Квартира первой супруги есенина в доме петровской. Мистика гоголя во время прощания с есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на арбате

  • Дата: 10.01.2024

«Последний поэт деревни», которому этой осенью исполнилось 115 лет, считал Москву лучшим, что он когда-либо видел в жизни. А изогнутые улицы столицы до сих пор помнят его легкую походку. Вот лишь несколько есенинских адресов.

Московская прописка
Московский государственный музей С.А. Есенина


В июне 1911 года, приехав в Москву из рязанского села Константиново, юный поэт направился к отцу. Александр Никитич Есенин служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова и занимал целых три комнаты в общежитии, что располагалось в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку. Вот тут, в 6-й квартире на первом этаже, и остановился Сергей Есенин. С отцом он быстро поругался и сбежал от него, правда, чтобы уже через год прописаться в доме вплоть до 1918 года. Так что музей, открытый в бывшем купеческом общежитии, - единственный официальный московский адрес поэта. Чтобы попасть туда, сначала придется миновать офисную проходную - деревянный домик со всех сторон окружен частными фирмами. Помещение музея почти микроскопическое - лишь 99 кв. м. Мемориальная комнатка обставлена аутентичными предметами начала XX века - увы, из вещей, принадлежавших самому Есенину, только родовая икона Казанской Божией Матери. Творческий и жизненный путь поэта иллюстрируют настенные витрины с фотографиями, рукописями, письмами. Здесь можно увидеть, например, загранпаспорт Есенина или записку с просьбой о встрече, которую начинающий поэт написал Александру Блоку.

Крестьянский поэт
Филиал музея С.А. Есенина

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Даже завзятые есенинолюбы вряд ли знают, что совсем недавно музей поэта обзавелся филиалом - очаровательным модерновым особнячком неподалеку от метро «Достоевская», в переулке Чернышевского. Вообще район Божедомки - одно из знаковых есенинских мест. Здесь жил приятель поэта Сергей Кошкаров, у которого он пару раз ночевал. Кошкаров был председателем Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего писателей-самоучек из народа. Есенин вступил в этот кружок в 1913 году и принимал в его деятельности самое живое участие. Но через два года покинул его со скандалом - слишком уж неоднородным было творчество крестьянских самородков. Тут же рядом находилась редакция журнала «Парус», где печатался поэт, а также дом знакомого гусляра, который учил Есенина играть на гуслях. Экспозиция филиала откроется только к 2012 году, а пока здесь в тестовом режиме работа- ют три выставки. Одна рассказывает как раз о есенинской Москве, другая - об отношениях поэта с Айседорой Дункан. А третья посвящена... 50-летию полета человека в космос. Оказывается, Сергей Есенин был любимым поэтом Юрия Гагарина и многих других космонавтов. Так что манифесты имажинистов соседствуют здесь с письмами Гагарина, а фотографии друзей Есенина - с картами звездного неба.

«Особняк Есенина»

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Те, кто бывал в здании Театра наций , наверняка припомнят большой зеленоватый доходный дом с правой стороны от входа. Забавно, что в объявлении одной риелторской фирмы он рекламируется как «особняк Есенина», хотя на самом деле тут, в доме № 5 по Петровскому (бывшему Богословскому) переулку, вместе с другом и соратником» Анатолием Мариенгофом поэт снимал три комнаты в коммуналке. Жили они «одним домом, одними деньгами». «Оба были чистенькие, вымытые, наглаженные» (в то время косоворотку Есенин уже сменил на фрак и цилиндр) и в сильные холода спали на одной кровати, чтобы согреться. Как пишет Мариенгоф в своем «Романе без вранья», Есенин даже предложил одной начинающей поэтессе жалованье машинистки, только бы она специально приходила и согревала кровать (причем без всякой задней мысли!). Поэтесса согласилась, но после пары посещений гневно удалилась, бросив на прощанье: «Я не нанималась греть простыни у святых».

Друзья-имажинисты

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Есенин и Мариенгоф вместе с Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым в 1919 году составили группу имажинистов, кредо которой определялось примерно так: содержание - ничто, образ - все. Группа прославилась своими эпатажными выходками (например, на одну ночь Тверская была «переименована» в Есенинскую), но была модной и коммерчески успешной. В частности, Есенину и Мариенгофу принадлежал книжный магазин «Артели художников слова», или Лавка имажинистов на Большой Никитской, 15 (дом справа от консерватории ), а также культовое поэтическое кафе «Стойло Пегаса» на Тверской, 37. Увы, сегодня от кафе не осталось и следов, а вот здание Лавки цело. Она была открыта с разрешения самого Льва Каменева: вначале имажинисты торговали в ней букинистической литературой, а затем стали продавать и «свои» издания. Иногда Есенин и Мариенгоф сами вставали за прилавок. Даже в лютые морозы друзья умудрялись покупать дрова, чтобы хоть как-то протопить магазин. Он был очень популярным, и, несмотря на голод и холод, число покупателей росло день ото дня.

«Божественная босоножка»

Путеводитель: Мос.

Наступивший 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. В этот период по всей России пройдет множество различных мероприятий. Одним из самых масштабных событий станет празднование 120-летнего юбилея известного и любимого русского поэта С.А. Есенина, которое будет отмечаться 3 октября (21 сентября) этого года. Подготовка к торжествам в культурных учреждениях столицы уже началась, а мы в свою очередь, предлагаем Вам вспомнить историю есенинской Москвы. Всего в столице около 300 адресов, где жил, выступал или бывал в гостях поэт. В нашей статье мы расскажем о некоторых из них, связанных с главными событиями жизни Есенина.

Лучше всего, что я видел в этом мире — это все-таки Москва…

С.А. Есенин

Первым и единственным официальным адресом Сергея Есенина в Москве стал дом №24 в Большом Строченовском переулке. Сюда в 1912 году юноша приехал к отцу, который почти три десятка лет служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова. В начале XX столетия Крылов являлся хозяином четырех зданий. В двухэтажном деревянном доме, построенном по проекту архитектора М.Медведева в 1891 году, располагалось "Общежитие одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова". Здесь на первом этаже, в квартире № 6, состоящей из 3-х комнат, долгие годы жил отец будущего поэта. Поначалу Александр Никитич пристроил сына в лавку конторщиком, но такая карьера оказалась малопривлекательной для начинающего поэта, и, спустя короткое время Сергей бросил работу. Через некоторое время он покинул и отцовский дом, хотя вплоть до 1918 года дом №24 в Большом Строченовском переулке официально считался местом проживания Есенина.

В 1995 году, накануне 100-летия со дня рождения поэта, в доме, откуда началось знакомство Есенина с Москвой, открылся музей. Сегодня в представлены экспонаты, освещающие все периоды жизни Есенина, от ранней юности, до трагической смерти, но большая часть экспозиции посвящена московскому отрезку его жизни и творчества. Из всех поэтов Серебряного века Сергей Есенин теснее всего был связан с Москвой - здесь прошла почти треть его жизни, было напечатано первое стихотворение и создана большая часть произведений.

Для молодого талантливого Есенина поэзия и мясная лавка оказались несовместимы, и юноша начал искать работу, более соответствующую положению начинающего поэта. Короткое время он проработал в книжном магазине на , затем устроился в типографию "Товарищества И.Д. Сытина" на . Здесь он рассчитывал печатать свои стихотворения, и даже мизерное жалованье подчитчика корректора не испугало юношу. Сотрудники корректорской не сразу разглядели в нем дарование. Невысокий самолюбивый златокудрый паренек, которого в типографии окрестили "вербочным херувимом", нашел понимание только у Анны Изрядновой. Ей Есенин читал свои стихи, по выходным они вместе посещали занятия в университете Шанявского (университет располагался на , дом 6, с 1991 здание занимает РГГУ), слушали лекции о поэзии. В начале 1914 года молодые люди вступили в гражданский брак и сняли квартиру около . В декабре у молодой пары родился сын Юрий. Первенцу Есенин посвятил небольшое стихотворение (для печати не предназначавшееся). Сын по рождению уже считался москвичом, о чем с гордостью пишет рязанский парень, недавно начавший покорять Москву:

Будь Юрием, москвич.

Живи, в лесу аукай.

И ты увидишь сон свой наяву.

Давным-давно твой тезка Юрий Долгорукий

Тебе в подарок основал Москву.

В сентябре 1914 года Есенин занял место корректора в типографии Чернышева-Кобелькова в (дом №10). К тому времени он уже начал публиковаться. Знаменитое стихотворение "Береза", напечатанное в январе 1914 года в детском журнале "Мирок", стало первым произведением Есенина увидевшим свет. Затем его стихи начали появляться в других московских газетах и журналах, но этого казалось недостаточно. Незадолго до рождения сына Есенин решил бросить работу и посвятить себя лишь поэзии. Творчеству мешала не только работа: отношения в семье не складывались. Неудовлетворенный литературными возможностями в Москве, оставив жену и сына, в марте 1915 года молодой поэт решил переехать в Петроград. В Москву он возвратился три года спустя, но к Анне Изрядновой уже не вернулся. После разрыва супруги поддерживали дружеские отношения, Есенин иногда помогал и навещал Анну Романовну в ее квартире на .

В 1994 году в бывшей коммунальной квартире по адресу Сивцев Вражек, дом № 44, кв. 14, где проживала Изряднова с сыном Юрием, народный артист России С. П. Никоненко создал (Музей-квартиру А.Р. Изрядновой). В этой квартире первая гражданская жена Есенина прожила более 20 лет, здесь вырос и был арестован его сын (расстрелян в 1937 году), сюда в 1930-х годах приезжала его мать, и, наконец, сам поэт бывал здесь неоднократно. Перед роковым отъездом в Ленинград в 1925 году, словно предчувствуя беду, в квартире бывшей жены Сергей Есенин сжег свои черновики. Сейчас в Есенинском центре наряду с выставкой, посвященной жизни и творчеству С.Есенина, в отдельной комнате представлена экспозиция, рассказывающая об А.Р. Изрядновой.

30 июля 1917 года С. Есенин обвенчался с Зинаидой Райх. Сначала молодые жили в Петрограде в квартире Зинаиды, но семейная жизнь снова не складывалась, да и сама духовная атмосфера города на Неве была чужда юному поэту. В 1918 году Есенин решил возвратиться в Москву, а беременная дочерью Татьяной Зинаида Райх уехала к родителям в Орел.

В Москву 23-летний Есенин вернулся уже известным поэтом. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Молодой модный поэт поселился сначала в гостинице «Люкс», ныне ( , дом № 10), затем перебрался на в дом №19. Время от времени он жил то в мастерской у скульптора Сергея Коненкова на , то у других друзей и знакомых - у кого приходилось.

В это время Есенин тесно сошелся с Анатолием Мариенгофом. С 1919 года приятели стали вместе снимать квартиры и жить "одним домом, одними деньгами". Молодые люди поселились в в доме № 3 (ныне Петровский переулок, дом 5 стр. 9) - бывшем доме купца Алексея Бахрушина, известного мецената и собирателя театральной старины, рядом с (в настоящее время ). В квартире № 46 поэты занимали три комнаты, одной из которых была бывшая ванная. По воспоминаниям А. Мариенгофа - лучшее место в квартире: "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… "

В то время на квартире у приятелей собиралась почти вся творческая элита Серебряного века.

В память о тех годах на здании установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: "В этом доме с 1918 по 1923 год жил и работал выдающийся советский поэт Сергей Александрович Есенин".

Под влиянием Мариенгофа, одного из основателей и теоретиков имажинизма (литературное течение, где на первый план выходит образ, а к нему сводится форма и содержание), Есенин тоже увлекся модным направлением. В то время писатели сами открывали лавки и торговали собственными книгами и автографами. Книжный магазин появился и у поэтов-имажинистов. В "Лавке имажинистов" на (д. №15) щегольски одетый Есенин иногда сам стоял за прилавком. Его стихи расходились особенно быстро.

Еще одним проектов имажинистов стало литературное кафе "Стойло Пегаса" на 37. Раньше оно называлось "Бом" и принадлежало популярному клоуну-эксцентрику М. Станевскому, работающему в известном дуэте "Бим-Бом" (Радунский-Станевский). В 1919 году его заняли поэты-имажинисты. Театральный художник Георгий Якулов, который оформлял заведение, поместил над входом необычную вывеску - в середине в облаках находился пегас, а вокруг летящим затейливым шрифтом "парило" название кафе. Внутри на ультрамариновых стенах яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С.Есенина помещалась цитата:

Срежет мудрый садовник - осень

Головы моей желтый лист.

Портрет А. Мариенгофа украшало четверостишье:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

В клубе-кафе собиралась богемная публика того времени - поэты, писатели, художники, артисты. Бывали здесь и полукриминальный, и криминальный элемент, и "недорезанные буржуи". Известный на всю столицу своими скандальными выходками Есенин, однажды вывел одного посетителя из кафе буквально за нос. Поэту не понравилось, что мужчина говорил громче выступавшего Рюрика Ивнева. Недолго думая, Есенин взял его за нос, провел через весь зал и выставил за дверь. Как ни странно, но после этого случая количество посетителей в кафе только увеличилось.

Стоит сказать, что довольно близко от "Стойла Пегаса", в располагалось кафе футуристов - противников имажинистов.

В 1930-х годах Тверская улица была реконструирована. И сейчас лишь приблизительно можно обозначить место, где находилось кафе "Стойла Пегаса" - в районе дома №17.

Несколько лет Есенин и Мариенгоф были неразлучны. Они вместе путешествовали, выступали на различных вечерах, водили дружбу с одними и теми же людьми.

3 октября 1921 года в 26-й день рождения Сергея Есенина веселая компания собралась у известного театрального художника Жоржа Якулова. Его мастерская находилась в квартире №38 на 10. Этот дом сейчас более известен благодаря другой квартире, которая с легкой руки , стала называться "нехорошей". На вечеринке выступала всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан. По словам присутствующих, балерина влюбилась в Есенина с первого взгляда. К тому времени у Есенина с Зинаидой Райх было уже двое детей, но, как и первый брак, этот не сложился. В вечер знакомства с Айседорой Дункан, поэт и великая "босоножка" сбежали с Большой Садовой к Айседоре в особняк на . Говорят, что довольно непродолжительный путь от Большой Садовой до Пречистенки, занял времени намного больше чем обычно. Заснувший извозчик трижды объехал в , на что Есенин в шутку заметил, что возница их так повенчал. Но официально мужем и женой они стали весной 1922 года. Айседоре Дункан необходимо было уезжать за границу на гастроли, ехать без Есенина она не представляла возможным. Чтобы не создавать лишних проблем в поездке, необходимо было пожениться. Есенин легко согласился на брак.

В последнем в начале прошлого века существовал своеобразный клуб литераторов под руководством ассоциации пролетарских писателей, а в подвале был ресторанчик, любимый пишущей братией за предоставленные им скидки. (В знаменитом романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Дом Герцена" выведен как "Дом Грибоедова"). В этом доме, где Есенин читал "Персидские мотивы" и "Анну Снегину", при участии Софьи Андреевны Толстой-Есениной был организован первый музей прославленного поэта. Но просуществовал он недолго. После запрета на поэзию Есенина, музей был закрыт. В настоящее время "Дом Герцена" занимает литературный институт им. Горького. Печально, но здесь не сохранилось никаких вещественных доказательств, относящихся к Есенину.

В конце этого года будет отмечаться 90 лет со дня смерти Сергея Есенина. Всего 30 лет прожил поэт. Но эта короткая, романтическая, бесшабашная и яркая жизнь оставила глубокий след в русской поэзии. Вот уже почти целый век стихи Есенина любимы в России. Вместе с тем интерес вызывает не только его творчество, но и все то, чем жил поэт и к чему каким-то образом прикасался.

Из интервью Сергея Петровича Никоненко_2002 год "Литературная газета":

...мне пришла в голову идея создания музея, поскольку много знал, много было накоплено… В воспоминаниях Анны Романовны Изрядновой прочитал, что она где-то недалеко от меня жила, на Сивцевом Вражке. Но точного адреса не было, разыскал его, просмотрев в ДЭЗе домовые книги. Когда нашел эту квартиру, то здесь был крысиный рассадник. Даже бомжи не ночевали, только костры жгли… Начал восстановительную работу в 95-96-м годах, и вот уже к настоящему моменту здесь около тысячи экспонатов. С ремонтом мне очень помогло правительство Москвы и лично Ю. М. Лужков.

Музей рассчитан на людей разного возраста - от школьников до пенсионеров. Для этого он и создавался, чтобы как можно больше людей узнали о гениальном поэте земли русской. Ну, а что особенного? Для меня он, конечно, особенный во всем, поскольку это мое детище.

******
ОДнако все эти годы в Музей попасть не удавалось. Для входа надо было надиктовать информацию на автоответчик и ждать рассмотрения "заявки". Но ответа не было. И вот счастливые обстоятельства позволили побывать в комнате Анны Романовны Изрядновой и на той самой кухне, где в 1925 году Есенин сжигал бумаги перед отъездом в Ленинград...

СМотрите фоторепортаж с места событий, дорогие друзья...

Поворачивая с Сивцева Вражка во двор дома видишь вот такой проемчик между жилым подъездом и входом в крыло, где и жила много лет Анна Романовна Изряднова до последних дней своей жизни.


Эту решетчатую дверь, закрывающую вход, мы привыкли видеть в закрытом состоянии. Но - о чудо! - многие двери рано или поздно открываются. :)

Зайдя в квартиру и пройдя небольшую прихожую,почти со входа можно увидеть коридорчик, уходящий вперед. Белая дверь - это санузел, кажется. Не уверена на 100%.... А вот направо за углом и прячется крохотная комнатка первой жены Сергея Александровича и его сына. ЗДесь они жили вдвоем... И в эту комнатку мы скоро зайдем...

Квартира была коммунальная. И Анна Изряднова никогда не жила здесь одна,и никогда не было полновластной хозяйкой квартиры. Хотя и комнатушка - это уже что-то. Учитывая тот факт, что у Есенина и ее не было. Этот кадр сделан из комнаты напротив, где жили соседи Анны Романовны. В полуоткрытую дверь мы видим фрагмент ее комнатки.

Если я не ошибаюсь, на этой фотографии Изрядновой 30 лет. То есть от этой Анны Есенин уже давно ушел... 1921 год - Есенин на пике славы, на пике своей привлекательности. Ужасно молодой. Ужасно красивый. Ужасно талантливый. А Анна Романовна, как это часто бывает, все же стала выносливым и надежным кирпичиком на пути к его славе. Как знать - если бы не такие первые серьезные отношения случились в жизни юного Сергея, на что бы и когда решился он далее...

Некоторое время Изряднова и Есенин жили вместе на съёмной квартире около Серпуховской заставы.

Анна вспоминала: "Только что приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук.С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно не велел даже с женщинами разговаривать - "они нехорошие. Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...". 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием...

Аня - гимназистка...

Про отношения Сергея с первой гражданской женой писать тут не буду, потому что на куче сайтов можно прочитать, что "не заладилось" и все такое. Есть даже более жесткие формулировки "брак сразу показался Есенину ошибкой". не могу ничего сказать про то, кому и как показалось и насколько сразу. Думаю, что жизнь дала такой вираж, что удержаться в лодке семейной жизни просто не удалось. Слишком серьезное и большое надвигалось и становилось реальностью...


Это все фотографии экспозиции МУзея....Картины, предметы, книги. Все это накопленные вещицы того времени. Но перейдем к более серьезным экспонатам...

Якобы личная перчатка Сергея Есенина... Забытая где-то и подобранная кем-то... Даже,кажется, говорилось кто подобрал, но у меня не зафиксировалось....

Приборы и посуда из Астории-Англетера. На них стоит гравировка "Astoria". Во время проживания Есенина в Англетере гостиницы все же имела свое название, несмотря на единый "холдинг" с Асторией. Поэтому не исключено, что в Англетере существовали приборы со своей персонализацией...

Юра Есенин и Татьяна Федоровна. В семье любили Юрия, всегда считали своим, родным, любимым. Очень тепло к нему относились.

Ну вот тоже - как будто бы личная вещь!.. Трость Есенина. Если подлинная, то эту рукоятку грела Есенинская рука. Та же рука, что выводила драгоценные строки.

Теперь несколько фотографий личных вещей Анны РОмановны Изрядновой. Подлинных ее вещей.

Дома-музеи, усадьбы, мемориальные кабинеты и мастерские, музеи-квартиры… Вот этот вид из окна, покуривая, наблюдал , по этой лестнице вышагивал на 4-й этаж в свою коммуналку № 12 «красивый, двадцати-двухлетний» , вот эти тома книг в шкафах собирал Плучек .

Брат Питера Брука

Выдающийся театральный режиссёр Валентин Николаевич Плучек , двоюродный брат великого британского театрального режиссёра , 55 лет назад возглавил Театр сатиры, худруком которого служил до самой своей смерти (его не стало 10 лет назад, в 2002 году). И 32 года, с 1970-го, он прожил с супругой Зинаидой Павловной на Большой Бронной, на 13-м этаже д. 2/6 в квартире № 47. Здесь в 2009-м, к 100-летию со дня рождения Плучека, открылся мемориальный музей-квартира в три небольшие комнаты, где главное богатство - книги (2 тыс. томов), расположившиеся даже в прихожей. Хозяин был страст-ным книгочеем и собирателем книг. Родился в Москве, был последним учеником великого .

Дом № 2/6 на пересечении Большой и Малой Бронных по праву называют «домом знаменитостей». В нём проживали Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Андрей Гончаров … Дом - с виду обычная башня из кирпича с застеклёнными лоджиями.

Квартира Плучека - образец интеллигентного «гнезда»: две светлые комнаты совсем невелики, а в большой собирались компании людей уникальных: , Питер Брук, Эльза Триоле , сестра Лили, с мужем Луи Арагоном - и буквально вся театрально-литературно-музыкальная столичная элита. Все предметы мебели, живопись, графика сохранены, как при жизни хозяев. Сделать квартиру музеем было волей самого хозяина. Начало положила после его смерти Зинаида Павловна, но через два года её тоже не стало. Новорождённый музей взялся опекать театральный музей им. А. А. Бахрушина. Уже при жизни Плучека его квартира напоминала музей: авторские предметы мебели (подарки самих мастеров) просты и изящны, подлинный рисунок Маяковского к «Мистерии-Буфф», картины Тышлера и Фалька , тарелка работы (подарок Брука), костюм Фигаро (в котором он так внезапно умер во время спектакля на гастролях в Риге), портреты Мейерхольда, и Пастернака

Адрес музея: ул. Б. Бронная, д. 2/6, открыт с понедельника по пятницу с 12.00 до 19.00. Выходной - последний понедельник месяца. Посещение по предварительной записи.

«Комнатёнка-лодочка»

Приказ о создании Государственной библио-теки-музея В. В. Маяковского был подписан в Наркомпросе (Народном комиссариате просвещения) в гибельном 1937-м (символично, что и сам дом № 3/6 в Лубян-ском проезде стиснут объятиями огромного здания НКВД-КГБ, - столь нерасторжима связь поэта с кровавой эпохой). Сегодня музею почти 75 лет, он пережил переезд, реконструкцию и стал одним из интереснейших в столице.

В аскетично убранной (поэт ненавидел быт и мещанство) «комнатёнке-лодочке», так её называл сам поэт, в 20 м², он прожил 11 лет, с 1919 года. Но комната - это только мемориальная часть, а всё, что вокруг в бывшей коммуналке, - попытка воссоздать футуристический, авангардный мир, окружавший поэта при жизни, как Жизненный Лабиринт, по которому он блуждал и в итоге попал в тупик. Музей вмещает всю жизнь поэта с рождения. Фонды его огромны - более 50 тыс. единиц. В основе - 68 записных книжек Маяковского, его рукописи и письма, личные вещи, в том числе уникальные - обручальное кольцо его матери и шашка деда.

Адрес музея: Лубян-ский проезд, д. 3/6, стр. 4. Работает ежедневно, выходной день - среда.

«Грустная» комната

В Москве у Сергея Есенина около 300 адресов, по которым он жил, выступал, бывал у друзей. Но особое место занимает комната в коммуналке на 1-м этаже в доме у Арбата, в переулке Сивцев Вражек. Есенин любил Москву: «Я люблю этот город вязевый». Вся жизнь поэта была связана с ней - с 1912 года, когда 100 лет назад он приехал сюда в 17 лет из села Константиново Рязанской губернии с тетрадкой стихов учиться.

На самом деле этот музей - не музей-квартира, а Есенин-ский культурный центр, хотя его можно было бы посвятить ещё и светлой памяти хозяйки комнаты, прожившей здесь с 1923 по 1946 год, Анны Романовны Изрядновой , первой, гражданской жены Есенина. Эта удивительная женщина всегда оставалась в тени - и у окружения поэта (вскоре он обвенчался с Зинаидой Райх , затем, уйдя и от неё, - с Айседорой Дункан ), и у биографов. Хотя она сыграла в жизни Есенина неоценимую роль - стала матерью его первого сына Юрия и воспитала его одна, дав свою фамилию. И именно к ней пришёл сюда Есенин перед своим роковым визитом в Ленинград, в октябре 1925 года, в 8 утра, чтобы срочно сжечь вот в этой печи ворох каких-то бумаг.

Анна была старше на 4 года. Когда она с маленьким Юрием поселилась в этой комнате на 1-м этаже близ Арбата, они с Есениным уже были врозь (а жили вместе совсем недолго). Узнав о её беременности, родные изгнали Анну из дома - её проклял отец. Есенин же чадолюбием не отличался. После смерти поэта она передружила всех его детей, прописала у себя в этой комнате его мать, считавшую её любимой невесткой, подружилась с его сёстрами.

Кто-то назвал эту комнату «грустной». Соседи (в квартире 5 комнат) рассказывали, что Изряднова жила тихо, как мышка. Всю жизнь после ареста 22-летнего сына в 1937 г. она страшно боялась, что придут и за ней. И так и не узнала, что его расстреляли на Лубянке в том же 1937-м после долгих допросов «с пристрастием», с особой жестокостью, и всё носила на Лубянку посылки, вязала сыну свитера…

История этого удивительного музея, куда стало возможно попасть лишь недавно, около года, тоже удивительна. Он создан благодаря энтузиазму известного артиста Сергея Петровича Никоненко . Когда он учился во ВГИКе у , тот предрёк ему: ты сыграешь Есенина! И в 1971 году (Никоненко было 30 лет - столько, сколько прожил Есенин) его пригласили на роль поэта в фильме «Пой песню, поэт...». Актёр получил допуск к архивам, где обнаружил воспоминания Изрядновой. И оказалось, что он живёт в том доме, где жила и Анна Романовна, где теперь центр-музей, созданный благодаря Никоненко.

Адрес музея: пер. Сивцев Вражек, д. 44, кв. 14. Посещение по записи.

Поэт на руинах

28 декабря 1925 года не стало выдающегося русского поэта Сергея Есенина. 90 лет назад его тело обнаружили в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер». По официальной версии, Есенин добровольно ушел из жизни. 31 декабря его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Прощание проходило в Доме печати, нынешнем Доме журналиста. Накануне трагической даты мы встретились с народным артистом России Сергеем Никоненко. Он не только сыграл Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» Сергея Урусевского, не только всю жизнь читает его стихи, но более 20 лет возглавляет Есенинский культурный центр на Арбате.

Сергей Никоненко в Есенинском центре.

Подхожу к дому по адресу Сивцев Вражек, 44/28. Рядом - руины старинной постройки, куча каменного мусора. Мимо не пройдешь, поскольку зрелище впечатляющее. Потом мы вернемся туда с Сергеем Никоненко и группой жителей соседних домов. На протяжении нескольких лет они бьются за приведение в надлежащий вид исторической усадебной территории. Вместе с Сергеем Петровичем проходим по музейным залам. У каждого предмета - своя история.

«Люди уничтожили старинные постройки и еще не сидят в тюрьме»

Пару лет назад я жила в перестроенном «Англетере», в номере, который расположен на месте рокового, есенинского. Удивительно, что из этого еще не сделали бизнес. Охотников пожить там нашлось бы немало.

До того как «Англетер» был разрушен, я ходил в номер, где погиб 90 лет назад Есенин. Обратите внимание, у нас хранится книга прошлого века с его автографом. Есенин читал дневники Достоевского и в семи местах кое-что подчеркнул карандашиком. Я понимаю, что искал Сергей Александрович у предшественников в их исследованиях русского менталитета и русской культуры. Опору! Есть у нас и автограф его сына Георгия, которого родственники называли Юрием. Вот его расшитая рубаха.

Мы не только раритеты, связанные с Есениным, собираем, но историческую Москву сохраняем. В этом квартале жили удивительные люди. Посмотрите на их лица. Вот Павел Флоренский, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Толстой приходил к философу Соловьеву. Здесь три месяца в доме 53, стр. 1, прожила самая красивая женщина Наталья Николаевна Гончарова. Ни в том ли доме, где и Пушкин, в квартире второго этажа проживал брат Петра Ильича Чайковского? В 1921 году здесь работал Окружной самодеятельный театр Красной Армии под руководством Жемчужного. Там бывали Маяковский, Мейерхольд, Луначарский. Среди актеров был Эраст Гарин. Я с ним даже водочки успел выпить.

- А что это за руины рядом с вашим центром?

Девелоперы, владеющие большими средствами, хотели здесь еще при Лужкове построить дом в стиле хай-тек. Причем на месте городской усадьбы начала XX века, принадлежавшей потомственным гражданам Лопатиным. Безнаказанно были уничтожены старинные постройки. Их превратили в руины. Но разрушение удалось приостановить. Заметьте, виновники еще не сидят в тюрьме. Мне это непонятно. Есенинский центр учредил фонд правовой защиты объектов культурного наследия Сивцева Вражка. Я стал его президентом. Вокруг нас сплотилась инициативная группа жителей, и мы начали борьбу с варварской застройкой. Наш центр стал очагом сопротивления. Если бы во нашелся дворик, где жили Мольер, Стендаль, Беранже и Бодлер, его бы как зеницу ока берегли. Нам тоже удалось сберечь свой двор от дальнейшего разрушения, но сейчас там руины. Необходимо вернуть исторический облик этому месту.


Рубаха Юрия Есенина.

Самое удивительное, что нашелся человек, утверждающий, что это он спас усадьбу, а не мы. Как будто не били бейсбольными битами актера Игоря Пушкарева за то, что выступал против нового строения. Игорь Борисович сыграл главную роль в фильме «А если это любовь» Юлия Райзмана, стал первым Гагариным в кино. Я тоже пострадал. Мой дом на Валдае пытались сжечь. Еле-еле потушили пожар. Такое ощущение, что кто-то опять хочет сюда прийти и начать маневры.

- Какой вам видится эта усадьба в Сивцевом Вражке, 42?

Очень хотелось бы открыть здесь детское учреждение - Дом творчества. Днем и вечером там занимались бы ребята, работали кружки. Можно организовать небольшую киностудию. Правительство Москвы не имеет права отступать от этой идеи, если оно заботится о будущем. Посеете ветер - пожнете бурю. Посеете добрые зерна - получите интересных людей.

Когда я рос, здесь было шесть детских учреждений. А теперь подросткам после школы некуда пойти. Все постройки усадьбы занимают 1400 квадратных метров. Есть люди, которые хотят разместить здесь коммерческие заведения, а не музей. Мы бы хотели организовать здесь и краеведческий музей «Сивцев Вражек».

- Каким было ваше арбатское детство?

В нашем районе было пять кинотеатров. И мы туда ходили. Теперь остался только «Художественный», который закрыт на реконструкцию. Когда-то мой отец возил туда картины на тачке. А на Арбате, 20, был Дом пионеров Киевского района - шестое детское учреждение. В послевоенное время у многих мальчишек не было отцов. И делалось все, чтобы занять их после школы. Я так благодарен судьбе, что я попал в Московский городской дом пионеров. Без него я, может быть, и не стал бы артистом.

Времена были трудные. Треть из тех, кто жил в нашем дворе, познакомились с тюрьмой, лагерями, с зоной. Моя мать работала на электроламповом заводе и не могла каждый день следить за тем, куда я пошел. А во Доме пионеров я занимался в двух кружках - студии художественного слова и в театральной студии. Оттуда вышли замечательные ребята. Вспоминаю Владимира Сергеевича Локтева, именем которого назван ансамбль. С этим ансамблем стихи читал: «Звезды сияют на башнях Кремля. Ленину слава! Сталину слава! Слава стране Октября!» Я был маленький, с красным галстуком, белый верх, черный низ. Локтев во время войны ходил по дворам и если видел шлявшихся без дела мальчишек и девчонок, приглашал на занятия: «Пойдем, я тебя научу на балалайке играть или на гармошке. Ты, может быть, петь умеешь?» Так складывался ансамбль. Я спрашивал свою руководительницу Евгению Васильевну Галкину: почему нас так много занималось в драмкружке? Не 20–30 человек, а 70. Задача была такая: как можно больше ребят оторвать от улицы. И мы как-то помещались в одной комнате, сидели друг у друга на головах. Но как же было весело! У нас печку в спектакле «По щучьему велению» мальчишки двигали вчетвером. А на печи сидел Емеля - будущий кинорежиссер Леня Нечаев. Он снимет потом фильмы «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино». Леня был вечно голодный. Мы ему последние копейки отдавали, чтобы купил французскую булку. По-моему, он ее даже не жевал, а глотал.

«Попросился однажды ко мне на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков»

- Понятие «двор» безвозвратно уходит. Даже удивительно, что у вас оно сохраняется. Вы тут всех знаете?

Теперь уже мало кого знаю. В моей коммунальной квартире помимо обычных, никому не известных людей, проживали в разные времена Николай Губенко, Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов, гений футбола Эдуард Стрельцов. Попросился однажды на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков. Кто только ко мне не приходил! Прекрасные актеры Владимир Качан, Вадим Спиридонов, Коля Еременко, практически все шестидесятники. Миша Задорнов спал на моей раскладушке. Так жалею, что куда-то она подевалась. Если бы все, кто спал на ней, оставляли автографы, эта раскладушка цены бы не имела.


Мемориальная комната Анны Изрядновой, где бывал Есенин.

- За столько лет вы стали, наверное, летописцем дома.

Когда-то в этот двор высыпало ребятишек 50. В центре была волейбольная площадка. По вечерам выносили радиолу или патефон. Девочки выходили в белых носочках, отглаженных платьицах. Мальчики причесывались. Особенно выделялся Вовка Набатов. Приходя на танцы, он себе такой пробор делал! Это в 50-е годы. 60-е помню меньше. Я тогда уже учился в институте, начал сниматься в кино. Да и люди стали разъезжаться. В нашей коммунальной квартире жили 25 человек с одним туалетом и одной ванной. Мне приходилось умываться и чистить зубы на кухне. Но квартира содержалась в идеальной чистоте.

Потом соседи стали разъезжаться. В одной квартире жили уже не 25 человек, а 10. В конце 80-х приехала лимита. Так называли иногородних людей. Что они творили! Как безобразно относились к тому месту, где жили, понимая, что оно временное. А потом стали заселяться те, кто целиком забирал квартиры. И я отдал соседям двухкомнатную и трехкомнатную квартиры в хрущевских домах, чтобы остаться в нашей бывшей коммуналке со своей семьей.

- Трудно содержать Есенинский центр?

Приходится постоянно ремонтировать помещение. Столько протечек было. Вода по щиколотку доходила. Сам ее ведрами собирал. Тяжело нам дается ремонт, но мы его потихонечку делаем.

- А почему 20 лет назад вы все это затеяли? Заполняли творческую паузу?

Есть такой поэт Евгений Юшин. Мы с ним давно дружны. Сам он из-под Рязани. Стали мы вместе собирать материалы о Есенине, писать сценарий, хотели объять необъятное. Ничего у нас не получилось. Зато я обнаружил воспоминания первой гражданской жены Есенина Анны Романовны Изрядновой. Она работала корректором в типографии Сытина, куда 17-летний Есенин поступил помощником корректора. Кстати, Анна Романовна так и не узнала правду о расстрелянном в 1937 году сыне, обвиненном в контрреволюционной деятельности. В воспоминаниях она описала, как шла домой. И я понял, что она идет ко мне домой. Тут же пошел в ДЕЗ, попросил показать домовые книги. Мне открыли дверь, за которой была такая паутина - просто мечта Тарковского. Я взял ведро, швабру, тряпку. Навел там порядок. Просидел два дня и обнаружил, что в квартире 14 действительно проживала Анна Романовна Изряднова. Сюда к ней и их общему сыну Юрию приходил Сергей Есенин с 1921 по 1925 годы. Мало того, здесь еще и мать Есенина - Татьяна Федоровна - была временно прописана. Когда репрессировали Юрия, и предстояло 10 лет без права переписки, она тяжело переживала. И приехала наверняка из деревни, чтобы перезимовать зиму. Прожила здесь с октября 1938-го по апрель 1939-го. С ней встречался младший сын Есенина - Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. Я его заснял на видео в нашем музее. Комната, в которой мы с вами находимся, восстанавливалась по его воспоминаниям. Александр Сергеевич приехал тогда из Бостона к своей матери - Надежде Давыдовне Вольпин. Очень интеллектуальная была старушка, писала стихи, интересно рассказывала. Она была гражданской женой Есенина, прожила 98 лет и умерла в Москве в 1998 году.


Сергей Никоненко с активистами у руин усадьбы.

- А почему у музея нет никакой таблички?

Была, но ее сорвали. Нам удалось отбить все атаки, и теперь мы просим у московского начальства, чтобы нам помогли обустроить территорию. На том месте, где вы сидите, пил с нами чай глава по культуре Московского Александр Кибовский. На наши просьбы он ответил: «А где правительству Москвы брать деньги?» С того момента прошел год. Объект по переулку Сивцев Вражек, 42 по-прежнему бесхозный и потихоньку разрушается. Мы написали в Мосгорнаследие, чтобы сделали хотя бы его консервацию. Говорят, что нет денег. Для того чтобы здесь появился социально-культурный объект для детей, нужны средства. А их может выделить только правительство Москвы.

- Вы верите, что это возможно?

Когда мы начинали борьбу против инвестора, нам тоже говорили, что она бесполезна. А мы ее выиграли. Иногда что-то случается вопреки.

- Кто-то вас не поймет. Все у вас есть, в кино снимаетесь. Почему не живете спокойно?

Мне часто говорят: хватит, остановись, здоровье потеряешь. А я не могу объяснить, почему бьюсь за это место. Проснулся во мне зуд из-за того, что наш исторический двор мог погибнуть. Вместе с активными жителями окрестных домов я взялся его защищать, потому что здесь бывали Пушкин и Блок. А у меня к ним особая любовь. Про Есенина уж и не говорю. Все эти удивительные люди жили в разное время во дворе, где я прожил всю свою жизнь. Я здесь родился и не меняю прописки уже 74 года.