Название «Дебришин враг» происходит от топонима «Дебри», которым обозначался лесной край севернее данного оврага. Там даже сейчас, в начале XXI века, местами сохранились непроезжие и непролазные дебри, а находящийся над оврагом лесной погост с заброшенной каменной церковью так и обозначается — Николо-Дебри или просто Дебри.

Черный дол

Еще один старый овраг, остатки которого можно видеть до сих пор, именовался как «Петрушинский» и начинался примерно у западной границы Ковровского района, южнее нынешней трассы М7 «Волга». Он идет почти строго с юга на север в направлении села Русино и в итоге доходит до правого берега Клязьмы. По записанной еще в середине XIX века легенде, у этого оврага во время событий Великой Смуты 1600-х гг. местными крестьянами был перебит отряд поляков-интервентов, которых оставшийся неизвестным проводник подобно знаменитому Ивану Сусанину заманил в заранее устроенную засаду. Могилу завоевателей под невысоким курганом можно было видеть в лесу близ Петрушинского оврага еще в царствование императора Николая I.

Порой большой овраг со временем становился долиной и именовался долом. Под Ковровом хорошо известен горожанам Черный дол. В старину это место пользовалось дурной славой — там в темных дремучих лесах прятались разбойники, нападавшие на проезжающих по почтовому тракту. Примерно с 1960-х гг. Черный дол стал местом массовых гуляний ковровчан, лыжных прогулок и катаний с крутых склонов зимой.

Ушедшая река

Порой оврагами становились русла исчезнувших или ушедших под землю из-за карстовых явлений рек. Пример тому — многокилометровый овраг Колпь, уходящий из лесного массива юго-восточнее поселка Красный Маяк Ковровского района в Судогодский район. По записанным ранее свидетельствам старожилов, Колпь там с конца XIX века ушла под землю, размыв грунт, и теперь «овраг Колпь» на месте ее прежнего русла обозначен на всех топографических картах.

Наличие больших оврагов порой запечатлевалось даже в названиях населенных пунктов. Например, во Владимирской губернии известны сразу две деревни, которые именовались Крутой овраг и Крутой дол. Первая из них пряталась в лесах на границе Судогодского и Вязниковского уезда между Ильинским погостом и большой деревней Буторлино. Крутой дол относился к прежнему Покровскому уезду и находился примерно в десятке километров северо-восточнее нынешнего города Петушки. Обе эти деревни еще в последней четверти прошлого века превратились в урочища, но на картах обозначаются до сих пор.

Изобилует глубокими оврагами территория нынешнего Меленковского района близ берега Оки. Так, поблизости от сел Воютино и Окшово есть даже не овраги, а целые каньоны, поросшие лесом, с протекающими по дну ручьями. Около Окшово по одному из таких образований идет дорога на берег Оки, так как огромный овраг прорезал почти 20-метровую береговую кручу и стал природной «магистралью», удобной для людей. А вот другой глубокий и узкий овраг близ того же села разделяет надвое обширное поле почти непреодолимой преградой, которую даже пешеходы форсируют с трудом только по узкому мостику и лесенкам, а любая техника вынуждена следовать в обход за несколько километров.

В тему:

Загадочные овраги России

Расположен рядом с Коломенским. Утверждают, что именно под ним проходит один из разломов Восточно-Европейской плиты. Рассказывают, что в середине 1990-х в этом месте работали ученые из Института общей физики. По их данным, в овраге электромагнитное излучение превышало фоновое в 12 раз. Есть на территории оврага и два крупных валуна, около которых превышение составило 27 раз.

Чертов (Псковская область)

Пользуется дурной славой. Якобы в 1928 году там пропало сразу семь человек — бригада лесорубов. В 1931-м был еще один случай, когда в овраге сгинуло девять человек. В 1974 году в Чертовом овраге будто бы исчезла группа грибников из Ленинграда. Двух из них нашли спустя неделю. Обессиленные, они ничего не могли рассказать о судьбе своих товарищей.


Сивиньские (Мордовия)

С начала XVIII века сивиньские овраги прославились как настоящее разбойничье гнездо. Бандиты грабили и убивали проезжих и прятали тут клады. В 1870-х годах, утверждают краснослободские краеведы, сивиньские разбойники ограбили обоз, везший в Сибирь солдатское жалованье за несколько лет — 20 бочек золотых монет! Грабители добычу не поделили, поубивали друг друга, и золото так и сгинуло где-то в овраге.


Соснов (Ульяновская область)

Там находится родник. По преданию у этого родника останавливались остатки разбитого на реке Кандаратке разинского войска. Жили разинцы здесь недолго. Спасаясь от гонений, они ушли дальше на север и укрылись в урочище, известном под названием Меловатка, и дальше — в Помаевских лесах. Даже в настоящее время можно увидеть остатки укрепленного татарского поселения, которое использовали разинцы, а одна из лощин в Помаевском лесу носит название овраг Степана Разина.


Овда-корем (Марий-Эл)

Переводится как «речные ведьмы». Именно здесь по преданиям жили овды — лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Говорят, что еще относительно недавно — в 50-е годы прошлого века — на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале 60-х овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.

Место, где расположились четыре деревни, богато овра­гами и урочищами. Каждый из них имеет свою легенду и на­родное название, связанное с человеком, природными явле­ниями, происшествиями. Название некоторых оврагов и урочищ на русский язык не переводится. В 1966 году археологи г. Ка­зань около села Альменево проводили раскопки и нашли ста­ринные памятные знаки со времен Городецкой культуры.

Река Большой Цивиль протекает около деревни Альменевo. Раньше на реке действовали многочисленные водяные непышны. По берегам реки росли калина, смородина, шиповник, ольха, ива, ежевика. Здесь было много омутов. Каждый и» них имел свое название, как «свистящий омут», « змеиный омут», «Сентеров омут». Реки Большой и Малый Цивиль сливаются, впадая около города Цивильск в реку Цивиль. Эта река является правым притоком реки Волга и впадает в нее ниже города Новочебоксарск.

По дну оврага «Аба-Сирма» (Упа ҫырми) протекает речка, приток реки Большой Цивиль. По легенде давным-давно около деревни Карачура шумел вековой лес. Там жил огромный медведь, крестьяне боялись даже приблизиться к лесу. Однажды люди рассердили зверя. Медведь рычал на весь лес, когтями разрывал землю вокруг своей берлоги, с корнями рвал кусты и выворачи­вал деревья. Вдруг из-под небольшого дуба начал бить маленький ручеек. Вода была чистая, как слеза. Она с каждым днем всё уве­личивалась, искала себе дорогу и побежала в сторону реки Большой Цивиль. Люди назвали эту речку «Упа ҫырми».

Кивӗ ҫӑва - место старого погоста расположено северо-западнее деревни Ермошкино.

Хёрлё ҫырма (Красный овраг) - этот овраг богат большими залежами красной глины. Крестьяне использовали его для хозяйственных нужд: изготавливали кирпич, посуду, детские иг­рушки. Однажды в овраге случилось несчастье, произошел оползень и накрыл несколько человек, одного из них люди не смогли найти. После этого жители перестали брать оттуда глину.

Аслӑ Киремет ҫырми - около оврага стояли вековые де­ревья, сюда приходили язычники чуваши, приносили жертвы и поклонялись своему Богу, старшему Киреметю.

Ёне хӳри ҫырми - коровий хвост. Здесь пастухи пасли стадо. Во время дождя небольшой овраг наполнялся водой и расширялся. Однажды перед дождем коровы перешли на ту.торону оврага и мирно паслись. Пастух начал гнать стадо обратно. Животные не слушались, старались убежать. Осо­бенно упрямо вела себя одна корова. Тогда пастух, чтобы немного проучить животное, щелкнул длинным кнутом. Сила удара наконечника кнута была такова, что оторвала хвост коровы. Пастух испугался и выбросил хвост в овраг. С тех пор овраг носит это название.

Мӑн ҫырма - большой овраг, но известен тем, что за­канчивается большим, курганом высотой более 1,5 аршин. Жители говорят, что во время пугачевского восстания здесь располагался караульный пост.

Ача ҫӑва ҫырми - там погибли дети, и овраг назвали «Детским кладбищем».

Сетене ҫырми, Айлюли ҫырми - около оврага была заложе­на основная дорога к другим деревням. Крутой овраг осенью наполнялся водой и шугой. Однажды вечером свадебный кон­ный картеж возвращался домой. Все веселились, пели песни. Дорога была скользкая. Один подвыпивший кучер подъехал близ­ко к берегу, и тарантас вместе со свадебными женщинами оп­рокинулся в овраг. Люди кричали, тяжелая одежда тянула вниз. Две женщины, зная, что они погибнут, запели свадебную пес­ню. Спасти их не смогли. В народе говорят, что там, в темные ночи можно услышать песню со словами «Ай-лю-ли».

Кив ҫурт ҫырми - на этом месте когда-то располагался выселок. Но по неизвестной причине люди туда больше не переселялись. Время шло, жители выселка умерли. Только пустой дом долго стоял на краю оврага, пугая людей. С тех пор этот овраг называется - Оврагом старого дома.

Каччӑ ҫырми - давным-давно около лесного оврага жил молодой красивый лесник. Работал не покладая рук. Любил свой лес, где было много чистых родников. Люди уважали лесника, ходили к нему в лес за ягодами и грибами, заготавливали дрова и вместе с ним ухаживали за лесом. Полюбил этот молодой чело­век девушку из деревни Ослаба. Каждый вечер ходил он на встречу с любимой девушкой, утром возвращаясь, громко пел песни. Однажды по дороге его встретили беглые люди и убили. Похоронили молодого лесника в лесу, около оврага, рядом с родником. С тех пор это место называют Оврагом молодого парня.

Лармис Ерми ҫырми - когда-то семья Еремея Лармиса отделилась от деревни и поселилась жить около этого оврага. В один год от лихорадки умерла вся эта семья. С тех пор овраг носит имя Еремея Лармиса.

Шашкӑ майри ҫырми - о большой любви чувашского парня и русской девушки напоминает название этого оврага. Но их совместная жизнь была недолгой. От тифа умерла кра­савица жена и была похоронена около этого оврага. Сейчас овраг называется Оврагом жены Шашки.

Салӑт пыр ҫырми - около оврага и небольшой речки располагалось зольное предприятие.

Ҫулти ҫул ҫырми - на этом месте шумел суровый лес. Кре­стьяне для хозяйственных нужд лес вырубили, а дорогу, из-за ненадобности, забросили. Со временем на бывшей лесной дороге образовался овраг, который назвали оврагом Верхней дороги.

Уртем сӑмси - участок земли крестьянина Артема с двух сторон был окружен оврагами, которые ежегодно расширя­лись. Скоро остался только клочок земли в виде носа, с тех пор этот участок называется Носом Артема.

Киремет сӑмси - косогор, где крестьяне давали дань Богу «Киремет». Внизу для проведения обряда жертвоприношения вырыли две небольшие ямы. Тогда косогор получился в виде носа, которого называли Носом Киремет.

Карачӑм хурами - в овраге «Мӑн ҫырма» около деревни Поганкаси стоял одинокий вяз. Зимой около дерева умер пут­ник из села Альменево Герасим. Поэтому местность называ­ется «Герасимов вяз».

Хӗр ури - в былые времена летними вечерами на этом месте собиралась молодежь. Они играли, водили хороводы, пели и плясали. Однажды одна молодая девушка сломала ногу, и с тех пор овраг называется Девичьими ножками.

Карась вар - эта балка, где водились караси.

Укҫаллӑ вар - Октябрьская революция напугала бога­тых крестьян, и они спрятали в горшках много богатства где-то в этом овраге. Шло время, люди умирали, но богатство, деньги остались лежать на том же месте, и местность стали называть Богатой балкой.

Саккул ҫырми - овраг назван по имени крестьянина Саккул, у которого надел пахотной земли находился около этого оврага.

Ерми ҫырми - старый Еремей здесь ежегодно косил тра­ву, а рядом был его надел земли.

Ахрит ҫырми - в старину овраг был очень глубоким и коварным, вода там, кружась, бурлила. Немало людей и жи­вотных нашли там свою смерть. Однажды утонул сын кресть­янина Ахрита. После похорон на этом месте провели обряд жертвоприношения. Поразмыслив, и другие жители деревни начали использовать этот овраг для проведения обряда. Имя Ахрита закрепилось за оврагом.

Петюк ҫырми - Петром звали хозяина земли у данного оврага.

Вал ҫырми - произошло от русского слова «вал», «ва­лить». Раньше, во время половодья и дождей, вода в овраге рушила берега и топила поля крестьян, т.е. валила все, что попадалось на ее пути.

Чашма ҫырми - во время половодья и больших дождей вода в овраге будто кипела, стонала и шумела «чаш-чаш».

Шӗшкӗ ҫырми - там раньше рос непроходимый орешник.

Пилеш ҫырми - около оврага росли кудрявые рябины.

Мур ҫырми - болотистая местность, где часто погибали люди. Со временем там, жители деревни стали хоронить до­машний скот, павший от различных болезней. Люди переста­ли туда ходить без надобности, трагедии прекратились. В на­роде называют «Чертовским оврагом».

Шур ҫырма - болотистая местность, где росли белые бе­резы, а в середине болота было небольшое озеро. Вдруг озеро исчезло, но через некоторое время появилось на другом месте. Люди назвали его «Тени кӳлли». Из-за отсутствия воды болото высохло, люди вырубили березы и на месте старого озера по­садили лен. При Советской власти там разрабатывали торф, карьеры снова заполнились водой, где летом купаются дети и ловят рыбу. Место называется Белым оврагом.

Ҫеҫтепи ҫырми - в старину около оврага проходила до­рога. Однажды разбойники напали на свадьбу и убили не покорившуюся им девушку по имени Ҫеҫтепи. С тех пор ов­раг носит её имя.

Кроме этого, вокруг этих четырех деревень много полей, которые имеют определенные названия. Поле около деревни Муньялы, где располагался старый дом крестьянина Муссы, имеет название «Мус ҫурчӗ», т.е. Дом Муссы. Река Цивиль раньше была широкая и глубокая. В одном месте она протекала со свистом, поэтому поле около этой реки люди назвали «Шӑхӑра-кан авӑр уйё». Другое поле славилось обилием сочной травы. Там люди пасли скот, косили траву, и оно называется - «Ҫӗртме курӑк уйё». На следующем поле росли дикий хмель и щавель, поэтому за ним осталось название «Хӑмла-сӗрет уйё». Неда­леко от него шумел суровый дубовый и вязовый лес. Даже сегодня одиноко в поле стоят крепкие дубы и вязы, а мест­ность называется «Хурама уйё». На поле «Татӑк ҫӑка уйё»«Казак карти уйё». Далее - Кив ҫул (Старая дорога), Кӑкшӑм улӑхӗ (Кукшумский луг), Лаптӑк улӑх (Плоский луг), Пӗчӗк улах (Маленький луг), Каска уйё (Коряжье поле), Карачура уйё (Карачуринское поле), Хура куль (Черное озеро), Савкӑч ҫырми (Савкачий овраг), Авшак арманё (мельница), Марат лешёкки (Муратовский злой дух), Мӑн кёпер (Большой мост), Хыр куче (Сосновый комель), Вил Ҫавал (Мертвый Цивиль), Анатри арман (Нижняя мель­ница), Чалӑш тӑвайкки (Кривой косогор), Чалӑш хурама (Кри­вой вяз), Хуп арман (Закрытая мельница), Ҫӑка куче (Комель липы), Вӑрманкас тӑвайкки (Вурманкасинский косогор), Эрук карти (Эрукова изгородь), Вал пырё (Устье реки), Сар хӑва (Желтая ива), Нурӑс шёшки (Норусовский орешник). долю стояла одинокая липа, в которую ежегодно ударяла молния. Однажды молния отщипнула половину дерева, но оно не погибло. Старожил еще долго цвел, притягивая пчел. Историческое поле, где стояли казаки во время крестьянско­го бунта 1842 года, называется

“В чертогах каменного царства”. Уже не первый раз нижегородская тайга преподносит участникам Ветлужской археологической экспедиции ННГУ загадочное открытие. Поэтому мы совсем не удивились, когда нам позвонили старожилы из Варнавинского района: “Приезжайте на Хмелевский кордон, не пожалеете! Покажем вам место заветное. Камни там, в аккурат, человеческими руками выложены. Урочище это от посторонних глаз в дремучем лесу сокрыто, неподалеку от берега древней реки Лапшанги”.

Кто, когда и зачем создал этот удивительный каменный комплекс? Может быть, лихие разбойники некогда пометили так границу своей территории? Или это остатки языческого святилища, которое возвели населявшие поветлужские земли в глубокую старину марийцы?

О чем молчат камни?

Изучение почитаемых камней имеет в России достаточно продолжительную историю. На территории нашей страны широко известны камни, возникновение которых связывают с языческими обрядами древности. Обычно они носят следы обработки или имеют выраженные редкие знаки: “следовики” (со знаками человеческой ступни, копыта, лапы животного или птицы), “чашечники” (с полусферическими углублениями), валуны со знаками подковы, креста, с желобами.

На территории Нижегородской области встречаются камни всех этих групп. Большинство таких валунов люди наделяют целебными свойствами. Так, на берегу озера Светлояр в Воскресенском районе подле “часовни у озера” лежит камень-следовик. В народе его именуют “камешек со следком Богородицы”. Существует также мерянский “камень с личиной”, покоящийся в глухих дебрях Сокольского района. Есть еще “камень с крестом” в Кулебакском районе и “синий камень” у села Хмелевое в Варнавинском районе - по преданию вода, скапливающаяся в его ложбинках, исцеляет больные глаза. А у татарского населения Краснооктябрьского района - почитаемый валун Тараташ. В предании о нем есть черты “народного” ислама. Проще говоря, и у русских, и у поволжских финнов (мордвы и марийцев), и у татар валуны являются такими же древними объектами поклонения, как родники и деревья.

В легендах, повествующих о камнях, часто отражается вера в то, что им присущи свойства, которыми обладают живые существа: они якобы растут или перемещаются. Часть легенд связана с тем, что если валун сместить, то хлынет поток воды, который затопит все вокруг или даже всю землю, что восходит к чрезвычайно архаичным мифам. Яркий пример такой легенды - камень святого Макария у Почаинского оврага в Нижнем Новгороде, прикрывающий исток реки Почайны.

Поклонение камням на Нижегородчине, видимо, ведет начало еще с эпохи каменного века. В то время охотничье-рыболовецкие и скотоводческие племена постоянно перемещались по территории края исключительно по берегам рек и водоразделам. Нередко на пути им встречались большие валуны, которые являлись для первобытных людей надежными и постоянными ориентирами, ведь они в отличие от деревьев и водных источников не подвергались воздействию времени.

Почтительное отношение к этим природным объектам сохранилось и тогда, когда люди перешли к оседлому образу жизни - начали заниматься земледелием. Можно предположить, что именно валуны некогда обозначали границы определенных территорий, как бы являясь их стражами и хранителями. В более поздние времена, вплоть до начала ХХ века, камнями принято было обозначать границы земельных наделов. И по сей день от жителей многих поселений можно услышать предания о том, какие усилия прилагались к тому, чтобы камень переместить, и что сделать это просто невозможно. “Подкапывали его, чтобы просунуть под него тросы, и тракторами его вытягивали, но стоял будь-то вкопанный (о “синем камне” в Варнавинском районе)”.

Мы уже не говорим о том, что камни всегда и везде использовались в нижегородских селах и деревнях как строительный материал. Мелким булыжником мостили дороги, а большие, в особенности плоские валуны и плиты, подставляли под углы изб или укладывали их ленточным фундаментом под нижний венец срубов бревенчатых часовен и церквей. В частности, на каменных плитах из песчаника стоит деревянная церковь в селе Хмелевое Варнавинского района. Интересно, что в нем и в соседнем Воскресенском районе пожилые люди припасали камни заранее, чтобы огородить ими гроб, могилу или крест над могилой.

Тайна “Хмелевой рощи”

В ходе археологической разведки 2012 года в Варнавинском районе на берегу реки Лапшанга нами уже было открыто каменное святилище “Хмелевая роща”. Во время его изучения был обнаружен каменный алтарь для жертвоприношений, а обследование щупом площадки алтарного комплекса показало, что под слоем дерна в этом месте существует каменная вымостка, характерная для ряда марийских святилищ. В частности, она обнаружена на территории Ирмарского жертвенника XVIII-XIX веков в Марийской Республике.

Рядом с алтарем варнавинского сакрального комплекса были заметны остатки ритуальных кострищ, а также найдены разнообразные предметы, которые использовались во время языческих молений. Это фрагменты железных котлов и сковород, ножи, втульчатая насадка-крюк от кухонной подхватки, кованые гвозди, крюки для подвешивания котлов, пряжка от конской упряжи и другие предметы. Кстати, о длительном применении в священных рощах котлов и чаш во время языческих религиозных молений марийцев в конце

XIX - начале XX века писал историк, этнограф и финно-угровед Стефан Кузнецов: “Чашки эти большей частью черные, закоптелые, сохраняются еще с тех времен, когда по всей территории черемисских поселений был дремучий, девственный лес с деревьями необъятной толщины; тогда были сделаны эти чашки, и бережно, как святыня, сохраняются они до сих пор и используются лишь на молениях…”.

Кроме того, на территории святилища “Хмелевая роща” были обнаружены две валунные насыпи, также содержащие обломки от котлов и железосодержащие шлаки. С какой же целью сооружали такие каменные кучи? Какие тайны хранятся под этими валунами? К сожалению, без археологических раскопок это сказать невозможно. Известно лишь, что вообще они могут интерпретироваться как жертвенные, намогильные или культовые. Однако по нашему мнению эти валунные насыпи могли возникнуть в ходе ритуального приношения камней на территорию святилища.

Каждый из посещавших священную рощу приводил для жертвы своим языческим богам гусей, приносил первые плоды урожая, первое молоко роженицы, а также небольшой камень, который оставляли в определенном месте. Так постепенно из года в год образовывались внушительные каменные кучи. Вы не поверите, но горы этих камней на святилищах северных финнов иногда достигали высоты двухэтажного дома. И даже если священная роща вырубалась противниками язычества, обычай собирать кучи из жертвенных камней, но уже в другом лесу неподалеку, все равно сохранялся.

Странная находка на “Разбойничьей горе”

Накануне поездки в варнавинскую тайгу мы забросили компьютеры и стали рыться в старинных этнографических сборниках. Результат не заставил себя долго ждать. Оказалось, что еще в XIX - начале XX века об этом урочище ходило необычное предание. В 1921 го-ду в статье “Паны, клады и разбойники” о нем упомянул этнограф, директор Костромского музея В. И. Смирнов: “В пяти верстах от деревни Хмелево Варнавинского уезда существует пещера, выложенная камнем, колодезь и выложенная камнем лестница в гору. Предание связывает это место с разбойничьим притоном”.

Сегодня это урочище известно у старожилов под названием “Разбойничья гора”. А варнавинский исследователь Сергей Легченков считает, что в XVII веке устроил здесь свой разбойничий притон отряд Степана Разина. И действительно, известно, что в 1670 году разинский атаман Илья Пономарев, узнав о захвате царскими войсками Козьмодемьянска и о движении отряда карателей на Ветлугу, собрал ветлужских повстанцев и направился на Унжу по лапшангской лесной дороге. В его армии было 400 казаков-конников и 300 пеших воинов, которые двигались на подводах. Отряд этот неминуемо прошел через “Разбойничью гору”, а может быть, даже останавливался здесь.

Итак, до свидания, родной Нижний Новгород, пора в путь! Долго тряслись мы в электричке, потом пересели в старенький тепловоз. Мимо проплывали бесконечные леса, поселки, странные заборы с колючей проволокой. И названия населенных пунктов тоже какие-то странные - Чибирь, Постой, Кайск. На конечной станции нас тут же подхватил старенький советский внедорожник, который медленно, но верно пополз по разухабистой лесной дороге.

А вот и заветное место. Увидев его, мы глазам своим не поверили. Уж больно точно были описаны этнографом Смирновым каменные сооружения, покоящиеся в этом глухом лесном урочище. В полувековом сосняке перед нашими взорами предстали все описанные более 90 лет назад рукотворные каменные объекты. Это и выложенные наподобие лестницы камни, и некая сложенная из больших валунов, напоминающая “колодезь”, ритуальная постройка, и большая рукотворная округлая каменная куча, состоящая из валунов поменьше. Тут же, рядом с кладкой из булыжников, зияла небольшая, но глубокая нора. Кто же отважился стеречь покой этого каменного царства?

Во время осмотра святилища мы заметили, что проезд к нему от используемой и в настоящее время грунтовой дороги обозначен двумя скоплениями валунов, которые были поставлены древними язычниками в ряды. Отдаленно это напоминает каменные лабиринты русского Севера, а если забраться на дерево - то угадываются фигуры рыб. Именно эти камни, по-видимому, в старину называли “каменной лестницей”, известной нам по описанию этнографа Смирнова.

Само собой, что не обошлось без находок. На территории предполагаемого святилища нами был собран подъемный материал, состоящий из железных предметов. Так, рядом с большим камнем-указателем, стоящим у дороги, лежал фрагмент кованой цепи с согнутым из железного дрота крюком. Интересно, что именно такие приспособления марийцы и по сей день используют для подвешивания над кострами котлов для варки жертвенной пищи в священных рощах. А неподалеку была найдена железная сапожная подковка, которая по типу датируется XVI-XVII веками.

Мы склонны считать, что обнаруженные в Варнавинском районе Нижегородской области мольбища являются локальным вариантом архаичных святилищ лапшангских марийцев и по своему устройству напоминают традиционные капища северных финнов - карелов и чуди. К примеру, ареал распространения каменных “куч”, обнаруженных и на наших святилищах, ограничен территорией южной Карелии, южной и западной Финляндии, Приладожьем и островами Белого моря. На территории Карелии валунные насыпи являются отдельным элементом погребальной традиции вплоть до начала XX века. Зачастую валунные груды соседствуют с камнями-чашниками, что фиксируется и в наших случаях.

В отличие от святилищ Карелии, на средневековых марийских памятниках археологии, а также на более поздних святилищах и в священных рощах сложения из камней практически не встречаются. Тем не менее, в некоторых случаях такая традиция у марийцев все-таки бытовала. Так, почитание камня прослежено на Ирмарском жертвеннике, мольбищах “Тарасова гора”, Ишаныр и Омык Лиде в Марий Эл, а также на Чумбулатском мольбище в Кировской области.

Дмитрий Карабельников

27 октября 2017 г. на экраны РФ вышел очередной выпуск «Поля Чудес», посвященный теме «Лес». В этой передаче игрокам и телезрителям предложили угадать старинные и уже почти забытые названия непроходимых или густых видов лесистой местности. Давайте и мы вспомним их, а также рассмотрим, какие из непроходимых лесов не были упомянуты в том выпуске.

Что такое лес

Прежде чем разобраться с его особыми видами, стоит вспомнить значение термина «лес».

В более широком понимании так именуется экологическая система, в которой главенствующей жизненной формой являются деревья.

Если же трактовать данное понятие более простым языком, то так называют масштабные площади земли, густо поросшие деревьями.

Типы лесистой местности

Классифицируются леса по разным критериям:

  • Происхождению - естественные (девственные, стихийно-естественные, хозяйственные) и искусственные.
  • Возрасту деревьев.
  • Составу лесообразующих пород - хвойные, лиственные, смешанные.
  • Форме собственности.
  • Месту произрастания (по климатическим географическим поясам) - тропические, субтропические, леса умеренного пояса.

Также в зависимости от густоты произрастания деревьев, выделяются сомкнутыми и редкостойные леса (так называемые светлые).

Помимо перечисленных есть еще такие виды, как вечнозеленые (влажные тропические, хвойные или жестколистные) и листопадные (лиственные в умеренном поясе, муссонные, сухотропические листопадные), а также полулистопадные и смешанные.

Что называется непроходимым лесом

Рассмотрев основную типологию лесистой местности, стоит наконец-то узнать главное - что такое непроходимые леса.

Из самого названия данного термина понятно, что так именуются те из них, у которых густота произрастанья деревьев, кустарников и прочих растений слишком плотная (сомкнутая), что мешает свободно продвигаться сквозь них. Из-за этой особенности также называют такой непроходимый лес густым.

Джунгли как пример непроходимого леса

Как ни странно, но классический пример подобного явления - это джунгли. Так называются непроходимые леса в тропиках и субтропиках.

Основные растения, населяющие их - это не деревья, а высокие злаки и кустарники, перевязанные многочисленными лианами.

Деревья же представлены в таких непроходимых лесах в меньшинстве. В основном это быстрорастущие разновидности мягких древесных пород.

Дебри. Чаща и пуща: что общего и чем отличаются эти слова между собою

Однако не только в тропиках и субтропиках можно встретить непролазные леса, но и в умеренных поясах. Судя по количеству синонимов к такому понятию, на российских землях их тоже было немало.

Одним из наиболее известных является слово "дебри". Помимо него у людей, говорящего на русском языке, густой непроходимый лес ассоциируется с двумя другими: чаща и пуща. Причем многие полагают, что оба термина значат практически одно и то же. Но это не совсем верно, так как они имеют разные оттенки значения.

Чаща - это труднопроходимый сомкнутый лес, заросли. Образовано оно от слова «частый», то есть в такой местности деревья произрастают очень близко друг к другу. Именно по этой причине в таком месте довольно темно, по сравнению с редкостойным лесом.

Пуща - это непроходимый девственный первобытный лес. Это означает, что в нем не ступала нога человека, благодаря чему смогла сохраниться его собственная уникальная экосистема, включая редкие породы зверей, птиц и растений.

Кстати, само существительное было образовано от слов «пустой» и «запущенный» - то есть место, в котором не ступала человеческая нога.

К сожалению, настоящих пущ сегодня осталось очень мало. Именно поэтому данное название непроходимого леса с буреломами и многолетними зарослями сегодня чаще применяется как полный синоним слова «чаща».

Однако не исключена возможность появления новых пущ. Так, к примеру, после взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 г. большинство близлежащих земель в радиусе 30 км было объявлено зараженной зоной и всех ее обитателей выселили. Боясь радиации, человеческие особи почти не бывают здесь, зато звери, не боясь охотников, расплодились в огромном количестве. То же самое касается растений и деревьев. Благодаря этому чернобыльские леса за тридцать лет стали нерукотворным заповедником живой природы, и если и останутся таковым в ближайшие несколько десятилетий, смогут называться пущей по праву.

Как называется густой непроходимый лес, заваленный буреломами, согласно словарю В. И. Даля?

Существительные «дебри», «пуща» и «чаща» знакомы практически каждому и продолжают активно употребляться в речи и сегодня. Но есть в российском языке устаревшие названия густого непроходимого леса, бурелома.

Это слово «трущоба». Сегодня для большинства из нас оно является термином, под которым подразумевают "нищие жилые кварталы или криминальные притоны". Однако изначально слово означало именно непролазную чащу.

Одним из доказательств этого - существование данного термина в «Толковом словаре живого великорусского языка» 1863 г., написанном В. И. Далем. Еще раньше это название было зафиксировано «Академическим словарем» 1847 г.

Интересно, что трущоба по Далю - «густой непроходимый лес» или глубокий заросший овраг, а также любое углубление, впадина, тесное непролазное место.

Кстати, во втором туре «Поле Чудес» от 27 октября 2017 г. было загадано именно это существительное.

Как в старину называли непроходимый лес с оврагами?

Продолжая рассматривать заданные в «Поле Чудес» виды непролазной лесной местности, стоить обратить внимание на вопрос финальной игры.

В нем спрашивалось о старинном названии леса с оврагами или непроходимой местности.

Как ни удивительно это осознавать, но у предков такое место именовалось словом «зараза».

Почему так? Возможно, в этом поможет разобраться этимология данного термина. А образован он был от глагола «заразить», который в свою очередь возник на основе слова «разить» в значении «ранить», «разбивать» или «колотить».

Вероятно, непроходимый лес с оврагами назвали так из-за того, что человек, выбравшийся оттуда, выглядел, будто его прилично поколотили.

Кстати, возможно, что привычка использовать слово «зараза» как ругательное тоже могла быть связанна именно с этим его толкованием, а не с названием инфекции.

Сибирь и тайга - что это?

Узнав, каким словом в старину называли лес оврагами и непроходимую местность, стоит рассмотреть еще два термина, которыми предки именовали непролазную глушь.

Одно из них было загадано в третьем туре все того же выпуска «Поле Чудес». Речь идет о слове, которым в древности называли лесную болотистую чащу, поросшую березами. Оказывается, это существительное «сибирь». Ученые полагают, что подобное название пришло в российский из монгольского языка.

И последнее из рассматриваемых названий непроходимого леса - это хорошо знакомое многим существительное «тайга».

Так именуется полоса диких труднопроходимых или и вовсе непролазных дебрей. Причем, в отличие от перечисленных выше, речь идет о хвойных, а не о лиственных местностях.

Различают темнохвойные и светлохвойные леса такого рода. В первых из них преимущественно растут ели и пихты, во вторых - лиственницы, сосны и кедры.

Иногда в тайге могут произрастать и лиственные деревья. В основном это березы, рябины или черемуха.

Национальный парк Бвинди в Уганде

Рассматривая различные непроходимые дебри, нельзя не упомянуть о национальном парке Бвинди. Особенностью этого места является то, что его посетители получают возможность посетить практически девственный лес и насладиться наблюдением за живой природой, почти не подвергшейся воздействию человека.

Однако стоит помнить, что в непроходимых лесах Бвинди туристов ожидает немало опасностей, ведь многие растения могут быть ядовитыми, а лесные обитатели - совсем не дружелюбными. Поэтому данное место отдыха подойдет только для людей, готовых к встречам с опасностями.

КОЛОДЕЖНОЕ

Колодежное, Село, тянущееся в глубину широкого лога, выходя восточной окраиной к Дону. Название, видимо, переделано из слова колодезь, как в старину называли овраг или лог с бьющими ключами.Колодезями иногда называли и небольшие речки. Поселок в таком месте и получил название Колодезное, Колодежное. В Воронежской области таких названий несколько .

Таково же происхождение многих сел и деревень Криница, Криничное . Только здесь уже украинская основа. Колодежное было крупным селом еще в середине XVIII века. В 1758 году в нем сооружена каменная церковь. В 1782 году в селе насчитывалось 1443 жителя.

ИЗ ИСТОРИИ КОЛОДЕЖНОГО

Слобода /ныне село/ Колодежное было основано украинскими казаками в конце 17 века и относится к числу старейших сел, основанных после Острогожска.

Первые жители слободы были переселенцы из Малороссии /Украины/, которые спасались от польского гнетаи искали свободные места /слободы/. Первые поселенцы построили своихижинына высоком берегу реки Дон. До настоящего времениэто место жители называют "Городок".

Церковь пользовалась половиной доходов от паромачерез реку Дон до 30 рублей в год, так как прихожане из сёл Покровка и Перебойшли в колодежанскую церковь,в соседних сёлах в то отдалённое время церквей ещё не было.

Первые поселенцы села Колодежное были очевидцамивосстания крестьян под предводительством Степана Разина, так как его брат Фрол Разин в сентябре 1670 года со своим отрядом проплывал по Дону мимо Колодежного к городу Острогожску по Тихой сосне. В егоотряде было 3000 человек.

В 1798 году церковь в селе Колодежное поставлена кирпичная.

Кирпич изготовляли в так называемом "Заводском яру" недалеко отводяной мельницы села. Вокруг церкви былакаменная стена, высота её 2метра, было 2 лавкиу стены.

К 1798 г. в Колодежном проживало 1170человек. С ростом населения кол-водворовувеличивалось, село росло. Заселялись две параллельные улицы на запад от церкви: "Нижняя" и"Верхняя".

Пахотная земляразрабатываласьпостепенно.В1718 году её было всего 33десятины, а к середине 19 века пахотной земли было несколькосот десятин.

Населенияк 1862году насчитывалось 998 мужчин и 1084 женщин,всего2082 человек. 295 дворов. В каждойсемьебыло в среднем по 7-8человек.

В отдельных семьях проживало по 25-30человек

2400жителей проживало в селе Колодежное в1902году. Вэтовремянавозвышенном месте вокругсела вветреныедни ветряныемельницы размахивалисвоими крыльями. Таких мель-ниц в селе было около 30 штук.

В селе ежедневно проводилось 2 ярмарки: зимой 6/20 января и летом 9/23 мая. В эти дни на площади "Городка" устраивались карусели, а частные торговцы расхваливали свои товары покупателям. На ярмарках продавался скот, промышленные товары и продуктыпитания. Ярмарки проводились до начала 20-х годов20 века. По переписи 1906года в Колодежном было 443 двора. Население насчитывалось мужчины 1372 человека, женщин 1381 человек. Работало две школы: земская и церковно-приходская. В земскойшколе училось 67 мальчиков и 24 девочки, в церковно - приходской 43 мальчика и 7 девочек. Всего в обеих школах обучался 141человек.

В 1914г. былипостроены2кирпичных здания для начальныхшкол. Оба здания в результате войны 1941 - 1945годовбыли разрушены.

Колодежное от Октябрьской революции до Великой Отечественной войны.

Об Октябрьской революции в Колодежном узнали в январе 1918году.

Зимой 1918 года здесь и образовался первый орган Советской власти - Ревком.Первымпредставителем Совета был Опрышко Никита Александрович, а первым коммунистом - Макаренко Антон Борисович. Во время гражданской войны Колодежное 3 раза переходило из рук в руки: от красноармейцев к белогвардейцевам , пока последние зимой 1919года не были окончательно выгнаны частями войск под командованием Молаховского , в полку которого служиликолодежане Коротчин АндрейПавлович, Скляров Иван Дмитриевич, Скачков Прокопий Самсонович .

Зимой 1929году в село прибыл25 - тысячник Коцарев Федот Пантелеевич. Вместе с председателем сельсовета Копыловой Матрёной Петровной начали организовывать в Колодежном колхоз.Послежарких споров зимой 1929 - 30 годов колхоз был организован и назван "Красный Дон".Председателем стал Коцарев Ф. П.В колхоз входили все жители села и хуторов Гарусёнок и Коловерть.

Весной 1930года колхозники впервые прошли весенний сев совместно. Урожай получился хороший. В 1935 годув Колодежном была открыта семилетняя школа.Первым директором был Михайлов.

Учителями работали: Опрышко Е. К., Рындина Е. А., Зубковы Н.С. и В. К.

В 1932 г. после выезда Коцарева Ф.П., председателем колхоза стал житель села Литвяков Фёдор Васильевич, через несколько лет - Орехов Василий Трофимович.

В 1936г. колхоз "Красный Дон" разделился на 6 колхозов: "Тихий Дон", "имени Димитрова", "Правда", "имени Кагановича", "Заветы Ильича", "8 съезда Советов". Объединение их произошло уже после войны 1941 - 1945годов.

С 1934 по 1957 годы Колодежное входило в состав Белогорьевского района, после 1957 года - в состав Подгоренского района.

Колодежное в годы Великой Отечественной войны.

В конце 30-х годов хорошело и богатело село Колодежное. В селе был клуб, семилетняя школа, начальная школа, к нему примыкало 2 хутора: Коловерть и Гарусёнок , в селе была почта, сберкасса. У отдельных жителей были радиоприемники. Через реку Дон работала переправа- паром.

Но грозные тучи надвинулись на нашу страну. Война докатилась до Колодежного . По призыву в армию было призвано 283 человека на защиту родины. Наступил тяжёлый 1942 год.

12 июля 1942 года немцы оккупировали село. Часть семей из Колодежного эвакуировались на левый берег Дона, в Воробьевский и другие районы.

19 января 1943 года, части Советской Армии освободили Колодежное и другие сёла района. Во время оккупации село было полностью разорено и сожжено. Не осталось ни одной школы, ни клуба, ни колхозных построек, ни жилых домов. Жители села, которые эвакуировались или были изгнаны немцами из села в леса "Колыбельскую ", "Олий " или село Сагуны, вернулись после освобождения и увидели вместо села один пепел. Трудно приходилось женщинам восстанавливать колхозное хозяйство и строить себе жилища. Мужчины были ещё на войне.

Вернулись с боёв победителями 146 человек.

Подвиг героев - комсомольцев .

В период оккупации села, выполняя боевое задание, погибли комсомольцы - колодежане : Опрышко АнатолийЕфимович, Тарасенко Николай Алексеевич, Мальченко Иван Фёдорович, Сергиенко Владимир Игнатьевич.В се они посмертно награждены медалью "За боевые заслуги ".

В прифронтовом селе Петровка Павловского района в штабе, который готовил людейк борьбе в тылу врага, стояли 4 товарища верных друга: Володя Сергиенко, Толя Опрышко , Ваня Мальченко , Коля Тарасенко . Они получили задание от командира на подрывные операции. Все они впервые бралив руки толовые шашки, но быстро усвоили, как обращаться со взрывчаткой.

В октябре 1942 годаребята готовились к отправки в тыл врага. Группу возглавилкоммунист Иван Дмитриевич Журавлёв, бывший партработники председатель сельского Совета хорошо знал условия района. Почти неделю искали безопасной переправы. Переправу определилимежду селами Бабка и хутором Ковалёва. В этомместе, на правом берегу Дона, в четырех километрахначинается лес "Гарус". В лесу можно укрыться до следующей ночи, а отсюда недалеко до Колодежного .

Ночью 21 октября 1942годалодка бесшумно переплыла на правый берег. Волоча на спине взрывчатку, боеприпасы и небольшой запас продуктов, медленно выбрались на кручу. Ночь была холодная. Шли, ползли по направлению Гарусу, откуда можно попасть в х.Гарусёнок , где был родной дом Вани Мальченко . Там можно укрыть товарищей. Полезли поодиночке. Старший группы Журавлёв полз первый. Темнота непроглядная.Вокруг… сильный взрыв мины. Упал, сражённый осколками командир. Они зацепили проволоку немецкой мины. Охрана подняла тревогу.Укрывшись в лощине, замаскировавшись землёй,пролежали они целый день, а когда стемнело,достигли леса.Но там новая опасность, враг перебросил в лес свои войска и технику. Опрышко Толяпошёл на разведку. Неожиданно наскочила вражеская машина. Метнув гранату, юноша бросился в сторону.

Но фашисты его схватили. Беспощадно избили, требовали сведений, кол-во и нахожденияпартизан. Анатолий не вымолвил ни слова. Полуживого отвезли в Сагуновскую больницу. Гитлеровцы надеялись,что, подлечив его, смогутзаставить говорить.В канун 25годовщины Октября. А. Опрышко скончался от ран и побоев, не сказав ни слова.

Остальные после взрыва гранаты были схвачены, так как немцы организовали облаву. Мальченко , Сергиенко, Тарасенко были доставлены в х. Широкий , где подверглись к страшным пыткам. Не добившись ответа, их направили в Сагуны, вкомендатуру. 6 сутокотважные комсомольцы находилисьв подвале,6 дней переносили пытки. На седьмой день их вместе с военнопленными погнали в хутор Атамановку Евдаковского р-на, где размещался штабжандармерии.Там их ждала расправа.Об этом узнали родные.Мать Коли Тарасенко поспешила в Сагуны.Группу военнопленных увиделаблизь Костюкова .Среди них тяжело шагал Коля.На нем был знакомый тёмный пиджачок, белая в полоску рубашка.Мать, плача, бросилась к сыну, но приклады немцев перегарадили путь.Мавра Тихонова Сергиенко, мать Владимира нагнала конвоируемых в с. Березово .По крику в толпе Володя отыскал мать.Они встретились взглядами, сын помахал матери рукой.

В середине ноября 1942г. их расстрелялифашисты. Приказали каждому раздеться, опуститься в яму, лечь лицом к земле.

Палач стрелял в затылок. Ожи-дающие казнь смотрели на казнь. Всего два месяцамолодые герои не дожили до освобождения родного района.

Колодежное в период восстановления хозяйства после войны.

Окончилась победоносная война. Вернулись из Армии мужчины, но трудно было восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Ни строительных материалов, ни тягловой силы, / ни одной пары, волов, не говоря уже о машина /не было.

Семенной фонд дляпосева приходилось женщинам возить на коровах или на себе из Белогорья /кирпич/. Но мало - помалу хозяйство развивалось. Постепенно колхозы обзавелись тягловой силой - по несколько лошадей и волов в каждом к-зе .

В 1953г. по 1956 год объединенным колхозом "Колодежанский " руководил Третьяков Николай Александрович. По инициативе Третьякова Н. А. был построен радиоузел и с 7 ноября 1953г. началась трансляция радио.

Началось строительство колхозной электростанции 1955 году, а закончилосьв 1960 году.

Если радио появилось в каждом доме в 1953г. то лампочки Ильича загорелись в селе Колодежное осенью 1960 года.

1) Продолжалось строение школы.

2) Выложены стены хозкорпуса к школе.

3) Началось строительство кирпичногоздания-телятника.

В селе действует 2 клуба: при с /совете и при колхозе. В каждом клубе есть киноаппаратура. Три раза в неделю демонстрируются фильмы.Киномеханик Применко И. М.

Колхоз имеетпахотной земли 3. 056га, тракторов-16,зерновых комбайнов-7, свекловичных комбайнов-4, комбайнов кукурузных-5.

Доход колхоза-452, 067 руб.

Колхоз имеет: КРС-1479 голов, свиней- 1112, овец- 1537. Пущенавторая электростанция в селе - возле свинарника.

Некоторые жители села приобрели телевизоры.Сигнал получали с Павловского ретранслятора /в Кирпичах/ с 6 ноября 1965 года.

1) Построена баня.

2) Построено новое здание Сельского совета.

Продолжалось строительство телятника. По Дону ходят 2 раза в сутки катера, останавливаласьу дебаркадира .

Был поставлен новый памятник войнам, погибшим в 1943г.в боях за Колодежное.

На территории Колодежного проживало 1300 жителей, /включая х. Гарусенок /. Количество дворов- 442.

Чистый денежный доход колхоза 1975 тысяч рублей. В школе обучается 124 человека (в восьмилетней) и 32 человека в начальной.

В селе работают: библиотека, стационарная киноустановка, клуб, почта, сберкасса и медпункт.

Во время войны село шесть месяцев находилось на линии фронта. Осталось всего несколько домов, в том числе и мельница, хотя и была частично разрушена. Старый сруб был уже негодный и в 1950 году решили строить заново. За бревнами ездили в Шипов лес.

Строилась мельница на Залужном, на месте теперешнего свинарника. Сделали полностью сруб и верх. Плотники: Тарасенко А.С., Решетников Ф.В., Простаков И.А.. В июле расчистили место старой мельницы и стали устанавливать новую . Были деревянные сваи 4х-метровой длины деревянной " Бабой" в четвертом. Делали подмостки.

На основании остатков Тарасенко А.С. и Курочкин И.И., сделали новое колесо. Самое первое колесо делал человек со Ступино .

Мельница работала круглосуточно. Мирошниками в разное время работали: Копылова Е.И., Мальцев, Скляров А.Д., Исаенко и другие.

И лично в 1989г. по инициативе председателя колхоза " Колодежанский " Домничева А.М. и Областного управления культуры мельница была восстановлена.

Материал взят отсюдаhttp:// kolodezhnoye . narod . ru / istoria . html