Как могут изменяться имена существительные. Как изменяются имена существительные? I

  • Дата: 30.11.2023

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что? Отсюда следует, что существительное обозначает предметы одушевленные и неодушевленные. А как изменяется имя существительное, по каким признакам?

Морфологические признаки

Существительное имеет морфологические признаки. Слово «морфология» (от греч. "морфе" - форма) означает систему форм изменения слов в каком-то языке. К этим признакам, кроме одушевленности, относятся еще нарицательность (собственное, нарицательное), склонение, род, число, падеж. В русском языке существительное изменяется по числам и падежам.

Сразу отметим, что по родам (как многие думают) имя существительное не изменяется. Оно просто относится к одному из родов – женскому, мужскому или к среднему. Определить принадлежность к роду можно с помощью местоимений:

  • мужской – он, мой;
  • женский – она, моя;
  • средний – оно, мое.

Число существительных

Как правило, существительные употребляются и в единственном и во множественном числе. Зависит это от того, о каком количестве слов говорится. Например: корабль – корабли, дорога – дороги, река - реки.

Но есть слова, форма которых предполагает только единственное число. Это собирательные названия, качества, признаки, действия, имена собственные: детвора, синева, Волга и др.

Слова, используемые только во множественном числе, это составные предметы (брюки), промежутки времени (будни), действия (хлопоты), игры (салки), географические названия (Анды).

Изменение по падежам

Такое изменение называется склонением. Шести падежам русского языка соответствуют определенные вопросы:

  • Именительный падеж: кто? что? (океан, океаны).
  • Родительный: кого? чего? (океана, океанов).
  • Дательный: кому? чему? (океану, океанам)
  • Винительный: кого? что? (океан, океаны)
  • Творительный: кем? чем? (океаном, океанами)
  • Предложный: о ком? о чем? (об океане, об океанах).

Определяя падеж существительного, поставьте вопрос от слова, к которому оно относится.

Итак, запомните: имена существительные изменяются по числам и падежам.

Следуя правилу «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», люди выбирают себе новые имена в надежде на то, что это изменит их жизнь к лучшему. Но верно ли это правило и стоит ли прибегать к этому методу?

Поводов, из-за которых люди меняют имена, множество. «Причины можно разделить на внутренние и внешние, — рассказывает психолог Елена Шендерова. — За внутренними стоят неуверенность в себе , низкая самооценка, дисбаланс образа «Я», которые не изменить только сменой имени. Этот шаг будет не решением проблемы, а бегством от себя. Сюда же можно отнести истерические и демонстрационные черты личности, под влиянием которых человек стремится привлечь к себе внимание. Еще бывает, что люди некомфортно ощущают себя с данным именем, потому что оно вызывает негативные чувства и ассоциации (например, если такое же имя у родственника, с которым связаны эти эмоции). Также потребность в изменении имени возникает, когда человек, пройдя сложный жизненный этап, изменяет свою жизнь и прощается с прошлым. Иногда родители называют детей экзотическими именами , а вырастая, те стремятся избавиться от имени, связанного с детскими обидами (обзывания в школе), комплексами».

Скажи мне, какой у тебя ник, и я скажу тебе…

Социальные сети дают возможность заставить окружающих называть тебя таким именем, какое тебе по душе — достаточно придумать заманчивый ник, и вот уже все называют тебя не Катей Ивановой, а Katarina Sugar baby. Для некоторых ник в Интернете становится не просто красивым словцом, а родным именем, и они решают зафиксировать это родство документально.

Рассказывает Андрей, сменивший в паспорте реальное имя и фамилию на свой ник, которым пользуется в «Живом журнале». Ему 35 лет, редактор:
— Псевдоним появился году в 2005, еще до того, как я завел аккаунт в ЖЖ, а о перемене «паспортного» ФИО я задумался около года назад. Я пережил очень сильное личное потрясение, после которого произошла полная переоценка ценностей. Мне нужно было начать жить по-новому, и одним из шагов к этому стала смена имени и фамилии. Родные и близкие отнеслись к поступку с пониманием, а моя работа и жизненный опыт позволяют мне не задумываться о том, как это воспримут другие. Меня теперь часто принимают за иностранца — в моем новом имени есть и саксонские, и скандинавские корни, но оно все же искусственное. Что касается коллег и подчиненных (и всех тех, кто знал меня до смены имени), то достаточно было просто упомянуть, что я теперь зовусь иначе. После смены имени я начал соответствовать самому себе. В этом смысле старт новой жизни получился удачным.

Как отмечает психолог, Интернет дает возможность людям создать так называемый образ «идеального Я» либо преподать себя таким, какой ты есть внутри, или же просто примерить новую роль, которую ты не можешь играть в реальности.

Имя несет в себе мощную эмоциональную нагрузку. Так, например, в отношении многих имен в обществе сформировались стереотипы, порой заслоняющие истинное восприятие человека. Если Анжелика видится некоей сказочной принцессой, Жанна — экстравагантной красоткой, то Катя или Света часто воспринимаются как соседские девчонки, хотя практика показывает, что далеко не все Жанны привлекательны, а Кати не просты.

Рассказывает Наталья (ранее Маша), косметолог, 28 лет:
— Мне с детства не нравилось мое имя Маша. Меня постоянно обзывали, рифмуя имя с сами понимаете каким словом. Я решила, что как только окончу школу, то перед университетом обязательно сменю имя на Наталью: оно было для меня каким-то возвышенным. Сначала мне казалось, что ко мне стали относиться по-другому, но так как у нас в группе было две Наташи: высокая и я, маленькая, то чтобы нас различать, меня стали называть «Наташа — лилипутка наша». После этого я поняла, что в принципе к любому имени можно придумать обидное прозвище . Ты изменишь имя, но появится другая проблема — поэтому надо работать над собой.

По словам психолога Елены Шендеровой, глубокая внутренняя проработка имеющихся комплексов, страхов, обид и других чувств может реально помочь человеку. Но бесполезно создавать иллюзию изменений в себе. Постоянно убегая от себя, можно лишь попасть в зависимость от внешних проявлений и искать причины неудач везде, но не в самом себе.

Юрист Дарья придерживается мнения, что не имя красит человека, а человек — имя.
Дарья, 31 год:
— Я изменила имя с Симы на Дарью 5 лет назад. Имя мне не нравилось, потому что ассоциировалось с какой-то вредной тетей Симой, даже сочетание букв меня раздражало. Друзья и коллеги долго привыкали, но потом все-таки стали называться меня Дарьей без приставки «это та, которая Сима была». Честно скажу, что больших перемен я не заметила за эти 5 лет. Вначале было какое-то воодушевление. Иногда мне кажется, что это было самовнушение . Теперь так получается, что с именем Дарья меня ничто важное не связывает, как будто я прошлое потеряла, а по имени Сима немного тоскую даже, особенно когда кто-то из старых знакомых, не знающий о перемене имени, назовет меня Симой.

Напишите пожалуйста правильный вариант ответа) Какие части речи имеют формы числа? 1.По числам изменяются только имена существительные и глаголы в

прошедшем времени. 2. По числам изменяются имена существительные, имена прилагательные, глаголы. 3. По числам изменяются имена существительные, глаголы настоящего времени и прилагательные. Взаранее спасибо!

Какое утверждение верно?1)По родам изменяются имена существительных,имена прилагательных и глаголы.2)По родам изменяются только имена

прилагательные.3)Имена существительные бывают мужского,женского и среднего рода,а имена прилагательные,глаголы прошедшего времени изменяются по родам

по какому признаку имена существительные распределены на две

группы?1.Лебеди,голуби,львы,ежи,ерши,кроты.2.Шалаши,острова,сугробы,рассказы,утюги,шкафы.Запишите все имена существительные в единственном числе.как проверить правильно ли обозначен буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце каждого слова.

Вариант №1 1. Укажи имена существительные (подчеркни): боль болеть больничный играть игрушечный игра 2. Имена существительные изменяются: а) по родам и

числам б) по числам, родам и падежам в) по числам и падежам 3. Укажи имена существительные 1 склонения __________________ 2 склонения_____________ 3 склонения_______________ а) деревня г) мысль ж) огонь б) лень д) солдат з) смелость в) камень е) солнце и) столб 4. Укажи «лишнее» слово по типу склонения: а) улыбка б) веселье в) надежда г) слава 5. В каком падеже имена существительные не употребляются с предлогом: а) в именительном падеже б) в родительном падеже в) в винительном падеже г) в дательном падеже 6. Укажи имена существительные с окончанием «е»: а) жил в деревн… д) вспоминал без груст… б) упал с крыш… е) скакал на лошад… в) увидел в окошк… ж) работал на завод… г) шёл по пустош… з) лежит на ладон… 7. Укажи имена существительные в данном падеже: в родительном ____________________________________ в предложном ____________________________________ в творительном ___________________________________ а) с ковром е) на стуле л) с добротой б) в страну ж) к другу м) к дому в) от сирени з) в поездке н) со сказкой г) в портфель и) под землёй о) в шляпе д) без пальто к) сквозь туман п) от берега 8. Укажи имена существительные с гласной –о- в окончании: а) под плащ…м б) с солнц…м в) за чертеж…м г) перед калач…м д) с товарищ…м е) под страниц…й 9. Выпиши слова в которых надо писать суффикс -ек: а) человеч…к. б) огурч…к. в) молоточ…к г) цветоч…к. 10. О каком падеже идет речь: "Имена существительные отвечают на вопросы кем? чем? и употребляются с предлогами с, за, под, над”? а) о дательном падеже; б) о творительном; в) о предложном падеже.

Тест №6 1) В какой строке только имена существительные 1) В каком словосочетании имя существительное употреблено в винительном падеже 1) нашёл на тропинке

2) собирал под дубом 3) взглянул на подругу 4) обнаружил в ящике №2 Найди имя существительное 3-го склонения 1) стебель 2) зверь 3) храбрость 4) тополь №4 в каком предложении допущена ошибка при образовании падежной формы имени существительного 1) Бабушка любовалась брошью. 2) Нам нравятся блины с клубничным джемом 3) Я упал и больно ударился коленком 4) Актёр чуть заметно повёл бровью №5 В каком предложении все части речи кроме служебных-- имена существительные 1) Ветви ивы обвивали беседку в саду 2) При свете месяца город на берегу очаровывал 3) на лежбище моржей храп,мычание и рёв 4) Шум волн на море стих №6 Какое имя существительное по двум признакам отличается от других? 1) иней 2) город 3 лебедь 4 прорубь №7 В какой строке имена существительное имеют одинаковые признаки? 1) В болоте в магазине 2)под черепахой под скрипку 3) на поляне о тропинке 4) из кастрюли у ладони

Урок русского языка на тему: "Имя существительное"в 6 кл Разработку урока подготовила: учитель Абкаева П.М. Тема: Имя существительное. Цели: учебно-познавательные: 1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»; 2. формирование языкового и речевой компетенций; 3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи; интеллектуально-развивающие: 1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда; 3. развивать творческий подход; воспитывающая: 1. формировать у учащихся коммуникативные умения; 2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование:    толковые словари тесты, карточки конспект по теме «Имя существительное» Ход урока. I.Орг.момент. Урок русского языка. II.Игра. Прочитайте предложение. [йа оч’ин’ л’убл’у сило Канасираг1и - Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному селу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край». Задание. - Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания. III. Орфографическая пятиминутка. Зима принесла в наше село много слов. - Прочитайте эти слова. С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель. - Что вы заметили? (два одинаковых слова) - Так ли это? - Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари) Задание. 1гр. – определяет лексическое значение слова: иней 2гр. – изморозь 3гр. – изморось - Назовите слова – синонимы! (иней – изморозь) - Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы. Проверка – ключ (и,е,е,е,з,е,с,д,е)     В каком слове допустили ошибки? Какие орфограммы мы вспомнили? Какое слово лишнее? Почему? (блестит) Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да) IV. Тема: Имя существительное. Целеполагание: 1.Повторить всё, что мы знаем об имени существительном. - Я добавляю ещё одну цель: 2.Составить открытый конспект по данной теме. - Работать будем в паре, в группе. Представление: 1гр. Смекалистые 2гр. Сообразительные 3гр. Догадливые - Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? - Что это? (устойчивое сочетание слов) 1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах) 2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать) 3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо) «Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино. - Чтобы бы вы ответили ему? (Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной) - Давайте докажем Буратино важность имени существительного. «Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам». V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся) Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы) Схема на доске. - Задание. Подчеркнуть. 1гр. – явления природы 2гр. – признак, как предмет 3гр. – действие, как предмет. - Проверка. VI. Какими признаками обладает имя существительное? (постоянными и непостоянными) - Что относим к постоянным признакам? (ответы) - Мы это знаем? - Давайте докажем! «Снежная атака» Вопросы: - Почему в определении существительного указываются два вопроса: кто? что? (одуш. и неодуш.) - Какие имена существительные называются одушевленными? (ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…) - Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся) - Физминутка! (если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели) Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь. - Молодцы! - Какие существительные называются собственными? (ответы) - Изменяются ли имена существительные по родам? (не - Сколько родов в русском языке? - Как определить род у имени существительного? - Что вы знаете о типах склонения? - Как определить склонение? -Работа в паре! Маршрутный лист. Задание №2. - Соедини линиями правильные ответы. Работаем в группе! (если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами) Задания: 1гр. – Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное. Исправь ошибки: Ждал этот Край человека, И Люди пришли наконец, Посеять в долине умптэка Искры своих сердец. (И. Марченко) 2гр. Род. - На сколько групп вы бы разделили имена существительные? Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние. 3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души» Вопрос: - На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-синонимы. И пусть они чаще звучат в нашем селе. Определите склонение! Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь. - Проверка! Защита! Вопрос! Могу ли я написать слова: земля, север с заглавной буквы? (Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера) VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж) - Как изменяются имена существительные? (по числам) -Найди лишнее: Ельник, мерзлота,Канасираги, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.) Маршрутный лист. Задание №1. - Что мы называем склонением? Вопрос – ловушка? - Просклоняй имена существительные. Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е) - Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу) - Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.) - Как различить В.п. и Р.п.? смотрю на оленя враги оленя Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? 2группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3группа. Маршрутный лист. Задание №7.          Взаимопроверка. (консультанты) Физминутка (музыка) Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные) Подберите синоним к слову родник. Родник – ключ, источник. Ключ! Какое это слово? (многозначное) (ответы: ключ - дверной, музыкальный) Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр) Вспомним слова – ключи! 1скл. – земля, вода 2скл. – конь, вода 3скл. – степь, печь - Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ) Задания! Маршрутный лист. 1группа – задание №5. 2группа – задание №6. 3группа – Исследование. Вывести правило! Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц? «ё» или «о» Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й. Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е) Проверка заданий. 1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения – е.(дети выводят алгоритм) - Что ещё мы должны знать об имени существительном? (синтаксическую роль имени существительного в предложении) - Ответы. Творческая работа. 1группа: Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4) 2группа: Составить предложение. Исправить ошибки. Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3) 3группа: Мини – сочинение на тему «Забота о птицах» 1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.) 2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.) 3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.) 4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.) (С первым снегом на прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.) - Каких существительных больше в вашем сочинении? (существительных во множественном числе) - Это поиск следующего урока. Подведение итогов. - Работа в группах. - Составить открытый конспект по теме «Имя существительное». (проверяет консультант из 3 группы) Конспект. Имя существительное. 1.... - это часть речи, которая отвечает на вопросы..., обозначает... 2. Имя существительное имеет свои морфологические признаки: ...и.... 3. К постоянным признакам относим: 5. К непостоянным признакам относим: ..., 6. Безударное падежное окончание существительных в ед.числе можно проверить... 7. Окончание -е пишется у существительных:.. 8. Окончание -и пишется у существительных... 9. В предложении имя существительное может быть... -Проверка! -Рефлексия. -На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе». -Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным) Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия». - Домашнее задание. (на выбор) 1-3 балла 2-4 балла 3-5 баллов - Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить. Домашнее задание по теме «Имя существительное». Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить. Задание №1. Расставить знаки препинания. Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере. Задание №2. Составить предложение. Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в. Задание №3. Сочинение. Зимнее утро. 1предложение – морозы (И.п.) 2предложение – берёза (П.п.) 3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.) 4предложение – прилёт (Д.п.) На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений. Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности. 2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ