Эпохи южной кореи. Корея

  • Дата: 21.09.2019

История Кореи, начавшись с периода правления мифического героя Тангуна, насчитывает ряд исторических эпох: период Трёх государств, Объединённое Силла, государство Корё, период правления династии Чосон, время японского колониального господства, раздел полуострова на два государства и современный этап – эпоха развития Республики Корея. Хотя в наши дни понятие «территория Кореи» ограничивается определением «Корейский полуостров и прилегающие к нему острова», в прошлом исторической авансценой для предков нынешних корейцев выступали северо-восточные земли современного Китая и обширный регион, прилегающий к Корейскому полуострову.

Миф о Тангуне и государство Древний Чосон

Отправной точкой в истории как корейской нации, так и корейской государственности следует считать миф о Тангуне. Краткое содержание мифа о Тангуне Хванун, сын Небесного владыки Хванина, задумав править миром смертных, спустился вместе с духами Ветра, Туч и Дождя под дерево Синдансу («священное дерево Тан»), что на горе Тхэбэксан (ныне – гора Мёхянсан в провинции Северная Пхёнандо в Северной Корее), и основал «священный град» Синси. Миф повествует также о том, что к Хвануну обратились с мольбой тигр и медведица, прося сделать их людьми. Хванун ответствовал: «Это будет возможно, ежели вы в течение ста дней, питаясь лишь чесноком да полынью, не будете выходить на солнечный свет». Тигр испытания не выдержал, а медведица, проявив терпеливость, обернулась женщиной Уннё (т. е. «Женщиной-медведицей»). Уннё хотела иметь детей, и тогда Хванун, приняв человеческий облик, взял её в жёны. У них родился сын, которого назвали Тангун. Тангун (полный титул – Тагун-Вангом) основал столицу в крепости Пхёнъянсон, а страну назвал Чосон. Он правил страной 1500 лет, а в возрасте 1908 лет превратился в горного духа. Так этот миф изложен в историческом сочинении XIII в. «Самгук юса» («Забытые деяния Трёх государств»). Анализ мифа о Тангуне За мифическими событиями, предшествующими появлению на свет Тангуна, кроется миграция предков современных корейцев на Корейский полуостров и занятие ими доминирующего положения по отношению к коренному населению. Свита, с которой Хванун сошёл на землю, может истолковываться как культура земледелия и другие передовые технологии, которые принесли с собой на полуостров протокорейские племена. Женщина-медведица Уннё символизирует аборигенное население, а её брачный союз с Хвануном аллегорически изображает процесс смешения пришельцев с насельниками и формирование единого этноса. Тангун выступает как предводитель этого нового этнического образования и одновременно как его символ. Поэтому у корейцев принято называть себя потомками Тангуна. Государство Древний Чосон (2333 г. до н.э. (?) – II в. до н.э) Согласно корейским летописным источникам, Тангун-Вангом основал государство на пятидесятом году царствования легендарного китайского императора Яо, в год «тигра» по традиционной хронологии. Если перевести эту дату на современное летосчисление, то получится 2333 г. до н.э. Время существования государства Древний Чосон принято относить к доисторической эпохе. Поэтому события, происходившие в тот период, можно реконструировать путём анализа мифов, опираясь на сведения, почерпнутые из древнекитайских хроник, а также на данные археологии. Изучение этимологии имени «Тангун-Вангом» позволяет сделать вывод о теократическом характере власти в ту эпоху. История Древнего Чосона подразделяется на ряд периодов: Чосон Тангуна, Чосон Кичжа (ок. 1121 – 194 гг. до н.э.) и Чосон Вимана (194 – 108 гг. до н.э.). Каждый из этих периодов ознаменован приходом к власти новых сил в лице Тангуна и выходцев из Китая – Киджа (кит. Цзи-цзы) и Вимана. Закат Древнего Чосона приходится на II до н.э., когда в борьбе за гегемонию в регионе он начал терпеть поражение от ханьского Китая.

Период Трёх государств (I в. до н.э. – 668 г. н.э.)

В I в. до н.э. ряд племён, проживавших на территории Корейского полуострова и Манчжурии, объединившись, образовали три государства. На севере полуострова и в Манчжурии было создано государство Когурё. В западной части Корейского полуострова находилось государство Пэкче. Наконец, восточные земли занимало государство Силла. Хотя в генезисе этих трёх государств участвовало несколько этнических групп, можно утверждать, что представления о едином первопредке Тангуне были их общей чертой. △ Государство Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) Основателем государства Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) считается Чумон (вошедший в историю под храмовым именем Мудрого правителя Тонмёна). Государство было образовано в южной части Манчжурии племенами пуде и доминировало на всей территории Манчжурии и в северной части Корейского полуострова. Конуре стояло на пути продвижения на полуостров ханьцев (центрообразующего этноса Китая), поэтому с самого момента основания государства конфликты с Китаем были неизбежны. Китайское военно-политическое влияние на Корейском полуострове было ликвидировано с покорением когурёсцами округов Аннан (кит. Лолан) и Тэбан (кит. Дайфан), которые были образованы на полуострове Китаем после падения Древнего Чосона. А разбив в 598 г. огромную армию китайской династии Суй, Когурё самоутвердилось как сильнейшее государство в Северо-Восточной Азии. Среди трёх корейских государств Когурё также обладало самыми обширными территориями и мощной армией, что на протяжении долгого времени делало его на полуострове страшной силой. Однако в войнах с многотысячными суйскими армиями силы Когурё подрывались, и в конце концов государство пало под ударами союзных войск государства Силла и пришедшей на смену Суй династии Тан. После гибели Когурё его население подпало под власть Силла. Но часть когурёсцев, мигрировав на север и объединив там ряд народностей, создали государство Пархэ (кит. Бохай). Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) согласно легенде было основано выходцами из Когурё – братьями Ончжо и Пирю, сыновьями Мудрого правителя Тонмёна, перебравшимися на юг. За этой мифологической версией можно разглядеть процесс основания нового государства мигрантами из Когурё, вытесненными оттуда правящим кланом. На северном направлении Пэкче сталкивалось с Когурё, которое препятствовало дальнейшему продвижению своего соседа. На западном направлении Пэкче через морской путь поддерживало отношения с различными китайскими царствами. Завоевав южную часть округа Тэбан (кит. Дайфан), оплота китайского влияния на полуострове, Пэкче укрепило своё положение, что привело к столкновениям с Когурё. Впоследствии с ростом могущества Силла Пэкче пришлось вести изнурительную борьбу и на восточном направлении. Интенсивно развивались также связи Пэкче с Японией. История государства Пэкче отмечена взлётом блистательной культуры. Но противостояние с Силла изматывало силы страны, пока, наконец, в 660 г. государство не погибло под натиском союзных войск государства Силла и китайской династии Тан. После падения Пэкче многие выходцы из этого государства, переправившись в Японию, способствовали формированию государственности и культуры в этой стране. Государство Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) Если в мифах об основателях Когурё и Пэкче прослеживается пуёский компонент, то миф об основателе государства Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) принадлежит к группе мифов, где герой рождается из яйца. Из яйца появляется на свет и мифический основатель Силла Пак Хёккосе. Миф о Пак Хёккосе скрывает в себе процесс смешения местного населения с носителями более передовой культуры, пришедшими извне, и формирования нового этноса. Время существования государства Силла, включая период Объединённого Силла, когда на протяжении 992 лет на троне сменилось 56 правителей, в Корее называют «Тысячелетним царством». Будучи зажато в юго-восточной части Корейского полуострова, государство Силла практически не имело доступа к передовой культуре, что сказалось на его замедленном развитии. Тем не менее, постепенно развиваясь, это государство развило как военный, так и культурный потенциал. А союз с танским Китаем позволил разбить поочерёдно Пэкче и Когурё и осуществить историческую задачу объединения всех трёх государств на Корейском полуострове..

Период Объединённого Силла (668 – 935)

История Силла после объединения трёх государств называется периодом Объединённого Силла (668 – 935). Это было время пышного расцвета культуры при государственном покровительстве буддизму. Избавившись после объединения страны от вмешательства Китая, Силла сумело объединить под своей властью все земли Корейского полуострова за исключением части территории на севере. К северу от Объединённого Силла находилось образованное выходцами из Когурё государство Пархэ (кит. Бохай). Таким образом, были заложены основы для формирования и развития единой нации. В поздний период Силла верхи погрязли в роскоши и развлечениях, а политическая ситуация в стране оказалась дестабилизирована. В провинции самоуправствовала местная знать, и началась эпоха междоусобной борьбы, которую в историографии также называют временем Позднего троецарствия. С повторным объединением страны под властью династии Корё Силла прекратило своё существование.

Период династии Корё (918 – 1392)

Основатель династии Корё (918 – 1392) Ван Гон (877 – 943) в качестве столицы избрал Сонак (современный город Кэсон в Северной Корее). В 935 г. он включил Силла в состав нового государства, а в 936 г. разгромил государство Хубэкче (Позднее Пэкче), завершив тем самым повторное объединение страны. При династии Корё особым почитанием пользовался буддизм, а внешняя политика ставила своей задачей продвижение на север, вследствие чего земли государства были расширены. В поздний период династии Корё страна подверглась нашествию монголов (династия Юань в Китае), и правящий дом Кореи, попав в подчинённое положение от завоевателей, едва сохранял своё автономное существование. Воспользовавшись смутой в Китае, вызванной утратой власти династией Юань и утверждением династии Мин, Корё восстановило государственный суверенитет. Однако с усилением влияния военных и появлением сильного лидера по имени Ли Сон Ге трон перешёл к нему, а династия Корё прекратила своё существование. Она правила страной 474 года, и за это время на престоле успели побывать 34 монарха

Период династии Чосон (1392 – 1910)

Династия Чосон (1392 – 1910) была основана выдвинувшимся из среды военных Ли Сон Ге (ван Тхэчжо) при поддержке опиравшегося на идеи конфуцианства (чжусианства) реформаторского крыла правящего слоя. Считается, что прежняя династия была смещена не грубой силой, а отречением от престола, причиной чему послужила утрата ваном Мандата Неба в силу своей недобродетельности. Период правления династии Чосон уникален тем, что хотя правитель и был наделён абсолютной властью, у него существовал противовес в лице конфуциански образованных чиновников и учёных. Поэтому, даже называясь монархом, он был обязан и в личных, и в государственных делах педантично следовать положениям политической философии того времени. В государстве Чосон получили широкое развитие как культура, так и техника, примером чему могут послужить создание корейского алфавита и изобретение дождемера. С другой стороны, приверженность условностям и церемониалу вкупе с излишней придирчивостью в том, что касалось теоретических выкладок, привели общество к стагнации. Следствием проводившейся в течение долгого времени политики изоляционизма явилась неспособность реагировать на вызовы эпохи в Новое время. Став жертвой соперничества великих держав, Корея в итоге подпала в 1910 г. под колониальный гнёт империалистической Японии.

Период японского колониального господства (1910 – 1945)

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился

Современный период

После освобождения страны в 1945 г. в южной части страны были размещены американские войска, а в северной – советские. В каждой из этих двух зон присутствия действовала своя военная администрация, и это стало первым зерном дальнейшего раздела страны. После проведённых в 1948 г. выборов на Юге было сформировано сепаратное правительство, и была провозглашена Республика Корея. Правительство Республики Корея было признано мировым сообществом как единственно легитимное правительство на Корейском полуострове. На Севере при поддержке СССР был создан коммунистический режим – Корейская Народно-Демократическая Республика. Со вторжения Северной Кореи на Юг началась Корейская война, длившаяся с 1950 по 1953 г. Вмешательство войск ООН и китайской армии завершилось в итоге перемирием, закрепившим раздел страны. После этого, пережив период нестабильности в 60-х гг., Республика Корея осуществила в 70-х гг. ускоренное экономическое развитие, получившее название «чуда на реке Ханган». В конце 80-х была проведена политическая демократизация, подразумевающая смену власти в стране посредством института прямых президентских выборов. Наряду с этим во взаимоотношениях с Севером произошёл отход от установок времён «холодной войны». Был произведён переход к обоюдному признанию существующих в обеих Кореях политических систем, к эре примирения и сотрудничества.

Немного о корейцах

Откуда произошли корейцы?

На вопрос «кто такие корейцы?» многие ответят «это азиаты, и живут они на Корейском полуострове, в двух странах – Северной и Южной Корее». А кто-то, может, и вовсе назовёт их китайцами или монголами. Вариантов много, ведь до сих пор учёные и историки не пришли к единому выводу, продолжая выдвигать различные гипотезы о происхождении корейцев.

Существует версия о том, что около шести тысяч лет палеоазиатские племена, обитавшие на севере Сибири, расселились в Манчжурии и на Корейском полуострове, где встретились с осевшими там племенами мэк, в результате чего образовалась корейская народность.

Кто-то говорит о том, что алтайские народности дошли от подножия Алтайских гор до Манчжурии, Корейского полуострова и Японии, где им пришлось противостоять китайским иханями, поэтому племена со временем сплотились, образовав народности корейцев, монголов, тюрков и т.д.

Есть мнение, что первобытные тунгусы и есть корейцы, образовавшиеся в результате слияния трёх племён: Фан Унг , прибывших из Центральной Азии, Буё , пришедших из степей и Саки из Турции. Это три племени пришли на север Китая, где смешались с местными народностями, после чего расселились на Корейском полуострове.

А вот ДНК-исследования показывают, что корейская народность берёт своё начало от восточной части Саянских гор и окрестностей Байкала. Но одно можно сказать наверняка – по антропологическому типу корейцы принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Современные корейцы говорят на корейском языке, называют себя в Северной Корее «чосон сарам», а в Южной – «хангук сарам». Корейцы живут не только на Корейском полуострове, их достаточно много в КНР, США и Японии. Россия среди этих стран занимает восьмое место с корейским населением в 180 тыс. чел. Само этническое название русских корейцев «корё сарам».

Корейцы. Интересные факты

  • Морковь по-корейски – блюдо, придуманное русскими корейцами и не имеющее отношение к традиционной корейской кухне;
  • Первое, что спросит у Вас кореец после приветствия «вы голодны?» Еда в корейском менталитете – это очень важная вещь;
  • Корейцы очень трудолюбивы, потеря работы – крах всего святого в жизни;
  • Недосып – показатель работоспособности. Например, студент на защите диплома должен выглядеть зелёным и полумертвым, а иначе его могут укорить в недостаточном усердии;
  • Для мужчин в ряд с маленьким лицом, осиной талией и выразительными губами в идеал женской красоты вписываются… большие уши;
  • До 1994 года пара с одинаковыми фамилиями не могла заключить официальный брак – в реестре ставилась печать «родственники» и у супружеской пары не было возможности зарегистрировать своих детей;
  • В Корее стараются избегать числа 4, потому что оно созвучно со словом «смерть». Поэтому в зданиях часто после третьего этажа идёт пятый, либо четвёрка заменяется буквой F;
  • Корейцы употребляют много алкоголя. Среднегодовое количество алкоголя в год на душу население – 9,1 л.;
  • Около 90% корейцев близоруки, при этом линзам они предпочитают очки, так как это считается показателем хорошего ума;
  • Бейсбол – самый популярный вид спорта в Корее;
  • Пластическая хирургия – важная часть жизни практически каждой женщины (да и мужчины тоже);
  • Многие корейцы хорошо поют, но плохо танцуют. Именно поэтому у них вызывают недюжинный восторг артисты Халлю;
  • Нельзя писать имя живого человека красными чернилами – это навлечет на него смерть. Всё дело в том, что раньше имя умершего писали красными буквами на надгробной плите;
  • 93% учащихся Южной Кореи заканчивают университет;
  • Южная Корея занимает второе место в мире по количеству читающих людей;
  • Уровень грамотности в Южной Корее составляет 99%;
  • Ни Северная, ни Южная Корея не воспринимают друг друга как независимую страну. То есть Южная Корея автоматически предоставляет гражданство жителю Северной, как и Северная – жителю Южной;
  • Каждый пятый кореец носит фамилию Ким, восьмой – Ли, десятый – Пак;
  • Корейцы не называют Японское море таковым, а зовут его Восточным. Это связано с давними конфликтами между государствами.

Хотя археологические находки свидетельствуют о том, что на территории Корейского полуострова существовали поселения первобытного человека еще порядка 70-ти тысяч лет тому назад, однако официальная история Южной Кореи или первого государственного образования на этой территории, имеет более поздние упоминания в древнекитайских хрониках.

Согласно этим историческим документам еще в 1300 году до нашей эры на этой территории Корейского полуострова существовало такое государственное образование, как Древний Чосон. Однако переломным моментом в истории страны стал приход к власти династии Коре, что произошло в первом тысячелетии нашей эры, что стало тем историческим моментом, когда на мировой географической и политической карте появилось наименование государства, явившееся прообразом современного имени страны – «Корея», история которой уходит вглубь веков.

Столица Южной Кореи

В истории человечества довольно редко встречаются случаи, когда наименование столицы не означает ничего иного, как просто слово «столица». Именно так с корейского языка переводиться слово «Сеул», город который до 1945 года имел несколько иное наименование, а именно Ханян. Однако после раздела Корейского полуострова на два государства южнокорейцы решили немного изменить имя своей столицы. И на сегодняшний день – это Сеул, со своими 10 миллионами жителей, относиться к одному из наиболее густонаселенных городов мира.


Население Южной Кореи

По статистическим данным ООН за минувший год, составляло в среднем немногим более 51 миллиона жителей, что соответствует 26 месту в мировом рейтинге численности населения. При этом практически до семидесятых годов минувшего столетия основу населения страны составляли этнические корейцы при небольшой численности китайского населения. Однако с развитием экономики страны этнический состав существенно изменился за счет значительно количества китайских эмигрантов. Так, что на сегодняшний день коренное корейское население составляет не более одной трети общей численности населения страны.


Государство Южная Корея

Несмотря на то, что официально была провозглашена в 1948 году с момента принятия Парламентом Конституции этой страны, но государственность существовала и до этой даты. Ведь начиная с 1919 года, когда Корейский полуостров был оккупирован японскими милитаристами, в изгнании существовало законное Временное правительство Республики Корея, которое не было признано не только правительством СССР, но и правительством Северной Кореи во главе с его главой Ким Ир Сеном.


Политика Южной Кореи

Согласно действующей в Южной Корее Конституции форма политического и государственного устройства страны определяется, как парламентско-президентская республика главой которой является президент Республики, избираемый всеобщим прямым голосованием на пятилетний срок. При этом законодательная власть в стране принадлежит парламенту, который в составе 300 депутатов избирается так же на пятилетний срок. Так, что в целом имеет самые прогрессивные и демократические формы.


Язык Южной Кореи

Как Северная, так и Южная Корея общается на корейском языке, который, по мнению многих лингвистов, относиться к отдельной группе так называемых «алтайских языков». При этом применяют при своем общении этнические корейцы, проживающие во многих странах мира, а именно в таких, как тот же Китай, Япония и значительная часть стран Средней Азии. Помимо этого в связи с интеграцией Южной Кореи в мировую экономику, некоторая часть населения страны довольно свободно владеет японским, английским и китайским языки. А такого рода ассимиляция существенно сказывается на том, что культура Южной Кореи все больше приобретает западноевропейский характер.

Корея известна, как одно из самых древних государств в Восточной Азии. Древний Чосон был первым государственным образованием на территории современной Кореи. Его расцвет приходился на пятое и шестое столетие до начала нашей эры.

Уже в первом столетии до начала нашей эры на территории Корейского полуострова были образованны раннефеодальные государства Силла, Пэкче и Когурё. В историю это время вошло, как «период троецарствия». В государствах, которые тесно сотрудничали друг с другом, утвердились буддизм и конфуцианство. Силла, Пэкче и Когурё со временем начинают много воевать за лидерство на полуострове. В их и без того кровопролитную борьбу регулярно вмешиваются китайские государства Суй и Тан.

В седьмом столетии Сила выходит победителем из очередной междоусобной войны со своими соседями и на ее территории создается государство, включающее в себя земли всех трех держав. Оно называется объединённая Силла и является первым объединенным государством за всю историю Кореи. В следующем столетии Силла превращается в сильнейшее феодальное государство, но, в начале девятого века, в результате нескольких феодальных междоусобиц государство приходит в упадок.

В девятьсот восемнадцатом году, под управлением талантливого полководца по имени Ван Гон, на территории Корейского полуострова было образовано государство Корё (от этого названия и произошло европейское название страны). На протяжении всего своего существования, вплоть до конца четырнадцатого столетия, Корё постоянно находится в состоянии войны с чжурчжэнями, киданями и многочисленными монгольскими захватчиками.

К концу одиннадцатого столетия государство заметно ослабело. Причиной тому стали, в первую очередь, непрекращаемые военные действия против целого ряда захватчиков, а также постоянные распри среди феодалов государства. Так как ослабление страны сопровождало усиление феодального гнета населения, в стране стали все чаще происходить народные восстания. В конце двенадцатого столетия в стране произошло три крупнейших крестьянских бунта, которые охватили огромную территорию Кореи.

К концу четырнадцатого столетия к власти в Корее пришел полководец Ли Сон Ге, совершивший военный переворот и положивший начало новой династии – династии Ли, которая будет править в Корее вплоть до одна тысяча девятьсот десятого года. Сон Ге, хорошо знавший историю своих земель, переименовал свое государство в Чосон, отдавая дань памяти Древнего Чосона. Для укрепления и возрождения страны новый ван (так в государстве называли короля) провел целый ряд важных реформ и принял несколько ключевых законов.

На протяжении трех столетий, начиная с пятнадцатого, Корея вынуждена оказывать упорное сопротивление целому ряду иноземных завоевателей. В конце шестнадцатого века, заручившись поддержкой Китая, корейское государство отражает вторжение на свои земли Японии. Далее последовали годы кровавой войны, которая вошла в историю под названием «Имджинская война». В этой войне против японских захватчиков корейский народ проявил себя очень патриотично и мужественно. Благодаря обитому железом кораблю под названием «Кобуксон», корейский флот одержал ряд очень важных морских побед. Флотом в тот момент руководил талантливейший военачальник и толковый адмирал Ли Сун Син.

В начале семнадцатого века корейскому народу приходится держать оборону против участившихся набегов маньчжурских племён.

Опасаясь очередных набегов со стороны иноземцев, начиная с семнадцатого столетия, находящаяся у власти аристократия Кореи, начинает вести закрытую политику изоляции от остального мира. С тех пор за Кореей закрепилось название «страна-отшельник». На всем побережье страны были выстроены заградительные заставы и укрепления, населению строго настрого запрещалось вступать в контакт с иноземцами. Даже рыбаки не имели права выходить в море слишком далеко, дабы избежать контактов с моряками иностранных кораблей. Но к концу восемнадцатого столетия в земли Кореи все равно стали проникать миссионеры из Европы, познакомившие местных жителей с христианской религией, которая начала постепенно утверждаться в корейском обществе.

Внутренняя жизнь корейского государства на протяжении семнадцатого и восемнадцатого столетий сопровождалась частыми конфликтами, междоусобной борьбой за власть, переворотами, заговорами и стычками различных «партий». Однако именно в этот период в истории страны бурно развиваются торговля и различные ремесла, появляется целый ряд мастерских. В это же время стремительно развивается горная промышленность и в Корее начинается добыча меди, серебра и золота. В стране начинают формироваться товарно-денежные отношения.

В восемнадцатом веке огромный вклад в развитие культуры и науки страны внесло идейное течение «сирхак», название которого можно перевести, как «реальные науки». Оно возникло в противовес движения ортодоксального конфуцианства. Сирхакисты продвигали идеи менее жестокой эксплуатации крестьян, развития торговли, национальной промышленности и выступали за ведение равного для всех землепользования. Они выражали протесты против социального неравенства и суеверия, а также призывали сограждан перенимать опыт и все лучшее, что можно было встретить у других народов. Сторонники этого движения требовали прекращения корейской политики поклонения «старшему брату», которым для Кореи в то время являлся Китай. Именно с взглядов идеологов «сирхак» начался отчет растущих в обществе демократических тенденций и назревающего кризиса феодального стоя.

Начало девятнадцатого столетия стало для Кореи временем нестабильности в обществе. Крестьяне, ремесленники и небогатые горожане все чаще и чаще выступали против засилья аристократов и феодалов. Этот период ознаменован также зарождением нового учения «тонхак» которое вобрало в себя лучшие из таких религий, как христианство, буддизм, конфуцианство и корейский шаманизм. Главная идея этого учения заключалась в равенстве всех людей.

В девятнадцатом столетии на территории Кореи начинается настоящая экспансия со стороны целого ряда стран, пытающихся силой «открыть» непокорную страну. В семьдесят шестом году девятнадцатого столетия Япония навязывает корейским властям подписание неравноправного договора. Спустя шесть лет ее примеру последовали Соединенные штаты, а на протяжении последующих нескольких лет подобные контракты с Кореей подпишут Франция, Россия и Великобритания. Все эти державы вступают в борьбу за право подчинить себе Корейский полуостров.

Начиная с семидесятых годов девятнадцатого столетия, в условиях обостряющегося кризиса устаревших феодальных отношений и внешнего влияния целого ряда стран, в Корее возникает движение «кэхва ундон», название которого можно перевести, как «движение за реформы». Его идейной основой выступил «сирхак». Сторонники нового движения открыто проявляли свое недовольство феодальным режимом и китайского влияния в Корее, выступали за развитие капиталистических равноправных отношений и расширение связей с зарубежными державами. В их программу входило пресечение коррупции, реорганизация армии, улучшение положения обычного народа, а также усвоение положительного опыта зарубежных стран.

Четвертого декабря одна тысяча восемьсот восемьдесят четвертого года реформаторам удалось совершить государственный переворот. Но два дня спустя их жвижение было подавлено с помощью китайской армии.

Конец девятнадцатого столетия также характерен для Кореи началом широкого крестьянского движения против феодального гнета. В девяностых годах девятнадцатого века это движение приведет к началу крестьянской войны. Однако эти восстания будут подавлены при помощи китайских военных. Подобные акции армии Китая привели к недовольству со стороны Японии, которая переправила на территорию Кореи свои войска под предлогом защиты своих подданных и нанесла сокрушительное поражение китайским войскам. В результате такого поворота событий, Корея, наконец, избавилась от гнета соседнего Китая и обрела настоящую независимость.

В конце девятнадцатого столетия королевский двор Кореи вступает в переговоры с Россией с целью не допустить захвата Кореи Японией. Россия выступает в поддержку корейского государства, но в результате поражения в Русско-Японской войне противостоять растущему на полуострове влиянию японцев не смогла. К концу лета десятого года прошлого столетия Япония превращает Корею в часть своей империи и страна получает статус генерал-губернаторства, подчиняющегося Японии.

Японское господство в Корее продлилось почти сорок лет. Все попытки корейского народа выйти из-под гнета захватчиков (к примеру, знаменитое Первомартовское движение), жестоко пресекаются с помощью войск. Во время Второй мировой войны Корея становится для Японии военно-стратегическим плацдармом.

Но корейский народ упорно противостоял захватчикам. На территории страны появилась целая сеть партизанского движения. Одним из таких партизанских отрядов руководил Ким Ир Сен – будущий предводитель Северной Кореи.

После разгрома Советской Армией Квантунской группировки, корейский народ был освобожден из-под длительного гнета Японии. Но конфронтация между Соединенными штатами и Советским союзом не позволила корейцам создать единое государство – в сорок восьмом году территория полуострова была разделена на Южную Корею, попавшую под влияние США, и Северную Корею, протекторат которой оказывал СССР.

В пятидесятых годах прошлого века на территории полуострова начинается трехлетняя Корейская война, в результате которой КНДР была признана агрессором резолюцией ООН. В июле пятьдесят третьего года стороны подписали мирный договор, который действует до сих пор.

План
Введение
1 Ранняя история
2 Древний Чосон
3 Ранние государства (108 до н. э. - III век)
4 Три королевства
5 Пархэ и Объединённое Силла
6 Поздние три королевства
7 Корё
7.1 Монголы в Корее

8 Чосон
8.1 Закат Чосон

9 Аннексия Японией
10 Раскол Кореи
Список литературы

Введение

Доисторическая Корея
Кочосон, Чингук
Ранние королевства:
Пуё, Окчо, Тонъе
Самхан
Конфедерация Кая
Три королевства:
Когурё
Пэкче
Силла
Объединённое Силла, Пархэ
Поздние три королевства
Корё:
Киданьские войны
Монгольские вторжения
Чосон:
Имджинская война
Корейская империя
Генерал-резиденты
Под управлением Японии:
Генерал-губернаторы
Временное правительство
Разделённая Корея:
Корейская война
Северная, Южная Корея

История Кореи Эта статья описывает историю Кореи до середины XX века, когда произошло разделение на северную и южную части. Смотрите статьи История Южной Кореи и История Северной Кореи.

1. Ранняя история

Археологические находки говорят, что люди появились на территории Корейского полуострова порядка 70 тысяч лет назад. В провинциях Хамгён-Пукто, Пхёнан-Намдо, Кёнгидо и Чхунчхон-Пукто находят множество каменных орудий труда, относящихся к палеолиту. Люди тех лет жили в пещерах и строили примитивные дома.

Древнейший корейский гончарный предмет относится к 8000 году до н. э. Гончарные предметы 3500-2000 годов до нашей эры (Гончарный период Чыльмун) находят по всей территории полуострова, а также в Приморском крае, Монголии и Маньчжурии. Гончарное искусство Чыльмун проявляет сильное сходство с гончарной культурой Дзёмон в Японии.

2. Древний Чосон

По легенде первое корейское государство было основано сыном женщины-медведицы и небожителя Тангуном в 2333 году до н. э. Историки называют самый ранний этап корейской истории периодом государства Древний Чосон (Ко Чосон). Территория Древнего Чосона находилась в районе севера Корейского полуострова и полуострова Ляодун. Большинство современных историков сходятся во мнении, что дата 2333 год до н. э. является сильно удревнённой, поскольку не подтверждается никакими историческими документами кроме отдельных средневековых корейских хроник (Самгук Юса и подобные). Первые упоминания о Древнем Чосоне относятся к IV-III векам до н. э. Считается, что на заре своего развития Древний Чосон был племенным союзом, состоявшим из отдельно управлявшихся городов-государств, а централизованным государством он стал около IV века до н. э. Примерно в это же время на юге полуострова образовалось протогосударство Чин, а также протогосударства Три Хан (Самхан). В 108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань.

Ранние государства (108 до н. э. - III век)

После падения Кочосона на территории полуострова образовалось три племенных союза: Махан, Чинхан и Пёнхан (собирательное название Три Хан - Самхан). Севернее Самхана развивалось государство Пуё (Фуюй). Также на территории бывшего Кочосона возникло несколько небольших государств, среди которых Окчо и Тонъе (восточное Йе).

4. Три королевства

В начале нашей эры из племенных союзов, оставшихся после распада Кочосона, сложилось три раннефеодальных государства - Силла, Пэкче и Когурё.

5. Пархэ и Объединённое Силла

После завоевания Когурё и Пэкче в 676 году, возникло государство Объединённое Силла, которое в 935 году было заменено государством Корё.

В то же время на севере развивалось государство Пархэ (кит. Бохай).

Этот период в истории Кореи был ознаменован расцветом буддизма.

6. Поздние три королевства

В период поздних трёх королевств (892-936) на Корейском полуострове было три государства: Силла, Хупэкче, («Позднее Пэкче») и Тхэбон (или Хукогурё, «Позднее Когурё»).

Корё было основано в 918 году и к 936 году объединило полуостров. Слово «Корё» стало прообразом современного «Корея». Правление династии длилось до 1392. В течение этого периода был разработан подробный свод законов. Буддизм распространился по всему полуострову.

7.1. Монголы в Корее

В 1231 году Монгольская империя начала набеги на Корё и после 25 лет борьбы король Корё был вынужден стать монгольским данником. Следующие 80 лет Корея провела под монгольским игом. Первое представление дани монголам относится к 1241 году; корейские государи постоянно являлись ко двору монгольских императоров; там же жили и наследники престола, возвращавшиеся на родину только после смерти отца, для занятия (с разрешения монгольского императора) престола; в известных случаях и корейский государь, и его окружающие надевали монгольский костюм.

В середине XIV века монгольская империя стала медленно угасать, раздираемая внутренними склоками, и король Конмин смог избавиться от монгольской зависимости.

Когда в Китае пала Юаньская династия и воцарилась Минская, то Корё очутилась в двусмысленном положении: с одной стороны она признала свои вассальные отношения к новой династии (1368), с другой стороны продолжала прежние отношения и к удалившейся из Китая Юаньской и даже открыто приняла сторону последней, двинув свое войско к границам Китая. Таким положением дел искусно воспользовался тесть последнего государя династии Корё-главнокомандующий корейской армии генерал Ли Сон Ге. Он низложил династию Корё и основал новую (в 1392 году), известную под именем Чосон.

Столица Чосон была перенесена в Хансон, современный Сеул, а в 1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство. В XV веке был разработан корейский алфавит хангыль.

Чосон (название Кореи во время правления династии Чосон) в период с 1592 по 1598 годы страдал от набегов японцев (смотрите статью Семилетняя война (Корея)). После вторжений из Маньчжурии в 1627 и 1636 годах династия стала данником империи Цин.

Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией. Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Корея оставалась закрытой страной.

8.1. Закат Чосон

Во второй половине XIX века прозападные реформы в Корее, по образцу Японии, пытался инициировать влиятельный чиновник Пак Кю Су, однако они проводились крайне медленно и после его смерти остановились.

Начавшееся в 1893-94 гг. революционное движение, во главе которого шла партия Тога-куто, заставило короля обратиться за помощью к Китаю. Китайское правительство послало свои войска в Корею, на что Япония ответила посылкой своих. Началась Японско-Китайская война 1894-95 гг. Корея в ней официально участия не принимала, но она велась из-за Кореи и отчасти на её территории. После войны Корея попала фактически под протекторат Японии. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. В 1895 году японцы убили королеву Мин. Скандал был настолько широким, что в Японии над убийцами был устроен показательный процесс, однако все они были признаны невиновными.

11 февраля 1896 года ван Коджон бежал из дворца и скрылся в российском посольстве, где прожил целый год; только в марте 1897 года он вернулся в свой дворец, после чего принял титул императора, на деле не обладая практически никакой властью.

В 1904 году началась Русско-японская война. Официально Корея в ней участия не принимала, но война, сперва морская, потом сухопутная, велась сначала в пределах Кореи; ее гавани были местами высадки японских войск. Когда война окончательно перекинулась на территорию Маньчжурии, Корея осталась оккупированной японскими войсками, производившими в ней реквизиции. 30 января 1904 года российский посланник Павлов должен был выехать из Сеула. По договору 10 (23) февраля 1904 года, подписанного корейским императором под давлением Японии, Корея аннулировала в одностороннем порядке русско-корейские договоры и формально признала себя союзником Японии. Зависимость корейского государства сохранялась и после окончания русско-японской войны и была официально оформлена японо-корейским договором о протекторате 17 (4) ноября 1905 г.

9. Аннексия Японией

После русско-японской войны 1904-05 гг. Японская империя установила протекторат над Кореей, а в 1910 году аннексировала её. С 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией. Японцы проводили политику подавления антияпонского движения, экономической и культурной модернизации страны, а также ассимиляции корейцев. Разгром Японии во Второй мировой войне положил конец японскому господству в Корее (из Кореи были также выселены все японцы). Северная часть Кореи была оккупирована Советским Союзом, а южная - Соединёнными Штатами.

10. Раскол Кореи

В 1948 г. были созданы два государства - КНДР на севере и Республика Корея на юге. Корейская война 1950-53 гг. закрепила раскол страны. Тем не менее оба корейских государства убеждены в неизбежности объединения в будущем.

В Южной Корее на протяжении нескольких десятилетий правили военные диктаторы, проводившие политику модернизации страны. В конце 1980-х годов страна стала демократическим государством.

В Северной Корее была установлена диктатура Ким Ир Сена, которого после его смерти сменил его сын Ким Чен Ир.

Список литературы:

1. Старк Мириам Archaeology Of Asia. - Blackwell Publishing, 2005. - P. 137. - ISBN 1405102128

2. 6. Korea, to 540 °C.E. 2001. The Encyclopedia of World History (англ.)

3. Ланьков, Андрей (Сентябрь 2002). «Два источника и две составные части корейского национализма». Русский журнал .