Кто был президентом советского союза. Избрание м.с

  • Дата: 30.09.2019

План
Введение
1 История
2 Требования к кандидатам на пост президента СССР
3 Ограничение сроков пребывания на посту президента
4 Ограничения для Президентов СССР
5 Полномочия Президента СССР
6 Резиденции
Список литературы
Президент СССР

Введение

Президе́нт СССР - должность главы государства в СССР, введённая 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР, внёсшим соответствующие поправки в Конституцию СССР.

До этого в СССР высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР.

1. История

По Конституции СССР, Президент СССР должен был избираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования. В порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. В связи с распадом СССР всенародные выборы Президента СССР не состоялись ни разу.

Первым и единственным Президентом СССР был Михаил Горбачёв, который принёс присягу в качестве Президента СССР на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов 15 марта 1990 года.

После введения высшей должности Президента СССР, в союзных и автономных республиках также стали вводиться посты Президента.

Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва.

Во время августовских событий 1991 участник ГКЧП - Вице-президент СССР Геннадий Янаев - незаконно провозгласил себя исполняющим обязанности Президента СССР.

2. Требования к кандидатам на пост президента СССР

Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет.

3. Ограничение сроков пребывания на посту президента

Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков.

4. Ограничения для Президентов СССР

· Президент СССР не мог быть народным депутатом.

· Президент СССР мог получать заработную плату только по этой должности.

5. Полномочия Президента СССР

Президент СССР:

1. являлся гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2. был обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР;

3. представлял СССР внутри страны и в международных отношениях;

4. должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5. должен был представлять Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны и информировать Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6. с учётом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР формировал Кабинет Министров СССР, вносил в его состав изменения, представлял Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождал от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР;

7. представлял Верховному Совету СССР кандидатуры на посты:

1. Председателя Комитета народного контроля СССР,

2. Председателя Верховного Суда СССР,

3. Генерального прокурора СССР,

4. Главного государственного арбитра СССР,
а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение;

8. входил с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных выше должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

9. мог ставить перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождал от должности и назначал членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

10. подписывал законы СССР; был вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтверждал ранее принятое им решение, Президент СССР обязан был подписать закон;

11. имеел право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

12. координировал деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; являлся Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР, присваивал высшие воинские звания; назначал судей военных трибуналов;

13. мог вести переговоры и подписывать международные договоры СССР;

14. принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

15. назначал и отзывал дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

16. присваивал высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;

17. награждал орденами и медалями СССР, присваивал почётные звания СССР;

18. решал вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;

19. мог объявить общую или частичную мобилизацию;

20. объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР и был обязан незамедлительно внести этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР;

21. объявлял в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях;

22. в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждал об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводил его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия мог вводить чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принималось большинством не менее двух третей от общего числа его членов.

23. мог вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики;

24. в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 конституции СССР, президент СССР рассматривал спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Предполагалось, если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, президент мог внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

25. возглавлял Совет Федерации СССР, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик.

26. формировал Президентский совет СССР, задачей которого являлаась выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.

27. мог проводить совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.

28. издавал указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

6. Резиденции

В районе Фороса (Крым) расположено несколько государственных дач, на одной из которых (так называемый объект «Заря») во время попытки государственного переворота в августе 1991 находился президент СССР Михаил Горбачёв.

Список литературы:

1. Российская Федерация является государством-продолжателем Советского Союза, подробнее об этом см.

— История Теги: Горбачев

Двадцать один год назад, 15 марта 1990 года на третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председатель Верховного Совета Михаил Сергеевич Горбачев был избран первым и единственным в истории Советского Союза президентом.

Он пробыл на этом посту около двух лет, пока иуда Ельцин обманом и воровскими манипуляциями, не отправил на свалку истории своего старого политического противника. До сих пор доподлинно неизвестно была ли отставка действующего президента СССР принята в установленном порядке Государственным советом.

Впрочем, ни тогда, ни сейчас, это уже никого не интересовало. На коченеющий труп Советского Союза слетались падальщики и мародеры со всего света. К власти в России, «свободной» от 1/3 своей территории, пришла камарилья из жуликов и воров.

Но оставим бандитскую хунту ЕБН, расстрелявшего из танков парламент, в лучших традициях Пиночета, и поставившего на колени некогда могучую державу. Вернемся к Михаилу Сергеевичу, неугомонному болтуну, который до сей поры свято верит в то, что он изрекает истину. Наверное, как и у любого советского гражданина, мое отношение к Горбачеву сменилось от восторженного до презрительного. Фигура эта спорная, о чем писалось не раз, нет смысла повторяться о его ошибках и просчетах. Я хочу сказать лишь о двух вещах, за которые, до сегодняшнего дня, могу сказать ему спасибо.

Первая, это то, о чем многие забыли. Именно Горбачев дал нам свободу мыслить, читать и говорить. И все мифы о том, что это сделал алкоголик Борис Ельцин, являются просто следствием бессовестной пропаганды организованной его бывшим подельником Борисом Березовским.

В 1987-1988 году мы стояли в очередях за новыми выпусками газет, мы жаждали пищи духовной, и как губка впитывали в себя тысячи страниц книг, газет и журналов. С каждым днем мы становились другими. Воздух свободы пьянил и раздвигал нам плечи. Мы ждали перемен. Атмосфера в обществе была наполнена энергетикой доселе нам не известной. Мы ждали реальных дел и новых достойных задач. И на этой волне, мы могли догнать и перегнать и Европу и Америку. Но этого не случилось. Горбачев заболтал свое самое великое свершение.

И второе. Горбачев, несомненно, не был достаточно трезвомыслящим и прагматичным лидером, да, такие и не могло появиться в советской системе продвижения по партийной лестнице. Михаил Сергеич, был тщеславным романтиком-болтуном, который за дружеское похлопывание по плечу от президента США, мог сдать ГДР, и наши войска там, со всеми потрохами. Который верил «слову» западных политиков,втихаря посмеивавшихся над его наивностью. Но…Михаил Сергеевич всегда старался избегать насилия. Он, пожалуй, один из немногих руководителей нашей страны, руки которого не по локоть в крови. Он не цеплялся судорожно за президентский стул, как это делал ЕБН и его преемники. Он не создал «семью», которая беспощадно грабила в России все, что можно было ограбить. Он не привел во власть шайку жуликов и воров из Питера, которые называют себя «государственниками». Государственниками, которые пилят государственное добро.

Сам Горбачев, как-то сказал о трех ошибках, которые он допустил: Во время не реформировал партию, опоздал с реформированием Советского Союза, как многонационального сообщества и не сослал Ельцина в какую-нибудь далекую страну заготавливать бананы…

Сохранено

Правообладатель иллюстрации AP

15 марта 1990 года III внеочередной съезд народных депутатов СССР избрал президентом страны Михаила Горбачева. Ему довелось отработать лишь треть установленного пятилетнего срока.

Съезд открылся 12 марта. Кроме учреждения поста президента, он внес в конституцию еще одно историческое изменение: упразднил 6-ю статью о руководящей и направляющей роли КПСС.

В прениях выступили 17 депутатов. Мнения варьировались от "Мы видим в президентской власти важный залог единства нашей федерации" (Нурсултан Назарбаев) и "Наша страна вырастила лидера мирового масштаба, автора нового политического мышления, лидера, выступающего за разоружение, за мир" (Федор Григорьев) до "Перестройка захлебнется президентством" (Николай Джиба).

Не будем играть в прятки, сегодня речь идет об избрании президентом страны конкретного лидера - Михаила Сергеевича Горбачева Александр Яковлев

"Попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента есть грубейшая, тягчайшая политическая ошибка, которая многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения", - заявил сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Юрий Афанасьев. Академик Виталий Гольданский возразил: "Мы ждать не можем, нужна реанимация, а не санаторное лечение".

Предложение запретить совмещение поста президента и лидера политической партии, поддержанное как радикальными демократами, так и ортодоксальными коммунистами, мечтавшими увидеть в роли генсека соответственно Александра Яковлева и Егора Лигачева или Ивана Полозкова, получило 1303 голоса и прошло бы, если бы речь не шла о конституционной поправке, для чего требовались две трети голосов.

14 марта состоялся пленум ЦК КПСС, выдвинувший кандидатом в президенты Горбачева. Ряд депутатов съезда внесли кандидатуры премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но те отказались, и выборы оказались безальтернативными.

Мы торопились с избранием Президента. Но, может быть, избрав, не стоило сразу же здесь, на сцене Кремлевского Дворца, возводить его на этот пост. Следовало отложить это на один день, объявив, что торжественное действо состоится, к примеру, в Георгиевском зале Кремля. В присутствии депутатов, правительства, представителей трудящихся столицы, воинов, дипкорпуса, прессы газета "Правда"

Из 2245 депутатов (пять мест на тот момент были вакантными) в съезде участвовали ровно две тысячи. За Горбачева были поданы 1329 голосов (59,2% общего числа депутатов). 495 выступили против, 54 бюллетеня оказались испорченными. 122 человека не стали голосовать.

По предложению сменившего Горбачева на посту председателя Верховного Совета Анатолия Лукьянова избранный президент тут же принес присягу - выйдя на трибуну и положив руку на текст конституции, произнес единственную фразу: "Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Зарубежная реакция была сугубо оптимистичной.

"Внеочередной Съезд народных депутатов Советского Союза совершил величайшие революционные преобразования в жизни советского общества, равных которым не было в России со времен революции 1917 года", - указывало японское телевидение. "Решения Внеочередного Съезда народных депутатов СССР закрепили, возможно, наиболее важные изменения в политической и экономической системе СССР с момента революции большевиков в 1917 году", - вторила Washington Post.

В темпе военной операции

Кому принадлежала идея введения поста президента, неизвестно.

Тема обсуждалась в СМИ с декабря 1989 года, но в порядке гипотез и дискуссий.

Помощник Горбачева Анатолий Черняев писал в воспоминаниях, что в январе 1990 года "архитектор перестройки" и секретарь ЦК Александр Яковлев под страшным секретом ему рассказал: как-то Горбачев зашел в его кабинет, расстроенный, озабоченный, одинокий. Мол, что делать? Азербайджан, Литва, экономика, ортодоксы, радикалы, народ на пределе. Яковлев сказал: "Надо действовать. Самое главное препятствие перестройке и всей вашей политике - это политбюро. Необходимо в ближайшее время собрать съезд народных депутатов, пусть съезд изберет вас президентом". И Горбачев согласился.

Решение о президентском правлении созрело так срочно, что решили пойти на созыв внеочередного съезда. Я такой срочности не понимал, так как после II Съезда народных депутатов, где этот вопрос даже не обсуждался, прошло лишь два с половиной месяца Николай Рыжков

Как бы там ни было, 14 февраля, неожиданно для всех, Горбачев озвучил идею на сессии Верховного Совета, а уже 27 февраля парламент постановил созвать внеочередной съезд. Времени на подготовку и общественное обсуждение, прямо сказать, отвели маловато.

Поспешность вызвала критику со стороны как левых, так и правых, подозревавших какой-то подвох и настойчиво, но безуспешно пытавшихся получить от Горбачева внятное объяснение, зачем это ему понадобилось.

Официальная версия, изложенная в проекте закона об учреждении поста президента и внесении соответствующих дополнений в конституцию: "В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР" никого не удовлетворяла. Можно подумать, у Горбачева прежде было недостаточно власти!

По мнению историков, ведущая причина лежала на поверхности: лидер хотел, оставаясь генсеком КПСС, ослабить свою зависимость от ЦК, который мог в любой момент собраться не пленум и поступить с ним, как в свое время с Хрущевым .

После избрания Горбачева президентом и отмены 6-й статьи уже не столько он нуждался в партии для собственной легитимности, сколько партия в нем.

Используя полномочия генсека, Горбачев как раз и укрепляет власть компартии. В том числе и власть ее над самим генеральным секретарем. Две идеи - отмена 6-й статьи и введение президентства - тесно связаны. Лишь получив всю полноту государственной, а не партийной власти, Горбачев может провести упразднение партийной монополии. Иначе он просто потеряет власть Анатолий Собчак

Поскольку КПСС утратила официальные властные полномочия, вакуум требовалось заполнить.

После событий в Тбилиси и Баку оказалось сложно выяснить, кто принимал решения использовать армию, и усилились разговоры о том, что нужен "человек, который за все отвечает". Впрочем, президентство не помешало Горбачеву уйти от ответственности за вильнюсскую драму.

Имелось еще одно практическое соображение.

По традиции, заложенной Леонидом Брежневым, генсек одновременно возглавлял высший представительный орган. Но, начиная с весны 1989 года, Верховный Совет перешел на работу в постоянном режиме. Председательствовавшему в нем Горбачеву пришлось проводить массу времени на заседаниях. Так же поступали другие члены руководства, всегда копировавшие поведение первого лица.

Призываю голосовать за президентскую власть и верю, что при этом условии будет социальная справедливость, национальная защищенность, в том числе и русского народа Депутат Иван Полозков, ортодоксальный коммунист

Естественно, это затрудняло управление страной. Да и в обществе возникал вопрос: кто же занимается делами, пока идут дебаты?

Между тем высказывалось мнение, что Горбачев по своему складу больше подходил для роли именно спикера, нежели главы государства. Манипулировать большой разнородной аудиторией и добиваться нужных ему результатов голосования он умел блестяще.

Анатолий Собчак в книге "Хождение во власть" отмечал, что при личном общении магия воздействия Горбачева была неотразима. "Поддайся этому обаянию, и ты начнешь действовать, как под гипнозом", - писал он.

Главная загадка

Основной вопрос, над которым по сей день ломают голову исследователи - почему Горбачев не пошел на всенародные выборы? Тем более, что это предусматривалось законом о введении поста президента, и лишь для первого случая сделали специальную оговорку.

Многие считают это роковой ошибкой. Как доказал впоследствии Борис Ельцин , всенародно избранного президента очень сложно законно отстранить от власти.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption По мнению ряда историков, Горбачев не хотел напрямую мериться популярностью с Ельциным

Избрание не гражданами, а депутатами сделало статус Горбачева недостаточно убедительным, поскольку легитимность самого съезда была подмоченной. Он избирался при 6-й статье, в отсутствие организованной оппозиции везде, кроме Москвы, Ленинграда, Свердловска и Прибалтики, треть депутатского корпуса составляли представители общественных организаций.

Одни историки предполагают, что Горбачев, даже при объективном преимуществе, испытывал мистический страх перед Ельциным, у которого как-то все получалось. Другие - что он пошел на поводу у номенклатурного окружения, в принципе не любившего прямую демократию и опасавшегося, что предвыборная кампания даст реформаторам дополнительную возможность пропагандировать свои взгляды.

В условиях политической и экономической нестабильности еще раз испытывать судьбу и идти на всенародные выборы - риск, и немалый Анатолий Собчак

В публичных выступлениях Михаил Сергеевич упирал в основном на то, что обстановка сложная, и страна без президента лишнего дня не обойдется.

"Они [депутаты-межрегионалы] тоже высказывались за президентство, но обусловили его такими оговорками и такими подходами, что можно надолго затормозить, если не похоронить этот процесс. Нельзя в создавшейся ситуации откладывать серьезные решения. Введение института президентства сегодня необходимо для страны", - заявил он на сессии Верховного Совета 27 февраля.

Позиция демократов

Считая в Принципе институт президентства прогрессивной по сравнению с нынешней формой государственного управления, вопрос о Президенте СССР и о процедуре его выборов нельзя решать наспех, без участия новых Верховных Советов республик, без развитой многопартийной системы в стране, без свободной прессы, без укрепления нынешнего Верховного Совета. Этот вопрос должен быть увязан с конституциями республик, с новым Союзным договором. Без этих непременных условий принятие решения о президентстве несомненно приведет к новому обострению отношений между Центром и республиками, к ограничению самостоятельности местных Советов и самоуправления, к угрозе восстановления в стране диктаторского режима Из заявления Межрегиональной депутатской группы

Сторонники перестройки и обновления по вопросу о президентстве Горбачева раскололись.

Одни продолжали видеть в нем единственный шанс и считали, что Горбачева надо поддерживать во всем, потому что он знает, что делает, и потому что иначе будет еще хуже. Точку зрения этих людей высказал в реплике с места на съезде не представившийся депутат: "Разве дело в том, что у нас нет продуктов? Самое главное, что мы нашли в истории такого, как Горбачев, человека чистого, какого нам больше не найти".

Некоторым просто импонировало слово "президент": вот, и у нас будет, как в цивилизованных странах!

Другие указывали, что этот термин ассоциируется не только с Америкой и Францией, но и с латиноамериканскими и азиатскими диктаторами, а главное, требовали всенародных альтернативных выборов.

"Я считаю, что только народ может принять соответствующее решение", - заявил в прениях на съезде член Межрегиональной группы Александр Щелканов.

Житель Зеленограда Шувалов в день открытия съезда объявил голодовку на Театральной площади "в знак протеста против избрания президента только депутатами".

Сторонником президентства Горбачева на выдвинутых им условиях был Анатолий Собчак, противниками - Юрий Афанасьев и Юрий Черниченко. Последний, в частности, опасался, что "мы вновь дадим себя облапошить; если депутаты не могут реально контролировать действия председателя Верховного Совета, то уследить за президентом тем паче не удастся".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Одним из главных оппнентов Горбачев на съезде был депутат Юрий Афанасьев

Борис Ельцин, насколько известно, публично по данному вопросу не высказывался.

Собчак писал в воспоминаниях, что незадолго до кончины Андрея Сахарова пытался обсудить с ним перспективы президентства Горбачева, но академик интереса к теме не проявил, считая вопрос несущественным по сравнению с разработкой новой конституции.

Не новая идея

Нам надо отбросить страхи и уныние, обрести веру в свои силы и возможности. А они у нас огромные. Русский народ и все народы, объединившиеся с ним в великое многонациональное государство, сумеют возродить свою общую Родину. И обязательно добьются этого на путях перестройки и социалистического обновления Из речи Михаила Горбачева на съезде после избрания

Идея учреждения в СССР поста всенародно избираемого президента достаточно серьезно обсуждалась в прошлом: в ходе подготовки "сталинской" конституции 1936 года, в последние годы правления Никиты Хрущева и на заре перестройки.

Почему ее отверг Сталин, не вполне ясно. Уж ему-то 99,99% голосов были гарантированы, а всенародное изъявление поддержки "любимому вождю" можно было превратить в мощное воспитательно-пропагандистское мероприятие.

Хрущеву, по мнению исследователей, просто не хватило времени, а его преемники руководствовались отличавшим их глубоким консерватизмом и нелюбовью к нововведениям.

По свидетельствам знавших его людей, Леониду Брежневу во время зарубежных визитов нравилось обращение "господин президент", но узаконивать титул он не стал.

Третья попытка

В 1985 году "архитектор перестройки" Александр Яковлев предложил Горбачеву начать политическую реформу с партии и выдвинул развернутый план: устроить общепартийную дискуссию, по ее итогам разделить КПСС на две партии - реформаторскую народно-демократическую и консервативную социалистическую - провести выборы в Верховный Совет и поручить победителям формирование правительства.

Сейчас, как я наблюдаю, Горбачев нажимает на газ и одновременно нажимает на тормоз. Мотор ревет на весь мир - это наша гласность. А машина стоит на месте Олжас Сулейменов, депутат, казахский поэт

По замыслу Яковлева, обе партии должны были заявить о приверженности базовым ценностям социализма, вступить в альянс под названием Союз коммунистов, делегировать в состав его Центрального совета равное количество членов, а председателя совета выдвинуть совместным кандидатом на пост президента СССР.

Политическая конструкция, в которой две партии, соперничающие друг с другом на выборах, одновременно входят в некую коалицию с единым лидером, явила бы миру очередное "русское чудо". Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что реализация "плана Яковлева" позволила бы плавно перейти к многопартийной демократии и избежать развала СССР.

Тогда Горбачев идею не поддержал. Через пять лет оказалось поздно.

Пиррова победа

Горбачев метался в поисках альтернатив, компромиссов, оптимального сочетания прежних и новых методов руководства. Были ошибки, просчеты, опоздания, просто нелепости. Но не в них причина начавшегося разложения общества и государства. Оно было неизбежно по самой природе уникального в мировой истории перехода общества, закомплексованного и развращенного долгой диктатурой, к свободе Анатолий Черняев, помощник Горбачева

Историки считают пиком политической карьеры Горбачева I Съезд народных депутатов в мае 1989 года, а избрание президентом - началом ее конца. Вскоре рейтинг лидера стремительно и необратимо пошел вниз.

То был последний кредит доверия, выданный обществом.

Консерваторы надеялись, что президентские полномочия нужны Горбачеву для "наведения порядка", демократы - для смелых реформаторских шагов. Когда не случилось ни того, ни другого, хотя он получил все, чего хотел, разочарование оказалось всеобщим и убийственным.

Сбылось предсказание, сделанное на съезде депутатом Теймуразом Авалиани: "Вы будете метаться туда и сюда, а в это время будет происходить то, что мы имеем сейчас".

Через 660 дней Горбачев ушел (точнее, был вынужден уйти) в отставку.

Кто был президентом СССР и Российской Федерации. СправкаСюжет:Выборы президента РФ: законодательство, справки, биографии (10)18:0529.02.2008(обновлено: 12:25 08.06.2008) 068035305 За годы существования института президентства на территории СССР и Российской Федерации в стране было три главы государства - Михаил Горбачев (первый и единственный президент СССР), Борис Ельцин и Владимир Путин.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

14 марта 2004 года - Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. За пост Президента России боролись шесть кандидатов. За Владимира Путина проголосовали 71,31 процента от общего числа избирателей (49565238 человек). Вступил в должность 7 мая 2004 года.

Конституция Российской Федерации запрещает действующему президенту страны баллотироваться на третий срок подряд.

Период с 1985 по 1991 гг. вошел в историю как время больших перемен, которые в итоге привели к распаду большого и могущественного государства. Высший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял Михаил Сергеевич Горбачев, который в 1990 году был избран на пост президента СССР. После его прихода к власти был принят целый ряд реформ, направленных на изменение экономической ситуации в стране и сближение со многими мировыми государствами, в том числе и США. Весь этот процесс получил название "перестройка". Суть этих реформ и результаты, к которым они привели, попробуем рассмотреть в статье.

Социально-экономическая и политическая ситуация в СССР в средине 80-х годов XX века

В рамках начавшегося процесса демократизации были приняты законы, направленные на расширения свободы слова. В это время начинают появляться газеты, на страницах которых можно было найти критику действующей власти. За гражданами закреплялось право заниматься предпринимательской деятельностью. Впервые за всю историю существования страны была проведена реформа, в результате которой КПСС потеряла статус руководящей партии СССР. Это дало возможность создать многопартийную систему власти с равными шансами на победу любой из политических организаций. Генсек инициировал широкомасштабную программу по реабилитации политических заключенных, в результате которой было оправдано множество репрессированных граждан, в том числе и академик Андрей Сахаров.

Одним из самых радикальных решений Горбачева, направленных на изменение сформировавшихся устоев социалистического общества, было учреждения поста Президента СССР вместо Генерального секретаря ЦК КПСС. Был принят соответствующий закон и внесены поправки в конституцию, согласно которым на эту должность могли быть избраны граждане страны в возрасте 35-65 лет на срок 5 лет. Одна и та же личность не могла занимать этот пост более 2 раз. В выборах главы государства могли принимать участие все граждане Советского Союза, достигшие совершеннолетия. Но первый президент СССР был выбран не на всенародном голосовании, а решением политиков на III внеочередном Съезде народных депутатов, который состоялся в марте 1990 года.

Единогласно было решено утвердить на высшей должности страны Михаила Горбачева. Но продержаться долго на новом месте он не смог, и 25 декабря 1991 года ему пришлось сложить свои полномочия. А на следующий день было утверждено решение о прекращении существования самого большого государства планеты. В свете тех событий Горбачев вошел в историю еще как и последний президент СССР.

Внешняя политика

В процессе всеобщей демократизации были сделаны серьезные шаги на внешнеполитической арене, направленные на сближение и сотрудничество со странами Западной Европы и США. Была сформирована целая программа, имевшая название «Новое мышление». Она гласила, что мир не должен быть разделен на два враждующих лагеря, где конфликты решаются с помощью военной силы.

В новых условиях признавалась свобода выбора всех граждан. С этой целью было сокращено влияние компартии на правительства государств Восточной Европы. Это привело к возникновению восстаний, в результате которых было повержено социалистическое руководство во многих государствах Центральной и Восточной Европы. В ходе переговоров Горбачева с Рейганом было принято решение о сокращении ядерного потенциала обеих стран, в том числе и ракет среднего и ближнего радиуса действия. Это положило начало прекращению холодной войны. Нерешенным оставался вопрос с российскими войсками в Афганистане. Но в ходе переговоров с США было достигнуто согласие, на условиях которого американцы прекращали оказывать военную помощь моджахедам при условии вывода русского контингента с территории страны.

Итоги правления

Политическую деятельность Михаила Горбачева нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, он реформатор, который изо всех сил пытался вытянуть страну из застоя и наладить диалог с Западом. С другой, все принятые им решения были неэффективны и в результате ускорили распад СССР. Президент Горбачев так и не смог укрепиться на своей должности, а в народных массах он заслужил славу проамериканского политика, который уничтожил Советский Союз. Как бы то ни было, в историю Горбачев вошел как первый и последний президент СССР, который смог положить конец холодной войне.